Когда умер архимандрит кирилл. Скончался архимандрит Кирилл (Павлов). Прощание с Духовником

О его смерти сообщила сотрудница Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви монахиня Феодора (Лапковская).

Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов) родился 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки в набожной крестьянской семье. С 12 лет жил у неверующего брата, под влиянием среды отошел от религии. После окончания техникума работал технологом на металлургическом комбинате. Уже после войны, приняв монашеский постриг, каждый год о. Кирилл в пасхальный период посещал родную деревню и село Маково в 12 км от Михайлова, где у него похоронены родители, брат и сёстры. В селе помог восстановить колокольню и храм, который не закрывался на протяжении всей советской истории.

Был призван в Красную армию, служил на Дальнем Востоке. Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году.

Во время войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашел Евангелие.

«Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе – книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война? Почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь… Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся» (Архимандрит Кирилл).

Сразу после армии поступил в семинарию: «В 1946 году из Венгрии меня демобилизовали. Приехал в Москву, в Елоховском соборе спрашиваю: нет ли у нас какого-нибудь духовного заведения? „Есть, – говорят, – духовную семинарию открыли в Новодевичьем монастыре“. Поехал туда прямо в военном обмундировании. Помню, проректор отец Сергий Савинских радушно встретил меня и дал программу испытаний». По окончании Московской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году.

25 августа 1954 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре. Вначале был пономарем. В 1970 году стал казначеем, а с 1965 года – духовником монашеской братии. Был возведен в сан архимандрита.

Назначен духовником Патриарха Алексия II, в связи с этим переехал в Переделкино (где находится Патриаршая резиденция), продолжая духовно окормлять монахов лавры. Награжден церковными орденами преподобного Сергия Радонежского и святого князя Владимира. Автор многочисленных проповедей и поучений. Наставник молодых монахов, принявших постриг в лавре. Много писал в эпистолярном жанре, ежегодно архимандрит Кирилл отправлял архиереям, священникам, мирянам, духовным чадам и даже малознакомым людям до 5000 писем с поздравлениями, наставлениями и назиданиями.

В середине 2000-х годов перенес инсульт, который лишил старца возможности двигаться и общаться с внешним миром.


Опубликовано 21.02.2017 |

Просмотры: 1 282

|

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите.

23/02/2017
Архимандрит Кирилл (Павлов) умер вечером 20 февраля на 98-м году жизни в Переделкино.
...

Перед погребением тело отца Кирилла обнесли вокруг Успенского собора.
Архимандрит Кирилл (Павлов) погребен на территории лавры за алтарем церкви Святого Духа.

Предстоятель принял участие в отпевании архимандрита Кирилла (Павлова) | Православная Жизнь
............................................................................................................
Скончался архимандрит Кирилл (Павлов) | Православие и мир
20 ФЕВРАЛЯ 2017 Г.


За любовь его называли даже не духовным отцом, а “духовной мамочкой”
21 февраля 2017
Митрополит Святогорский Арсений - о почившем старце Кирилле (Павлове)


..................................................................
СВЯЩЕННИК АЛЕКСАНДР ШУМСКИЙ: ОСИРОТЕЛА РУССКАЯ СЕМЬЯ
20 февраля 2017 года ушли из земной жизни три необыкновенных русских человека. Они совершенно разные по своему поприщу: учёный, монах, дипломат.

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ ВЫРАЗИЛ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ В СВЯЗИ С КОНЧИНОЙ АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА (ПАВЛОВА)
..................................................................................................
ru.wikipedia.org Кирилл (Павлов )
Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов ; род. 8 сентября 1919,
деревня Маковские Выселки, Рязанская губерния)

///////////////////////////////////////////////

Игумен Нектарий (Морозов), инокиня Наталья (Аксаментова). Тихий свет подлинности. К 90- летию архимандрита Кирилла (Павлова) / Православие.Ru
Статья написана келейницей батюшки инокиней Натальей (Аксаментовой) в 2009 году
к 90-летию старца. Уже лет 10 он тяжело болен.
Господи, спаси и помилуй архимандрита Кирилла!!!

Вопрос о том, есть ли сегодня старцы и если да, то как их найти, слышит время от времени каждый священник. Архимандрит Кирилл (Павлов), многолетний духовник Троице-Сергиевой Лавры, как правило, на это вопрошание отвечал так: «Про старцев не знаю, но старики есть». Хотя именно он и был, и остается одним из тех немногих, кого старцем можно именовать не только по возрасту, но и в полном согласии с тем, какое значение усвоилось этому слову в традиции Православной Церкви. Богатейший духовный опыт, неложные смирение и любовь, подлинное беспристрастие, переходящее в то бесстрастие, которое и является целью христианского подвига, преуспеяние в добродетелях – вот те качества, которые видели на протяжении долгих лет в отце Кирилле как его духовные чада, так и люди, которых Господь лишь однажды, может быть, привел в его келью за разрешением сложного недоуменного вопроса, за молитвенной помощью или просто – за тем утешением, которого так недостает современному человеку, живущему в мире холодном и жестоком.
Наверное, еще несколько лет тому назад не было бы никакой нужды рассказывать об отце Кирилле, пояснять, какое место он занимает в новейшей истории русского Православия. В его келию в Патриаршей резиденции в Переделкино стекались исповедники со всей Руси, из тех стран, которые именуют ближним зарубежьем, и из тех, которые как были, так и остаются дальним. Монашествующие и духовенство, лаврская братия нынешняя и уже бывшая, миряне и архиереи, наконец, почивший Святейший Патриарх Алексий приходили к всероссийскому духовнику, чтобы покаяться, примириться с Богом, услышать слово спасения. Думаю, каждый, кто знал в это время отца Кирилла, согласился бы с тем, что на нем с удивительной полнотой и силой сбывалось слово преподобного Нифонта Цареградского, ответившего однажды ученику на вопрос о том, каковы будут подлинные подвижники последних времен – не совершающие явных чудес, но благоразумно скрывающие себя среди людей и идущие путем делания, растворенного смирением.
Но Господу было угодно искусить многоценное злато его праведности последним и самым тяжким и долговременным искушением: чуть меньше шести лет тому назад архимандрит Кирилл перенес инсульт, который сначала обездвижил его, а затем практически лишил возможности общения с внешним миром. Практически, но не до конца. Прикованный к постели, мужественно терпящий свою болезнь, он не ищет поддержки и утешения, но в краткие моменты, когда силы возвращаются к нему, сам поддерживает и утешает, увещевает молиться и не унывать, и еще – заботиться о здоровье…
Мы публикуем скромное приношение, написанное к девяностолетнему юбилею Батюшки,-- статью его келейницы, инокини Наталии (Аксаментовой), на протяжении последних полутора десятилетий постоянно находящейся при нем и день за днем благодарно впитывающей тот тихий свет, о котором она говорит, рассказывая об отце Кирилле. Ее текст нельзя отнести к жанру воспоминаний – Батюшка по-прежнему с нами, и время для них еще не наступило. Скорее, это свидетельство о том чуде, которым и сегодня остается его жизнь, о той силе, которая, по слову Христа, является в предельной немощи изможденного и истонченного страданием тела. Свидетельство, такое нужное и такое важное для нас.

