Организационные формы обучения. Классно-урочная система обучения. История возникновения. Признаки классно-урочной системы. Достоинства и недостатки Классная система обучения в школе

Формы организации предполагают согласованную деятельность преподавателя и учащихся, осуществляемую в определенном порядке и режиме.

История развития образования знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации:

· индивидуальная форма (наиболее древняя форма);

· индивидуально-групповая (в школах Средневековья, где объединялись дети разного возраста и разного уровня подготовки);

· взаимного обучения (20 в. – белланкастерская система в Англии, когда старшие дети учат младших);

· дифференцированное обучение по способностям учащихся (на­чало 20 века – мангеймская система, когда учащихся в зависимости от уровня развития распределяют по классам: на слабых, средних, сильных);

· система индивидуализированного обучения (г. Дальтон США, так называемая система Дальтон-план. Здесь успех учебной деятельности зависит от приспособления темпа работы в школе к возможностям каждого ученика. Центральным в этой системе является самостоятельная учебная деятельность учащихся. Роль учителя – тактичное руководство. Классы заменялись учебными мастерскими, лабораториями. Учебные задания давались в начале года по каждому предмету. Годовые задания конкретизировались по месяцам, и учащиеся отчитывались в установленные сроки).

В СССР в 20-е годы использовалась модификация Дальтон-плана. Это была так называемая бригадно-лабораторная система обучения.

– американский «план Трампа» (50–60-е гг.20 века. Цель – максимально стимулировать индивидуальное обучение с помощью гибкости форм его организации. Здесь сочетаются занятия в больших группах- 100–150 человек и в малых группах –10–15 человек, где идет обсуждение лекционного материала. Причем, 40% времени учащиеся проводят в больших группах, 20% – в малых, 40% – занимаются самостоятельной работой.

Наибольшее распространение получила и у нас, и за рубежом классно-урочная системаобучения. Она возникла в 17-м веке и развивается более трех столетий. Теоретические основы ее разработал Я.А. Коменский.

Особенности классно-урочной системы как формы организации обучения следующие:

1. постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

2. планирование обучения (каждый класс работает в соответствии с годовым планом);

3. учебный процесс осуществляется в виде взаимосвязанных, следующих друг за другом уроков;

4. монизм, т.е. каждый урок посвящается только одному предмету;

5. расписание;

6. вариативность деятельности (различные виды познавательной деятельности учащихся);

7. руководящая роль учителя.

Достоинства классно-урочной системы :

· строгая организационная структура,



· экономичность,

· коллективный характер деятельности,

· возможности взаимообучения,

· воспитательные воздействия.

Недостатки классно-урочной системы: ориентация на среднего ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы.

Главным компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок – это элемент учебного процесса с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. Требования к уроку определяются социальным заказом, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Требования к уроку :

1. Дидактические (образовательные):

· четкое определение целей и задач урока,

· оптимизация информационного наполнения урока,

· внедрение новейших технологий познавательной деятельности,

· творческий подход к формированию структуры урока,

· сочетание разнообразных форм, видов, методов,

· сочетание коллективной деятельности с самостоятельной работой,

· обеспечение обратной связи, контроль и управление.

2. Воспитательные:

· определение воспитательных возможностей учебного материала,

· воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях,

· формирование жизненно необходимых качеств,

· внимательное и чуткое отношение к учащимся; сотрудничество с учащимися, заинтересованность в их успехах.

3. Развивающие:

· формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой активности,

· изучение и учет уровня развития детей, проектирование «зоны ближайшего развития»,



· проведение уроков на «опережающем уровне» и т.д.

Рождение урока начинается с осознания и четкого определения цели (чего учитель хочет добиться), средств (что поможет учителю в достижении цели), наконец, способа достижения цели (как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута). Цель – это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию объекта.

Основными элементами урока, которые отражают закономерности процесса обучения, являются: актуализация, формирование новых понятий и способов действий, применение усвоенного. В реальном учебном процессе эти элементы выступают, 1) как этапы процесса обучения, 2) как обязательно присутствующие на каждом уроке обобщенные дидактические задачи, 3) как компоненты дидактической структуры урока.

Дидактическая структура урока выступает в виде общего предписания, общего алгоритма организации урока. Понятие «структура урока» означает его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Педагог сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания.

Все многообразие уроков необходимо классифицировать. Предпринимались попытки, исходя из тех или иных критериев, выделить типы уроков . Рассмотрим некоторые из них.

1. По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различают сл. Типы уроков:

· вводный,

· урок первичного ознакомления с материалом,

· урок усвоения новых знаний,

· урок применения полученных знаний на практике,

· урок навыков,

· урок закрепления, повторения и обобщения,

· контрольный урок,

· комбинированный урок.

По дидактическим целям и месту уроков в общей системе выделяют:

· комбинированный урок,

· урок изучения новых знаний,

· урок формирования новых умений,

· уроки обобщения и систематизации изученного,

· уроки контроля и коррекции знаний, умений,

· уроки практического применения знаний, умений (Онищук, Сорокин, Махмутов и др.)

Наиболее распространенный тип урока – комбинированный. Этапы этого урока выглядят сл. образом:

· организационный момент (2–3 мин.),

· повторение изученного (актуализация знаний – 10–12 мин.)

· изучение новых знаний, формирование новых умений
(20–25 мин),

· закрепление, систематизация, применение (8–10 мин.),

· задание на дом, инструктаж по выполнению (2–3 мин.)

