Какую роль выполняют имена прилагательные. Использование имен прилагательных в речи. Особенности качественных имён прилагательных

Синонимичны и некоторые формы деепричастий.

Так, деепричастия совершенного вида с основой на гласный звук употребляются в двух формах: с суффиксами и -вши : взяв -- взявши,
дав -- давши,
написав -- написавши,
закрыв -- закрывши

Формам на -вши присущ разговорный или просторечный характер, иногда оттенок устарелости. Ср. употребление их в пословицах и поговорках: Давши слово, крепись;
Снявши голову, по волосам не плачут.

Вместо форм вышедши, выметши, обретши (на -дши/-тши ) употребляются формы выведя, выметя, обретя и т. п. Без заметного различия используются формы: замерев -- замерши,
заперев -- заперши,
затерев -- затёрши,
простерев -- простёрши

В парах: положив -- положа (положа руку на сердце ),
разинув -- разиня (слушать разиня рот ),
скрепив -- скрепя (скрепя сердце ),
сломив -- сломя (броситься сломя голову ),
спустив -- спустя (работать спустя рукава ) и т. д. вторые формы устарели и сохраняются преимущественно в устойчивых фразеологических сочетаниях.

Употребление предлогов в речи

Сопоставляя словосочетания (контроль) за качеством работы -- над производством, (средство) от гриппа -- против гриппа , мы видим в них синонимическое употребление предлогов.

Предлоги становятся синонимами в результате изменения их значения и функции с течением времени. Синонимия предлогов широко используется в стилистических целях. Так, синонимичны предлоги из-за (чего-либо) -- благодаря (чему-либо) -- вследствие (чего-либо) -- в результате (чего-либо); для -- в целях (чего-либо).

Функционально-стилистически различаются предлоги: для (нейтральный) -- в целях (официальный) -- вопреки (официальный) -- несмотря на (нейтральный).

Рассмотрим употребление некоторых предлогов:

Синонимический ряд образуют предлоги с изъяснительным значением (при глаголах речи или мысли и соответствующих существительных): разговоры о поездке -- про поездку -- насчет поездки -- относительно поездки -- касательно поездки .

В этих сочетаниях наблюдается убывающая конкретизация предмета речи и стилистическая дифференциация : разговорный характер предлогов про и насчет , книжный характер предлогов касательно и относительно .

Синонимичны и многие предлоги, выражающие пространственные отношения: у дома -- при доме -- около дома -- возле дома -- вблизи дома и т. д.

Значение наибольшей степени близости выражается сочетаниями предлогами при и у , значение средней близости -- предлогами около, возле, подле , значение наименьшей степени близости выражается предлогом вблизи .

Сочетания (гулять) в лесу -- по лесу различаются тем, что первое из них обозначает действие ограниченное (гулять можно на небольшом участке леса), а второе -- действие разбросанное (в пределах названного пространства).

Сочетание ездить в города указывает на направление действия, сочетание ездить по городам имеет распределительное значение.

В сочетании идти по берегу обозначается место движения, а в сочетании идти вдоль берега -- направление движения на пространстве, втянутом в линию.

Глядеть в небо значит "устремлять взоры в одну точку пространства", а глядеть на небо -- "бросать взоры на все пространства".

Сочетание картины развешаны на стенах указывает только на место, а сочетание картины развешаны по стенам имеет добавочное значение распространения действия по всей поверхности предмета.

Спускаться с лестницы значит "двигаться от верхней до нижней ступеньки", а спускаться по лестнице значит "двигаться по поверхности предмета" (может быть, с его середины).

В синонимическом значении выступают предлоги в -- на и их антонимы из -- с : (победить) в последнем этапе -- на последнем этапе;
(ехать) в поезде -- на поезде;
в море плыл корабль -- на море разбушевалась стихия;
(поворачиваясь) на воздухе -- в воздухе;
(слезы) в глазах -- на глазах и т. п.

