Самостоятельное изучение актерского мастерства. Актерское мастерство для начинающих: основы, секреты и уроки. Упражнения по актерскому мастерству. Элементы искусства перевоплощения

"Самоучитель актерского мастерства"

по системе П.М Ершова

Заочное обучение актерскому мастерству - дело сложное. Многое в этом ремесле передается "из клюва в клюв", не меньше значит и общение с личностью педагога и атмосфера коллективного творчества, присутствующие на занятиях в театральных студиях и учебных заведениях.

Если все вышеуказанные факторы благоприятны, тогда уже, по сути, и встает вопрос: чему и как учиться.

Система Ершова возникла как результат наблюдения и обобщения объективных законов поведения человека. Если бы таких законов не существовало, мы бы не имели возможности "читать", понимать поведение окружающих, чувства, которые они испытывают. Изучение этих закономерностей и создание произведений искусства, согласуясь с ними и есть. по сути, практическое овладение системой Ершова.

Основой этой странички являются идеи П.М Ершова, изложенные им в работах

Технология актерского искусства. М., 1992.

Искусство толкования. Часть 1: Режиссура как практическая психология.

Часть 2: Режиссура как художественная критика. Дубна, 1997.

П. М. Ершов, 1975 г.

Не собираясь заниматься простой перепечаткой этих книг (что, возможно, было бы полезно, т.к. за пределами Москвы эти книги достать крайне непросто), авторы попытались сфокусировать свое внимание на опыте применения ершовской системы в плане практической подготовки актеров.

Поэтому теоретическая часть максимально сокращена (за более глубоким теоретическим анализам мы отсылаем к вышеуказанным книгам) и основу составляют Упражнения и Комментарии к ним.

Несколько общих предпосылок применения этого Интернет-учебника актерского мастерства:

Изучение и овладение абсолютно всех параметров системы Ершова целесообразно начинать с наблюдения окружающей жизни, а особенно реальных взаимодействий людей. Подобно художнику, который способен разложить по цветам спектра закатное небо, а затем смешать краски в нужной пропорции в своей палитре, артист должен уметь расчленять сложные взаимодействия людей в жизни на отдельные составляющие, чтобы впоследствии уверенно брать из своей творческой палитры нужное для создания образа.

Теоретическое овладение системой невозможно: лучше делать, не зная. Не делать, зная бессмысленно (речь идет, разумеется, об овладении системой).

Особое внимание, на начальном этапе, лучше обратить на овладение естественностью, сиюминутностью элементов действия, чем на закрепление достигнутого: понятие о действии, как о материале актерского мастерства должно все время обогащаться, расширяться за счет собственных интуитивных находок и открытий.

Порядок освоения параметров соответствует нижеприведенному. Вряд ли имеет смысл упражняться в инициативности, не освоив бессловесные элементы действия. ""Система" не "поваренная книга": понадобилось такое-то блюдо, посмотрел оглавление, открыл страницу - и готово. Нет, это целая культура, на которой надо расти, воспитываться годами.” (К.С. Станиславский "Работа актера над собой")

При клике на ЗАГЛАВНЫЕ НАЗВАНИЯ РУБРИК Вы попадете в теоретическую часть, где можно ознакомиться с краткими комментариями и некоторыми цитатами из работ П.М. Ершова по данной теме;

При клике на Названия Рубрик, набранные полужирным шрифтом, Вы пападете в сборник упражнений и комментариев к ним.

Для овладения нижеуказанными параметрами, особенно при групповых занятиях в театральных учебных заведениях, студиях, мастер-классах, рекомендуется использовать игровую форму обучения.

В отдельный раздел (в начале) вынесены некоторые упражнения и игры, которые можно использовать при групповом обучении актерскому мастерству для формирования и укрепления навыков коллективности, "чувства локтя" у начинающих актеров.

Коллективность актерского творчества

Театр, являясь коллективным видом творчества, создается из художественных вкладов различных творческих специальностей: это и актеры и режиссеры и музыканты и хореографы и многие другие. Коллективность является принципиальным отличием театра от индивидуалистических вида творчества, как, например литературы или живописи.

Особенно важное значение коллективность творчества приобретает в отношении актерских работ. Поэтому принципиально важным является то, что практически с самого начала обучения актерскому мастерству необходимо обратить пристальное внимание на выработку у начинающих "чувства локтя". Авторы данного самоучителя выражают сомнение, что предложенные в нем упражнения и этюды имеет смысл отрабатывать в одиночку: при этом какая-то, может быть наиболее важная их составляющая, будет неизбежно утеряна. К индивидуальному использованию материалов самоучителя мы рекомендуем обращаться при наличии, как минимум, некоторого опыта сценической деятельности.

Упражнения по наработке коллективного "чувства локтя" у начинающих обучение актерскому мастерству адресованы, таким образом, мастеру, руководителю или лидеру группы и должны занять важное место в начале работы коллектива (по опыту работы к ним необходимо обращаться на протяжении первого полугода обучения). Эти же упражнения целесообразны и при дальнейшей работе, как средство собрать внимание, мобилизовать группу перед началом занятия, репетиции.

