Сообщение на тему главные особенности природы земли. Конспекты уроков по разделу "главные особенности природы земли". Д) имеют столицу того же названия

Цели:

  • Повторить, закрепить, обобщить и систематизировать полученные знания по разделу «Главные особенности природы Земли».
  • Продолжить формировать умения: применять полученные знания на практике; использовать различные источники географических знаний и информации в процессе поиска решения; выявлять причинно-следственные связи; высказывать свои мысли; отстаивать свою точку зрения; слушать собеседника; аргументировано доказывать и объяснять свою позицию.
  • Развивать память, пространственное мышление и логику.
  • Воспитывать географическую культуру и культуру общения.

Оборудование: карта «Физическая карта мира», атласы для 7 класса, дидактические материалы, изготовленные учителем.

Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: урок обобщения и контроля учащихся.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Учитель: Ребята, многие из вас любят путешествовать. Поэтому после изучения главных особенностей природы Земли, давайте мы с вами совершим небольшое путешествие. А ваши знания, полученные при изучении раздела «главные особенности природы Земли» помогут нам преодолеть все преграды на нашем пути. Капитаном корабля буду – я, а вы – юнгами. Итак, в путь! Но хочу вас предупредить, что юнга, наиболее успешно выполнивший задания будет награждаться медалью моряка. Заработавший наибольшее количество медалей, получит орден. Итак, кто же будет лучшим моряком на нашем корабле «Природа Земли».

2. Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний

Задание 1. «Аукцион терминов»

Учитель: Чтобы выйти из нашей гавани, и плыть дальше, необходимо выполнить первое задание. Вам необходимо дать определение следующим терминам. Стоимость одного термина – 1 медаль.

– Платформа;
– Климат;
– Изотермы;
– Водные массы;
– Природный комплекс;
– Широтная зональность;
– Этнос.

Задание 2. «Объяснялки»

Учитель: Погода способствует тому, чтобы нам немного по рассуждать для того, чтобы пройти все испытания и плыть дальше. Итак «Объяснялки». Правильный ответ – 1 медаль.

  1. Почему рельеф Земли очень разнообразный?
  2. Почему атмосферные осадки на Земле распределяются неравномерно?
  3. Как вы понимаете утверждение: «Солнце – вот что движет воды океана»?
  4. Что называется географической оболочкой? Почему называется лито-, атмо-, гидро-, био-?
  5. Почему Землю называют уникальной планетой?

Задание 3. «Найди лишнее слово»

Учитель: Ребята, помните, посередине Атлантического океана протянулся гигантский хребет. Наш корабль наскочил на мель. Для нашего спасения придётся потрудиться, надо справиться ещё с одним заданием. В каждой строчке есть лишнее слово, необходимо его найти и объяснить, почему оно является лишним.

  1. Муссоны, бризы, пассаты, цунами, западные.
  2. Китайцы, японцы, монголы, граниты, туркмены.
  3. Река, море, залив, пролив, океан.
  4. Вашингтон, Москва, Сидней, Лондон, Париж.
  5. Кавказ, Алтай, Кордильеры, Гималаи, Сахара, Анды.

Задание 4. «Умозаключение». «Тест»

Учитель: Для того, чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших знаниях и умениях. Предлагаю вам следующее задание. Мне необходимо 4 самых смелых юнги. Подумайте над этими записями и сделайте своё умозаключение. Время на выполнение – 6 мин. Остальным необходимо пройти квалификационный тест юного моряка. Время – 6 мин., раздаточный материал на партах уч-ся. (Приложение )

Квалификационный тест юного моряка 7 класса.

Фамилия, имя______________________________

Из нижеперечисленных вариантов ответов выбери правильные и обведи их кружком.

1. Земная поверхность правильно изображена на:

а) глобусе; б) физической карте; в) политической карте.

2. Позже всех были открыты материки:

а) Африка и Австралия; б) Австралия и Антарктида; в) Америка и Антарктида.

3. От поясов высокого давления к экватору дуют ветры:

а) муссоны; б) пассаты; в) бризы.

4. В основании Восточно-Европейской равнины лежит:

а) платформа; б) складчатые пояса.

5. Пограничные области между литосферными плитами называют:

а) платформами; б) сейсмическими поясами; в) плитами.

а) экваториальных; б) арктических; в) тропических.

7. Наибольшее количество осадков выпадает:

а) на экваторе; б) на полюсах; в) тропиках.

8. При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана:

а) понижается; б) не изменяется; в) повышается.

Учитель вывешивает таблицу с правильными ответами, учащиеся выполняют самопроверку.