Игумен Нектарий (Морозов)
Тихий свет подлинности
Так вышло, что инсульт случился на моих глазах - внезапно, быстро и с какою-то возмутительной бесцеремонностью. За две-три минуты до этого я ввалилась в больничную палату - весело, шумно, с рюкзаком, сумкой, термосами… Батюшка поправил очки, пошутил над моим альпинистским видом, взял с тумбочки Евангелие, присел на край кровати. Я потрошила свой рюкзак, расставляла термосы с горячей едой, на ходу рассказывала какую-то забавную историю из нашей переделкинской жизни… Вдруг он стал клониться к подушке. Правой рукой снял с себя очки, успел положить их на тумбочку… и рухнул всем корпусом на кровать, завалившись на левую сторону. Пока медсестры бегали за лечащим врачом, я оставалась с ним в палате один на один. Я беспомощно плакала и теребила батюшку, за рукав. Казалось, он в беспамятстве… Но вот он, никогда не оставлявший без внимания ничьей беды, вновь открыл глаза, приподнял голову, повернулся в мою сторону и тихо, но спокойно и твердо произнес: «Ничего не бойся… Слава Богу за всё…». И голова его снова безжизненно упала на подушку. Так была проведена черта между двумя совершенно разными жизнями - жизнью до и жизнью после инсульта .
***
Судя по тому спокойному мужеству, с каким были произнесены эти последние слова - случившееся не застало его врасплох. Оно застало врасплох меня и всех нас - тех, кто окружал и выхаживал первые восемь месяцев после инсульта, и тех, кто не имел возможности послужить ему практически, но мыслями и молитвами своими пребывал с нами и с ним - у его металлической кроватки с выдвижными бортиками… Все мы тогда загоревали, затужили обреченно и сиротливо в своей - без него - никомуненужности, неприкаянности, одинокости. Такое уж у отца Кирилла удивительное человеческое свойство - рядом с ним никто не ощущал себя ненужным, забытым, безнадежно неисправным. Инсульт не собирался сдавать позиции. Скоропостижная, громом обрушившаяся беда продолжилась многотрудным и очень долгим подвигом. Подвигом доверия и поразительной преданности Богу. И подвиг этот, как убеждаемся мы вот уже почти шесть лет,- есть великое обо всех нас Божие попечение и недомыслимая Его к нам милость.
***
Никто не мог и предположить, что мы дотянем, сдюжим, доживем, дотерпим до такой вот даты, до 90-летия. И без инсульта встретить такие годы нелегко, а уж с инсультом… Силы отца Кирилла, конечно, оставляют. Но - не побоюсь парадокса - подобного рода слабость и бессилие возможно понести только чрезвычайно сильному человеку. Когда слабому плохо, об этом «плохо», как правило, должен знать весь мир. А батюшка и сейчас не перекладывает ни на чьи плечи своего креста. Слова «плохо» мы не слышали от него еще ни разу. Были моменты, когда мы даже упрекали его в том, что он никогда нас ни о чем не попросит, ни на что не пожалуется, не проявит чисто человеческой, извинительной в его положении слабости. - Как я могу… Вы ведь не железные,- отвечал он. Навык уважительного и бережного отношения к людям, к их труду, привычка ни в коей мере не обременять их собою - это казалось чем-то «само собой разумеющимся», но в годы его болезни вдруг засверкало перед нами как алмаз.
***
Добрая традиция человеческих взаимоотношений обязывает нас помнить события и даты. Мы шлем друг другу телеграммы, устраиваем праздники родным, дарим подарки друзьям, произносим слова благодарности близким и знакомым. И каждому чего-то желаем: счастья, здоровья, благополучия… Но что, скажите, можно пожелать в день 90-летия бесконечно изможденному и бесконечно дорогому многим из нас человеку? Конечно, есть что пожелать - даже если и не затягивать бодрым многоголосьем «Многая лета», даже если о крепком здоровье говорить как-то уже странно и неловко, даже если просто сочувственно и благодарно помолчать у этой металлической кровати с выдвижными бортиками… Вспоминаются собственные батюшкины слова, сказанные им года два назад, когда он еще имел силы и желание хоть что-то говорить: «Человеку ведь ничего не нужно, кроме милости Божией!». Вот такая история получается: нам, еще здоровым, крепким, еще молодым и сильным, нужно достаточно много всего - и пятерку на экзаменах, и расположение начальства, и хорошо проведенный отпуск, и красивое осеннее пальто… А ему, лишенному абсолютно всего, всех атрибутов нормальной и полноценной человеческой жизни,- ничего не нужно, кроме милости. Он ничего не просит - ни прежнего здоровья, чтобы можно было теплым летним вечерком пройтись по садику и покормить птиц; ни более-менее сносного зрения, чтобы видеть и узнавать тех, кто его навещает; ни возможности послужить вместе с милой его сердцу братией в родной Лавре; ни возможности самостоятельно повернуться с боку на бок;… Считающий себя грешником ничего не желает у Бога просить, кроме уже ниспосланного. Потому что это ниспосланное - не обделенность вовсе, а новый дар и новое служение. Потому что - Господь даде и Господь отъят . Буди Имя Господне благословенно отныне и до века .
***
Единственное право, которое решительно оставлял за собою отец Кирилл,- это право отстаивать собственную обыкновенность, незначительность… Не думаю, что кто-то вспомнит хотя бы одно его откровение о случаях сверхъестественной ему помощи, о небесных знамениях и чудесных явлениях - всего того необычайного, что могло поставить батюшку в исключительное положение среди людей. Как он расстраивался, когда в начале 90-х, кажется, в «Комсомолке», появилась статейка о его почти сказочной прозорливости! Досаде его не было предела. Статейка была действительно примитивная, плоская, пошлая, но дело свое сделала - Переделкино стали осаждать толпы зевак, желающих заглянуть в будущее. Только будучи уже парализованным, он иногда как бы нечаянно срывал заветные покровцы с мистической стороны своего бытия, но тут же спешно спохватывался…
- Ты молишься, батюшка, да? - спрашиваем мы, разглядев его необычайное состояние и, ожидая услышать, быть может, нечто .
- Да нет, так… Вспоминаю вот… - и делает вид, что засыпает. Однако от нас, неотступно дежурящих у его кровати день и ночь, не могло быть совершенно утаено его иноческое бодрствование. То он произносит разрешительную молитву, то перечисляет чьи-то имена, то пытается (когда еще мог) тихонечко что-то напеть из всенощной или литургии… С людьми, на людях прошли все пятьдесят лет его монашества; с людьми, в памятовании о их горестях и заботах он пребывает и по сей день.
***
Старцем он себя, насколько я могу судить, никогда не считал. Но также не считал себя в праве отказывать приходящему. Это породило великую проблему - как сделать так, чтобы желающие попасть к нему люди все-таки побывали в его переделкинской келье и чтобы батюшка имел хоть какое-то время на отдых?..
