Известные отечественные ученые-биологи и их открытия. "Второй шанс" - блог учителя биологии и химии Носовой Елены Юрьевны.: Великие естествоиспытатели Ученые натуралисты что они сделали для человека

«Не смейтесь надо мной деленьем шкал, естествествоиспытателя приборы!» – в отчаянии восклицает Фауст в бессмертной трагедии И.В.Гете. А что это за человек – естествоиспытатель, насколько правомерно применяет герой к себе такое определение?

Значение слова «естествоиспытатель» лежит на поверхности – «тот, кто испытывает природу». Речь идет, разумеется, не об «испытании на прочность», что сплошь и рядом делает и с природой современный человек, а об «испытывать», точнее – «пытать» в значении «спрашивать». Естествоиспытатель, таким образом, осмысливается как человек, который желает получить от природы ответы на человеческие вопросы – т.е. изучает ее.

Природу исследуют многие науки – да практически все: физика, химия, география, астрономия, биология… Но так было не всегда. Для того, чтобы каждая из этих наук выделилась в нечто самостоятельное, нужно было время, за которое ученым нужно было накопить и систематизировать достаточное количество информации, сформулировать какие-то законы (ведь именно наличие законов отличает науку от области знания). А изначально – около трех тысяч лет назад – человек еще рассматривал природу как единое целое, потому-то познание даже в пределах одной личности не ограничивалось только растениями, звездами или веществами – то была эра «неразделенных» естественных наук, которые в таком изначально синкретическом виде именуются естествознанием (этот термин сохраняется и сейчас как обобщенное название естественных наук).

Под таким углом зрения смотрели на мир древние и средневековые философы. Но если философия носила в большей степени обобщенно-умозрительный характер, то там, где появлялось описание конкретных фактов и эксперимент, там уже можно говорить о деятельности испытателя. Следует заметить, что – в отличие от гетевского героя – исторический Иоганн Георг Фауст в эту категорию не попадает: современники говорят о нем как о хироманте, свидетельствуют о его астрологических прогнозах, но не о научных изысканиях – так что с нашей точки зрения это скорее лжеученый.

Но даже в Новое время – когда естественные науки уже обособились друг от друга, термин «естествоиспытатель» сохраняется применительно к тем, кто проявил себя в нескольких науках.

Пример такого естествоиспытателя Нового времени – немецкий ученый Карл фон Райхенбах (1788-1869). Этот человек проявил себя и в химии открытием креозота и парафина, и в то же время исследовал нервную системы. Именно он впервые связал такие расстройства, как истерия, патологические страхи и сомнамбулизм с сензитивностью – яркостью сенсорных способностей.

Если же говорить и русских естествоиспытателях, то в первую очередь нужно вспомнить, конечно, М.В.Ломоносова, проявившего себя и в физики, и в химии, и в астрономии, и в приборостроении, и в металлургии.

В современности мы, пожалуй, уже не встретим естествоиспытателей. Слишком много информации накоплено человечеством в каждой науке, и чтобы чего-то в ней достичь, надо посвятить ей всего себя без остатка, не отвлекаясь ни на ч то иное. Поэтому сейчас можно говорить о физиках, химиках, астрономах и т.д., но не о естествоиспытателях.

Аристотель родился на побережье Эгейского моря, в Стагире. Год рождения его находится в промежутке 384-332 годов до н.э. Будущий философ и энциклопедист, получил хорошее образование, ведь его отец и мать служили врачами у царя, деда Александра Македонского.

В 17-летнем возрасте подающий надежды юноша, обладая энциклопедическими знаниями, поступил в Академию самого , которая располагалась в Афинах. Там он пробыл целых 20 лет, вплоть до смерти своего учителя, которого достаточно высоко ценил и в то же время позволял себе входить с ним в споры из-за разных взглядов на значимые вещи и идеи.

Покинув греческую столицу, Аристотель стал личным наставником и переехал в Пеллу на 4 года. Отношения между воспитателем и учеником складывались достаточно тепло, до того момента, пока Македонский не взошел на трон с завышенными амбициями - покорить весь мир. Великий естествоиспытатель не одобрял этого.

Аристотель открыл собственную философскую школу в Афинах - Ликей, которая имела успех, однако после смерти Македонского началось восстание: взгляды ученого не были поняты, его назвали богохульником и атеистом. Местом смерти Аристотеля, многие идеи которого живы до сих пор, называют остров Эвбея.

Великий естествоиспытатель

Значение слова «естествоиспытатель»

Слово естествоиспытатель состоит из двух производных, поэтому дословно это понятие можно принять как «проверять природу». Следовательно, естествоиспытателем называется учёный, который изучает законы природы и ее явлений, а естествоиспытание представляет собой науку о природе.

Что изучал и описывал Аристотель?

