Бурлачук словарь справочник по психодиагностике. Словарь по психодиагностике. Подходы к пониманию нормы в психодиагностике


Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека.

Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности. Нередко они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений.

О том месте, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специальные научные институты и общества, публикуемые на разных языках периодические издания.

Исследование личности в клинической психологии

На основе метода Роршаха.

Обобщены результаты одного из первых в нашей стране исследований, посвященного проблеме изучения личности проективным методом Роршаха.

Особое внимание уделено критическому анализу зарубежных теорий о проекции и ее механизме, а также вопросам теоретического обоснования проективных методов.

В монографии содержится одно из наиболее полных в отечественной литературе описаний метода Роршаха, рассмотрены вопросы, связанные с изучением валидности и надежности этого метода.

Основы психотерапии

Данное учебное пособие для студентов высших учебных заведений, которые обучаются по специальностям «Психология» и «Социальная педагогика» признано одним из лучших среди поданных на конкурс, организованный Международным Фондом «Возрождение» в рамках программы «Трансформация гуманитарного образования в Украине».

Психодиагностика: учебник для вузов

В книге подробно рассматриваются история, предмет и методы этой важнейшей отрасли психологического знания. Доступно изложены вопросы, связанные с математико-статистическим обоснованием измерения индивидуальных различий и конструирования психологических тестов. Значительное место отводится как теоретическим, так и практическим проблемам измерения (тестирования) интеллекта и личностных особенностей.

Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов, а также специалистов, решающих диагностические задачи в своей повседневной деятельности.

Психология жизненных ситуаций

В учебном пособии приводится общая характеристика жизненных ситуаций, раскрываются основные подходы к их анализу, а также некоторые распространенные ситуации, встречающиеся на жизненном пути личности.

Поведение рассматривается как результат личностно-ситуационного взаимодействия. Предлагается классификация стратегий поведения в жизненных ситуациях.

Психотерапия. Учебник для ВУЗов

Учебник посвящен анализу и современной интерпретации различных направлений психотерапии. Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих психотерапевтов.

В предлагаемом читателю третьем издании "Словаря-справочника по психодиагностике" по сравнению с предшествующими заметно возросло количество описываемых отечественных и зарубежных психодиагностических инструментов. Каждое описание методики опирается на разработанную автором систему классификации и достаточно информативно. Значительная часть статей посвящена понятийному аппарату науки об измерении индивидуально-психологических особенностей личности. Нашли отражение методики и тесты сравнительно недавно заявившего о себе такого направления психодиагностики, как позитивная психологическая оценка. Читатель также получил возможность познакомиться с обычно трудно доступными сведениями о жизни и деятельности ученых в области психодиагностики. Все статьи основываются на новейших литературных данных о тестах, их особенностях, развитии и сферах применения.

3-е издание.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Словарь-справочник по психодиагностике" Бурлачук Леонид Фокич бесплатно и без регистрации в формате djvu, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.


