Какое государство было эллинистическим. История возникновения эллинистических государств. Социально-экономическая структура Египта

Эллинистические государства - это Эллинистическая эпоха Древней Греции (Эллинизм). От Классической эпохи она отличается тем, что на смену городам-государствам (полисам) пришли могущественные державы, включающие в себя много городов и сельских поселений.

Во главе этих государственных образований стояли цари, а начало новому историческому витку положили завоевания Александра Македонского . Великий полководец захватил огромные земли на востоке и юге. Тем самым был решён вопрос с жизненными пространствами, ведь население Греции в тот период было очень высоким.

Официально считается, что Эллинизм начался в 301 году до н. э., а закончился в 30 году н. э. со смертью египетской царицы Клеопатры . Прологом же стала смерть Александра Македонского в 323 году до н. э. Умирая, великий полководец передал всю полноту власти диадоху (военачальнику) Пердикке. Тот и встал во главе огромного царства, но погиб в 321 году до н. э. во время военной стычки.

После этого между другими диадохами началась борьба за власть. Продолжалась она 22 года и закончилась после сражения при Ипсе в 301 году до н. э. Результатом этой битвы стало официальное разделение гигантского царства на части. До этого держава была уже поделена, но военачальники не признавали владения друг друга, а теперь пришли к консенсусу.

Эллинистические государства на карте

Египет отошёл к династии Птолемеев. В Вавилонии и Сирии воцарилась династия Селевкидов. В Пергаме бразды правления взяла в свои руки династия Атталидов. Появились свои цари в Македонии и Малой Азии. Каждый владыка чеканил собственные монеты. Нередко между царствами случались войны.

Наиболее напряжённая политическая ситуация наблюдалась между Птолемеями и Селевкидами. Они оспаривали друг у друга земли Палестины и остров Кипр. Эти два царства считались самыми сильными, по-сравнению с другими государствами.

У Селевкидов столица находилась в городе Антиохия (Сирия) на реке Оронт. Цари державы опирались на новую аристократию, образовавшуюся из македонских воинов и богатых переселенцев из Греции. А азиатское население платило дань в царскую казну и обладало минимальными правами.

Самым жестоким из селевкидских царей считается Антиох IV, правивший в 175-164 гг. до н. э. Он задумал установить на подвластных ему землях культ греческого бога Зевса, а местные культы запретить. Такая инициатива вызвала восстания в разных концах державы. Особенно яростно сопротивлялись жители Иудеи. Против царствующей династии выступил весь народ. На волне возмущения Иудея отделилась от царства Селевкидов и стала независимым государственным образованием.

Среди всех эллинистических государств самыми разумными и осторожными были Птолемеи, правившие в Египте. Эти цари объявили себя наследниками египетских фараонов. Они всячески поддерживали местных жрецов и не жалели средств для местных храмов. В результате этого они заручились поддержкой египетской знати. Столицей Птолемеев стал город Александрия, а правильнее Александрия Египетская, так как городов, названных в честь Александра Македонского, было построено чрезвычайно много.

Во времена Птолемеев Александрия превратилась в огромный город с населением более 1 млн. человек. Строили город по чёткому архитектурному плану. Возвели великолепные дворцы и общественные здания. У входа в порт на острове Фарос построили Александрийский (Фаросский) маяк, ставший одним из семи чудес света .

Александрийский маяк на острове Фарос

В гаванях Александрии швартовались корабли со всего Восточного Средиземноморья. Город очень быстро превратился в крупнейший торговый центр на скрещивании сухопутных и морских путей. Птолемеи поощряли искусство и науку. Они приглашали к себе известных учёных из Греции и создали знаменитую Александрийскую библиотеку . В ней насчитывалось 700 тыс. свитков.

По указу династии были переведены на греческий язык священные еврейские книги. Это в первую очередь касается Ветхого Завета. Данный перевод называется Септуагинтой (перевод семидесяти).

Шло время и эллинистические государства пали одно за другим. Основную лепту здесь внёс Рим. Он стал новым претендентом на мировое господство.

Вначале с римлянами вступил в противодействие селевкидский царь Антиох III (223-187 гг. до н. э.), но потерпел поражение. Римские легионы подчинили Грецию и Македонию в 168 г. до н. э. После этого они переправились в Малую Азию и покорили греческие государства, существовавшие на этой земле.

Затем завоеватели вступили в Сирию. Политическая обстановка им благоприятствовала, так как последние цари династии Селевкидов, практически, не обладали никакой властью. Когда-то грозная династия прекратила своё существование в 64 году до н. э., а Сирия вошла в состав Римской республики.

Дольше всех продержались Птолемеи. Последней представительницей династии стала царица Клеопатра. Она сыграла заметную роль в истории Древнего Рима. Эта женщина была любовницей Цезаря, а затем Марка Антония. С последним она вступила в военный союз против Октавиана Августа, но потерпела полное фиаско.

В 30 году н. э. царица приняла яд, а Египет вошёл в состав будущей Римской империи. Это стало концом Эллинистической эпохи Древней Греции, а пальму первенства взял в свои руки Рим.

Кроме того, Александр, как человек очень таких неожиданных решений, говорил, что вообще-то нужно создать не только новое государство, которое объединит все эти территории, нужно создать новый народ, который будет здесь жить. Этот новый народ нужно создать физически, биологически. Сам Александр был женат на трёх девушках. Одна была Роксана из Средней Азии. Она родит Александра IV, его сына, к сожалению, уже после смерти Александра. И будут две царские дочки: одна дочка последнего царя, другая – предпоследнего царя.