Помимо упражнений, приведенных ниже, эти цели достигаются с помощью любых, желательно связанных с перемещением в пространстве игр, носящих коллективный характер. Набор стержневых игр и игровых элементов, которые можно "вплетать" в выполнение любого упражнения, что украсит его и сделает полифункциональным, можно найти в книге "Педагогические таинства дидактических игр" из серии Библиотека педагога-практика В.М. Букатов, Москва, "Флинта", 1997.

Упражнения, игры и игровые элементы коллективности.

Стулья. Ведущий или педагог дает команду построить из стульев какую-либо фигуру или букву. Задача учащихся максимально быстро и бесшумно (переговоры запрещаются) построить требуемую фигуру (круг лицом наружу, букву р развернутую к окну и т. п.). Дополнительное усложнение задания - требование одновременность (одновременно встать со стула, одновременно поднять и т. д.).

Встать по пальцам. Ведущий оборачивается к группе спиной, показывает табличку с какой-либо цифрой (от 1 до 10), (можно просто какое-то количество пальцев), начинает отсчет (до трех или до пяти, затем резко поворачивается к группе. На момент поворота количество стоящих (или сидящих, лежащих и т. д.: как уговоритесь) должно быть равно числу написанному на табличке. Условием упражнения является полная бесшумность исполнения.

Японская машинка. Каждый учащийся задумывает короткое слово или цифру (не повторяющуюся) и сообщает остальным. Далее ведущий вводит простой ритм из четырех долей с какими-либо движениями на каждый такт. После того как группа освоила одновременное выполнение ритма, на два последних такта учащиеся начинают передавать "лидерство", с помощью задуманных слов, называя первым свое слово, а затем чужое. Тот, чье слово названо, становится лидером на следующий такт и также передает лидерство другому. "Прозевавший свое слово или не попавший в долю лидер вылетает.

Третий лишний. Известная игра, вряд ли нуждающаяся в комментариях.

Построения. Участники должны максимально быстро, и бесшумно (не общаясь) построиться в шеренгу по какому-либо заданному параметру (по алфавиту, согласно первым буквам отчества; по возрастанию номера квартиры и т.п.)

Рулетка. Участники разбиваются на две группы, по одному представителю садится за стол, друг напротив друга и кладут руки на стол. Между ними кладется монета. По хлопку ведущего они должны накрыть монету рукой - кто быстрее. На все другие сигналы ведущего (топанье, звуки) они не должны реагировать - шевелиться (пошевеливший рукой не вовремя - проиграл). Место проигравшего занимает другой представитель группы.

Печатная машинка. Учащиеся распределяют между собой алфавит (каждому достается несколько букв) и являются теми клавишами печатной машинки, какие буквы им достались. Удар по нужной клавише - это хлопок нужного человека (кому она досталась). Кто-либо предлагает напечатать какую-нибудь фразу, и участники "печатают", хлопая в нужный момент с равными между "буквами" промежутками. Пробел обозначается общим хлопком всей группы, точка - общими двумя хлопками.

Земля - вода - воздух - огонь. Ведущий показывает на одного из стоящих в кругу участников, говоря ему одно из ключевых слов. Тот, на кого указали должен (не позже чем на пять счетов, отсчитываемых ведущим) назвать (без повторов) животное - рыбу - птицу или повернуться вокруг себя соответственно. Ошибшийся выбывает.

Волшебная палочка. Участники передают друг другу в определенном порядке (или по желанию хозяина палочки) ручку (или другой предмет) предлагая продолжить начатое ими предложение (словосочетание). Получающий палочку должен на пять счетов придумать продолжение и сам становится хозяином, задав задание следующему. Хозяин может позой загадывать профессию человека, жестом - действие и т. п.

Руки-ноги. По одному из сигналов ведущего (например, по одиночному хлопку), участники должны поднять руки (или опустить, если на момент сигнала они уже подняты), по другому (например, по сдвоенному хлопку) - встать (или, соответственно сесть). Задачей исполнителей является продержаться как можно дольше, не путая сигналов и сохраняя общий ритм и бесшумность движений. Если участников достаточно, лучше разбиться на две команды и проверить какая команда продержится дольше (по секундомеру), улучшая результат предыдущей.

Ритмы. Педагог, или кто-либо из участников показывает ритм, состоящий из хлопков, топанья и т.п. звуковых эффектов. Задача участников - соблюдая заданный темп и продолжительность пауз, исполнять по очереди (в заданном порядке) только по одному элементу ритма (хлопку, топанью и т. п.)

Ритмичный вход. Придумать на начало занятия какой-то общий для всех участников ритм и занять свои места под этот ритм (каждый раз ритм должен меняться, усложняясь и становясь разнообразие, подключая не только хлопки и топанье ногами, но и все возможные звуковые эффекты). Когда группа сможет уверенно выполнять это упражнение, можно подключать к ритму творческие задания (бравурный, печальный и т. п.) или добиваться развития, разнообразия внутри данного ритма, деля его на партии.

Оркестр. Ведущий распределяет между участниками партии различных инструментов, состоящие из хлопков, топанья, и всех возможных звуковых эффектов. Задачей участников является ритмически исполнить какое-либо известное музыкальное произведение (или сочиненную на месте ритмическую партитуру) под руководством дирижера, управляющего громкостью общего звучания и вводящего и убирающего отдельные партии.

