Кто такие филистимляне? Смотреть что такое "филистимляне" в других словарях

В этом выпуске нашей рубрики «Факты о странах короткой строкой» - о палестинцах и филистимлянах.

На иллюстрации из книги по истории Израиля «По тропам еврейской истории» (первое издание 1967 г.

На иллюстрации из книги по истории Израиля «По тропам еврейской истории» (первое издание 1967 г., русское издание 1993 г.) американской исследовательницы Рут Сэмюэлс:

Дошедший до нашего времени древний каменный рельеф из египетских Фив. На нем изображены филистимляне, плененные египетским фараоном Рамзесом III.

Перед тем как напасть на древнееврейские племена, филистимляне напали на Египет, но были разгромлены последним.

Однако филистимлянам на некоторое время удалось покорить часть земель современного Израиля и Палестины, населенных израильским коленами и другими ханаанскими племенами.

Отметим, что филистимляне не имели по своему происхождению никакого отношения к современным арабам-палестинцам, которые, тем не менее, записывают филистимлян, этот довольно разбойничий и быстро исчезнувший народ, в свои родственники.

Подробнее об этом в нашем обзоре.

Очень часто можно услышать, что древние филистимляне — это современные палестинцы. И своим названием Палестина обязана именно им. Некоторые утверждают, что филистимляне являлись исконным населением Палестины, куда затем пришли израильтяне. Можно ли назвать палестинцев потомками филистимлян? И имеют ли палестинцы основания в этой связи заявлять о своих безраздельных притязаниях на Палестину? Поговорим об этом, основываясь на фактах истории и этнографии.

Палестинская версия

и предварительные комментарии

Приведем здесь фрагмент материала палестинца Фейсала Салеха Аль-Хейри, опубликованный в 2007 году на сайте Палестинского информационного центра (сайта, связанного с нынешними (2013) хамасовскими властями Газы).

Однако прежде чем перейти к цитированию фрагментов упомянутой заметки палестинского автора, отражающей мнение палестинцев на свое происхождение в связи с их притязаниями на Палестину (этим и интересна заметка) прокомментируем некоторые ее наиглавнейшие пассажи.

В своем материале палестинский автор пишет о том, что современные палестинские арабы — это и есть прямые потомки филистимлян, которые в свою очередь были по происхождению связаны с народностью амореев. При этом первыми жителями Палестины, тогда Ханнана, были как раз, как повсеместно считается, народ амореев (аморитов). Палестинский автор, однако, делает акцент на том, что амореи были предками современных арабов .

Если разбирать эти утверждения, то можно также сказать, что амореи являются и предками израильтян, ведь Авраам был по происхождению амореем, а точнее принадлежал к арамеям, которые, как считается, были ветвью семитов-аморитов (амореев), господствовавших в Аккаде, Мари, Вавилоне. От потомков Авраама, согласно Библии, прошли евреи и арабы. Эти два народа, согласно уже научным данным, являются близкими родственными семитскими народами (Недавно, например, производились сравнения генетического набора двух народов, что еще раз убедительно доказало этот факт. Выяснилось, что арабы и евреи генетически самые близкие между собой народы). Возвращаяясь к амореям необходимо отметить, что они населяли довольно большую территорию, выходящую далеко за пределы современных Палестины и Израиля. Древнее географическое понятие Ханнан включало современные Палестину, Израиль, Иорданию, Ливан и часть Сирии.

Что касается филистимлян, то согласно нынешним научным представлениям, этот народ пришел в Палестину с моря, и не был по происхождению семитским, как современные арабы-палестинцы, или евреи . Но обо всем этом мы поговорим чуть позднее, как и о других утверждениях палестинского автора. А пока заявленный отрывок из материала палестинца:

«(У арабов) Палестина раньше называлась «страна аш-Шам» (ash-Shām)...(Под этим названием понимали регион Сирии, Палестины, Иордании и Ливана Прим. сайт)

В аккадских текстах третьего тысячелетия до нашей эры Палестина известна под названием «Аморо» , или арабская земля. Таким же названием в этих текстах называется и Средиземное море — «Аморейское море». Это название восходит к амореям — первому известному семитскому народу. Это был главный народ, заселявший Сирию и Палестину. Некоторые исследователи считают, что ханаанцы происходят от амореев, а евусеи (иначе, иевусеи) — от ханаанцев...

Затем страна получила название «Земля Ханаан» или просто Ханаан... Название встречается и в сохранившихся надписях Тель-эль-Амарны (в Египте)...

Кажется, название Ханнан относилось и к финикийцам. Таким образом, названию «Палестина» в различных его формах предшествовало ставшее главным среди прежних имен слово «Ханаан». Эти название и слово живы до сих пор.

По мнению некоторых авторитетных ученых, палестинцы были близки к ханаанцам и были того же происхождения. Они поселились в южной части ханаанского побережья примерно в 1185 г. до нашей эры. Это побережье назвали по их имени — Палестиной, а потом это название распространилось на всю остальную местность. Наименование «палестинцы» часто встречается во многих египетских источниках, в частности в сохранившихся настенных надписях в храме Мадинат-Хабу времен Рамсеса III (Фивы, Египет). Египтяне называли палестинцев pist ... Можно сделать вывод о том, что этот топоним имел в виду палестинское побережье, землю Палестины, расположенную между Синаем на юге и долиной Иордана на востоке. Греки с самого начала использовали это название для обозначения прибрежного района. Греческий историк Геродот (484-425 гг. до н.э.) связывал это название с арамейским словом «Палестин» . Иногда мы находим, что он использует это слово для обозначения южной Сирии или сирийской Палестины, и Финикии вплоть до границ с Египтом.

Это название использовали такие крупные историки, как Страбон, Диодор, Птолемей и Плиний. С течением времени название «Палестин» заняло место общего названия палестинской Сирии. А во времена римлян название «Палестина» стало применяться ко всем святым землям. Римский император Веспасиан отчеканил это название на своих деньгах после победы над евреями в 70 году, придав, таким образом, этому названию официальный статус. Византийцы унаследовали это название от римлян. От «Палестин» произошло арабское слово «Фаластын» — Палестина». Конец цитаты.

Что говорят факты

Ханаан, все согласны

Как указывает полуофициальная электронная еврейская энциклопедия, «название Ханаан происходит от слова «хна» , что на языке древнего народа хурритов означает «пурпурный цвет»). Отметим, что хурриты — это один из древнейших народов Месопотамии, чье происхождение не установлено точно, но их язык близок урартскому — одному из древнейших на планете.

