Что помогло спасти город от печенегов. Древнерусская литература. Русская летопись. Отражение исторических событий в "Повести временных лет". "Сказание о белгородском киселе". учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему. Вопросы и задания

Сказание о белгородском киселе

В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.

И собрали в городе вече 1 и сказали:

Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам - может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.

Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:

Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.

Они же с радостью обещали послушаться.

И сказал им:

Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.

Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:

Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.

Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.

И пришли они в город, и сказали им люди:

Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.

И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».

Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.

Вопросы и задания

  1. Как удалось спасти город и его жителей? Какие качества характера помогли старцу спасти город?
  2. Как начинается и чем завершается сказание? Можно ли сказать, что трагическая ситуация завершается жизнеутверждающей концовкой?

    Попробуйте показать интонацией при чтении грустные и радостные моменты сказания.

  3. Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?
  4. Как вы понимаете слова: «печенеги», «вече», «поведали», «повелели», «корчага», «восвояси»?

    Можно ли их заменить словами, употребляемыми сегодня? Какими?

  5. Подготовьте пересказ текста, используя слова, которые вы объяснили.

    Передайте точно начало и концовку сказания. Найдите верные интонации для пересказа древнерусского произведения.

  6. О чём говорят начальные слова сказания «В лето 997»?
  7. Какой союз повторяется в сказании и сколько раз? Как вы думаете, почему это делается?

1 Вече - собрание горожан для решения общественных дел.

Сказание о белгородском киселе

В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.

И собрали в городе вече 1 и сказали:

Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам - может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.

Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:

Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.

Они же с радостью обещали послушаться.

И сказал им:

Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.

Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:

Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.

Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.

И пришли они в город, и сказали им люди:

Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.

И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».

Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.

Вопросы и задания

  1. Как удалось спасти город и его жителей? Какие качества характера помогли старцу спасти город?
  2. Как начинается и чем завершается сказание? Можно ли сказать, что трагическая ситуация завершается жизнеутверждающей концовкой?

    Попробуйте показать интонацией при чтении грустные и радостные моменты сказания.

  3. Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?
  4. Как вы понимаете слова: «печенеги», «вече», «поведали», «повелели», «корчага», «восвояси»?

    Можно ли их заменить словами, употребляемыми сегодня? Какими?

  5. Подготовьте пересказ текста, используя слова, которые вы объяснили.

    Передайте точно начало и концовку сказания. Найдите верные интонации для пересказа древнерусского произведения.

  6. О чём говорят начальные слова сказания «В лето 997»?
  7. Какой союз повторяется в сказании и сколько раз? Как вы думаете, почему это делается?

1 Вече - собрание горожан для решения общественных дел.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе ». К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Какое произведение древнерусской литературы мы изучали? В чём заключался подвиг отрока- киевлянина?

Древнерусская литература. Что включает в себя понятие древнерусская литература? Какие жанры характерны для древнерусской литературы?

Летопись Что такое летопись? Почему она так названа? Кто наиболее известный автор русских летописей? С каким летописным сводом вы знакомы? О чём он повествует?

Эпиграф к уроку Всякий народ не без племени-роду, и свитки летописаний деянья его сохраняют. Н. Гусовский

В. Васнецов «Нестор - летописец» Детали портрета летописца. Детали интерьера. Первые строки его писания: «Се повесть временных лет…»

«Повесть временных лет» «Повесть временных лет» составлена около 1113 г. Составил её монах Киево - Печерского монастыря Нестор. «Повесть…» - плод творчества нескольких поколений летописцев (переписал и отчасти переработал «Повесть…» монах Сильвестр).

Проверка д/з План статьи «Древнерусская литература» Особенности древнерусской литературы». Образ автора древнерусской литературы. Известные имена писателей древнерусской литературы. Появление новых редакций древнерусских книг. Тест по изученному материалу.

«Сказание о белгородском киселе» 997 год. Смекалка и хитрость русичей спасают их от гибели от рук самонадеянных и упорных печенегов.

Словарная работа Вече - собрание горожан в древней Руси для обсуждения государственных и общественных дел. Сыта - разбавленный водой мёд. Кадь – кадушка. Латки - посуда типа горшка. Корчага - большой глиняный горшок или чугун.

Анализ «Сказания…» О каком историческом событии идёт речь? Как начинается и чем завершается сказание? Как удалось спасти город и его жителей? Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Пересказ близко к тексту

Итоги урока Вставьте пропущенные слова: «Повесть … лет» составлена около … года монахом Киево - Печерского монастыря … . Жанр произведения- … . В основу её вошли … о земле русской. «Сказание о … киселе» повествует о том, как … осадили город … . Только … и … русских людей спасли их от неминуемой смерти.

Домашнее задание Выразительное чтение «Сказания о белгородском киселе» или найти и выписать рецепт киселя. Прочитать статью «Русская басня», ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Проверьте себя»

Использованные материалы: А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл. – Р.-на-Дону: Феникс, 2015.

Предварительный просмотр:

6 кл.

Тест по теме: «Древнерусская литература».

  1. К какому жанру литературы относится «Повесть временных лет»?

а) житие; б) повесть; в) летопись.

  1. Когда началось летописание на Руси?

а) в 9 веке; б) в 18 веке; в) в 11 веке.

  1. Кто автор «Повести временных лет»?

а) Нестор; б) Мефодий; в) Кирилл.

  1. Почему летописец начинал летопись «от сотворения мира»?

б) чтобы рассказать интересную историю, похожую на сказку;

в) чтобы передать опыт прошлого.

  1. Что такое летопись?

а) редкая старинная книга;

б) один из основных жанров древнерусской литературы;

в) лиро- эпический жанр народной поэзии.

  1. С какого времени начинается рассказ в летописи?

а) с библейских времён;

б) с описания ныне живущего князя;

в) с описываемого исторического события.

  1. Почему «Повесть временных лет» является памятником древнерусской литературы?

а) она написана в давние времена;

б) это очень редкая книга;

в) это книга, в которой отражено мировоззрение древнерусского человека.

Ответы:

1-в, 2-в, 3-а, 4-а, 5-б, 6-а, 7-в.

Предварительный просмотр:

Карточка 1.

Вставьте пропущенные слова:

Повесть временных лет. Сказание о белгородском киселе.

Карточка 2.

Вставьте пропущенные слова:

«Повесть ______________ лет» составлена около _____ года монахом Киево - Печерского монастыря ____________ . Жанр произведения- ____________ . В основу её вошли ______________ о земле русской. «Сказание о ________________________ киселе» повествует о том, как _______________ осадили город ________________ . Только _________ и _______________ русских людей спасли их от неминуемой смерти.

Повесть временных лет. Сказание о белгородском киселе.

Карточка 3.

Вставьте пропущенные слова:

«Повесть ______________ лет» составлена около _____ года монахом Киево - Печерского монастыря ____________ . Жанр произведения- ____________ . В основу её вошли ______________ о земле русской. «Сказание о ________________________ киселе» повествует о том, как _______________ осадили город ________________ . Только _________ и _______________ русских людей спасли их от неминуемой смерти.