Он переженит на представителях персидской знати всех своих друзей. Он не спрашивал, хотят они жениться или не хотят. Надо. Это было надо для государственных целей. В один день он устроил свадьбу 10 000 своих воинов с самыми прекрасными девушками, собранными со всей Персидской державы, от всех народов, которые входили в состав Персии. Все были рады. Александр из собственных средств (он захватил казну персидских царей) дал за каждой девушкой богатейшее приданое. Так что воины были рады: помимо той добычи, которую они получили, они получили ещё вместе с жёнами хорошие деньги.

Так что, понимаете ли, он считал, что от этих браков вот должен родиться новый народ. Я не знаю, как долго эти браки просуществовали, сколько там детей появилось, но это даже неважно. Пускай не в таком примитивном виде, эта идея потом дальше всё рано будет существовать. Когда возникнут эллинистические государства (вплоть до современного Афганистана), там нормальным путём будут браки греков, греко-македонцев с местными женщинами.

Гречанки, как правило, не уезжали. Уезжали особые женщины. Это как у нас: когда поселенцы ехали в Америку (мужчины), из женщин ехали женщины только особой категории. На Восток тоже особые гречанки ехали: в основном гетеры, те, кто торговлей занимались. Так что в основном греки рассчитывали на местных. И действительно, на протяжении последних по крайней мере трёх веков эпохи эллинизма там возникнет — ну, может быть, не в такой степени тот народ, который хотел Александр — но действительно возникнет народ как результат синтеза античной и восточной цивилизации.

Александр умрёт в 23-ем году неизвестно от чего (то ли от лихорадки, то ли его отравили). Дальше буде 40 лет войны. Его друзья и дети этих друзей (друзей называют диадохи, а детей называют эпигоны) будут сражаться за территории. Его государство распадётся, и нужно будет отвоевать собственную территорию. Держава держалась только на личности Александра. Будут желающие сохранить эту державу, будут желающие оторвать себе кусок. Самый умный будет Птолемей, который сразу оторвёт себе самый богатейший Египет. В этой борьбе погибнет Олимпиада (её забьют камнями). Будет убит Филипп Арридей, сводный брат, который будет провозглашён царём. Будет убит (ему лет 11 будет) Александр IV, единственный потомок Александра. Династия прервётся, поскольку других родственников Александр убьёт сам.

До 281-го года это будет нескончаемая война греко-македонских армий, в которые войдут многие восточные подразделения, за этот территориальный передел. К 281-му году граница стабилизируется, и начнётся эпоха расцвета эллинистических держав, которая будет продолжаться приблизительно до 150-го года.

После этого, последние где-то 120 лет (а эпоха эллинизма у нас заканчивается в 30-м году до н.э., это падение последнего эллинистического государства Птолемеевского Египта) – это уже эпоха упадка, эпоха обороны, поскольку с Запада эллинистические государства начнёт поглощать Рим, а с Востока территории эллинистических государств будут поглощаться Парфией.

И в конце концов к рубежу тысячелетий, к рождению Христа весь мир окажется разделённым на четыре мировые империи. Всё Средиземноморье и Ближний Восток будет в руках Рима. Дальше за Ефратом будет начинаться Парфия, вплоть до территории Афганистана. Дальше вся Средняя Азия и север Индии будет в составе Великой Кушанской империи. И дальше на Востоке будет Великий Ханьский Китай. Вот четыре мировые империи разделят эту всю территорию.

Тридцатые и двадцатые годы IV века до н. э. были временем глубокого перелома в истории не только Греции, но и значительной части древнего культурного мира. Македонская монархия подчинила своей власти главнейшие государства северной и средней Греции. Большой поход объединенной греко-македонской армии под предводительством Александра против колоссальной Персидской державы, владения которой простирались от Эгейского моря до Индии и от Египта до Сыр-Дарьи, закончился подчинением Александру обширных территорий. Но основанное им государство было недолговечно и распалось вскоре после смерти македонского завоевателя. Год смерти Александра (323) обычно считается началом эпохи эллинизма.

На развалинах державы Александра образовалось несколько монархий, возглавлявшихся его полководцами («диадохами»).

Наиболее значительным из этих государств была держава Селевкидов, охватывавшая почти всю Переднюю Азию (северная половина Сирии, южная часть Малой Азии , Месопотамия, Иранское плоскогорье, некоторое время Бактрия, Парфия, Согдиана и другие области).

Следующей по размерам была держава Птолемеев, основной частью которой был Египет, а главным городом Александрия; вне Египта ей принадлежали соседняя Киренаика, южная Сирия и остров Кипр.

Этим государствам уступали по размерам и могуществу три царства Малой Азии: Пергам, Вифиния и Понт. Находясь первоначально в зависимости от Селевкидов, Пергам уже в III веке обратился в самостоятельное государство Атталидов; в состав Пергамского царства входили наиболее культурные области Малой Азии. Крупнейшие греческие города прибрежной полосы, такие, как Эфес, Милет, Магнесия, Теос, Приена и другие, находились в сложных политико-экономических отношениях с государствами Селевкидов и Атталидов; эти отношения многократно изменялись в связи с общим политическим положением в восточном Средиземноморье.

