История революции 1917 года для детей. Детям о революции. Ход Февральской революции

25 октября (7 ноября) 1917г. в результате вооруженного восстания было свергнуто Временное правительство и к власти пришла партия большевиков (РСДРП(б) ) и партия левых эссеров. Главными организаторами переворота были В. И. Ленин, Я. М. Свердлов. Восстанием руководил Военно-революционный комитет Петроградского Совета.

Краткое содержание истории России.

Часть 6 (1917-1941 гг.)

Революция 1917 года. Гражданская война. Кратко

Революция 1917 года. Создание РСФСР. Брестский мир. Гражданская война.

Военный коммунизм. Продразвёрстка. Кронштадтское восстание.

Революция 1917 года. Гражданская война.
СССР в 1920-1930 годы. Международная ситуация.

НЭП. ГОЭЛРО. Коллективизация, индустриализация. Образование. Репрессии.

Международная обстановка. Пакт Молотова-Риббентропа. Советско-Финская война.

СССР в 1920-1930 годы. Международная ситуация. Кратко

В 1921 году правительство объявило новую экономическую политику (НЭП) и ввело некоторые элементы рыночной экономики. В результате начинает восстанавливаться промышленность и намечается рост производства. 30 декабря 1922 года прошел первый съезд депутатов советских республик, который объявил о создании СССР .
В январе 1924 года принята первая Советская Конституция .

Революция 1917 года.
Гражданская война.
СССР перед войной.

1300-1613 гг.

1613-1762 гг.

1762-1825 гг.

9-13 века

1825-1917 гг.

1917-1941 гг.

1941-1964 гг

1964-2014 гг

Краткая история России. Краткое содержание истории России. Истории России в картинках и фото. Основные даты и события истории России. История России для детей. Революция 1917 года.
Гражданская война. СССР в 1920-1930 годы. Международная ситуация.

В здании Смольного института открылся 2-ой Всероссийский
съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, где было
сформировано новое правительство - Совет Народных
Комиссаров
, во главе с В. Лениным. Первыми документами
новой власти стали декреты «О мире» и «О земле».

В январе объявлено о создании нового государства -
РСФСР (Российская Советская Федеративная
Социалистическая Республика), в котором главным
органом власти стал Всероссийский съезд Советов. В начале ноября советская власть была провозглашена в Москве, а к весне 1918 года - в основных российских регионах.

Стране требовалась передышка для восстановления экономики и государственных институтов. 3 марта 1918 г. новое правительство подписало крайне «болезненный»
мирный договор с Германией (Брестский мир ). Россия
теряла Финляндию, Прибалтику, западную Украину,
Польшу, теряла флот на Черном Море и частично на
Балтике, должна была выплатить огромные репарации.
Договор был аннулирован в ноябре 1918 года, после
победы Антанты в войне.

17 июля 1918 года, по решению УралСовета Николай II,
его жена, дети и прислуга были убиты в Екатеринбурге,
где они находились под арестом в ожидании суда.

Следствием октябрьского переворота стала Гражданская война (1917-1923 гг.).
В Сибири сформировалась армия атамана Семенова, на Кубани - Краснова, на
юге - Добровольческая армия генерала Деникина. С востока наступали войска Колчака, которым удалось занять Уфу и Ижевск. Одновременно в России началась интервенция :
на севере высаживаются войска Антанты, а на Дальнем Востоке - японцы.










Положение молодой республики оказалось крайне сложным, однако в декабре 1918 года большевики смогли отразить наступление атамана Краснова, а летом 1919 г. - отбросить армию Колчака за Урал. В это время возникла угроза Петрограду - к нему подходили войска Юденича. Остановить
их получилось в июне 1919 г. а полностью разбить - в ноябре.

В середине лета армия Деникина предприняла наступление на центральную часть России и заняла Одессу, Киев, Курск
и Орел. Красная армия смогла ценой больших потерь остановить наступление. Зимой 1920 года Красная армия отбила у Колчака Красноярск и Иркутск.

В 1920-м году удается вытеснить Белую армию с Донбасса
и Украины на Крым, который также был освобожден в конце осени. Дольше всего боевые действия продолжались в
Средней Азии, последние отряды «басмачей» были разбиты
в 1930-х годах.

