Урок-презентация "служебные части речи". Презентация - служебные части речи Служебные части речи не являются…




Наречия (причина и следствие): Почему Отчего Потому Поэтому Оттого Зачем Затем навек Повторение Предлоги + указательные и вопросительные местоимения (указывают на предметы и признаки): По чему От чего По тому По этому От того За чем За тем Наречия: Наверх, вверх, вниз, вглубь, вдаль, вконец, наконец, сначала, вначале, вслед и др. Признак действия – как? когда? куда? Существительные с предлогами: На верх, в верх, в низ, в глубь, в даль, в конец, на конец, с начала, в начале, в след (чего? кого? какую? - есть зависимые слова; предмет) Навек, налицо, напоказ, навстречу, наутро, нАбок, втайне, вОвремя, впервые и др. (наречия) На век, на лицо, на показ, на встречу, на утро, на бОк, в тайне, во врЕмя, в первые… Тотчас (когда?) – тот час (какой?) Сейчас (когда)– сей (этот) час


Функции служебных частей речи Частицы Образуют формы слова (формообраз.), вносят в предложения различные оттенки значения (смысловые) Решил бы, пусть выучит; смог ведь, сделал ли Предлоги Выражают различные отношения между словами в словосочетании Шёл в течение часа Союзы Связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного Дождь и снег , и . , (чтобы). Главное слово Зависимое слово предлог


Правописание предлогов Непроизводные предлоги: Из-за, из-под (по-над, по-за) Производные предлоги: В течение (как долго? – время) В продолжение (время) В заключение (в конце) Вследствие (причина – из- за) Ввиду (по причине – из-за) Вроде (наподобие, подобно) Вместо (за) Насчёт (о) Несмотря на, (хотя) Отличай от существительного с предлогом! Отсутствовал в течение недели ввиду болезни – наблюдать изменения в течении реки; имейте в виду. Не пойти вследствие дождя - появились новые факты в следствии о краже. В заключение разрешите поблагодарить вас за внимание – пять лет пробыл в заключении. Болел в продолжение месяца; соорудили нечто вроде плота; работал вместо меня; сговорились насчёт завтрашнего дня. Шёл, не смотря (деепричастие) по сторонам.


Правописание союзов Запомнить! Будто Как будто Потому что Оттого что Так как Так что Как только То есть Отличай союзы от местоимений и наречий! Союзы: Чтобы (придаточные цели и изъяснительные) Тоже (= и, = также) Также (= и, = тоже) Зато (= но) Итак, (следовательно,) Причём (= вместе с тем) Притом (= вместе с тем)


Местоимения и наречия с предлогами и частицами Что (бы) мне прочитать по этому вопросу? (что?) Что (бы) ни говорили (бы), а весна – самая романтическая пора. Сверкнула молния, и почти в то же (самое) мгновение послышался гром. (какое?) Вы всё так же занимаетесь спортом? (как?) Я упал и так ушиб ногу, что пришлось обратиться к врачу. (как?) При том заявлении приложены и необходимые документы. (каком?) При чём ты останешься? Спрячься за то дерево. (какое?) Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. (за что?) Служебные части речи не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопроса.


Правописание частиц Частицы со словами пишутся раздельно Же (ж), бы (б), ли (ль) Присоединяются к словам посредством дефиса: -ка, - то, -с, -де, -тка (реши-ка задачу-то) Частица –таки пишется через дефис с глаголами и в словах: всё-таки, опять-таки, довольно- таки, так-таки. В остальных случаях – раздельно. - Запомнить: что за вряд ли едва ли как раз неужели ежели именно лишь уж ведь Куда же они едут, в город, что ли? А роман всё-таки хорош! Нет мысли, которую нельзя было бы выразить просто и ясно. Так-таки брат к тебе и вошёл? Дай-ка мне покачать Митю. «Точно так-с», - промолвил Пётр. …Волки-де совсем сдирают кожу с нас.


Правописание НЕ с различными частями речи Всегда раздельно Слитно Со всеми словами, которые не употребляются без НЕ. Относительные и притяжательные прилагательные Числительные Местоимения (кроме отрицательных и неопределённых) Наречия (кроме отрицательных и неопределённых и образованных от качественных прилагательных с суффиксами –О, -Е) Частицы Не деревянный, не лесной; не лисий, не папин. Не пять, не сотый. Не я, не свой, не тот, не весь, не каждый, не себе, не такой. Не везде, не всегда, не слишком, не слева, не очень. Не только, едва ли не. Не по-нашему, не северо-запад, не кисло-солёный. Не лучше, не сильнее.