С названиями городов, районов, областей, республик, стран, государств употребляется предлог "в" : в Петербурге, в Щелковском районе, в Тульской области , в Дании и т. д. Сочетание на Украине возникло под влиянием украинского языка (ср.: на Полтавщине, на Черниговщине ) и поддерживается выражением на окраине .

С названиями горных местностей употребляется предлог "на" : на Урале, на Алтае, на Кавказе . Но: в Крыму (только частично ограниченное горами степное пространство). Употребление предлогов в -- на при названиях гор во множественном числе придает выражениям разное значение: в Альпах, в Пиренеях, в Андах и т. д. -- значит "в горах, среди гор"; на Балканах -- на Балканском полуострове, на Карпатах -- на поверхности гор.

Антонимические пары образуются предлогами в -- из, на -- с : поехал на Кавказ -- вернулся с Кавказа,
поехал в Крым -- вернулся из Крыма
.

Открытый урок по русскому языку

«Роль прилагательного в речи»

Подготовила и провела

классный руководитель

4 «Б» класса Тельжанской средней школы

Уалихановского района

Северо-Казахстанской области

Гизатова Валентина Дмитриевна

Тельжанская средняя школа

2014-2015 учебный год

Тема : Роль прилагательного в речи

Цель урока : дать представление о роли прилагательных в речи.

Задачи:

Воспитательные : создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Обучающие : актуализировать и упорядочить знания детей об имени прилагательном как самостоятельной части речи, дать представление о том, какую роль выполняют имена прилагательные в русском языке.

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

оборудование : карточки с заданиями, таблица «Правила составления синквейна», презентация.

Ход урока:

I . Подготовка к уроку. Создание доброжелательной атмосферы.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.(Слайд 1)

II . Стадия вызова.

Как вы думаете, какая часть речи могла рассуждать вот так:

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

- С какой частью речи будем продолжать работать сегодня на уроке?

Д.: С именами прилагательными.

Перед началом урока давайте подкрепимся конфетами, которые я для вас подготовила. Но конфеты не простые вам нужно, разделиться на две группы - найдите все способы деления (пока дети делятся учитель прикрепляет стикеры на стулья капитанам команд)

- Ребята, мы уже не один урок проходим по данной теме, я предлагаю 1 команде заполнить кластер,а 2 команде заполнить постер, которые лежат у вас на столе. Для капитанов тоже задание: на протяжении всего урока вы должны следить за работой ваших товарищей. По итогам данного урока вы самостоятельно выставите всем оценки за урок.

Групповая работа – заполнить кластер и постер

Имя прилагательное

является отвечает обозначает изменяется

самосто- на вопросы признаки по числам

ятельной Какой? предметов и по родам

частью Какая?

речи Какое?

Какие?


(В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что затрудняются ответить на вопрос, для чего служат имена прилагательные).

III. Постановка проблемы. Определение темы урока.

Кто догадался, на какой вопрос мы сегодня должны ответить на уроке.

Какая тема нашего урока? (предположения детей)

Учитель: Правильно, мы должны ответить на вопрос (слайд темы)

Какова роль прилагательного в речи?

IV . Осмысление


Давайте, поиграем. Игра « Отгадай кто это?»

1 команде задание – к прилагательным подобрать существительные

2 команде задание – к существительным подобрать прилагательные дайте точное описание предмета

    Бурый, мохнатый, косолапый. …

Рыжая, хитрая, ловкая ….

Серый, хищный, жадный …..

Белый, пушистый …..

Круглое, сладкое, сочное…..

II. Цветок …

Дерево …

Карандаш …

молоко …..

книга ……

вопрос 1 команде - С помощью чего вы определили, о чём или о ком идёт речь?

Дети: С помощью имён прилагательных

вопрос 2 команде - Какую роль играют имена прилагательные?

Вывод: имена прилагательные помогают описывать предмет.