К 1921 году от бывшей Российской империи отошли: Польша, Финляндия, Латвия, Эстония, Литва, Западная Украина, Белоруссия, часть Армении, Бессарабии. Из-за разрушенных угольных и нефтяных предприятий сложилась нехватка топлива
в стране, промышленное производство сократилось в 5 раз. Население страны (без учета потерянных регионов) сократилось почти на 20% (война, эммиграция, болезни и др.).

В условиях Гражданской войны 1918-1921гг. проводится политика военного коммунизма. Выстраивается жесткая вертикаль власти, происходит национализация природных богатств, промышленности, ликвидация частной торговли и банков, вводится продразвёрстка - сдача государству зерна, мяса и др. с/х продуктов по установленной властью цене. Сильнейшая засуха 1921 года, последствия гражданской войны, продразвёрстка стали причинами массового голода в стране, особенно пострадали регионы Поволжья.

В областях подконтрольных советской власти происходят крестьянские восстания, переходящие в крестьянские войны - на Тамбовщине, Кубани, Поволжье, Украине, Сибири и др. Крестьяне требуют отмены продразвёрстки, выступают с политическими требованиями. Для подавления бунтов
задействуют Красную армию.

Антисоветские выступления происходят на предприятиях
в армии и на флоте. Наибольшую известность получило
Кронштадтское восстание в феврале 1921 года. Моряки
и красноармейцы выступили с поддержкой митинговавших
рабочих Петрограда и выдвинули ряд политических и
экономических требований. После безрезультатных
переговоров, крепость была взята штурмом, большая
часть восставших погибла.

Желание Польши восстановить государство в границах Речи Посполитой (на 1772 г.) и получить контроля над Белоруссией, Украиной и Литвой стали причинами Советско-Польской войны 1919-1921 гг. Сокращение военно-финансовой помощи от Антанты и отсутствие заметных успехов на фронте привели к остановке военных действий. В марте 1921 года был заключен Рижский мирный договор. Польша получила часть территорий Западной Украины и Белоруссии (восточнее линии Керзона), где большую часть населения составляли поляки. РСФСР обязана была выплатить репарации.

сайт 2017 г. Контакты: [email protected]

В 1922г. Генеральным секретарём ЦК РКП(б) был назначен
И. В. Сталин. После смерти В. И. Ленина (январь 1924г.)
во Всероссийской коммунистической партии большевиков
(ВКП(б)) обостряется внутрипартийная борьба. Сталину
удаётся оттеснить своих главных соперников - Троцкого
и Зиновьева и занять лидирующее положение в партии.

В 20-е годы начинается реализация плана ГОЭЛРО - плана
по электрификации страны. В результате его реализации к
середине 30-х годов были построены десятки ГЭС и ТЭС,
что позволило приступить к масштабной модернизации
промышленности в СССР.

Большие изменения произошли в сфере образования, науки
и медицины. Для ликвидации безграмотности в 1920-е годы создаются (больше половины населения страны было безграмотным). В 1920-30-е годы формируется система обязательного начального и среднего школьного образования.
К 1940 году в СССР было открыто более 800 ВУЗов. Активно создаются НИИ, конструкторские бюро, лаборатории и др.

Жесткая внутрипартийная борьба, антигосударственная деятельность, борьба с "вредительством", раскулачивание и др. стали причинами массовых арестов (репрессий )
и судебных процессов (Шахтинское дело, Кремлёвское дело, дело Тухачевского и др.).
Пик репрессий пришелся на 1937-1938гг. (ежовчина), когда НКВД возглавлял Н.Ежов
(как и его предшественник Г. Ягода, был расстрелян). С 1938 г. главой НКВД стал
Л. Берия, с его приходом масштаб репрессий резко сократился.

До сих пор нет единого мнения о количестве жертв репрессий и степени вины
многих осуждённых. Согласно справке, подготовленной для Хрущева в 1954 году,
за антигосударственную деятельность к высшей мере наказания в период с 1921
по 1954 гг. были приговорены около 650 тыс. чел. (включая осуждённых за военные
преступления в годы Гражданской войны и ВОВ), к содержанию в лагерях (ГУЛАГах) около 2,4 млн. чел.