Города сохранили многие черты греческого полиса, но в большинстве случаев государственные власти и учреждения полиса ведали теперь только собственно городскими делами.

Эллинистические государства образовались также в Македонии, во Фракии, в Великой Греции ; к их числу принадлежало и Боспорское царство.

Завоевания Александра открыли самые широкие возможности для движения греческой культуры на Восток. В многочисленных новых городах, основанных Александром и его преемниками, греческие элементы соприкасались с туземными, что способствовало синтезу эллинской культуры с восточной. Новая культура, значительно отличавшаяся от классической, получила наименование эллинистической. Название это введено в науку лишь в XIX веке и производится от греческого глагола «эллэнидзейн», что означает «уподобляться эллинам».

Эллинистические государства были монархиями восточного типа, в которых греко-македонская аристократия составляла лишь привилегированную верхушку, управлявшую основной массой туземного населения; поэтому классовая борьба на Востоке неизменно приобретала характер национальной борьбы местного населения против иноземцев. Земля считалась собственностью царя, но значительная ее часть «уступалась» во владение храмов, военных поселений и фаворитов. Поместья храмов и знати обрабатывались преимущественно рабами; массу населения составляли «царские земледельцы», жившие и работавшие замкнутыми земельными общинами, совместно использовавшими ирригационную систему, как в древнем Египте и в древней Месопотамии. В выросших на их территории эллинистических государствах все еще был очень силен общинный строй. «Восточный деспотизм и господство сменивших друг друга завоевателей-кочевников в течение тысячелетий ничего не могли поделать с этими древними общинами» (Энгельс. Анти-Дюринг, 1948, стр. 151).

Объединение всего ближнего Востока и образование крупных эллинистических государств было связано, однако, со значительными сдвигами в жизни ближневосточных стран. Эти сдвиги особенно· ясно сказались в чрезвычайном оживлении ближневосточных рынков, где скрещивались потоки товаров из южной Европы, Северной Африки и с азиатского континента, вплоть до Средней Азии, Индии и Китая. Эллинистические державы резко отличались от прежних городов-государств. Экономической основой новых монархий — Птолемеев, Селевкидов и Атталидов было прежде всего земледелие — производство хлеба на вывоз; значительное ремесленное производство было основано на мастерских, эксплоатировавших рабский труд.

Держава Птолемеев, обладавшая мощным военным флотом, вела обширную морскую торговлю. В государствах Селевкидов и Атталидов роль торговли была еще более значительной. Отсюда — расцвет прибрежных городов Малой Азии и Африки, где происходила погрузка товаров на корабли. В узловых пунктах торговых дорог создаются в это время новые мировые столицы: Александрия, Антиохия, Пергам; возникают новые крупные торговые центры (в том числе такой грандиозный город, как Селевкия на Тигре с ее полумиллионным населением); второстепенные пункты: Пальмира, Петра, Дура-Европос и другие, выдвигаются на арену истории. Родос, Делос, Самофрака, Эфес, Приена, Милет переживают период расцвета. Религиозно-храмовые центры: Дельфы, Магнесия, Делос, Кос и другие, извлекают немалую выгоду из общего оживления хозяйственной жизни. Храмы, как крупные заимодавцы, играли важную роль в общем росте ростовщических операций; они пользовались экстерриториальностью и богатели при любом соотношении сил.

Из такого усложнения политико-экономических отношений вытекают изменения в архитектуре. Восточно-деспотический характер больших монархий вызывает усиление аристократических элементов и зарождение придворной архитектуры. Бóльшя диференциация архитектурных типов, большее разнообразие объектов сочетаются в то же время с утратой идейной и композиционной цельности архитектурных произведений. Идейное содержание всего архитектурного творчества изменяется; гуманистические начала и национальный характер, присущие архитектуре, как и всей культуре рабовладельческой демократии в период ее подъема, вытесняются индивидуализмом и космополитизмом; отсюда соединение классических и восточных элементов не только на периферии, но и в постройках Афин и Делоса. Размах эллинистической архитектуры, виртуозность в применении классических архитектурных форм, богатство и внешний блеск сочетаются с явным измельчанием ее идейно-художественного содержания.

«Высочайший внутренний расцвет Греции, — писал Маркс, — совпадает с эпохой Перикла, высочайший внешний расцвет — с эпохой Александра» (К Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 1, стр. 180). Эта характеристика полностью применима и к зодчеству эллинизма; обогащение художественно-выразительных средств не означало, однако, создания в эту пору единого стиля в греческой архитектуре.

Противоречия между туземным населением и греко-македонской аристократией, между обнищавшим сельским населением и разбогатевшими городами, между отдельными городами и монархиями делали особенно угрожающей ту задержку в развитии производительных сил, которая вытекала из применения рабского труда и была основным противоречием античного общества. Эти противоречия привели эллинистический мир к кризису.