Этапы урока могут подаваться в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения различных учебно-воспитательных задач. Однако, как отмечают педагоги, на таком уроке недостаточно времени на усвоение новых знаний. С целью повышения результативности учебных занятий в настоящее время практикуются другие типы уроков. Здесь учащиеся занимаются, каким – либо одним видом деятельности.

Это уроки – усвоения новых знаний,

· совершенствования знаний, умений, навыков,

· обобщения и систематизации знаний,

· контроля и коррекции знаний, умений,

· применения знаний и умений на практике.

По сути, все названные типы уроков – это усеченный («укороченный») комбинированный урок. Структура таких типов уроков включает 3 части:

1. организация работы (2–3 мин.),

2. главная часть (усвоение, формирование, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) – 35–40 мин.,

3. подведение итогов и задание на дом (2–3 мин.).

Выводы: Урок – это основная организационная форма обучения в школе, педучилище, в среднем учебном заведении. Урок является вместе с тем педагогической единицей процесса обучения. Содержание процесса обучения и воспитания, его направленность, а также основные принципы, методы и средства обучения и воспитания получают реальную конкретизацию и находят свое реальное воплощение в жизнь только в ходе урока. Каждый урок вносит свой вклад в решение задач, заложенных в данной теме, разделе, курсе. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала, включающего и данный урок.

Психолого-педагогический анализ урока как формы организации обучения

Основным, решающим в обучении является объяснение материала. Без четкого, безукоризненного по содержанию и методам объяснения все остальные способы обучения ничего не решают. Хорошее объяснение материала на уроках психологии – это тот фундамент, на котором при помощи других элементов обучения вырастает система психологических знаний.

Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого процесса, отдельных понятий, явлений и т.д. Объяснение – это монологическая форма изложения.

Требования к объяснению:

· точное и четкое формулирование задачи, сути проблемы,
вопроса;

· использование сравнения, сопоставления, аналогии;

· привлечение ярких примеров;

· безукоризненная логика изложения;

· грамотная речь;

· включение невербальных средств в соответствии с содержанием информации и др.

Качество объяснения материала зависит от мастерства преподавателя и тщательной подготовки урока. Очень важно, чтобы у преподавателя не было проблем с фактическим материалом, чтобы он уверенно владел учебным материалом.

В подготовке урока выделяют три этапа:

1) диагностика, 2) прогнозирование, 3) планирование.

Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока:

· возможности учащихся,

· мотивы их деятельности и поведения,

· интересы, способности,

· уровень обученности,

· характер учебного материала (его особенности и практическая значимость),

· структура урока,

· анализ затрат времени на опрос и др.

Прогнозирование – предполагает оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию.

Планирование (проектирование) – заключительная стадия подготовки урока – заканчивается созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. В ней педагог фиксирует: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия и т.д.

Начинающим педагогам необходимо писать подробные планы-кон­спекты . Это приучает осмысливать предстоящий урок во всех деталях его организации. В плане-конспекте начинающего преподавателя выделяют сл. моменты:

· дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

· название темы урока и группы (класса), где проводится;

· цели, задачи образования, воспитания, развития;

· структура урока с указанием последовательности этапов и распределением времени по этапам

· методы и приемы работы в каждой части урока (вопросы для опроса, задачи и т.д.)

· учебное оборудование (средства обучения);

· задание на дом.

Следует подчеркнуть, что успех урока зависит не только от тщательной подготовки к нему преподавателя, но и от подготовки самих учащихся к работе на предстоящем уроке, от того психологического настроя, с каким они приходят в класс. Подготовка учащихся предполагает:

· ознакомление учащихся с планом их работы на предстоящих уроках,

· ориентация учащихся на их предварительное знакомство с отдельными разделами или темами учебника, чтение научно-популярной и художественной литературы по проблемам очередного урока, проведение наблюдений и несложных экспериментов, которые могут способствовать изучению нового материала.

Опрос как средство обучения

Объяснение, как бы методически оно совершенно ни было, не может обеспечить достаточно прочных и глубоких знаний и навыков. Лишь только пользуясь своими знаниями для ответа на вопрос, учащиеся проникают в материал, т.е. овладевают им. Опрос укрепляет, расширяет полученные знания, стимулирует систематическую работу, развивает память, мышление, речь. Опрос регулирует усвоение учебного материала.

Таким образом, опрос:

Это важнейший вид контроля и учета знаний учащихся. При плохом контроле или его отсутствии учащийся перестает стараться, регулярно готовиться к занятиям, исчезает интерес к обучению.

Это важное средство закрепления и углубления знаний. Ничто так ясно и прочно не усваивается, как тот материал, по которому ответил. Опрос обеспечивает прочное и сознательное усвоение программного материала.

Это средство развития мышления и речи. Требуя от учащихся умения обобщать, сравнивать, анализировать; приучая к логической последовательности изложения материала, преподаватель психологии развивает способность устанавливать связи, т.е. мыслить. При опросе обогащается лексический состав языка обучаемых, устраняются недостатки речи.

Опрос позволяет получить обратную связь: как учащиеся поняли материал, достаточно ли ясным и убедительным (доказательным) было изложение информации преподавателем.

Добиваясь усвоения знаний, преподаватель психологии имеет в виду три основных критерия качества знаний:

· полнота и глубина усвоения фактического материала по теме;

· осознанность, гибкость и конкретность в толковании материала;

· действенность знаний, умение применять знания на практике.