Слитно или раздельно? Определи часть речи! Раздельно В некоторых глаголах и существительных бывает приставка НЕДО-, обозначающая, что действие совершилось ниже положенной нормы (меньше, чем требуется; меньше, чем на 100 %): недоедать, недовыполнить, недотянуть. Глагол (не был, не видел) Деепричастие (не думая) Краткое причастие (не прочитана) Краткие прилагательные, которые не употребляются в полной форме или у которых она имеет иное значение: не рад, не должен, не готов, не горазд; не надо, не жаль, не пора. Дул ненастный ветер. Она не дослушала, отошла прочь. Из экипажа «Светлана» недосчитали ста шестидесяти семи человек.


Слитно или раздельно? Определи часть речи! Существительные, качественные прилагательные, наречия на –О, -Е СлитноРаздельно Приставка НЕ образует новое слово (можно заменить синонимом или синонимичным выражением без не-): неправда (ложь), невысокий (низкий), недалеко (близко) Слова совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно и др. усиливают степень качества и не влияют на написание. Имеется или подразумевается противопоставление с союзом А:не правда, а ложь; не высокий, а низкий; не далеко, а близко. Отрицание усиливается словами: далеко, вовсе, отнюдь, ничуть, нисколько и др.: далеко не лёгкое дело, вовсе не интересный фильм.


Полные причастия СлитноРаздельно Нет зависимого слова: На столе лежала непрочитанная книга. Без предлога: Нечто, никакой, ничем. некому Отрицательные и неопределённые местоимения Есть зависимое слово: На столе лежала не прочитанная мною книга. Противопоставление с союзом А: не прочитанная, а лишь просмотренная книга. В косвенных падежах с предлогами: Не с чем, ни с каким, ни с чем Слитно - отрицательные и неопределённые наречия: неоткуда, незачем.

Урок русского языка

Тема: И у слов-помощников есть названия.

Тип урока Открытие нового знания (ОНЗ).

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить знания об изученных частях речи.
  • Познакомить учащихся с названиями для слов - помощников,
  • Дать понятие «самостоятельные» и «служебные» части речи.
  • Показать работу «служебных» частей речи.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные операции (анализировать, классифицировать предметы, делать выводы), память, способность к переключению внимания.
  • Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарищей, обсуждать проблему, приходить к единому мнению).

Здоровьесберегающие: Учить заботиться о своем здоровье.

Оборудование:

Ход урока.

I. Оргмомент, эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок и смолк - начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Ручки, книги и тетрадки.
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5»!

Учитель проверяет посадку детей. Дети записывают в тетрадях число.

II. Повторение.

  • Проверка домашнего задания.

Один ученик проверяет выполнение орфографического задания, второй - грамматического задания.

  • Чистописание.

Учитель: Внимательно посмотрите на домашнее упражнение, выберете самую удачную и красивую букву. Напишите строчку этой буквы.

  • Актуализация знаний.

Ребята, над какой темой мы работаем?

Чтобы определить задачи сегодняшнего урока, надо выяснить, что мы уже знаем о словах? - (2 слайд).

Какие слова относятся к первой группе?

(Названия предметов, признаков, количества, действий) .

Назовите научные названия этих групп?

(Слова названия предметов - это имена существительные;
названия признаков - это имена прилагательные;
названия количества - это имена числительные;
названия действий - это глагол).

(После каждого определения дети рассказывают правило и приводят примеры слов каждой из частей речи).

Назовите вторую группу(указатели) . Каким научным словом называем эту группу?(Местоимения ).

- Послушай стихотворение . Услышите местоимения - хлопайте в ладоши.

Я и мы, ты и вы, он, она, оно, они -

Все слова отличные, важные и личные.

Это без сомнения все - местоимения.

Хором : Я, мы, ты, вы, он, она, она, оно, они.

Учитель: Можете научными словами назвать слова - помощники? (Нет.)

III. Постановка темы и задач урока.

Учитель: Тогда попробуйте сами определить тему урока.

Сегодня на уроке будем изучать слова - помощники . - (3 слайд).

Учитель: Сегодня мы должны ответить на три главных вопроса: (4 слайд)

Как слова - помощники назвали ученые?

Для чего они служат?

Как пишутся слова - помощники?

IV. Работа по теме урока.

1. Предлоги.

1) Задание: вставить нужные предлоги:

(стихотворение написано на доске):

Птицы___клетке,
Листики___ветке,
Кошка___столом,
Садик___углом.

Учитель: Прочитайте про себя шуточное стихотворение. Можно ли его оставить в таком виде? Почему?