К началу 30-х годов СССР восстановил дипломатические отношения с большинством стран, а с 1934 года вошел
в Лигу Наций.

1938 году обстановка в мире стала напряженной. Япония дважды провоцировала вооруженные конфликты с Советским союзом (озеро Хасан и Халхин-Гол). Подписание европейскими странами Мюнхенского соглашения , признающего права Германии на оккупированную Судетскую область Чехословакии, вызвало у СССР настороженность
и недоверие к Западным странам.

В 1939 году была предпринята попытка заключить оборонительный союз с Англией
и Францией, которая провалилась. Советский Союз вынужден пойти на сближение
с Германией и подписать 23 августа пакт о ненападении (пакт Молотова-Риббентропа ).

Однако конфликт с Германией был неизбежен, и Советский Союз делает все, чтобы отодвинуть свои границы. 1 сентября 1939г ., Германия вторглась в Польшу, началась Вторая Мировая Война .

В 1938-1939 гг. СССР ведёт переговоры с Финляндией, их цель совершить обмен территориями, чтобы отодвинуть границу от Ленинграда (проходила в 20-30 км).
В итоге Финляндия ответила отказом. 30 ноября начинается Советско-финская
война
(Зимняя война), за которую СССР в декабре исключали из Лиги Наций.

В феврале 1940 года, Красной армии удалось прорвать линию Маннергейма (3 ряда оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой, протяженностью более 130 км). Финляндии пришлось заключить мирный договор и отдать СССР часть территории. В результате граница была отодвинута от Ленинграда на 132 километра.

В 1927 году принимается решение по свёртыванию политики НЭПа. Главной задачей государства становится осуществление индустриализации промышленности, коллективизация
сельского хозяйства, реформы в образовании и армии.








С 1928 по 1937 гг. была проведена массовая коллективизация
сельского хозяйства - ликвидация и объединение частных хозяйств
в большие коллективные хозяйства (колхозы ). Для обеспечения колхозов техникой (тракторами, комбайнами и др.) создавались МТС (машинно-тракторные станции).

Первый этап - сплошная коллективизация (1928-1931гг.) сопровождался раскулачиванием - изъятием излишков зерна у зажиточных крестьян-ростовщиков
и ликвидацией их хозяйств. В эти же годы происходит активная миграция населения
в города. Эти факторы и ошибки при внедрении новых методов ведения хозяйства привели к сокращению посева и сбора зерна, что стало причиной массого голода
в 1932-33гг
во многих регионах СССР.

Принятый в 1927 году первый 5-летний план развития
был выполнен в 1932 году по всем показателям. Началась индустриализация страны - к концу 30-х годов было
запущено свыше 6 тысяч промышленных предприятий. Наибольший рост был достигнут в металлургии, машино-
станко- строении, добычи энергоносителей.

19.07.2017 Тексты / Рецензии

​«Мы живём в 1917 г.»: энциклопедия о революции

Текст: Евгения Шафферт

Облохка предоставлена ИД «Пешком в историю»

рассказать друзьям:

0

0

Литературный критик Евгения Шафферт о том, стоит ли читать первую детскую энциклопедию о революции.

Рогозный П. Мы живём в 1917 году: энциклопедия для детей. - М.: Пешком в историю, 2017. - 72 с. - (Россия в 1917 году).

Сколько книг для детей о революции вышло в год её столетия? Пожалуй, если не говорить о переизданиях художественной литературы минувших лет, тематические издания можно посчитать по пальцам одной руки. Причин тому немало, дело не столько в том, что мы не слишком хорошо понимаем, что именно нужно рассказывать ребёнку о революции, мы не решили даже, какой цели хотим добиться своим рассказом. Ответы «нужно знать свою историю» или «понимать ошибки прошлого, чтобы не совершать их в будущем» звучат красиво, но - увы! - не работают, особенно с подростками. Собственно, поэтому, как мне кажется, и книжек мало, а на целую детскую тематическую серию (взрослых-то изданий вышло достаточно) о России в 1917 г. замахнулось только одно издательство - «Пешком в историю». Не то чтобы они ответили на заданные выше вопросы о смысле подобных текстов, скорее нашли единственно приемлемый путь в нашей общей ситуации неоднозначных оценок исторического прошлого - рассказывать о событиях того периода по возможности объективно и занимательно. А там уж мы посмотрим, зачем нам все эти знания.

