Особенности социализации российской молодёжи. Социализация молодёжи и ее особенности в современных условиях Общее процентное соотношение

ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОМ

ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

1.1. Познание социальных объектов: философский и 23 социологический анализ

1.2. Теоретико-методологические основания современной 40 социологии

1.3. Эвристический потенциал польского социально-гуманитарного 55 знания

1.4. Социокультурные процессы в постсоциалистических странах

1.5. Молодежь как социально-демографическая группа общества

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КАК КАНАЛЫ

СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

2.1. Общее представление о социальных институтах и их функциях

2.2. Процесс социализации и его социологический анализ

2.3. Традиционные каналы социализации: семья, система 132 образования, социокультурная среда

2.4. Приоритетные каналы социализации в транзитивном обществе: 157 рынок труда, институт предпринимательства, СМИ и Интернет

2.5. Новое содержание образования и его социализирующая роль

ГЛАВА III. МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В

СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

3.1. Массовое сознание как социокультурный феномен

3.2. Структура массового сознания: теоретический аспект

3.3. Концепции стереотипов сознания и социальных представлений и 239 их значение для формирования массового сознания молодежи

3.4. Ценностные ориентации и их эволюция в условиях радикальных 257 перемен

3.5. Представления о польском национальном характере и 268 этноидентификация как канал социализации

ГЛАВА IV. ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ 290 МИРЕ

4.1. Феномен культуры и ее современное понимание г

4.2. Освоение культуры в современном мире

4.3. Социологические исследования польской молодежи 60-х гг. XX 334 века

4.4. Молодежь как фактор изменения мира

4.5 Теоретические прогнозы развития мира на ближайшие 373 десятилетия

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Емчура Тереса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение молодежи как специфической социально-демографической группы современного общества показывает, что она имеет целый ряд общих черт, связанных с ее базисными характеристиками. К ним относятся:

Рассогласованность соматического, психологического, социального и хронологического возрастов, что отличает всю молодежь в современном мире;

Очевидным является и удлинение срока юности в связи с усложнением социальной практики и удлинением периода получения образования;

Современная молодежь все в большей мере имеет в качестве ведущего вида деятельности процесс обучения, благодаря которому возрастает стоимость человеческого капитала, главного богатства любого общества;

Процесс первичной и вторичной социализации молодежи требует все больших финансово-экономических, общественно-политических и нравственных затрат со стороны старших поколений, в связи с чем не все страны мира в состоянии осуществлять целенаправленную и эффективную молодежную политику, которая характерна лишь для наиболее развитых и демократических стран;

Возрастающее число молодежи, особенно в развитых странах рождается и социализируется в урбанизированной среде, где ослаблен социальный контроль, а потому усиливается девиантное и делинквентное поведение молодых.

Более подробное исследование молодежи Земли показывает, что она существенно отличается не только по странам и регионам, в силу конкретно-исторических особенностей развития тех или иных стран, но отличается по своим стереотипам сознания, ценностным ориентациям и социальным представлениям внутри своей страны, под влиянием темпов ее развития, соотношения в ней различных социальных групп и особенностей институтов власти, традиционных/инновационных тенденций в развитии страны. Особенности молодежных когорт определяются множеством объективных факторов, действующих разнопланово и хаотически, поэтому в своем большинстве молодежь вырастает в социальных системах, подвергаемых разнообразным социальным рискам и каждый такой социальный риск существенно воздействует на становление молодежи, ее адаптивное или дезадаптивное отношение к социальным институтам и процессам, доминирующим в обществе.

Проиллюстрируем это на примере демографических прогнозов, ориентирующих воспитателей подрастающих поколений на ближайшую и более отдаленную перспективу. Каким будет человечество к 2050 г.? Будет ли в нем свыше 60% молодежи, как это было в совокупном населении Земли в 60-е гг. прошлого века?

Демографы считают, что в первой половине XXI в. Усилится преобладание мужчин по сравнению с женщинами в совокупном населении Земли. Уже в настоящее время перевес мужчин - около 20 млн.134 Ф. Фукуяма отмечал, что в 20-30 гг. XXI в. миллионы рассерженных мужчин не смогут найти себе семейную пару, особенно заметен этот перевес в странах Азии, Африки и Океании. В современном Китае на 1000 женщин приходится 1059 мужчин. В этом отношении исключение составляет Россия, где на 1000 женщин приходится 878 мужчин. Вообще, начиная с времен победы в Великой Отечественной войне, с ее огромными потерями преимущественно мужского населения, доля женщин в СССР на 1000 мужчин составляла 1339, т.е. более чем на

134 Френсис Ф. Наше постчеловеческое будущее. - М., 2004. - С. 95 и далее. треть больше. Это не могло не сказаться как на формировании социокультурных характеристик по тендерному признаку, так и на социальном поведении населения - семейно-брачные отношения, миграционные процессы, спрос-предложение на рынке труда, половозрастная структура системы образования и т.п. оказались под существенным влиянием преобладания женского пола во всех сферах жизни.

Для первой половины XXI в., отмечают демографы, будет характерно существенное постарение населения развитых стран Европы и Японии. При сохраняющейся малодетности семей, необходимое количество рабочих рук для нормального функционирования экономики этих стран будет восполнятся за счет миграции из трудоизбыточных регионов Земли, что увеличит полиэтничность большинства стран и потребует особых мер в области адаптации мигрантов в новые для них социокультурные условия жизнедеятельности. В связи с тем, что большинство мигрантов, как правило, люди молодого возраста, мужского рода, это накладывает особую специфику на их адаптацию.

Начиная с 60-х гг. прошлого века все исследователи уже рассматривают молодежь как специфическую и особо значимую социально-демографическую группу общества. Она изучается всем социально-гуманитарным знанием на предмет того, как в существующих социальных институтах общества происходят процессы первичной и вторичной социализации детей, подростков и молодых людей, каковы механизмы адаптации молодежи в общество, как влияет система ценностей, норм и культурных традиций общества на становление социальных представлений, стереотипов сознания и фиксированных установок молодежи на ее массовое поведение.

Именно эти процессы обеспечивают социализацию молодежи, ее успешную интеграцию в социальное целое.

Каждое общество заинтересованно в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера подрастающих поколений. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации, в формах и способах адаптации подрастающих поколений в жизнедеятельность общества. Процесс формирования личности труден и многократно опосредован. На основе объективно одинакового социального положения, но вследствие разного субъектно-оценочного отношения к нему, могут складываться различные типы личности, поэтому процесс социализации, не является управляемым, он достаточно хаотичен и случаен.

Социальное поведение подрастающих поколений можно оценивать количественно - по уровню социальной активности молодежи, и качественно - по характеру и направленности этой активности, которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной, ориентированной на глобализацию или на дела региона и т.д.

Все зависит, во-первых, от социальной структуры общества, во-вторых от его нормативной культуры и ценностных ориентаций, включая нормативное кредо субъекта, его представлений о том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, поведение зависит от фиксированных установок, стиля мышления и уровня самосознания индивида, поэтому реальное поведение соответствует нормативно-идеальному весьма незначительно.