Пулеметная очередь. Участники садятся в круг и ведущий тремя хлопками задает темп пулеметной очереди (поначалу медленный). Участники по очереди, точно соблюдая темп хлопают, постепенно (очень медленно) ускоряясь, до скорости пулеметной очереди (хлопки почти сливаются), а дойдя до максимума скорости, начинают также медленно ее снижать.

Передача позы. Участники становятся в шеренгу. Первый придумывает какую-либо сложную позу (остальные не видят какую) и по сигналу ведущего "передает" ее второму (тот за 10-15 секунд должен максимально точно запомнить ее). По следующему сигналу ведущего, первый "снимает", а второй "принимает" эту позу, Далее происходит передача позы от второго к третьему участнику и т. д. Задачей является максимально точная передача позы от первого до последнего исполнителя. Если участников достаточно, лучше разбиться на две команды и "передавать" одну, заданную ведущим позу - кто точнее.

Бык и ковбой. Двое участников становятся на расстоянии друг от друга (не менее 5 метров), один поворачивается спиной -это бык, второй берет в руки воображаемую веревку - это ковбой. По сигналу к началу ковбой должен накинуть воображаемую веревку на быка и подтянуть его к себе (бык, естественно, сопротивляется). Упражнение получится успешно, если участникам удастся синхронизировать свои действия, чтобы зрители "увидели" воображаемую веревку, натянутую между ними.

Зеркало. Один из участников становится ведущим, второй - его отображение в зеркале, т.е. максимально точно копирует все его действия и движения.

БЕССЛОВЕСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЙСТВИЯ

“Каждое действие человека имеет конкретную цель (пусть не всегда осознанную) и его можно разложить на составные действия более мелкого объема. Мельчайшими составляющими действия являются оценка, пристройка и воздействие.”

“Оценкой называется первый момент всякого осознаваемого субъектом действия, когда цель действия только возникает в сознании.”

“"Оценка" - это момент, в течении которого нужно, образно говоря, "уложить в голову" нечто увиденное, услышанное, так или иначе воспринятое, для того чтобы определить что же делать, принимая во внимание новое обстоятельство.”

“Со стороны психической - это момент установления в сознании связи между интересами (общей целью) и тем или иным внешним, объективным явлением. В момент "оценки" общая субъективная цель, конкретизируясь, превращается в частную объективную цель, то есть в цель одновременно и объективную и субъективную… С внешней, мышечной стороны "оценка" - это всегда более или менее длительная и более или менее полная неподвижность.”

“Труднее всего "уложить в голову" факт чрезвычайной важности и чрезвычайно неожиданный… Чем труднее "оценка", тем соответственно она длительней - тем длительней неподвижность, входящая в нее и следующая за первыми рефлекторными движениями.”

“Природа" оценки" родственна тому явлению, которое называют "удивляться". Но этим словом, как правило, мы называем лишь сильные степени "оценки", то есть длительные, трудные оценки.”

УПРАЖНЕНИЯ

Пристройка

"ПРИСТРОЙКА начинается немедленно после "оценки" - в тот самый момент, когда в сознании возникла конкретная, предметная цель. "Пристройка" - это в сущности, преодоление физических преград, препятствий на пути субъекта к его цели, пока его внимание поглощено не ими, а целью последующего воздействия."

"Прежде всего "пристройки" могут быть разделены на две группы: "пристройка" для воздействия на неодушевленные предметы, и "пристройка" для воздействия на партнера."

" …"пристраиваясь" к воздействию на живого человека, мы вынуждены исходить из своих субъективных представлений о его свойствах и качествах … характер такой "пристройки" определяется прежде всего тем, какова будет, по представлению действующего, реакция партнера на последующее воздействие… Причем главную роль здесь играет представление действующего о соотношении сил своих и партнера.

Например, я имею право требовать, партнер обязан мне повиноваться; я сильнее его; я нужен ему больше, чем он мне."

"Таким образом, "пристройки" для воздействия на живого человека можно разделить на группы: одну назовем "пристройки снизу", другую - "пристройки снизу"… и среднюю, промежуточную группу "пристроек" - "наравне"."

"Пристройки "снизу" и "сверху" отличаются друг от друга не только по своему психическому содержанию, но и с внешней мускульной стороны… "

"Мускульная мобилизация пристройки "сверху" противоположна мускульной мобилизации пристройки "снизу". Пристраивающийся "снизу" тянется к партнеру, он готовится получить просимое так, чтобы как можно меньше затруднять партнера, он вынужден ждать и в полной готовности воспринимать любую реакцию партнера… В каждое мгновение он готов к ответу"

"Пристройку "сверху", наоборот характеризует тенденция быть выше партнера…выпрямить позвоночник. То есть откинуться от партнера."

"Пристройка "наравне" характеризуется соответственно мышечной освобожденностью, или даже - разболтанностью, небрежностью."

""Пристройки" обладают чрезвычайной выразительностью именно потому, что они непроизвольны. Они "автоматически", рефлекторно отражают то, что делается в душе человека: и его душевное состояние, и его отношение к партнеру, и его представление о себе, и степень его заинтересованности в цели."

УПРАЖНЕНИЯ

"Многие особенности "пристроек" (и вообще поведения человека) связаны с ощущением (разумеется, подсознательным) веса собственного тела."

