Основные компоненты структуры индивидуальности. Учебно-методическое пособие для студентов по специальности «клиническая психология IV. Примерная тематика рефератов

Связь стадий морального развития, по Колбергу, и стадий умственного развития, по Пиаже, наглядно представлена в таблице.

Но как связано развитие нравственного сознания личности с ее поведением? На когнитивном уровне по­казателями морального развития личности служит сте­пень осознанности и обобщенности ее суждений, на поведенческом - реальные поступки, последователь­ность поведения, способность противостоять искушени­ям, не поддаваться ситуативным влияниям и т. д. Эти критерии не всегда совпадают, и кажется более надеж­ным оценивать человека по его поступкам, чем по его моральным суждениям. Но здесь тоже есть свои труд­ности. Поведение человека всегда так или иначе зависит от ситуации и ее восприятия субъектом; один и тот же ребенок может в одной ситуации проявить себя че­стным, а в другой - обманщиком, причем это может объясняться разными причинами.

IV. Примерная тематика рефератов


  1. Особенности развития дифференциальной психологии в России.

  2. Характерология, психогностика и физиогномика как направления донаучной, эмпирической мысли.

  3. Графология как наука о почерке и характере.

  4. Психогенетические методы в дифференциальной психологии.

  5. Психологическая норма: история изучения.

  6. Учение Л.С. Выготского о высших психических функциях.

  7. И.П. Павлов как человек и как ученый.

  8. Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности.

  9. Личность – психологический носитель социальных свойств.

  10. Структура индивидуальности.

  11. Индивидуальная специфика психических процессов.

  12. Координаты индивидуальности человека.

  13. Наследственность и среда в детерминации интеллектуальных различий.

  14. Интеллект в структуре индивидуальных свойств.

  15. Концепции личностных черт.

  16. Некоторые аспекты половой дифференциации.

  17. Критерии различий между социальными группами.

  18. Психологический тип и стиль руководства.

  19. Индивидуальные стили реагирования.

  20. Дифференциальная психокоррекция

V. Примерные тестовые задания по курсу «дифференциальная психология»

1. Синонимом дифференциальной психологии является

а) сравнительная психология,

б) этническая психология,

в) психология индивидуальных различий.

2. Гуманитарная парадигма познания означает

а) предпочтение метода включенного наблюдения при изучении особенностей человека,

б) изучение человека с соблюдением этических норм и без использования аппаратных методов,

в) этап зрелости научной дисциплины, характеризующийся вниманием к единичным феноменам.

3. Статистические методы обрели популярность в психологии благодаря работам

а) голландского психолога Ф. Дондерса,

б) создателя «теории среднего человека» бельгийского социолога А. Кетле,

в) немецкого философа Г. Фехнера.

4. Идиографический подход - это

а) метод, основанный на анализе графических продуктов респондента,

б) метод, реализующий гуманитарную парадигму изучения человека как уникальности

в) метод, опирающийся на компьютерные графики.

5. Генограмма - это

а) вариант генеалогического метода, в котором фиксируют психологические отношения близости,

б) схематическое изображение источников риска нормального развития (отягощенной наследственности),

в) схематическое изображение вероятности рождения мальчиков и девочек в семье.

6. Психография - это

а) составление биографий наиболее известных психологов,

б) составление психологических портретов психотических личностей,

в) описание индивидуальности, учитывающее историчность ее развития

7. Понятие нормы в психологии чаще всего

а) имеет эмпирическую природу, определяясь по частотам показателей,

б) имеет конвенциональную природу, устанавливаясь на основании договоренности исследователей,

в) имеет теоретическую природу и устанавливается посредством методологических принципов.

8. Близнецовый метод относится к классу

а) психогенетических методов,

б) аппаратных методов,

в) психолого-педагогических методов.

9. Т-данные получаются при помощи

а) тестов-опросников,

б) объективных экспериментально созданных ситуаций поведения человека,

в) наблюдений в Т-группах.

10. Индивидуальность в дифференциальной психологии понимается как

а) сумма особенностей, отличающих данного человека от других,

б) качества личности, помогающие противостоять групповому давлению,

в) система многоуровневых связей, охватывающих все факторы индивидуального бытия человека.

11. Специальная теория индивидуальности - это

а) учение о происхождении, структуре, функционировании и месте темперамента в общей структуре индивидуальных свойств,

б) учение о происхождении и проявлении индивидуальных отличий психики,

в) учение о взаимодействии факторов среды и наследственности в формировании

особенностей личности.

12. Операциональная (рабочая) структура индивидуальности включает в себя

а) соматические, гуморальные и психологические особенности,

б) индивидные, психологические и духовные качества,

в) результаты влияния наследственности, общей и различающейся среды.

