Что диктует творческие рамки. Серавин А. И. Исследование творчества. Возможность определения творчества. Как размыть изображение в Canva

Требования юных зрителей - сложный путь

Экскурсия начинается во дворе театра. Справа высится новое здание, которое уже совсем скоро будет принимать гостей на премьерные спектакли. Слева — вагончики строителей и ограждения. Как раз на этом месте планируется возводить третью очередь с главным входом в театр и центральным вестибюлем, которая объединит весь комплекс: первую, вторую очереди и реконструируемое существующее здание.

- Когда начнутся работы по третьей очереди?

Мы знаем к чему стремиться. Проект в завершающей стадии. Мы выполнили архитектурное решение и концепцию дизайна основных помещений. Альбом с концептуальными решениями интерьера согласован с руководством театра, с министерствами культуры и строительства. Раздел "Архитектурные решения" сделан в полном объеме. Остальные разделы, которые выполняла организация из Санкт-Петербурга СЗИТ НИИ ПРИИ, практически готовы.

В сентябре на открытие второй очереди театра приезжал заместитель министра культуры РФ Николай Малаков. Он сказал, что в настоящее время, когда уделено так много внимания молодежным площадкам, форумам, студиям, театрам, проект третьей очереди как раз то, что необходимо. В Самаре уже открыта эта тема, поэтому необходимо третью очередь "СамАрта" завершать.

- Проект третьей очереди уже есть. Многие его разделы прошли экспертизу. Что еще необходимо, чтобы проект был отдан в работу?

Необходима доработка раздела "Конструктивные решения". Конструктивная часть очень важна и содержит в себе сложную задачу реконструкции существующего здания над залом, где планируется разместить в том числе инженерные системы. Реконструкция связана с тем, что будет решаться новая идеология внутреннего пространства.

- Когда строительство третьей очереди будет завершено говорить еще рано. Но от чего зависят эти сроки?

Все зависит от бюджета. Ведь это бюджетный объект. Тут требуются совместные действия министерств строительства и культуры. Исполняющий обязанности министра культуры Сергей Филиппов очень внимательно относится к этому проекту. Собственно, также к нему относятся и строители, и актеры, и руководители театра, и губернатор. Сейчас у всех интересы сошлись.

- Новое и существующее здание будут как-то взаимодействовать или останутся разделены?

Каждая очередь может функционировать отдельно. Но между всеми залами есть связь. Даже есть задумка, чтобы сделать спектакль, перетекающий из одного зала в другой. Это должно быть интересно и позволит задействовать все площадки. Главный зал может использоваться и фрагментарно, что дает новые возможности. Важным элементом третьей очереди станет внутреннее дворовое пространство, где тоже могут проходить действия. Главным элементом этого двора будет стеклянная стена. На стену- витраж можно будет проецировать какую-либо информацию или, например, образы старой Самары.

Это довольно сложный проект. Хотелось сделать не просто объект, а именно театр с большими возможностями для детей, молодежи и взрослых. Они сегодня выставляют новые требования к технологиям и средствам выражения. С вводом второй очереди появились новые перспективы в реализации самых смелых идей.

Импортозамещение и свет

- В новом театре несколько буфетов. При этом на первом этаже буфет достаточно большой, в нем много различных светильников и есть экраны. Расскажите о своих идеях по этим пространствам?

На первом этаже буфет рассчитан более чем на 49 человек. На втором буфет поменьше. У нас все строго по расчету, ведь проект бюджетный, что диктует свои рамки. В буфете на первом этаже особое внимание уделили свету. Получилось, что пространство может легко меняться с помощью разного освещения. Это театр, и каждый раз он может меняться, давать новую картинку. В интерьере есть интересные элементы. Например, над стойкой находятся индивидуальные светильники из ржавых гнутых труб. Фактура естественная, трубы обрабатывались кислотой. Таких приемов применено очень много.

- Проект интерьера менялся несколько раз и достаточно кардинально. Что планировалось изначально?