Ослабленный изнутри и раздробленный, эллинистический мир не сумел организовать отпора против римской экспансии. Наоборот, города Греции поддерживали против Македонии Рим, который сулил им призрачную свободу; пергамские цари и города передней Азии поддерживали Рим в войне с Селевкидами. В то время когда римские войска разбивали поодиночке наиболее крупные государства, когда Великая Греция была давно (с III в. до н. э.) завоевана римлянами, а царство Селевкидов, Македония и прежняя метрополия приходили в упадок, Пергамское царство, греческие города Малой Азии и храмовые центры временно усилились во II в. до н. э. Наконец и Пергамское царство отошло к Риму со смертью последнего из Атталидов (133 г. до н. э.). Разгоревшееся вскоре восстание рабов под предводительством Аристоника имело сначала значительный успех, тем более, что шло под знаменем борьбы с иноземными захватчиками, но позднее было жестоко подавлено римлянами. Римская власть и римские ростовщики стали полновластными хозяевами Средиземноморья. Выкачивая громадные средства в виде денег и сокровищ искусства, разоряя страны и народы, римское владычество расширило, однако, рынки и создало условия для недолгого экономического благосостояния торгово-ростовщической плутократии городов и теократии храмов.

Отсюда размах строительства Пергама, Приены, Магнесии, Милета, Теоса, Делоса, Афин во II в. до н. э.

Снижение художественных качеств этой поздней архитектуры не только по сравнению с классической, но и по сравнению с зодчеством III в. до н. э., связано с тем моральным упадком, в котором находилась правящая верхушка рабовладельческого класса.

Но в глазах широких народных масс римляне оставались всегда страшными врагами. Отсюда успех понтийского царя Митридата Евпатора, объединившего греческие и восточные народности в грандиозном восстании первой трети I в. до н. э. Рим сломил и этого сильного врага. Вскоре была подчинена Сирия (64 год до н. э.), а затем и Египет (30 год до н. э.). Время превращения Египта в римскую провинцию и установления в Риме принципата обычно считают концом эллинизма (и римской республики) и началом нового периода древней истории — эпохи Римской империи.

Сущность понятия «эллинизм». Современные дискуссии о сущности эллинизма. Борь­ба диадохов и образование эллинистических государств. Общие закономерности в развитии эллинистических государств и специфика их экономической, социальной и политической структуры. Развитие производительных сил и производственных отношений.. Прогресс техники, усиление экономических связей,расширение зоны развитых товарно-денежных отношении. Распространение рабства классического типа. Роль вновь основанныхгреческих го­родов. Сочетание классического рабства и иных категорийзависи­мости. Города и сельские местности.

Эллинистический Египет. Территория. Особенности экономического и социального строя. Рабовладение. Положение«лаой». Различные категории эксплуатируемого населения. Экономическая роль государства. Монополии. Дуализм, права. Тенденции к политической централизации. Особенности социальных конфликтовптолемеевском Египте. Греческий город Александрия – столица эллинистического Египта. Упадок птолемеевского Египта его причины.

Царство Селевкидов. Территория и население. Основные хозяйственно-экономические зоны. Градостроительная политика Селевкидов. Экономика. Роль полисов. Вавилонские гражданскохрамовые общины. Иные типы городов. Сельская территория. Сложность социальной структуры. Организация государства. Основные направления политики. Кризис в середине IIIг. Отпадение Греко-Бактрии и Парфии. Основные факты раннейистории этих государств. Борьба Селевкидов и Птолемеев за сирофиникийское побережье. Антиох III. Попытка восстановления могущества государства. Столкновение с Римом. Упадок государстваСелевкидов. Борьба с Парфией и утрата восточных территорий. Гибель царства Селевкидов.

Царство Пергам - значительный торгово-ремесленный икультурный центр эллинистического мира. Пергам и Селевкиды. Рим­ское проникновение в Пергам. Социально-экономический и полити­ческий строй Македонии в период эллинизма. Балканская Греция в эллинистическую эпоху. Перемещение торговых путей на восток. Экономический упадок Греции. Положение полисов. Ахейский и Этолийский союзы. Их организация и внешняя политика. Борьба Македонии за гегемонию в Греции. Классовая борьба в Греции. Положение в Спарте. Особенности социальной борьбы в Спарте. Законодательство царей Агиса и Клеомена. Тирания Набиса. Войны Рима с Македонией. Установление римского господства в Греции и Македонии. Родос. Великая Греция и Сиракузы.

Завоевание эллинистических государств Парфией, Римом. Причины потери независимости эллинистическими государствами.

Эллинистическая культура

Общие черты культуры эллинизма. Взаимодействиекультуры Греции и Востока. Кризис полисного мировоззрения. Города- центры эллинистической культуры. Космополитизм, фатализм, индивидуализм - характерные черты мировоззрения населения адлинистического мира. Социальные и политические корни новых яв­лений в идеологии. Специфика развития местных культур. Дифференциация и систематизация наук. Успехи естественных и точных наук. Историческая мысль в период эллинизма. Александрийская и Пергамская библиотеки. Мусейон. Философские систе­мы эллинистического периода. Стоики, эпикурейцы, киники. Со­циальная действительность и философия. Поэты эллинизма - Каллимах, Феокрит. Комедии Менандра, эллинистические утопии. Зачатки литературоведения. Новые черты в изобразительном искусстве, утрата героического идеала. Интерес к простому человеку ибыту.


Выдающиеся памятники изобразительного искусства.

Официальная идеология эллинистических государств и искусство. Различные художественные школы. Градостроительство. Градостроительство в политике эллинистических царей. Градострои­тельные школы.

Религия эллинистического периода. Царский культ. Его осо­бенности в Египте и в царстве Селевкидов. Распространение вос­точных культов в Греции. Религиозный синкретизм (официальный инародный), мессианство. Историческое значение культуры эллинизма.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

История Древнего Рима - эпоха наивысшего развития и паде­ния рабовладельческого общества древности, высший, заключительный этап рабовладельческой формации. Основные проблемы римской истории и ее значение во всемирно-историческом процессе. Условность термина «Древний Рим». Хронологические и тер­риториальные рамки Римского рабовладельческого государства вразличные периоды его истории. Периодизации римской истории.