Энциклопедия продолжает: «В Библии Ханаан — земля, обетованная Богом Израилю (Быт. 17:8; Исх. 6:4). По Библии название иногда употребляется применительно ко всей территории Сирии и Эрец-Исраэль (Земли Израиля), однако обычно оно относится только к прибрежной полосе. Согласно Быт. 10:19, Ханаан простирался от Сидона на севере до Газы на юге и до южной оконечности Мертвого моря на востоке.

По всей видимости, принятое в западной цивилизации название Финикия является эквивалентом названия Ханаан (Canaan) и эпонимом финикийцев и как название их страны». В этом разногласий с трактовкой палестинского автора нет у израильских источников нет.

Израильтяне

— исконный народ этой земли

При этом необходимо отметить, что согласно ветхозаветным источникам, израильтяне стали жить в Ханаане в незапамятный период. Этот период датируется XXI-XX вв. до н. э. Об этом не упоминает палестинский автор.

«В Книге Бытия рассказано, как родоначальник еврейского народа Авраам был послан из шумерского города Ура в землю Ханаанскую, чтобы положить начало народу, который верит в единого Бога», — напоминает очерк истории страны из публикации Министерства иностранных дел Израиля).

«Авраам поселился в холмистой части Ханаана, менее доступной набегам; земли в этих местах не особенно манили ханаанеев. В Мамре, неподалеку от Хеврона, он разбил свои черные шатры из козьих шкур», — в свою очередь меланхолично замечает современный популярный очерк истории Израиля «По тропам еврейской истории» американской исследовательницы Рут Сэмюэлс (первое издание 1967 г., рус. издание в Израиле 1993 г.) и отмечает: «(внуку Авраама) Иакову еврейский народ обязан своим новым именем. Библия рассказывает, что, он встретил некоего незнакомца. После борьбы между ними незнакомец открыл Иакову, что он — ангел, посланец Божий, и дал ему имя Израиль (Исраэль), что значит «боровшийся с Богом». Поэтому потомки Иакова стали зваться сынами Израиля.

Амореи не были арабами

«Ханаан не был густонаселенной страной. Ханаанеи жили на равнине, где выращивали ячмень, смоковницы и финиковые пальмы и пасли стада крупного и мелкого скота. Многие города были окружены крепостными стенами с мощными башнями, за которыми население могло укрываться от нередких набегов кочевников из-за Иордана, угонявших скот и грабивших собранный урожай», — пишет далее очерк истории Израиля «По тропам еврейской истории» американской исследовательницы Рут Сэмюэлс.

Под ханаанеями здесь понимаются другие семитские племена.

О настоящих

филистимлянах

Расположение территории филистимлян (Philistia) по соседству с землями двенадцати колен Израиля (выделены цветными касками) и другими племенами земли Ханаан (нынешних Израиля, Палестины, Иордании и Сирии).

По состоянию на 1200-1050 гг. до н.э.

Хотя древние филистимляне не имеют по своему происхождению никакого отношения к современным арабам-палестинцам, интересно поговорить о них, хотя бы потому, что они оставили свое имя Палестине (см. в основном тексте обзора).

Рут Сэмюэлс в уже упомянутом в основном тексте нашего обзора, современном издании по истории Израиля «По тропам еврейской истории» пишет об этих, настоящих (если можно так сказать), филистимлянах:

«Филистимляне пришли издалека. Они прибыли с острова Крит в Малую Азию на кораблях, преодолев Эгейское море , а оттуда двигались пешком и в повозках, запряженных волами. Их путь был отмечен грабежами и кровопролитиями; они лелеяли планы обширных завоеваний, собираясь поживиться даже за счет могущественного Египта...

В двух кровавых битвах египетское войско под водительством Рамсеса III отбросило филистимлян от своих пограничных укреплений . Одной из этих битв было морское сражение против устья реки Нил, где египтяне уничтожили вражеские корабли, предотвратив высадку десанта. Другая битва состоялась на суше, где победа была достигнута благодаря опыту и силе египтян.

И стория сухопутных сражений между египтянами и филистимлянами живо отражена на рельефах египетского храма в Мадинат-Хабу близ древних Фив . На этих изображениях фигуры египтян выглядят небольшими и хрупкими по сравнению с высокими филистимлянами, на головах которых красуются шлемы. Рельефы изображают множество пленных филистимлян и имеют надписи, в которых отразилась гордость египтян своей великой победой.

Филистимляне вторглись в Ханаан, почти не встречая сопротивления со стороны местного населения, беспомощного перед лицом такого врага. Они заняли богатую приморскую равнину с ее ханаанскими поселениями и основали здесь пять крупных городов-государств Ашкелон, Ашдод, Экрон, Газу и Гат. Во главе каждого из этих пяти городов на южной части плодородного побережья стоял независимый князь, но все они состояли в тесном союзе, как в мирное, так и в военное время. Затем филистимляне попытались завоевать земли, принадлежавшие израильтянам. Им удалось изгнать колено Дан с его территории, и тогда люди этого колена переселились на крайний север страны...

Израиль отчаянно сопротивлялся натиску филистимлян . Израильский герой Самсон, знаменитый своей необычайной физической силой, вызывал восхищение, как у своего народа, так и у врагов — филистимлян. Пленив Самсона хитростью с помощью его возлюбленной филистимлянки Далилы, а затем ослепив Самсона, филистимляне выставили его на всеобщее обозрение во время своего праздника в Газе. Лишенный зрения, он напряг последние силы и так расшатал колонны огромного филистимского храма, что храм рухнул, похоронив под своими развалинами множество врагов и самого Самсона...

Филистимляне стали хозяевами страны. Они разрушили святилище. Ковчег со Скрижалями Завета попал в руки врагов... Жрецы и левиты (ученые) разбрелись, куда глаза глядят.

Нелегкой задачей было в те мрачные дни поддерживать веру в сердцах сынов Израиля. Страх и разочарование охватили народ. Израильтяне были вынуждены платить филистимлянам непосильную дань. Им было запрещено носить оружие, и даже заточка их мотыг и плугов доверялась лишь филистимским кузнецам. Только они занимались изготовлением любых изделий из железа — дорогого в то время металла. Многие из сынов Израиля в ожесточении отвернулись от веры в своего Бога и предались культу Ваала и Астарты — богов своих господ.

Однако, несмотря на вызванное поражением отчаяние израильтяне сумели одержать победу иного рода. Филистимляне вернули им их самое дорогое достояние Ковчег Завета. Эти суеверные враги Израиля, страшась таинственных свойств захваченной ими святыни, начали думать, что Ковчег приносит им болезни и прочие несчастья, и поэтому переправили его обратно на израильскую территорию. Отсюда жители Кирьят-Иеарима, жившие на границе между владениями колен Иехуда и Биньямин, перевезли его в горы. Верные жрецы, Авинадав и его сын Элазар, взяли на себя заботу о Ковчеге в ожидании того дня, когда будет построено новое святилище...»