Сначала у нас был вариант с применением элементов фирмы OVA. Это "облака", ламели, всевозможные принты со встроенными светильниками, специальные конструкции и прочее. Хотелось, чтобы потолки были трансформирующиеся и можно было что-то менять, добавлять. Изначально планировалось много импортных материалов, но они практически все были заменены на отечественные, что оказалось к лучшему. Были выполнены новые интерьеры. Театр современный, и интерьеры были продуманы в современной стилистике. Для вестибюля и фойе, где рассчитывается массовое прибывание людей, конструкции выполнены из негорючих материалов. Потолки — из металлических съемных кассет, из просечки, из нержавеющей стали разной конфигурации. По металлическому каркасу с подвесами на тросах рамки-треки с возможностью мобильного расположения светильников. Есть подсветки балок, колонн, фрагментов. Стены выполнены в разных видах декоративных покрытий под бетон.

Стиль и современность

- Можно обозначить конкретный стиль, в котором сделан интерьер театра?

Вопрос сложный. Есть и минимализм, и хай-тек, и лофт. Думаю, что интерьер ближе всего к этим направлениям. Это дает возможности для различных манипуляций с пространством. На третьем этаже есть помещение, которое резко отличается от всего остального. Это классический интерьер — мини-конференц-зал для гостей, встреч с журналистами.

- Эти стили диктуют работу с определенными материалами. Но и особенности театра, где часто проходят детские спектакли, тоже ставили определенные творческие рамки. Как вы работали в таких условиях?

Нами были предложены специальные антивандальные материалы, которые нужны в местах большого скопления людей, особенно детей. Это арт-бетон, декоративный бетон, клинкерная плитка. Все это хорошо в эксплуатации. Облицовка колонн выполнена из гнутых металлических кассет. Просечки защищены декоративными поручнями-отбойниками. Сделан высокий плинтус из плитки с металлической просечкой. Все углы обрамлены металлическими элементами. Стремились максимально учесть в проекте все условия.

- Интерьер театра, где использованы приемы таких стилей, могли бы получиться мрачными. Какие решения были приняты, чтобы избежать этого?

Интерьеры получились совсем не мрачные. Было несколько приемов. Например, в вестибюлях есть общий, направленный, рассеянный, композиционный и акцентный варианты освещения. Другой свет — другой интерьер. Декоративные покрытия на стенах практически все с добавлением приглушенного блеска. Это придает легкость брутальным бетонам. В монохромном интерьере предусмотрены диваны с разноцветными сидениями. Полы выполнены в серой гамме с элементами потертости, оживляются вставками из плитки под ржавчину. Шторы в виде жалюзи могут быть использованы в нескольких комбинациях. Сделаны были индивидуальные надписи — таблички. Все потолки, колонны, укрытия коммуникаций выполнены из нержавеющей стали, которая дает эффект зеркала. На стенах — экраны. Все фермы-треки несущие — на них можно вешать экспозиции, ткани-декорации. Они позволяют легко оформлять выставки, например, детских рисунков.

- Уже больше десяти лет тянется история с проектом "СамАрта". За это время поменялось очень многое. Поэтому вопрос об актуальности интерьерных решений стоит весьма остро.

Здание современно, несмотря на большие временные периоды проектирования и строительства. Недалеко от Парижа находится город Авиньон. Там есть фестивальный театр, сделанный с такими же параметрами зала, как и "СамАрт". Но наше здание начало строиться гораздо раньше французского. И проект "СамАрта" намного сложнее. Интерьеры театра делались, когда коробка здания была готова. Они актуальны по отзывам режиссеров и актеров, и это было отмечено гостями разных уровней на открытии второй очереди.

Власть и стандарты

- История с "СамАртом" очень затянулась. И всех интересует, в чем была истинная причина столь долгих сроков.

Был ряд причин: бюджет, изменение нормативных документов. Первая экспертиза была пройдена в 2004 году. Было еще две экспертизы в связи с изменением норм и технического задания на проектирование. Последние изменения были выполнены перед самой сдачей объекта.

За время, пока велись работы над "СамАртом", в регионе уже несколько раз менялась власть. Как проект поддерживался при различных политических силах?

Бывший губернатор Николай Меркушкин долго откладывал посещение "СамАрта", но он был в курсе как обстояли дела. В итоге он посетил театр и поддержал нас. Дмитрий Азаров очень внимательно отнесся к строительству театра. Всегда с его стороны было понимание важности этого объекта и поддержка. Его внимание и интерес позволили ускорить сдачу объекта в эксплуатацию.

- Проект "СамАрта" это большой труд целой команды архитекторов. Кто над ним работал?