На протяжении всего урока мы будем заполнять данную таблицу (На что похоже?) «Рыбий скелет», а в конце урока мы ответим на самый главный интересующий нас вопрос

Какую роль играют

имена прилагательные

в речи?

Описывают предметы

V . . Сейчас мы побываем в гостях у сказки. Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Задание 1 команде – подберите прилагательные для описания характера героев сказки

Задание 2 команде – составить 3 предложения сущ+прилаг для описания характера

Старик золотая справедливая грубая

Старуха робкий несмелый всемогущая

Рыбка жадная жестокая вежливый

- Какую роль играют прилагательные в этих предложениях?

Дети: Называют цвета, признаки предмета

VI .У каждой команде на столе рисунок животного

Задание 1 и 2 команде – двое разрисовывают иллюстрацию, а один из команды составляет предложение с прилагательными

Капитаны команд не забывайте оценивать своих подчиненных

Вывод: прилагательные называют признаки предмета:цвет, форму, качество

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

называют свойства предметов

VII . Командам дается по одному тексту. Прочитайте свой текст.

Наступила весна. Наступила ранняя весна.

Тает снег. Тает последний снег.

Журчат ручьи. Журчат говорливые ручьи.

Светит солнце. Светит ласковое солнце.

Учитель: О чем первый текст?

Дети: О весне.

Учитель: А второй текст о чём?

Дети: О весне.

Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

Дети: Наличие прилагательных.

Учитель: А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

Дети: Они сделали текст более красивым, интересным.

Учитель: Какую роль играют имена прилагательные в русском языке?

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной .


Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

описывают предметы называют цвет, форму, размер предмета

Учитель: А теперь обратите внимание на второе предложение. Назовите прилагательное, которое там используется?

Дети: Последний

Учитель: Я думаю, что это прилагательное не такое уж красивое.Попробуем вставить в это предложение такие красивые имена прилагательные, как пушистый, серебристый, искристый?

Какой вывод можно сделать?

Дети: Эти прилагательные не подходят для описания последнего снега.

Дети: Оно более точно описывает снег.

Учитель: Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

описывают предметы называют цвет, форму, размер предмета

называют свойства предметов делают речь яркой, красивой

помогают точно описать предмет

ФИЗМИНУТКА.

VII . Задание по группам

1 вариант : из слов выбирает прилагательные, которые помогут описать зимний снег.

2 вариант : из слов выбирает прилагательные, которые помогут описать весенний снег.

Последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, пушистый, серебристый, мягкий, рыхлый, белый, свежий, серый.

Проверка. Коллективное обсуждение .

Учитель: Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные?

Дети: Имена существительные

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

описывают предметы называют цвет, форму, размер предмета

называют свойства предметов делают речь яркой, красивой

помогают точно описать предмет уточняют имена существительные

Какая? Образности

Какое? яркости,

Какие? выразительности

Учитель: Заканчивая разговор об имени прилагательном, я предлагаю вам выполнить Приём «Верные, неверные утверждения»

IX . «Верно, неверно».

    Верите ли Вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? Обозначает признаки предмета?

    Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают собственными и нарицательными?

    Верите ли Вы, что имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека?

    Верите ли Вы, что слова легкий, весенний, звонкие, прохладный – это имена прилагательные?

    Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными?

Ответы (слайд)

Учитель : Послушайте стихотворение об имени прилагательном.

Очень замечательное – имя прилагательное.

Трудно будет без него, если пропадет оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета.

Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?

Что тогда получится? Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая, красивая, любимая»,

Отцу и брату и сестре не сможем говорить нигде

Эти замечательные прилагательные.

Чтобы все отличным стало, разных признаков немало.

Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.

Рефлексия: С каким настроением вы его заканчиваете урок? «Просигнальте » мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика).

Мне удалось …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я хочу поблагодарить … за …

Я могу похвалить себя за …

Капитаны команд выставляют оценки за урок

Учитель: Как вы думаете, ребята, мы всё узнали об имени прилагательном? (Ответы детей). На следующем уроке мы продолжим узнавать новое об этой части речи.