Ничего не понятно, слова не связаны по смыслу

1) Учитель: Нужно исправить, вставить слова - помощники В, НА, ПОД, ЗА.

(Ученик у доски выполняет задание) .

Учитель: Как эти слова - помощники называются научно? (Предлоги ).

(5 слайд ). Дети читают текст стихотворения.

Учитель: Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении).

Учитель: Как пишутся предлоги? (Предлоги со словами пишутся раздельно).

2) Обобщение.

Предлоги - это, только маленькие, а все слова в русском языке пишутся раздельно. Предлог ничего не обозначает, к нему нельзя поставить вопрос. Но если он станет рядом со словом, появляется значение (положить на парту, положить под парту).

Предлог - в переводес греческого языка буквально означает «перед словом».

Предлог помогает выполнять работу в предложении именам существительным и местоимениям, связывая их с другими словами.

3) Первичное закрепление.

Выполнение задания в тетради - задачнике, упр. №133.

Учитель: Вместе с нами Антон изучает части речи. Проверьте, всё ли у него получается?

Прочитайте, какие подписи к рисункам он сделал?

Антон не выбрал предлоги.

Давайте исправим ошибки, которые допустил Антон.

Учитель: Обратите внимание, как пишутся предлоги из-за, из-под.

(Работа выполняется самостоятельно. Ученики исправляют подписи под рисунками. Затем правильно записывают в тетрадь. Самопроверка по образцу (6 слайд )).

Физминутка.

Я иду и ты идёшь: раз, два, три.
Я пою и ты поёшь: раз, два, три.
Мы идём и мы поём: раз, два, три.
Очень дружно мы живём! Раз, два, три.

(После каждой строки дети хлопают в ладоши на счет: раз, два, три).

2. Союзы.

1) Работа в группе.

Каждой группе дается задание: собрать пословицу их разрезанных частей.

Незнайка на печи лежит, а знайка далеко бежит.

Семь раз отмерь, но один раз отрежь.

Работа сердце веселит и радует.

(Каждая группа собирает пословицу правильно и выстраивается лицом к классу, другие дети проверяют правильность составления пословиц).

Учитель: Какую пословицу составили ребята первой группы?

Незнайка на печи лежит, а знайка далеко бежит.

Когда так говорят?

Какое слово - помощник использовали, чтобы соединить части предложения? – А.

Какую пословицу составили ребята второй группы?

Семь раз отмерь, но один раз отрежь.

Чему она учит?

Какое слово - помощник вы использовали, чтобы соединить части предложения? – НО.

Прочитайте пословицу, которую составили ребята 3 группы.

Работа сердце веселит и радует.

Когда так говорят?

Какое слово - помощник соединило части этого предложения? – И.

Учитель: Такие слова - помощники ученые назвали «Союзы».

Как вы думаете, для чего они служат?

Они связывают части предложений.

2) Обобщение .

Союзами называются слова, которые не имеют самостоятельного значения; они служат для того, чтобы связать между собой части предложений. Перед союзами А, НО в предложении всегда ставится запятая.

3) Первичное закрепление.

Письмо под диктовку с «окошками» пословицы: Ум хорошо, а два лучше.

Взаимопроверка тетрадей.

3. Частица.

1) Проблемная ситуация.

Учитель: Ребята, пока мы выполняли работу в тетрадях, на доске Незнайка написал советы мальчикам и девочкам. Прочитайте их, дайте оценку.

  • Девочек___дергайте за косички!
  • На переменах___деритесь!
  • На уроках ____разговаривайте с соседом!

Учитель: Можно ли эти советы назвать полезными? Какое слово - помощник нужно вставить, чтобы эти вредные советы превратить в полезные.

Вставить слово - помощник НЕ.

Учитель: Вставляем НЕ в предложения. Прочитаем получившиеся советы. Какое значение внесло слово - помощник в предложения?

Отрицательное значение.

2) Обобщение.

Учитель: Ученые назвали это слово - помощник «Частица ». (7 слайд).

Частица - это дословный перевод с латинского языка и обозначает «одна из частиц речи». Частицы малы по размерам, к ним нельзя поставить вопрос. Их главная роль - вносить дополнительные оттенки в значения слов и предложений. Они бывают разных видов. Частицу НЕ за отрицательное значение называют отрицательной.

3) Первичное закрепление.

Выполнение упражнения №134 в тетради - задачнике.

Прочитайте предложения. Перед какими словами стоит частица НЕ?

Хочу дружить, дружу.

Какой частью речи являются эти слова?

Глаголы.

Как будем писать НЕ с глаголами: хочу дружить, дружу?

Отдельно.