Автор идеи проекта здания театра "СамАрт" Анатолий Баранников. Я являюсь ГАПом и автором интерьерных решений. Все решения обсуждались и принимались при участии руководства театра Сергея Соколова и Николая Матвеева. Они ставили задачу, задавали вопросы. Мы решали, придумывали, реализовывали. Одна я не смогла бы справиться с таким большим объектом. С самого начала и по настоящее время на всех этапах над проектом театра работал ведущий архитектор Александр Варенов. Визуализацию интерьеров делали Дмитрий Хорошайло и Марина Хорошайло. Рабочими планами занималась Анися Мингуллова. Помогали молодые специалисты.

- Вся эта работа — большой труд. И на нее требовалось время и силы, которые архитекторы могли бы потратить на более коммерчески выгодные проекты. Не хотелось все бросить?

Сил действительно потрачено очень много. Приходилось иногда очень долго засиживаться над чертежами. Но это очень интересная работа. На каких-то этапах многое выполнялось "с листа". Но бросить - нет! Многое было сделано гуманитарно. Однако такие объекты бывают совсем нечасто. Вкладывались силы и чувства. Это как "дитя". Знаком каждый элемент, каждый уголок здания, каждая ступенька. При выполнении интерьеров кое-что корректировалось по месту. Особенно после изменений по архитектуре и смежным разделам. Очень волнует судьба здания. Остался один шаг до завершения всего комплекса.

- Старое здание "СамАрта" это бывший проект Анатолия Баранникова — кинотеатр "Тимуровец". Останется ли что-то от его проекта?

Анатолий Иванович тогда только окончил институт. Он был автором "Тимуровца", поэтому, конечно, эта тема нас очень трогает. Внешне от кинотеатра ничего не останется, но сохранятся залы и часть вестибюля с реконструкцией и трансформацией.

За кулисами

- Что было сделано для артистов? Чем новое пространство отличается от того, что было?

В первой очереди для актеров были выполнены грим-уборные, во второй очереди они продолжились. Грим-уборные со всеми удобствами, диванами, с удобными местами для подготовки к спектаклям. Главное для актеров — это новое пространство залов и сцены. По периметру зала - коридор-галерея с возможностью выходов в любом необходимом месте в зал и из зала. В закулисной части много вспомогательных помещений: парикмахерская, зона отдыха, костюмерные, цеха, лифты для декораций.

В галерее есть стена, где видна кирпичная кладка. Расскажите про это дизайнерское решение.

Галерея — это история. Изначально этот кусок с открытой кирпичной кладкой не был задуман. Здание долго "было заморожено", и в каких-то местах штукатурка просто отошла фрагментами. Мне пришла идея оставить это с минимальными корректировками и покраской. Здесь можно делать какие-то выставки — старые афиши, фотографии.

- Сейчас, когда театр вот-вот представит премьеру в новом зале, можете сказать, все ли из задумок у вас получилось?

Концепций было много. Но мы вынуждены считаться с бюджетом и состоянием инженерных сетей. Мы сделали то, что планировали в определенных рамках. Удалось выполнить при поддержке театралов интерактивные стены, задник - тонкий экран, потолочные светильники — мини-компьютеры и многое другое. Это придало выразительности интерьерам.

- Ваша дочь тоже успешный архитектор и работает в Москве. У нее была возможность увидеть вашу работу и сказать какие-то комментарии по ней?

Да, она видела проект, и ей он понравился. Она автор очень интересного с похожей функцией инновационного молодежного центра в городе Калуге. Поэтому нам было о чем поговорить и посоветоваться. Я тоже была на ее объекте. Я в восторге. Есть чем гордиться.

Картинка стоит тысячи слов. Эта старая заезженная фраза как никогда актуальна, когда речь заходит о привлечении внимания аудитории. Потому что факты есть факты – многочисленные исследования подтверждают, что изображения привлекают внимание людей.

Специалисты компании HubSpot, производящей софт для маркетологов, собрали интересную статистику, которая показывает, насколько мощным средством коммуникации может быть визуальный контент:

  • Статьи с тематическими иллюстрациями получают на 94% больше просмотров, чем веб-страницы с текстом без изображений.
  • Люди запоминают информацию лучше, если данные проиллюстрированы (от услышанного в памяти остается всего 10%, но если контент был аудиовизуальным, человек даже через три дня способен воспроизвести 65% полученной информации).
  • У визуального контента в 40 раз больше шансов стать вирусным и разойтись по социальным сетям.