13. Показатели наследуемости отражаются

а) в корреляции признаков детей и их биологических родителей,

б) в сходстве абсолютных показателей признаков детей и их биологических родителей,

в) в различиях признаков детей и их приемных родителей.

14. Подвижность - это свойство нервной системы, означающее

а) скорость возникновения и прекращения нервных процессов,

б) скорость переделки знаков раздражителей,

в) работоспособность нервной системы.

15. Функциональная асимметрия - это

а) смещение оси симметрии в строении полушарий головного мозга, вызванное органическим поражением,

б) характеристика распределения психических функций (специализации) между правым и левым полушариями,

в) специфическое для человека строение головного мозга, связанное с речью.

16. Темперамент в учении В. Вундта описывался по признакам

а) силы и слабости,

б) силы и стабильности,

в) деятельности и эмоциональности.

17. В современной отечественной психологии темперамент понимается как

б) совокупность свойств нервной системы, характерная для каждого человека,

в) способ поведения в фрустрирующих ситуациях.

18. Характер - это

а) особенности личности, формирующиеся в раннем детстве,

б) своеобразие поведения человека в социальных ситуациях,

в) совокупность проявлений личности на фрустрирующие ситуации.

19. Понятие акцентуации характера ввел

а) А.Е. Личко,

б) К. Леонгард,

в) К.-Г. Юнг.

20. Нормальный характер по П.Б. Ганнушкину - это

а) характер, лишенный выраженных акцентуаций,

б) наиболее распространенный в данной популяции тип характера,

в) характер, лишенный патологических тенденций.

21. Экзопсихика - это

а) система типологических особенностей экзоморфных людей,

б) отношение личности к внешним объектам, близкое по содержанию предметно- одержательным,

в) наиболее выраженная особенность характера.

22. Тип личности - это

а) тенденция к поведению той или иной клинической группы,

б) обусловленная темпераментом особенность поведения,

в) обобщение, основанное на уподоблении человека усредненному образу некоторой группы.

23.Людей, находящихся в своем развитии на самом высоком уровне развития, А.Ф.

Лазурский называл

а) приспособившиеся,

б) приспособляющиеся,

в) недоприспособившиеся.

24. Способности понимаются в отечественной психологии как

а) индивидуальные особенности, обеспечивающие успешное выполнение какой-либо деятельности,

б) индивидуальные особенности личности, обусловленные генетически,

в) врожденные задатки, усиленные работоспособностью и волей человека.

25. Каждый из факторов модели интеллекта Дж. Гилфорда может быть охарактеризован с точки зрения

а) знаний, умений и навыков,

б) задатков и способностей,

в) операций, содержания и результата.

26. Повышенная моральная ответственность в семейной психологии - это

а) установка на главенство интересов ребенка, близкая детоцентризму,

б) искаженный стиль родительского воспитания, сочетающий высокие требования с нечувствительностью к потребностям ребенка,

в) предпочтение семейных ценностей профессиональным.

27. Характер в общих чертах заканчивает свое формирование

а) к подростковому возрасту,

б) к дошкольному возрасту,

в) в пренатальном периоде.

28. Теоретические типологии, в отличие от эмпирических

а) создаются без опоры на клинические данные,

б) удовлетворяют требованиям научной классификации,

в) основаны на применении факторного анализа.

29. Клинико-экзистенциальный подход позволяет

а) уточнить дифференциальный диагноз больного человека,

б) установить взаимосвязь симптомов и переживаний человека,

в) обнаружить нарушения, касающиеся жизненной философии человека.

30. Психологические защиты - это

а) индивидуальные способы выражения агрессивности,

б) адаптивные способы переживания мира, обеспечивающие контроль над аффектом и сохранение самоуважения,

в) невротические реакции на внутренние конфликты.

31. Интроверсия - это

а) установка на препятствие контакту с объектами внешнего и внутреннего мира ввиду высокой рефлексии,

б) метод самонаблюдения, используемый в доэкспериментальной психологии,

в) невротическая особенность, состоящая в нарушении общения с людьми.

32. Черта - это

а) качество, устойчиво присущее данному человеку и проявляющееся в различных ситуациях,

б) особенность, отличающая конкретного человека от других представителей психотипа,

в) особенность, затрудняющая человеку приближение к так называемому «нормальному» характеру.

33. Наиболее популярной является теория черт личности, разработанная

а) Дж. Гилфордом,

б) Р. Б. Кеттеллом,

в) Б.Г. Ананьевым.

34. Черты выявляются следующими способами:

а) посредством сопоставления данных «продольных» и «поперечных» срезов,

б) благодаря использованию L-, Q- и Т-данных,

в) семантически, посредством факторного анализа и концептуализации.

35. Р.Б. Кеттелл для прогноза человеческого поведения в различных ситуациях использовал

а) клиническую беседу,

б)экспертный опрос,

в) уравнение спецификации.