Модель социального типа личности - продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизне-деятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно - степень его рациональности. В связи с чем он различает целерациональную, ценностнорациональную, аффективную и традиционную направленность людей и типологию их характеров.

Свою классификацию выдвигал Ф. Знанецкий, который считал, что типологию можно построить на основе изучения поведения людей, их социального взаимодействия и исполнения ими социальных ролей.

Типизация, предложенная П. Сорокиным опирается на доминирующие системы ценностей, согласно которым каждому типу общества соответствует конкретно-исторический социальный тип. Его ученик и продолжатель теории социокультурной динамики Т. Парсонс считал, что для выявления социальной типологии необходимо обратиться к анализу роли символов культуры, обеспечивающих взаимодействие и понимание людьми друг друга.

Свои подходы к определению социальной типологии были еще в XIX в. предложены К. Марксом и Ф. Энгельсом (материальное производство и классовая принадлежность формируют социальные типы); затем 3. Фрейдом и К.-Г. Юнгом (вхождение асоциального индивида в табуированную культуру, отсюда изначальный невротизм субъектов, их либидозность и большая значимость «коллективного бессознательного» в делах и поступках).

В концепции интеракционизма Дж. Мида социальная типология является следствием межличностного взаимодействия людей, в результате чего возникает взаимно конформное поведение, а конформизм становится главной чертой человека в массовом обществе и этому надо учить, что и делает американская социология и психология, публикуя миллионными тиражами всякого рода рецептурное поведение, обеспечивающее эффективные межличностные контакты.

Современное социологическое понимание молодого человека предполагает, в первую очередь, исследование личности как социального типа, исследование исторически-конкретных социальных связей и отношений человека, а также изучение личности как элемента реальной социальной системы.

Общесоциологическая теория личности является тесно связанной с философской проблематикой человека. К основным ее проблемам относятся: раскрытие социальной сущности человека и конкретно-исторического характера присвоения человеком своей сущности: выявление наиболее общих социологических законов развития личности в обществе и исторических форм ее реализации; исследование социальной деятельности как способа осуществления общественных отношений; раскрытие диалектики личности как субъекта и объекта общественных отношений и ряд других. Большое значение для исследования личности как конкретного социального типа имеют специальные социологические теории, в частности, ролевая концепция личности Т. Парсонса и концепция П. Сорокина, рассматривающая личность как носителя определенной системы ценностных ориентаций.

Анализируя ролевую концепцию, следует отметить ряд важных ее достоинств - легкость эмпирической интерпретации личности в ее терминах, возможность ее соотнесения с общественными отношениями и всей системой социальной реальности. Однако ролевая концепция личности не может дать полного и адекватного осмысления личности, потому что ряд проблем знания о человеке она даже не поднимает, оставляя в тени такие важные проблемы личностного бытия, как самосознание и самопознание человека, его свободы и самореализации и другие. Ролевая теория рассматривает человека как совокупность функций, заданных социальным целым, а не индивидуально-личностным бытием субъекта.

Концепция ценностных ориентаций пытается преодолеть эту ограниченность. В ее терминах личность детерминирована социальным целым (личность как объект общественных отношений), а источник ее социальной активности - в ее жизненной позиции (личность как субъект общественных отношений). Однако, исследуя проблему становления ценностных ориентаций, изучая направленность личности, эта концепция все больше смыкается с социально-психологическим пониманием личности, что отмечается и самими приверженцами теории ценностных ориентаций.

Особое место в анализе личности имеют работы социальных психологов, в которых отношения личности с социальным целым (группой) рассматриваются через внутренний мир личности, выявляющий межличностные отношения и анализирующий степень осознания человеком их значимости для его деятельности, познания и общения. Социальная психология исследует также проблемы направленности личности, ее самооценки, самочувствия и самоуважения, конформизма и адаптации, коллективных внушений и тревожности, перспектив личности и фрустраций. В этом плане социальная психология рассматривает и трактует личность как субъект и объект групповых отношений, как субъект и объект групповой деятельности.

Анализ литературы по деятельности позволяет сделать вывод, что современное социально-гуманитарное знание определяет деятельность как способ существования и формирования общественного человека; раскрывает предметность деятельности; ее сознательность и целесообразность; преобразующий и созидающий характер; общественный характер и обусловленность прошлым опытом; специально исследуется взаимообмен деятельностью; ее универсальность; соотношение свободы и деятельного отношения субъекта к миру.

Подробный анализ социально-философских проблем деятельности дан в ряде работ Л.П. Буевой. Анализируя исходные позиции анализа человека, автор показал, что марксистская традиция анализа деятельности считает ее атрибутами активность, предметность и орудийность деятельности и подчеркивает связь с понятиями труд, практика, способ деятельности, вид жизнедеятельности, образ жизни.

Важным моментом марксовой концепции человека в современном мире становится проблема отчуждения, которая вышла за пределы философских дискуссий и приобрела современное практическое значение. В этом смысле массовое общество и его идеология делают человека еще более отчужденным от своей сущности, чем это было в XIX в., в индустриальном обществе. Предложенные социологами и культурологами концепции «человека потребляющего» и «человека играющего» не могли преодолеть отчуждения человека от его родовой сущности - деятельного творчества. Развитие СМИ и информсистем вместо деятельного участия человека в мире, предложили ему «глобальную деревню» и «виртуальную реальность», т.е. иллюзию действительной жизни.

Список литературы диссертационного исследования доктор социологических наук Емчура Тереса, 2005 год

1. Авдеев Р.Ф. Стратегическое рыночное управление. -СПб.: Питер, 2002.

2. Аллен Дж., Нельсон М. Космические биосферы. М.,1991.

3. Антонов А.И. Микросоциология семьи. М., 1998.

4. Антонов А.И., Медков В.М., Архангельский В.И. Демографические процессы в России XXI века. М., 2002.

5. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века.-М., 2000.

6. Бальцерович Л. Социализм. Капитализм. Трансформация. М., 1999.

7. Бауман 3. Глобализация: Последствия для человека и общества. М., 2004.

8. Белл Дж. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социологического прогнозирования. 0 М.: Академия, 1999.

9. Белл Дж. Два образа веры. М., 1990.

10. Белл Дж. Культурные противоречия капитализма.- М.,1991.

11. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. -М.: Наука, 1989.

12. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.

13. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: МГУ, 1990.

14. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в 21 век. - М., 1990.

15. Бодрийяр Ж. «Система вещей». М.: Рудомино, 2001.

16. Бориснев С.В. Социология коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

17. Борисов В.А. Демография. М., 1999, 2001.

18. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. В 3-х тт. М., 1992.

19. Буари Филипп А. Паблик рилейшенз, или стратегия доверия. -М.: ИНФРА-М, 2001.

20. Бубер М. Проблема человека. М., 1992.