" вес тела играет значение не абсолютной величины, а величины относительной - в отношении веса к силам человека …"

" Увлеченность делом, перспективы успеха, надежды "окрыляют" человека, увеличивают его силы или уменьшают относительный вес его тела... Все это влечет за собой выпрямление позвоночника, подъем головы и общей мускульной мобилизованности, "кверху", облегчение головы, корпуса, рук, ног и пр., вплоть до открытых глаз, приподнятых бровей и улыбки... Падение интереса к делу, ожидание поражения, угасание уменьшают силы или увеличивают относительный вес тела."

"Если с человеком происходит что-либо значительное, то и вес его в той же мере меняется"

Для овладения этим параметром человеческого поведения технологически удобно выделить три "веса": тяжелый", "легкий" и "с достоинством".

УПРАЖНЕНИЯ

Мобилизация

С психической стороны "мобилизация" это та или иная концентрация внимания человека на цели. Одно из ключевых понятий в терминологии Ершова, позволяющее структурировать важность конкретных целей для субъекта, а соответственно, ключ к логике его поведения и характеру. Мобилизации предшествует "мобилизованность" - степень готовности человека к деятельности до уяснения цели. После уяснения цели, то есть "оценки ", "мобилизованность переходит в ту или иную мобилизацию

"Мобилизованность выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании. В общей подтянутости мускулатуры тела, в частности в подтянутости спины - позвоночника. Это - рабочее состояние тела, приспособленность его к затрате усилий и относительно широкому выбору действий - к тем и таким, какие потребуются, как только цель конкретизируется, готовность преодолеть препятствия, которые еще не возникли, но вот-вот возникну, которые возможны, вероятны на пути к цели."

Понаблюдайте за людьми, когда они что-то неожиданное "увидели", "услышали", "узнали", "поняли", найдите у них момент физической неподвижности, “замирания”.*

* ПРИМЕЧАНИЕ После реальной оценки в жизни человек обычно как- то изменяется (согласно классификации Ершова изменения укладываются в следующие параметры: мобилизация, пристройка, вес), используйте это правило для проверки овладения Вами оценкой.

Наблюдайте в жизни и овладейте органичным “замиранием” в процессе выполнения какого-либо дела*: при чтении газеты, при ходьбе.

* ПРИМЕЧАНИЕ Необходимо уточнить понятие "дело", встречающееся здесь и далее, Под "делом" понимается какой-либо процесс, имеющий начало и конец и требующий от субъекта концентрации внимания на препятствиях, встречающихся при реализации. С этой позиции та или иная деятельность может "быть делом", а может и "не быть". Например, управление машиной не является делом при обычных обстоятельствах, но может быть делом при обучении вождению, преследовании и т.д.

При выполнении упражнений необходимо (это особенно видно со стороны) контролировать занимается ли человек делом или нет (если нет - то ни о каких параметрах поведения речи не идет)

Наблюдайте в жизни и овладейте органичным “замиранием” в разговоре.

Попробуйте сыграть этюд по схеме: что-то делал - вдруг произошло (увидел, услышал, заметил, понял) что-то неожиданное – стало необходимо срочно заняться вновь возникшим, “новым” делом.*

* ПРИМЕЧАНИЕ Для успешного овладения “оценкой” во всех упражнениях необходимо добиваться сосредоточенного внимания на деле, предшествующем “оценке”, т.е. “важности дела” для персонажа.

Сыграйте этюд по схеме: что-то делал - вдруг произошло (увидел, услышал, заметил, понял) что-то неожиданное – стало необходимо внести “поправки” в свою деятельность, как-то изменить ее для успешного достижения цели.

Сыграйте этюд по схеме: что-то делал - вдруг произошло (увидел, услышал, заметил, понял) что-то неожиданное –необходимо “скрыть” то, что данное обстоятельство серь6езно влияет на всю Вашу жизнедеятельность.*

* ПРИМЕЧАНИЕ На первых порах проще овладеть "оценкой" вделах, требующих "срочных”, простых физических действий (выключить чайник, открыть, схватить, бежать, прятаться и т.д. Постепенно "добавляйте", обстоятельства, делающие “оценку” не такой простой и однозначной, треубующие некоторого времени (обычно доли секунды, иногда, в редких случаях и секунды) для принятия решения.

"Три дела одновременно". Наметьте три каких-либо дела, требующие сосредоточенного внимания (Например: собираться в поход, следить за готовящейся пищей, говорить по телефону), выполняйте их “одновременно". Если получится добиться того, чтобы все три дела были для Вас достаточно важны (не отмахиваться ни от одного) "оценки” сами возникнут в неожиданных для Вас местах.

"Важный разговор". После каждой реплики партнера делайте более или менее крупную оценку.

Пулеметная очередь оценок. На любое слово партнера, на любой предмет сделайте ряд оценок с общим подтекстом "не может быть!", "неужели!".

“Большая оценка”. Придумайте обстоятельство, кардинально меняющее судьбу Вашего персонажа. (В людой пьесе, почти у каждого персонажа есть такие обстоятельства). Наметьте дело, которым занят персонаж до возникновения этого обстоятельства и после. Сыграйте момент долгой органичной неподвижности, в процессе которого, персонаж “уясняет" происшедшее и принимает решение заняться новым делом.