36. Феномен полового диморфизма - это

а) наличие у данного биологического вида дифференциации полов,

б) наличие различий средних показателей биологических или психосоциальных характеристик у представителей различного пола,

в) отличие самок и самцов по первичным и вторичным половым признакам.

37. Эволюционное предназначение дифференциации полов состоит

а) в распределении функций устойчивости и изменчивости между представителями различных полов,

б) в повышении количества особей,

в) в увеличении комбинаторных возможностей генотипа.

38. Биологические и психосоциальные новообразования появляются в филогенезе

а) одновременно у мужчин и женщин,

б) сначала у женщин, затем у мужчин,

в) сначала у мужчин, затем у женщин.

39. Полоролевая социализация в рамках психоанализа есть

а) результат социального научения,

б) эпифеномен интеллектуального развития,

в) результат разрешения раннедетских конфликтов с родителями.

40. Разнообразие отношений между мужчинами и женщинами в рамках этологии объясняется

а) посредством репродуктивных программ,

б) посредством программ, регламентирующих выхаживание потомства,

в) посредством сочетания элементов программ размножения и воспитания детей.

41. Профессионально значимый признак - это

а) качество, упражняемое в результате приобретения профессионального опыта,

б) качество, существенное для успешности данной профессиональной деятельности,

в) установка на овладение данной профессией.

42. Профессиональные типологии содержат

а) перечень профессионально важных признаков,

б) качества, с необходимостью появляющиеся в результате занятия данной профессиональной деятельностью,

в) комплексы психологических особенностей, присущих типичному представителю данной профессиональной группы.

43. Индивидуальный стиль деятельности - это

а) система приемов деятельности, обусловленная личными качествами человека и служащая приспособлению к объективным обстоятельствам,

б) индивидуальный темп деятельности, обусловленный темпераментом человека,

в) индивидуальный профессиональный выбор человека.

44. Наиболее продуктивной стратегией разрешения конфликта в рамках концепции К. Томаса считается

а) компромисс,

б) избегание,

в) сотрудничество.

45. Стиль педагогического общения по содержанию ближе

а) стилю родительского воспитания,

б) стилю руководства (лидерства),

в) стилю разрешения конфликта.

46. Концепция развития морального сознания, созданная Л. Кольбергом, реализует

а) мораль справедливости (justice), характерную в первую очередь для мужчин,

б) мораль заботы (саге), характерную в первую очередь для женщин,

в) персонифицированные нравственные нормы.

47. Конвенциональный уровень развития морального сознания является

а) исходным уровнем развития человека,

б) целью нравственных устремлений личности,

в) наиболее распространенным уровнем, обеспечивающим социальное взаимодействие людей.

48. Понятие жизненного стиля стало использоваться впервые в работах

а) А. Адлера,

б) Г. Оллпорта,

в) B.C. Мерлина.

49. Стилевые особенности человека проявляются

а) только в области познавательных процессов,

б) только в профессиональной деятельности и общении,

в) в способе взаимодействия субъекта с реальностью на всех уровнях его бытия.

50. Психологическое преодоление - это

а) поведение человека в условиях стресса,

б) тенденция развития Я-концепции, выражающая собой личностный рост человека,

в) индивидуальный способ взаимодействия человека с ситуацией в зависимости от ее значимости и психологических ресурсов.


1 В

11 А

21 Б

31 А

41 Б

2 В

12 Б

22 В

32 А

42 В

3 Б

13 А

23 А

33 Б

43 А

4 Б

14 А

24 А

34 В

44 В

5 А

15 В

25 В

35 В

45 Б

6 В

16 В

26 В

36 А

46 В

7 А

17 Б

27 А

37 В

47 В

8 А

18 Б

28 А

38 В

48 А

9 А

19 Б

29 Б

39 В

49 В

10 В

20 В

30 Б

40 А

50 А

В.С. Мерлин включает в первый уровень (уровень индивидуальных свойств организма) биохимические, общесоматические и нейродинамические особенности. Клинически различия на этом уровне проявляются в соматической конституции (морфофенотипе ) и в типе высшей нервной деятельности .

Психическую индивидуальность человека можно представить как переплетение психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств. При этом они, также как и индивидуальность в целом, построены по иерархическому принципу, т.е. на более низшие (ранние) наслаиваются более высшие (поздние) психические образования. Ядром психической индивидуальности считается темперамент (психофизиологическая составляющая индивидуальности). На его основе формируется характер (психологическая составляющая индивидуальности), а затем происходит становление личности (социально-психологическая составляющая индивидуальности)

Анализируя свойства личности , прежде всего, необходимо выделить ее социальные характеристики. Человек рождается индивидом, личностью он становится в результате социализации, усвоения общественного опыта.