После кончины Александра в Вавилоне были провозглашены царями всей державы его слабоумный брат (побочный сын Филиппа II) и новорожденный сын самого Александра -- младенец, объявленный Александром IV. Поскольку оба царя не были способны к управлению, совет македонских военачальников избрал регентом-правителем при них опытного сподвижника Филиппа II и Александра, представителя старой македонской знати Пердикку (323 г. до н. э.). Другие военачальники получили в управление различные части державы Александра, куда они отбыли со своими войсками. В 321 г. до н. э. на совещании в Трипарадисе (Сирия) диадохи заключили договор о распределении сфер влияния и сатрапий. Египет был закреплен за Птолемеем Лагом, Македония и Греция стали сферой интересов Антипатра и его сына Кассандра, Антигон Одноглазый был объявлен стратегом-автократором Малой Азии, Месопотамия была передана Селевку, Фракия, район Пропонтиды, часть Малой Азии стали зоной влияния Лизимаха. Однако идея единой империи Александра еще была жива: правители отдельных областей рассматривались как сатрапы одного государственного образования. Носителями и борцами за идею единой империи и верности династии Филиппа -- Александра стали Антигон Одноглазый и его сын Деметрий Полиоркет. Им удалось подчинить своему влиянию значительную часть державы Александра -- всю Малую Азию, Сирию, Вавилонию, Мидию, Перейду. Усиление влияния Антигона Одноглазого привело к тому, что все другие диадохи во главе с Птолемеем Лагом образовали против него коалицию. Наступило временное равновесие сил, закрепленное новым договором, в котором вновь подтверждались права диадохов на захваченные ими владения (311 г. до н. э.). В том же году по согласию всех диадохов были убиты номинальные цари державы: слабоумный Филипп III Арридей и 12-летний Александр IV. Теперь каждый диадох думал о закреплении власти за собой и своими потомками в той или другой части державы Александра. Ожесточенная борьба за наследство Александра Македонского завершилась тем, что в 306 г. до н. э. наиболее крупные диадохи (Антигон Одноглазый, Деметрий Полиоркет, Птолемей Лаг, Лизимах, Селевк, Кассандр) объявили себя царями, тем самым открыто выразив стремление создать собственные государства на развалинах мировой империи Александра. Правда, Антигон Одноглазый и Деметрий Полиоркет попытались в последний раз объединить распадающееся мировое государство Александра, но эта попытка окончилась полной неудачей. В 301 г. до н. э. в кровопролитной битве при Ипсе в центральной части Малой Азии могущественная коалиция из армий Селевка, Кассандра, Лизимаха и поддерживавшего их Птолемея одержала полную победу над Антигоном Одноглазым. Сам Антигон погиб в бою, а его сын Деметрий вскоре оказался в плену у Селевка. Последняя вспышка междоусобной борьбы между диадохами относится к 281 г. до н. э. В битве при Курупедионе армия Селевка разгромила войска Лизимаха, а владения последнего были разделены между другими эллинистическими правителями.