МОБИЛИЗАЦИЯ

Мобилизацию или степень концентрации внимания на объекте удобно разделять на простую и сложную, а также на длительную и короткую

Понаблюдайте за подготовкой спортсменов к старту, за особенностями поведения тела человека, готового поймать, схватить, побежать, и т.п. Определите, как отражается мобилизация (готовность) человека к какому-нибудь физическому действию ("простая мобилизация") в собранности внимания, спинной мускулатуре. Попробуйте сымитировать различные варианты мобилизации и последите за особенностями собственных реакций в состоянии высокой "простой мобилизации" на вещи имеющие отношение к объекту Вашей мобилизации и не имеющие.

Понаблюдайте и имитируйте поведение тела человека в процессе важного для него разговора, выступления, спора. Найдите отличия в физическом выражении этой "сложной мобилизации" от "простой".

Найдите в окружающей жизни моменты изменения мобилизации (концентрации и ослабления внимания), проследите последовательность изменения концентрации взгляда, мускулатуры. Сыграйте мобилизацию и демобилизацию.

Обозначив степенью 0 -минимальную (т.е. полное отсутствие сосредоточенного внимания и соответствующая этому общая расслабленность тела) и степенью 10 максимально возможную мобилизацию тела найдите поступенчатое повышение, максимально подробно замечая физическое изменение тела в процессе выполнения упражнения.

Делайте упражнение 4 на ходу, найдите максимально и минимально "целеустремленные" походки и промежуточные стадии.

Делайте упражнение 4 в процессе любого бытового дела, разговора и т.д., следите как изменяется поведение при различных "степенях" мобилизации.*

* - рост мобилизации в процессе выполнения какого-либо дела говорит о повышении интереса субъекта к объекту внимания, о том что "дело" развивается в благоприятную сторону, что оно становится все важней (опасней) для субъекта, демобилизация же в процессе выполнения дела говорит об обратном.

Понаблюдайте в жизни за поведением человека, занимающегося каким-либо делом (чтение, уборка, и т. д.), найдите "периоды" роста интереса к делу и падения, отметьте физические проявления этого процесса.

Наблюдайте то же, у людей в процессе общения.

Найдите разницу между мобилизацией человека пристроенного к короткому, важному для себя делу и мобилизацией человека готового к тому, что в процессе выполнения дела может встретиться достаточное количество препятствий, проблем, потребующих некоторого времени для разрешения.*

* - "короткая" и "длительная" мобилизация близки по внешнему выражению к "простой" и "сложной" мобилизации, но имеют некоторые специфические отличия, обнаружить которые мы предоставляем Вам.

ПРИСТРОЙКА

Для овладения этим параметром человеческого поведения технологически удобно выделить три "пристройки": "сверху", "снизу" и "наравне".

Понаблюдайте нескольких людей за выполнением какого-либо одного бессловесного действия (еда, поездка в транспорте, раздумье, в кино или у телевизора) попробуйте найти различия в поведении, которые можно было бы объяснить различным пристройками к объекту внимания.

Если человек не размышляет в процессе этого дела, то все изменения поз связаны с его пристройкой, приспособлением своего тела к тому или иному материальному предмету.

Сделайте то же наблюдение за поведением людей в общении.

Умейка и неумейка. Понаблюдайте как одно и то же действие, связанное с пристройкой к материальному предмету, выполняет профессионал и новичок. Определите, в чем физически выражается разница между ними (характер пристроек, их длительность, концентрация внимания и т.д.), и покажите этюд, стараясь добиться максимальной выразительности показа.

Наблюдающим следует следить, чтобы в погоне за яркостью, исполнитель ни в коем случае не терял "дела", которым занимается его персонаж. Это легко определится, когда исполнитель не следит благополучно или неблагополучно развивается его дело, т. е. "равнодушен" к проблемам, возникающим на пути его осуществления.

Теперь мы с вами поговорим о том, как можно самостоятельно научиться актёрским навыкам. Дело в том, что не у каждого есть возможность посещать курсы актёрского мастерства в Москве , например, несмотря на то, что в столице их много. Как можно своими силами постигнуть великую актёрскую профессию? Оказывается не только можно, но и нужно. В этом вам может помочь учебник актёрского мастерства. Но вообще-то учебник рассчитан на людей, которые уже занимаются в какой-либо театральной школе. Так что лучше всего приобрести самоучитель актёрского мастерства. Как правило, там изложены азы, с которых можно легко начать изучать профессию актёра.
Репетитор по актёрскому мастерству может научить вас даже ещё лучше, чем самоучитель, потому что обычно понятнее, когда материал объясняется человеком. Школа актёрского мастерства , как правило, рекомендует в качестве дополнительного образования читать книги и различные самоучители. Порою самостоятельное образование оказывается на порядок эффективнее, потому что человек устанавливает для себя свою программу. Хотя требуется огромная самодисциплина. Самоучитель актёрского мастерства включает в себя такое интересное упражнение, как тренировка перед зеркалом. Очень эффективно бывает подражание какому-либо актёру. Если регулярно заниматься, то навыки перейдут на подсознательный уровень, причём вы даже и не заметите, как постепенно станете манерами походить на артиста. Но это заметят окружающие. В общем, можно выделить несколько этапов самостоятельного обучения. Первый этап – самоучитель. После самоучителя можно взять учебник актёрского мастерства, потому что там более «продвинутые» навыки. Затем финальный этап – репетитор по актёрскому мастерству. Тут вам предоставляется возможность показать другому человеку, на что вы способны. На этом этапе ваше мастерство шлифуется до предела.
После этого всего смело идите в театр. Ваши навыки приятно удивят всех. Даже если вы не прошли набор в театральную студию , самообучение – прекрасный способ подготовиться к такой сложной и невероятно интересной деятельности, как игра на сцене. Делая вывод, скажем, что учебных пособий сейчас много. Выбирайте учебник или самоучитель, в зависимости от вашего уровня подготовки, поставьте себе цели и занимайтесь. Всё в ваших руках!