Верховному судье Самуилу удалось сдерживать натиск филистимлян, его дело продолжил первый израильский царь Саул , которого выбрал Самуил. В общем, из-за нашествия филистимлян древние израильтяне отказались от власти судей и вождей и потребовали сильной царской власти. Окончательно разгромил филистимлян приемник Саула и бывший пастух, провозглашенный царем — Давид . Отметим, что вскоре после этого филистимляне растворились среди других ханаанских народов, исчезнув из истории . Давид же подчинил другие ханнанские племена и подружился с соседним могущественным правителем — царем финикийцев (др. ливанцев) Хирамом.

Прим. сайт по современному американскому изданию по истории Израиля «По тропам еврейской истории» (первое издание в США −1967 г., рус. издание в Израиле — 1993 г.)

Полуофициальная электронная еврейская энциклопедия отмечает на эту тему:

«В Библии жители Ханаана названы ханаанеями, однако они представляют собой этнический конгломерат народностей (преимущественно западных семитов, в том числе финикийцев). (В свою очередь) название амореи (также принято написание аморреи, амориты (amorite), эмори), название, обозначающее в Библии все население Ханаана или часть его до поселения в нем израильтян, а также относится к одной из семи народностей или этнических групп, вытесненных израильскими племенами . Семитское происхождение этого названия подтверждается внебиблейскими источниками. В шумерских и аккадских текстах XXIII-XVI вв. до н. э. шумерское слово martu и аккадское amurru встречаются как географический термин, означающий «запад».

Сам Авраам «принадлежал к арамеям, очевидно, были ветвью семитов-аморитов (амореев), господствовавших в Аккаде, Мари, Вавилоне. Арамеи впервые упоминаются в ассирийских надписях XII в. Древняя молитва (Втор 26, 5) прямо называет родоначальника израильтян «арами овед» — «странствующим арамеянином». Племянник Авраама Лаван (сын брата) прямо назван в Библии арамеянином (Быт 25, 20)», указывал в своей «Истории религии» русский автор Александр Мень.

Действительно, как считается, амореи (амориты) были кочевым семитским народом, который разрозненными группами проживал как в Месопотамии (совр. Ирак), так, согласно Библии (Чис.21:13-25), на территории восточного берега реки Иордан. Позднее арабские историки, в частности Ибн-Хальдун включали часть этого народа, которая жила в Ханаане, наряду с некоторыми другими исконными семитскими племенами Палестины в состав амаликитян (Amalec). О тождествлять название местности проживание амореев с «арабской землей», как это делает в свое заметке палестинский автор, было бы преувеличением, так как это были все-таки амореи, а не арабы .

Амореи, иевусеи проигрывают

израильтянам и ассимилируются

«Израильтяне покинули Ханаан, когда здесь наступил голод, и сын Авраама Иаков (в еврейской традиции Исраэль) вместе со своими 12 сыновьями и их семьями обосновался в Египте, где их потомки позднее превратились в рабов и были вынуждены заниматься непосильным трудом. Затем, после 400 лет рабства Моисей проложил евреям путь к свободе. Как говорится в Библии, Бог избрал Моисея специально для того, чтобы он вывел свой народ из Египта и привел его в Землю Израиля, завещанную праотцами», — излагает историю египетского рабства израильтян и освобождения из него упоминавшийся выше очерк истории страны Министерства иностранных дел Израиля.

Хронология исхода евреев из Египта, согласно принятой в Израиле трактовке (публикация МИД Израиля), следующая: Примерно XIII век до н.э. — исход из Египта: Моисей выводит израильтян из Египта после 40 лет скитаний по пустыне. На горе Синай еврейскому народу дарованы Тора и Десять заповедей; XIII- XII века до н.э. — израильтяне обосновались на Земле Израиля;

Амаликитяне, как позднее стали называть часть местных амореев, начавших воевать с возвратившимся израильтянам, потерпели поражение от преемника Пророка Моисея в руководстве израильским народом Иехошуа (Иисусом Навином). Остатки амаликитян откочевали в Аравию. Считается, что они смешались там с измаилитянами. Напомним, что по арабской традиции сын Авраама от рабыни Агари Измаил (измаилитяне были его потомками) считается в арабской традиции родоначальником современных арабов .

Также врагами израильтян после возращения их из египетского рабства были иевуситы, или иначе — иевусеи. Иевусеи — народ семитского происхождения, который, как считается, по нравам был близок к амореям и хеттам. Иевусеи также потерпели поражение от израильтян и позднее ассимилированы. И именно у иевусеев израильский царь Давид позднее отвоевал Иерусалим.

А что же филистимляне?

Еще одной народностью, упоминающейся в приведенном отрывке палестинского автора являются филистимляне (philistines). Как считается, именно военная опасность от филистимлян была одной из причин, почему в древнем Израиле вместо демократического правления впервые была введена монархия. Первый израильский царь Саул начал бороться с игом филистимлян, а его преемник — царь Давид разбил их, а также покорил все другие народы на территории, где ныне разместились Израиль и Палестина.

Хронология этого периода, согласно принятой в Израиле трактовке (публикация МИД Израиля), следующая: «Первый царь Саул (примерно 1020 год до нашей эры) объединил колена, разбросанные по всей Земле Израиля, а затем передал всю полноту власти своему преемнику Давиду. Царь Давид (примерно 1004-965 годы до нашей эры) распространил свою власть на весь регион с помощью успешных военных походов, включая окончательное поражение филистимлян».

Но как филистимляне оказались в Израиле? Уже цитировавшийся очерк истории Израиля «По тропам еврейской истории» американской исследовательницы Рут Сэмюэлс рассказывает о первом появлении филистимлян в Израиле (подробнее см. врезку), и это происходит уже после возвращения израильтян из египетского рабства:

«Над Израилем нависла большая опасность. Появился самый серьезный его враг- филистимляне. Филистимляне пришли издалека. Они прибыли с острова Крит в Малую Азию на кораблях, преодолев Эгейское море, а оттуда двигались пешком и в повозках, запряженных волами.

Их путь был отмечен грабежами и кровопролитиями; они лелеяли планы обширных завоеваний, собираясь поживиться даже за счет могущественного Египта...

В двух кровавых битвах египетское войско под водительством Рамсеса III отбросило филистимлян от своих пограничных укреплений... Но филистимляне вторглись и в Ханаан, почти не встречая сопротивления со стороны местного населения, беспомощного перед лицом такого врага... Затем филистимляне попытались завоевать земли, принадлежавшие израильтянам. Им удалось изгнать колено Дан с его территории, и тогда люди этого колена переселились на крайний север страны... В иероглифических текстах филистимляне назывались «пелес эт». Отсюда пошло название «Палестина». Отметим, что на иврите «плиштим», буквально означает «вторгшиеся» .