- Что я могу? - говаривал он в те дни.- Разве только выслушать человека? И он выслушивал… Было время, что и с полудня до двух часов ночи… В обеденные часы, забывая снять кухонный передник, я прибегала звать его на трапезу, к нам в соседний корпус. Даже если ему было не до еды - он приходил всегда вовремя. К тому же считал непременным своим долгом принять участие в послеобеденном мытье посуды. Без тени мрачной серьезности, без напыщенной назидательности - весело, благодушно, как будто это само собой разумелось - перемывал гору наших грязных тарелок и чашек (другую гору мы с сестрами успевали спрятать), а после снова шел принимать людей… Так - каждый день. И нам это тоже, в конце концов, стало казаться делом обычным. Ну, моет батюшка посуду и моет - что тут такого?..
***
Не зная батюшки так, как знали его другие (и сорока-, и пятидесяти-, и шестидесятилетним), я сподобилась увидеть только эту просветленную старость, излучающую радость и умиротворение, не способную ни на гнев, ни на малейшее раздражение чужой несуразностью… Казалось, все дается ему легко, воздушно, органично его собственной природе. Но, судя по его собственным рассказам, его путь в монашестве - путь жесткого постоянного и углубленного самоконтроля. Все требовало, хотя и безвидного, но колоссального труда. Никакой поблажки, входящей в противоречие с евангельскими заповедями, он себе не позволял. Другое дело, что его требовательность к самому себе никогда не приводила к аскетической суровости в отношениях с окружающими. Он действительно имел очень доброе и милостивое сердце. Никто не мог упрекнуть его в черствости и замкнутости, в том поведении, которое неискусные подвижники обычно оправдывают своими «исключительными» подвигами и отрешенностью от суеты… Смею думать, что первостепенным в его личном подвиге было не количество положенных поклонов и пройденных четок, а заповедь о любви. Не обидеть человека, сохранить бы мир в его сердце - вот, пожалуй, главная забота батюшки, его ключевое переживание на всякий час. А ведь сколько приходило к нему и просто психически больных людей, которым a priori немыслимо было угодить - а отец Кирилл покорно внимал тмочисленным в свой адрес упрекам, требованиям вновь и вновь выслушать, принять на исповедь…
***
Зачастую складывалось впечатление, что не было и вовсе никакого подвига. Так просто и доступно он себя вел. Не было ни одного случая, чтобы он отказал кому-либо, ссылаясь на необходимость чтения монашеского молитвенного правила. Можно было предположить, что правило он просто опускает. На самом деле он исполнял его после полуночи. Когда правило помогала читать я - оно существенно сокращалось. Потому что я уставала, а он очень предупредительно относился к чужому изнеможению и не позволял себе возлагать на нас «бремена неудобоносимые»… А ведь он любил это предписанное лаврским уставом келейное правильце, любил, как источник живительной влаги. Таким образом, я не столько помогала, сколько лишала его драгоценных минут утешения. Но в его присутствии об этом не думалось; просто верилось, что все происходящее прекрасно. А то, что еще будет - будет только хорошим, светлым, добрым и нескончаемым… Таким, как любовь в его лучистых глазах.
***
Рядом с ним у тебя всегда было право на ошибку. Мало того - у тебя было право иметь собственное мнение. Несогласие не вызывало у отца Кирилла ни недоумения, ни огорчения (огорчения он, по крайней мере, не показывал). Он с интересом и уважением выслушивал иную точку зрения и, если убеждался в ее обоснованности, мог изменить свою. Отец Кирилл никогда не доминировал и никому не навязывал своих представлений о жизни. Выслушав вопрошавшего, неспешно расспросив о подробностях дела, он деликатно предлагал свой вариант решения проблемы, а дальше - наше право выбирать. Жизнь сама открывала впоследствии, что его совет был единственно верным. Я не перестану удивляться тому, с какою легкостью иные духовники могут развести супружескую пару, направить в монастырь колеблющегося в своем выборе человека или как-то еще кардинально и грубо поменять человеческую судьбу. Отец Кирилл относился к человеку предельно бережно, взвешивал каждое свое слово, чтобы не задеть чужого самолюбия, не поранить немощную душу. А на ошибку он - не то что грубо не указывал, но вообще делал вид, что ничего не происходит. Давал человеку возможность самому разобраться в заблуждении. Недаром один из его любимых фрагментов «Отечника» - история с Пименом Великим, не обличившим дремавшего на клиросе во время службы брата, но давшим ему спокойно отдохнуть. Его умение предпочитать ученичество учительству, послушничество начальствованию поражало до глубины души. Другое дело, что нам самим следовало иной раз догадаться - не столько делиться с ним своими соображениями, сколько помолчать в его присутствии. Пользы от этого было несравненно больше.
***
Из категории обыкновенных добродетелей и его монашеская дисциплинированность. На моей памяти есть случаи, когда он имел право вполне самостоятельно принять решение в той или иной ситуации, но звонил в Лавру, чтобы испросить благословение наместника. Однажды, когда наместник отсутствовал, отец Кирилл направился в переделкинский храм испрашивать разрешение у здешнего настоятеля. Когда же не оказалось и настоятеля, чтобы получить одобрительный или отрицательный ответ, отец Кирилл принял решение отказаться от предложенного ему мероприятия. И это - невзирая на то уважение, с каким и само лаврское начальство относилось к батюшке. В первые восемь месяцев инсульта, когда жизнь его буквально висела на волоске – разговоры о смерти, о возможном скором ее посещении стали неотъемлемой частью нашего больничного бытования. Был момент, когда нам пришлось спросить еле живого батюшку, где бы он желал быть захороненным. Не правда ли, странно спрашивать о таких вещах послушливого монаха? И он дал нам понять, что это действительно странный вопрос. «У меня есть начальство, чтобы распорядиться в этом»,- ответил батюшка.
**
В 2009 году у отца Кирилла не только 90-летний юбилей, но исполняется еще и 55 лет со дня его монашеского пострига, 55 лет диаконской и священнической хиротоний… Это очень серьезные цифры. Надо еще учесть, что на долю его поколения выпало слишком много тяжелых испытаний. Человеку с его биографией, дожившему до таких лет, можно только подивиться. Тут и коллективизация, заставившая страдать родных и близких, и полуголодная юность в обстановке тотальных доносов и повсеместных арестов, и Отечественная Война, и небывалая тяжесть послевоенных лет. А уж о том, каково было учиться в духовных школах и спасаться в монастыре в атеистическом государстве - и говорить не приходится … Иногда задумываешься о том, что же должно преобладать в характере человека, прошедшего такие испытания и сохранившего не только человеческий облик, но и детское жизнелюбие?.. Воля, твердость характера? Да, они есть, безусловно. Вера и решимость? - и они присутствуют также. И все-таки ничего нет тверже и сильнее… мягкого сердца, исполненного состраданием ко всему миру. Он не считал себя благодетелем человечества, напротив - он был счастлив своей возможностью делать добро. Облагодетельствованным был он сам. Года три назад, уже прикованный к постели, он сказал: - Я благодарю Бога за то, что мне довелось послужить людям…
***