Учитель: Поднимите руки, те, у кого нет ошибок.

Задание 5. «Самое-самое»

Учитель: Путешествуя, мы побывали в различных уголках нашей планеты. А теперь давайте посмотрим, что же «самое-самое» встретилось нам на пути? Необходимо не только назвать, но и показать на карте.

  1. Самый большой океан Земли? (Тихий)
  2. Самые высокие горы мира? (Гималаи)
  3. Самая длинная река мира? (Нил)
  4. Самый большой полуостров мира? (п-в Аравия)
  5. Самый высокий водопад Земли? (Анхель)
  6. Самое глубокое озеро мира? (Байкал)
  7. Самое солёное море мира? (Красное)
  8. Самый маленький океан Земли? (Северный Ледовитый)
  9. Самый большой остров Земли? (Гренландия)
  10. Самый большой по площади материк? (Евразия)

Задание 6. «Прибор»

Учитель: Во время путешествия по Тихому океану нас застиг в пути шторм, с полок попадали и перепутались приборы. Помогите всё привести в соответствие, установите соответствие приборов и элементов погоды. Кто самый смелый, помогите мне скорей.

Запись на доске:

А) Барометр 1. Температура.
Б) Осадкомер 2. Скорость ветра.
В) Термометр 3. Количество осадков.
Г) Флюгер 4. Направление ветра.
Д) Гигрометр 5. Атмосферное давление.
6. Влажность воздуха.

Время на выполнение – 3 мин.

3. Подведение итогов

Учитель: Итак, наш корабль «Природа Земли» подошёл к конечной точке нашего пути. Подведём итоги нашего плавания. Поднимите руки те, у кого больше всего медалей? Кто же получает почётный орден моряка?

Литература :

  1. Коринская В.А. и др. География материков и океанов: Учебник для VII класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Дрофа». 2002.
  2. Пятунин В.Б. «Контрольные и проверочные работы по географии». М.: «Дрофа», 2000.
  3. Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии: Метод. Пособие. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  4. Я иду на урок географии: физическая география материков и океанов. (под ред. К.С. Лазаревича. – М.: Издательство «первое сентября», 2000. – 272 с.

7 КЛАСС Контрольная работа №1 «Главные особенности природы Земли» Вариант 1.

А1 . Норманны - моряки открыли Гренландию в … А) 1000 г. Б) 987 г. В) 846 г.

А2. Европейский морской путешественник, который случайно открыл Америку, плывя на Запад…

А) Ф.Дрейк Б) Христофор Колумб В) Ф.Магеллан

А3. Сколько лет существует планета Земля? А. 4,5 млн. лет Б. 6 млрд. лет В. 4,5 млрд. лет

А Гималаи Б. Анды В. Кордильеры Г.Кавказ

А5 Какой слой отсутствует в океанической коре, а присутствует в материковой:

A . базальт Б. Мрамор В. Гранит Г. асбест

А6 Отличием океанической плиты от земной является:

А. длина Б. высота В.толщина Г. глубина

А7 . Как назывался в древности единый материк

A . Лавразия Б. Гондвана В. Пангея Г. Атлантида

А8. Кто сформулировал термин Литосферные плиты?

А. Аристотель Б. Аль – Фараби В. А. Венгер Г. Геродот

А9. Что называется т атмосферой?

А. воздушная оболочка Б. твердая водная В. биосфера Г. мезосфера

А10. Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан? А. 3/4 Б. 1/2 В. 2/3

А11 . Определите окраинное море: А. Балтийское Б. Баренцево В. Красное Г.Азовское

А12. Выберите теплое течение в Мировом океане.

А. Канарское Б. Куросио В.Перуанское Г. нет ответа

А13. Водная оболочка Земли – ЭТО…

А) Мировой океан Б) моря В) гидросфера Г) воды суши

А14. Соленость воды измеряются

А)килограммах Б)молях В)метрах Г)промилле

А15 . Средняя соленость морской воды промилле (%) А)350 Б)35 В)3,5 Г)0,36

А16 Представитель монголоидной расы наиболее часто встречаются в

А) Европе Б) Северной Америке В) Азии Г)Африке

А17. Начальный меридиан проходит через А) Лондон.Б) Париж. В ) Лиссабон. Г) Дублин.

В. 18 . Назовите страны, которые:

А) расположены на островах

Б) расположены на полуостровах

В) не имеют выхода к океану

Г) расположены в двух полушариях

Д) имеют столицу того же названия;

В19. Определите тип климата по описанию:

Здесь преобладает пониженное атмосферное давление. Вследствие высокого положения Солнца над горизонтом, здесь весь год высокие температуры воздуха. В связи с преобладанием восходящих токов в этом климате выпадает большое количество осадков в течение всего года.