21. Бубер М. Социология на исходе XX века. Критика новейших тенденций. М., 1981.

22. Бутов В.И. Демография. М-Ростов на Дону. - 2003.

23. Введение в культурологию. М., 1995.

24. Вебер М. Образ общества. Избранное. М., 1994.

25. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

26. Витгенштейн JI. Логико-философский трактат. М.,1958.

27. Владимиров А., Кочетов Э. Проблема поиска пути России в XXI веке: Некоторые концептуальные подходы. -М., 1996.

28. Войтыла К. Любовь и ответственность. М., 1992.

29. Всеобщая декларация прав человека. М., 1997.

30. Гадамер X.- Г. Истина и метод. М., 1989.

31. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УССР, 1999.

32. Глазьев С.Ю. За критической чертой: О концепции макроэкономической политики в свете обеспечения экономической безопасности страны. М., 1996.

33. Глобализация и постсоветское общество. М., 2001.

34. Глобализация и столкновение идентичностей. М.,

35. Гордон JI. Область возможного: Варианты социально-политического развития России и способность российского общества переносить тяготы переходного времени. -М., 1995.

36. Горланов Г.В., Карпов В.В., Рязанов В.Т. Социалистическая предприимчивость. -М.: Экономика, 1989.

37. Громов Г.Р. Гуманитарные основы информационной технологии: Научно-аналитический обзор. М., 1988.

38. Громыко Ю.В. Стыки, ак перейти из одной системы общественных отношений в другую. М., 1993.

39. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.

40. Гэлбрайт Дж. Жизнь в наше время. М., 1986.

41. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.,1969.

42. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. 1994. - № 5.

43. Демографическое будущее России. М., 2001.

44. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3-х тт. М., 2000.

45. Долгов С.И. Глобализация: новое слово или новое явление. М., 1996.

46. Друкер П. Посткапиталистическое общество // Новая индустриальная война на Западе. М., 1999.

47. Друкер П. Эффективное управление: Экономические задачи и оптимальные решения. М.: Фаир-пресс, 1998.

48. Дудченко B.C. Основы инновационной методологии. -М., 1996.

49. Дьюи Дж. Цели и средства. М., 1980.

50. Заславская Т.И. Российское общество на социальном изломе. -М., 1997.

51. Заславская Т.И., Громова Р.Г. Трансформация социальной структуры российского общества // Путь в XXI век. М.: Экономика, 1999.

52. Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования. В кн.: Зиммель Г. Избранное. М.: Юристъ, 1996, т. 2.

53. Ефроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб.,1994.

54. Иванов В.Н. Россия: обретение будущего и размышления социолога. -М.: Союз, 1997.

55. Иванов В.Н. Современное социальное управление. -М.: Экономика, 2000.

56. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. М., 1996.

57. Ильин В.В., Панарин А.С., Баловский Р.В. Политическая антропология. М., 1995.

58. Ильин В.В. Наши задачи. В 2-х тт. М., 1992.

59. Ино B.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.,"2000.

60. Иноземцев B.JI. Собственность в постиндустриальном обществе и исторической перспективе. // Вопросы философии. № 12, 2000.

61. История ментальностей, историческая антропология. М., 1996.

62. Кант И. Метафизика нравов. В кн.: Кант И.

63. Сочинения в 6-ти томах. М.: Мысль, 1965.

64. Кастельс М. Высокие технологии: экономика и общество. М., 1999.

65. Каталог биосферы. М., 1993.

66. Кара-Мурза С. Концепция «золотого миллиарда» и новый мировой порядок. М.: 1998.

67. Конституция Польской Республики. Варшава, 1998.

68. Конституция Российской Федерации. М., 1996.

69. Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Социология перехода к рынку в России. -М.: Эдитбриал УСССР, 1998.

70. Криминальная мотивация / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. -М.: Наука, 1986.

71. Кудрявцев В.Н. Какое государство мы строим. М.: Политиздат, 1991.

72. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. М.: МГУ, 2000.

73. Культурология XX в. Антология. М.,1995.

74. Культурология. История и теория культуры. М., 1998.

75. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

76. Лекторский В.А. О толерантности//Философские науки. 1997. - № 3, № 4.

77. Лем Ст. Системы оружия 21 века //Лем, Ст. Маска. Не только фантастика. М., 1990.

78. Лем Ст. Сумма технологии. М., 1968.

79. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971.

80. Лики культуры. Альманах. Т. I. М., 1995.

81. Лоренц К. Агрессия М., 1994.

82. Макнамара Р. Путем ошибок к катастрофе. - М.,1988.

83. Марков Б.В. Разум и сердце: история и теория менталитета. СПб., 1993.

84. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПБ.: Питер,

85. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

86. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс И. За пределами роста. М., 1994.

87. Мени И. Коррупция на рубеже веков: эволюция, кризисы и сдвиги в ценностных представлениях // Международный журнал социологических наук. Париж-Москва, 1997, № 16.

88. Мерко-Понти М. В защиту философии. М., 1996.

89. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. //Социолог, исслед. 1992. - № 2, 3,4.

90. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

91. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образцы познания и реальность. М., 1997.

92. Морфология культуры. Структура и динамика. // Под ред. Орловой Э.А. -М., 1994;

93. Моска Г. Правящий класс. // Социс. 1994, № 12.

94. На путях постмодернизма М., 1995.

95. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.

96. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

97. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

98. Нэсбит Дж., Эбурдин Н. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000. -М., 1992.

99. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 1994.

100. Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М.,1999.

101. Панарин А.С. Политология. Западная и Восточная традиции. М., 2000.

102. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2002.

103. Панарин А.С. Философия политики. М., 2001.

104. Панова И.П. Маргинальность. М.: Союз, 1996.

105. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. Тексты. -М., 1996.

106. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997.

107. Парсонс Т. Человек в современном мире. М., 1985.

108. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1976.

109. Поппер К.-Р. Открытое общество и его враги. Пер. с англ. /Под ред. В.Н. Садовского. М.: Феникс, 1992.

110. Постмодернизм и культура М.,1989.

111. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1999.

112. Психоанализ и культура. М.,1995.

113. Россия: центр и регионы. М.: Солидарность-Паблишер, 1997.

114. Роулс Д. Теория справедливости. - М., 1987.

115. Самосознание европейской культуры XX в. М., 1991.

116. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

117. Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. М., 1994.

118. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.,1993.

119. Сорокин П.А. О русской нации. Россия и Америка. М.,1992.

120. Сорокин П.А. Система социологии. В 2-х тт. М.: Наука, 1993.

121. Сорос Д. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. М., 1999.

122. Социальное расслоение и социальная мобильность. -М.: Наука, 1999.

123. Степин B.C. Философская антропология и философия науки.-М., 1992.123. Сумерки богов. М., 1990.

124. Рывкина Р., Колесникова О. Дисфункция государства и ослабление социальной безопасности населения России // Вопросы экономики. 2000, № 2.

125. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1992.

126. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. -М.-СП6., 1996.

127. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2002.

128. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

129. Тоффлер Э. Футурошок. М., 2002.

130. Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. М., 1997.

131. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк. социологии. М.: Научный мир, 1998.

132. Фейерабенд Н. Избранные труды по методологии науки. М.

133. Фрейд 3. Избранное. М., 1991.

134. Фромм Э. Бегство от свободы. М.,1990.

135. Фромм Э. Иметь или быть? М.,1990.

136. Фукияма Ф. Конец истории? М., 1996.

137. ХаббардЛ.Р. Дорога к счастью. Нью-Йорк, 1992.

138. Хайзинга И. Homo ludes в тени завтрашнего дня. М.,

139. Швейцер А. Избранное. Культура и этика. М., 1990.

140. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

141. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.,

142. Элиаде М. Миф о вечном возрождении: архетипы и повторяемость. СПб., 1998.

143. Эллюль Т. Технологический блеф // Это человек. М.,1995.

144. Юнг К-Г. Коллективное бессознательное. М.,1995.

145. Ясперс К. Истоки истории и ее смысл. М., 1992.

146. Adair J. The Skills of Leadership. - London: Gower Publishing, 1994.

147. Adorno T. The avthoritarian Personality. Hamilton: N.-Y., 1950.

148. Allen P.H. Reengineering The Bank. Cambridge: Probus Publishing Company, 1994

149. Anthony R.N., Dearden J., Govindarajan V. Management Control System. Boston: IRWIN 1992.

150. Antropology of Organization. N.-Y., 1994.

151. Argyle M. The Social Psychology of Work. London: Penguin Books 1990.

152. Argyle M. Psychologia stosunkow miedzyludzkich, Warszawa 1991.

153. Armstrong M. Zarzadzanie zasobami ludzkimi. Strategia I dzialanie. Krakow: Wyd. Professjonalnej Szkoly Biznesu 1996.

154. Aronson E., Wilson D.T., Akert M.N. Psychologia spoleczna. Serce I umysl. Poznan: Zisk I S-Ka 1997.

155. Antropology of Organization. New York 1994.

156. Ashmere R.D., Del Boca F.K., Conceptual approaches of stereotypes and stereotyping, //Journal of Real Psychology, Nr. 4/82.

157. Balicki Z., Egoizm narodowy wobec etyki, Lwow 1902.

158. Balle M. Business Process Reengineering, action kit KOGAN PAGE. London 1995.

159. Banton M., Ethnic Bargaining. W: Ethnicity, Politics and Development. Ed. D. Thompson, D. Ronen, Colorado Boulder 1986.

160. Bartnik Ks. Cz. Chrzescijanska pedagogia narodowa wedlug Stefana Wyszynskiego // Polska teologia narodu, pod red. ks. Cz. Bartnika, Lublin 1986.

161. Bardach J., Od narodu politycznego do narodu etnicznego wEuropie Srodkowo-Wschodniej, "Kultura i Spoleczenstwo" 1993, Nr 4.

162. Bednarek S. Charakter narodowy w koncepcjach i badaniach wspolczesnej humanistyki, Wroclaw 1980.

163. Benedict R., Rozwoj kultury, Warszawa 1963.

164. Bochenski A., Rozwazania о polityce polskiej, Warszawa1988.

165. Bochenski A. Rzecz о psychice narodu polsciego. Warszawa 1971.

166. Bodenhausen George, Emotions, arousal and stereotypic judgements, Academic Press, San Diego 1994.

167. Bourdieu P., Language and Symbolic Power, Oxford1999.

168. Brigham John, A dual process model of impression formation, Erlbaum, New York 1988.

169. Brzezicki E., Туру ludzi w Polsce pod wzgedem psychologicznym i ich reakcje duchowe, «Problemy» 1977.

170. Brogan D. W., The American Character, New York 1961.

171. Brubaker R., Nacjonalizm inaczej. Struktura narodowa Ikwestie narodowe wnowej Europie, Warszawa 1998.

172. Bugdol M. Zarzadzanie sistemem spolecznym zakladu pracy. Opole: OMNIA, Uniwersytet Opolski 1996.

173. Chauvet A. Metody zarazadzania. Przewodnik. -Warszawa: POLTEX, 1997.

174. Coser L. A., The Functions of Social Conflicts, London1956.

175. Czynnik ludzki w wypadkach przy pracy. Przyjaciel przy Pracy.-1992.-Nr. 11.

176. Dahl R., Demokracja I jej krytycy, Krakow Warszawa1995.

177. Devine Paul, Behr Stephen, Measurement of racial stereotypes sub typing // Personality and Social Psychology Bulletin, Nr. 17/91.

178. Driscoll David, Illusory correlation in interpersonal perception//Journal of Experimental Social ychology, Nr. 121/94.

179. Drucker P.F. Menedzer skuteczny. Krakow: Akademis Ekonomiczna 1994.

180. Duijker H.C., N.K.Frijda, National Character and National Stereotypen, Amsterdam 1960.

181. Durlik I. Inzynieria Zarzadzania. Warszawa: Placet Ag. Wyd. 1996.

182. Fiske Susan, Linville Peter, Stereotyping and perceiving distributions of social characteristics, Academia ess, Orlando, 1986.

183. Fouillee A. Szkic psychologiczny narodow europejskich, Warszawa b.r.w.

184. Freud Z. Wstep do psychoanalizy. Warszawa 1992.

185. Fromm E. Niech sie stanie czlowik. Warszawa 1996.

186. Gardner R. Ethnik stereotypes //Canadian Journal of Bechavioral Sciences. Nr. 5/73.

187. Giera K., Werpachowski W. Ksiega Jakosci. Radom: Institut Technologii Eksploatacji 1995.

188. Gockowski i T. Lepkowski, Charakter narodowy jako zagadnienie naukowe, «Odra» 1984, Nr 1.

189. Geertz C., The Interpretation of Cultures, New York 1973.

190. Giddens A. The Conseqneces of Modernity. Cambridge,1990.

191. Gillis J.R., Memory and Identity. The History of a Relationship. W: Commemorations. The Politics of National Identity. Ed. J.R. Gillis, Princeton 1994.

192. Graham Jon L. The Influence of Culture on Business Negotiations, Journal of International Business Studies, vol. 16 (1985).

193. Hamilton David, Social cognition and the study of stereotyping, Stronger, New York 1994.

194. Hammer M., Sannton S.F. The Reengineering Revolution Handbook. London: Harper Collins 1996.

195. Hechter M., Principles of Group Solidarity, Los Angeles-Berkley 1987.

196. Higgins Eduard, Knowledge accessibility and activation, Guildford Press, New York, 1989.

197. Integracyjne zasobami Ludzkimi w filozfii TQM. -Problemy Jakosci. 1999. - Nr. 5.

198. Jakosciowe effekty kultury (na przykladzie ZEW S.A. Raciborz). Problemy Jakosci. - 1998. - Nr. 9.

199. Kelley Henry, Attribution theory in social psychology, University of Nebraska Press, Lincoln, 1967.

200. Klos Z. Ksztaltowanie kultury przedsiebiorstwa. Radom: ITE 1997.

201. Kloskowska A., Kultura narodowa I narodowa identyfikacja: dwoistosc fimkcji. W: Oblicza polskosci. Red. A. Kloskowska, Warszawa 1990.