Вспоминаю сейчас годы его исповедей в Переделкино. Наши коридоры были буквально до потолка завалены коробками с конфетами, упаковками книг и иконочек - вручить приходящему подарок было делом непременным. Батюшка получал массу удовольствия, когда было что подарить человеку. А уж шоколадки раздавались им повсюду: помимо непосредственно приезжавших к нему людей, еще и дворникам, садовникам, сантехникам, сторожам, милиционерам, электрикам, трудившимся в резиденции, и каждый бывал спрошен о здоровье, о текущих делах… То веселое воодушевление, с которым батюшка вручал тебе угощенье, обязательно передавалось твоему сердцу. А в одиночестве отец Кирилл не оставался даже во время кратких вечерних прогулок - обязательно кто-то «пристраивался» для беседы.
- Как там наш батюшка? - спрашивали у меня со слезами на глазах милиционеры, дворники, сантехники, когда я ненадолго наведывалась в Переделкино из больницы. Так же теперь горюют и безответные письма. Теперь мы просто выписываем имена отправителей и отдаем эти списки в алтарь на поминовение, а прежде батюшка тщательно работал над каждым из этих посланий. В течение месяца ему приходилось отвечать на двести или более писем, а если с этой «месячной нормой» не справлялись - количество, соответственно, возрастало… Но сегодня и я сама, как никогда прежде, ощущаю эту острую необходимость в его чутком и пристальном внимании к моей душе. И очень жалко других. Они подчас и от самых близких не получают толики того тепла и внимания, которыми в своих письмах одаривал их батюшка. Что примечательно: более всего его любви и поддержки доставалось именно человеку-грешнику, тому нищему духом, который сам считал себя таковым… Отец Кирилл был просто счастлив, встречая такую душу.
***
…И все-таки он - с нами. А мы - в его добром сердце. Многих, я знаю, согревает одна только мысль о том, что существует келья в Переделкине, существует эта металлическая кроватка, специально приспособленная для «лежачих» больных, существуют замечательные противопролежневые матрасы, которые обеспечивают такому больному относительный комфорт… Существует, да нет - живет, молится и поминает нас наш дорогой, милый и добрый отец Кирилл. Когда, в тот первый ужасный год после инсульта, он в очередной раз умирал, и шла речь о трахеостоме, нам было предложено вести его в Германию, к лучшим, как принято считать, врачам, к лучшей медицине. Святейший Патриарх был готов содействовать со своей стороны. По его поручению приехал тогда в больницу лаврский наместник, чтобы так же поднять вопрос о Германии. Только в этот раз отец Кирилл не послушался. Еле живой, изможденный пневмонией и мучительными бронхоспазмами, он тихо произнес: «Никуда не поеду». А врачи у нас в России - самые лучшие. И тогда спасли нас, и еще не один раз спасали с Божией помощью за эти годы. Если сейчас перечислить имена всех медиков, принимавших непосредственное участие в лечении батюшки, получится серьезный список. От академиков и заведующих отделениями до простых сестер-хозяек и лаборанток. Всем им - низкий земной поклон. Они - прямые «виновники» 90-летнего юбилея отца Кирилла.
***
О его жизни еще будет собирать материалы лаврская братия, составят свои воспоминания те, кто не один десяток лет его знал…Все это непременно будет со временем, а сегодня - сегодня мы просто храним в наших сердцах чувство благодарности за тот тихий, кроткий свет христианской подлинности, который излучают на нас жизнь, подвиг и даже сам облик этого человека. Христианин воспринимает человеческие потери не совсем как потери, и животному паническому страху нет места в его душе. Страшно утратить ту ниточку духовной связи, которая объединяет нас с теми, кого мы любим и кто душу свою за нас полагал. Но это в нашей власти - потерять или не потерять.
***
Вот так едешь порою в трамвае или метро. Кругом многолюдье, обычная московская толкучка, суета… А у тебя в рюкзачке маленькая такая книжка лежит, любимая книга твоего духовника, с которой он никогда не расставался и знал почти наизусть… Новый Завет называется. Открываешь ее на любой странице… Мы сильные должны носить немощи бессильных и не себе угождать … И видишь перед собою лицо этого человека, в душе которого любая твоя горечь утопала, как в море. И понимаешь, что ничто не может прекратиться совсем, когда есть такое Слово у земнородных. Слава Богу за всё … А как же иначе?
Инокиня Наталья (Аксаментова)
//////////////////////////////////////////////

