Усиление королевской власти. Усиление королевской власти Единая экономическая политика

Основу централизованного государства в Англии положило Нор-мандское завоевание. Вильгельм Завоеватель конфисковал земли у значительной части англо-саксонской знати и передал её в каче-стве феодов своим сподвижникам. Но их земли не представляли компактных владений, а были разбросаны по стране. Кроме того, все феодалы, как крупные, так и мелкие, были объявлены прямы-ми вассалами короля и должны были принести ему оммаж. Король сохранил за собой огромные домениальные владения, которые со-ставили около седьмой части всех обрабатываемых земель в стра-не. Вся территория государства контролировалась королём через шерифов , королевских чиновников, имевших главным образом ад-министративные и фискальные полномочия (полномочия по сбо-ру налогов).

Дальнейшее усиление королевской власти в Англии было связано с реформами короля Генриха II. Вследствие военной реформы обя-зательная служба вассалов короля за свой феод заменялась «щитовы-ми деньгами», что дало возможность королю содержать наёмные от-ряды, повинующиеся ему беспрекословно. Судебная реформа рас-ширила полномочия королевского суда: разъездные судьи короля могли вести дела по уголовным преступлениям, а дела, связанные с землевладением, за определённую плату могли быть рассмотрены в королевском суде с участием присяжных заседателей. Согласно лесной реформе все леса в Англии были объявлены собственностью короля.

Таким образом, уже к концу XII в. в Англии были сформиро-ваны основные черты централизованного государства.

Королевская власть при династии Капетингов

Во Франции королевская власть в X в. была крайне слабой. По-сле гибели в 987 г. последнего представителя династии Каролингов Людовика V Ленивого французская знать избрала новым королём Франции графа Парижского Гуго Капета, ставшего основателем но-вой французской королевской династии — Капетингов . Однако фактически ему подчинялся лишь королевский домен, расположен-ный между Парижем и Орлеаном (Иль-де-Франс). Но даже на тер-ритории домена существовали владения мелких вассалов короля, которые вели себя очень независимо и часто выказывали королю своё неповиновение.

Однако по сравнению со своими вассалами, даже самыми могу-щественными, король имел ряд существенных преимуществ. Он был сюзереном, в силу чего имел право конфисковать феод при не-выполнении держателем своих вассальных обязательств, преиму-щественное право купить феодальное владение, а также право при-соединить к своему домену феоды, оставшиеся без наследников. Для расширения своих домениальных земель Капетинги активно использовали и брачную политику: они стремились женить своих сыновей на наследницах крупных феодальных владений. Король, пройдя обряд коронации, становился сувереном, то есть правите-лем, возвышавшимся над всей феодальной системой, поскольку его власть была освящена Божественной волей.

Обряд коронации

Капетинги, начиная со второго представителя этой династии Роберта II Благочестивого (996-1081 гг.), разработали сложный, до деталей продуманный обряд коронации, направленный на под-чёркивание священного характера их власти. Они короновались только в Реймсе, городе, где принял крещение Хлодвиг, а священ-ное масло — миро — для коронации бралось из особой склянки, при-несённой, по легенде, с небес голубкой во время крещения Хлодви-га. Поэтому обряд помазания на царство давал коро-лю в глазах народа особые качества, отличающие его от простых смертных. Так, по легенде, король нало-жением своих рук мог исцелять опасные болезни, на-пример золотуху.

Усиление королевской власти в XII-XV веках

Умело используя все свои преимущества, француз-ские короли, начиная с Людовика VI Толстого (1108-1137 гг.), неуклонно усиливали свою власть и к началу XIV в. вывели её на совершенно новый уро-вень.

При Филиппе II (1180-1223 гг.) была введена должность судьи (бальи), обладавшего следственными полномочиями на территории королевского домена.

При Людовике IX Святом (1226-1270 гг.) террито-рия домена, резко расширившаяся в предыдущие го-ды за счёт конфискации ряда английских владений и земель Тулузского графства, была разделена на административные округа — бальяжи. С этого времени бальи осуществляли от имени ко-роля судопроизводство, собирали налоги и следили за исполнением королевских указов. Людовик IX Святой ввёл на территории домена единую денежную систему. Материал с сайта

К моменту правления Филиппа IV Кра-сивого (1285-1314 гг.) территория домена составляла три четвёртых королевства. В это время советники короля выдвинули идею, что ко-роль является императором в своём королевстве, то есть его власть не ограничена какими-либо обычаями , а его воля имеет силу закона.