Серия «Россия в 1917 году» состоит из нескольких книг. По примеру других тематических серий издательства, в ней есть сочетание интерактивных, познавательных и художественных текстов: книжка с заданиями, путеводитель и энциклопедия. Предлагаю чуть более пристально всмотреться в энциклопедию П. Г. Рогозного «Мы живём в 1917 году».

Кто автор?

Автор детской познавательной книги - вовсе не обязательно профессионал в выбранной теме. В конце концов, даже взрослые популяризаторы науки зачастую более-менее в курсе текущей ситуации в выбранной области знаний, хорошо разбираются в базах научных публикаций и умеют работать с информацией, и не более того. Мы знаем немало случаев, когда отличные познавательные книги пишут не специалисты, например, врачу-нейрофизиологу Светлане Лавровой хорошо удаются книжки о русском языке. Но в случае с Рогозным нам в принципе не нужны никакие оговорки, потому что книгу о русской революции написал профессиональный историк, специалист по этой теме.

Павел Геннадьевич Рогозный - научный сотрудник группы истории российских революций и общественных движений Института истории РАН в Санкт-Петербурге. Есть у него и опыт преподавания в средней и высшей школе. В базе данных РИНЦ без труда обнаруживаются его 24 публикации, так или иначе связанные с темой русской революции или ее историографией. В Интернете нетрудно найти также популярные статьи Рогозного, например, не так давно он показывал «Революцию в картинках» на «Арзамасе» , а в 2011 г. в журнале «Нева» был его материал «Российская церковь и красная смута».

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»

Совершенно очевидно, что в теме революции 1917 г. автор ориентируется на профессиональном уровне. Во введении к своей первой детской энциклопедии он предлагает читателям «вместе разобраться, что же произошло в 1917 году, настолько беспристрастно, насколько возможно».

Какова структура книги?

На первом развороте приведена лента времени, к которой читателю, если он не очень хорошо ориентируется в датах, придется постоянно возвращаться, ведь повествование выстроено не хронологически, а по тематическому принципу.

Каждый разворот (в редких случаях два) издания посвящен какой-то одной теме, связанной с экономической, политической, культурной жизнью Российской империи перед революцией или Советского государства сразу после неё. Немало места отведено описанию обычной жизни российских обывателей (акцент на истории повседневности - общая черта всех энциклопедий «Пешком в историю»). Автор чередует главы, освещающие общие темы, с главами о событиях. Например, вслед за пассажами «Жизнь в деревне», «Жизнь в городе: дворянская семья», «Мы едем на дачу», «Сапоги, матроска, френч: детская и взрослая мода» и другими подобными будет раздел «Империя под ударом: русско-японская война и революция 1905 года». После читатель увидит главу об императорской семье, затем прочитает два раздела о событиях Первой мировой войны и вновь вернётся к общим темам: «Русская наука», «Виды войск и вооружений русской армии» и др.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Подобное расположение глав и тем вызывает вопросы. Почему сначала автор многократно упоминает разных деятелей русской революции и лишь в конце помещает раздел «Лица 1917 года»? Почему о моде говорит в самом начале, а о церкви - в конце? С большой вероятностью у Рогозного есть ответы, заметим к тому же, что вряд ли можно найти идеальный рецепт подобной энциклопедии. Впрочем, редакторы постарались, книгу удобно читать. Каждая глава открывается лидом или хронологией, а самое важное в тексте выделено цветом, так что читатель без труда кратко перескажет любой фрагмент.

Что с оформлением?