Главное – это применение знаний. Можно выучить определение, но не уметь привести пример в подтверждение закономерности. Либо, приводя примеры, не уметь сделать обобщающий вывод об особенностях того или иного процесса, свойства, состояния.

Подготовка к опросу начинается заранее с составления краткого плана опроса по всей теме. Без предварительной подготовки опроса преподаватель работает во многом вслепую, так как смутно представляет тот объем знаний, который как минимум должны усвоить учащиеся. Важно правильно формулировать вопросы:

· Вопрос должен быть предельно ясен, доступен возрасту, уровню развития обучаемых и не требовать дополнительных разъяснений.

· Вопросы должны касаться основных моментов темы, чтобы ответ способствовал запоминанию важнейших разделов программы.

· Вопрос должен помогать учащимся проникать в сущность изученных явлений, процессов и как можно чаще включать работу мышления.

Начинающему преподавателю нелегко при слушании ответов сразу обнаружить пропуски и неточности. Поэтому, составляя вопросы, следует продумывать ответы.

До начала урока преподаватель должен ясно представлять цели урока, объем того материала, который будет отработан в ходе опроса, знать, какие вопросы будут заданы и кто из учащихся будет отвечать; быть готовым к неожиданностям, что потребует рационального решения.

В зависимости от степени прохождения материала различают следующие виды опроса:

· Текущий, связанный с проверкой усвоения и закрепления того материала, который непосредственно изучается, он позволяет осуществлять систематический контроль за работой обучаемых на всех этапах работы над темой;

· Обобщающий, подводящий итог работы по текущей теме, разделу. Этот вид контроля связан с повторением и углубленным обобщением пройденного материала.

Рассмотрим основные способы текущего контроля:

1. Индивидуальный опрос – монологический ответ учащегося на вопросы преподавателя. Вопрос задается группе, после чего вызывается учащийся. После его ответа преподаватель просит дополнить, уточнить, исправить ответ. Делает замечания сам по ответу и выставляет оценку. После этого задается следующий вопрос и таким образом опрашивают от 2 до 4 человек. На ответ отводится в среднем 5–8 минут. Положительные стороны индивидуального опроса: ответ устный, полный, самостоятельный позволяет оценить безошибочно:

· качество ответа, т.е. знание материала,

· логическую последовательность изложения,

· грамотность, точность языка.

Желательно, каждого обучаемого провести через индивидуальный опрос. Правда, следует отметить, что такой способ опроса позволяет опросить в течение урока небольшое количество обучаемых.

2. Фронтальный опрос – это контрольное опрашивание на уроке, проверка степени и осознанности усвоения учебного материала всей группы, класса. Организация опроса должна быть четкой, вопросы продуманы до мелочей, точно установлена их последовательность. Такой способ опроса позволяет:

· охватить проверкой многих учащихся,

· вырабатывает способность к краткому, но точному ответу,

· обраща­ет внимание на существенные детали темы и способствует их запоминанию,

· приучает к последовательности и обоснованности изложения материала,

· вовлекает в работу всю группу, активизируя процессы внимания и мышления.

К недостаткам фронтального опроса относят:

а) краткая форма ответов не приучает к развернутому, труднейшему виду ответа,

б) не позволяет вскрыть степень глубины знаний отдельных учащихся. Следовательно, не нужно превращать его в универсальный способ проверки знаний.

На данном этапе в системе обучения практикуется взаимоопрос. Учащиеся сами придумывают вопросы по теме урока. Затем после обсуждения, если вопрос действительно по этой теме, отвечают на этот вопрос. Преподаватель отмечает не только хороший ответ, но и хороший вопрос.

Пример.Преподаватель излагает основной материал по теме «Виды памяти». Затем предлагает открыть учебник по психологии на соответствующей странице. После инструкции один из учащихся читает вслух предложенный параграф, а остальные внимательно следят по учебнику. По окончании чтения преподаватель спрашивает: «Как можно озаглавить основные части прочитанного?». Учащиеся поочередно называют главные мысли этого параграфа. Коллективная работа занимает в среднем 10 минут, за наиболее удачные ответы выставляются оценки.

3. Комбинированный опрос (уплотненный) – это самый трудный способ опроса. Суть его в следующем: вызываются одновременно
4–5 учащихся. Один отвечает устно как при индивидуальном опросе. Остальные письменно: 2-е у доски выполняют задание, 2-е за партой на листочках. Выслушав устный ответ, преподаватель проверяет письменные ответы у доски (за партой). После этого задает по 1–2 небольших вопроса и ставит всем оценки. Фронтально можно спросить еще 1–2 учащихся.

Положительные моменты комбинированного опроса: а) позволяет в течение 20 минут спросить 8–10 человек, б) дает возможность выработать умение решать задачи, составлять планы, тезисы, в) позволяет за небольшой отрезок времени проверить знания учащихся по большому разделу программы.

К недостаткам этого способа опроса следует отнести: а) необходимость исправлять, уточнять ответы 6-и человек и больше приводит к затягиванию опроса, что нежелательно; б) большая нагрузка на преподавателя, так как приходится одновременно наблюдать за всей группой, за отвечающими и теми, кто пишет на доске и за партой.

Итак, мы рассмотрели текущий опрос и способы его проведения: индивидуальный опрос, фронтальный и комбинированный.

Когда изучены основные разделы темы, нужно подвести итог работы, сделать обобщающие выводы, т.е. провести обобщающий опрос. Одним из видов его является тематический опрос.