Хорошие актеры вживаются в любую роль. Все профессионалы читают сценарии, репетируют монологи, а также идут на творческие эксперименты на курсах актерского мастерства. Хорошая игра выглядит так, будто дается без усилий, но на самом деле в нее вкладываются колоссальные старания. Следующие рекомендации помогут вам стать первоклассным актером.

Шаги

Подготовка своими силами

    Записывайте монологи и короткие сценки. Купите сборник монологов онлайн или в печатном виде и репетируйте множество ролей. Выберите монолог и прогоните его 2–3 раза, после чего запишите свою речь на видео. При пересмотре обращайте внимание на слабые моменты, удачные фразы, а также записывайте идеи по усовершенствованию своей игры. После этого заново повторяйте и записывайте монолог, пока результат вас не устроит.

    Наблюдайте за любимым актером. Смотрите и пересматривайте любимые сцены. Как выглядят движения актера? Какие слова подчеркиваются в каждой реплике? Как актер ведет себя в момент молчания? Недостаточно просто смотреть на любимых актеров. Изучайте их манеру игры.

    Сосредоточьтесь на дикции или манере речи. Все актеры должны произносить фразы четко и уверенно. На помощь снова придет видеозапись. Вслушивайтесь в свой голос и обращайте внимание на нечеткие фразы. Учитесь говорить четко с различной громкостью и скоростью, чтобы каждое слово источало силу и убежденность.

    Практикуйте "холодное чтение". При холодном чтении вам дают реплики и просят отыграть их без подготовки. Такое задание часто попадается на пробах. Задача может показаться пугающей, но она помогает усовершенствовать актерские навыки и научиться импровизировать, благодаря чему актер становится уверенным в себе.

    Вживайтесь в различные роли, персонажей и людей. Лучшие актеры подобны хамелеонам – они растворяются и вживаются в каждую роль. Для этого необходим богатый эмоциональный опыт. Смотрите фильмы и пьесы, читайте информацию и делайте заметки, чтобы увидеть мир глазами персонажа. Это особенно важно при подготовке к конкретной роли. Углубитесь в роль, исследуйте вопрос, чтобы полностью погрузиться в персонажа.

Подготовка к роли

  1. Прочитайте сценарий несколько раз. Для хорошей игры необходимо уловить весь сюжет, а не только свою роль. Актер должен не выделяться, а стать винтиком в большом механизме истории. Для этого потребуется понять сюжет, все темы и мотивы, а также собственную роль.

    • Проанализируйте весь сюжет и вернитесь к сценам со своим персонажем. Прочитайте их еще пару раз, а затем сосредоточьтесь на роли и словах персонажа.
    • Как бы вы резюмировали суть фильма в 1-2 предложениях? А свою роль?

Видео – урок с удовольствием посмотрят те, кто интересуется, что такое риторика и ораторское мастерство и как ими пользоваться на практике.

Современная ораторская речь, так или иначе, касается опыта Рима и Древней Греции. Прежде всего, давайте вспомним, риторика – наука, изучающая ораторское искусство и художественную прозу. К ней стали прибегать еще в V веке до н.э. в Греции.

Сценическая речь — один из важных аспектов актерского мастерства. Она включает основу дикции, технику скороговорки и многое другое.

Предлагаем посмотреть тренинг по актерскому мастерству, который приоткроет несколько малоизвестных приемов.

Многие считают, что школы актерского мастерства создаются только для тех, кто решил связать свою судьбу с театром, кто занимается самодеятельностью, выступает на сцене. Но есть множество причин, по которым можно опровергнуть такое ошибочное убеждение. Ведь многие даже не догадываются, сколько хорошего могут дать азы актерского мастерства самым обычным людям, чья жизнь не связана с большой сценой и искусством. Поэтому прекрасное видео «Актерское мастерство – упражнения» стоит посмотреть каждому. Приобретенные после этого урока навыки рано или поздно могут сыграть на руку человеку, попавшему, например, в трудную жизненную ситуацию.

Что такое сексуальность? По каким критериям люди определяют сексуальность женщин и мужчин. Психологи называют множество факторов и признаков. И далеко не последнее место в этом рейтинге занимает голос. Это видео расскажет, как сделать его сексуальным, в каком тоне разговаривать с партнером, что всецело завоевать его вниманием, а может и сердцем.

Многим людям сегодня в силу своих профессиональных обязанностей необходимо иметь хорошо поставленный, бархатный голос. Как сделать голос бархатным, как научиться убирать, снимать напряжение с голосовых связок, как быстро подготовить их к «работе»?