202. Kloskowska A., Kultury narodowe u korzeni, Warszawa1996.

203. Kloskowska A. Wyobrazenia i postawy etniczne dzieci opolskich, «Przeglad Socjologiczny» 1961, Nr. 2.

204. Kloskowsk A. Charakter narodowy a osobowosc we wspotczesnej problematyce badan spotecznych // «Kultura i Spoteczenstwo» 1957,1.1, n 91.

205. Kruglanski Andrew, Lay epistemics and human knowledge, Plenum, New York 1989.

206. Ks S.Witek, Dwarunkowania historyczno-kulturowe wspotczesnego etosu polskiego // Teologia moralna w obliczu aktualnego stanu etosu polskiego, oprac. ks. S. Olejnik, Krakow 1977.

207. Kultura dominujqca jako kultura obca. Mniejszosci kulturowe a grupa dominujgca we wspoiczesnej Polsce. Red. Nauk. J. Mucha, Warszawa 1999.

208. Kurczewska J., Narod w socjologii i ideologii polskiej, Warszawa 1979.

209. Lippman W. Public opinion. New York 1996.

210. L.Stomma, Antropologia kultury wsi polskiej XIX wieku, Warszawa 1986.

211. LeBon G., Psychologia rozwoju narodow. Warszawa1898.

212. Ledzki J., Amerykanie о Polsce i Polakach, Warszawa

213. Levine Richard, Ethnocentrism. Theories of conflict, ethnics attitudes and group behavior, Wiley, New York 1992.

214. Lewandowski E. Polski charakter narodowy // W kAgu religii i historii., Lodz 1987.

215. Mach Z., Niechciance miasta. Migracja I tozsamosc spoteczna, Krakow 1998.

217. Mead M. National Character // Anthropology Today Selections, Chicago 1965.

218. Merton R. Discrimination and American Creed, New York1975.

219. Merton R. K., Teoria socjologiczna I struktura spoteczna, Warszawa 1982.

220. Metody zsrzadzania zintegrowanego. Przglad Organizacji. - 2000. - Nr. 11.

221. Muhlman W: Rassen, Ethnien, Kulturen. B. 1964.

222. Nagel J., Resource Competition Theories, "American Behavioral Scientist" 1995, №3.

223. Ochorowicz J.,0 polskim oharakterze narodowym, Wstep i wybor tekstow, Gawor, Lublin 1986.

224. Organizacja przyszlosci (red. Hesselbein F., Goldsmith M., Beckhard R.) Warszawa: Businessman Book, 1998.

225. Parsons T. Societies. Evolutionaly and Comparative Perspectives. Englewoode Cliffs, N.J. 1966.

226. Perechuda K. Metody zarzadzania przedsiebiorstwem. -Wroclaw: Wyd. Akademii Ekonomiscznej 1998.

227. Pierscionek Z. Strategic rozwoju firmy. Warszawa: PWN

228. Piwowarski D., Wprowadzenie // Religijnosc ludowa, Wroclaw 1988.

229. Polska teologia narodu, pod red. ks. Cz. Bartnika, Lublin1986.

230. Pomykalo W., Spor о ideal Polaka, t. I i II, Warszawa1986.

231. Robertson R/ Globalization: Social Theory and Global Culture.-L. 1992.

232. Schermerhorn J.R., Hunt G.H., Osborn N.R. Managing Organizatinal Behaviour. N.-Y. - Singapore: John Wiley & Sons 1991.

233. Simmel G. Soziologie des Raumes //Simmel G. Schrifiten zur Soziologie. Eine Auswahl. Hrsg. u. eingeleitet v. H.-J. Dahme u. O. Rammstedt. Frankfurt a. M. 1983.

234. S.Ossowski, W obliczu widza // Dziela t.3, Warszawa1991.

235. Stone J., Racial Conflict in Contemporary Society, London 1985.

236. Stroessner Stephen, Handbook of social cognition, Hilisdale, New York 1994, t. II.

237. Styk J., Chlopski swiat wartosci. Studium socjologiczne, Wloclawek 1993.

238. Sturm R. Nation. Nationalismus // Staat und politik. -Bonn 1991.

239. Swiatowe tendencje w wylozeniach wielkopiecowych. -Rynki Stali. 1998.-Nr. 1.

240. Walter D. Zarzadzanie W XXI wieku. Warszawa:: WNT

241. Z perspektywy 60 lat, pod red. H. Janowskiej i M. Nowak-Kielbikowej. Warszawa 1982;

242. J. Chlebowczyk: Procesy narodotworcze we wschodniej Europie srodkowej w dobie kapitalizmu. (Od schylku XVIII w. do pocz^tkow XX w.). Warszawa-Krakow 1975.

243. J. Zarnowski: Rola kultury polskiej w wyzwolenczych d^zeniach narodu. w: Z perspektywy 60 lat., op. cit.;

244. B. Zientara: Swit narodow europejskich. Powstanie swiadomosci narodowej na obszarze Europy pokarolinskiej. Warszawa 1985.

245. Struktury narodowe sredniowiecza. Proba analizy terminologii przedkapitalistycznych form swiadomosci narodowej, "Kwartalnik Historyczny" nr 2/1977;

246. A.F. Grabski: Polska w swiadomosci spoleczenstw europejskich w wiekach srednich. W: Polska dzielnicowa i zjednoczona. Panstwo -Spoleczenstwo Kultura. Warszawa 1972;

247. J. Tazbir: Szlaki kultury polskiej. Warszawa 1986;

248. A. Barszczewska-Krupa: Generacja powstancza 1830-1831. О przemianach w swiadomosci Polakow XIX wieku. Lodz 1985;

249. A. Bochenski: Dzieje ghipoty w Polsce. Warszawa 1983;

250. A. Witkowska: Wielkie stulecie Polakow. Warszawa 1987;

251. J. Lojek: Dzieje zdrajcy. Szcz^sny Potocki. Katowice 1988.

252. A. Kersten: Hieronim Radziejowski: Studium wladzy i opozycji. Warszawa 1988.

253. Rozumienie historii. Warszawa 1978, s. 71-75.

254. S. Kieniewicz: Historyk a swiadomosc narodowa. Warszawa 1982, s. 113, 165-166.

255. J. Pomorski: Historia teoretyczna wobec historii klasycznej. W: Pami^tnik XIII Zjazdu., op. cit., s. 231-233.

256. W poszukiwaniu modelu historii teoretycznej. Lublin 1984, s. 7-13.

257. Problemy metodologiczne historii najnowszej. W: Historia najnowsza jako przedmiot badan i nauczania. (COMSNP Prace Sekcji Historii. t. 7) pod red. J. Maternickiego. Warszawa 1986, s. 23.