Победа в Столетней войне ещё более укрепила власть короля во Франции: все отнятые у английского короля земли вошли в коро-левский домен, а национальное самосознание , зародившееся во Франции именно в годы векового противоборства с Англией, сдела-ло короля символом национального единства.

При Людовике XI (1461-1483 гг.) и Карле VIII (1483-1498 гг.) объединение Франции завершилось.

Особенности ленной системы, обусловленное завоеванием военно-политическое доминирование центральной власти определили становление новых полномочий короны, значительное усиление государственной позиции королевской власти .

Помимо перешедших от англосаксонской древней монархии полномочий на земельные пожалования (теперь уже свободных от согласия уитанов) и на законодательство, нормандские короли в течение XI – XII вв. закрепили за собой значительные новые права. Король стал носителем высшей военной власти: ленная милиция-ополчение находилась на положении дружины короля, он единолично определял время созыва и количество ополченцев; в этом отношении также возродились на новой основе древние права военачальника англосаксонских королей. Установилосьсудебное верховенствокороля – не только в виде прав на собственный королевский суд, но и на определение вообще всех судей в королевстве, на пересмотр решений низовых судов, даже связанных с общинными традициями. Особенно значительным сталоадминистративно-полицейское верховенствокороны: власть проводила обязательные переписи-ревизии земель и населения, запрещала или ограничивала передвижение населения в этих целях, от имени короны правонарушители брались на поруки, что освобождало их временно или навсегда от ответственности, представители короля стали принимать обязательное участие в расследовании преступлений на местах, а с XIII в. действовали следственные комиссии под началом вице-графа (назначаемого королем уполномоченного) . Появились финансовые правакороны уже как организатора государственного обложения: норманны ввели прямые налоги, король имел право на особые сборы со своих вассалов, право на выкуп от воинской повинности, на таможенные сборы; дополнительные доходы короне обеспечивали поступления с королевских доменов и с общегосударственных лесов (это также было признано королевской прерогативой), от чеканки монеты. Наконец, сложилосьдоминирование над церковью(на место прежнего патроната англосаксонских времен): короли утверждали церковные постановления, землевладения церкви передавались только как королевские пожалования, с которых духовенство обязано было нести военную службу и иные повинности.

При первых нормандских королях возродились феодальные собрания (сходки уитанов), однако они стали нерегулярными и более многочисленными (на одном из собраний XI в. присутствовали все землевладельцы Англии – до 60 тыс. чел.), значениеих для власти было невелико. Несравненно большую роль стал игратькоролевский двор (curia regis).Здесь был истинный центр военного, судебного, полицейского, финансового и церковного верховенства в стране, при том что его институализация была еще слаба. Двор существовал и как собрание приближенных королю вассалов, как придворные съезды (считалось, что законы страны могут меняться только при согласии представителей страны); с XII в. непериодически действует Общий совет короля в составе 20 – 36 его ближайших слуг и управителей. Двор к середине XII в. стал и административным центральным органом страны. Единственным стабильным учреждением в его составе пока было толькоказначействоиз двух отделений: Счетного и Приемного. Размещалось казначейство в особой зале Вестминстерского дворца. Его возглавлял постоянныйказначей, в распоряжении которого были профессиональные чиновники. При дворе действовали особыесудебные комиссии, где вершилось королевское правосудие. Наконец, из поручений лицам королевского двора постепенно стали складываться особые функции управления – одновременно и дворцового, и общегосударственного. Среди таких лиц первое место принадлежало генеральному наместнику, илиюстициариювсей Англии. Делами двора ведалисенешали майордом, возникли и другие придворные чины и ранги. Королевским хозяйством управлял лорд 1-й камергер. Командование постоянной частью войска вручалоськоннетаблю; помимо этого, был и титулмаршала Англии. Дипломатическими и особыми административными делами руководилканцлер– обычно из числа духовных лиц. Периодически возникали и исчезали другие должностные лица или учреждения (например, Палата «шахматной доски» в XII в. для сбора доходов), административные полномочия которых также вытекали главным образом из домениальных прав короля. Многие должности и учреждения вели свое происхождение от Франкской монархии и Нормандского герцогства. Центральной власти было подчинено и местное управление. Должность элдормена (эрла) превратилась в верховное наместничество или военный ранг. Основная тяжесть управления на местах (в графствах) перешла к вице-графу, илишерифу; он был и военным управляющим короля, и председателем местной юстиции, и полицейским должностным лицом, и управляющим домениальными владениями.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Усиление королевской власти в 16-17 вв. Абсолютизм в Европе Подготовила учитель истории и обществознания ФГОУ сош № 4 Латыпова О.Ш.