Санкт-Петербург
Москва Харьков Минск 1999
Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов Словарь-справочник по психодиагностике
издание 2-е,переработанное, дополненное Серия
Главный редактор Заведующий редакцией Редактор
Художественный редактор Корректоры
Оригинал-макет подготовили
S. Усманов М. Чураков Н. Мигаловская В. Королева Л. Комарова, Н. Солнцева, Н.
Викторова Н. Мигаловская, М. Лебедева
Словарь-справочник по психодиагностике - СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.: (Серия
Эта книга содержит в себе наиболее полный обзор всех психодиагностических методик,
существующих в мире и используемых профессиональными психологами. Здесь вы
найдете информацию о разработчиках того или иного теста, времени его создания,
структуре, характеристиках и сведения о применении. Вы получите представление о
многообразии стимульного материала (образцы которого приведены в книге), о
математическом аппарате, применяемом в психодиагностике. Первое издание
вышло в 1989 году и стало настольной книгой для всех психологов,
которым удалось его приобрести. Вниманию читателей предлагается переработанное и
существенно расширенное издание этого труда.
c Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов, 1998 c Серия, оформление. Издательство,
1999
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой
бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения
владельцев авторских прав.
ISBN 5-88782-336-4
Илл.пелы.-TBO . 196105, С.-] lerepfiypi, ул. Благодатная, 67. Лицензия -IP Ns
065361) от 20.08.97. Подписано в in.-4.ni> 28.01.99. Форм.п 70Х11)0 ,". Усл. п. л. 42.9.
]1еч;пь офсетная. Дон. тираж 10000 экз. Заказ № 388. О; печатано с фоюфпрм и ГШ!
Чкаловскии пр.. 15.
Предисловие
Прошло десять лет с момента появления на книжном рынке хологической диагностике>. Сегодня с высоты прошедших лет можно с удовлетворением
сказать, что книга нашла своего читателя, не осталась незамеченной в психологической
науке. Более того, несмотря на неумолимое время, по-прежнему
лежит на рабочих столах психологов-практиков, в него нередко заглядывают профессора и
студенты. Авторы хорошо понимают, что успех написанной ими книги отчасти объясняется
популярностью справочной литературы, особенно в области психологии, которая до сих
пор не имеет таких словарей и энциклопедий, которыми располагают наши коллеги за
рубежом. Отдавая себе отчет в том, какое место занимает справочная литература в нашей
психологической науке, мы тем не менее немалую долю популярности этой книги склонны
рассматривать как следствие тех усилий, которые были предприняты нами при работе над
ней.
Сейчас на суд Читателя выносится второе издание. Необходи-
мость этого издания обусловлена прежде всего тем, что в психодиагностике, как и в любой
другой науке, помимо истин и до поры до времени незыблемых положений, по-
являются и развиваются новые идеи, пополняется арсенал методик познания
человеческой индивидуальности. Надо признать и то, что в первом издании не были
отражены (или отражены неполно) некоторые из уже вошедших к тому времени в мировую
психодиагностику методик и понятий. Несмотря на желание авторов возможно полно
представить Читателю все то, из чего складывается современная психодиагностика, это
остается нашей сверхзадачей, а поэтому, завершив работу над вторым изданием, мы
думаем о третьем.
В новом издании заметно больше места, чем в предыдущем, от-
ведено психодиагностическим методикам, разработанным психологами СНГ. Расширен со-
став зарубежных тестов, введены новые статьи, позволяющие более полно представить
категориально-понятийный аппарат психологической диагностики. Внесены уточнения и до-
полнения в то, что публиковалось ранее. Идя навстречу пожеланиям Читателей, приложе-
ние к словарю-справочнику дополнено сведениями о квалификационных требованиях,
предъявляемых к специалистам по психодиагностике за рубежом.
Авторы считают своим приятным долгом выразить искреннюю признательность тем уче-
ным и организациям, участие которых позволило осуществить работу над новым изданием
словаря-справочника. В первую очередь это относится к глубокоуважаемым коллегам, про-
фессорам Paulette Van Oost, Ina Van Bercke-laer-Onnes я William Yule, которые предоста-
вили возможность работать в их научных подразделениях и лабораториях, а также библио-
теках Гентского (Бельгия), Лейденского (Голландия) и Лондонского университетов, оказы-
вали всяческую помощь и поддержку. Давние и плодотворные контакты с Институтом
психологии Мюнхенского университета, прежде всего в лице его академического директора
Werner Shuboe, в немалой мере обеспечили научное пространство и физическое время,
необходимое для работы над словарем-справочником. Мы также искренне благодарны за
помощь профессору Jerry Gamache (Сан-Августин, США) и Елене Коржовой (Россия,
Санкт-Петербург), которые внесли свой вклад в содержание этой книги. Особую
признательность мы хотим выразить сотрудникам Издательского дома, всем тем,
благодаря благожелательному вниманию которых эта книга увидела свет.
Л. Бурлачук, С. Морозов. Киев, март 1998 г.
Авторы будут признательны за все замечания и пожелания читателей. Наш Web-сайт:
http:/ /www. ln.com.ua/-psydiag
Список принятых сокращений и условных обозначений
- например
- сотрудники
- точка зрения
- так называемый
- тысяча
- коэффициент асимметрии
- сумма квадратов отклонений от среднего арифметического (девиата), индекс
дискриминации
- среднее абсолютное (линейное) отклонение
- доверительный интервал коэффициента надежности
- показатель эксцесса
- критерий Фишера
- порядковый номер переменной, величина классового интервала
- число степеней свободы
- медиана
- мода
- объем генеральной совокупности
- объем выборочной совокупности, ширина интервала группирования признаков
- вероятность событий, уровень доверительной вероятности
- процентиль
- абсолютная или относительная частота отдельных переменных в совокупности
- теоретически ожидаемые частоты
- частоты вариант в корреляционной таблице
- коэффициент четырехклеточной ассоциации (по Юлу)
- доля 1 - р переменных в выборке
- коэффициент надежности части теста
- коэффициент надежности теста
ry - коэффициент корреляции между
признаками
г.;, - точечный бисериальный коэффициент корреляции г, - коэффициент ранговой
корреляции (по Спирмену) phi V - четырехпольный коэффициент
корреляции
r - бисериальный коэффициент корреляции
S - среднее квадратическое отклонение (для выборки) S - средний квадрат
отклонений, выборочная дисперсия (- критерий Стьюдента U - ордината нормальной
кривой U т - индекс трудности тестовых заданий
V- коэффициент вариации w - число вариантов ответов на тестовое задание
X, Y, Z - переменные величины, признаки х, у, г - числовые значения варьирующих
признаков ~х - средняя арифметическая суммы
переменных выборки z - нормированное отклонение а - уровень значимости Д -
уровень точности измерения в долях от х выборки г) - корреляционное отношение Q -
среднее кубическое Z - знак суммирования ст - стандартное отклонение ст", m -
стандартная ошибка измерений т - коэффициент корреляции ранговой (по Кендаллу) X2
- критерий согласия Пирсона
А
АВТОБИОГРАФИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ - совокупность приемов получения данных
психологического анамнеза - сведений о важнейших событиях, этапах жизненного пути
индивида, отношении к прожитому и особенностях антиципации. Сбор данных
психологического анамнеза, включающих наиболее общие сведения об испытуемом и
особенностях формирования его личности, является обязательным элементом
психодиагностического обследования. Для получения таких общих сведений (пол, возраст,
профессия, социальное и семейное положение, образование, продвижение по службе,
состояние здоровья, близкие родственники и т. п.) используются беседа, анкета,
специальные методики (напр., опросники биографические). Наряду с перечисленными
средствами, А. п. подразумевает получение дополнительного и более широкого с т. з.
временной перспективы субъективного описания жизненных событий, отношения к себе и
окружающим, оценок прошлых лет и возможных будущих событий.
Автобиография относится к наиболее ранним методам исследования личности.
Составление А. п. испытуемых обычно носило характер устного или письменного
повествования с отражением наиболее важных в представлении субъекта жизненных
событий и совмещением с ними описаний психического состояния или динамики течения
болезни (в случае обследования лиц, страдающих теми или иными заболеваниями).
Получение сведений о жизни испытуемого, особенностях самооценки жизненной
ретроспективы можно существенно облегчить специальными приемами. Один из них -
прием, описанный П. Ржичаном (1983). Испытуемому предлагают
начертить горизонтальный отрезок прямой, где крайние точки обозначают рождение и
завершение жизни. После этого испытуемый выбирает промежуточную точку, обознача-
ющую настоящий момент времени, таким образом, чтобы отношение полученных отрезков
отвечало ожидаемому отношению между продолжительностью предшествовавшей
моменту обследования и последующей жизни. На отрезках, представляющих прожитую и
оставшуюся жизнь, могут быть отмечены наиболее важные события, свершившиеся или
ожидаемые с надеждой или опасением. Испытуемый может также наметить условные
АДА-------------------
жизнью> (рис. 1). Такая комбинация схематической автобиографии с т.н.
дает картину жизненного пути и антиципацию, которая может быть
использована в качестве отправной точки для дальнейшей беседы с испытуемым.
100%
\