Посмотрите несколько уроков и упражнений, которые помогут получить ответы на эти вопросы.

Выражения «громкость голоса» или «звучность голоса» для непосвященного человека звучат не привычно. Некоторые ошибочно считают, что они больше относятся к профессиям журналиста и публичным людям. А ведь совсем не последнее дело уметь говорить правильно, четко произносить слова, чтобы понимали окружающие. Если кто-то хочет проверить, хороша ли у него дикция, попробуйте проговорить любую скороговорку. Уверяем, не у каждого получится произнести ее быстро и, четко выговаривая слова. Поэтому, если от кого-то услышите примерно такую фразу «Тренируем свою дикцию», не обходите это общество стороной, посетите эти занятия, послушайте и поучитесь говорить правильно и четко.

В жизни каждого человека ежедневно случаются ситуации, когда приходится контролировать свои эмоции, и это не связано с лицемерием, иногда приходится сдержать гнев, а иногда проявление чувств бывает просто не уместным. А иногда наоборот приходиться улыбаться и проявлять доброжелательность, даже когда настроение испорчено.

Как научиться управлять своими эмоциями? Для этого существует целый комплекс упражнений, с которым можно ознакомиться в видео-материале.

Умение красиво и складно говорить, а также выражать свои мысли четко и убедительно, является важным для представителей различных профессий. Учителя, доктора, а также работники, занимающие руководящие посты, обязательно должны владеть основами ораторского искусства. Кроме того, умение красиво выражать свою мысль будет не лишне и для тех, кто хочет уметь склонять людей на свою сторону и располагать к себе. Видео «Ораторское искусство для новичков» пригодится тем, кто желает научиться хорошо и складно говорить.

Помните, фразу, вся наша жизнь — игра! Да, а люди в ней актеры. Многие по-настоящему хотят стать мастерами сцены и без специальной подготовки не обойтись. У каждого педагога- свой подход к обучению, свое понимание такого составляющего профессионализма, как актерское мастерство. Упражнения, которые предстоит выполнять постоянно не столько учат, сколько совершенствуют дарованное человеку природой. Регулярные и упорные занятия всегда дадут результат.

«Вы увидели красивого живого быка. Он там, где-то вдали. Подняли руку и как будто бросаете копье: «Хоп! Хоп! Хоп!». Затем тянете свою добычу…».

Эта сцена из занятия по актерскому мастерству. Каждый, кто учит актеров уверено держаться на подмостках, учит улавливать события из жизни и через игру доносить до зрителя суть и проблематику происходящего или когда-то состоявшегося события.

Понятие «камасутра», как правило, связывают с очень интимной сферой жизни человека. Родислав Гандапас использовал это слово в названии своей книги, которая, наоборот, рассказывает о публичной сфере деятельности. Речь идет об опыте титулованного российского бизнес-тренера, к которому с особым уважением относятся первые руководители министерств, крупных компаний и даже политических партий. Он поделился своими наблюдениями в книге «Тренинг «Камасутра для оратора». Видео – урок, размещенный в рубрике «актерское мастерство» на сайте Obvi подробно раскрывает секреты работы мастера слова.

В целом, все видео – уроки рубрики подобраны с профессиональной тщательностью с целью максимальной и эффективной помощи публичным людям:

  • ораторское искусство для новичков;
  • упражнения по актерскому мастерству.

Голос для публичного человека является важным инструментом убеждения слушателей. В рубрике «актерское мастерство» собраны видео – уроки, которые будут полезны как ораторам, так и мастерам … соблазнения. Судите сами, вот некоторые из видео, которые можно смотреть на сайте совершенно бесплатно:

  • как сделать голос бархатным;
  • как сделать голос сексуальным.

С помощью уроков рубрики «актерское мастерство» можно пройти онлайн обучение тренировке дикции. Причем, этот урок не предполагает среди своих зрителей только представителей ораторского искусства. Обучение адресовано всем желающим и интересующимся этой темой с целью, пояснить, как следует говорить, чтобы выступление или разговор были четко и правильно выстроенными и понятными собеседнику.

Еще один важный аспект для любого человека – уметь «держать себя в руках». Согласитесь, не всегда это удается и поэтому часто негативно влияет на результат.

Как управлять эмоциями? Этой теме посвящен отдельный видео – урок рубрики «актерское мастерство». Обратите на него внимание: уроки помогут правильно вести себя в общении и с друзьями, и с партнерами.

Активно используется не только непосредственно актерами. Если приглянуться, можно увидеть, что в жизни играют многие. Да и нам самим часто приходится играть - на работе, при общении с друзьями, дома. Многие участвуют в творческих любительских коллективах или конкурсах, выступают на корпоративах.

Дабы вызывать своей игрой не снисходительные ухмылки, а восхищенные взгляды, стоит обратить внимание на основы актерского мастерства.

Основные понятия

Как начинающей звезде театра и кино, так и любителю нужно понимать, что от него требуется на уроках по актерскому мастерству, какие качества необходимо активно в себе развивать, а какие стоит запрятать в далекий ящик и вспоминать как можно реже.

Самолюбие и себялюбие

Любить себя - это естественное состояние каждого человека. Но стоит различать положительное чувство - здоровое самолюбие и негативно окрашенное себялюбие.