Аристотель любил мир, в котором жил, жаждал познать его, овладеть сутью всего сущего, проникнуть в глубинный смысл предметов и явлений и передать свои знания последующим поколениям, предпочитая сообщение точных фактов. Одним из первых он основал науку в самом широком её понимании: впервые создал систему природы – физику, определяя её основное понятие – движение. В его творчестве не было ничего важнее изучения живых существ, а, значит, и биологии: он раскрывал суть анатомии животных, описывал механизм движения четвероногих, изучал рыб и моллюсков.

Достижения и открытия

Аристотель внёс огромный вклад в древнее естествознание – предложил собственную систему мира. Так, он считал, что в центре находится неподвижная Земля, вокруг которой двигаются небесные сферы с закрепленными планетами и звездами. При этом девятая сфера является этаким двигателем Вселенной. Кроме того, величайший мудрец древности предугадывал учение о естественном отборе Дарвина, он демонстрировал глубинное понимание геологии, в частности, о происхождении окаменелостей в Малой Азии. Метафизика нашла воплощение во многих произведениях древнего грека – «О небе», «Метеорология», «О возникновении и уничтожении» и других. Наука же в целом была для Аристотеля высшей ступенью познания, ведь ученый создал так называемую «лестницу познания».

Вклад в философию

Основополагающее место в деятельности исследователя занимала философия, которую он делил на три вида - теоретическую, практическую и поэтическую. В трудах по метафизике Аристотель развивает учение о причинах всего сущего, определяя четыре основные: материю, форму, производящую причину и цель.

Учёный одним из первых раскрыл законы логики и классифицировал свойства бытия по определенным признакам, философским категориям. В основе лежала убежденность учёного в материальности мира. Его теория основана на том, что сущность находится в самих вещах. Аристотель дал собственную трактовку платоновской философии и точное определение бытия, а также досконально изучил проблемы материи, чётко определил её сущность.

Взгляды на политику

Аристотель принимал участие в разработках основных сфер знаний того времени - и политика не исключение. Он уделил особое внимание значению наблюдения и опыта и был сторонником умеренной демократии, понимая справедливость как общее благо. Именно справедливость, по мнению древнего грека, должна стать главной политической целью.

Он был убежден, что политическое устройство должно иметь три ветви: судебную, административную и законодательную. Формы правления у Аристотеля - это монархия, аристократия и полития (республика). Причем правильной он называет исключительно последнюю, ведь она сочетает в себе лучшие стороны олигархии и демократии. Говорил учёный и о проблеме рабства, обращая внимание на то, что все эллины должны быть рабовладельцами, своеобразными хозяевами мира, а остальные народы - их верными слугами.

Этика и учение о душе

Невозможно недооценить и вклад Аристотеля в психологическую науку, ведь его учение о душе является центром всех мировоззренческих взглядов. В соответствии с представлениями мудреца, душа связана с одной стороны - с материальной составляющей, а с другой - с духовной, т.е. с Богом. Она представляет собой только естественное тело. Иными словами, всё живое имеет душу, которых по убеждению ученого, всего три вида: растительная, животная и человеческая (разумная). Однако мнение о переселении душ древнегреческий философ категорически опровергал, считая душу хоть и не телом, но его неотделимой частью, и уверяя, что душе небезразлично, в чьей именно оболочке она пребывает.

Этика Аристотеля - это, в первую очередь, «правильная норма» поведения человека. Причём норма не имеет теоретических оснований, а обуславливается особенностями социума. Центральный принцип его этики - это разумное поведение и умеренность. Ученый был убежден, что только через мышление человек делает свой выбор, а творчество и поступки - это не одно и то же.

Значение трудов Аристотеля

Взгляды Аристотеля были распространены арабами по всей средневековой Европе и были поставлены под сомнение только во время технической революции середины 16 века. Все лекции ученого были собраны в книги - 150 томов, десятая часть которых сохранилась и до наших дней. Это биологические трактаты, философские сочинения, работы об искусстве.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Кого называют натуралистами. Учёные — это люди, которые целенаправленно изучают явления окружающего мира. Тех, кто исследует явления природы, называют натуралистами. В прошлом, изучая преимущественно растения и животных, натуралисты искали ответы на вопросы об их стро-ении, жизнедеятельности, происхождении, разно-образии, взаимодействии между собой.

Учёные-натуралисты не только наблюдают и опи-сывают природу, но также проводят эксперименты. Один из таких экспериментов провёл в XVIII в. ан-глийский натуралист Джозеф Пристли. В резуль-тате этого эксперимента было установлено, что рас-тения выделяют кислород — «газ жизни».

Исследованиям натуралистов способствовали географические путешествия.