Когда-то в интернете читала, что есть такое "предсказание", что пока жив архимандрит Кирилл (Павлов) войны не будет, ...
22 июня 2016 г.
Военные истории от старца Кирилла (Павлова) / Православие.Ru
ВОЕННЫЕ ИСТОРИИ ОТ СТАРЦА КИРИЛЛА (ПАВЛОВА)
Рассказывает Отец Николай Седов:
«Один генерал армии мне рассказал, что, когда взял благословение у болящего батюшки, руку его поцеловал и пошел к дверям, старец остановил его и поведал, чтобы мы молили Бога, дабы он как можно дольше прожил. Пока он будет хоть так вот, в скорбях жить – будет мир. Стоит Господу его призвать – начнется война.
Этот генерал пытается внедрить резерв в армии. Если что случится – у нас служить некому. Он считает, что надо служить, как раньше, не меньше чем три года».
Старец Кирилл почитал воинское служение.

Крестное знамение архимандрита Кирилла | Православие и мир
На смерть архимандрита Кирилла (Павлова)
Ушел от нас архимандрит Кирилл.
<<...>>
Воистину он Павлов – столько душ,
как и апостол, отобрал у ада.
Услышим мы и карканье кликуш,
что ждать беды по смерти его надо.

Не верьте! Столько радости придет
на каждого, когда душа святого
пред Богом дерзновенье обретет.
Не бойтесь войн. В них покаянья много.
///////////////////////////////////////////////

И милость к падшим призывал… / Православие.Ru
Архимандрит Захария (Шкурихин)
25 августа 2016 г
62 года тому назад
"В 1954 г. 25 августа был пострижен в монашество Иван Дмитриевич Павлов – архимандрит Кирилл. Исполняющий обязанности духовника братии Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Захария (Шкурихин) рассказывает старце Кирилле.

Я только исполняющий обязанности духовника братии, потому что духовником у нас до сего дня является отец Кирилл (Павлов). И наверное, это одна из причин, почему старец жив.
Даже врачи разводят руками, удивляются: как может жить человек столько лет, когда не в состоянии ни есть, ни глотать.
Тем не менее Господь его хранит, значит, он еще нужен – нужен его подвиг молитвы за
братию.
Есть мнение, что старец страдает за наши грехи, за тех, кого он прощал и разрешал, не давая епитимьи. Отец Кирилл все брал на свои плечи, страдая за наши грехи. У него у самого всегда было много болезней: стоит имплант луковицы двенадцатиперстной кишки после перенесения частых обострений язвенной болезни, батюшка был оперирован по поводу двусторонней грыжи, неоднократно болел воспалением легких, перенес, возможно, другие болезни, о которых я не знаю. ..."
Сегодня, 8 сентября 2016 года, архимандриту Кириллу (Павлову) исполнилось 97 лет.
Игумен Киприан (Ященко) рассказывает о незабываемых встречах со своим духовником старцем Кириллом.
Радость встреч / Православие.Ru

...///////////////////////////////////////////////////////////////////


митрополит Онуфрий уже Блаженнейший всея Украины , когда на плечи его легла небывалая тяжесть и ответственность – он по-прежнему продолжает регулярно навещать парализованного отца Кирилла (Павлова), дорогого своего духовника и наставника.

Казалось бы, что ему с этих поездок через московские пробки к нам, в Переделкино? Если несколько лет назад старец мог еще его узнать и даже еле слышно поприветствовать, то теперь эти встречи проходят в молчании. Но несколько раз в году Блаженнейший отодвигает плотный график своих дел и едет навестить тяжелобольного.

Чтобы несколько минут постоять у его кроватки, помолчать. И как знать, может, и поговорить на том таинственном языке, который ведом только людям духовно близким.
«Грешный Онуфрий» / Православие.Ru
3 сентября 2015 г.

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Не в тему.
Монахиня Параскева (Ростиашвили). Преподобный Гавриил (Ургебадзе) в воспоминаниях келейницы / Православие.Ru
Цитата.
Однажды старец задал нам вопрос:
- Что значит «Молитва зачтется за грех»?
- Наверное, неправильно молились, - ответили мы.
- Нет, правильно молились - сказал старец.
- Наверное, молитва не исходила из сердца…
- Из сердца исходила!!!
- Наверное, рассеянно молились.
- Тоже мне, возомнили, стали святыми, рассеянность каждому из нас присуща.
Не угадав, мы попросили старца пояснить нам.
- Сейчас объясню, - сказал батюшка.
В это время пришел к нему один верующий за благословением. Отец Гавриил попросил его оказать услугу, но молодой человек отказал ему в ней, ссылаясь на занятость: - Сейчас не могу, а потом посмотрим, - и удалился с этими словами.
- Сейчас он пойдёт и будет молиться пять часов подряд, а примет ли Господь его молитву, если он отказал мне в помощи?
Не будете заповедей Божиих соблюдать - нечего и Бога беспокоить вашими долгими молитвами, не услышит вас Господь, да и молитва ваша сочтется вам во грех
.
Добрые дела откроют двери рая, смирение введет вас в рай, а любовью узрите Бога.
Если за молитвой не следуют добрые дела, молитва мертва, - говорил старец .

Опубликовано: 9 апр. 2015 г.

Многим верующим христианам известны предсказания отца Кирилла Павлова, который был духовником русских патриархов советской эпохи. Есть записи с его слов, сделанные близкими. Читая их видно, что отец павлов пророчества свои не говорил прямо, а чаще всего иносказательно. Его всегда волновало будущее родной страны, которое представлялось в мрачном свете. Сбылось ли хоть что-то?