Учитель: Мы познакомились с научными названиями слов - помощников. Прочитаем важные сведения об этих частях речи в учебнике на стр. 50.

(Работа с правилами).

V. Обобщение и подведение итогов.

1) Обобщение. (8 слайд)

Все части речи ученые разделили на две группы: самостоятельные и служебные. Предлоги, союзы, частицы отнесем к служебным частям речи. Они служат для выражения отношений и связей между словами, предложениями, для придания словам дополнительных оттенков. Остальные части речи относятся к самостоятельным. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, количество, действия. Они имеют лексическое и грамматическое значение.

  • Назовите самостоятельные и служебные части речи.
  • С какими частями речи мы познакомились на уроке?
  • Для чего служат предлоги, союзы, частицы?

Учитель: Молодцы! Вы отлично справились с работой.

2) Домашнее задание.

Учитель: Потренироваться в определении частей речи вам поможет упр. №132. Это домашнее задание.

VI. Рефлексия.

Учитель: Давайте дадим оценку проделанной работе.

  • Было ли вам интересно на уроке?
  • Узнали ли вы новое на уроке?
  • Кто пополнил свои знания о частях речи.
  • Спасибо всем за работу!

Союз. Союзы. Служебные части речи. Евразийский экономический союз. Запятая перед союзом и. Сочинительные и подчинительные союзы. Друзья, прекрасен наш союз. Друзья мои, прекрасен наш союз. Союз как часть речи. Правописание союзов. Подчинительные союзы. Понятие о союзах. «Друзья мои, прекрасен наш союз. Австралийский Союз. Примеры сочинительных и подчинительных союзов.

Россия в системе мирового рынка и международных союзов. Правописание служебных частей речи. Самостоятельные и служебные части речи. Интеграционные союзы. Национальный Лифтовый Союз. Национальный союз агростраховщиков». Употребление союзов в речи. Написание союзов также, тоже, чтобы, зато. Служебные части речи: частицы, предлоги, союзы.

Конспект урока в 7 классе по теме: «СОЮЗ». Санкт-Петербургский Экологический союз. Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК. Запятая в конструкциях с союзом КАК. Однородные члены, связанные сочинительными союзами. Союз близких по духу людей. Семья – союз двоих. Разработка технических регламентов и стандартов в Таможенном союзе.

Институт уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе. Цель союза «Гармония». Союз физиков и лириков. Мы представляем служебную часть речи “Союз”. Планы войны Тройственного союза. ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

1 слайд

ТЕСТЫ ПРЕДЛОГИ СОЮЗЫ Ресурс подготовила учитель русского языка КГУ СОШ № 4 г. Семей ВКО Подольская Ирина Александровна

2 слайд

3 слайд

А В С D Е 3 вопрос Укажите количество предлогов в предложении Вследствие усталости мы вынуждены были задержаться в пути и отдыхали в течение двух часов. В

4 слайд

5 слайд

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

А В С D Е 11 вопрос Укажите, к какой части речи относится выделенное слово в предложении Тут он опомнился и давай читать, говорить. D

12 слайд

13 слайд

14 слайд

15 слайд

А В С D Е 15 вопрос Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом: А

16 слайд

А В С D Е КОДЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 С С В С А А С Е С С 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 D Е А С А

17 слайд

18 слайд

предлоги НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ ЗАПОМНИТЕ: иметь в виду несмотря на ЧЕРЕЗДЕФИС СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО из-за из-под вследствие (=из-за) вместо вроде наподобие ввиду (= из-за) насчет (= о) втечение впродолжение попричине вцелях ввиде всвязи помере вотличие Образованные на основе наречий впереди навстречу

19 слайд

предлоги РАЗЛИЧАЙТЕ ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ и СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ с ПРЕДЛОГАМИ ЗАПОМНИТЕ: впоследствии – наречие ПРЕДЛОГ→-Е СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ→-И обозначаютотрезок времени обозначаетпредмет вопрос:КОГДА? КАК ДОЛГО? вопрос:ВЧЕМ? ГДЕ? являются синонимами не являются синонимами в течениемесяца в теченииреки в продолжениемесяца в продолженииромана обозначает причину. обозначает предмет вопрос:ПОЧЕМУ? вопрос:В ЧЕМ? вследствиеопоздания вследствиипо делу синонимичен предлогуиз-за

20 слайд

СОЮЗЫ ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ ЗАПОМНИТЕ ПРАВОПИСАНИЕ СЮЗОВ потому что оттого что вследствие того что благодаря тому что в связи с тем что чтобы для того чтобы с тем чтобы будто как будто