2 слайд

Описание слайда:

Абсолютизм - форма правления, заключающаяся в неограниченной власти монарха. Характерные черты абсолютизма: наличие регулярной армии, профессиональной бюрократии, единых законов, административного устройства, государственной церкви, единой налоговой системы и ничем не ограниченной монархической власти Абсолютизм

3 слайд

Описание слайда:

«Рожденный подданным должен повиноваться». «Воля Бога заключается в том, чтобы всякий рожденный подданным повиновался без рассуждений» - эти фразы выражают смысл абсолютизма. Абсолютизм

4 слайд

Описание слайда:

Один король – одна страна У старой непокорной и своенравной знати отбирались земли, разрушались замки, распускались отряды феодалов. Ограничивались свободы городов. Под власть короля во Франции после Столетней войны перешли Нормандия, Бургундия и др. провинции.. В Англии король подчинил своей власти отдаленные северные графства и Уэльс (созданы Совет Севера и Совет Уэльса).

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Один король – одна страна В период абсолютизма органы сословного представительства (английский парламент, испанские кортесы, французские Генеральные штаты) утрачивают свое значение. Короли стремятся избавиться от их влияния. С этой целью феодалы постепенно лишаются своих привилегий и влияния. Короли принимают на службу дворян (новое сословие, положение которого полностью зависит от его службы королю)

7 слайд

Описание слайда:

Ограничение роли органов сословного представительства При абсолютизме монарх не нуждался в поддержке парламента, К примеру,за 37 лет правления Генриха VIII парламент собирался только 21 раз, а за 45 лет правления его дочери Елизаветы – 13 раз. Короли значительно ограничили их влияние, тем самым укрепив свою абсолютную власть.

8 слайд

Описание слайда:

«Хотелось бы, чтобы это мое назидание заменило более суровые меры, чтобы вы поняли, как опасно испытывать монарха; и пусть мое утешение поднимет ваш упавший дух и поможет вам получить надежду на то, что ваше последующее поведение загладит ваши прошлые поступки и вы вернете себе милость вашей государыни…» Ограничение роли органов сословного представительства Из речи королевы Англии Елизаветы Первой перед парламентом

9 слайд

Описание слайда:

«Не понимаю, как мои предки могли допустить такое учреждение» « В моем лице Бог ниспослал вам благословление. Я муж, а весь остров- моя законная жена. Я пастырь, а остров -мое стадо» Из речи Иакова I, короля Англии, Шотландии и Ирландии. Ограничение роли органов сословного представительства

10 слайд

Описание слайда:

Галерея Франциска I во дворце Фонтенбло «Чего требует король - требует закон.» При издании законов Франциск руководствовался исключительно своим усмотрением, пользуясь формулой: «car tel est notre plaisir» (ибо нам так угодно). Король Франции Франциск I (1515-1547 гг) Во Франции Генеральные штаты созывались еще реже, нежели. Во Франции Франциск I (1515-1547) в годы своего правления не созывал Генеральные штаты. А с 1614 г. по 1789 г. Генеральные штаты не созывались вовсе. Ограничение роли органов сословного представительства

11 слайд

Описание слайда:

Единая система государственного управления. В Англии центральным административным и исполнительным органом еще при Тюдорах стал Тайный совет, членов которого назначал монарх. Тайный совет совместно с королем определял направления внутренней и внешней политики государства, занимался вопросами финансов и обороной страны.

12 слайд

Описание слайда:

Во Франции, как и в Англии, главой государства был король, обладавший всей полнотой власти. При нем имелся совет, считавшийся правительством, но монарх сам назначал его членов и единолично решал все вопросы. Членами правительства были принцы крови, высшие духовные чины, финансисты, юристы, но фактически в стране существовало личное правление короля. Единая система государственного управления. Монарх - помазанник Божий. Генеральные штаты.