Наиболее важными составляющими субъектной, личностной структур человека являются конституциональные, нейродинамические особенности, темперамент, характер.

Конституция человека. Связь между конституциональными особенностями и психикой человека была подмечена еще Гиппократом, который описал два резко отличающихся типа людей: habitus apoplecticus - плотный, мускульный, сильный и habitus phitisicus - тонкий, изящный, слабый. В настоящее время насчитывается более 20 классификаций типов телосложения. Понятие конституции шире, чем тип телосложения. Под общей конституцией понимают совокупность наиболее существенных индивидуальных особенностей и свойств, закрепленных наследственно и определяющих специфику реакций организма на воздействие среды.

Помимо общей конституции выделяют два класса частных : морфологические и функциональные. Морфологические конституции представлены хромосомной и телесной; функциональные - биохимической, физиологической, нейродинамической. Наиболее изучены в психологии соотношения между телесной, физиологической, нейродинамической структурами и психическими особенностями человека.

В современных исследованиях конституциональная структура телосложения рассматривается как соединение гуморально-эндокринных и метаболических характеристик с более точным комплексным определением параметров морфологической структуры человеческого тела.

Кречмер выделил 3 типа конституции:

Лептосоматический (астенический): хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка, вытянутое лицо.

Пикнический: тучность, значительные жировые отложения, малый или средний рост, большой живот, округлая голова на короткой шее.

Атлетический: крепкое тело, хорошо развитая мускулатура, высокий или средний рост, широкие плечи, выпуклые лицевые кости

Нейродинамические свойства человека. Нейродинамические свойства включаются в структуру индивидных характеристик человека, их основу составляют основные свойства нервной системы.

Свойствами нервной системы называются природные врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индивидуальных особенностей поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера человека. В данном случае речь идет о степени выраженности, особенностях протекания процессов возбуждения и торможения, то есть о типологических особенностях нервной системы.

Вопрос о существовании индивидуально-типологических свойств нервной системы впервые в физиологии был поставлен Павловым. Им были открыты такие свойства нервной системы, как сила, подвижность нервных процессов и их уравновешенность, то есть баланс возбуждения и торможения.

Сила нервной системы определялась Павловым как способность переносить сверхсильные раздражители и понималась как выносливость нервной системы. Впоследствии была установлена обратная связь силы нервной системы и чувствительности, то есть индивиды, обладающие сильной нервной системой, характеризуются низким уровнем чувствительности анализаторов, и, наоборот, для слабой нервной системы характерной является высокая чувствительность.

Подвижность нервной системы - это свойство понимается как легкость переделки сигнального значения раздражителей (положительного на отрицательный и наоборот). Основой этого является наличие следовых процессов и их длительность.

Лабильность нервной системы - быстрота возникновения и исчезновения нервного процесса. В основе этой скоростной характеристики деятельности нервной системы лежит усвоение ритма приходящих к тканям импульсов. Чем большую частоту способна воспроизвести та или иная система в своем реагировании, тем выше ее лабильность.

Типологические свойства нервной системы являются основой формирования темперамента, способностей человека, влияют на развитие ряда личностных черт (например, волевых), их необходимо учитывать в профессиональном отборе и профориентации.

87. Система многомерных и многоуровневых связей, охватывающих все совокупности условий и устойчивых факторов индивидуального развития отдельного человека, это:индивидуальность

88. Индивидуальность человека необходимо рассматривать:как систему особенностей человека, как индивида, как личность, как иерархическую систему системных качеств (все ответы верны)

89. Наиболее в общем виде проблема соотношения индивида, личности и индивидуальности была разработана:В.С Мерлиным

90. В.В. Белоус для анализа целостной структуры индивидуальности были разработаны три критерия:средняя велечина насыщенности каждого уровня индивидуальности значимыми факторами весами. Наполняемость каждого фактора конкретными разно уровневыми свойствами индивидуальности. Характер межфакторных связей свойств интегральной индивидуальности

91. В интегральной индивидуальности В.С.Мерлина индивидуальные свойства организма – это:

92. В комплексный подход индивидуальности Б.Г. Ананьева не входит:межличностный опыт

93. Модель целостной индивидуальности В.М. Русалова не включает:психодинамические образования

94. В теории Э. А. Голубевой системообразующим свойствам индивидуальности не являются:самоконтроль

95. Определение «интегральной индивидуальности» было введено:Мерлин

96. Что не входит в систему индивидуальных психологических свойств интегральной индивидуальности:нейродинамические свойства

97. Согласно К.Юнгу индивидуализация – это: психологическое рождение индивида

98. Индивидуальность в дифференциальной психологии понимается как:система многоуровневых связей, охватывающие все стороны индивидуального бытия человека

99. Онтогенез интегральной индивидуальности означает:показатель одного и того же индивид.свойства