Царство Селевкидов. Самым крупным из эллинистических государств было царство Селевкидов, в пору своего расцвета охватывавшее большую часть тех территорий, которые ранее входили в состав державы Александра Македонского. Оно простиралось от Эгейского моря на западе до Индийского субконтинента на востоке и включало южную часть Малой Азии, Сирию, Месопотамию, Вавилонию, Иран, южные районы Средней Азии, большую часть Афганистана. Создателем этого огромного государства был Селевк -- один из телохранителей Александра Македонского. Согласно решению совещания диадохов в Трипарадизе (321 г. до н. э.), он получил в управление Вавилонию. За несколько лет сумел снискать расположение верхних слоев населения вавилонских городов. Когда Селевк был изгнан из своей сатрапии Антигоном Одноглазым, то сумел отвоевать ее с ничтожным по численности отрядом воинов, данным ему Птолемеем (600 или даже 300 всадников, по свидетельствам источников). Это оказалось возможным благодаря поддержке городов Вавилонии, встречавших Селевка как освободителя. Проявив незаурядное дипломатическое мастерство, Селевк сумел избежать столкновения с Чандрагуптой, создателем державы Маурьев. Уступив не принадлежавшие ему восточные окраины державы Александра Македонского, он взамен получил 500 боевых слонов, что резко усилило боеспособность его войска. Укрепив власть на Востоке, создав сильную, закаленную в постоянных походах армию, Селевк теперь мог вмешаться и в «большую политику». Его армия сыграла решающую роль в разгроме Антигона в битве при Ипсе (301 г. до н. э.). В результате Селевк овладел Северной Сирией и получил выход к Средиземному морю. Последним большим успехом Селевка был разгром в битве при Куропедионе (Лидия) армии Лисимаха (281г. до н. э.). Захватив благодаря этой победе Малую Азию, Селевк решил, что ему удастся совершить то, к чему десятилетиями безуспешно стремились его соперники,-- объединить под своей властью большую часть державы Александра. Он двинул армию в Македонию. Однако в момент наибольших успехов Селевк был предательски убит Птолемеем Керавном (одним из сыновей Птолемея I). Сыну Селевка Антиоху I с большим трудом удалось справиться с разразившимся кризисом и укрепиться на троне. Антиох оставил надежды на расширение государства (за счет завоевания Македонии и Греции) и все силы обратил на его консолидацию. При Селевке и Антиохе I (281--261 гг. до н. э.) на многие десятилетия сформировались основные направления политики Селевкидского государства. Селевкиды были вынуждены вести активную внешнюю политику в трех регионах: в Южной Сирии, Малой Азии и на востоке. В Южной Сирии Селевкиды вели почти непрекращающуюся борьбу с Птолемеями. Каждое из государств стремилось поставить под свой контроль эту важную область, где оканчивались многие торговые пути и где располагались процветающие портовые города. Здесь был основной театр так называемых сирийских войн, т. е. частых военных столкновений между Селевкидами и Птолемеями. Важную роль продолжали играть и старые греческие города Малой Азии, за власть над которыми также боролись и Птолемеи, и Селевкиды. На севере этого региона возник ряд независимых государств (Пергам, Вифиния, Каппадокия, Понт), взаимоотношения с которыми у Селевкидов всегда были очень сложными. Особенно большой угрозой для Селевкидов были галаты (кельты). Переселившиеся с Балканского полуострова в Малую Азию три воинственных кельтских племени, осевших в районах к северу от Фригии (здесь возникла независимая область Галатия), постоянно тревожили Селевкидов. На востоке, в частности в Средней Азии, сложность ситуации определялась, во-первых, отдаленностью этого региона, трудностью связей с ним, а во-вторых, наличием постоянной угрозы со стороны кочевников, располагавшихся вдоль границ Селевкидского государства. В III в. до н. э. начались передвижения кочевых племен, что усилило напряженность на границах. Не менее сложными были и внутриполитические проблемы государства Селевкидов. Оно охватывало огромную территорию, большое количество различающихся по уровню социально-экономического развития и характеру политической организации обществ, что делало задачу поддержания единства в государстве чрезвычайно сложной. Другой важнейшей особенностью этого государственного образования было то, что оно возникло в результате завоевания македонянами и греками Востока. Поэтому основная функция государства заключалась в обеспечении эксплуатации покоренных народов завоевателями. В силу этих обстоятельств структура государства Селевкидов определялась основным социальным водоразделом: господствующий класс -- в основном завоеватели, эксплуатируемая масса -- в основном завоеванное население Востока.

Главой государства был царь. Его власть, в сущности, была абсолютной. Он являлся верховным главой гражданской администрации, главнокомандующим армией, верховным судьей и даже источником права. Власть царей селевкидской династии имела следующие правовые основания: 1) право завоевания (в эпоху античности оно считалось самым важным из правовых обоснований); 2) наследование власти от отца к сыну. Селевкидские цари обожествлялись. Есть две формы обожествления. Старые греческие города, вошедшие в государство, принимали «добровольные» решения о признании царя богом в благодарность за различные благодеяния. На остальной территории государства царский культ вводился административными мерами. Со времени Антиоха III обожествлялась и супруга царя. В государстве Селевкидов существовала достаточно развитая бюрократическая система, которая, однако, не достигла таких масштабов, как в царстве Птолемеев. Огромные размеры государства не позволяли осуществлять всеобъемлющего административного контроля. Ряд местных политических образований (отдельные пле мена, греческие полисы, храмовые общины, местные династы) пользовались известной автономией во внутренних делах.

Высшими сановниками государства были «ведающий делами», глава царской канцелярии и финансовый контролер, отвечавший за сбор налогов и т. д. Территория Селевкидского царства делилась на сатрапии. По словам Аппиана, их было 72. Размеры сатрапий были много меньшими, чем в государстве Ахеменидов и державе Александра. Сатрапии, в свою очередь, делились на епархии, а последние -- на гипархии. Сатрап (со времени административной реформы Антиоха III -- стратег) имел как гражданскую, так и военную власть. Финансовое ведомство было самостоятельным, и его чиновники не подчинялись сатрапу. В силу огромных размеров государства, затруднявших эффективность управления, создавались иногда особые наместничества, из нескольких сатрапий. Наместники пользовались огромной властью, иногда они имели даже права соправителя и титул царя. Долгое время существовало восточное наместничество (так называемые «верхние сатрапии»), центром которого был город Селевкин на Тигре. Иногда все селевкидские владения в Малой Азии также объединялись под властью одного правителя. Центром селевкидской Малой Азии был город Сарды, Создание крупных наместничеств имело и некоторые негативные последствия. Обладавшие огромной властью наместники иногда проявляли и отчетливые сепаратистские тенденции.

Для проведения активной внешней политики и обеспечения внутренней безопасности государство Селевкидов, естественно, нуждалось в мощной армии. Размеры ее были очень велики. Основу армии составляли македоняне и греки, жившие на территории государства в военных колониях (катойкиях) и полисах. Наемники, в отличие от Птолемеевского Египта, играли в армии Селевкидов незначительную роль. В регулярную армию они, как правило, не включались, привлекались только изредка. Флот в государстве Селевкидов играл менее значительную роль. Главной базой его была Селевкия в Пиерии, прикрывавшая с моря столицу государства -- Антиохию на Оронте.