13 слайд

Описание слайда:

: Абсолютизм, судебная власть и бюрократия Для суда по государственным преступлениям существовала Звездная палата, а на местах работали коронные суды, действовали выборные мировые суды, наличие которых также поднимало значение центральной королевской власти за счет феодальной аристократии. Звездная палата

14 слайд

Описание слайда:

Абсолютизм, судебная власть и бюрократия Во Франции действовало 17 парламентов, высших судебных инстанций. Наиболее влиятельный из них был Парижский - его компетенция распространялась на 1/3 тер- ритории Франции. Он имел право назначать регента в случае недееспособности монарха, утверждал договоры, указы короля. Эти значительные полномочия были ограничены в период правления Людовика XIV.

15 слайд

Описание слайда:

Франциия Франция Англия Парламенты Звездная палата (судьи, мировые судьи) Абсолютизм, судебная власть и бюрократия Ведение судебных процессов Разоблачение заговоров Сбор налогов Преследование бродяг Подавление мятежей Назначение регентов Обжалование судебных и правительственных решения Рассмотрение договоров и указов

16 слайд

Описание слайда:

Королевское могущество реализовывалось посредством бюрократии. В Англии она насчитывала 100-1500 человек, во Франции - 8000 в XVI в., и 46 000 в XVII в. Во Франции должности передавались по наследству и продавались. Столь велик был престиж королевских слуг. Абсолютизм, судебная власть и бюрократия

17 слайд

Описание слайда:

Абсолютизм и финансы Экономическая идеология государств эпохи абсолютизма – мерантилизм.Меркантилизм - экономическая концепция, основанная на представлении, что экономическое благополучие зависит от концентрации финансовых ресурсов (драгоценных металлов). Государство делало все для развития национальной промышленности, для ограничения импорта и для расширения экспорта.

18 слайд

Описание слайда:

Абсолютизм и финансы Ж.Б. Кольбер,глава правительства Людовика XIV , министр финансов, сторонник меркантелизма способствовал развитию национального флота, торговли и промышленности. Заложил экономические предпосылки для формирования Французской колониальной империи, создавал мануфактуры, выпускавшие новые виды изделий и внедрявшие новые технологии. Для поддержания французской промышленности ввел таможенный тариф Ж.Б. Кольбер

19 слайд

Описание слайда:

Армия на службе короля. Налоговая система Англия Франция Отсутствие регулярной армии Народное ополчение Отряды добровольцев Постоянная регулярная армия Налоговая система Талья на землю и имущество Подушная подать Налог на соль и другие налоги

Вопросы в начале параграфа

Вопрос. В какие столетия в Англии и Франции сформировались сословно-представительные учреждения? Какие причины способствовали их созданию? Какое влияние оказывали эти учреждения на политическую жизнь государств, на положение сословий?

Сословно-представительские учреждения сформировались в Англии во второй половине XIII в. (в 1265 г. Симон де Монфор созвал первый однопалатный парламент, а c 1295 Эдуард I начал регулярно созывать парламент), а во Франции в начале XIV в. (в 1302 г. созваны Генеральные штаты). Причиной в Англии стала борьба короля и баронов, последние боролись за сохранение своих вольностей, а королю требовался орган, который бы одобрял введение новых налогов. Во Франции королю также требовались дополнительные деньги, на сбор которых королю требовалось согласие сословий. Эти органы в определенной степени ограничивали власть короля, заставляли его прислушиваться к мнению сословий, прежде всего высших.

Вопросы в параграфе

Вопрос. Найдите на гравюре и назовите атрибуты королевской власти.

Корона, скипетр, держава, меч

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Выпишите термины: а) характеризующие политическую власть; б) обозначающие различные органы государственной власти.

А) Абсолютизм – форма правления, при которой неограниченная власть принадлежит монарху. Меркантилизм – экономическая политика

Б) Парламент, генеральные штаты, Кортесы - представительные органы власти; Совет Севера, Совет Уэльса – территориальные органы государственной власти, управлявшие отдельными территориями; Тайный совет – центральный административный и исполнительный орган власти, определявший внутреннюю и внешнюю политику; Звездная палата - судебный орган

Вопрос 2. Запишите в тетрадь основные признаки абсолютной королевской власти.