100. Сущность специальной теории индивидуальности заключается в:учении о происхождении, структуре, функционировании и месте темперамента в общей структуре индивидуальных свойств

101. Операциональная (рабочая) структура индивидуальности включает в себя:индивидные, психологические и духовные качества

102. Свойства нервной системы как биологическая основа индивидуально-психологических различий является главным теоретическим постулатом при:психодинамическом подходе

103. Изучение строения отдельных свойств и индивидуальности в целом является целью:структурно-функционального подхода

104. Понятие индивидуальности «как единство свойств человека как личности и субъекта деятельности, в структуре которой функционируют природные свойства человека как индивида» описал:Ананьев



105. Что не входит в систему органических индивидуальных свойств интегральной индивидуальности:психодинамические свойства

106. Что не входит в систему индивидуальных социально-психологических свойств интегральной индивидуальности:психологические свойства личности

107. Типология по профессиональным качествам содержит:комплексы психологических особенностей, присущих типичному представителю данной проф.группы

108. Принцип инвариативности индивидуальных различий означает: определение меры стабильности-изменчивости изучаемых структур, а так же типа источников детерминации конкретных индивидуальных свойств

109. Принцип индивидуального единства означает:целостность феномена природы индивидуальности, связанная с интегративными эффектами адаптивности и результативности

110. Основными измерениями, описывающими способность личности к самоактуализации, является: компетентность во времени и способ её поддержки

111. Интрапунитивность – это:склонность адрессовать себе агрессию и обвинения в случае не удач

112. «Личностный конструкт» - это:классификационная сетка для экспериментального исследования свойств личности, создаваемый субъектом квалификационно-оценочный эталон понимания объектов в их сходстве и различиях другими объектами

113. Локус контроля» - это:склонность атрибутировать ответственность за результаты деятельности себе или внешнему миру

114. Интегральная индивидуальность- это:все ответы верны

115. Структурными метахарактеристиками инструментальной стороны индивидуальности не являются:оптимальность

116. Функциональными метахарактеристиками инструментальной стороны индивидуальности не являются:устойчивость-изменчивость

117. По мнению Э.А.Голубевой системообразующими свойствами интегральной индивидуальности являются:эмоциональность, активность, само.., побуждение



118. По мнению В.С.Мерлина системообразующими свойствами интегральной индивидуальности являются:инд.стиль деятельности

119. По мнению Б.Г.Ананьева системообразующими свойствами интегральной индивидуальности являются:свойства личности

120. Какой тип В. В. Белоус внес в типологию интегральной индивидуальности:творческий, новаторский, созерцательный, реактивный

121. Какой тип характеризует преобладание у человека какой-либо базовой эмоции (радости, гнева, печали, страха):модальностные эмоциональные типы

122. Типы людей, выделяемые по преобладанию в психической деятельности первой сигнальной системы (художественный тип) или второй сигнальной системы (мыслительный тип), это:специальные типы высшей нервной деятельности

· Система индивидуальных свойств организма

Биохимические

Общесоматические

Свойства нервной системы (нейродинамические)

· Система индивидуальных психических свойств

Психодинамические (свойства темперамента)

Психические свойства личности

· Система социально-психологических индивидуальных свойств

Социальные роли, исполняемые в группе и в коллективе

Социальные роли, исполняемые в социально-исторических общностях

виды и уровни связей:

Функциональные зависимости (внутри подсистем личности)

Многозначные связи (внутри подсистем личности)

Много-многозначные связи (между свойствами разных уровней)

Индивидуальность как набор уникальных связей между психическими свойствами различных уровней (нейродинамического, психодинамического, социально-психологического и социально-типического).

Процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности. Таким образом, структура личности предстает в виде многоуровневой системы взаимных связей и организации свойств личности. Именно единство , гармоничная непротиворечивость разноуровневых свойств порождает индивидуальность.

4.Индивидуальность как новообразование (Ананьев):

Понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности. Следовательно, в этом смысле можно рассматривать индивидуальность как принципиально новое образование в структуре человека. Если рассматривать ряд «индивид – субъект деятельности – личность», то в этом ряду целостности каждого уровня является предпосылками, возможностями и одновременно формой проявления психического образования следующего уровня. Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, субъекта и личности. Б.Г. Ананьев постулировал: «индивидуальность – это глубина личности» каждый является структурным целым, но добиться цельности, непротиворечивости, гармоничности частей целого удается не каждому. как индивидуальность человек существует в единственном числе и неповторим в истории человечества.

Системное описание индивидуальности по Ганзену:

продуктивность (Е) индивидуально-психологические различия(Инф)

Индивидуальность

индивидуальная история(Т) индивидуальный опыт (Пространство)

Отражение субъектной природы человека

Философские основания теории субъектности:

Самотрансценденция личности

Проблема поступка.