Будущий монах на свет появился от глубоко верующих христиан, которые жили за счет нелегкого крестьянского труда. Отучившись, работал технологом на металлургическом производстве. Как и многие представители своего поколения 20 в. 30-х годов был призван в ряды Красной Армии, где служил в пехотных войсках.

Участвовал во многих сражениях, в том числе и в Сталинградской битве. В 1943 г. среди обломков здания нашел книгу, оказавшуюся Евангелием. Эта находка перевернула всю его жизнь и обратила в веру. Честно воевал, вместе со своими товарищами дошел до австрийских земель.

После победы решил связать судьбу с служением Господу. Поступил и успешно отучился в Московской духовной семинарии. На этом не завершил свое образование, а пошел дальше, закончив Московскую духовную академию. С той поры Троице-Сергиева Лавра стала постоянным местом его проживания.

Приняв постриг (1954 г.) рукоположен был сначала во иеродиакона, а после во иеромонаха. С 1965 — архимандрит. В 2000-х старца практически парализовало, и он не вставал с постели. Однако, не забывал поддерживать добрым словом тех, кто в этом нуждался. На 98-м году жизни духовник Троице-Сергиевой Лавры скончался.

Одну из самых достоверных книг о старце Кирилле написал священник В. Кузнецов. Она так и называется «Старец. Архимандрит Кирилл (Павлов)». Одно из самых полных изданий было в 2012 г. Здесь собраны все возможные воспоминания, указаны записи людей, которые тесно общались с героем книги.



Пророчества старца Кирилла (Павлова)

Сохранилось немало воспоминаний верующих о том, как они беседовали с Павловым, задавая ему порой очень непростые вопросы. Отец всегда серьезно отвечал на них. Многое было записано монахинями, некоторые беседы передавались из уст в уста.

О приходе Антихриста

Вспоминая свои беседы с отцом Кириллом монахиня (Житинева), спрашивала его, доживет ли она до страшного пришествия, на что получила утвердительный ответ, что обязательно. Разговор состоялся в 70-х годах прошлого века. Монахиня жива поныне, хоть и в почтенном возрасте. Другой женщине Марие, которая была значительно старше Таисии ответил уклончиво, возможно, и той суждено, если не свалит ее болезнь.

Тот же вопрос задавал и Жиров. Улыбающийся старец подвел мужчину к иконостасу и сообщил, что грядут испытания, а до антихриста все доживут, намекая, что он уже близко и действовать надо, как сердце подсказывает.

О чипировании населения

Один из христиан приносил старцу показать СНИЛС, когда они только еще вышли и были в новнку всем. Посмотрев карточку, Кирилл заметил, что в ней пока нет ничего страшного для человека, но грядут времена, когда многие деловые бумаги будут с чипами, а люди будут связаны ими и зависимы от них, что плохо.

Верующих беспокоили вопросы о новых паспортах. Надо ли их менять, или все же оставить прежние. Часто донимали они батюшку этим. Отец Кирилл отвечал, что тот кто способен прожить со старым паспортом, пусть с ним и остается. А решать это должен сам человек.

О последнем поезде

Монахиня вспоминает разговор, где затрагивалась тема будущего России. Ее интересовало, будут ли преследовать людей. На это старец отвечал, что чтобы ни случилось, не надо бояться, всегда надо стремиться попасть на уходящий поезд.

В последнем поезде, по его мнению, будут куда-то увозить. Надо обязательно в нем находиться, не боясь ничего. Не получается уцепиться за первый, стремиться надо за вторым, чтобы не случилось, цепляться до последнего, бежать за хвостом.

Про Урал

О том, что уральцы могут оказаться под властью Китая, переживала монахиня Феофилакта и сообщила об этом духовнику. На ее опасения тот ответил, что получат китайцы сапогом, как немцы в свое время в России. Не будет никогда уральская земля принадлежать другому государству.

О непреклонной вере


Даже если воля уже не подвластна, а над человеком полный контроль, разговор шел о чипах, то единственным спасением может стать молитва. Не смотря ни на что, надо молиться, чувствуя, что слабеешь, принимать все от руки Божией и молиться, через не могу.

Бог в этом случае всегда поможет, а рюкзачок должен быть собран, т. е. человек в любой момент должен быть готов предстать перед Господом с чистыми помыслами, за Иисуса Христа надо стоять до самого конца. Об этом поведала монахиня Феофилакта.

Расцвет России и возрождение монархии

Однажды монахиня Феофилакта передала свой разговор с Отцом Николаем, в котором он сообщил о предстоящем расцвете российского государства, и о том, что вскоре будет царь. На ее слова батюшка ответил, что ее это не должно касаться, дело монахини — никогда не унывать и идти по той стезе, которую ей уготовил Бог. А по поводу будущей монархии выразил свои сомнения, качая головой.

В том, что Россия спасется, старец не сомневался. По его словам, даже в Сибири заблагоухают сады, а церковь, какие бы гонения не приняла, всегда будет.

Об учении

По воспоминаниям Людмилы А., она была очень любознательна, но с трудом понимала серьезные науки, ей просто не доставало знаний. Видя ее мучения, батюшка всегда советовал больше богословских книг.

Не надо, по его мнению, слишком часто бегать к нему с вопросами. Могут наступить такие времена, когда ответить будет некому. Надо учиться самостоятельности и стараться думать самому.

О новой войне и тяжелых временах

Ожидать военных событий можно в любое время. Правителям подвластно развязать их всегда.Поэтому запасы не помешают, ибо возможен голод. Однако, самое главное сейчас для общества, наполнить духовные закрома.

Старец советовал прихожанину Георгию всегда трезвиться, т. е. реально смотреть на вещи, не давать себя обманывать. Возможно, впереди ждут всякие скорби, принимать их надо безропотно и надеясь на лучшее, а в душе всегда следует сохранять покой.

По воспоминаниям Георгия, его друзья решили купить в городе квартиру, для этого им необходимо было продать свой собственный дом с огородом и участком. Семья решила спросить совета у батюшки, на что тот ответил, что имея малых деток, делать этого не стоит, так как будут отключать электричество, станет холодно, а продуктов почти не будет. Лучше всегда иметь свой огород, так как впереди трудные времена. Это сказано в начале 90-х.