Крупные феодалы потеряли самостоятельность (распущены рыцарские отряды, срыты замки аристократии);

Ограничены вольности крупных городов;

Отдельные территории королевства лишились самостоятельности (например: герцогства Нормандия и Бургундия во Франции, северные графства в Англии);

Король управляет всей территорией страны с помощью чиновников и назначением территориальных органов власти (Например Совет Севера в Англии);

Снизилась роль представительных органов (Парламента, Ген.штатов собираются реже, например Елизавет I лишь 13 раз собирала парламент за 45 лет своего правления);

Распространялась идея, что власть короля идет от Бога, поэтому она ничем не может быть ограничена: монарх считался наместником Христа на земле;

Судебная власть была сосредоточена в королевских судах.

Вопрос 3. Как в условиях абсолютизма были организованы армия, налоговая и экономическая политика?

Армия. Короли, стремившиеся к неограниченной власти, распускали феодальные отряды рыцарей и создавали регулярную наемную армию.

Налоги. Налоги делились на два вида: прямые (налог на землю и имущество и подушная подать) и косвенные (на соль). Налоги платили все, кроме высших сословий.

Экономика. В новое время в экономике господствовало учение меркантилизма, которое исходило из того, что основой богатства является обилие ценных металлов, поэтому государство всячески старалось поддержать торговлю по принципу: вывозить товаров больше, чем ввозить

Задания к параграфу

Вопрос 1. Подготовьте устный рассказ «Король и парламент», используя текст параграфа, дополнительную литературу и интернет-ресурсы.

Парламенты возникли еще в эпоху Высокого средневековья. Парламенты выражали мнение всех сословий по самым важным вопросам королевства, прежде всего по вопросам налогов. Например, в Англии король не мог вводить новых налогов без ободрения парламента. Короли гарантировали права и привилегии парламентов. Но по мере усиления королевской власти монархи стали тяготиться сословными представительствами. Короли, которые все больше сосредотачивали власть в своих руках, стремились избавиться от парламентов или снизить их роль в жизни королевства. Но короли не могли сразу прекратить многовековую традицию. Поэтому в Англии Тюдоры в XVI проявляли дипломатию и продолжали созывать Парламент, но все реже и реже. В XVII в. новая династия Стюартов попыталась в значительной мере освободиться от влияния Парламента: короли даже не скрывали своего мнения относительно прав парламента, которые не могли ограничивать божественное право короля в управлении страной. Во Франции королям удалось прекратить регулярный созыв Генеральных штатов с 1614 по 1789 г.

Вопрос 2. Объясните, какими способами абсолютные монархи осуществляли контроль за местной и судебной властями.

Контроль за местной и судебной властями осуществлялся за счет передачи функций королевским судам и чиновникам. Это подрывало и ослабляло власть местных феодалов. Для борьбы с мятежной знатью создавались центральные органы, как например Звездная палата в Англии, которая следила за осуществлением правосудия.

Вопрос 3. Какую роль в укреплении королевской власти играла религия?

Религия позволяла обосновать божественное происхождение власти монарха, внушить идею, что король – помазанник божий. Церковь играла важную роль в жизни человека того времени, поэтому монархи использовали церковный авторитет для укрепления своей власти. К примеру, во время церковных служб священники молились за здоровье и благополучие монарха.

Вопрос 4. Придумайте и изобразите эмблему абсолютной королевской власти. Подготовьте электронную презентацию своих работ.

Можно взять изображение льва, который символизирует силу и величие. Не случайно лев считается царем среди зверей.

Усиление королевской власти.

Особенности ленной системы, обусловленное завоеванием военно-политическое доминирование центральной власти определили становление новых полномочий короны, значительное усиление государственной позиции королевской власти .