3
А
t ?.
5
б
S

-
I
7
V,

О 5 10 15 20 25 303540455060 7075
Рис. 1. Схематическая автобиография
/ - рождение; 2 - переезд в город, в котором живет по сей день; 3 - развод родителей; 4
- знакомство с будущим мужем; 5 - смерть отца; б - смерть матери;
7 - болезнь мужа; - усыновление ребенка; 9 - рождение внука; 10 - предполагаемое
время смерти
Задача ретроспективной оценки жизненного пути может быть субъективно облегчена с
помощью приема (К. Лейнер, 1970; П. Ржи-чан, 1983). Прием
может состоять, например, во в свой воображаемый образ в старости с
подведением итогов. Другой из возможных вариантов - времени> (испытуемый представляет себе, что он старше на 5 лет, потом на 10 лет и т. д.)
Экспериментатор регистрирует его представления и стимулирует процесс фантазирования
вопросами: навещающими Вас детьми?> и т. п.
АДАПТАЦИЯ ТЕСТА (лат. adaptatio -
приспособление)- комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых
условиях его применения.
В отечественной психодиагностике особую актуальность приобретает адаптация
зарубежных тестов.
Можно выделить следующие основные этапы А. т.:
- анализ исходных теоретических положений автора теста;
- перевод теста и инструкций к нему на язык пользователя, завершаемый экспертной
оценкой соответствия оригиналу;
- проверка валидности и надежности теста, осуществляемая в соответствии с
психометрическими требованиями;
- стандартизация теста на соответствующих выборках.
Особые проблемы возникают в связи с адаптацией разных видов опросников, а также
вербальных субтестов, входящих в состав тестов интеллекта. Основные препятствия для
исследователя связаны с языковыми и социокультурными различиями между народами
разных стран.
Лингвистический аспект А. т. означает приспособление его лексики и грамматики к
возрастной и образовательной структуре контингентов населения, планируемых для
обследования, учет конно-тативного значения языковых единиц и категорий. Не меньшие
сложности связаны с социокультурными различиями. Отражающимся в языке
особенностям культуры того общества, в котором создавался тест, трудно, а порой и
невозможно найти эквиваленты в другой культуре. Полная эмпирическая А. т. во многих
случаях не уступает по сложности разработке оригинальной методики.
В 60-70-х гг. А. т. в нашей стране понималась упрощенно, ее нередко сводили к переводу
той или иной зарубежной методики, в лучшем случае ограничиваясь построением
нормативного распределения тестовых показателей. Теоретические
АЙЗ
концепции авторов тестов не анализировали, данные об их надежности и валидности
принимали за истинные. Затем, в 80-е гг., вопросы адаптации различных зарубежных
тестов все чаще становятся предметом обсуждения советских психологов, а позднее -
психологов СНГ. Разрабатываются соответствующие рекомендации (Ю. Л. Ханин, 1985; А.
Г. Шмелев и В. И. Похилько, 1985; Ю. М. Забродин с соавт., 1987, Л. Ф. Бурлачук, 1993 и
др.). Требования, предъявляемые к А. т., предполагают высокую профессиональную
культуру психолога, широкое использование специальных технических приемов, в том
числе на основе современной вычислительной техники.
АЙЗЕНКА ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ - серия опросников личностных. Предназначены
для диагностики нейротизма,экстраверсии-интроверсии и психотизма. Разработаны Г.
Айзенком с сотр. А. л. о. являются реализацией типологического подхода к изучению лич-
ности.
Г. Айзенк в своих работах неоднократно указывал на то, что его исследования вызваны к
жизни несовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционная
классификация психических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в
которой представлены важнейшие характеристики личности. При этом психические рас-
стройства являются как бы продолжением индивидуальных различий, наблюдаемых у
нормальных людей. Изучение работ К. Юнга, Р. Вудвортса, И. П. Павлова, Э. Кречмера и
других известных психологов, психиатров и физиологов позволило предположить
существование трех базисных измерений личности: нейротизма, экстра- и интроверсии и
психотизма. Кратко остановимся на описании этих личностных измерений (в том виде, как
они представлены в последних публикациях Г. Айзенка).
Нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от
. Нейротизм не
тождественен неврозу, однако у лиц с высокими показателями по данной шкале в
ситуациях неблагоприятных, напр. стрессовых, может развиться невроз. личность> характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вы-
зывающим их стимулам.
Заимствуя у К. Юнга понятие экстраверсии и интроверсии, Г. Айзенк наполняет их иным
содержанием. У К. Юнга это типы, различающиеся направленностью либидо, для Г.
Айзенка - комплексы коррелирующих между собой черт (см. также о понятиях
экстратенсии и интроверсии у Г. Роршаха - Роршаха тест). Характеризуя типичного
экстраверта, Г. Айзенк отмечает его общительность, широкий круг знакомств,
импульсивность, оптими-стичность, слабый контроль над эмоциями и чувствами. Напротив,
типичный ин-троверт - это спокойный, застенчивый, интроспективный человек, который
отдален от всех, кроме близких людей. Он планирует свои действия заблаговременно,
любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем.
По Г. Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют
психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму -
состоянию тревоги или реактивной депрессии. Измерения экстра- интроверсии и
нейротизма, которыми оперирует Г. Айзенк, в работах Р. Кэттелла рассматриваются в
качестве факторов второго порядка (см. опросник).
Психотизм, как и нейротизм, континуален (норма-психотизм). В случае вы-
АЙЗ ___________._______
соких показателей по этой шкале можно говорить о предрасположенности к психическим
отклонениям. (не патологическая) характеризуется Г. Айзенком
как эгоцентрическая, эгоистическая, бесстрастная, неконтактная.
Большое внимание Г. Айзенк в своих исследованиях уделяет сбору экспериментальных
данных, подтверждающих универсальность предложенных им измерений личности. Для
этого он привлекает факторный анализ результатов многочисленных и разнородных тестов
(методик), с помощью которых обследуются критериальные группы. Первоначально на
основе комплекса признаков, дифференцирующих здоровых людей и больных неврозом,
был выделен фактор нейротиз-ма, позднее - фактор экстра-интровер-сии, под который
Г. Айзенк в течение длительного времени стремился подвести физиологическую основу,
используя ряд положений теории И. П. Павлова. В последние годы аналогичным путем
обосновывается фактор психотизма. Напр., одним из экспериментов
является обследование групп психотичес-ких больных, больных неврозами и здоровых лиц
с помощью тестов на остроту зрения, способность опознания объектов,
кожно-гальванической реакции и т. п. Показано, что эти группы дифференцируются по
двум факторам - нейротизму и психотизму. Остается неясным, чем руководствовались
исследователи, составляя такие наборы тестов. Использованные показатели лишены тео-
ретического обоснования, а применительно к нейротизму и психотизму не могут быть
поняты в качестве внутренних условий, вызывающих невротические и психотические
симптомы. И в то же время нейротизм и психотизм в случае их выраженности понимаются
в качестве к соответству-
10
ющим заболеваниям. Личностные измерения, предложенные Г. Айзенком, следует
рассматривать как некоторые поведенческие характеристики, значение которых
определяется их отношением к достаточно широкому кругу жизненных ситуаций.
Первый из опросников Г. Айзенка - (Maudsley