Примерно полкниги отведено под иллюстрации, дополняющие текстовую информацию, они также сопровождаются подписями, правда, без указания источников для архивных документов и фотографий. Забегая вперёд, уточним, что в данной энциклопедии полностью отсутствуют справочный и научный аппараты: в конце книги нет именного и географического указателя, исключен словарь терминов (даже значение слова «революция» автор не поясняет), нет списка источников и литературы.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Очень удачно подобраны картинки. Использовано много архивных фотографий, с помощью которых проиллюстрированы события и бытовые подробности. Авторы показывают фрагменты журнальных и газетных публикаций, политические карикатуры, фрагменты исторических карт. Изображения архивных документов дополнены иллюстрациями современного художника Е. Гавриловой. По всей видимости, источником для нее стали многочисленные фотографии тех лет, так что картинки адекватно отражают эпоху. Рисуя в ретротонах некую условную, сглаженную реальность начала прошлого века, художница ошибается (или сознательно отступает от правды) лишь единожды, когда изображает убийство наследника австрийского престола Франца Фердинанда: на иллюстрации он умирает на руках у жены, хотя, как мы помним, все было наоборот, беременная женщина, в которую террорист выстрелил сначала, умерла на руках уже истекающего кровью мужа.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»

Будем ли придираться к содержанию?

Задача уместить все аспекты жизни общества, приведшие страну к насильственному слому существующего государственного строя менее, чем на ста страницах, кажется практически невыполнимой. Стоит помнить не только об ограничениях, заданных жанром, но и, возможно, недостаточной эрудиции целевой аудитории - энциклопедия должна быть понятна читателям 10-15 лет. Трудно писать подобную книгу для детей: нужно избегать усложнений, но не упрощать до предела, сказать самое важное, но остаться интересным и занимательным, охарактеризовать ведущих деятелей, но ещё и продемонстрировать объективные условия, внутри которых они жили. В некоторых местах Рогозный великолепно справился со всеми этими задачами, в других получилось хуже.

Одна из первых глав энциклопедии посвящена индустриализации страны начала века. Промышленность Российской империи представлена на удивление безлико, как в параграфе из школьного учебника: «Появлялись не виданные ранее отрасли промышленности: электротехническое производство, автомобилестроение и авиастроение». Конечно, общих слов не избежать, но, чтобы они хоть как-то отложились у читающего подростка, даже такие простые вещи следует пояснять на примерах. Что именно производили российские электротехнические заводы? Какие автомобили и самолёты они собирали? А сколько в год, больше, чем какие-нибудь англичане, или меньше? Понятно, что автор ограничен объёмами, но примеры продукции российской промышленности можно показать и на иллюстрациях, впрочем, в качестве таковых, видимо, приведены фотографии паровоза и железнодорожного моста.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Тем же досадным отсутствием понятных ребёнку примеров страдают абзацы, посвящённые жизни рабочих. Автор пишет, что рабочий на свой годовой заработок мог купить «вдвое больше продуктов, чем производила крестьянская семья», также указывает, что зарплата квалифицированного рабочего была высокой. При этом остаётся совершенно непонятным: высокая зарплата рабочего - это сколько, что может позволить себе такой человек? Достаточно было назвать эти цифры и сопоставить их со стоимостью ряда потребительских товаров (хлеб, одежда, билет в кино), чтобы читатель выстроил в голове более-менее понятную картину и заодно оценил, на чём был основан рост упомянутого в главе забастовочного движения: на объективно тяжёлых условиях жизни, нужде и нищете, или же оно развилось в результате упомянутой в главе политической пропаганды?

Описывая революционное движение в России, автор выбирает общепринятую схему, отлично сформулированную В. И. Лениным в его статье «Памяти Герцена», запомнившуюся нам в основном по цитатам «узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа» и «декабристы разбудили Герцена». Там Владимир Ильич выделил три этапа развития общественно-политической оппозиции: дворянский, разночинский и пролетарский. В упрощённом варианте, не углубляясь в нюансы, вроде идейных отличий «Союза спасения» от «Союза благоденствия» или содержания «Голосов из России», Рогозный излагает ту же самую схему, которая, впрочем, выгодно отличается от ленинской отсутствием указания на преемственность одних революционных идей другим.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


В целом ряде основных вопросов автор скрупулезен и не забывает сообщить важные, подчас основательно подзабытые подробности. Мало кто из нынешних подростков знает о невероятной популярности поэта С. Надсона или деятельности Марии Александровны Спиридоновой, а ведь гимназисты 1913 г. мечтали походить именно на неё. Из глав о повседневной жизни Российской империи до революции читатель узнает, во что одевались граждане и чему учились, какие фильмы смотрели и когда начали болеть за футбол (выяснится, что тогда хорошего футбола в России тоже не было). Автор касается не самых очевидных, но невероятно важных тем: описывает практику общественных объединений и систем взаимопомощи в годы Первой мировой войны, говорит об уровне развития медицины, отдельно касается вопросов символики и послереволюционной эмиграции. Читатель, пожалуй, удивится, когда узнает, что математические методы в гуманитарных науках начали применяться именно тогда, накануне революции, а открытые лекции обо всём на свете и митинги были крайне популярной формой досуга, ну в точности, как теперь!