Личностный выбор.

Вопрос 34. Личность как саморазвивающаяся система (гуманистический и экзистенциальный подходы).

В гуманистической психологии личность понимается как саморазвивающаяся система, способная к выходу за пределы себя, к творческому созиданию самой себя. Живой, реальный человек не сводится к совокупности психических и физиологических функций, а существует как уникальное Я, как единство телесного, душевного и духовного. Главные проблемы гуманистической психологии личности: проблемы самосознания личности, ее самоактуализации, саморазвития, проблема смысла жизни.

К.Роджерс. К.Роджерс (1902-1987) утверждал, что все поведение человека регулируется тенденцией к самоактуализации. Она представляет собой важнейший мотив жизни человека, побуждающий его сохранять и развивать себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные от природы. Важным понятием теории К.Роджерса является понятие субъективного мира. опыта человека, который образует основу его действий и поступков. Каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем. как мы их субъективно воспринимаем. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя определенным образом, нам нужно постичь его внутренний мир. Поэтому важным аспектом психологического исследования является изучение субъективных переживаний человека.

К.Роджерс установил пять основных личностных характеристик полноценно функционирующего человека:

1. Открытость к переживанию, то есть способность слушать себя, осознавать свои мысли и чувства, не подавляя их.

2. Экзистенциальный образ жизни. Это тенденции жить полно и насыщенно в каждый момент существования.

3. Организмическое доверие. Это качество проявляется в процессе принятия решения. Так, многие люди ориентируются на социальные нормы, мнения других людей или на то, как они вели себя в подобных ситуациях раньше. Полноценно функционирующие люди ориентируются на свои внутренние ощущения.

4. Эмпирическая свобода. «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия - это я сам». Основываясь на этом чувстве свободы и силы, человек имеет множество возможностей выбора в жизни и ощущает себя способным сделать практически все, что он хочет делать.

5. Креативность (творческость).

Экзистенциальный подход отличается от личностно-центрированного подхода (ЛЦП) – другого важнейшего течения гуманистической психологии – прежде всего качественной оценкой сущности человека и трактовкой источников процесса становления.

Экзистенциальная позиция состоит в том, что сущность человека не задана изначально, а обретается человеком в процессе индивидуального поиска собственной уникальной идентичности. При этом с экзистенциальной точки зрения в природе человека есть не только позитивный потенциал, но и негативные, даже деструктивные возможности – и поэтому все зависит от личных выборов самого человека, за которые он и несет персональную ответственность. Осуществлять такие выборы и принимать ответственность за свою жизнь многим людям оказывается весьма непросто.

Личность как адаптационная система (когнитивный, поведенческий, психодинамический подходы).

Эти 3 подхода к пониманию личности, при всех различиях, схожи тем, что полагают, что у личности отсутствует или сильно ограничена свобода воли. Поэтому делается упор на развитие адаптационных свойств личности как системы.

Психодинамический подход

Основоположником является 3. Фрейд. По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия - либидо . Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.
Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно). Что касается внутреннего мира личности, то в рамках данного подхода он полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.

Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:

1) ид («оно») -функционирует в соответствии с принципом удовольствия;

2) эго («я») -это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и;

3) суперэго («сверх-я») - структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

Про адаптационные свойства личности:

Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям.

Для снятия напряжённости этих конфликтов личность вырабатывает защитные механизмы: отрицание, регрессия, вытеснение; проекция; замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему); реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения); сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации). Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

Поведенческий подход
Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детерминировано внешними обстоятельствами. Мы часто ведем себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью объективизируется в поведенческих проявлениях. Наше поведение и есть личность. Поведенческие признаки личности поддаются операционализации и объективному измерению. Главным источником развития личности является среда в самом широком смысле этого слова. Личность является продуктом научения, а ее свойства - это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.

В качестве элементов личности в бихевиористской теории выступают рефлексы или социальные навыки. Постулируется, что список социальных навыков (т. с. свойств, характеристик, черт личности), присущих конкретному человеку, определяется его социальным опытом (научением). Если вы воспитывались в доброй, спокойной семье и вас поощряли за доброту и спокойствие, то вы будете иметь свойства доброго и спокойного человека.

В поведенческой модели выделяют три основных концептуальных блока личности. Основной блок - самоэффективность, которая является своего рода когнитивным конструктом «могу - не могу. Если человек принимает решение: «Могу», - то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: «Не могу», - то он отказывается от выполнения данного действия или от его усвоения. По мнению Бандуры, существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может и чего не может сделать:

1) прошлый опыт (знания, навыки); например, если раньше мог, то и сейчас, по-видимому, смогу;

2) самоинструкция; например, «Я могу это сделать!»;

3) повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь);

4) (самое главное условие) наблюдение, моделирование, подражание поведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книг и т. д.); например, «Если другие могут, то и я смогу!».