В дизайне визуальные образы значат крайне много, их роль трудно переоценить. Изображения помогают сделать практически любой проект более эффективным и запоминающимся. И если дизайнер хочет, чтобы его работа выделялась на фоне других похожих проектов, то он должен хорошо позаботиться о визуальном содержании.

Неважно, используются собственные фотографии или изображения берутся со стоков, перед использованием их в проекте нужно убедиться, что с ними все в порядке. Размер, композиция, цветопередача, баланс белого – важно буквально все. А чтобы упростить себе работу, все корректировки можно сделать в сервисе Canva.

Кадрирование: фокусировка на главном и композиция

Кадрирование – один из самых лучших способов улучшения картинки. Обрезка поможет удалить ненужные или отвлекающие элементы кадра, улучшить композицию и выделить самое главное.

Внимание! Если вы решили кадрировать изображение, не спешите удалять слишком много, действуйте постепенно. Если картинку кадрировать слишком сильно, то можно потерять много важного. Кроме того, сильный кроп уменьшает качества и разрешение картинки. В результате, если такую сильно урезанную картинку вдруг придется увеличить, она распадется на пиксели.

Есть сравнительно безопасный способ кадрирования – это правило третей. Исходное изображение делится на три части по вертикали и горизонтали, в результате чего поверх картинки появляется решетка из двух горизонтальных и двух вертикальных линий. Вот, смотрите:

Как кадрировать в Canva:
  • Нажмите на изображение, которое нужно кадрировать
  • В строке выпадающего меню выберите «Crop»
  • Над изображением появится рамка с маркерами по углам, потянув за которые, можно выстроить новый кадр, убрав ненужные части картинки
  • Когда работа будет закончена, подтвердите изменения, нажав на галочку над изображением

Кадрирование в Canva можно повторять сколько угодно, пока вы не добьетесь нужного результата. Если не получилось с первого раза, просто опять откройте исходник и попробуйте все снова.

Размытие: улучшение фоновых изображений

Иногда изображения нужно выделять, но бывают случаи, когда они не должны быть в центре внимания. Как не удивительно, но порой картинка хорошо работает в роли «закадрового голоса». Ну, вы поняли, что речь идет о фоновых изображениях.

Фотографии, особенно хорошие, могут украсить любой дизайн. Но так как чаще всего получается, что текст размещен поверх фоновой иллюстрации, то возникает проблема – из-за множества мелких деталей на фото, контент плохо читается.

Что можно сделать в таком случае? Как вариант – применить к картинке эффект размытия. В результате фон станет мягче и лаконичнее. Если не слишком увлекаться блюром, то в фоновой фотографии удастся сохранить узнаваемые образы, которые будут работать на создание общего впечатления.

Используя размытие, можно создавать почти абстрактные фоны с мягкими переходами цветов или образы с неопределенными формами. Это неплохое решение, если дизайну нужно придать немного динамики. Картинка при этом смотрится гораздо лучше чем просто однотонный фон и при этом лишена всех отвлекающих внимание деталей.

Как размыть изображение в Canva
  • Откройте нужное изображение
  • В строке выпадающего меню найдите пункт «Filter» (Фильтры)
  • В левом нижнем углу появившейся палитры нажмите пункт «Advanced Options» (Дополнительные возможности»
  • Ползунок «Blur» (Размытие) третий снизу. Перемещая его, можно управлять настройками эффекта.

Иногда случается, что в редакторе ничего не происходит. Чтобы убедиться, что изображение было размыто, нужно кликнуть в стороне от изображения и посмотреть, что изменилось. Но чаще все работает нормально и можно сразу увидеть, как работает блюр.

Насыщенность: изменение интенсивности оттенков

Фотографы и дизайнеры часто экспериментируют с насыщенность, чтобы немного приглушить или усилить оттенки цвета. Чем менее насыщенным будет цвет, тем ближе он к серому оттенку. Если взять и полностью обесцветить картинку, то получится обычное черно-белое изображение. И если уменьшение насыщенности сравнительно безопасно, то с усилением нужно быть очень осторожным – слишком яркие цвета могут смотреться неестественно.

Как изменить насыщенность в Canva:
  • В выпадающем меню выберите «Фильтр»
  • Нажмите пункт «Дополнительные настройки»
  • Ползунок «Saturatoin» (Насыщенность) третий сверху
  • Перемещайте ползунок влево или вправо от центра, чтобы найти подходящий вариант.