Подробный рассказ о событиях Первой мировой войны выглядит более чем уместно, ведь обычно эти события меркнут в тени грядущих революции, гражданской войны и интервенции. Автор пишет: «Макаров вспоминал, что один раз им поступил приказ атаковать без артиллерийской подготовки, что было равносильно самоубийству. Понимая, что старейший полк русской армии не может не исполнить приказ, офицеры решили идти в атаку без солдат. Приказ будет считаться выполненным, они погибнут, но солдаты останутся в живых. Преступный приказ атаковать без артиллерии отменили в последний момент».


По ходу занимательного повествования, Рогозный не забывает развенчать самые распространённые мифы, касающиеся этого периода, и за это стоит его поблагодарить дополнительно, в конце концов, неверная трактовка тех или иных событий в немалой степени делает нас сегодня «страной с непредсказуемым прошлым». Когда начинать идейную профилактику, если не в подростковом возрасте? В частности, Рогозный уточняет, когда и в связи с какими обстоятельствами появилось понятие «Великая Отечественная война» (школьники почти наверняка не знают, что вовсе не в 40-е годы ХХ века), и объясняет, почему называть Февральскую революцию «великой и бескровной» не вполне справедливо. Он пишет: «После освобождения заключённых из тюрем Петрограда город захлестнула волна грабежей и убийств. Много оказалось и случайных жертв - кто в кого стрелял было не разобрать». Рассказывает и о кровавом погроме в Твери, ставшем результатом февральских событий. Не забывает он лишний раз упомянуть о расхожих, сотни раз опровергнутых, но удивительно живучих мифах о бегстве Керенского в женском платье и о Ленине - «немецком шпионе».

Некоторые события, например, путь страны от Февраля к Октябрю, изложены более кратко, чем хотелось бы, другим и вовсе не нашлось места в книге. Автор чуть менее, чем полностью игнорирует национальный вопрос в России (впрочем, в самом начале говорится о необходимости для граждан при регистрации указывать не национальность, а религиозную принадлежность), забывает рассказать подробности жизни представителей других конфессий. Он сосредотачивается на Центральной России, лишь случайно упоминает другие регионы огромной страны или же пытается вывести условный, усреднённый портрет «города» и «деревни», не уточняя, что жизнь крестьян в Сибири существенно отличалась от жизни таковых, например, в Поволжье. Рассказывая об образовании в Российской империи, Рогозный не говорит, сколько всего было грамотных людей (и как позже, уже в Советской России, пришлось устраивать массовый ликбез), описывая вкратце гражданскую войну, не пишет подробно об иностранной интервенции. Наверное, можно было бы и продолжить список важного, но не нашедшего отражения в книге, если бы не ряд обстоятельств, которые целиком и полностью оправдывают автора: объёмы энциклопедии невелики, а претензии по поводу тематических лакун вызваны практически полным отсутствием книг на эту тему на детских и юношеских книжных полках.

Что в итоге?

У автора и редакторов издательства «Пешком в историю» (А. Литвиной, Е. Степаненко и Е. Сусловой) получилась хорошая энциклопедия, подходящая любому читателю, не знакомому ещё с историей русской революции. Задача сделать беспристрастный и непротиворечивый портрет эпохи кажется выполненной, и наш школьник может отправляться рассуждать над последними словами книги: «Страшные дела творились в революцию и Гражданскую войну и память о них страшна». Тут бы и отослать его к дальнейшим размышлениям с помощью хорошего списка литературы или хотя бы интерактивной промоакции в социальных медиа, однако этот потенциал издания не реализуется, то ли у издательства не хватает ресурсов для целенаправленной работы в данном направлении, то ли она сознательно не ведётся.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Есть у нас опасение, заданное историческим мифом, которое не даёт спокойно воспринимать всё, что хоть как-то связано с победой большевиков. А ну как все возьмутся рассказывать о событиях 1917 года на каждом шагу, и в стране вырастет поколение революционеров, знаем же, какие последствия повлёк за собой известный роман Н. Г. Чернышевского? Впрочем, для подобных результатов энциклопедии П. Г. Рогозного очевидно недостаточно. И дело тут вовсе не в небольшом тираже или высокой стоимости издания для среднестатистической интеллигентной семьи, а в невозможности для юного читателя эмоционально соотнести себя с героями и событиями книги. Автор слишком старался быть беспристрастным, так что Николай II, Распутин, Ленин, Троцкий и десятки других упомянутых в книге исторических деятелей никого не воодушевят, они прочно заняли места давних персонажей на выцветшей фотографии, которая, признаемся честно, не так уж интересует современников.