21 слайд

СОЮЗЫ НАПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ (наречий) С ЧАСТИЦЕЙ ЖЕ и СОЮЗОВ № союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ Местоимение(наречие) ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ 1 ТОЖЕ= ТАКЖЕ= И → союзы взаимозаменяемые НельзяТОЖЕзаменить словамиТАК ЖЕ. 2 Нельзя отбросить (переставить) частицуЖЕ. Можно отбросить (переставить) частицуЖЕ. 3 Нет последующего словаЧТО. Часто после частицыЖЕстоитЧТОилиКАК. 4 Нельзя поставить вопрос, не является членом предложения. Можно поставить вопрос, является членом предложения. 5 Ты знаешь правило, я тоже его выучу. Ты знаешь правило, я также его выучу(= и я выучу). Моему другу книга тоже понравилась. Я выучутожеправило,чтои ты. Я буду делать тоже,чтои ты. Вы все также хороши,какидесятьлет назад.

22 слайд

СОЮЗЫ З А П О М Н И Т Е! Во всех остальных сочетаниях частица ЖЕ пишется раздельно: такой же, там же, ту же, те же, тогда же, к тому же. ЗАПОМНИТЕ! То же самое (то самое) в то же время (в то время) точно так же (точно так) одно и то же.

23 слайд

СОЮЗЫ частицы НАПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ с ЧАСТИЦЕЙ БЫ и СОЮЗАМИ ЗАПОМНИТЕ! Во что бы то ни стало. № союзы ЧТОБЫ МестоимениеЧТО БЫ 1 Можно заменить союзом ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ Нельзязаменить союзом ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ. 2 Нельзя поставить вопрос, не является членом предложения. Можно отброситьпоставить вопрос (ЧТО?) является членом предложения. 3 Нельзя отбросить (переставить) частицуБЫ. Можноотбросить (переставить)частицу БЫ. 4 ЧТОБЫмного знать, надо меньше спать (= ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ). Повтори правило несколько раз,ЧТОБЫего запомнить. Можно поставить вопрос, является членом предложения. ЧТО БЫни говорили обо мне плохого, подруга ничему не верила (= ЧТО НИ говорили). ЧТО БЫему ни предлагали покушать, он от всего отказывался (ЧТО НИ предлагали).

24 слайд

СОЮЗЫ НАПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГОМ ЗА И СОЮЗАМИ № союз ЗАТО Местоимениес предлогом ЗА ТО 1 Можно заменить союзом НО. Нельзязаменить союзом НО. 2 Нельзя поставить вопрос, не является членом предложения. Можно отброситьпоставить вопрос, является членом предложения. Долго учил стихотворение,затохорошо запомнил (= но). За тодерево не спрячешься: оно тоненькое. Берись зато,к чему тысроден(И.Крылов).

25 слайд

26 слайд

частицы ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ ЗАПОМНИТЕ ПРАВОПИСАНИЕ СЮЗОВ С ДЕФИСОМ СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО -ка -таки -то даже неужели бы ли же сходи-ка все-таки что-то даже не видел неужели не знаешь кто бы кто же сделает ли

27 слайд

частицы ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ЗАПОМНИТЕФРАЗЕОЛОГИЗМЫ как ни в чем не бывало откуда ни возьмись ни рыба ни мясо ни то ни се ни пуха ни пера ни дать ни взять ни свет ни заря ни больше ни меньше ни стать ни сесть

28 слайд

СС С ЧАСТИЦЕЙ НЕ и ПРИСТАВКОЙ НИ- частицы № частица НЕ приставка НИ- 1 Словосочетания, выражающие противопоставление: не кто иной (другой), как Не что иное (другое), как Словосочетания, не выражающие противопоставления, употребляются в отрицательных предложениях: никто иной (другой); ничто иное (другое). Вдалипоказалосьнечто иное,какпарусная лодка. Ничто иное, кроме компьютера, менянеинтересует. Сравнительный оборот …как никто другой: Мать умеет утешить,какниктодругой.

29 слайд

частицы различайте употребление частиц НЕ и НИ- № частица НЕ частица НИ 1 Для выражения отрицательного значения всего предложения или одного его члена: В заленикого небыло. Встретимся несегодня, а завтра. Мы нераз бывали на море. Для выражения отрицания в предложениях без подлежащего (при существительном в Р.п.): Вокруг нидуши. 2 Для выражения положительного смысла, если в предложении две частицыне: Я немог непомочь другу. Для усиления отрицания, которое выражено частицейнеили словомнет: Невиднонизги. Нет нидеревца. Неслышнонизвука. Мыниразунебыли на море.