Птолемеевский Египет. Одним из крупнейших и типичных эллинистических государств был Египет, управляемый династией Птолемеев, потомков одного из ближайших военачальников Александра Македонского, представителя знатной македонской семьи Птолемея Лага (323--283 гг. до н. э.). В III в. до н. э. в его состав входили собственно Египет в его традиционных границах от первого порога Нила и до Средиземного моря, примыкающая с юга Эфиопия (древняя Нубия) и с запада Киренаика (древняя Ливия). Кроме этих африканских территорий в состав Египетского царства входили Синай, Палестина, Финикия, Южная Сирия (ее обычно называли Келесирией), т. е. значительная часть Восточного Средиземноморья. К царству Птолемеев принадлежали прибрежные области южной, юго-западной и западной частей Малой Азии (Киликия, Памфилия, Ликия, Кария, Иония), остров Кипр. Птолемеи осуществляли контроль над объединением Ки- кладских островов Эгейского моря (так называемой Островной лигой), над территориями, прилегающими к проливу Геллеспонт, прибрежными областями Фракии и Троады, что позволяло им держать в руках черноморские проливы и важнейший морской путь из Эгейского в Черное морс. Египту принадлежали некоторые крепости, построенные им на Крите, внеегипетские владения. Эта двойственность территориальной структуры породила глубокий дуализм и в социально-экономической, и административной политике птолемеевского государства. Птолемеи проводили одну политику -- в долине Нила. Столицей Египетской державы в эпоху эллинизма был город Александрия, основанный в 332 г. до н. э. Александром, превратившийся при Птолемеях в самый крупный в эллинистическом мире, переживший древность и средние века и до сих пор сохраняющий свое значение. Держава Птолемеев была таким же сложным, непрочным конгломератом стран, народов и племен, какими были и другие эллинистические государства. Ядром Египетского государства, его коренной территорией, был собственно Египет в его традиционных границах. Именно здесь находились роскошная столица, резиденция царя и центрального государственного аппарата. Здесь были сосредоточены основные воинские контингента, запасы вооружения, снаряжения, финансы государства. В Египте, так же как и во многих эллинистических государствах, утвердилась та форма монархии, которую можно определить как эллинистическую монархию, сочетавшую в себе как элементы восточной деспотии, так и некоторые институты полисного строя и македонской примитивной монархии. Птолемеи сохранили все особенности древнеегипетского государства. Цари, как и в Древнем Египте во времена фараонов, обожествлялись, считались неограниченными носителями власти и источником права. Царь был верховным собственником всей земли и единоличным распорядителем всех богатств. Птолемеи не только сохранили традиционный государственный аппарат, но и значительно увеличили его. Ближайшее окружение царя составляли его родственники и друзья, которые делились на ранги и которые в действительности не были его родственниками и друзьями, а придворными чинами. Из их среды назначались руководители центральных ведомств, ведающих управлением соответствующих отраслей, высшие военачальники. Особое значение приобрело финансовое ведомство, состоящее из множества чиновников самого разного профиля, во главе которых стоял верховный казначей (диойкет). Почти все высшие должности в центральном правительстве были заняты греками и македонянами. Штат областных чиновников ведал жизнью номов, на которые делился Египет. Во главе нома стояли стратег, осуществлявший военно-политическую власть, и номарх, ведавший гражданскими делами. Важное место в областном управлении занимали распорядитель номовых финансов -- эконом -- и царский грамотей (писец), которые были ближайшими помощниками стратега и номарха. Номы, в свою очередь, делились на топы (районы) и комы (деревни) -- низшие административные единицы. Руководство топами и комами осуществляли чиновники низшего ранга, которые в своих действиях руководствовались инструкциями вышестоящих органов. В трех городах греческого типа -- Александрии, Навкратисе и Птолемаиде -- существовали некоторые выборные органы управления, что считалось важной привилегией в деспотическом государстве Птолемеев. На иных началах было организовано управление внеегипетскими территориями, здесь Птолемеи ограничивались посылкой своего комиссара, который контролировал органы местного самоуправления.

Основными противниками Птолемеев выступали прежде всего Селевкиды, претендующие на Южную Сирию и ряд территорий в Малой Азии, и Македония, с которой Птолемеи конфликтовали из-за Балканской Греции и проливов. Борьба Птолемеев с державой Селевкидов за Южную Сирию и другие области велась с переменным успехом в течение всего III в. до н. э. и вылилась в пять сирийских войн. Наибольших успехов в борьбе с Селевкидами Птолемеи добились во время III Сирийской войны (245--243 гг. до н. э.). Египетские войска во главе Птолемеем III Эвергетом опрокинули селевкидскую армию и оккупировали всю Финикию и Сирию, включая столицу Селевкидов Антиохию на Оронте. Птолемеи III продвинулся в Месопотамию и захватил ее северные области. Однако удержать захваченные владения Птолемею III Эвергету (246--221 гг. до н. э.) не удалось. Успешно развивались военные действия против одного из удачливых селевкидских правителей, знаменитого Антиоха III Великого, во время IV Сирийской дойны (219--217 гг. до н. э.). В ожесточенной битве при Рафии (217 г. до н. э.) в Южной Палестине недалеко от Газы египетским войскам удалось разгромить армию Антиоха III и отстоять свои владения в этом регионе. Однако победа при Рафии оказалась последней. Испытывая серьезные внутренние затруднения, Египет слабеет и теряет одну позицию за другой. Вскоре Антиох III захватывает Южную Сирию и часть Финикии. Птолемеи теряют ряд областей в Малой Азии и проливах, где их теснит Македония. Серьезным противником Птолемеев были македонские правители, которые претендовали на господство в проливах и гегемонию среди греческих полисов Балканской Греции. Птолемеи поддерживали сопротивление греческих полисов против македонского владычества, что обусловило объединение Македонии и Селевкидов против Египта. Длительное противоборство Птолемеев с Селевкидами и Македонией вело к постепенному истощению военно-экономического потенциала Египта. С начала II в. до н. э. Египет начинает терять одно за другим свои заморские владения. В сложную борьбу эллинистических держав вмешивается могучий Рим, который предпочел заключить договор с Египтом и обеспечивал его интересы против Селевкидов и Македонии. Опираясь на поддержку Рима, Египет смог просуществовать как независимое государство дольше, чем другие эллинистические государства, в частности Македония, Пергам, Селевкиды. Но в 30 г. до н. э. в правление Клеопатры VII (51--30 гг. до н. э.) Египет был завоеван римскими войсками и стал частью огромного Римского государства. Завоевание Египта Римом отвечало интересам большей части господствующего класса, который уже не мог обеспечивать экономическое развитие страны, решать острые социальные противоречия, поддерживать внутреннюю стабильность и порядок.