Medical Questionnaire, или MMQ, от названия клиники, в которой был создан) - был
предложен в 1947 г. Он предназначен для диагностики нейро-тизма и состоит из 40
утверждений, с которыми обследуемому предлагается согласиться () или не
согласиться (). Напр.:
- Время от времени у меня случаются головокружения.
- Беспокоюсь о своем здоровье.
Утверждения были отобраны из уже известных к тому времени опросников, при этом автор
опирался на клинические описания невротических расстройств. MMQ стандартизировался
на материале обследования двух групп: (1000 человек) и
(1000 человек). Среднее количество ответов, совпадающих с, у здоровых лиц со-
ставляло 9,98, а у невротиков - 20,01. Детальный анализ ответов, полученных по каждому
утверждению MMQ (при учете различий в психиатрических диагнозах), показал, что с
помощью опросника могут быть дифференцированы два типа невротических расстройств:
истерические и дистимические. Исходя из этих результатов, Г. Айзенк предположил, что от-
веты на утверждения MMQ позволяют сделать заключение и о позиции обследуемого на
шкале другого измерения личности, постулируемого этим исследователем, экстраверсии-
интроверсии. Этим была начата работа по конструированию нового личностного
опросника. MMQ в психодиагностических исследованиях
АЙЗ
применения не нашел. Вслед за MMQ был предложен опросник> (Maudsley Personality Inventory, или MPI), опубликованный в 1956 г. Он
предназначен для диагностики нейро-тизма и экстраверсии-интроверсии. MPI состоит из
48 вопросов (по 24 на каждое измерение), на которые обследуемый должен ответить
или. Предусмотрен случай, когда обследуемый затрудняется ответить (>). За
ответ, совпадающий с, дается 2 балла, а за > - 1 балл. MPI разрабатывался
в соответствии с теоретическими представлениями Г. Айзенка об экстраверсии-
интроверсии и нейротизме и с учетом данных, полученных с помощью первого опросника.
Приведем примеры вопросов по шкале экстраверсии-интроверсии:
- Склонны ли Вы действовать быстро, решительно?
- Считают ли Вас человеком живым, общительным?
Основанием для разработки MPI послужили данные о том, что шкалы ра-тимии
(беззаботности) и циклоидной эмоциональности опросника Гилфор-да-Мартина (один из
опросников, разработанных Дж. Гилфордом с сотр.) дифференцируют невротиков в
соответствии с теоретическими предположениями Г. Айзенка. Больные истерией по шкале
ратимии получали большее количество баллов, нежели лица, страдающие реактивной
депрессией и навязчивыми состояниями. В изученных клинических группах количество
баллов по шкале циклоидной эмоциональности также было больше, чем у здоровых. На
этой основе Г. Айзенк приступил к созданию MPI.
Предварительные исследования были проведены с использованием перечня из 261
вопроса, заимствованного из разных опросников. По результатам, полученным по шкале
ратимии и циклоидной эмоциональности, были выделены (отдельно среди мужчин и
женщин) две группы. Затем провели разделение на группы с высокими и низкими
показателями. Используя критерий X2, осуществили анализ ответов на каждый вопрос. В
итоге получили две группы вопросов, ответы на которые наиболее различались. На их
основе построили две шкалы - экстра-интроверсии и нейротизма - по 24 вопроса в каж-
дой. С помощью установленных ранее сравнили результаты исходных групп. Для
отдельных вопросов были рассчитаны коэффициенты интеркорреляции, подвергнутые
затем факторному анализу. Два выделенных фактора соответствовали первоначально
предположенным - экстра-интроверсии и нейротизму.
Коэффициент надежности MPI, определенный путем расщепления, для шкалы нейротизма
составлял 0,85-0,90, для шкалы экстра-интроверсии - 0,75-0,85, коэффициенты
надежности ретес-товой - 0,83 и 0,81 соответственно. Ва-лидность обеих шкал MPI
устанавливали способами, которые признаны многими исследователями методически
несостоятельными, поэтому она не доказана. Обнаружена корреляция между шкалами
экстра-интроверсии и нейротизма с коэффициентом 0,15-0,40, что противоречит
исходному положению Г. Айзенка о независимости данных измерений личности.
Разработан сокращенный вариант MPI из 12 вопросов. Коэффициенты корреляции с
полным опросником составляют по шкале нейротизма 0,86, по шкале экстра-интроверсии
- 0,87.
Практическое использование MPI показало значительные расхождения между
получаемыми данными и теоретическими предсказаниями автора (особенно в клинических
группах). Г. Айзенк не смог убедительно опровергнуть высказанные во многих зарубежных
работах замечания,
11
АЙЗ ___________________
однако,несмотря на критику,MPI долгое время применяли в зарубежных психоди-
агностических исследованиях.
Сведений об использовании в СНГ нет.
На основе дальнейших исследований Г. Айзенка и сотр., направленных на анализ
составляющих экстра-интроверсии и нейротизма как базисных личностных измерений,
был предложен новый опросник, получивший название
(Eysenck Personality Inventory, или EPI). Опубликован в 1963г., состоит из 48 вопросов,
предназначенных для диагностики экстра- интроверсии и нейротизма, а также 9 вопросов,
составляющих, по которой определяется наличие у обследуемого тенденции
представить себя в лучшем свете (см. Шкалы контрольные). Ответы, совпадающие с
, оцениваются в 1 балл (ответы только или). Разработаны две
эквивалентные формы опросника - Лий.
Число обследованных в ходе разработки EPI превышает 30 000 человек. Испытуемые
были разделены на группы в зависимости от проявлений диагносцируемых характеристик.
Изучались ответы лиц, отнесенных компетентными экспертами в группы экстравертов или
интровертов, нейротиков или эмоционально уравновешенных. На основе полученных
данных определялась дискриминативная возможность каждого вопроса (см. Дискрими-
нативность заданий теста). В ходе разработки EPI было установлено, что экстраверсия
является фактором высшего порядка, и, следовательно, в вопросах должны быть в более
или менее равной доле представлены факторы низшего порядка. Прежде всего речь идет
о таких выделенных Г. Айзенком компонентах экстраверсии, как и щительность>.
Коэффициенты надежности ретесто-вой EPI для фактора экстра-интровер-
12
сии составляют 0,82-0,85, для фактора нейротизма - 0,81-0,84, коэффициент надежности
методом расщепления - 0,74-0,91. В зарубежных исследованиях сообщается о
достаточной валидности EPI, иногда эти данные оспариваются. В данном опроснике
существенно изменилось значение коэффициента интеркорреляции между шкалами (от
+0,12 до -0,16), что соответствовало теоретическим предположениям Г. Айзенка.
Предложен сокращенный вариант EPI, состоящий из 12 вопросов. Показатели корреляции
с полным вариантом по шкале экстра-интроверсии-0,81, нейротизма - 0,79. Созданы
варианты EPI д.ля обследования детей и подростков. EPI широко используется в
отечественных исследованиях, однако его адаптация полностью не завершена (И. Н.
Гильяшева, 1983; А.Г.Шмелев и В. И. Похилько, 1985).
В 1969 г. Г. Айзенк и С. Айзенк публикуют новый опросник под названием личностный опросник> (Eysenck Personality Questionnaire, или EPQ), который предназначен
для диагностики нейротизма, экстра-интроверсии и психотизма. Так же как и в EPI, в него
включена. Опросник состоит из 90 вопросов (по шкале нейротизма - 23, по
шкале экстра-интроверсии - 21, по шкале психотизма - 25, по -21).
Однако обычно используют вариант, состоящий из 101 вопроса (из них 11 вопросов -
, ответы на которые не учитываются). Примеры вопросов по шкале психо-
тизма:
- Будете ли Вы употреблять наркотические препараты, способные оказать не-
предвиденное или опасное воздействие?
- Испытываете ли Вы чувство жалости, сострадания к животному, попавшему в ловушку?