Исполнятся ли все пророчества ст. Кирилла (Павлова) трудно предугадать, но, как видим, некоторые из них все-таки сбылись.

20 февраля в Переделкино на 98-м году жизни, после продолжительной болезни скончался духовник Свято-Троице Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов) .

Как сообщается на сайте монастыря, гроб с телом архимандрита будет находиться в Успенском соборе лавры до 22 февраля, и доступ верующих в храм для прощания с батюшкой будет открыт круглосуточно, а 23 февраля состоится отпевание почившего.

Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов ) родился 8 октября 1919 года в Рязанской губернии Российской Империи.

Там же сообщается, что в молодые годы работал технологом на металлургическом комбинате, в конце 1930-х годов был призван в армию, в пехоту.

"Ветеран Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году. Во время войны обратился к вере. Вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашел Евангелие, с которым уже не расставался. По окончании войны поступил в Московскую духовную семинарию, располагавшуюся в то время в Новодевичьем монастыре, впоследствии окончил и Московскую духовную академию (МДА). 25 августа 1954 года он был пострижен в монашество. В том же году окончил МДА и был рукоположен 8 октября во иеродиакона, а затем ― во иеромонаха. В 1965 году стал духовником братии Троице-Сергиевой лавры и был возведён в сан архимандрита", - сообщает пресс-служба патриархии.

На протяжении многих лет в различных СМИ распространяется версия, что архимандрит Кирилл (Павлов) — это знаменитый Яков Павлов , который так же, как и Иван Дмитриевич, участвовал в обороне Сталинграда. Несмотря на то, что, как известно, Яков Павлов не уходил после войны в монастырь и умер в 1981 году, продолжает распространяться информация о двух Павловых как об одном и том же человеке. В частности, директор центра дополнительного образования МДА игумен Киприан (Ященко) вчера в эфире телеканала "Царьград" сказал: "Среди своих у нас были факты, что он именно тот Павлов, который отстоял тот дом (дом Павлова в Сталинграде, — прим. ). И награда его нашла в 1992-м".

По мнению религиоведа Романа Силантьева , такая версия может быть правдивой, но достоверных подтверждений тому нет.

"Поскольку архимандрит Кирилл так же, как и Яков Павлов, воевал в Сталинграде, то не исключено, что это, на самом деле, один и тот же человек. Однако сам батюшка этого не подтверждал. Возможно, он просто проявлял скромность, присущую настоящим старцам. Тем не менее, фамилия Павлов не такая уж редкая, так что, наверняка, в одном Сталинграде воевал не один Павлов".

Данная информация не имеет достоверных подтверждений и даже опровергалась. Так, например, в мае 2003 года газета "Труд" опубликовала свидетельство сына Якова Павлова Юрия , по словам которого сержант не только не уходил в монастырь после войны, но "даже в церковь не ходил".

При жизни Константина неизменный, превосходящий любые ожидания успех сопутствовал всем предприятиям братьев. Со смертью талантливого брата для скромного, но самоотверженного и честного Мефодия начинается мучительный, поистине крестный путь, усеянный казалось бы непреодолимыми препятствиями, опасностями и неудачами. Но одинокий Мефодий упрямо, ни в чем не уступая врагам, проходит этот путь до самого конца.

Правда, на пороге этого пути Мефодий сравнительно легко достигает нового большого успеха. Но успех этот тотчас же порождает еще большую бурю гнева и сопротивления в стане врагов славянской письменности и культуры.

По пути из Рима в Моравию Мефодий навещает своего недавно обретенного друга князя Коцела чтобы передать ему послание папы Адриана.

Узнав о победе, одержанной братьями в Риме, Коцел советует Мефодию попытаться получить от папы еще одну важную уступку. Ведь Мефодия посвятили в Риме в простые священники, а его главный враг имеет сан архиепископа зальцбургского. Под силу ли будет священнику бороться с архиепископом? Не следует ли Мефодию попробовать уговорить папу присвоить ему звание если не архиепископа, то хотя бы епископа? Ведь в римско-католической церкви с ее строгой иерархией звание и сан ценятся превыше всех заслуг.

Убежденный этими доводами, Мефодий возвращается в Рим.

Пана Адриан благосклонно и милостиво встречает новую просьбу Мефодия. Он посвящает Мефодия в высо-кий сан архиепископа Моравии и Паннонии. Очень возможно, что, кроме благодарности за оказанную ему братьями услугу, на решение папы повлияли также и очередные тревожные события в Болгарии. Искусно игравший на соперничестве Византии и Рима болгарский князь Борис в 870 г. внезапно порвал с Римом и вновь признал главенство византийского патриарха. А потеря Болгарин, естественно, побуждала папу к всемерному укрепление его отношений со славянами Моравии и Панионии.

Окрыленный этим новым успехом, Мефодий возвращается к Коцелу. При неизменной помощи князя он развертывает вместе с учениками большую и кипучую деятельность по распространению славянского богослужения, письменности и книг в Блатенском княжестве и в соседней Моравии.

Мефодий даже не подозревает, что именно сейчас и начинается самая трудная часть его жизненного пути.

Неожиданное назначение дерзкого греческого монаха архиепископом всей Моравии и Паннонии вызывает буквально взрыв ярости у немецких епископов и прелатов, давно привыкших к получению доходов с этих славянских земель. Не решаясь открыто выступить против решения самого папы, они начинают плести вокруг Мефодия такую сложную сеть интриг, предательства, доносов и подлогов, на которую была способна только римско-католическая церковь.

Свой первый рассчитанный удар немцы наносят но князю Ростиславу - главному покровителю Мефодия и отважному борцу за независимость Моравии.

Оправившись после поражения под Довиной и накопив силы, князь Ростислав разрывает унизительное соглашение, заключенное в 864 г. с Людовиком Немецким. В течение нескольких лет Ростислав успешно отбивает немецкие атаки, а в конце 869 г. наносит немцам крупное поражение.