Пергам. Первоначальная территория Пергама, расположенного в северо-западной части Малой Азии, была невелика. Небольшая крепость, какой являлся Пергам в IV в. до н. э., в новых условиях быстро превращается в главный центр государства. Население Пергамского царства с успехом выдерживает борьбу как с вторгшимися на территорию Малой Азии кельтскими племенами -галатами, так и с крупнейшим эллинистическим царством Селевкидов. В период войн диадохов Пергам, как надёжный, хорошо укреплённый самой природой пункт, сделался местом хранения казны Лисимаха. При преемнике Филетера, Эвмене, когда он в 263/82 г. одержал решительную победу около Сард над армией Антиоха I, Пергам начинает играть более значительную роль в международных отношениях. Внешняя политика Пергама этого времени характеризуется разрывом с Селевкидами и союзом с Египтом. Аттал I(241--197), к которому перешла власть над Пергамом после смерти Эимена, устранил угрозу со стороны галатов. Он отказался от уплаты им дани и в битве у истоков Каика в 228 г. разгромил их, после чего принял царский титул. Вмешавшись в борьбу в царстве Селевкидов в начале 20-х годов, Аттал и здесь достиг крупных успехов и одно время господствовал над большей частью Малой Азии, хотя это господство оказалось кратковременным. К концу правления Аттала I наметилась определённая линия внешней политики Пергама, заключавшаяся в последовательной ориентации на Рим. Пергам до поры до времени пожинал плоды этой политики в виде крупных территориальных приобретений, торговых преимуществ и пр., но вместе с тем всё более и более подпадал под влияние Рима. Как и в других эллинистических государствах, в Пергаме земля была главным богатством самих правителей и знати и одновременно служила надёжным средством обеспечения армии. В принципе вся земля принадлежала царю. Её обработка обычно находилась в руках крестьян, так называемых царских людей; главная часть продукта их труда отчуждалась в пользу царя, его приближённых и воинов. Применение рабского труда получило в Пергаме большое развитие в различных сферах производства, в особенности в царском хозяйстве. И продукты сельского хозяйства и ремесленные изделия находили широкий сбыт во всём Восточном Средиземноморье. Цари Пергама чеканили монету, которая находилась в обращении далеко за пределами царства. Кроме царей в Пергаме чеканили монету и некоторые города. Главной опорой Атталидов являлась армия. По своему составу она была очень разнообразна: наряду с наёмниками из разных уголков греческого мира большое значение в войско имели и местные жители -- мисийцы, а также граждане Пергама. Воины обеспечивались земельными наделами. Часть военных колонистов получала необработанные участки, подобно тому, как это было позднее в Египте. Военные поселения -- катэкии -- составляли существенный элемент в структуре Пергамского царства. Если по численности пергамская армия уступала войскам Селевкидов или Птолемеев, то по техническому оснащению едва ли не превосходила их. Атталиды вели войны, широко используя достижения эллинистической осадной техники. Пергам был сравнительно небольшим эллинистическим государством, во многом сходным с другими эллинистическими царствами. Цари были правителями с неограниченной властью по отношению к местному населению и грекам -- негражданам. Уже при первых правителях развивается царский культ. В честь обожествлённых царей сооружались алтари, содержался штат жрецов и жриц, устраивались пышные процессии, празднества и игры. Главную роль в экономической и политической жизни государства играла столица -- город Пергам. В Пергаме существовали обычные греческие учреждения: народное собрание, городской совет, выборные должностные лица, филы и демы. Граждане составляли лишь меньшинство населения, наиболее обеспеченное в материальном отношении. Фактическая власть, контроль за ходом дел, за выборами и за финансами, а также законодательная инициатива находились в руках пяти стратегов, назначаемых царём. Столица царства была расположена в нескольких километрах от моря. Город соединял типичные черты греческого полиса и пышное великолепие царской резиденции восточноэллинистического государства. Многочисленные статуи, картины, искусно сделанные мозаики служили украшением дворцов и храмов. В произведениях изобразительного искусства отразились стиль и сюжеты, присущие искусству эллинистического времени, но со своеобразными чертами, характерными для пергамской школы. В Пергамской библиотеке хранилось более 200 тыс. рукописей, велись научные исследования.