XX век вошёл в историю как век революций , потрясших не толь-ко Европу, но и Азию. Первая мировая война сыграла роль катали-затора этих событий. Ещё в ходе боевых действий многие страны сотрясали экономические и политические кризисы. Первой «жерт-вой» войны стала царская Россия, уставшая от поражений, эконо-мических неурядиц, правительственной «чехарды». Революция 1917 года разрушила империю. Слабость демократического Временно-го правительства, пришедшего к власти в марте 1917 г., его неспо-собность решить аграрный вопрос и покончить с изнуряющей стра-ну войной вызывали недовольство многих жителей России. Произ-водство и транспортная система пришли в упадок, возникла массовая безработица, резко возросли цены на продовольствие.

Большевики во главе с В. И. Лениным и левые эсеры требовали углубления социальных преобразований. Выдвинув популярные ло-зунги «Мир — народам», «Земля — крестьянам», «Фабрики — рабо-чим», они получили большинство во многих созданных во время ре-волюции Советах рабочих и солдатских депутатов. Большевики свергли Временное правительство 25 октября (7 ноября по новому стилю), провозгласив советскую республику. Почти бескровный переворот стал началом масштабного социально-политического эксперимента по созданию государства нового типа — революцион-ной диктатуры рабочих и крестьян во главе с коммунистической партией .

Помещичьи имения были конфискованы, земля, недра, леса и водные уго-дья — национализированы. Съезд Советов провозгласил передачу земли тем, кто её обрабатывает. Россия объявила о выходе из империалистиче-ской войны. Началось установление рабочего контроля на фабриках и на-ционализация банков. «Декларация прав народов России» пообещала всем национальностям равенство и право на самоопределение вплоть до созда-ния самостоятельных государств. Советское правительство ввело 8-часовой рабочий день, издало декреты о страховании рабочих и служащих, бесплат-ном образовании и медицинской помощи. Сословия, чины и звания были от-менены, церковь отделялась от государства и школы, женщины получали равные права с мужчинами.

В январе 1918 г. большевики разогнали Учредительное собра-ние, избранное в ходе всеобщих демократических выборов, кото-рые проходили в ноябре 1917 г. Это стало прологом к началу гражданской войны. Переговоры о мире с Германией завершились за-ключением 3 марта 1918 г. Брестского мира — на тяжелейших усло-виях для Советской России. Ей пришлось согласиться на отторже-ние территорий Украины, Прибалтики, части Закавказья, Бессара-бии, Польши, Финляндии. Бывшие союзники России по блоку Антанта начали вооружённую интервенцию против правительства большевиков. Материал с сайта

Недовольство политикой большевиков подавлялось жёстко и ре-шительно. Созданная для борьбы с контрреволюцией и саботажем Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) в условиях граждан-ской войны активно проводила политику красного террора , физи-чески уничтожая или изолируя противников мероприятий Совет-ской власти и «представителей старого режима» (нередко вместе с членами семей).

Но серьёзные социальные преобразования, изменившие облик страны, принесли Ленину и его сторонникам поддержку огромного числа жителей страны. Ради «новой жизни» они готовы были согла-ситься на диктатуру пролетариата во главе с ВКП(б) — Всерос-сийской коммунистической партией большевиков . Антибольше-вистские силы были разгромлены. В декабре 1922 г. было провоз-глашено создание Союза Советских Социалистических Республик (СССР) .