Учитель: Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!

Бородинская Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Октябрьская СОШ"
Населённый пункт: п. Октябрьский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль имён прилагательных в речи
Дата публикации: 26.09.2016
Раздел: начальное образование

Технологическая карта урока русского языка

Учитель
: Бородинская Е.Н.,
Место работы:
МКОУ «Октябрьская СОШ»
Должность:
учитель начальных классов
Учебный предмет:
«Русский язык»
Класс
: 3
УМК
: «Школа России»
Тема урока
: Роль имён прилагательных в речи.
Тип урока
: урок открытия новых знаний
Планируемый результат:

Предметные умения

Личностные

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные
 систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;  пополнить практический опыт в употреблении имен прилагательных в речи;  обратить внимание на роль прилагательных в речи;  определить связь имени существительного и имени прилагательного;  расширить словарный запас учащихся.  ответственно относятся к учёбе;  осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.  научатся принимать и сохранять учебную цель и задачи;  планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;  умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;  научатся ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках  Научатся сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий;  учить наблюдать за действиями партнёра, находить неточности и корректировать их.
Методы:
проблемный метод, наглядный метод, диалоговый, работа в парах, группах
Оборудование:
карточки, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Формы организации познавательной деятельности
: фронтальная, индивидуальная, групповая 1

Ход урока

Этап урока,

длительность (мин.)

+ скриншот

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Организационный этап
Мотивация к учебной деятельности Проверка готовности к уроку - Дети, вам тепло? -В классе светло? - Прозвенел уже звонок? - Уже закончился урок? - Только начался урок? - Хотите учиться? - Значит можно садиться. Вы урок начать готовы. Будем думать, рассуждать и друг другу помогать Итак, начнём. Откройте тетради. Вспомним «Золотые правила письма» Запишите дату и классную работу. Включение учащихся в деятельность. Самоконтроль готовности. Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно.
Минутка

чистописания.

Актуализация знаний.
Организует беседу по вопросам, прописывают с о е д и н е н и я бу к в и предложение. -
Отгадайте загадку.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,

Значит к нам пришла …..
Назовите первый звук в слове «весна» Дайте ему характеристику Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. (слайд 2) Прочитайте предложение, что оно напоминает? Чему учит это пословица? Предлагаю эту пословицу взять девизом нашего урока. Согласны? (Вывесить табличку) Отвечают на вопросы учителя Весна. Согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «эн». Пословицу. Один за всех, и все за одного. Быть дружными, внимательными друг к другу, приходить на помощь)
Фаза «Вызов»

Повторение об имени

Составление Денотатного графа
Подумайте, какая часть речи может так про себя сказать: Отвечают на вопросы учителя. 2

прилагательном.
Организует беседу по вопросам, с целью актуализации знаний по теме «Имя прилагательное» Я – часть речи интересная, широко в миру известная, опишу любой предмет – в этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить мною нужно дорожить! Игра «Доскажи словечко» - Имя прилагательное обозначает …(признак предмет)
-
Имя прилагательное отвечает на вопросы …(какой? какая? какое? какие?) - Имя прилагательное изменяется… (по числам)
-
Имена прилагательные связаны…(с именем существительным)
-
Имена прилагательные в предложении выполняют роль…(?) Строят речевое высказывание в устной форме.
Формулировка темы и

задач урока.
1. Организует формулирование т е м ы у р о к а учащимися; 2. Организует постановку задач урока учащимися. - Посмотрите на граф, определите тему урока, какую цель вы поставите перед собой на этом уроке русского языка? На доске учитель открывает запись Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные? - Ребята, сегодня мы должны ответить на этот вопрос.
Прием «Дерево предсказаний»
(работа в парах) выполняют имена прилагательные?» Ветки – варианты ответов. - Попробуем систематизировать полученную информацию Выделяют существенную информацию. Формулируют тему урока и задачи. Предлагают свои варианты ответа на поставленный вопрос (точной, точно описать предмет, красивой, яркой, выразительной, образной, для украшения)
Фаза «Осмысление»

Этап применения

знаний
1. Групповая практическая работа.
Подобрать

подходящие

прилагательные.