В20. Установите последовательность природных зон с севера на юг:

1) пустыня; 2) тундра; 3) степь; 4) тайга.

С21. Для Африки характерно опустынивание, т.е. увеличение площади пустынь. С какими причинами это связано? Укажите не менее двух причин.

Итого – 24балла

«5» - 26- 22б

«4» - 21 -17 б

«3» - 12- 16 б

7 класс Контрольная работа №1 «Главные особенности природы Земли» Вариант 2

А 1. Значение путешествия Ф.Магеллана:

А) Дал название - Земля Б) Дал название Индийскому океану В) Доказал шарообразность Земли

А) Френсис Дрейк Б) Северцов В) А.Никитин Г) Ф.Магеллан

А3 . Сколько существует основных крупных литосферных плит Земли? А. 5 б. 6 в. 7 г. 8

А4 . Гималайские горы образовались в результате столкновения:

А Северо – Американской и Южно – Американской Б Африканской и Антарктической

В Тихоокеанской и Евразийской Г Индо-Австралийской и Евразийской

А5 Платформам соответствует: А. горы Б. реки В. океаны Г. равнины

А6 Самый низкий от поверхности Земли слой атмосферы – это:

А. тропосфера Б. стратосфера В. ионосфера

А7 Где образуются облака и выпадают осадки?

А) В Литосфере В) Тропосфере С) В Гидросфере Е) В Атмосфере

А8 Что является основным источником нагревания атмосферы?

А. солнечные лучи, приходящие непосредственно в атмосферу

Б. лучи, идущие от Луна ночью

В. тепловое излучение нагретой земной поверхности

А9 . Какой процент гидросферы составляет Мировой океан? А. 96,5 % Б. 70,5 % В. 36 %

А10 Главные свойства вод Мирового океана:

А) соленость и объем Б)цвет и прозрачность В)температура и соленость Г)объем и площадь

А11 Средняя соленость морской воды: А)35% О Б)34% о В)3.5% о Г)36% о

А12 . Выберите холодное течение в Мировом океане: А. Гольфстрим Б. Лабрадорское В. Куросио

А 12. Определите внутреннее море: А. Аравийское Б.Средиземное В. Охотское Г.Берингово

А14 Географическая оболочка образована:

А) только биосферой Б) Литосферой

В) Гидросферой, биосферой, верхней литосферой и нижней атмосферой Г) Атмосферой

А15 . У людей экваториальной расы:

А) тёмный цвет кожи Б) светлый цвет кожи

В) желтоватый цвет кожи Г) узкий разрез глаз

А16 . Расстояние от экватора до точки в градусах:

А) географическая широта. В) географическая долгота.

Б) градусная сетка. Г) географические координаты.

А17 . Определите, какая точка расположена ближе всего к экватору:

А. 30° с.ш. Б. 20° ю.ш. В. 10° с.ш. Г. 50° ю.ш.

В18 Укажите главные причины, от которых зависит количество высотных поясов в горах:

а) географическая широта; в) удаленность от океана; д) количество городов рядом

б) высота гор; г) тип почв е)количество осадков;

В19 . Определите тип климата по описанию:

Очень жаркое лето (выше +32°С) и чрезвычайно малое годовое количество осадков в течение всего года (менее 200 мм). Повышенное атмосферное давление. Господствует одна Воздушная масса .

На каких материках представлен этот тип климата?

В 20. установите соответствие

страна материк

а. Бразилия 1. Евразия

б. Германия 2. Юж. Америка

в. Китай 3. Африка

г. ЮАР 4. Сев. Америка

д. Мексика

С 21 . От чего зависит соленость океанических вод? Укажите не менее двух причин.

Итого – 24балла

«5» - 26- 22б

«4» - 21 -17 б

Непрерывно вращаясь вокруг своей оси и вокруг Солнца вместе с другими планетами, движется наша Земля в просторах Вселенной. Беспредельна Вселенная, а Земля лишь ее небольшая частица, на которой за миллиарды лет образовалась тонкая оболочка жизни. В процессе эволюции жизни на Земле сформировался человек, который пытается осмыслить, осознать окружающий его мир, сохранить его для будущих поколений.

Природа Земли и человечество составляют единое целое и одновременно представляют собой великое многообразие.

Чтобы разобраться в причинах необычайного разнообразия природы Земли, продолжим изучение главных особенностей устройства и взаимодействия ее оболочек, природных комплексов, а также истории расселения человека по материкам.