Иначе говоря, филистимляне не являлись коренным семитским народом территорий, где размещаются современные Израиль и Палестина .

Как следствие, само существование филистимлян, как и факт пошедшего с древних времен наименования Палестина, не могут являться аргументом для оправдания притязаний современных палестинских арабов на Палестину, т.к. арабы-палестинцы не имеют никакой прямой родственной связи с филистимлянами . Ученые считают (об этом пишет и, например, такой нейтральный проверяемый источник как англоязычная Википедия), что филистимляне даже не были семитской народностью, а современные арабы (а значит и современные палестинцы, палестинские арабы), как, впрочем, и евреи, все-таки принадлежат к семитской группе народов.

При этом, если в целом у арабов имеются многовековые связи с землей Ханаана (современными Израилем и Палестиной), например через потомков Авраама (если говорить о библейской истории), или (говоря с позиций науки) через генетические связи семитских народов, то у палестинских арабов особых связей с Палестиной нет. По крайней мере, не больше, чем у любого другого араба. Как метко подмечает еврейская академическая энциклопедии, «палестинские арабы не имеют никаких культурных, языковых или культурных особых отличий от арабов соседних стран. До середины XX века палестинцы не считали себя отдельным народом, но лишь после занятия Израилем Иерусалима в политических целях провозгласили себя таковым» . Конец цитаты.

Необходимо также отметить, что арабы как политическая сила утвердились в Палестине только в период арабского Халифата . Тогда завоевательные походы арабов, начавшиеся из Аравии под флагом распространения ислама, охватили огромные территории, от Испании до Индии. Завоевание Палестины арабами состоялось после 636 года. Хотя, конечно, и до этого бедуинские арабские племена кочевали на этих территориях, управлявшихся разными завоевателями — от римлян до византийцев.

Суммируя, можно сказать, что палестинские арабы только очень опосредованно могут считаться исконными жителями Палестины, и то только потому, что относятся к общему арабскому этносу, имеющему, в свою очередь древние семитские корни. При этом их родственники-евреи имеют куда большие основания на эту территорию, т.к. в древности они смогли оставить более значимый след на земле Палестины и Израиля, хотя на долгий период и были вынуждены покидать эти земли.


  • На страницах Библии нередко встречается этноним филистимляне. Известно только, что народ этот некогда владел Палестиной и при вторжении еврейских

  • поселенцев оказал им ожесточенное сопротивление. Поселившись в Палестине, евреи практически сразу попали в политическую и культурную кабалу к филистимлянам.

  • Сбросить это иго израильтянам удалось лишь при царе Давиде, прежде служившем телохранителем царя филистимлян.

Это почти всё, что сообщает о филистимлянах Библия. Однако археологические, лингвистические и палеоэтнографические разыскания последнего времени многое добавляют к скудным сведениям о давно исчезнувшем народе.

Термин филистимляне — типичная в греческом переводе Библии переделка древнееврейского пелиштим . В свою очередь, библейское пелиштим — переделка слова пеласги с характерным переосмыслением этого этнонима, приобретшего значение странники , переселенцы . Сходному переосмыслению подверглось и самоназвание пеласгов у древних афинян, называвших этот народ пеларгами (аистами ) — очевидно, по отмеченной еще иудеями склонности пеласгов к странствиям.

От видоизмененного этнонима пелиштим и получила свое нынешнее название Палестина (Земля Филистимская). Интересно, что Древняя Греция прежде, чем именоваться Элладой, обозначалась словом Пеласгия (об этом свидетельствует Геродот).

Пеласги — забытый народ. Этрускам (по мнению некоторых этнографов, ближайшей родне пеласгов) повезло больше. Историки заново открыли их немногим более двух столетий назад, и с тех пор культура и история этрусков стали обьектом постоянного внимания специалистов и широкой публики. Именно в связи с этрусками иногда упоминаются и пеласги. Однако пеласги, пожалуй, сыграли гораздо более значительную роль в мировой истории, нежели этруски. Пеласги — это Греция до греков, Палестина до евреев, Магреб — до финикийцев, Италия до этрусков, Англия до кельтов...

По сохранившимся следам языка пеласгов лингвисты сделали заключение об индоевропейском происхождении этого народа. Известно также, что были его представители “златовласы”, что из богов превыше всего чтили владыку моря (Посейдона) и иногда назывались его сынами. Образ жизни пеласги вели оседлый, обитали в городах. Большинство городов, которые ныне почитаются греческими, были основаны пеласгами (Афины, Аргос, Коринф, Иолк и т.д.).

Излюбленное название пеласгийских городов — Ларисса . В процессе расселения пеласгов это имя появилось на огромной территории: от Черного моря до Сирии, от Северной Месопотамии до Северной Италии. До нашего времени дожила только одна Ларисса — Ларисса Пеласгийская на севере Греции.

Стены своих городов пеласги слагали из гигантских, тщательно пригнанных друг к другу камней. Эти стены назывались у греков циклопическими или стенами пеласгов .

Греки, пришедшие на Балканы много позднее пеласгов, именно от последних переняли навыки мореходства. Велика была роль пеласгов и в формировании самого греческого этноса; ведь, по словам Геродота, “до своего обьединения с пеласгами эллины были немногочисленны”.

XII век до Р.Х. — особая и, может быть, одна из самых значительных строк в исторической хронике. В этот период процесс миграции этносов внезапно приобрел всемирный, хаотический и лавинообразный характер: целые народы снимаются с насиженных мест, освобождая их для инородцев, а сами уходят за тысячи километров, чтобы там или погибнуть, или уничтожить, изгнать, поработить другой этнос...

В одночасье обнищала и обезлюдела Греция, рухнули стены Трои, погибли величайшие державы Средиземноморья: Хеттская и Минойская. Египет устоял, но перенес такой удар, что навсегда выбыл из разряда великих держав и стал легкой добычей череды иноземных завоевателей. Палестина, Индия, Китай, Корея обрели новых властителей. В Италии, Магребе, Англии, Мексике поверх старого культурного слоя или прямо на пустом месте одновременно возникли развитые цивилизации, явно основанные пришельцами. Всё это произошло в очень короткий по историческим меркам промежуток времени.

Виновников вселенского переполоха XII столетия египтяне называли народами моря . Впрочем, по египетским данным, из этого пестрого конгломерата племен можно вычленить собственно пеласгов. В одних памятниках они прямо называются пеласгами (пуласати ), в других фигурируют под именами троянских пеласгов-дарданцев (дардна ), пеласгов-тевкров (таккара ) или аргосских пеласгов--данайцев (дайниуна ). Упоминание дайниуна в египетских надписях породило целую литературу, в основном сосредоточенную на вопросе: а не были ли дайниуна знаменитыми гомеровскими греками-данайцами?