АЙЗ
Изучение валидности личностного измерения осуществлялось обычным для
исследований Г. Айзенка путем - поиском экспериментальных коррелятов психотизма,
сравнением результатов, полученных в группах здоровых и больных. Полученные данные
спорны. Коэффициенты надежности ретестовой (месячный интервал) опросника в
различных группах по шкале психотизма составляют 0,51-0,86, по шкале экстра-интровер-
сии 0,80-0,92, по шкале нейротизма - 0,74-0,92, по 0,61-0,90. Разработан
вариант опросника для обследования детей и подростков (от 7 до 15 лет).
Во многих зарубежных исследованиях аргументированно доказывается, что введение
такого личностного измерения, как психотизм, не имеет научного обоснования,
экспериментальные данные противоречивы, а использование шкалы психотизма на
практике может способствовать появлению ложных диагностических ориентиров.
Сведений об использовании EPQ в СНГ не имеется.
АЙЗЕНКА ОПРОСНИК УСТАНОВОК К СЕКСУ (Eysenk Inventory of Attitudes to Sex, EIAS) -
опросник личностный, опубликован Г. Айзенком в 1989 г.
Методика разработана на основе концепции личности Г. Айзенка (см. Айзенка личностные
опросники). Наряду с исследованием отношения к сексу, А. о. у. с. ориентирован на прогноз
удовлетворенности браком (Г. Айзенк, Г. Вейкфилд, 1981), выявление отклонений в сексу-
альном поведении (Г. Айзенк, 1977), диагностику феминности-маскулинности (Г.
Айзенк,1971).
Опросник имеет полную и сокращенную формы. В полную версию входит 158 вопросов, в
сокращенную - 96. Формулировки вопросов одинаковы для мужчин и женщин.
Большинство вопросов требуют ответа типа /, однако имеются и формулировки
с ответами /, /. Предусмотрена возможность
неопределенного ответа для каждого из пунктов опросника. Образцы вопросов приводятся
ниже.
1. Представитель противоположного пола будет уважать Вас, если Ваше отношение к нему
не будет развязным. Да/нет.
2. Секс без любви не приносит удовлетворения. Согласен/не согласен. 16. Сексуальные
контакты не являются для меня проблемой. Верно/неверно.
Вопросы со 151 по 156 имеют различные ответов, например:
153. Если у Вас будет возможность принять участие в оргии,то Вы:а) примете участие; б)
откажетесь.
154. Вы бы предпочли совершать половые акты: а) никогда; б) раз в месяц;
в) раз в неделю; г) дважды в неделю;
д) 3-5 раз в неделю; е) каждый день;
ж) более чем один раз в день. Вопрос 156 предусматривает ответ: В каком
возрасте Вы совершили первый половой акт? Вопросы 157 и 158 имеют 10-балльную
рейтинговую шкалу оценивания:
158. Оцените силу влияния комплекса факторов, угнетающих Вашу сексуальность
(моральных, эстетических, религиозных и т. д.) от 10 баллов до 100 (очень сильное,
запрещающее воздействие).
Опросник допускает индивидуальное и групповое обследование. Продолжительность
обследования 20-60 мин.
Оценка результатов А. о. у. с. основана на подсчете ответов. Г. Айзенком
(1976) установлены про-центиальные значения ответов на отдельные вопросы для мужчин
и женщин
13
АЙЗ ____________________
(см. Оценки школьные). Нормы тестовые опираются на данные обследования 427 мужчин
и 436 женщин в возрасте от 18 до 60 лет (средний возраст около 30 лет). Сокращенная
форма опросника стандартизирована на выборке из 423 юношей и 379 девушек (возраст
18-22 года, студенты университетов).
В ходе факторного анализа результатов были выделены 12 обобщенных факторов,
влияющих на результаты А. о. у. с.:
1. (Permissiveness);
2. (Satisfaction);
3. (Neurotic sex);
4. (Amper-sonalsex);
5. (Pornography);
6. (Sexual shyness);
7. (Pru-dishness);
8. (Dominance-Submission);
9. (Sexual disgust);
10. (Sexual excitement);
11. (Physical sex);
12. (Agressive sex).
Влияние первых шести факторов оказалось примерно равным у мужчин и женщин. В
результате анализа интеркорреляции факторов были выделены два фактора более
высокого порядка: (sexual libido) и удовлетворенность> (sexual satisfaction), проявление которых отмечалось у обоих полов.
Г. Айзенком установлены коэффициенты надежности и стандартные отклонения для групп
вопросов, которые в наи-
14
большей степени нагружены перечисленными выше факторами г = 0,47-0,84 (в среднем г =
0,7). Сведения о валидно-сти А. о. у. с. получены в ходе сопоставления результатов в
различных выборках (разные возрастные контингенты, представители рабочих и среднего
класса, живущие в браке и одинокие) с параметрами психотизма, экстраверсии и
нейротизма. Данные опросника сопоставлялись с показателями других шкал сексуальных
отношений, в частности Шкалой раскрепощенности Рейса (Reiss Permissiveness Scale,
1967). Имеются сведения о валид-ности критериальной, полученные на клинических
выборках и в ходе близнецовых исследований.
За рубежом А. о. у. с. используется в основном как исследовательская методика и пока не
находит широкого распространения в индивидуальных психодиагностических
исследованиях и консультировании.
Данных об использовании в СНГ не имеется.
АМТХАУЭРА ИНТЕЛЛЕКТА СТРУКТУРЫ ТЕСТ (Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, I-S-T) -
тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в
возрасте от 13 до 61 года. Предложен Р. Амтхауэром в 1953 г. (последняя редакция
осуществлена в 1973 г.).
А. и. с. т. состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение
различных функций интеллекта (во всех группах заданий, за исключением IV-VI субтестов,
используются задачи закрытого типа).
I. Логический отбор (LS) - исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача
испытуемого - закончить предложение одним из приведенных слов. Количество заданий
- 20. Время выполнения - 6 мин.
АМТ
II. Определение общих черт
(GE) - исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными
понятиями. В каждом задании испытуемому предлагают пять слов, из которых четыре
объединены смысловой связью, а одно - лишнее. Это слово и следует выделить в ответе.
Количество заданий - 20, время их выполнения - 6 мин.
III. Аналогии (AN) - анализ комбинаторных способностей. В каждом задании испытуемому
предлагаются три слова, между первым и вторым существует определенная связь. После
третьего слова - прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов ответа необходимо
выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые
два. Количество заданий - 20, время выполнения - 7 мин.
IV. Классификация (KL) - оценка способности выносить суждение. Испытуемый должен
обозначить два слова общим понятием. Количество заданий - 16, время выполнения - 8
мин. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения.
V. Задания на счет (RA) - оценка уровня развития практического математического
мышления. Субтест состоит из 20 арифметических задач. Время решения - 10 мин.
VI. Ряды чисел (ZR) - анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами.
В 20 заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его.
Время выполнения - 10 мин.
VII. Выбор фигур (FS) - исследование пространственного воображения, комбинаторных
способностей. Испытуемому предъявляют карточки, где изображены разделенные на части
геометрические фигуры (рис. 2). При выборе ответа следует найти карточку с фигурой,
которая соответствует разделенной на части. Количество заданий - 20. Время выпол-
нения - 7 мин.
VIII. Задание с кубиками (WU) - исследуются показатели, близкие по характеру
измеряемым VII-м субтестом.
8 каждом из 20 заданий предъявляется куб в определенном, измененном по отношению к
ряду кубов, обозначенных буквами, положении. Необходимо идентифицировать данный
куб с одним из обозначенных буквами (рис. 3). Время решения -
9 мин.