1.Групповая работа
Используя иллюстрации, подберите и запишите на листочке подходящие прилагательные. День (какой?) __________, ____________ ,. Ветер (какой?) _______,__________ Облака (какие?) ________ Погода (какая?)__________ Настроение (какое?)________________ Читают текст, вставляют подходящие прилагательные. Аргументируют свою точку зрения. Прием «Волшебная лупа». 3
2 . Ф р о н т а л ь н а я работа. Почему получились совсем разные слова? (На дереве предсказаний приклеим листочек.) Как называются противоположные слова по смыслу? Запишем предложение. Осенью дни ненастные, а весной ясные. (Один у доски) Какие орфограммы встретились. Найдите прилагательные, подчеркните их волнистой чертой. Чем они будут являться. (Картинки были разные, поэтому старились подбить более точные слова для описания) Антонимы. Записывают в тетрадях, один ученик работает у доски.
Физкультминутка
Весной бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась. росой она умылась, изящно покружилась. Качнулась, присела, к цветочкам полетела Произносят слова, выполняют упражнения Продолжение работы. 1. Индивидуальная работа
Работа со статьёй
.
Прием "Инсерт"
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Вспоминаем приём Инсерт, читаем, выполняя сразу маркировку текста. __________________________________________________________ «+»-эту информацию знаю; «?»-это новая для меня информация; Имя прилагательное-это слова, которые отвечают на вопросы: какая? какой? какое? какие? Обозначают признак предмета: качество, свойство, принадлежность, цвет, форму. В русском языке имена прилагательные служат для описания предметов, характеризуют их. Делают нашу речь яркой, образной, красивой. ___________________________________________________________ -Какие
новые
сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым явилось для него.) Самостоятельно читают статью, делают пометки, чертят и заполняют таблицу. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют ответы, вносят необходимые исправления на «дереве предсказаний» На основе анализа делают выводы. Самостоятельное заполнение таблицы. 4
2. Парная работа
Игра «Узнай предмет»
3. Занимательная минутка. 4. Игра -Все ли понятно? Какие появились вопросы? -Узнали ли вы, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные? Вернёмся к «Дереву предсказаний», что исправим, что дополним? Заполните таблицу
Игра «Узнай предмет»
Дети получают карточки, на которых записаны имена прилагательные. Задание: по данным именам прилагательным узнать о ком идёт речь. Серый, хищный, голодный…… Рыжая, хитрая, ловкая….. Большой, косолапый…… Трусливый, косой……. - Давайте сравним ответы, какие буквы вставили и почему? за каждый правильный ответ ставьте «+» (самопроверка) - У кого все ответы совпали с образцом? какие буквы вставили и почему? Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чём идёт речь? - Какой частью речи они являются? - С какой целью употребляются в речи имена прилагательные
?
(Прикрепляем листочек к дереву.) А знаете как слово ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ звучит в переводе с греческого языка? Эпитет. Слово «эпитет» происходит от греческого слова со значением «приложение, приложенное». Прочитать, найти эпитеты. Работа по учебнику. Буду я учиться речи золотой У травы весенней, у горы крутой, Буду я учиться у ручья весёлого, У зелёных саженцев, ставших новосёлами Имена прилагательные описывают предметы, характеризуют их. Читают отрывок стихотворения, ищут эпитеты. Вставляют слова, записывают на карточке. Подчёркивают 5