Впрочем, представляется сомнительной правомочность самой постановки подобного рода вопросов, потому что данайцами, скорее, были не греки, а те же пеласги. У Еврипида мы читаем:


Отец пятидесяти дочерей Данай,
Прибывши в Аргос, основал Инаха град
И всем, пеласгов имя кто носил,
Данаев прозвище велел в Элладе взять.



Битва за Египет между египтянами и народами моря завершилась вничью. Морскую битву египтяне выиграли, но, по признанию самого Рамзеса III, запечатленному на стене храма в Мединет-Абу, врагам удалось проникнуть в дельту Нила.

Рамзес явно приуменьшил размеры успехов своих противников; пеласги не только проникли в Нильскую дельту, но и надолго овладели ею. Судя по античным источникам, под контроль народов моря попало едва ли не всё пространство Дельты от ее Канопского устья до Пелузийского. Вблизи последнего Геродот даже видел остатки судоверфей; впрочем, и само имя города Пелузия, от которого пошло название устья, ясно указывает на древних жителей — пеласгов.

Кроме того, пеласги дали современное название Египту. Сами египтяне свою страну Египтом не именовали; поначалу это название носила только захваченная пеласгами Дельта. Весьма интересно, что в зоне сражений египтян с народами моря оказалась Земля Гесем, из пределов которой, согласно Библии, состоялся исход евреев.

Фараон Мернептах (1251—1231), отождествляемый историками с современником Моисея, фараоном из Книги Исхода , в своем победном гимне в честь отражения пеласгийской агрессии мимоходом уронил фразу о попутном уничтожении им некого “Израиля”. Видимо, исход евреев из Египта был обусловлен военными акциями пеласгов, а уходили израилитяне на территорию, пеласгами же контролируемую, — в Палестину. Филистимляне пришли на землю Палестины раньше иудеев и обосновались там столь прочно, что, несмотря на все усилия евреев, последним так и не удалось изгнать своих предшественников, хотя такие планы, безусловно, имелись (Нав., 15: 45).

Появление израилитян в Палестине принято представлять как победное шествие народа, вдохновленного верой, не знающего удержу в своем стихийном стремлении обладать Землей Обетованной. В действительности поход этот больше походил на медленное и постепенное просачивание согнанного с насиженного места, бесприютного племени. С самого начала успехи иудеев в завоевании Палестины были весьма скромными, им даже не удалось взять Иерусалим, в чем с горечью признавались сами авторы древнееврейских текстов: “Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня” (Нав., 15: 63).

Не лучше выглядела и дальнейшая история. Пришедшие на землю Палестины иудеи почти сразу же и на долгие годы подпали под власть филистимлян (Суд., 14: 4). Попытка сбросить с себя пеласгийское иго при первом израильском царе Сауле закончилась катастрофой и гибелью царя (1 Цар., 31). Параллельно политическому закабалению шло культурное. Не только весь хозяйственный инструмент иудеев из-за отсутствия у них кузнецов изготовлялся филистимлянами, но и точить его приходилось у них же (1 Цар.,19—22).

Избавителем иудеев от филистимского ига принято называть царя Давида. Однако в действительности дело, видимо, обстояло сложнее. Давид сам подолгу жил у филистимлян, скрываясь от Саула, а однажды чуть не принял участия в их походе на своих соплеменников (1 Цар., 29: 1—3). Не изменил своих симпатий Давид и после воцарения: в его свите состояло не меньше 600 филистимлян (2 Цар., 15: 18).

Складывается впечатление, что и культурного влияния пеласгов юный царь Давид также не избежал. Он, кажется, даже знал “Илиаду”. Конечно, “Илиады” в том виде, в каком она известна сейчас, во времена Давида еще не было, однако сюжеты и отдельные песни, положенные потом в основание знаменитой поэмы, уже, безусловно, существовали. С ними-то и был знаком Давид. Убеждает в этом наиболее знаменитый эпизод биографии израильского царя — его поединок с Голиафом.

Кому не известна эта история, вдохновившая на создание шедевров многих художников Возрождения? В преддверье одной из битв между филистимлянами и иудеями из рядов послених вышел гигант по имени Голиаф и стал выкликать себе поединщика, насмехаясь над иудеями. Не нашлось в израильском стане никого, кто бы решился принять вызов. Однако тогда в ряды израильтян случайно оказался подросток Давид. Он принял вызов и, кинув в голову Голиафа камень из пращи, убил гиганта (1 Цар., 17: 1—51).

История эта известна всем, но очень немногие знают, что Голиаф гибнет в Библии не один раз, а дважды. Впервые от рук Давида, а потом еще раз — много позднее, в другой битве, в которой сам сильно постаревший Давид едва не заканчивает свои дни (2 Цар., 16—19).

В какой из битв погиб Голиаф на самом деле, читатель волен решать по своему усмотрению. Но я бы выбрал второй вариант. И дело здесь не только в том, что рассказ о второй гибели Голиафа, непритязательный, лишенный романтических красок, более правдоподобен, — но и в том, что первая версия, выставившая израильского царя в наивыгоднейшем свете, сильно отдает плагиатом.

Точно такая же история рассказывалась еще под Троей. Когда никто из данайцев не смел выйти на единоборство с Гектором, старец Нестор, стыдя и возбуждая, рассказал данайцам одну из историй своей молодости. Будто некогда сошлись на плодородных полях Пелопоннеса два войска; впереди одного из них стоял “богу подобный” богатырь Эревфалион; он выкрикивал себе поединщика, но все трепетали, и выйти не решился никто. Вызов принял тогда совсем еще юный Нестор:


Вспыхнуло сердце во мне, на свою уповаю отвагу,
Я с ним сразился, — и мне торжество даровала Афина!
С гордым сразиться, хотя между сверстниками был я и младший,
Большего всех и сильнейшего всех я убил человека!
В прахе лежал он, огромный, сюда и туда распростертый.

(Илиада, 7: 150—156).



Не правда ли, узнаваемый сюжет? Самый юный принимает вызов поединщика, перед которым все трепещут, — и побеждает. Можно даже довольно точно сказать, от кого услышал Давид эту рассказанную под Троей историю: от филистимского царя, носившего очень характерное имя — Анхуз.

Если бы древние римляне взяли на себя труд вчитаться в Библию, думаю, они очень удивились бы, обнаружив имя Анхуза на страницах иудейского Священного Писания. Ведь сходное имя — Анхиз — носил их собственный легендарный предок. Анхизом звался престарелый троянский герой, которого на плечах вынес из горящей Трои его сын Эней, родоначальник римской аристократии.