Основные требования к тематическому опросу:

1. выделение в каждой программной теме основного, узлового материала, а также составление контрольных вопросов, которые дают возможность объективно определить знания обучаемых по теме;

2. использовать такие формы и методы проверки, которые позволяют выявить фактический уровень знаний каждого учащегося по каждому узловому вопросу;

3. преподаватель должен выставлять учащимся отметки по каждой теме курса психологии;

4. неудовлетворительная отметка, полученная учеником за незнание одного раздела или темы исправляется только отметкой за овладение тем же самым материалом и в том же самом объеме. Недопустимо перекрывать «двойки» отметками за последующие темы;

5. для объективной итоговой отметки целесообразно проводить проверочные (контрольные) работы в целом по теме.

Научный анализ всех названных положений убеждает в том, что тематический учет знаний становится важным стимулом повышения качества обучения. В настоящее время преподаватели психологии используют такие формы контроля знаний как применение программированного контроля, а также контрольные задания тестового типа. Это совокупность таких заданий и упражнений, которые требуют кратких, однозначных ответов, преимущественно в форме:

· подчеркивания,

· расстановки цифр,

· дополнения фраз,

· графических обозначений и т.д.

Применяются тесты с выборочными ответами, что дает возможность их машинной обработки. Однозначность тестов позволяет привлекать самих обучаемых к самопроверке и самооценке знаний.

В учебных заведениях во многих странах мира широко используется психометрический опрос, позволяющий оценить уровень знаний и уровень развития мышления. На уроках психологии психометрический опрос рекомендуется использовать при изучении тем: мышление, воображение, речь. Можно подобрать различные категории вопросов: толкование слов и понятий, антонимы, синонимы, аналогии, степень логического обоснования и др.

Различные виды, формы и методы проверки знаний, умений и навыков обучаемых следует применять в тесной взаимосвязи, чтобы они дополняли друг друга. Каждый вид проверки имеет свои плюсы и минусы. Поэтому комплексное и дифференцированное использование их способствует повышению эффективности контроля и, в конечном счете, качества знаний обучаемых.

Эта форма обучения совершила революцию в системе образовании, она дала возможность массового обучения с наименьшими затратами ресурсов. Недаром ученые-педагоги всего мира посвятили ей свои фундаментальные труды, подвергая тщательному анализу все достоинства и недостатки. На сегодня классно-урочная система обучения - это лидирующая система организации школьного образования во многих государствах мира. Ее жизнеспособность на протяжении нескольких веков говорит о ее высокой продуктивности, доступности и лояльности к изменениям.

Классно-урочная система образования

Во все времена перед школой стояла важнейшая задача: не просто усвоение учащимся каких-то дисциплин, но и воспитание, формирование его как личности для дальнейшего самоопределения и адаптации в обществе. Успешная реализация поставленных задач была только в том случае, когда взаимодействие учителя и учеников представляло собой целенаправленную сформированную систему обучения, обеспечивающую единым развитием научные дисциплины и навыки самостоятельной работы.

Понимание организации классно-урочной системы обучения, ее сути сводится к тому, что ученики одного возраста и уровня развития составляют класс. И этот класс на протяжении всего периода обучения сохраняет свой постоянный состав. Основная форма занятий системы - это урок, имеющий четкую организованную структуру и временные рамки. Традиционно один урок отделяется для конкретного предмета или темы, где всю работу учащихся курирует учитель. И он же будет принимать окончательное решение об успеваемости по своему предмету отдельно каждого ученика.

Задатки классно-урочного обучения можно найти в истории древних цивилизаций. Например, в Древней Греции, афинская и спартанская школа воспитания. Там поступление в школу предусматривалось определенным возрастом, и процесс обучения шел по заранее установленному плану, а учащихся периодически группировали для совместных занятий. Также какие-то элементы данной системы наблюдались и в монастырских школах в Средние века.

Создатель классно-урочной системы обучения

Имея ряд социально-экономических предпосылок, классно-урочная система постепенно образовывалась как замена индивидуальному обучению. На стыке XV и XVI веков в Европе возникла потребность иного подхода к образованию. Первые шаги в построении классно-урочной системы обучения были сделаны Ф. Меланхтоном (1528 г.) в немецких учебных заведениях. Он поделил школу на классы с определенной учебной программой и планом обучения в каждом. Это дало основу формированию последующей системы.

Теоретическое обоснование системы, разработка и ее усовершенствование принадлежат Я. А. Коменскому (1592—1670 гг.), который воплотил в жизнь ее принципы, организовывая школы в Чехии и Польше. В своих трудах «Великая Дидактика» и «Законы благоустроенной школы» он обобщил и подытожил большой опыт педагогики, дав первоначальные очертания классно-урочной системы обучения. Эти работы были опубликованы не сразу, тем не менее они смогли вызвать широкий резонанс в обществе и первоначально были признаны в некоторых западных странах. Сегодня труды чешского педагога являются основополагающими в научной педагогике и переведены на многие языки мира.

К XIX веку классно-урочная система обучения Коменского завоевала всеобщее признание и утвердилась как одна из ведущих систем школьного образования во всем мире.

Характерные черты системы

Исторически групповой способ обучения известен достаточно давно, но именно при классно-урочной системе удалось добиться высоких результатов успеваемости учащихся как единой группы.

Основные признаки классно-урочной системы:

  • Выделяются две группы людей, которые учат - учителя, и которые учатся - ученики.
  • Учебный процесс разделяется на специализированные дисциплины, каждая из которых изучается в отдельности.
  • Обучающиеся распределяются на одновозрастные учебные группы - классы, с постоянным составом.
  • Вся учебная группа одновременно изучает одну и ту же тему, одним и тем же способом.
  • Имеется согласованное расписание, общее для всего класса, которое содержит информацию о начале и завершении занятий, количестве предметов на каждый день, их длительности и времени отдыха между ними.