Самолюбие заставляет нас совершенствоваться день ото дня, быть лучше себя вчерашнего, не спускать себе слабости, не опускать руки, даже когда тяжело. А уроки актерского мастерства, особенно на первых порах, - это занятие непростое.

Себялюбие - это, другими словами, самолюбование. Когда человек только и думает о том, как красиво он сейчас выглядит, упивается мыслью, что он находится на сцене, то, как правило, он забывает о своей непосредственной задаче - жить на сцене в образе героя, и скатывается до банального нарциссизма.

Здоровое самолюбие подталкивает нас к новым вершинам и свершениям, к постоянной работе над собой. Себялюбие убивает любое творческое начало, гасит порыв, опустошает душу.

Внимание

В любой сфере деятельности человек с вряд ли сможет достигнуть успеха. Актерское мастерство для начинающих включает в себя много упражнений, направленных именно на развитие На этом в актерском мастерстве очень многое завязано, начиная с того, что на занятиях в первую очередь включается внимание, чтобы не было упущено ни одно слово преподавателя, и заканчивая тем, что на сцене актер должен действовать точно по линии роли, не отвлекаясь на посторонние шумы, но при этом держать на контроле партнера и его действия, чтобы не превратиться в механического исполнителя.

Для улучшения внимания актерское мастерство для начинающих упражнения предлагает достаточно простые.

Ведение творческого дневника

Развитие внимания начинается даже не на самих занятиях, а в повседневной жизни. Новичку предлагается наблюдать за людьми и ситуациями везде, где бы он ни находился, особое внимание обращать на интересных личностей, их поведение, ведь в будущем их можно будет использовать в качестве прототипов для ролей.

К этому же упражнению добавляется внимательное отношение к окружающим предметам. Ежедневно нужно записывать, какие изменения произошли, что было раньше не замечено, что конкретно поменялось.

Слушаем тишину

Упражнение заключается в том, чтобы научиться направлять свое внимание на определенный круг внешнего пространства. Постепенно этот круг расширяется.

  • Слушаем себя.
  • Слушаем, что происходит в аудитории (классе).
  • Слушаем, что происходит в здании.
  • Слушаем, что происходит на улице.

Показ наблюдений

После того как творческий дневник начинающего заполнен, уроки актерского мастерства переносятся на сцену. Обучающийся должен на основе своих наблюдений максимально точно и интересно передать на сцене образ наблюдаемого: его походку, жесты, поведение, мимику. При этом педагог может помещать этого героя в нестандартные ситуации, которые не происходили на самом деле. При этом будет видно, насколько внимательно начинающий актер вел наблюдение, насколько он понял этого человека и проникся его образом - от этого будет зависеть его органичность в заданных обстоятельствах.

Действие

При прохождении курса "Актерское мастерство" обучение начинается с разбора основных понятий. Так вот без такого понятия, как действие, не может быть спектакля. В определении действия заложен главный смысл любой роли. Главное из этого - то, что действие - это волевой акт. Актер на сцене - не бездумный механизм, который совершает движения и поступки, потому что ему так было приказано, и не обезьяна, которая, не осознав, просто повторяет набор действий и слов. Актер в первую очередь мыслит, и каждое действие на сцене должно быть им осмыслено и логически обосновано.

Актерское мастерство для начинающих основывается на том, что не бывает действия ради самого действия. У каждого поступка должна быть цель, ради достижения которой он и совершается. Поэтому и получается, что все, что делает актер в образе героя, он делает сознательно и по своей воле, а не просто так, для красоты.

Любое упражнение по актерскому мастерству включает в себя осознанное действие того, кто находится на сцене.

Работа в предлагаемых обстоятельствах

В этом упражнении обучающимся предлагается какое-либо место действия: лес, старый больница и т. д. Начинающим актерам нужно найти оправдание того, кто они, как сюда попали, нужно увидеть в своем воображении это место до мельчайших подробностей. Затем педагог производить звуки, на которые актеры реагируют в зависимости от предлагаемых обстоятельств. Еще с помощью музыки создается атмосфера - это может быть темный сказочный лес или светлая березовая роща. И здесь актерское мастерство для начинающих преследует три цели. Во-первых, это проверка на внимательность (как быстро актер реагирует на изменение музыки или на звуки), во-вторых, это учит начинающих актеров действовать в заданных обстоятельствах, которые нужно адаптировать под себя, а в-третьих, это учит держать атмосферу, не перескакивая с грусти на веселье и обратно.

Тень

По дисциплине "Актерское мастерство" обучение всегда проходит комплексно, основные понятия переплетаются в одном упражнении, требуют от актера постоянной концентрации сил.

Интересно упражнение с тенью. Первый человек производит какие-то движения, оправдывая их целью (это может быть какое-либо беспредметное действие), а второй человек является его «тенью» - полностью повторяет каждое действие. Конечно, первый должен работать медленно, чтобы второй успевал повторять. Но в задачу второго участника входит очень внимательно следить за ведущим и стараться предугадывать его действия. К тому же ему тоже нужно понимать, какое именно действие производится, и оправдывать его, ведь цель человека и тени всегда совпадает.

Подобные упражнения, с помощью которых оттачивается актерское мастерство для начинающих, развивают чувство плеча - оно всегда напоминает актеру, что он работает не один, а зависит от всех, и все точно так же зависят от него.