Контраст: работа со светом и тенью

Усиление контрастности часто используется для создания драматического эффекта. Усиление контрастности делает тени более глубокими, а светлые элементы изображения выглядят намного ярче. Если же уменьшить контрастность, то картинка станет более монотонной. Как и в случае с насыщенностью, слишком много контраста – это не всегда хорошо. Некоторым изображениям контрастность идет на пользу, но увлекаться этим приемом не стоит, особенно, если исходное изображение достаточно хорошего качества.

Работа с контрастностью в Canva:
  • В выпадающем меню зайдите в «Фильтр»
  • Контрастность – второй ползунок сверху
  • Перемещая ползунок вправо, вы можете сделать изображение более контрастным. Если сместить маркер влево, то оттенки станут приглушенными.

Яркость

Далеко не все могут с уверенностью сказать, стоит ли делать изображение более или менее ярким. Слишком светлая картинка может потерять часть своего содержания, такого же эффекта можно добиться, сделав фотографию менее яркой.

В любом случае экспериментировать с яркостью лучше всего на качественных изображениях, так как сделав его чуть ярче или темнее, можно добиться нужного результата. Если же исходник так себе, лучше его вообще не трогать. Нужно иметь в виду, что любое редактирование меняет изображение, но яркость – самый опасный эффект. Малейшая ошибка – и изображение станет разбалансированным. Так что работать с яркостью лучше тогда, когда есть точная уверенность в необходимости этой манипуляции.

Работа с Brightness (Яркостью) в Canva
  • Кликните по изображению, которое вы хотите изменить
  • В меню выберите «Фильтр»
  • Яркость – это самый верхний ползунок
  • Перемещайте маркер влево или вправо, меняя уровень освещения
  • Перемещение вправо делает картинку ярче, а сдвинув ползунок влево, можно затемнить изображение.

Другие способы улучшить ваши изображения

Фильтры . Благодаря Instagram и другим приложениям, фильтры стали очень популярным инструментом для редактирования фотографий. Фильтры чаще используются для добавления к изображению «художественного» эффекта. Но при умелом использовании правильно подобранный фильтр способен значительно улучшить исходную картинку. В меню Canva есть много предустановленных фильтров, где можно путем перебора вариантов найти максимально подходящий эффект и затем применить его к изображению.

Композиция . Любой дизайн-проект основан на сетке – это основа композиции. В Canva можно создавать композицию из нескольких изображений. Самый простой способ – выбрать подходящий шаблон в разделе «Макеты» и заполнить его собственными изображениями.

Рамки . Иногда нужно добавить к изображению рамку, простую или декоративную. Рамки могут быть самыми разными: большими и маленькими, цветными и нет, круглыми или квадратными. Если дизайн диктует, чтобы картинка была в рамке, все что нужно, можно найти в графическом онлайн-редакторе Canva.

Наслоение или оверлей . Размытие – один из основных способов приглушения фона для лучшей читаемости текста. Но можно добиться примерно такого же результата, не меняя резкости фонового изображения. Данный способ называется оверлей – поверх исходной картинки накладывается еще один слой нужного цвета, после чего нужно поиграть с его прозрачностью. В результате можно не только сделать текст более читаемым, но и изменить цветовой тон фонового изображения.

Типографика . До этого момента речь шла о работе с изображениями. Но текст также часто является частью иллюстрации. Можно ли работать с текстом в редакторе Canva? Разумеется, да, для этого есть все необходимое. Вы можете добавить свой собственный заголовок, подзаголовки и основной текст, менять начертание и размер шрифта. В Canva также есть несколько предустановленных вариантов текстового оформления и более ста различных шрифтов, список которых можно пополнить, загрузив их со своего компьютера.

Этот краткий список шаблонов я составил, ссылаясь на снимки из путешествий, которые я сделал в течение последних нескольких недель. Список не исчерпывающий, но он содержит композиционные приёмы, которые я использую чаще всего.

Начнём с основ:

Базовые шаблоны по фотокомпозиции

Правило третей с чистым фоном

Простой и эффективный способ выделить субъект съёмки и привнести динамику в кадр. Размещение по правилу третей для динамичности (размещение посередине для статичных сцен) и чистый фон помогут взгляду зрителя сосредоточиться на главном объекте, а не блуждать в кадре. Фон может быть простым, например, обычная стена, или можно расфокусировать задний план. В идеале следует подобрать такие цвета между объектом и фоном, которые хорошо работают вместе и дополняют друг друга.