Основной компонент

Важной единицей всего образовательного цикла является урок. В классно-урочной системе обучения требования к нему определяются принципами учебного процесса, целями и поставленными задачами.

Все требования сводятся к трем основным пунктам:

  1. включают в себя: информацию, использование новейших технологий, творческий подход, сочетание различных методов и форм проведения, чередование коллективной работы с самостоятельной, обратная связь.
  2. Воспитательные - построение отношений с учащимися (внимательность и заинтересованность в успеваемости), воспитание общечеловеческих ценностей и положительных качеств.
  3. Развивающие требования - это культивирование интереса к учебной деятельности и творческой активности, определение уровня развития детей и разработка дальнейших шагов развития.

Независимо от системы обучения и ее методик, урок всегда будет оставаться основной формой построения учебного процесса.

Традиционное образование

Классно-урочная система обучения - это традиционная форма обучения, преобладающая во многих школах мира. Она родилась во времена промышленной революции как ответ на ее возрастающие запросы. Прогрессирующая промышленность требовала подготовки множества обученных работников. И школа предоставляла такие кадры, подготавливая учащихся к фабричному труду.

Но время не стоит на месте, человечество шагнуло в информационную эру. В конце XX века педагогика столкнулась с необходимостью личностно-ориентированного обучения. Все больше стал поступать «заказ» на личность, умеющую быстро ориентироваться в переменах и принимать нетипичные решения в сложившихся задачах. Теперь востребован творческий человек с нестандартным многоуровневым мышлением. К сожалению, традиционная система образования не справляется с поставленной задачей.

Достоинства и недостатки системы

История мировой педагогической практики содержит кладезь самых разнообразных форм обучения. И классно-урочная система обучения как одна из них также когда-то прошла свое возникновение, становление и совершенствование, а теперь неуклонно движется к своему закату. Все чаще стал подниматься вопрос о ее недостатках, отсталости, неспособности ответить на требования времени. Но наряду с этим никто не будет отрицать и преимущества системы: четко поставленная структура учебного процесса и воспитательной работы, взаимодействие и сотрудничество учащихся внутри группы, экономичность обучения.

Однако при всех своих значимых достоинствах классно-урочная система все же имеет и существенные минусы. И в первую очередь это то, что она ориентирована «на среднего» учащегося, на массовость, без учета каких-либо индивидуальных способностей. Слабые и сильные ученики при этом остаются в стороне, сдерживаясь в своем развитии. А еще есть группа школьников, мыслящих совсем «по-другому», у которых восприятие реальности идет, к примеру, кинетическим путем, им приходится труднее всего.

Критика системы Коменского

Выявленные минусы классно-урочной системы служили основанием для вполне оправданных критических высказываний в ее адрес. Польский педагог Ч. Куписевич, работая с вопросом проблемного обучения, заметил, что данная система навязывает искусственную атмосферу работы. Он также отмечал, что частая смена предметов за короткие отрезки времени не дает учащимся должной глубины знаний и погружения в предмет, отсюда и неуспеваемость. И такое явление, как второгодничество, в большинстве случаев объясняется тем, что не все дети выдерживают навязанный темп работы.

Критика системы образования еще более усилилась в конце прошлого века. Это стало толчком и для поиска новых систем обучения, и для модификации традиционной системы.

Попытки усовершенствования

Поиски и попытки перекроить классно-урочную систему образования начали предпринимать еще в XVIII веке. С первым предложением модернизации выступил английский священник А. Белль и педагог Д. Ланкастер. Они предложили систему взаимного обучения, где старшие ученики под наставлением учителя делились знаниями с младшими. Практика такого обучения применялась в Англии и Индии, но широкого распространения Белль-Ланкастерская система не получила.

Дальнейшие изыскания модернизации и развития классно-урочной системы обучения отразились в Батовской и Мангеймской системах в конце XIX века. Еще позднее американская учительница Е. Паркхерст разработала систему далтон-плана, по которой занятия с учащимися проходили индивидуально в лабораториях и кабинетах. Несмотря на полученную высокую оценку, система не смогла прижиться ни в одном государстве.

В сегодняшней практике на базе классно-урочной системы создают группы или классы учащихся для изучения предмета на выбор у конкретного преподавателя. А после экзамена класс сразу расформировывается. Такой подход к обучению позволяет максимально адаптироваться к возможностям и интересам самих учащихся, где они задают свой собственный темп.

Классно-урочная система в России

На территории Российского государства классно-урочная система вошла в практику во второй половине XVIII века. Значимый вклад в адаптацию системы к местным школам внес К. Д. Ушинский. Являясь преданным сторонником трудов Коменского, он уделил особое внимание организации школьного урока и его видам. При поддержке Екатерины Великой школьное образование стало набирать обороты. И уже к XIX веку количество учебных заведений в России значительно возрастает.

Классно-урочная система обучения прочно обосновалась в русских школах, она являлась основной формой образования на протяжении долгого времени. Попытки ее обновления отдельными учителями рождали практику нетрадиционных методов классно-урочной работы. Например, развивающее обучение Л. В. Занкова (в 1950-1960 гг.) или метод опережающего обучения С. Н. Лысенковой.