В античных источниках, кажется, нигде не говорится, что Анхиз после гибели Трои переселился в Палестину, но известно, что он вместе с сыном некоторое время жил на Крите — главной морской базе филистимлян (Вергилий в “Энеиде” только намекает на это, а Овидий в “Метаморфозах” говорит об этом прямо). Поэтому, взяв на себя смелость оспорить мнение Вергилия, будто Анхиз умер на Сицилии, можно предположить, что троянский герой под именем Анхуза окончил свои дни в Палестине. Во всяком случае, такая версия хорошо обьясняет знакомство царя Давида с историей троянско-греческого конфликта.

Давид состоял телохранителем Анхуза (1 Цар., 28: 2) и за время прохождения службы вполне мог наслушаться от словохотливого старика разных троянских побасенок, историй и преданий, которыми потом, по воцарении, украсил свою биографию

Будем справедливы, не только израилитяне, но практически все семитские этносы Ближнего Востока в большей или меньшей степени испытали на себе влияние филистимлян. Например, давно замечено, что именно после нашествия народов моря финикийцы всерьез занялись мореплаванием.

Прошло еще какое-то время — и симбиоз филистимлян и семитского населения Ближнего Востока достиг таких размеров, что античный мир просто перестал отличать одних от других.

Уже в классическую эпоху дельфийская пифия называла финикийцев “троянским народом”, а римский историк Тацит уверял, что иудеи — выходцы с Крита...

На Ближнем Востоке только филистимляне (пеласги) и хетты владели технологией выплавки стали, ознаменовав начало Железного Века. Согласно недавним открытиям, филистимляне в XII—IX вв. также проживали в Сирии (долина Амук ). впоследствии их города были завоеваны маккавеями.

ФИЛИСТИМЛЯНЕ

(от др.-евр. пелиштим) - народ, поселившийся в 12 в. до н. э. в юго-зап. части Ханаана на вост. побережье Средиземного м. Место поселения Ф. названо в Библии Пелешет, от имени к-рого вся страна Ханаан получила назв. Палестина (греч. Palaistinn). Согласно библ. источникам, Ф. - выходцы из Кафтора (Крита). На егип. изображениях из Мединет-Абу колесницы, корабли и одежда Ф. близки к эгейскому типу. Керамика Ф. 12-11 вв. до н. э. воспроизводит тип микенской керамики 13 в. до н. э. О первоначальном языке Ф. пока достоверных сведений нет. Найденные в 1969 при раскопках Ашдода надписи на печатях с письмом Ф. еще не дешифрованы. Ф. входили в состав т. н. "народов моря", к-рые вторглись в М. Азию и сев. Сирию, разрушили Хеттское царство и Угарит (ок. 1200 до н. э.) и участвовали в нападениях на Египет. Отброшенные Египтом, Ф. вторглись в юж. часть вост. побережья Средиземного м., захватили ряд укрепленных городов и создали союз пяти городов-государств (греч. Пентаполис), в к-рый входили: Газа, Ашдод, Аскалон, Гат и Экрон (последний, по-видимому, был основан Ф.). Каждым городом управлял свой серен, во главе федерации стоял царь г. Гат. Вскоре Ф. восприняли ханаанейский язык и религию. Они принесли в этот р-н культуру железа и стали монополистами в производстве жел. колесниц и оружия. Воен. превосходство Ф. позволило им вторгаться в глубь Ханаана, вплоть до Бет-Шеана (в долине Иордана), и установить там свою гегемонию. Войны иудеев с Ф. (продолжавшиеся вплоть до 7 в. до н. э.) нашли отражение в ист. частях Библии и эпич. сказаниях о борьбе легендарных героев (израильтян Самегара (Шамгар), Самсона (Шимшон), а также филистимлянина Голиафа, с к-рым, по преданию, сражался царь Давид). Решительное поражение Ф. было нанесено в правление Давида (нач. 10 в. до н. э.). В 8 в. до н. э. Ф. были покорены ассир. царем Тиглатпаласаром III, в кон. 7 в. до н. э. - вавилон. царем Навуходоносором II, в кон. 6 в. до н. э. - персами. При Ахеменидах р-н расселения Ф. - Филистея входил в состав пятой сатрапии Персии. Во 2-1 вв. до н. э. города Ф. были завоеваны хасмонейскими царями. Начавшийся со времени походов Александра Македонского и диадохов процесс эллинизации Ф. полностью завершился к нач. н. э.

Лит.: Macalister R., The Philistines. Their history and civilization, L., 1914 (перепечатка, L., 1965); Heurtley W. A., The relationship between Philistine and mycenaean pottery, "The Quarterly of the department of antiquities of Palestine", 1936, v. 5, e. 90-110; Вérard J., Philistins et Préhellènes, "Revue archéologique", 1951, t. 37, sér. 6, s. 129-42; Dothan T., Archaeological reflections on the Philistine problem, "Antiquity and Survival", 1957, v. 2, e. 151-64; Wright G. E., Fresh evidence for the Philistine story, "The Biblical archaeologist", 1966, v. 29, с 70-86; Mitchell T. G., Philistia, в кн.: Archaeology and Old Testament study, ed. by D. Winton Thomas, Oxf., 1969, с 404-427.

И. Д. Амусин. Ленинград.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ФИЛИСТИМЛЯНЕ" в других словарях:

    - (от древнееврейского пелиштим), народ, населявший с 12 в. до нашей эры юго восточное побережье Средиземного моря, из числа народов моря. Войны филистимляне с иудеями отражены в ряде древневосточных сказаний. В 8 в. до нашей эры покорены Ассирией … Современная энциклопедия

    Упоминаются уже в перечислении народов в Быт 10: От Мицраима произошли... Каслухим, откуда вышли филистимляне (ст. 13 и след.). Из Втор 2:23; Иер 47:4; Ам 9:7 можно понять, что Ф. происходили с о ва см. Кафтор (Крит); об их дальнейших… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    филистимляне - филистимляне, филистимлянин, филистимлянка (неправильно филистимляне, филистимлянин, филистимлянка) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Филистимляне - (от древнееврейского пелиштим), народ, населявший с 12 в. до нашей эры юго восточное побережье Средиземного моря, из числа “народов моря”. Войны филистимляне с иудеями отражены в ряде древневосточных сказаний. В 8 в. до нашей эры покорены… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от др. евр. пелиштим) народ, населявший с 12 в. до н. э. юго восточное побережье Средиземного м., из числа народов моря. Войны филистимлян с иудеями отражены в ряде древневосточных сказаний. В 8 в. до н. э. покорены Ассирией. От филистимлян… … Большой Энциклопедический словарь