Дж. Роттер выделяет два основных внутренних блока личности - субъективную значимость (структура, оценивающая предстоящее подкрепление) и доступность (структура, связанная с ожиданием получения подкрепления на основе прошлого опыта). Люди, которые не видят связи (или видят слабую связь) между своим поведением (своими усилиями) и их результатами (подкреплениями), по мнению Роттера, имеют внешний, или экстернальный «локус контроля». «Экстерналы» - это люди, которые не управляют ситуацией и надеются в своей жизни на авось. Люди, которые видят четкую связь между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и результатами своего поведения, имеют внутренний, или интернальный «локус контроля». «Интерналы» - это люди, которые управляют ситуацией, контролируют ее, она им доступна.

Когнитивный подход

Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли.

Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир - не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, - это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.
Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования. Главным понятием в этом направлении является «конструкт». Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкт - это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).

Главный Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат.

С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и т. д., пользуясь соответствующими конструктами (классификаторами).

Введение

1. Теоретические основы изучения структуры индивидуальности

1.1 Подходы к изучению структуры индивидуальности

1.2 Сила нервной системы как природная предпосылка индивидуальности

1.3 Место мотивации в структуре индивидуальности

1.4 Темперамент и его место в структуре индивидуальности

1.5 Общие выводы по теоретической части

2. Экспериментальное исследование взаимосвязи силы нервной системы и некоторых особенностей мотивационной сферы

2.1 Цели, задачи и гипотезы экспериментального исследования

2.2 Испытуемые

2.3 Методы и методики исследования

2.4 Описание и анализ результатов, полученных в экспериментальном исследовании

2.4.1 Описание и анализ результатов, полученных с помощью методики диагностики темперамента Я. Стреляу

2.4.2 Описание и анализ результатов изучения динамических характеристик личности

2.4.3 Описание и анализ результатов методики «теппинг-тест»

2.4.4 Описание и анализ исследования динамических характеристик личности в зависимости от силы нервной системы

Заключение

Библиографический список

Введение

Дифференциальная психология располагает в настоящее время огромным и всевозрастающим арсеналом фактов, обобщений и практических рекомендаций, находящих самое широкое применение. Тем не менее в сфере этой науки фактически остается без разрешения – или, во всяком случае, без заметного продвижения – целый комплекс проблем, являющихся для нее коренными. В их числе одной из наиболее важных представляется проблема зависимостей между индивидуальными вариациями человеческого поведения, с одной стороны, и индивидуальными особенностями целого ряда физиологических функций, с другой. Имеются веские основания для того, чтобы предполагать, что индивидуальные вариации некоторых физиологических функций ответственны, по крайней мере, за индивидуальные особенности динамики (быстроту, темп, ритм) психической деятельности. Динамические характеристики протекания психических функций могут, подчас существенным образом, определять их содержательные стороны. Учитывая, что динамические аспекты психики в определенных ситуациях оказывают и прямое влияние на конечную результативность человеческих действий, можно сказать, что параметры физиологически активных систем определяют многие детали целостной картины индивидуального поведения.

В отечественной психологии исследованием структуры индивидуальности занимались такие ученые как Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин.

Э.А. Голубева предложила подход, позволяющий интегрировать различные психологические свойства. Этот подход предполагает взаимодействие биологических (индивидных) и социальных (личностных) факторов в формировании индивидуальности.

Проблема связи индивидного уровня (свойства нервной системы) в структуре индивидуальности с показателями мотивационной сферы до сих пор не разработана. И этот пробел является весьма существенным, так как мотивационная сфера – это один из важнейших компонентов личности, который направляет всю деятельность человека и, находясь в тесной связи со многими подструктурами личности, скрепляет всю структуру индивидуальности.

Между психическими свойствами человека, представляющего один уровень в структуре индивидуальности (темперамент и свойство личности) существует тесная связь.

Исследование индивидуальных различий и структуры свойств внутри разных психологических сфер закономерно привело к вопросу о соотношении, существующем между этими сферами. Непосредственное сопоставление свойств, относящихся к разным сферам, показало, что они в какой-то степени не независимы друг от друга. Однако полностью эти связи не изучены.

Также неясным остается вопрос о системообразующих свойствах, объединяющих структуру индивидуальности.

Объектом нашего исследования стала структура индивидуальности. Предметом - связи различных уровней в структуре индивидуальности.

Была выдвинута гипотеза о существовании много-многозначных связей между свойствами индивидного и личностного уровней индивидуальности. Кроме этого, были выдвинуты и частные гипотезы:

а) существуют связи между свойствами нервной системы и темперамента;

б) сила нервной системы обнаруживает наибольшее количество связей с различными показателями темперамента;

в) характеристики темперамента связаны с динамической стороной мотивационной сферы.