В последнее время приоритетом российского образования стала организация экспериментальных школ, которые продолжают рождаться как следствие критики классно-урочной системы обучения. Эти школы, будучи двигателями инноваций, призваны играть значимую роль в поисках лучших форм и методов образования.

  • 7. Школа и педагогическая мысль в средние века. Вклад средневековых философов в педагогическую науку (п. Абеляр, ф. Аквинский).
  • 8. Педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации. Вклад философов-гуманистов (ф. Рабле, э. Роттердамский, т. Мор,
  • 9. Педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.
  • 10. Развитие школьного образования и педагогической мысли в истории Беларуси.
  • 11. Педагогические взгляды белорусских эпохи Возрождения (ф. Скорина)
  • 14. Я.А. Коменский как основоположник педагогической науки.
  • 15. Педагогическая теория «воспитания джентльмена» Дж. Лока. Теория «естественного и свободного воспитания» ж.Ж. Руссо.
  • 16. Педагогическая деятельность и идеи и.Г. Песталоцци и Гербарта.
  • 17. Принципы природосообразности и культуросообразности воспитания а. Дистервега и Оуэна.
  • 18. Педагогические взгляды а.И. Герцена, н.А. Добролюбова,
  • 19. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 20. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 21. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 22. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 23. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 24. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в 90-е годы хх века.
  • 26. Понятие личности, ее развитие и формирование. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
  • 27. Теория возрастного развития личности. Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности.
  • 28. Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младших школьников (6-10 лет), подростков (11-14 лет). Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников в ранней юности (14-18 лет).
  • 29. Детская одаренность.
  • 30. Идея гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики.
  • 31. Понятие целостного педагогического процесса. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
  • 32. Закономерности и принципы педагогического процесса, их характеристика.
  • 33. Дидактика как теория обучения и образования. Предмет и задачи дидактики.
  • 34. Функции обучения.
  • 35. Процесс обучения: его составные компоненты и их характеристика.
  • 36. Деятельность педагога и учащегося как субъектов педагогического процесса.
  • 38. Основные направления формирования содержания образования в Республике Беларусь.
  • 39. Виды образования и их взаимосвязь.
  • 40. Концепция физкультурного образования.
  • 41. Нормативные документы, реализующие содержание образования.
  • 1. Принципы обучения как система требований к эффективному построению учебного процесса.
  • 42. Система принципов обучения и их характеристика.
  • 43. Понятие «метод», «прием» обучения. Основные подходы к классификации методов обучения.
  • 44. Сущность и содержание методов обучения.
  • 45. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и активные методы обучения.
  • 46. Выбор оптимального сочетания методов обучения. Специфика реализации методов обучения на занятиях физической культурой.
  • 47. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.
  • 2. Составляющие технологии обучения и их характеристика.
  • 3. Основные подходы к классификации технологий обучения.
  • 49. Педагогический опыт педагогов-новаторов (в.Ф. Шаталов, е.Н. Ильин, и.П. Иванов, и.П Волков, с.Н. Лысенкова, ш.А. Амонашвили).
  • 50. Понятие о видах обучения. Характеристика основных видов обучения в современной школе, их преимущества и недостатки.
  • 51. Общее понятие о формах организации учебного процесса.
  • 52. Групповые формы обучения.
  • 53. Классно-урочная система и ее характеристика.
  • 54. Педагогические требования к уроку.
  • 55. Типология и структура уроков.
  • 56. Особенности урока физической культуры.
  • 57. Внеклассная работа как форма организации учебной работы.
  • 58.Понятие о сущности педагогического контроля и оценки. Характеристика понятий «оценка», «отметка».
  • 59. Функции и формы педагогического контроля и оценки.
  • 60. Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся.
  • 61. Особенности педагогического контроля и оценки на занятиях физической культурой
  • 62. Воспитание - составляющая целостного педагогического процесса. Сущность, особенности, этапы процесса воспитания.
  • 64. Самовоспитание как высший этап процесса педагогического процесса.
  • 63. Характеристика основных принципов воспитания в их специфике и взаимосвязи.
  • 65. Понятия о методах и приемах воспитания. Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса.
  • 66. Система общих методов воспитания, их классификация.
  • 67. Понятие о средствах воспитания и самовоспитания.
  • 68. Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы.
  • 69. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.
  • 75. Понятие «умственное воспитание», его содержание и сущность, место и роль в решении задач всестороннего развития личности.
  • 3. Возможности двигательной деятельности в решении задач умственного воспитания.
  • 77. Понятие о мировоззрении. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.
  • 78. Назначение и функции мировоззрения. Основные виды мировоззрения.
  • 79. Основные пути и средства формирования мировоззрения личности.
  • 80. Нравственное воспитание – одна из важнейших составляющих всестороннего развития личности. Цель, задачи нравственного воспитания.
  • 53. Классно-урочная система и ее характеристика.

    Классно-урочная система обучения – организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), – классы, а ведущей формой обучения является урок. Особенности и признаки классно-урочной системы обучения:

      основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок;

      урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя;

      ведущая роль учителя состоит не только в организации процесса передачи и усвоения учебного материала, но и в оценке результатов учебы учащихся и уровня обученности каждого ученика, а также в принятии решения о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине в конце года;

      класс - это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не изменяется) ;

      класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий;

      для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы дня;

      учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый учебный день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями;

      учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине;

      обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов.