    Древний народ, населявший с 12 в. до н.э. юго восточное побережье Средиземного моря, из числа так называемых народов моря. Войны филистимлян с иудеями нашли отражение в Ветхом Завете Библии. В 8 в. до н.э. покорены Ассирией. От филистимлян… … Исторический словарь

    ФИЛИСТИМЛЯНЕ, филистимлян, ед. филистимлянин, филистимлянина, муж. (др. евр. pelistim) (ист.). Известный из библии пришлый народ в Палестине (по имени которого она получила свое название), враждовавший с евреями. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    - (егип. Pulasti, евр. Pelistim, ассир. Palastu, греч.библ. Fulistieim; классич. Palaistinoi Suroi; народная этимологияallojuloi =: иноплеменницы перевода LXX) народ, давший свое имяПалестине. Источники для знакомства с его историей скудны. Он… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Филистимляне - (Philistines), народ несемитского про исх., один из народов моря, поселившихся в 12 в. до н.э. в Юж. Палестине. Основали пять городов: Ашдод, Ашкелон, Экрон, Гат и Газу. Контролировали мор. и сухопутные торг, пути, были серьезными противниками… … Всемирная история

    - (ивр. פלישתים‎, пришельцы вторгающиеся) древний народ, населявший приморскую часть Израиля (от современного Тель Авива до Газы). Неоднократно упомянут в Ветхом Завете (начиная с Быт.10:14), а также в ассирийских и египетских… … Википедия

    Филистимляне - (евр. Плиштим) вышли из Каслухима, в Египте (Быт. 10:14); это место понимают следующим образом: филистимляне были семиты, пришельцы из Аравии и некоторое время жили среди народа каслухим в Египте. Филистимляне часто называются необрезанными… … Словарь библейских имен

Книги

  • Древний Восток при свете Божественного откровения , Иеромонах Платон. Труд Древний Восток при свете Божественного откровения является магистерской диссертацией иеромонаха Платона Платон, иеромонах (Рождественского Порфирия Федоровича Рождественский П. Ф.),…

Филистимляне

(страна странников) (Быт.10:14 , Пс.60:8). Земля Филистимская, населенная Филистимлянами, тянулась по берегу Средиземного моря между Яффою и окраиною Египта. Полагают, что были Египетского происхождения (Быт.10:14) и что они пришли в Ханаан из Кафтора или Крита (Ам.9:7), отчего они называются иначе Кафторимами (Втор.2:23). Когда Евреи овладели Ханааном, Филистия была разделена на пять областей или сатрапий (Нав.13:3). Исторические книги ·Ветх. Завета обилуют повествованиями о битвах Евреев с Филистимлянами, о переменных победах и поражениях того и другого народа (1Цар.4:7 ,8, 2Цар.5:17 , 2Цар.8:1 , 2Цар.23:9 , Ис.20:1 и многие другие). Касательно сего языческого народа было изречено много замечательных пророчеств (·Иер. 47, Иез.25:15 ,17, Ам.1:6 ,8, Зах.9:5), которые все исполнились...

Филистимляне упоминаются уже в перечислении народов в Быт 10 : "От Мицраима произошли... Каслухим, откуда вышли филистимляне" (ст. 13 и след.). Из Втор 2:23; Иер 47:4; Ам 9:7 можно понять, что Ф. происходили с о-ва см. Кафтор (Крит); об их дальнейших переселениях точных данных нет. Каслухим (в евр. яз. - ф-ма мн.ч.) - это, вероятно, жители области у горы Касиос, располож. вост. дельты Нила. Часть Ф. сначала переселилась туда с Крита вместе с теми "народами моря", к-рые в XII в. до Р.Х. совершили нападение на Египет. Позднее они достигли юж. границ Ханаана, пройдя через область у горы Касиос. Др. часть Ф. переселилась в Палестину непосредств. с о-ва Крит. Обе группы слились там с Ф., издавна жившими в Палестине, на земле, к-рая хранит предания о них со времен Авраама и Исаака (Быт 21:32,34; 26; Исх 13:17; 15:14; 23:31) . Нордзей дает ответ на вопрос, почему егип. надписи до 120...

Филистимляне (от древнеевр. пелиштим)

народ, поселившийся в 12 в. до н. э. в юго-западной части Ханаана, на восточном побережье Средиземного моря. Место поселения Ф. названо в Библии Пелешет (отсюда вся страна Ханаан получила название Палестина, греч. Palaistine). По библейским источникам, Ф. – выходцы из Кафтора (Крита). На египетских изображениях из Мединет-Абу колесницы, корабли и одежда Ф. близки к Эгейскому типу. Керамика Ф. 12–11 вв. воспроизводит тип микенской керамики 13 в. до н. э. О языке Ф. достоверных сведений нет. Найденные в 1969 при раскопках Ашдода надписи на печатях с письмом Ф. ещё не дешифрованы. Ф. входили в состав «народов моря» (См. Народы моря), которые вторглись в Малую Азию и северную Сирию, разрушили Х...

ФИЛИСТИМЛЯНЕ (от др.-евр. пелиштим) - народ, населявший с 12 в. до н. э. юго-восточное побережье Средиземного м., из числа "народов моря". Войны филистимлян с иудеями отражены в ряде древневосточных сказаний. В 8 в. до н. э. покорены Ассирией. От филистимлян происходит название Палестина.

филистимлян, ед. филистимлянин, филистимлянина, м. (др.-евр. pelistim) (истор.). Известный из библии пришлый народ в Палестине (по имени к-рого она получила свое название), враждовавший с евреями.

От древнееврейского «пелиштим» - народ, населявший с XII в. до н. э. юго-восточное побережье Средиземного моря, из числа так называемых «народов моря». Войны Ф. с иудеями отражены в ряде древневосточных сказаний. В VIII в. до и. э. покорены Ассирией. От Ф. происходит название Палестина.

народ, населявший в древности прибрежные равнины Палестины и известный преимущественно благодаря библейским источникам; упоминается также в египетских и ассирийских письменных памятниках. Само название "Палестина" представляет собой греческий вариант названия "Филистия". В Библии сообщается, что страна филистимлян простиралась "от Сихора, что перед Египтом, до пределов Екрона к северу" (Ис Нав 13:2-3). Ее восточные пределы достигали Беф-Шемеша. Главными политическими центрами были пять городов (т.н. Пятиградие, Пентаполис): Азот, Газа, Аскалон, Геф и Екрон. Филистимляне не были коренными жителями Ханаана. Согласно Библии, они - в силу некоторых обстоятельств - переселились туда из Кафтора (отождествляемого исследователями то с Критом, то с Кипром, то с Малой Азией) одновременно с бежавшими из Египта евреями. Будучи процветающим народом с высоким уровнем развития культуры, они занимались земледелием, торговлей и морскими промыслами, владели искусством обработки металлов и ваяния, были п...