Рис. 2. Образец заданий из субтеста VII Амтхауэра интеллекта структуры
теста

01 02 03 04 05
Рис. З. Образец заданий из субтеста VIII Амтхауэра интеллекта
структуры теста
IX. Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное (ME).
Испытуемый должен запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в
задании. Слова для запоминания объединены в таблице по определенным категориям,
напр. цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис; или животные: зебра, уж, бык,
хорек,тигр.
15
АМТ ____________________
Всего предлагается запомнить 25 слов (время заучивания таблицы - 3 мин.). Кроме того,
испытуемых предупреждают о том, что в ряду из пяти слов, где нужно найти заученное, это
слово должно занимать то же порядковое место, что и в таблице. Напр., ряд, где требуется
найти заученное слово: а) зебра, б) гладиолус, в) гравюра, г) ласточка, д) нож. Правильным
решением будет выбор слова. Время выполнения 20 заданий - 6 мин.
Всего в А. и. с. т. обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования
(без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) - 90 мин. При подсчете
оценок (кроме IV субтеста) каждое правильное решение оценивается в 1 балл.
Оценки первичные по каждому субтесту переводятся в оценки, школьные, таким образом
структуру интеллекта можно охарактеризовать по профилю успешности выполнения
отдельных групп заданий (рис. 4). Сумма первичных баллов по всем субтестам
переводится в общую оценку уровня интеллекта.
ssssei %w
99 90

.
Дата
обследования
11Q
И>, ""

~
-
Фамилии уи Год и
число рождения
JQ

Возраст
R
W
s
W

Поп ------
is Образование
gg
1
1
1
1
1
0
1
A

Профессии ли
1
4
i
n
1
Я

KL
2
1
1
0
s

RA
1
в
1
1

Сумма
1
0
Ж
9
9

Рис. 4. Бланк обследования и Амтхауэра интеллекта структуры
теста
А.и.с.т. имеет три параллельные формы теста (А, В, С), модификация IST70 - четыре
формы (Л, В, Су, D).
16
А.и.с.т. разрабатывался в первую очередь как тест диагностики уровня общих
способностей в связи с проблемами психодиагностики профессиональной, рекомендаций
по выбору профессии, анализа профессиональной пригодности.
При создании теста Р. Амтхауэр исходил из концепции, рассматривающей интеллект как
специализированную подструктуру в целостной структуре личности. Этот конструкт
понимается им как структурированная целостность психических способностей,
проявляющихся в различных формах деятельности. В интеллекте обнаруживается наличие
определенных - речевого, счетно-математического интеллекта, про-
странственных представлений, функций памяти и др.
Р. Амтхауэр (1953) отмечал тесную связь интеллекта с другими компонентами личности, ее
волевой и эмоциональной сферами, потребностями и интересами. При отборе тестовых
заданий автор руководствовался двумя основными принципами: обеспечением
максимально высокой корреляции каждого субтеста с общим результатом и достижением
возможно низкой корреляции между отдельными группами заданий. Среднее значение ко-
эффициента корреляции между группами заданий и общим результатом - 0,65 (0,80-0,45),
средний показатель интеркорреляции субтестов - 0,36 (0,62-0,20).
Коэффициент надежности ретес-товой А. и. с. т. (интервал повторного исследования - 1
год) - 0,83-0,91. Коэффициенты надежности параллельных. форм - 0,95, надежности,
частей теста (метод расщепления) - 0,97.
Валидность критериальная по корреляции с успеваемостью - 0,46; с экспертными
оценками уровня интеллектуального развития - 0,62 (выборка валидизации - 350
испытуемых). Тест
АСС
имеет высокие показатели валидности текущей и валидности прогностической,
определенной по методу контрастных групп.
Адаптированный вариант А. и.с.т. под названием нашел широкое применение в
Эстонии для изучения уровня интеллектуального развития учащихся средней школы (X. И.
Лийметс с соавт., 1974). Опубликованы материалы об использовании неполного варианта
теста (исключен один из субтестов) при обследовании учащихся 7-10 классов городских и
сельских школ (М.


Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека.

Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности. Нередко они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений.

О том месте, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специальные научные институты и общества, публикуемые на разных языках периодические издания.

Исследование личности в клинической психологии

На основе метода Роршаха.

Обобщены результаты одного из первых в нашей стране исследований, посвященного проблеме изучения личности проективным методом Роршаха.

Особое внимание уделено критическому анализу зарубежных теорий о проекции и ее механизме, а также вопросам теоретического обоснования проективных методов.

В монографии содержится одно из наиболее полных в отечественной литературе описаний метода Роршаха, рассмотрены вопросы, связанные с изучением валидности и надежности этого метода.

Основы психотерапии

Данное учебное пособие для студентов высших учебных заведений, которые обучаются по специальностям «Психология» и «Социальная педагогика» признано одним из лучших среди поданных на конкурс, организованный Международным Фондом «Возрождение» в рамках программы «Трансформация гуманитарного образования в Украине».

Психодиагностика: учебник для вузов

В книге подробно рассматриваются история, предмет и методы этой важнейшей отрасли психологического знания. Доступно изложены вопросы, связанные с математико-статистическим обоснованием измерения индивидуальных различий и конструирования психологических тестов. Значительное место отводится как теоретическим, так и практическим проблемам измерения (тестирования) интеллекта и личностных особенностей.

Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов, а также специалистов, решающих диагностические задачи в своей повседневной деятельности.

Психология жизненных ситуаций

В учебном пособии приводится общая характеристика жизненных ситуаций, раскрываются основные подходы к их анализу, а также некоторые распространенные ситуации, встречающиеся на жизненном пути личности.

Поведение рассматривается как результат личностно-ситуационного взаимодействия. Предлагается классификация стратегий поведения в жизненных ситуациях.