    Урок традиционно является основной формой обучения. Он представляет собой завершенный, целостный элемент как во временном, так и организационном отношении в системе учебно-воспитательного процесса. Представляет собой универсальную систему взаимодействия учителя и учащихся, работающую на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, развитие их способностей, нравственно-духовное и физическое совершенство. Урок – это дидактическая конструкция, в которой в единстве и взаимосвязи представлены цель и результат, организационная форма и содержание, субъект и объект общения, личностные и профессиональные качества учителя, его мастерство и творчество, процесс и методическое обеспечение, предназначенные для реализации целей и задач обучения, развития и воспитания.

    В педагогической науке существуют различные мнения о преимуществах и недочетах классно-урочной системы, например выделяют такие преимущества и недочеты:

    54. Педагогические требования к уроку.

    При конструировании урока необходимо соблюдать условия и правила его организации, а также требования к нему. Под условиями понимается наличие факторов, без которых невозможна нормальная организация урока. Анализ учебного процесса позволяет выделить две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические. В группе социально-педагогических можно отметить соблюдение следующих важных условий:

    1) наличие квалифицированного, творчески работающего учителя;

    2) наличие коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией и мотивацией к учению;

    3) наличие необходимых средств обучения;

    4) доверительные отношения между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении.

    В группе психолого-дидактических можно указать следующие условия:

    1) соответствие уровня обученности учащихся программным требованиям;

    2) наличие обязательного уровня сформированности мотивов учения и труда;

    3) соблюдение дидактических принципов и правил организации учебного процесса;

    4) применение активных форм и методов обучения.

    Вся совокупность требовании к учебному процессу, в конечном счете, сводится к соблюдению дидактических принципов обучения: воспитывающего и развивающего обучения; научности; связи теории с практикой, обучения с жизнью; наглядности; доступности; систематичности и последовательности; самостоятельности и активности учащихся в обучении; сознательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков; целенаправленности и мотивации обучения; индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

    Кроме основных правил, вытекающих из дидактических принципов, обучающий при подготовке урока руководствуется и методическими правилами организации урока, основанными на логике процесса обучения, принципах обучения и закономерностях преподавания. При этом следует:

      определить общую дидактическую цель урока, включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие;

      уточнить тип урока и подготовить содержание учебного материала, определив его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся;

      определить и детализировать дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;

      выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами;

      определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения;

      стремиться поставленные дидактические задачи решать на самом уроке и не переносить их на домашнюю работу.

    Когда говорят о требованиях к уроку, как обычно, сводят их к обязанности соблюдения всей совокупности отмеченных выше правил. Тем не менее, отметим, что наиболее значимыми требованиями к уроку являются его целенаправленность; рациональное построение содержания урока; обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения; разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.

    "

    Форма обучения – это способ и характер взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся между собой. Исторически формы организации обучения формировались в недрах первых форм организации зарождающегося человеческого сообщества и его институтов воспитания. Самыми первыми формами организации обучения, исторически сложившимися, были коллективные и индивидуальные, просуществовавшие в разных вариантах до XVI в. Эти формы предполагали работу учителя либо с отдельным учеником индивидуально – на дому у ученика или на дому у учителя, либо с некоторым коллективом разновозрастных детей в различных условиях локации. Однако эти формы оказались неэкономичны и непригодны для системы массового образования, которые под воздействием становящегося машинного производства в XVII в. складывалась в качестве основы национальных систем образования в разных странах Европы. В новой Европе в условиях формирования национальных государств стремительно нарастала потребность в массовом образовании, что привело к появлению новой формы обучения – классно-урочной системе. Эта система просуществовала до нашего времени и остается основной формой организации процесса обучения в различного рода образовательных учреждениях.

    Главные особенности ее и три важнейших теоретических элемента были сформулированы и обоснованы в XVII в. отцом дидактики Я. А. Коменским.

    • 1. Все ученики, наполняющие данный класс, должны быть примерно одинаковы по возрасту и уровню подготовленности.
    • 2. Основной формой организации является урок как законченная единица времени (40–45 мин).
    • 3. Все содержание образования делится на отдельные предметы, а весь период обучения – на учебные годы, четверти и дни, включая каникулы, сами же занятия ведутся по единому плану и расписанию.

    Появление единой классно-урочной системы совершило революцию в организации системы образования, сравнимую по своему значению с изобретением колеса в технике, поскольку раскрыла возможности организации экономного обучения на основе принципов всеобщности.

    До сего времени не стихают споры о достоинствах и недостатках классно-урочной системы среди и теоретиков, и практиков образования. Достоинства и недостатки классно-урочной системы представлены в табл. 3.5.

    Таблица 3.5

    Достоинства и недостатки классно-урочной системы

    Именно указанные недостатки классно-урочной системы на протяжении уже нескольких столетий являются предметом критики и составляют почву для поиска новых форм обучения, которые начались уже в XVIII в. на основе развития достоинства данной системы. Одними из первых серьезных успехов достигли священник Белл и педагог Ланкастер, которые на основе введения новой организационной формы обучения – групповой – существенно увеличили достоинства классно-урочной системы за счет разрешения недостатков. Таким разрешением недостатков стало введение групповой формы поэтапного обучения группой старших школьников младших. Такая система давала возможность учителю обучать до 100 учеников единовременно, чем решала проблему массовости обучения на самом первом уровне элементарного обучения, но теряла в качестве на уровнях дальнейшего обучения. Сегодня ее отголоски проявляют себя в формировании новых форм дошкольного образования и школьного образования на основе организации разновозрастных групп.