258. R. Zimand: Problem tradycji. W: Proces historyczny w literaturze i sztuce, pod red. M. Janion i A. Piorunowej. Warszawa 1967, s. 8-10, 14-18, 21-24;

259. W.I. Thomas, F. Znaniecki: Chlop polski w Europie i Ameryce. Warszawa 1976,1.1, s. 54-55,

261. S. Nowak: Wst?p. W: Teorie postaw (praca zbiorowa). Warszawa 1973, s. 10;

262. S. Mika: Wst§p do psychologii spolecznej. Warszawa 1972, s. 64; 263.S. Mika. Psychologia spoleczna. Warszawa 1981, s. 105-279;

263. W. Iwaniec: Problematyka postaw spolecznych mlodziezy. Warszawa 1980, s. 25.

264. Adamski W.: Mlodziez i spoleczenstwo. Warszawa 1976.

265. Bochenski A. Dzieje glupoty w Polsce. Warszawa 1984.

266. Boczkowski A.: Struktura i fiinkcjonowanie swiadomosci jednostki a zjawisko zainteresowan spolecznych. w: Studia Socjologiczne. 1986 nr 1.

267. Burszta J.: Lud narod - kultura. Z poczqtkow ludoznawstwa. w: Narod. Kultura. Osobowosc. Ossolineum 1983.

268. Dmowski R.: Polityka polska i odbudowanie panstwa. Warszawa 1988, t. 1-2.

269. Holowka Т.: Myslenie potoczne. Heterogenicznosc zdrowego rozs^dku. Warszawa 1986.r271.1ntegracja spoleczna na Sl^sku Opolskim w okresie Polski Ludowej. Materialy i Studia Opolskie. R. XXVII 1985 s. 56.r

270. Jacher W.: Integracja spoleczna na Sl^sku Opolskim po II wojnierswiatowej. w: Studia Sl^skie, t. XLV. Opole 1987.

271. Jordanek Z.: Przeobrazenia spoleczne na Ziemiach Zachodnich.

272. WSOWOPL. Koszalin 1988. 274Jordanek Z.: Towarzystwo Rozwoju Ziem Zachodnich w integracji spoleczno-gospodarczej Ziem Zachodnich i Polnocnych (praca doktorska). Warszawa 1985.

273. Jordanek Z.: Wklad TRZZ w integracji Ziem Zachodnich i Polnocnych z Macierz%. WSOWOPL Koszalin 1988.

274. Kiwerska J., Tomczak M.: Czy chcemy powrotu do Europy w: Europa 1993, nr 2,

275. Korbel J.: Polska ludnosc rodzima. Migracje w przeszlosci i w perspektywie analiza uwarunkowan. Opole 1986.

276. Kosinski S.: Socjologia ogolna. Zagadnienia podstawowe. Warszawa 1989.

277. Leczyk M.: Historia zywa. Warszawa 1983.

278. Lisiecki S., Rutowska M.: Z badan nad przemianami spolecznymi na pograniczu Polski i RFN w: Przegl^d Zachodni 1993, nr 3,

279. Misiak W.: Integracja spolecznosci Ziem Zachodnich i Polnocnych. Studia Socjologiczne 1987 nr 2.

280. Misztal J.: Weryfikacja narodowosciowa na ziemiach odzyskanych. Warszawa 1990.

281. NowakE.: Cien Lambinowic. Opole 1991.

282. Polacy wobec kwestii niemieckiej CBOS. Warszawa 1990.

283. Polacy wobec Niemcow. Z dziejow kultury politycznej Polski 1945-1989. Praca zbiorowa pod redakcj% A. Wolff-Pow^skiej. Poznan 1993.

284. Polska Pomorze Zachodnie. Zwi^zki historyczne. (Praca zbiorowa pod redakcj^K. Kozlowskiego CLOB 1990).

285. Polska nad Odr% i Baltykiem. Szkice pod red. S. Sierpowskiego. Poznan 1986.

286. Weber M.: Trzy czyste typy prawomocnego panowania. w: Elementy teorii socjologicznych. Warszawa 1975.

287. Wiatr J.J.: Narod i panstwo. Socjologiczne problemy kwestii narodowej. Warszawa 1973.

288. Witwicki W.: Psychologia. Warszawa 1963, t. II. Wokol stereotypow Polakow i Niemcowpod red. W. Wrzesinskiego. Wroclaw 1991.291 .Zubrzycki J.: О asymilacji i wielokulturowosci. W: Spoleczenstwo i socjologia. Wroclaw 1985.

289. Пресса и специальные издания

290. Dzieje Najnowsze 1972-1977

291. Glos Koszalinski (Pomorza) 1958-1990

292. Kwartalnik Historyczny 1966-19784. Odra 1956-19885. Polityka 1967-1990

293. Przegl^d Zachodni 1956-1988

294. Przegl^d Zachodnio-Pomorski 1963-1988

295. Rocznik Koszalinski 1965-1987

296. Rocznik Ziem Zachodnich i Polnocnych 1960-196510. Rzeczpospolita 1984-1988

297. Slowo Powszechne 1957-1990

298. Studia nad zagadnieniami gospodarczymi i spolecznymi Ziem Zachodnich 1960-1964

299. Studia Socjologiczne 1963-1988

300. Sztandar Mlodych 1957-1990

301. Sl^ski Kwartalnik Historyczny "Sobotka" 1963-198416. TrybunaLudu 1956-198817. Tygodnik Zachodni 195618. Warmia i Mazury 1957-197119. Zaranie Sl^skie 1963-1984

302. Zolnierz Wolnosci (Rzeczypospolitej, Polska Zbrojna) 1970-199121. Zycie Warszawy 1956-1988

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Положения теории социализации и ее фазы. Основные подходы к периодизации социализации. Социализация молодежи в современном обществе. Каналы и механизм социализации молодых людей. Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2008

    Классические и современные подходы к анализу социализации молодежи. Анализ проблем, оказывающих существенное влияние на данный процесс. Критерии образовательной, профессиональной и общественной социализированности современных российских студентов.

    дипломная работа , добавлен 15.12.2015

    Характеристика процесса социализации. Соотношение данного процесса с возрастной периодизацией жизни человека, описание социально-педагогических механизмов. Особенности социализации молодежи в современном российском обществе. Проблемы и пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2012

    Теоретические аспекты социализации молодежи в современном российском обществе. Развитие молодежных общественных организаций и муниципальных учреждений, осуществляющих работу с молодежью. Роль общественных организаций в позитивной социализации молодежи.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2011

    Проблемы социализации и восприимчивости молодежи в современном российском обществе. Основные предпосылки для создания благоприятных социально-экономических условий в государстве для формирования здорового, образованного и целеустремленного поколения.