Правило третей при сбалансированном фоне

Если вы хотите привнести в изображение больше повествования, попробуйте найти фон, который будет уравновешивать объект. Помогите глазам зрителя переключаться между объектом и фоном. При этом всё так же важно сохранять задний план неперегруженным деталями, чтобы они не вносили путаницу и не перетягивали внимание на себя.

Правило третей с оживлённым передним планом

Этот полезный шаблон вдохновлён фотожурналистикой. Он поможет добавить в изображение ощущение действия. Насыщенный передний план в снимке вызывает ощущение динамичности и помогает скрыть хаотичный фон.

Динамическая диагональ

Очень простой, но эффективный шаблон, который прекрасно работает, когда имеем дело с действием. Диагонали в гораздо большей степени, чем прямые линии, увеличивают динамический эффект и направляют взгляд зрителей через изображение.

Обрамление кадра

Нет нужды представлять этот популярный приём композиции, который также называют «кадр в кадре». Это эффективный способ привлечь взгляд зрителей к определённому элементу изображения.

Обрамление кадра людьми

Здесь немного сложнее, но по-прежнему эффективно, преимущественно при использовании широкоугольных объективов. Идея заключается в том, чтобы использовать людей в качестве естественной рамки для главного объекта, а также создать направляющие линии для большей динамики.

Правило 10-ой части

На этот раз идея состоит в том, чтобы создать ощущение пустоты в большей части картинки для более драматического результата. Приём хорошо работает с силуэтами или с тёмно-синим небом. В основном, пустое пространство в картинке добавляет драмы.

Треугольник

Будучи самой простой формой, треугольник помогает глазам зрителей следовать за тремя основными элементами, заполняющими кадр. Обратите внимание, здесь важно действительно заполнить кадр элементами и не оставлять бесполезное пустое пространство.

Размещение посередине

Один из моих любимых приёмов: размещать объект съёмки в центре с симметричным разделением заднего плана. Это придаёт изображению ощущение простоты и сбалансированности. Отсутствие динамики идеально подходит для спокойных и мирных сцен, но лично я предпочитаю нарушать это спокойствие и предсказуемость динамичным движением объекта съёмки.

Портрет: «взгляд в кадре»

Когда портретируемый человек смотрит в сторону, это создаёт в изображении напряжённость, которая направляет взгляд зрителя к обеим сторонам снимка.

Гильотина

Здесь идея заключается в удалении головы субъекта съёмки из состава кадра. Это делается, чтобы увеличить акцент на других элементах: на руках, ногах, инструментах и т.д. Внимание людей в первую очередь автоматически притягивается к глазам. Поэтому, обрезав голову (а значит и глаза), вы притянете внимание к остальной части изображения. Необязательно удалять всю голову, достаточно убрать глаза.

Хотя подобные шаблоны помогают быстрее принимать решения, когда действие происходит быстро, они способны блокировать ваш творческий потенциал.

Часто в путешествиях я сталкивался с продвинутыми фотографами, у которых случался временный застой в творчестве. Они знают всё о настройках фотокамеры и об элементарных правилах композиции, но им сложно выйти за рамки своих привычных изображений. Просматривая их портфолио, мне на ум приходит одно слово – «предсказуемость». Листая снимок за снимком, я вижу одни и те же шаблоны. Фотографии, конечно, очень хорошие, но в них отсутствует оригинальность из-за преизбытка этих шаблонов.

Поэтому благоразумный фотограф использует шаблоны, чтобы быть быстрее и эффективнее, но с оригинальностью приспосабливает их к каждой конкретной ситуации или моменту.

Кроме того, важно продолжать создавать новые шаблоны, от которых можно отказаться в любое время. Это помогает фотографу развиваться и сохранять оригинальность.

Если вы хотите улучшить свои фотографии, просмотрите свои работы: какие шаблоны вы в них видите? Не излишни ли они? Не слишком ли их много в ваших снимках? Если слишком упорно следовать своим шаблонам, то в итоге вы будете снимать самые «предсказуемые» композиции снова и снова.

Когда вы смотрите на свои любимые изображения, чем они отличаются от других? Как вы умудрились сломать привычные шаблоны и придумать более оригинальные изображения?

Что же нам делать, чтобы порвать со своими привычными шаблонами и придумать более креативные изображения?