    Следующим этапом модернизации классно-урочной системы явилось создание мангеймской системы, время рождения которой – конец XIX – начало XX в. Ее отличительной особенностью стала дифференциация класса по составу учащихся с учетом уровня индивидуальных способностей и успешности учебной деятельности учеников. Появились основные классы для детей, имеющих средние способности, и другие классы для малоспособных, а над всеми этими классами располагались классы для наиболее способных, которые в будущем без всяких оговорок могут продолжать обучение на следующей ступени. Несмотря на справедливую критику, связанную с изолированностью учащихся каждой группы и искусственной задержкой развития тех детей, которые нс попадали в элитную группу, сам принцип коллективной дифференциации до сей поры является одной из форм организации обучения в современной системе образования. Эта организационная форма присутствует как в виде создания классов и школ для особо одаренных, классов и школ с углубленным изучением отдельных предметных дисциплин или научных направлений, классов и школ общего среднего образования, а также создания коррекционных классов и школ и системы специального образования.

    В начале XX в. появилась новая форма организации учебной деятельности, автором которой стала ученица американского педагога и психолога Д. Дьюи Елена Парк- хест, разработавшая и реализовавшая в школе города Дальтон новую форму обучения – индивидуально-групповую (Дальтон-план). Наиболее значимыми элементами обучения в этой форме обучения оказались индивидуализированные лабораторные занятия, система которых позволяла приспособить теми обучения всех к реальным способностям учеников, приучала их к самостоятельности, развивала инициативу и вовлекала в поиски рациональных методов обучения. Всевозможные трансформации индивидуально-групповой формы обучения вскоре стали основой модернизации организационных форм обучения в разных странах:

    • – метод учебных единиц (за основу в качестве учебной единицы берется тема, а не время как форма организации и не урок как форма работы);
    • – бригадный метод (задания выполняются бригадой учеников совместно не только во время урока);
    • – метод проектов (в основе работы лежит выполнение практического задания как законченного индивидуального или совместного проекта);
    • – метод работы в динамических учебных парах (разные типы заданий выполняются изменяющимися по составу парами учащихся после их инструктажа педагогом в форме взаимного обучения учащихся).

    Все эти формы по своей сути оставались вариациями классно-урочной системы, развивающими ее достоинства за счет разрешения тех или иных выявленных недостатков.

    На рубеже XV и XVI столетий в Европе наблюдается всплеск новых потребностей в образовании. Они вызваны развитием различных отраслей, ремесел и торговли, повышением роли духовной жизни - возрождением в литературе, искусстве, архитектуре, науке. Все это повлекло за собой возникновение массового обучения детей. Возникла концепция коллективного обучения, которая впервые была применена в братских школах Белоруссии и Украины (XVI век) и стала зародышем классно-урочной системы обучения. Теоретически эта система была обоснована и широко популяризировалась в XVII веке Яном Амосом Коменским. В настоящее время эта форма организации обучения, претерпевшая значительную модификацию и модернизацию, является преобладающей в школах мира, несмотря на то, что классу и уроку как дидактическим понятиям уже более 350 лет.

    В чем суть классно-урочной системы как специфической формы организации учебной работы? Ответ на этот вопрос содержится в тех особенностях, которые присущи этой системе. Важнейшими из них являются:

    • учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
    • класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
    • основной единицей занятий является урок, структура которого остается неизменной: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка;
    • урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся работают над одним и тем же материалом;
    • работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

    Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены или, точнее, перерывы между уроками, это тоже признаки классно-урочной системы.

    Классно-урочная система обучения со дня ее обоснования и по настоящее время занимает умы ученых-педагогов всего мира. Она подвергнута обстоятельному анализу и описанию со всеми своими достоинствами и недостатками в многочисленных фундаментальных трудах по дидактике и методикам преподавания отдельных учебных предметов, а также в трудах по педагогической психологии. Авторы этих трудов едины в том, что классно-урочная система обучения по сравнению с индивидуальным обучением имеет ряд преимуществ.

    Ее достоинства : четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса; простое управление им; возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения; экономичность обучения, поскольку учитель работает одновременно с достаточно большой группой учащихся, создает условия для привнесения соревновательного духа в учебную деятельность школьников и в то же время обеспечивает систематичность и последовательность в их движении от незнания к знанию.

    Отмечая эти достоинства, нельзя не видеть в этой системе и ряд существенных недостатков, а именно: классно-урочная система ориентирована в основном на среднего ученика, создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных; создает для учителя трудности в учете индивидуальных особенностей учеников в организационно-индивидуальной работе с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими учащимися и др.

    Работа в навязанном темпе, отмечала Е. Паркхерст в своих критических высказываниях в адрес классно-урочной системы, это неволя, это лишение ученика свободы работать в соответствии со своими способностями. Классно-урочная система, как справедливо отмечает Ч. Куписевич, навязывает учащимся искусственную организацию работы, принуждает к частой смене предметов в течение коротких отрезков времени, в результате чего учащиеся не могут довести начатые дела до конца, продумать их, углубить свои знания. Звонок, этот типичный атрибут классно-урочной системы, не только определяет время работы и отдыха детей, но и в конце года отмеряет время, за которое они должны суметь дать отчет о своих успехах за целый год учебы. В итоге одни учащиеся переводятся в следующий класс, а другие - пусть слабые только по какому-либо одному предмету - остаются на второй год, хотя при лучшей организации работы они могли бы с успехом устранить имеющиеся пробелы. В немалой степени второгодничество обязано также жесткости расписания еженедельных занятий в школе, навязывающего всем детям одинаковый темп работы независимо от их возможностей.