    эссе , добавлен 11.05.2012

    Мезо- и микрофакторы социализации детей и молодежи в условиях современного общества. Специфика социально-педагогической поддержки в образовательных учреждениях. Профилактика девиантного поведения, алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2015

    Изучение особенностей церковных организаций как агентов социализации личности. Масштабы и эффекты социализации личности под влиянием Русской Православной Церкви в современном российском обществе. Проблемы участия Церкви в процессе социализации россиян.

    дипломная работа , добавлен 02.12.2015

Социализация молодежи есть важный фактор стабильности общества, нормального функционирования общественной системы.

Концепция К. Маркса , в частности, его учение о сущности человека как совокупности всех общественных отношений, оказала большое влияние на развитие теорий социализации. Согласно К. Марксу, человека формирует социальная среда, которая одновременно выступает и как условие, и как результат его деятельности. В процессе своей деятельности люди изменяют и внешние обстоятельства, и самих себя. Изменяя мир, люди изменяют самих себя (К. Маркс. Тезисы о Фейербахе). Свободное развитие каждого есть условие и смысл развития всех (К. Маркс, Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии).

Особенность концепции К. Маркса заключается в переосмыслении основ человеческой субъектности. На первый план выдвигается предметно-чувственная, материально-продуктивная активность.

Э. Дюркгейм исходил из двойственной природы человека: биологической (способности, биологические функции, импульсы, страсти) и социальной (нормы, ценности, идеалы). Основная функция социализации - приобщение индивидов к «коллективному сознанию» (установление однородности, целостности в обществе). Социализированная личность - это личность, которая наделена умением подавлять индивидуальные интересы во имя общественных.

Г. Тард рассматривал социализацию как процесс подражания молодых взрослым. Выделил три основных социальных процесса: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация). Основной закон всего сущего - всемирное повторение. Подражательность есть проявление этого закона. Отношение «учитель-ученик» рассматривается им в качестве типового. Г. Тард первым попытался описать процесс интернализации норм через социальное взаимодействие.

М. Вебер выделяет два аспекта социализации - субъективный смысл и направленность на другого. По Веберу, социальное действие предполагает субъективную мотивацию индивида (или группы) и ориентацию на других («ожидание»), без которых действие не может рассматриваться как социальное. В основе социализации - понимание индивидом других людей и окружающего мира как социальной реальности.

Фрейд: его учение о человеке, формировании, развитии и структуре личности оказало значительное влияние на развитие теории социализации. Личность представляет собой противоречивое единство трех элементов:

«Оно» (бессознательное), «Я» (сознание индивида), «Сверх-Я» (коллективное сознание). Социализация - противоречивый процесс (инстинкты, влечения, стремление остаться самим собою, с одной стороны, требования общества, законы, запреты, направленные на подчинение социальным нормам - с другой стороны). Важнейшая задача - достижение компромисса, который бы принес счастье индивиду и группе. Огромное значение для понимания процессов развития личности имели разработанные Фрейдом «защитные механизмы».

Э. Эриксон: его подход обращен к социокультурному контексту становления личности, является развитием концепции 3. Фрейда. В качестве определяющего момента развития личности выделял идентичность (субъективное чувство, а также объективно наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности , соединенное с определенной верой в тождественность и непрерывность некоторой картины мира, разделяемой с другими людьми).

Юность - период «нормативного кризиса», для нее характерно усиление конфликтов, происходит колебание силы Я. С обретением идентичности, подросток становится как бы жертвой этого процесса, поэтому важно сформировать чувство идентичности, избежав при этом ролевой и идентификационной диффузности. Молодому человеку важно научиться оценивать и использовать свои сильные и слабые стороны, чтобы получить представление о себе и о том, каким он хочет стать в будущем.

Главная задача для индивида : переходя с одного жизненного этапа на другой, обрести позитивную самоидентичность.

Каждая стадия жизни личности характеризуется специфической задачей, которая выдвигается обществом (определяет содержание развития на каждом этапе).

Основные положения теории социализации в современной отечественной социологии

1. Социальное не противосто

ит биологическому и не проистекает из него.

  • 2. Социальная жизнь не создает в каждом человеке заново человеческую природу.
  • 3. Человек - общественный деятель: продуцирует условия и обстоятельства своей собственной и общественной жизни.
  • 4. Личность - объект и субъект социального взаимодействия.
  • 5. Общество влияет на личность, индивид оказывает влияние на общество.

Исходя из этих положений, социализация определяется как процесс становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

И.С. Кон занимается проблемами социологии личности, развития личности в юношеском возрасте, изучает проблему «Я». По И.С. Кону, социализация - совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализация включает в себя осознанные, контролируемые воздействия и стихийные, спонтанные процессы. Уникальный внутренний мир каждого человека воплощает в себе общечеловеческие ценности, обретает реальность только в творческой деятельности индивида, обращенной к другим.

При анализе проблем социализации важным является понятие «социализационной нормы». А.И. Ковалева определяет социализационную норму как:

  • 1) результат успешной социализации, позволяющий индивидам воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности данного общества и обеспечивать их дальнейшее развитие;
  • 2) многомерный эталон социализированного человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик;
  • 3) устоявшаяся в обществе совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению.

Типы социализационных норм:

идеальные - определяются общественными идеалами, на их основе строятся ориентиры развития личности; это декларативный вариант желаемой модели социализации, отражается в политических программах, целях воспитания;

нормативные - формализованные положения о том, каким должен стать человек, что должны делать соответствующие социальные институты (для интеграции индивида в общество); малоподвижны, ориентированы на всеобщие траектории жизненного пути (образование, трудовая деятельность, участие в политике) и идентичности личности;

реальные - отражают статистическое большинство результатов социализации индивидов данного общества в конкретный период его развития; имеют много сходства с нормативным типом.

Социальные изменения в России в XX веке сказались на социализационной норме. Произошли изменения модели социализации. Советская и современная российская социально-экономическая системы задают определенные модели поведения, ориентированы на разные типы личности, развивают разнонаправленные социальные качества человека.

Социалистическая система ориентирована на приоритет общественного интереса, коллективизм, патернализм, контроль над личностью, исполнительность, социальные гарантии, ограничение потребностей, унификацию и т.д.

Рыночные ориентиры - приоритет частного интереса, индивидуализм, расчет на собственные силы, расширение свободы личности, инициатива, предприимчивость, ориентация на богатство (цель), максимальные достижения в труде, личный успех.

Советская модель социализации молодежи - реализация социалистических общественных отношений; коммунистический идеал - основной ориентир развития личности. Важнейшие черты личности «советского» человека: идейная убежденность, преданность идеалам коммунизма, гражданственность, политическая активность, патриотизм, интернационализм, любовь к труду, коллективизм, социальный оптимизм и др.

Советская модель социализации сложилась как устойчивая система преимущественно организованной, целесообразной и упорядоченной деятельности. Ее отличала относительная стабильность основных институтов социализации с присущим им единообразием, авторитарными формами деятельности.