Целями исследования являлось следующее:

1) выявить существование связи между свойствами нервной системы и темперамента;

2) выявить, что сила нервной системы обнаруживает наибольшее количество связей с различными показателями темперамента;

3) доказать, что характеристики темперамента связаны с динамической стороной мотивационной сферы.

Полученные в ходе исследования данные могут быть полезны как в теоретическом плане, так как позволяют заполнить, хотя бы частично, пробелы в существующем представлении о структуре индивидуальности, так и в практическом плане: учителям в целях формировании определенной мотивации у детей, в психотерапии.

1. Теоретические основы изучения структуры индивидуальности

1.1 Подходы к изучению структуры индивидуальности

В отечественной психологии существуют несколько подходов к выделению структуры индивидуальности, авторами которых являются Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Э.А. Голубева.

Б.Г. Ананьев, руководитель одного из направлений исследования индивидуальных различий в нашей стране и инициатор комплексного исследования индивидуальности, считает, что для понимания структуры психологических свойств необходима интеграция знаний о человеке. Принципиальным при таком подходе Ананьев считал выделение в структуре индивидуальности природных и социально-детерминированных свойств человека.

Соответственно этому он рассматривал в структуре психологических свойств человека, с одной стороны, свойства индивида, а с другой, - свойства субъекта деятельности и свойства личности.

Индивидуальные или природные свойства человека образуются двумя группами характеристик: во-первых, принадлежностью к определенному полу и, во-вторых, конституциональными и нейродинамическими особенностями.

Первая группа этих характеристик связана преимущественно с половыми различиями в психофизиологических, сенсомоторных и сенсорноперцептивных функциях. Половые различия в этих функциях обнаруживаются на протяжении всей жизни человека и зависят от возраста.

Во вторую группу свойств входят индивидуально-психические свойства: особенности телосложения, биохимические и нейродинамические свойства.

Половые, возрастные и индивидуально-психические свойства являются первичными индивидными свойствами и образуют трехмерное пространство, в котором формируются вторичные индивидные свойства – психофизиологические функции и структура органических потребностей. Высшим уровнем индивидного уровня являются задатки и темперамент.

Свойства субъекта деятельности характеризуют человека как субъекта познания, общения и труда. Интеграцией этих свойств являются способности.

Особенности личностной сферы связаны, прежде всего, со статусом, социальными ролями и структурой ценностей. Эти первичные свойства образуют вторичные свойства личности, определяющие мотивацию поведения. Интеграция вторичных свойств образуют характер человека и его склонности.

Все эти группы свойств формируются во взаимодействии человека с окружающей его действительностью, т.е. все они обладают характеристиками открытой системы. Именно благодаря тому, что они являются характеристиками открытой системы, они доступны для объективного познания. Однако для того, чтобы понять целостность человеческой индивидуальности, необходимо, по мнению Б. Г. Ананьева, представить человека не только как открытую систему, но и как систему, замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств.

Таким образом, индивидуальность является, по мнению Ананьева, относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. В иерархической организации психологических свойств человека индивидуальность выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид → личность, субъект деятельности индивидуальность.

Целостность индивидуальности в этом случае определяется центральной ролью свойств личности: они преобразуют и организовывают индивидные и субъектные свойства.

Работы другого направления исследования индивидуальных различий и структуры индивидуальности, проводившиеся под руководством В. С. Мерлина, также основаны на выделении природных и социально детерминированных свойств человека и направлены на то, чтобы выяснить особенности связей между одноуровневыми свойствами и между разноуровневыми свойствами.

В.С. Мерлин выделил три уровня в структуре индивидуальности. К этим уровням относятся:

1) индивидуальные свойства организма; 2) индивидуальные психические свойства; 3) индивидуальные социально-психологические свойства.

Каждый из этих уровней имеет внутри себя два уровня. Для индивидуальных свойств организма эти уровни образованы, во-первых, биохимическими и общесоматическими особенностями и, во-вторых, свойствами нервной системы. Индивидуальные психические свойства разделяются на свойства темперамента и свойства личности, занимающие по отношению к свойствам темперамента более высокий иерархический уровень. Индивидуальные социально-психологические свойства определяются ролями в социальной группе и ролями в исторических общностях.

Сопоставив между собой различные свойства, включенные в эту структуру – от биохимических и морфологических особенностей до характеристик, определяющих взаимоотношения в коллективе – Мерлин предположил, что связи между этими особенностями могут быть двух типов: однозначные (обычные, характеризующие явления, относящиеся к одному иерархическому уровню) и много-многозначные (характеризующие связи между подсистемами или между разными иерархическими уровнями).