Литосфера и рельеф Земли

Здесь вы познакомитесь со строением литосферы, с научными предположениями ее развития, с особенностями расположения на Земле больших горных хребтов, равнин, сейсмических поясов; узнаете о причинах разнообразия рельефа Земли, познакомитесь с картой строения земной коры.

Вспомните из курса географии 6 класса:

  1. Каково внутреннее строение Земли?
  2. Что называют литосферой? Какие движения в ней происходят?
  3. На какие группы делят горные породы по происхождению? Приведите примеры.

7 КЛАСС КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ

ВАРИАНТ 1

Часть 1

А1. Где земная кора имеет наибольшую толщину?

1) На Западно-Сибирской равнине 2) В Гималаях 3) На дне океана 4)В Амазонской низменности

А2. Сейсмические пояса Земли образуются:

    На границах столкновения литосферных плит;

    На границах столкновений и разрыва литосферных плит;

    В областях с наибольшей скоростью перемещения литосферных плит.

А3. Какие данные содержит климатическая карта?

    Данные о температуре воздуха и осадках;

    Данные об атмосферном давлении и ветрах;

    Все ответы верны.

А4. Как называется линия, соединяющая на карте точки с одинаковыми температурами?

    Изотерма;

    Изобара;

    Изохронна;

    Изогипса.

А5. Что прежде всего влияет на образование различных поясов атмосферного давления у поверхности земли?

    Рельеф;

    Неравномерный нагрев океана и суши;

    Неравномерное распределение солнечного тепла в зависимости от широты;

    Вращение Земли.

А6. Какой из перечисленных ниже процессов не является проявлением внутренних сил?

    Процесс внедрения мантии в земную кору;

    Процесс сотрясения земной коры.

А7. К активизированным участкам земной коры относятся:
1 ) Платформы;

А8. Если рельеф территории равнинный, то в основании находится:

Часть 2.

В1. Определите тип климата по описанию: Здесь преобладает пониженное атмосферное давление. Вследствие высокого положения Солнца над горизонтом здесь весь год высокие температуры воздуха. В связи с преобладанием восходящих токов в этом климате выпадает большое количество осадков в течение всего года. На каких материках представлен этот тип климата?

Часть 3

С1. От чего зависит соленость океанических вод? Укажите не менее двух причин.

7 КЛАСС КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ

ВАРИАНТ 2

Часть 1

А1. Где земная кора имеет наименьшую толщину?

1) В Кордильерах 2) В Гималаях 3) На дне океана 4)В Амазонской низменности

А2. Поверхностные течения Мирового океана зависят от:
1) Рельефа дна океана; 2) Постоянных ветров Земли; 3) Приливов и отливов; 4) Рельефа суши.

А3. На каких картах можно обнаружить зависимость рельефа от особенностей земной коры?

    Физической карте мира и карте «Строение земной коры»;

    Карте «Строении земной коры» и карте природных зон;

    Геологической карте и карте природных зон.

1)Изотермы;

    Изолинии;

    Стрелки;

    Изогипсы.

А5. Почему Африка – самый жаркий материк?

    Большая часть Африки расположена между тропиками;

    Здесь расположены крупнейшие пустыни мира;

    Африку омывает самый теплый океан Земли – Индийский.

А6. Какой из перечисленных ниже процессов не является проявлением внешних сил?

    Процесс поглощения солнечной энергии Землей;

    Процесс движения литосферных плит;

    Ветровая эрозия;

    Процесс образования оврагов.

А7. К устойчивым участкам земной коры относятся:
1 ) Платформы;

2) Области новой складчатости (молодые горы);

3) Области древней складчатости (старые горы).

А8. Если рельеф территории горный, то в основании находится:

1) Складчатая область; 2) Платформа.

Часть 2.

В1. Определите тип климата по описанию: температура января -10 0 …-15 0 С, температура июля +20 0 … +25 0 С. Осадки выпадают в течение всего года, но с летним максимумом. Годовая сумма осадков 250-300 мм. На каких материках представлен этот тип климата?

Часть 3

С1. В пределах Тихоокеанского вулканического кольца находится 80% всех современных действующих вулканов. Чем это можно объяснить? Укажите не менее двух причин.

Источники материала:

    ГИА – 2010: Экзамен в новой форме: География: 9 класс: тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт-сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 89 с.

    ЕГЭ 2010. География. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авторы –сост. В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: Эксмо, 2010. – 224 с.

    Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2005. – 288 с.

    Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ: 2008: География / авт.-сост. Ю.А. Словьёва. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.