Не все взгляды натуралистов остаются до сих пор правильными. Частично они устарели. Но это не преуменьшает вклада учёных-натуралистов прошлого в формирование современных естествен-ных наук. Своими трудами они положили начало целенаправленному исследованию тел живой и неживой природы, что способствовало развитию физики, биологии, химии, географии, астрономии.

Значительное внимание учёные-натуралисты прошлого уделяли исследованию организма чело-века. Всемирно известный врач Парацельс (1493-1541 гг.) также был натуралистом. Он отстаивал мысль о том, что живая и неживая природа имеет одинаковый состав. Это позволило ему успешно подбирать вещества для лечения больных. Дости-жения врача и натуралиста Парацельса открыли широкие горизонты для развития медицины. С тех пор прошло много времени, а учёные продолжают создавать новые лекарства.

Натуралисты ведут наблюдения за природой, познают её в процессе исследований, описывают увиденное. Благодаря научной деятельности и достижениям учёных-натуралистов сформирова-лись естественные науки — астрономия, биоло-гия, физика, география, химия.

М. В. Ломоносов

М. В. Ломоносов (1711—1765). Известный рос-сийский исследователь природы Михаил Василье-вич Ломоносов сделал много открытий. В частно-сти, он пришёл к выводу, что на Земле постоянно происходят изменения, и они являются причиной изменчивости растений и животных. Учёный от-крыл закон сохранения массы веществ. М. Ломо-носов некоторое время учился в Украине в Киево-Могилянской академии. Затем вместе с другими лучшими учениками он продолжил обучение за границей.

Чарльз Дарвин (1809—1882). Английский учё-ный-натуралист Чарльз Дарвин вошёл в историю естественных наук как исследователь происхожде-ния видов живых организмов на Земле. Исследова-ниям способствовало пятилетнее кругосветное пла-вание в 1831—1836 гг. За это время он собрал много ценных для науки материалов (останки ископаемых животных, многочисленные образцы растений, опи-сание наблюдений за природой в разных уголках Земли). Благодаря собранной учёным коллекции растений и животных стало известно о распростра-нении организмов на нашей планете. Чарльз Дар-вин пришёл к выводу, что и вымершие животные, и живущие ныне имеют общее происхождение, но последние существенно изменились. Свои взгляды исследователь изложил в книге «Происхождение видов путём природного отбора». Все экземпляры книги были раскуплены в течение дня, что свиде-тельствует о выдающихся успехах учёного. Материал с сайта

В. И. Вернадский

В. И. Вернадский (1863—1945 гг). Украина гор-дится своим соотечественником — выдающимся учёным мирового уровня Владимиром Иванови-чем Вернадским. Он стал организатором и первым президентом Академии наук Украины, был ини-циатором создания научно-исследовательских институтов по изучению природы. Исследователь был убежден d том, что живые организмы играют главную роль в природе, и создал учение о биосфе-ре — особой оболочке Земли, в которой распро-странена жизнь. Своё учение он изложил в книге «Биосфера» (1926 г.). В. Вернадский был родом из запорожских казаков, искренне желал Украине стать независимой.

(8) 19 ноября 1711 года родился Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик. Также он вошел в историю как выдающийся астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог и поэт. Кроме этого Ломоносов – историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Именно он разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь.

Михаил Ломоносов родился в деревне Денисовка Архангельской губернии. Отец его был черносошным крестьянином, имел землю и суда для рыбного промысла по Мурманскому берегу. Мать умерла, когда сыну было 9 лет. Подростком Михаил Ломоносов постоянно ездил с отцом на промыслы. В свободное время он читал – грамоте обучил его дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. Он оказывал помощь односельчанам в составлении деловых бумаг и прошений, писал письма. К 14 годам Ломоносов превзошел наставника в умении писать и считать.

Вскоре овдовевший отец женился на другой женщине. Когда Михайле сравнялось 20, отец и мачеха задумали его женить. Обзавестись семьей означало похоронить мечту о науке и большом мире. В 1731 году юноша бежал в Москву с купеческим обозом, прихватив из дома только три книги: «Арифметику» Магницкого, «Грамматику» Смотрицкого и «Псалтырь» Полоцкого.

В Москве его принимают в «Спасские школы», то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Двадцатилетний Ломоносов учится в одном классе с маленькими детьми. О тяготах студенческой жизни Ломоносов впоследствии красочно поведал в известном письме своему покровителю Ивану Шувалову. «Стипендия» составляла три копейки в день, из которых он покупал на «денежку» (полкопейки) хлеба, на денежку кваса, а остальное тратил на одежду и книги. Товарищи, намного младше его годами, «кричали и перстами указывали: смотри-де, какой болван лет в 20 пришел латыни учиться!». Однако что не убивало упорного юношу, то делало его сильнее. Успехи Ломоносова, его прилежание и примерное поведение быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса.