Почувствовав невозможность победить моравского князя в открытом бою, Людовик Немецкий и его друг архиепископ зальцбургский тайно сговариваются с племянником Ростислава Святополком. Устроив засаду, Святополк вероломно захватывает Ростислава и передает его в руки немцев. По приказу Людовика пленнику выкалывают глаза и затем заключают в темницу при одном из баварских монастырей, где Ростислав вскоре умирает. Ничего не достиг предательством и Святополк. Избавившись от самого опасного противника, немцы присоединили Моравию к своим владениям. Святополку же оставили небольшое вассальное княжество, а затем отняли и это княжество и заключили его в темницу.

У Мефодия остался только один сторонник - князь Коцел. Но небольшое и слабое блатенское княжество, конечно, не в состоянии было оказать сопротивление немецким войскам. Да Коцел никогда и не решился бы на такое сопротивление.

Поэтому, расправившись с Ростиславом, немцы, подстрекаемые архиепископом зальцбургским, организовали расправу и со вторым своим упорным противником - Мефодием. Они арестовали Мефодия и устроили над ним суд.

«Жития» подробно рассказывают об этом суде. Есть упоминания о нем и в папских письмах. Согласно этим источникам, судили Мефодия баварские епископы, доходы которых особенно страдали от его деятельности. Присутствовал будто бы на суде и сам Людовик Немецкий. Епископы обвиняли Мефодия в том, что тот незаконно присвоил себе духовную власть в областях, издавна находившихся в ведении зальцбургского архиепископства.

Ты учишь в нашем царстве! - гневно кричали они Мефодию.

Мефодий держался на суде с достоинством и твердостью. Он отстаивал правоту своего дела, опираясь к тому же на папское решение.

Берегитесь, - заявлял он. - Стремясь пробить головой железную гору, как бы не повредили вы себе мозга!

Худо тебе будет, Мефодий, за такие речи! - угрожающе кричали в ответ епископы.

Согласно свидетельству папских писем, Мефодия били кулаками, а один из епископов, Эрменрих, пытался ударить его по лицу бичом.

Я говорю истину даже перед королями, - гордо отвечал Мефодий. - Можете делать со мной, что хотите. Я не слабей тех, что уже приняли мученический венец за слова правды!

Первоначально не принимавший участия в споре Людовик Немецкий, услышав о королях, не выдержал и вмешался.

Не утомляйте моего Мефодия, - насмешливо сказал Людовик. - Он уже начинает потеть, как будто стоит у печки!

Да, государь, - возразил Мефодий. - Но когда одного философа спросили, отчего он вспотел, тот ответил: «Оттого, что спорил с глупцами!».

Ничего не добившись в споре, епископы, с санкции короля, присудили Мефодия к тюремному заключению.

Почти два с половиной года Мефодий провел в холодной, сырой темнице в далекой Швабии.

Между тем положение в Моравии снова резко изменилось.

В самом конце 870 г., вскоре же после пленения и ослепления немцами Ростислава и суда над Мефодием, в Моравии вспыхнуло народное восстание. Восстанием руководил моравский священник Славомир, по-видимому, один из учеников Мефодия. Славомир нанес поражение немецким войскам и захватил столицу Моравии Велеград.

Испуганные этим немцы решили снова использовать Святополка. Стремясь внести раскол в стан восставших, они освободили Святополка и назначили его начальником войск, действующих против повстанцев. Однако Святополк, уже узнавший однажды благодарность своих немецких друзей, поступил с ними так же, как с Ростиславом.

Расположив войска у стен Велеграда, Святополк отправился в город якобы для переговоров с восставшими об их сдаче. В действительности же, выговорив себе княжескую корону, он во главе повстанцев внезапно напал на оставшиеся без руководства немецкие войска и наголову их разбил. Освободив таким образом Моравию, вероломный Святополк заключил союз с чехами и сербами и нанес один за другим сокрушительные удары по немецким войскам.

Почти четыре года длилась безуспешная война немцев с их бывшим союзником. В 874 г. немцы заключили со Святополком мир и признали независимость Моравии.

К этому времени произошли изменения и в судьбе Мефодия.

Несколько лет немцам удавалось скрывать от Рима их расправу с архиепископом, назначенным папой. Правда, до Рима иногда доходили смутные слухи о событиях в Моравии. Но когда посещавших Рим немецких епископов спрашивали об этих событиях, они все отрицали. А один из участников суда над Мефодием, епископ фрейзингенский, на вопрос о судьбе Мефодия нагло ответил, что даже не знает этого человека.

Лишь через два с половиной года после суда над Мефодием новый папа - Иоанн VIII, сменивший скончавшегося Адриана II, узнал от приехавшего из Моравии бродячего монаха Лазаря об аресте Мефодия. Беспринципного Иоанна мало интересовал сам Мефодий и дело, за которое тот боролся. Больше того, Иоанн далеко не сочувственно, даже враждебно относился к славянскому богослужению. Но папа не мог допустить, чтобы архиепископ, назначенный в Моравию его предшественником Адрианом, был смещен со своего поста без папского соизволения. Да и как посмели простые епископы судить более высокого по сану, чем они, архиепископа! Иоанн усмотрел в этом дерзкий вызов авторитету папского престола и всей установленной Римом строгой церковной иерархии.

Поэтому Иоанн немедленно послал в Моравию епископа анконского Павла, с поручением расследовать происшедшее. Одновременно в письмах к Людовику Немецкому, его сыну Карломану и к зальцбургскому архиепископу Иоанн повелел освободить и восстановить Мефодия в его архиепископских правах. Однако богослужение на славянском языке папа Иоанн категорически запретил, а славянскую речь разрешил только для церковных проповедей.

Напуганные гневом папы, немецкие епископы освободили Мефодия.

Он снова поселился в столице Моравии Велеграде и вступил в архиепископские права. Но Мефодия никогда не интересовал архиепископский сан сам по себе. Оп видел в этом сане лишь средство для продолжения той борьбы, которую он начал более десяти лет назад вместе с братом. Поэтому, вопреки запрещению папы, Мефодий продолжал в Моравии богослужение на славянском языке. Он решился на этот опасный шаг несмотря на то, что к тому времени у него уже не осталось ни одного покровителя. Отважный Ростислав давно погиб в баварской темнице, умер и слабый, но честный Коцел. А на поддержку Святополка Мефодий, конечно, даже не рассчитывал.

Страницы: 1 2