Психотерапия. Учебник для ВУЗов

Учебник посвящен анализу и современной интерпретации различных направлений психотерапии. Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих психотерапевтов.


СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
Санкт-Петербург
Москва Харьков Минск 1999
Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов Словарь-справочник по психодиагностике
издание 2-е,переработанное, дополненное Серия
Главный редактор Заведующий редакцией Редактор
Художественный редактор Корректоры
Оригинал-макет подготовили
S. Усманов М. Чураков Н. Мигаловская В. Королева Л. Комарова, Н. Солнцева, Н.
Викторова Н. Мигаловская, М. Лебедева
Словарь-справочник по психодиагностике - СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.: (Серия
Эта книга содержит в себе наиболее полный обзор всех психодиагностических методик,
существующих в мире и используемых профессиональными психологами. Здесь вы
найдете информацию о разработчиках того или иного теста, времени его создания,
структуре, характеристиках и сведения о применении. Вы получите представление о
многообразии стимульного материала (образцы которого приведены в книге), о
математическом аппарате, применяемом в психодиагностике. Первое издание
вышло в 1989 году и стало настольной книгой для всех психологов,
которым удалось его приобрести. Вниманию читателей предлагается переработанное и
существенно расширенное издание этого труда.
c Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов, 1998 c Серия, оформление. Издательство,
1999
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой
бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения
владельцев авторских прав.
ISBN 5-88782-336-4
Илл.пелы.-TBO . 196105, С.-] lerepfiypi, ул. Благодатная, 67. Лицензия -IP Ns
065361) от 20.08.97. Подписано в in.-4.ni> 28.01.99. Форм.п 70Х11)0 ,". Усл. п. л. 42.9.
]1еч;пь офсетная. Дон. тираж 10000 экз. Заказ № 388. О; печатано с фоюфпрм и ГШ!
Чкаловскии пр.. 15.
Предисловие
Прошло десять лет с момента появления на книжном рынке хологической диагностике>. Сегодня с высоты прошедших лет можно с удовлетворением
сказать, что книга нашла своего читателя, не осталась незамеченной в психологической
науке. Более того, несмотря на неумолимое время, по-прежнему
лежит на рабочих столах психологов-практиков, в него нередко заглядывают профессора и
студенты. Авторы хорошо понимают, что успех написанной ими книги отчасти объясняется
популярностью справочной литературы, особенно в области психологии, которая до сих
пор не имеет таких словарей и энциклопедий, которыми располагают наши коллеги за
рубежом. Отдавая себе отчет в том, какое место занимает справочная литература в нашей
психологической науке, мы тем не менее немалую долю популярности этой книги склонны
рассматривать как следствие тех усилий, которые были предприняты нами при работе над
ней.
Сейчас на суд Читателя выносится второе издание. Необходи-
мость этого издания обусловлена прежде всего тем, что в психодиагностике, как и в любой
другой науке, помимо истин и до поры до времени незыблемых положений, по-
являются и развиваются новые идеи, пополняется арсенал методик познания
человеческой индивидуальности. Надо признать и то, что в первом издании не были
отражены (или отражены неполно) некоторые из уже вошедших к тому времени в мировую
психодиагностику методик и понятий. Несмотря на желание авторов возможно полно
представить Читателю все то, из чего складывается современная психодиагностика, это
остается нашей сверхзадачей, а поэтому, завершив работу над вторым изданием, мы
думаем о третьем.
В новом издании заметно больше места, чем в предыдущем, от-
ведено психодиагностическим методикам, разработанным психологами СНГ. Расширен со-
став зарубежных тестов, введены новые статьи, позволяющие более полно представить
категориально-понятийный аппарат психологической диагностики. Внесены уточнения и до-
полнения в то, что публиковалось ранее. Идя навстречу пожеланиям Читателей, приложе-
ние к словарю-справочнику дополнено сведениями о квалификационных требованиях,
предъявляемых к специалистам по психодиагностике за рубежом.
Авторы считают своим приятным долгом выразить искреннюю признательность тем уче-
ным и организациям, участие которых позволило осуществить работу над новым изданием
словаря-справочника. В первую очередь это относится к глубокоуважаемым коллегам, про-
фессорам Paulette Van Oost, Ina Van Bercke-laer-Onnes я William Yule, которые предоста-
вили возможность работать в их научных подразделениях и лабораториях, а также библио-
теках Гентского (Бельгия), Лейденского (Голландия) и Лондонского университетов, оказы-
вали всяческую помощь и поддержку. Давние и плодотворные контакты с Институтом
психологии Мюнхенского университета, прежде всего в лице его академического директора
Werner Shuboe, в немалой мере обеспечили научное пространство и физическое время,
необходимое для работы над словарем-справочником. Мы также искренне благодарны за
помощь профессору Jerry Gamache (Сан-Августин, США) и Елене Коржовой (Россия,
Санкт-Петербург), которые внесли свой вклад в содержание этой книги. Особую
признательность мы хотим выразить сотрудникам Издательского дома, всем тем,
благодаря благожелательному вниманию которых эта книга увидела свет.
Л. Бурлачук, С. Морозов. Киев, март 1998 г.
Авторы будут признательны за все замечания и пожелания читателей. Наш Web-сайт:
http:/ /www. ln.com.ua/-psydiag
Список принятых сокращений и условных обозначений
- например
- сотрудники
- точка зрения
- так называемый
- тысяча
- коэффициент асимметрии
- сумма квадратов отклонений от среднего арифметического (девиата), индекс
дискриминации
- среднее абсолютное (линейное) отклонение
- доверительный интервал коэффициента надежности
- показатель эксцесса
- критерий Фишера
- порядковый номер переменной, величина классового интервала
- число степеней свободы
- медиана
- мода
- объем генеральной совокупности
- объем выборочной совокупности, ширина интервала группирования признаков
- вероятность событий, уровень доверительной вероятности
- процентиль
- абсолютная или относительная частота отдельных переменных в совокупности
- теоретически ожидаемые частоты
- частоты вариант в корреляционной таблице
- коэффициент четырехклеточной ассоциации (по Юлу)
- доля 1 - р переменных в выборке
- коэффициент надежности части теста
- коэффициент надежности теста
ry - коэффициент корреляции между
признаками
г.;, - точечный бисериальный коэффициент корреляции г, - коэффициент ранговой
корреляции (по Спирмену) phi V - четырехпольный коэффициент
корреляции
r - бисериальный коэффициент корреляции
S - среднее квадратическое отклонение (для выборки) S - средний квадрат
отклонений, выборочная дисперсия (- критерий Стьюдента U - ордината нормальной
кривой U т - индекс трудности тестовых заданий
V- коэффициент вариации w - число вариантов ответов на тестовое задание
X, Y, Z - переменные величины, признаки х, у, г - числовые значения варьирующих
признаков ~х - средняя арифметическая суммы
переменных выборки z - нормированное отклонение а - уровень значимости Д -
уровень точности измерения в долях от х выборки г) - корреляционное отношение Q -
среднее кубическое Z - знак суммирования ст - стандартное отклонение ст", m -
стандартная ошибка измерений т - коэффициент корреляции ранговой (по Кендаллу) X2
- критерий согласия Пирсона
А
АВТОБИОГРАФИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ - совокупность приемов получения данных
психологического анамнеза - сведений о важнейших событиях, этапах жизненного пути
индивида, отношении к прожитому и особенностях антиципации. Сбор данных
психологического анамнеза, включающих наиболее общие сведения об испытуемом и
особенностях формирования его личности, является обязательным элементом
психодиагностического обследования. Для получения таких общих сведений (пол, возраст,
профессия, социальное и семейное положение, образование, продвижение по службе,
состояние здоровья, близкие родственники и т. п.) используются беседа, анкета,
специальные методики (напр., опросники биографические). Наряду с перечисленными
средствами, А. п. подразумевает получение дополнительного и более широкого с т. з.
временной перспективы субъективного описания жизненных событий, отношения к себе и
окружающим, оценок прошлых лет и возможных будущих событий.
Автобиография относится к наиболее ранним методам исследования личности.
Составление А. п. испытуемых обычно носило характер устного или письменного
повествования с отражением наиболее важных в представлении субъекта жизненных
событий и совмещением с ними описаний психического состояния или динамики течения
болезни (в случае обследования лиц, страдающих теми или иными заболеваниями).
Получение сведений о жизни испытуемого, особенностях самооценки жизненной
ретроспективы можно существенно облегчить специальными приемами. Один из них -
прием, описанный П. Ржичаном (1983). Испытуемому предлагают
начертить горизонтальный отрезок прямой, где крайние точки обозначают рождение и
завершение жизни. После этого испытуемый выбирает промежуточную точку, обознача-
ющую настоящий момент времени, таким образом, чтобы отношение полученных отрезков
отвечало ожидаемому отношению между продолжительностью предшествовавшей
моменту обследования и последующей жизни. На отрезках, представляющих прожитую и
оставшуюся жизнь, могут быть отмечены наиболее важные события, свершившиеся или
ожидаемые с надеждой или опасением. Испытуемый может также наметить условные
АДА-------------------
жизнью> (рис. 1). Такая комбинация схематической автобиографии с т.н.
дает картину жизненного пути и антиципацию, которая может быть
использована в качестве отправной точки для дальнейшей беседы с испытуемым.
100%
\