Новая социализационная модель в корне отличается от советской. Новая российская реальность определяется новым общественным строем, распадом экономической системы, трансформацией социальных институтов и организаций, особой российской культурой. Произошла трансформация модели социализации молодежи:

  • 1) отсутствуют четкие эталоны социализированности (утрата идеалов советского общества и размытость ориентиров будущего);
  • 2) нормативы социализации изменились с принятием новых законодательных и других нормативных актов;
  • 3) реальная модель социализации изменилась.

Но, несмотря на это, социализация продолжает осуществляться в основном по сложившимся прежде правилам и моделям.

Социализация молодёжи - процесс усвоения молодёжью образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ей успешно функционировать в обществе.

Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм.

Социализация продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п.

Выделяются агенты и институты социализации .

Агенты социализации молодёжи - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей: родители, родственники, соседи, сверстники, учителя, тренеры, врачи и т.д.

Институты социализации молодёжи - учреждения, организации, влияющие на процесс социализации молодёжи и направляющие его: вуз, предприятие, армия, церковь, государство, средства массовой информации и т.д.

Так как социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации - ближайшее окружение молодого человека: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодёжных группировок. Первичная среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то он будет агентом вторичной социализации.

Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец - опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг). Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа даёт знания, предприятие - средства существования, церковь - духовное общение и т. п.

Социализация молодёжи проходит этапы, совпадающие с её жизненными циклами. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Например :


Поступление в ВУЗ (цикл студенческой жизни);

Женитьба (цикл семейной жизни);

Трудоустройство (трудовой цикл);

Служба в армии (армейский цикл).

Каждый раз, вступая в новый цикл, молодёжь должна многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа: десоциализация (отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения) и ресоциализация (обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения).

Иногда молодой человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что разрушает нравственные основы личности, а ресоциализация не может восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей (тюрьма, колония, психиатрическая больница, алкоголизм, наркомания).

Специфика социализации молодёжи состоит в том, что в молодёжном возрасте завершается первичная её стадия и начинается вторичная. Первичную стадию индивид проходит в детском возрасте. Благодаря ей он становится полноценным членом общества. Вторичная стадия - это последующий процесс, происходящий с уже социализированным индивидом. Для нее характерно то, что индивид осваивает нормы и ценности окружения с учетом уже усвоенных им на первом этапе.

Он ориентируется уже не столько на конкретных «других», но на обобщённого «другого», отождествляя себя с ним, либо противопоставляя себя ему. На этом этапе часто возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями. В ранней юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе.

Существенным отличием социализации молодёжи от социализации ребенка является то, что на этом этапе более существенную роль играют так называемые вторичные агенты социализации.

Социализация молодежи

Общество – это единство социальности и культуры, с которыми неразрывно связана личность. При этом:

  • общество – совокупность субъектов, взаимодействующих между собой;
  • личность – субъект взаимодействия;
  • культура – совокупность ценностей и норм, значений и т.д., которые объективируют и раскрывают эти значения и которыми владеют субъекты.

Молодежь – это социально-демографическая общность, осформированная на основе совокупности возрастных характеристик и особенностей социального положения.

Замечание 1

Социализация молодежи – процесс установления взаимодействия и взаимоотношений между обществом и молодым человеком. Это взаимодействие является соотношением в личности индивидуального и социального, ориентацией на приоритет общественных или личных интересов, которые формируются во время социализации личности.

Социально-психологические особенности и социальный статус молодежи имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и характерных для данного общества закономерностей социализации.

Успешная социализация молодежи невозможна без института семьи, который должен обладать чертами здоровой, полноценной, стабильной структуры. При отсутствии одного из условий социализации социализирующая функция семьи не реализуется в полном объеме, что ведет к росту девиантных и деструктивных явлений в обществе.

Современные виды социализации молодежи

В современной науке выделяют несколько видов социализации молодого поколения:

  1. Эйкуменная социализация. Становление молодежи в определенной природной среде, усвоение и реализация определенных программ взаимодействия с природой, формирование определенного типа сознания, и, соответственно, форм и методов жизнедеятельности.
  2. Мезосоциализация. Конкретно-исторический процесс становления и развития молодежи в инфрасферах родительской семьи, охраны здоровья, быта, воспитания и образования, свободного времени, собственной молодой семьи, в которой поэтапно реализуются определенные программы, соответствующие формы и методы жизнедеятельности.
  3. Экономизация. Овладение молодежью определенными профессиями и специальностями, участие в производстве духовных и материальных ценностей.
  4. Политическая социализация. Процесс вхождения молодежи в политическую жизнь общества, подразумевающее овладение определенными политическими нормами, ценностями, образцами поведения.
  5. Этнокультурная социализация. Формирование способностей к сохранению национальной культуры, поддержание межнационального общения, возобновление традиций.

Особенности социализации молодежи в современном мире

Специфика молодежи проявляется в том, что она находится в процессе перехода от детства к взрослой жизни, переживает этап семейной и внесимейной социализации, интериоризации норм и ценностей, формирования социальных статусов и ролей, профессиональных ожиданий.

Данный процесс проявляется в:

  • специфических молодежных формах поведения и сознания,
  • понятиях молодежной музыки, моды, языка;
  • формировании молодежной субкультуры.

В последнее время заметно оттеснены такие важные составляющие преемственности поколений, как образование и воспитание. Их место занимают институты и ценности культуры массового общества.

Характерные особенности социализации молодежи:

  1. В приоритете становится престижное статусное потребление. Личность все более отчуждается от духовных ценностей, деформируется структура их освоения, средство становится целью. Массовая культура определяет культурную самоидентификацию молодежи, социализацию каждого отдельного индивида.
  2. Цивилизационный, или мировой кризис идентичности, сопровождающийся культурной фрагментарностью, дезорганизацией больших структур и сообществ, разрушением традиций, глобализацией мировых процессов, постмодернизацией, разрушением традиций и ценностей, разрушение идеологических установок.
  3. Предоставление социумом возможностей для формирования и развития индивидуальных особенностей молодого поколения повышает динамику развития общества, однако, иногда дестабилизирует общество, ведет к снижению ресурса его жизнеспособности, нарушает системные связи.

Социокультурное становление молодежи наблюдается при одновременном взаимодействии разных социоприродных факторов и процессов, таких как:

  • самовоспитание;
  • профессиональное педагогическое воздействие;
  • большие и малые группы людей;
  • семья;
  • культура;

Проблемы социализации молодежи

В современном мире молодое поколение сталкивается с рядом трудностей:

  • многообразие социальных связей, ограничивающих возможности целостного восприятия окружающего мира;
  • возрастающая скорость жизненных ритмов;
  • «средства жизни», подменяющие духовные жизненные цели;
  • гедонистическая направленность на получение удовольствия;
  • скорость и непредсказуемость современных социальных преобразований;
  • культурная неоднородность общества;
  • политический плюрализм.