«Зоркий глаз»
5. Самостоятельна я дифференцирован ная работа.
1-й уровень:
Вставить имена прилагательные, используя слова для справок, подчеркните их волнистой чертой
.
Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Слова для справок: тёплая, рыхлый, весеннее, звонкие.
2-й уровень:
Вставить свои имена прилагательные, подчеркните их волнистой чертой
.
Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы.
Дополнительно.
Дополни текст именами прилагательными. Вот и подошел к концу ______________________ урок русского языка. Мы учились употреблять имена прилагательные в …………………… и ……………………речи. Благодаря этим словам наша речь становится _______________. Ребята нашей группы давали __________________ ответы. На уроке мы узнали много _____________ и _____________________, надеемся, что станем еще более ____________________. прилагательные
Фаза «Рефлексия»
Итог урока. Ребята, пришло время вернуться к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение. - Мы ответили на поставленный вопрос? - Какую цель мы ставили в начале урока? «Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере настроений». Делают вывод, Обобщающий, участвуют в беседе, отвечают на вопросы. 6
Рефлексия. - А как вы думаете, мы уже всё про прилагательные знаем? А что, по вашему мнению, нам ещё предстоит узнать про прилагательные? - На следующих урокам мы узнаем еще много интересного про имена прилагательные. - Посмотрите на девиз, получилось ли у нас работать дружно? Кто, чувствуя поддержку товарищей, справлялся с заданиями? -Подведём итог общей работы на уроке. (По карточке) - Кого вы бы хотели сегодня за урок похвалить? - Оцените свою работу смайликами. Я понял и могу объяснить другим Остались затруднения. На уроке было скучно, ничего не понял Закончен урок и выполнен план, Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились, Что на уроке вы не ленились.
Домашнее задание. На выбор. Выставление отметок.

На «4». Вставьте в текст подходящие имена прилагательные, списать

подчеркнуть их волнистой линией
. Приятно гулять в лесу … весной. Идёшь по … тропинке между … деревьями. Лес наполнен … запахом … земли. Слышится … пение птиц. Пройдёт несколько … дней, и на деревьях появятся … листочки.
Слова для справок:
ранней, высокими, узкой, талой, весёлое, свежим, тёплых, зелёные.
На «5». Вставьте в текст подходящие имена прилагательные, разобрать

предложения по членам предложения.
Пр..шла в..сна. Пр..л..тели гр..чи. Н..бухли почки. Р..спустились л..сточки. З..цв..ли цв..ты. 7

Прилагательное играет большую роль в речи потому, что, во-первых, оно обозначает признаки предметов, во-вторых, украшает нашу речь. И, наконец, они могут являться средством художественной выразительности - эпитетами.

Каждый предмет имеет признаки, в которых проявляется его особенность. Для названия признаков предмета в языке есть специальные слова - имена прилагательные.

Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее. С прилагательными речь как яркая цветная картина, может быть, даже еще богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам, о которых говорится (Бабайцева, 1993: 109).

Отличительным признаком употребления имен прилагательных в разных функциональных стилях является преобладание относительных прилагательных в научном, официально-деловом стилях и обилие качественных прилагательных в художественной речи. В этом проявляется влияние экстралингвистических факторов, определяющих семантико-тематический отбор качественных слов в текстах разного содержания и функционально-стилевой принадлежности (Голуб, 1997: 337).

Так, обращение к относительным прилагательным в законодательных документах обусловлено необходимостью частого выражения в них отношений между лицами и государством, лицами и предметами и т.д. Немало прилагательных выполняют роль терминов, а также входят в состав устойчивых словосочетаний-терминов и собственных имен (около 30%): Содружество Независимых Государств, Государственная Дума, федеральные войска. Показательно, что в официально-деловом стиле наиболее употребительны краткие прилагательные со значением модальности. Как правило, они указывают на долженствование или предписание: Каждый гражданин обязан; Письменные сделки должны быть подписаны лицами, их совершившими; Вызов экспертов обязателен (Голуб, 1997: 338).

В деловых документах прилагательные этой группы составляют 75% от всех кратких форм, в то время как в научных текстах их употребление отмечается крайне редко, а в художественной речи они практически не встречаются.