мн. 1) Древний народ, населявший южную часть восточного побережья Средиземного моря. 2) Представители этого народа.

ФИЛИСТИМЛЯНЕ (от древнееврейского пелиштим), народ>, населявший с 12 в. до нашей эры юго-восточное побережье> Средиземного моря, из числа "народов моря". Войны филистимляне с иудеями отражены в ряде древневосточных сказаний. В 8 в. до нашей эры покорены Ассирией. От филистимлян происходит название Палестина>.

Филистимляне

(егип. Pulasti, евр. Pelištim, ассир. Palastu, греч. библ. Φυλιστιείμ; классич. Παλαιστϊνοι; народная этимология αλλόφυλοι = "иноплеменницы" перевода LXX) - народ, давший свое имя Палестине. Источники для знакомства с его историей скудны. Он несомненно обладал письменностью и архивами, но пока мы не располагаем этим материалом, так как в стране почти не было производимо систематических раскопок. Приходится довольствоваться сведениями, почерпаемыми из Ветхого Завета (книги Судей, Царств, Пророков), египетских текстов (Рамсеса III), ассирийских летописей и классических писателей (Юстин и др.).

История. Ф. не принадлежали к семитическому племени и не были туземцами в Сирии. Библия называет их выходцами из Кафтора (Второз. II, 23; Иер. XLVII, 4; Амос...

Филистимляне

сущ. народ, соседствующий с израильтянами и особенно могущественный во времена Судей. См. о них: (Амос. 9, 7; Иер. 47, 4; Быт. 21, 32-34)


Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) . Сост. свящ. Григорий Дьяченко . 1900 .

филистимляне филисти́мляне (мн.) – название народа в Палестине, др.-русск., цслав. филистимляне из греч. Φυλιστείμ – то же от др.-еврейск. pǝlištī, мн. pǝlištīm; см. Гуте, Bibelwb. 517; Хюбшман 318. Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973

Он 40 лет водил свой народ по пустыне, пока не сменилось три поколения, он ждал, пока умрут те, кто был рабом. Именно не знавшим рабства поколениям евреев предстояло в длительной борьбе отстоять свое право на владение благодатной землей...

Предыстория

Освободившись от египетского плена, евреи долго странствовали, прежде чем оказались в Палестине. Палестина - страна в долине реки Иордан, согласно библейскому преданию, обещанная евреям богом. Чтобы закрепиться на этой земле, евреям пришлось вести длительные войны.

События

XI в. до н.э. - возникновение царства Израиль. Евреи становятся оседлым народом.

Войны с филистимлянами. Ветхозаветные предания, относящиеся к этому периоду:

Самсон и Далила: в Ветхом завете описан богатырь Самсон, который сражался с филистимлянами и которого никто не мог победить, пока он не открыл секрет - сверхъестественная сила сосредоточена в нестриженых волосах филистимлянке Далиле, которую полюбил. Далила предала Самсона, выдав его секрет филистимлянам.

Давид и Голиаф: легенда о поединке юного пастуха Давида с великаном филистимлянином Голиафом, которого Давид убил камнем, пущенным из пращи.

X в. до н.э. - Давид завоевывает Иерусалим, который становится столицей древнееврейского царства.

Участники

Саул - первый царь древнееврейского царства. Правил в XI в. до н.э.

Давид - второй царь древнееврейского царства. Правил в конце XI - первой половине X в. до н.э. Давиду приписывается авторство ряда библейских текстов.

Соломон - третий царь древнееврейского царства (965 - 928 до н. э.). Построил Иерусалимский храм на горе Сион. Согласно легендам, Соломон обладал необыкновенной мудростью. Проект Энциклопедия о Соломоне.

Заключение

Период правления царя Соломона считается временем расцвета древнееврейского царства. После его смерти единое древнееврейское царство распадается на иудейское и израильское.

Древнееврейское царство

Более 3 тыс. лет назад евреи пришли в обещанную Богом благодатную страну. Богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за эти земли пришлось вести изнурительные войны с местным населением. В Библии сохранилось предание о том, как евреи захватили город Иерихон, разрушив его мощные стены при помощи звука труб.

В библейских сказаниях отразилась борьба израильтян с филистимлянами. Могучий герой Самсон, сила которого была заключена в волосах, полюбил красавицу Далилу (рис. 1). Правители филистимские подкупили Далилу. Когда Самсон заснул, коварная женщина приказала остричь ему волосы. Самсона схватили, ослепили и бросили в темницу. Через некоторое время устроили филистимляне пир, привели туда слепого, измученного Самсона, чтобы поиздеваться над героем. Но не заметили, что волосы отросли, и силы вернулись к Самсону. Ухватился герой руками за столбы, на которых держалась крыша, и обрушил на врагов огромный дом. Так погиб Самсон, совершив свой последний подвиг.

На рубеже XI-Х вв. до н. э. на севере Палестины евреи образовали государство Израиль (рис. 2). По преданию, основателем и первым царем был Саул.

Однажды пошли филистимляне войной против Саула. И вышел из рядов их огромный Голиаф. В поединок с великаном отважился вступить лишь Давид, молодой пастушок. Метким броском из пращи поразил Давид огромного великана. Упал Голиаф на землю, а Давид выхватил у него меч и отрубил голову (рис. 3).

После смерти Саула Давид стал царем (1005-965 гг. до н. э.). В годы его правления Иерусалим стал столицей государства.

После Давида на престол вступил его сын Соломон. Правление Соломона (965-928 гг. до н. э.) называют «золотым веком» Древнееврейского государства. Его считали мудрым правителем. Библейские легенды повествуют о справедливом суде Соломона. Однажды к нему обратились две женщины, у которых родились мальчики. Одна из них во сне нечаянно задавила ребенка и утром заменила его на живого ребенка соседки. Каждая из женщин утверждала, что живой ребенок — именно ее сын. Соломон приказал охраннику разрубить малыша и отдать по половине каждой. Одна из женщин согласилась на это, а другая сказала: «Лучше отдайте ребенка ей, только не убивайте!». Именно она и была матерью мальчика. С тех времен и пошло выражение «соломоново решение», что означает мудрое решение.

Соломон расширил территорию государства, захватив соседние земли. Вокруг Иерусалима, Мегиддо и других городов были сооружены мощные защитные стены. В столице построили величественный царский дворец и храм богу Яхве (рис. 4). Стены храма были выложены из кедра, а полы из дерева кипариса. Лучшие мастера изготавливали для храма украшения из серебра и золота. Посреди большого двора стоял жертвенник богу Яхве. В глубине храма находилось небольшое помещение, в нем хранились каменные скрижали с заповедями.

В правление Соломона Иерусалим стал политической и религиозной столицей евреев.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.