Освободиться и креативничать

Изучение работ других фотографов

Самый простой способ – присмотреться к работам других фотографов. Когда вы видите изображения коллег, которые вас цепляют, посмотрите и проанализируйте снимки. Постарайтесь понять, какая часть композиции вызывает ощущение, что это изображение особенное? Нам всем есть чему поучиться, глядя на чужие работы, так что это хорошее начало.

В продолжение этой идеи, почему бы не посетить курсы фотографирования в незнакомой для себя области? В начале этого года я участвовал в семинаре по документальной фотографии в Малайзии. Это мероприятие открыло мне двери в новый мир. Будучи профессионалом в сфере туристической фотографии, я никогда не представлял себе ничего подобного.

Взгляните по-новому

Существуют инструменты, используя которые, можно по-новому взглянуть на вещи. Самый важный из них – свет. Сосредоточившись исключительно на нём (и на тени), вы можете начать видеть вещи по-другому. Если свет приходится лишь на определённую часть объекта съёмки, можно удалить ту часть, что в тени, и композиция тут же изменится. Сосредоточившись на свете, мы забываем о своих шаблонах и следуем лишь линиям и направлениям, которые дают нам лучи света.

Изменения к лучшему

Ещё я нахожу очень полезным изменить ситуацию с точностью до наоборот, когда подставляем своё изображение. Вместо того чтобы спросить себя, что я хочу включить в кадр, сосредоточьтесь на тех элементах, которые вам не нужны, и вы хотели бы исключить.

Этот подход дополняет метод, в котором для построения композиции используем свет. Вместо того чтобы думать о привычном для себя построении кадра (субъёкт, фон и т. д.), продиктованным избитыми шаблонами, вы думаете только о существенных условиях: о свете и линиях, которые он создаёт. Когда вы решаете убрать любой другой элемент, ваш мозг больше не пытается создавать композицию, используя один из шаблонов, а просто следует тому, что диктует свет.

Используйте различное оборудование

Думаю, ещё один хороший способ – использовать различные фотокамеры. Конечно, в фотографии не оборудование главное, но, применяя различные инструменты, можно сломать свои привычные шаблоны.

Когда я вижу людей, отлично снимающих портреты с 85мм или 100мм объективами при открытой диафрагме, я советую им поснимать некоторое время с 35мм на F/8.0. Тогда они перестают мыслить привычным способом и начинают смотреть на вещи новыми глазами. Точно так же вы можете попробовать изменить привычные пропорции. Если перейти на съёмку в квадратном формате, правило третей возымеет иной эффект, вы увидите, как будет складываться кадр.

Работа в уме

Но я думаю, что лучший способ связан не с техникой, а с работой в разуме. Используя различные фотоаппараты, объективы, параметры и пропорции, вы фактически покидаете свою зону комфорта. Тогда-то вы и вступаете в зону обучения. Но этого не случится, если заниматься лишь теми вещами, в которых вы хороши.

Когда вы постараетесь изменить состояние своего ума (я не говорю о том, чтобы пойти фотографировать в состоянии алкогольного опьянения, хотя этот вариант тоже может привести к интересным результатам), у вас и фотокомпозиция сразу изменится.

Если вы тревел-фотограф, как и я, почему бы вам не стать фотокорреспондентом на денёк? Я нахожу, что мои композиции кадра и подходы совсем иные, когда я работаю над долгосрочным проектом и/или над серией изображений. Я затрачиваю больше времени на изучение разных элементов ситуации: работаю над деталями, формами, узорами, стараюсь запечатлеть более глубокие эмоции персонажей – вот на чём я могу полностью сосредоточиться, а не на составе кадра.

Уличная фотография – ещё одна область, в которой я почерпнул много вдохновения. Прогулка по улицам в роли уличного фотографа требует совершенно иного подхода, чем туристическая фотография. Когда я это делаю, мне приходится удерживаться от съёмки привычных для меня вещей и искать новые, оригинальные элементы. Я больше занят поиском света, тени, форм или забавных сцен, которые происходят на улицах.