В публицистическом стиле также происходит специализация некоторых семантических групп прилагательных, которым отводится особое место в составе оценочной лексики, несущей большую экспрессивную нагрузку. Это такие прилагательные, как дремучий, разнузданный, махровый, оголтелый, обвальный и т.д. В публицистической речи они выступают указателями наивысшей степени качества, передаваемого существительными, к которым относятся.

Однако было бы неверно исключать из состава прилагательных, используемых в книжных стилях, общеупотребительные лексемы, которые, как правило, представлены в любом тексте; например в научной монографии:

Применение математических методов в психологии… сопряжено с огромными трудностями, и прежде всего потому, что построение вероятностной модели явления - достаточно тонкая задача, требующая подчас даже больших усилий, чем последующая работа математика с такой моделью (Голуб, 1997: 343).

В книжных стилях прилагательные, выступающие в чисто информативной функции, не употребляются в переносном значении и не допускают синонимических замен в случае терминологизации, например:

Готовая к выпуску книга включает помимо авторского текста ряд дополнительных текстов.… Поэтому появилась необходимость отличать объем литературного произведения, оплачиваемого автору, от полного объема книги. Для этого введена единица измерения - издательский лист. Для измерения количества бумаги, идущей на изготовление книги, служит печатный лист.

Такое употребление прилагательных, исключающее установку на эстетику речи и преследующее лишь практическую цель, соответствует функционально-стилевой специфике использования морфологических ресурсов языка.

Потенциальные же изобразительно-выразительные возможности имени прилагательного реализуются в художественной и публицистической речи, предоставляющей в распоряжение стилистики обширный материал для наблюдений. Стилистическое значение прилагательных как источника речевой экспрессии в названных стилях речи трудно переоценить. «Качественные слова», как иногда называют прилагательные, - самая живописная часть речи. Не случайно писатели придают важное значение точному употреблению прилагательных-определений, усматривая в этом проявление профессионализма, мастерства (Голуб, 1997: 350).

Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя: Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах… (Пушкин). Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые (Пушкин).

В русской художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, и прежде всего в пейзажных зарисовках. Проиллюстрируем это примером описания лунной ночи: …Появилась луна, обливая море серебряным блеском. Большая, кроткая, она медленно плыла вверх по голубому своду неба, яркий блеск звезд бледнел и таял в ее ровном, мечтательном свете (М. Горький). Господство прилагательных в системе выразительно-изобразительных средств проявляется и в том, что вовлеченные в контекст существительные, глаголы, наречия также нередко связаны своими значениями с понятием качества; ср.: блеск, свет, бледнел, медленно.

В русском языке определились своеобразные семантические ряды прилагательных, которые образуют богатую палитру красок при воссоздании картин природы. Например, свет луны в романтическом контексте часто рисуется с помощью прилагательных: бледный, голубой, серебряный, серебристый, зеркальный, лимонный, желтый, томный, таинственный, призрачный, загадочный. Для описания же реалистической (нередко сниженной) картины лунной ночи привлекаются иные имена прилагательные: [луна] большая, огромная, круглая, рыжая, красная, кроваво-красная; ср.: Диск луны, огромный, кроваво-красный, поднимался за деревьями парка (Куприн). Частотность использования подобных эпитетов может привести к рождению литературных штампов, получающих негативную оценку в стилистике. Однако подлинные мастера художественной речи проявляют большую изобретательность в соединении слов (по выражению А.С. Пушкина). Богатство же семантических групп прилагательных в русском языке создает широкие возможности для их творческого применения. Так, А.С. Пушкин мог к одному слову подобрать до пятидесяти прилагательных-определений в разных контекстах (Голуб, 1997: 351).