3
А
t ?.
5
б
S

-
I
7
V,

О 5 10 15 20 25 303540455060 7075
Рис. 1. Схематическая автобиография
/ - рождение; 2 - переезд в город, в котором живет по сей день; 3 - развод родителей; 4
- знакомство с будущим мужем; 5 - смерть отца; б - смерть матери;
7 - болезнь мужа; - усыновление ребенка; 9 - рождение внука; 10 - предполагаемое
время смерти
Задача ретроспективной оценки жизненного пути может быть субъективно облегчена с
помощью приема (К. Лейнер, 1970; П. Ржи-чан, 1983). Прием
может состоять, например, во в свой воображаемый образ в старости с
подведением итогов. Другой из возможных вариантов - времени> (испытуемый представляет себе, что он старше на 5 лет, потом на 10 лет и т. д.)
Экспериментатор регистрирует его представления и стимулирует процесс фантазирования
вопросами: навещающими Вас детьми?> и т. п.
АДАПТАЦИЯ ТЕСТА (лат. adaptatio -
приспособление)- комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых
условиях его применения.
В отечественной психодиагностике особую актуальность приобретает адаптация
зарубежных тестов.
Можно выделить следующие основные этапы А. т.:
- анализ исходных теоретических положений автора теста;
- перевод теста и инструкций к нему на язык пользователя, завершаемый экспертной
оценкой соответствия оригиналу;
- проверка валидности и надежности теста, осуществляемая в соответствии с
психометрическими требованиями;
- стандартизация теста на соответствующих выборках.
Особые проблемы возникают в связи с адаптацией разных видов опросников, а также
вербальных субтестов, входящих в состав тестов интеллекта. Основные препятствия для
исследователя связаны с языковыми и социокультурными различиями между народами
разных стран.
Лингвистический аспект А. т. означает приспособление его лексики и грамматики к
возрастной и образовательной структуре контингентов населения, планируемых для
обследования, учет конно-тативного значения языковых единиц и категорий. Не меньшие
сложности связаны с социокультурными различиями. Отражающимся в языке
особенностям культуры того общества, в котором создавался тест, трудно, а порой и
невозможно найти эквиваленты в другой культуре. Полная эмпирическая А. т. во многих
случаях не уступает по сложности разработке оригинальной методики.
В 60-70-х гг. А. т. в нашей стране понималась упрощенно, ее нередко сводили к переводу
той или иной зарубежной методики, в лучшем случае ограничиваясь построением
нормативного распределения тестовых показателей. Теоретические
АЙЗ
концепции авторов тестов не анализировали, данные об их надежности и валидности
принимали за истинные. Затем, в 80-е гг., вопросы адаптации различных зарубежных
тестов все чаще становятся предметом обсуждения советских психологов, а позднее -
психологов СНГ. Разрабатываются соответствующие рекомендации (Ю. Л. Ханин, 1985; А.
Г. Шмелев и В. И. Похилько, 1985; Ю. М. Забродин с соавт., 1987, Л. Ф. Бурлачук, 1993 и
др.). Требования, предъявляемые к А. т., предполагают высокую профессиональную
культуру психолога, широкое использование специальных технических приемов, в том
числе на основе современной вычислительной техники.
АЙЗЕНКА ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ - серия опросников личностных. Предназначены
для диагностики нейротизма,экстраверсии-интроверсии и психотизма. Разработаны Г.
Айзенком с сотр. А. л. о. являются реализацией типологического подхода к изучению лич-
ности.
Г. Айзенк в своих работах неоднократно указывал на то, что его исследования вызваны к
жизни несовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционная
классификация психических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в
которой представлены важнейшие характеристики личности. При этом психические рас-
стройства являются как бы продолжением индивидуальных различий, наблюдаемых у
нормальных людей. Изучение работ К. Юнга, Р. Вудвортса, И. П. Павлова, Э. Кречмера и
других известных психологов, психиатров и физиологов позволило предположить
существование трех базисных измерений личности: нейротизма, экстра- и интроверсии и
психотизма. Кратко остановимся на описании этих личностных измерений (в том виде, как
они представлены в последних публикациях Г. Айзенка).
Нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от
.
1