Выбравшись из зоны комфорта, вам придётся составить совершенно новый набор правил для фотокомпозиции, что приведёт к экспериментам и, скорее всего, чему-нибудь да научит. Возможно, на первых порах будет сложно, не исключены разочарования. Но разве что-либо представляет интерес, если оно слишком простое?
Через

диктует вкусы

Альтернативные описания

Непрочная, быстропроходящая популярность

Совокупность привычек и вкусов, господствующих в определенное время

Это русское слово происходит от латинского, означающего ""мера"", ""способ"", ""правило""

Манера поведения, обычай

. "Кормилица" кутюрье

. "Особа", издающая последний писк

Актуальное в одежде

Веяние из Парижа

Главенство вкусов

Господство вкусов

Диктатор в одежде

Дуновение с подиума

Ее "писк" будоражит модников

Ее "писк" будоражит щеголя

Ее показывают на подиуме

Ей служат кутюрье

Ей служил Диор

Ж. франц. ходящий обычай; временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах; обык. По моде, и мышь в комоде. По старой вере, да по новой моде, о раскольн. Ныне это в моде, в обычае, в обыке. Такая мода, обык. олон. назыв. модой головной девичий платок, повязанный по городскому, концами вперед. Модочка, моск.-под. головная повязка из черного шелкового платочка. Модная барыня. Модный чепец, магазин. Она модно одевается, по моде. Моднее ее нету. Модноватый, не совсем модный, не самого последнего обыку. Модность, модноватость ж. свойство, принадлежность по знач. прил. Модник м. -ница ж. кто рядится по моде и ей следует; -ков, -ницын, ему, ей принадлежащ. Модница новг. модистка ж. уборщица, швея уборов и торговка нарядами. -кин, ей принадлежащий. Модничать, следовать моде, подражать светскому обыку. Голодному не модничается. Полно модиться, живи, как водится! Жалкое модничанье, модничество, страсть модничать. Модель ж. образец в малом виде; предмет, особенно строительный (церковь, корабль, мост), в уменьшенном размере. Моделька, кожев. снаряд, которым гладять кожи; железная плитка с рукоятями. Модельный, к модели относящийся. -ная ж. мастерская, где делаются модели. -щик м. кто делает модели. Модифировать, варьировать, изменять, переиначивать. -ся, быть изменяему. Модификация ж. переделка на другой лад; измененье

За ней не угонишься

Каждый год новое в одежде

Капризная пискля

Крикливая изменщица

Манера поведения

Непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры

Непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры, в узком смысле - смена форм костюма

Образцы предметов одежды, отвечающих современным вкусам

Одежда, дрессирующая людей

Пискля из Парижа

Пискля из Парижа, за которым не угнаться

Повальное увлечение

Поветрие, но не болезнь

Подиумная диктаторша

Продвинутость в одежде

Регулятор длины юбки

Рождаясь, она издает последний крик

Совокупность привычек и вкусов, господствующих в определенной среде в определенное время

Стезя кутюрье

Стихия Юдашкина

Царица гламура

Что капризнее погоды

Что создает кутюрье

Это когда всем нравится то, о чем известно, что оно всем нравится

В романе "Евгений Онегин" Пушкин называл ее "нашим тираном" и недугом "новейших россиян"

В статистике - величина признака (варианта), чаще всего встречающаяся в совокупности единиц или в вариационном ряду (БЭМэ)

Во все века женщины за ней гоняются, а она меняется

Особа, пищит каждый год по-новому

Периодическая переэкзаменовка на стадность - желание и способность не отличаться, Александр Круглов

Поголовный психоз

Сиюминутная популярность

Тип колебаний (нормальные колебания) в распределенных колебательных системах или тип волн (нормальные волны) в волноводных системах и волновых пучках

Тиран женщин и фатов

Непрочная, быстропроходящая популярность

Не то, в чем ходят, а то, за чем гоняются

Временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе

Она капризная и изменчивая, но к ее писку все прислушиваются

Одно из собственных колебаний тела

Диктаторша вкусов

Хозяйка подиумов

Властвует на подиумах

Веяние с подиума

Тренд сезона

Быстротечная популярность

Крикливая изменщица в одежде

Популярность

Её "писк" будоражит стиляг

Сезонная изменщица

Что капризнее погоды?

В романе «Евгений Онегин» Пушкин называл ее «нашим тираном» и недугом «новейших россиян»

Что создает кутюрье?

. «особа», издающая последний писк

. «кормилица» кутюрье

Ее «писк» будоражит щеголя

Ее «писк» будоражит модников

Ее «писк» будоражит стиляг

Последний писк в одежде

Её "писк" будоражит щёголя

Рождаясь, она издаёт последний крик