В то же время отказ писателей от использования прилагательных при изображении природы в художественном тексте может стать своеобразным стилистическим приемом, демонстрирующим ироническое отношение автора к метафорическому слогу, стремление к «деромантизации» пейзажа. Этот прием реализован, например, в рассказе М. Горького «Месть»: Соловьи и луна, тени, запах цветов - все это имелось налицо и в количестве гораздо большем, чем было нужно по ходу дел. Читатель невольно сравнивает эту фразу с пейзажной зарисовкой в начале рассказа (Эта река и камыш по ее берегам, а за ним темные, пышные деревья так хороши, облитые чудным, приветливым светом луны… ): отказ автора от использования прилагательных-эпитетов расценивается как выражение протеста против фальши «красивых слов».

Стилистическое значение имени прилагательного в системе выразительных ресурсов морфологии ставит его в особое положение в сравнении с другими частями речи. Умение автора найти художественное определение нередко выступает критерием хорошего слога. Поэтому замечания опытных писателей о стиле молодых авторов особенно часто касаются употребления прилагательных.

При употреблении прилагательных важно сохранять чувство меры, не злоупотребляя эпитетами, порождающими многословие. А.П. Чехов советовал молодому Горькому: «Читая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения… Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву »… Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь ». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду» (Голуб, 1997: 352).

Изученный нами материал об особенностях функционирования прилагательных в разных стилях речи стал лингвистическим обоснованием разрабатываемой нами проблемы развития речи младших школьников.

В результате анализа лингвистической литературы установлено следующее:

1. Имя прилагательное как знаменательная часть речи не имеет однозначного решения в аспекте рассмотрения его объёма и содержания. В широком понимании в прилагательное включаются порядковые числительные, отдельные местоимённые слова, которые также обозначают признаки предметов или указывают на них. В нашей работе представлено традиционное понимание имени прилагательного как части речи, обозначающей признак предметов и выражающей его в словоизменительных категориях рода, числа и падежа, в предложении обычно выступающее в функциях определения и именной части составного именного сказуемого.

2. По значению и грамматическим характеристикам имена прилагательные делятся на 3 разряда: качественные, относительные и притяжательные. Данная классификация используется в школьной практике и принята в нашей работе. Нами рассмотрены и другие классификации прилагательных, в частности, предложенная в «Русской грамматике», которая предполагает деление прилагательных на два лексико-грамматических разряда: качественные и относительные, относительные, в свою очередь, - на собственно-относительные, порядковые и местоименные, собственно-относительные - на непритяжательные и притяжательные. Другой вариант классификации прилагательных предполагает деление их на знаменательные и местоименные; знаменательных прилагательных - на качественные и относительные; относительных - на собственно-относительные и порядковые, собственно-относительных - на непритяжательные и притяжательные.

3. Имя прилагательное, как и имя существительное, имеет грамматические категории рода, числа и падежа. В работе описано различие этих грамматических категорий у названных частей речи: у существительных они семантически значимы, у прилагательных зависят от существительных, не связаны с фактами реальной действительности, в результате чего являются словоизменительными.

4. В речи имена прилагательные играют важную роль. Они обозначают признак предмета, украшают нашу речь, могут выступать средствами художественной выразительности - эпитетами. Богатая и гибкая система прилагательных содержит разносторонние изобразительно-выразительные возможности, которые реализуются эстетической функцией этой части речи. Прилагательное также выполняет информативную функцию и используется для сужения объема понятия, выражаемого существительными, что делает прилагательное незаменимым во всех стилях, но особенно когда возникает необходимость в конкретизации значения, выраженного предметным словом.

В дипломной работе рассмотрена роль прилагательных в различных стилях речи. Прилагательные делают речь более точной, в деталях представляют объект, внешний вид человека, его характер, поступки и т.д. Эта функция прилагательных особенно важна для развития речи младших школьников. Формирование умения употреблять прилагательные в устной и письменной речи, кроме расширения и обогащения словарного запаса младших школьников, способствует развитию у них умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов окружающей действительности. Решению задач развития речи младших школьников в процессе использования имён прилагательных и посвящена следующая глава.