Вскоре после того, как Ломоносов окончил академию, правительство озаботилось тем, что геологи-иностранцы не желают ехать в далекую Сибирь и решило послать двенадцать юношей в Германию учиться горному делу. Чтобы оказаться в их числе, способный выпускник за шесть месяцев выучил немецкий язык, которым прежде не владел.

Он три года проучился в Марбургском университете и еще два года прожил за границей на вольных хлебах. Будущий критик «немецкого засилья» в Российской академии наук не только получил образование в Германии, но и женился на немке, дочери своего квартирного хозяина.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербург и приступил к работе в должности адъюнкта физического класса Академии наук.

Его вклад в российскую науку трудно переоценить. Ученый-естествоиспытатель, поэт, реформатор русского языка; первый русский академик Петербургской Академии наук (1745), член Академии художеств (1763).

В 1755 году по инициативе Ломоносова основан Московский университет, которому в 1940 году было присвоено имя Ломоносова. Его открытия обогатили многие отрасли знания. Ломоносов развил атомно-молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о свете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на планете Венера. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.

Он был крупнейшим поэтом 18 века, создателем русской оды философского и высокого гражданского звучания, автором поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка. Он возродил искусство мозаики и производство смальты и вместе с учениками создавал мозаичные картины. Автор трудов по истории России.

Скончался Михаил Васильевич Ломоносов (4) 15 апреля 1765 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Состоялась Первая Всероссийская конференция «Ученые-естествоиспытатели: забытые имена и факты», посвященная 120-летию со дня рождения оренбургского ученого и педагога Михаила Антоновича Скавронского (1897-1981). Организаторами конференции выступили Институт степи УрО РАН, Институт экологии волжского бассейна РАН, Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской, Тольяттинское отделение Русского Ботанического общества. В конференции приняли участие сотрудники оренбургских, тольяттинских и московских ВУЗов и научно-исследовательских институтов.

Основная задача конференции – вспомнить, почтить имена и заслуги ученых, внесших большой вклад в развитие естественных наук, но по тем или иным причинам остались забытыми. Тем не менее, их архивы, коллекции, черновики и рукописи и по сей день являются востребованными современниками.

Именно таким исследователем в области ботаники являлся Михаил Антонович Скавронский, к 120-летию со дня рождения которого, была приурочена конференция. Михаил Антонович внес огромнейший вклад в ботанические исследования Оренбургской области. Во время начала целинной компании изучал флору восточных районов области, считая «необходимым зафиксировать растительность этой территории до распашки». Им была подготовлена монография «Высшие растения Оренбургской области», включавшая подробную информацию о 111 семействах, 600 родах и примерно 1500 видов высших растений, встречающихся на территории Оренбургской области, которой так и не суждено было увидеть свет («из-за отсутствия бумаги» в издательстве). В результате многолетней работы ученым был собран и обработан большой гербарный материал, часть из которого бережно хранится в коллекции (ORIS) Института степи УрО РАН. Именно качественно оформленные образцы гербария, подписанные рукой исследователя, обратили на себя внимание сотрудников Института степи Кин Наталии Олеговны, Калмыковой Ольги Геннадьевны и Савиновой Татьяны Николаевны, что привело к проявлению интереса к деятельности М.А. Скавронского, изучению его биографии и стало предпосылкой для организации первой в своем роде конференции.

Отдельные листы гербария, собранного и определенного М.А. Скавронским, были представлены на выставке в конференц-зале.

После доклада о деятельности исследователя время было уделено воспоминаниям очевидцев, знавших Михаила Антоновича. Приглашенные на конференцию родственники (присутствовал внук М.А. Скавронского – кандидат медицинских наук, доцент Баталин Вадим Александрович), коллеги и ученики, ныне остепененные сотрудники ВУЗов и исследовательских институтов г. Оренбурга, поделились своими впечатлениями о педагоге и малоизвестными фактами из его жизни.

Кроме того, прозвучали доклады о деятельности экономиста и ученого в области аграрной статистики Алексея Федоровича Фортунатова, зоолога Петра Артемьевича Положенцева, ботаников Дмитрия Эрастовича Янишевского и Георгия Ивановича Степнина.

Интерес вызывал доклад члена-корреспондента РАН, главного научного сотрудника Института экологии Волжского бассейна РАН (г. Тольятти) Розенберга Геннадия Самуиловича «О скорости забывания ученых-естествоиспытателей, имен и фактов».

Организаторами конференции было внесено предложение о проведении Всероссийской конференция «Ученые-естествоиспытатели: забытые имена и факты» один раз в пять лет. Предложение полностью поддержано участниками и приглашенными лицами.

ПРОГРАММА Первой Всероссийской конференции «Ученые-естествоиспытатели: забытые имена и факты», посвященная 120-летию со дня рождения оренбургского ученого и педагога Михаила Антоновича Скавронского (1897-1981) представлена на сайте.