Помимо перешедших от англосаксонской древней монархии полномочий на земельные пожалования (теперь уже свободных от согласия уитанов) и на законодательство, нормандские короли в течение XI – XII вв. закрепили за собой значительные новые права. Король стал носителœем высшей военной власти: ленная милиция-ополчение находилась на положении дружины короля, он единолично определял время созыва и количество ополченцев; в данном отношении также возродились на новой базе древние права военачальника англосаксонских королей. Установилось судебное верховенство короля – не только в виде прав на собственный королевский суд, но и на определœение вообще всœех судей в королевстве, на пересмотр решений низовых судов, даже связанных с общинными традициями. Особенно значительным стало административно-полицейское верховенство короны: власть проводила обязательные переписи-ревизии земель и населœения, запрещала или ограничивала передвижение населœения в этих целях, от имени короны правонарушители брались на поруки, что освобождало их временно или навсœегда от ответственности, представители короля стали принимать обязательное участие в расследовании преступлений на местах, а с XIII в. действовали следственные комиссии под началом вице-графа (назначаемого королем уполномоченного) . Появились финансовые права короны уже как организатора государственного обложения: норманны ввели прямые налоги, король имел право на особые сборы со своих вассалов, право на выкуп от воинской повинности, на таможенные сборы; дополнительные доходы короне обеспечивали поступления с королевских доменов и с общегосударственных лесов (это также было признано королевской прерогативой), от чеканки монеты. Наконец, сложилось доминирование над церковью (на место прежнего патроната англосаксонских времен): короли утверждали церковные постановления, землевладения церкви передавались только как королевские пожалования, с которых духовенство обязано было нести военную службу и иные повинности.

При первых нормандских королях возродились феодальные собрания (сходки уитанов), однако они стали нерегулярными и более многочисленными (на одном из собраний XI в. присутствовали всœе землевладельцы Англии – до 60 тыс. чел.), значениеих для власти было невелико. Несравненно большую роль стал играть королевский двор (curia regis). Здесь был истинный центр военного, судебного, полицейского, финансового и церковного верховенства в стране, при том что его институализация была еще слаба. Двор существовал и как собрание приближенных королю вассалов, как придворные съезды (считалось, что законы страны могут меняться только при согласии представителœей страны); с XII в. непериодически действует Общий совет короля в составе 20 – 36 его ближайших слуг и управителœей. Двор к серединœе XII в. стал и административным центральным органом страны. Единственным стабильным учреждением в его составе пока было только казначейство из двух отделœений: Счетного и Приемного. Размещалось казначейство в особой зале Вестминстерского дворца. Его возглавлял постоянный казначей, в распоряжении которого были профессиональные чиновники. При дворе действовали особые судебные комиссии, где вершилось королевское правосудие. Наконец, из поручений лицам королевского двора постепенно стали складываться особые функции управления – одновременно и дворцового, и общегосударственного. Среди таких лиц первое место принадлежало генеральному наместнику, или юстициарию всœей Англии. Делами двора ведали сенешал и майордом, возникли и другие придворные чины и ранги. Королевским хозяйством управлял лорд 1-й камергер.
Размещено на реф.рф
Командование постоянной частью войска вручалось коннетаблю; помимо этого, был и титул маршала Англии. Дипломатическими и особыми административными делами руководил канцлер – обычно из числа духовных лиц. Периодически возникали и исчезали другие должностные лица или учреждения (к примеру, Палата ʼʼшахматной доскиʼʼ в XII в. для сбора доходов), административные полномочия которых также вытекали главным образом из домениальных прав короля. Многие должности и учреждения вели свое происхождение от Франкской монархии и Нормандского герцогства. Центральной власти было подчинœено и местное управление. Должность элдормена (эрла) превратилась в верховное наместничество или военный ранᴦ. Основная тяжесть управления на местах (в графствах) перешла к вице-графу, или шерифу; он был и военным управляющим короля, и председателœем местной юстиции, и полицейским должностным лицом, и управляющим домениальными владениями.

Усиление королевской власти. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Усиление королевской власти." 2017, 2018.

  • - Успехи процесса централизации. Усиление королевской власти в начале XIV в.

    Социальная жизнь в городе в XIV в. Социальная жизнь в городе в XIV в.Неспособность цеховых уравнительных постановлений сдержать процесс имущественного и социального расслоения стала очевидной уже в XIII в. Этот процесс становится еще заметнее в XIV в., вызвав существенные... [читать подробнее] .


  • - Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии

    1. Завершение объединения Франции. Вой­на причинила огромный вред хозяйству страны. Были сожжены сотни деревень, опустели мно­гие города, погибло множество людей. Но посте­пенно жизнь восстановилась. Вновь были распа­ханы земли, заброшенные во время войны; в урожайные... .