Вопросы по этому материалу:

Российская империя , как известно, была самой лучшей страной в мире, где счастливые гимназисты сияли румянцем, отправляясь по утрам учиться, молиться и мечтать отдать жизнь за царя. Конечно, были и небольшие проблемы (связанные с влиянием извне или со смутьянами, которых всегда хватает), например, тотальная безграмотность остального народа. Но в 1908 году, как рассказывают нынче "белые патриоты", царское правительство приняло программу всеобщего обучения для детей России - получить образование могли все независимо от пола, национальности и сословия! Программу задумывалось реализовать через 20 лет, тех самых "спокойных лет", которые просил некогда Столыпин, после чего мы бы "не узнали страну".

И если бы, говорят нам почитатели царской эпохи, кровавые большевики не разрушили процветающую и добрейшую к детям империю, то время всеобщего и обязательного образования пришло бы раньше - в 1928 году, а не как в СССР, в 1934-м, когда была достигнута всеобщая грамотность.

Возможно, кто-то и верит в эти сказки о прекрасном царстве, но сегодня, когда в России отмечают столетие Октябрьской революции , ради разнообразия обратимся к фактам.

В 1908 году не была принята никакая программа о всеобщем образовании. Это был лишь законопроект, который комиссия по народному образованию рассматривала еще два года, и после блужданий документа по столам в Думе, в Государственном совете, после бесплодных обсуждений среди чиновников прекрасная мечта стала той самой мифологической папочкой, которая для устойчивости служит подпоркой к шкафу в одном из высоких кабинетов. В 1912 году законопроект был отклонен Госсоветом .

Склонные к идеализации царского прошлого граждане, между тем, с высоких кафедр продолжают утверждать, что возможность получить образование и сделать карьеру для бедного крестьянина или батрака еще в царствование Александра III была очень высока, а то, что народ оставался темным и нищим - его собственный выбор, да еще и следствие греховности. Ну, а в царствование последнего императора возможностей стало еще больше. Особенно с теоретическим всеобщим образованием, о котором шла речь выше. Ораторы, если и упоминают в скобочках, что закон этот принят не был, то всегда забывают уточнить, какого рода это образование должно было быть, а мы упомянем - речь у Столыпина шла не о среднем, а о всеобщем начальном образовании .

Разрабатывая программу, чиновники брали за основу церковно-приходские школы и их предметный перечень.

"В дореволюционной начальной школе преподавались следующие предметы: Закон Божий, чтение, письмо, четыре действия арифметики, церковное пение, начальные сведения из истории церкви и Российского государства, а также всегда - ремесла и рукоделия". (Рустем Вахитов, "Революция, которая спасла Россию").

Именно эти предметы и требовались для перехода огромной аграрной страны на новый технологический уровень вслед за другими государствами, уже перешагнувшими через промышленную революцию, именно Закон Божий и четыре действия арифметики должны были обеспечить процветающей николаевской России "большой рывок" и полномасштабную индустриализацию, правда, только через 20 лет. Если бы эти 20 лет были "спокойными". А спокойными они бы не были и, наверное, не могли быть - все шло к переделу мира и даже к мировой войне.

Важно отметить еще один момент. Начальное образование не было ступенькой к среднему, как мы все к этому привыкли. Даже закончив начальную школу, к среднему образованию подступиться было невозможно. Среднее образование давала гимназия, а гимназическое обучение было доступно только привилегированному сословию: гимназистами становились дети дворян, чиновников и богачей. Вот тут мы возвращаемся к образу прекрасного и сильного царя Александра III, при котором якобы, по словам восхищенных "бело-патриотов", социальные лифты носились со скоростью света туда и обратно. Именно Александр запретил доступ детям простолюдинов в гимназии - речь идет о циркуляре министра просвещения Делянова от 1887 года, получившего в народе название "указ о кухаркиных детях" . Естественно, все дело в деньгах - отсеивались те ученики, чьи родители заведомо не могли бы понести всех тягот платного обучения, покупки формы и так далее.

Среднее образование в царской России было не для всех, еще и платное, о всеобщем начальном только задумывались. Что же с высшим? Вот гимназисты уже могли думать о поступлении в университеты. Среднее техническое образование давали реальные училища, выпускникам позволялось поступать в технические и торговые вузы, но не в университеты. В 1913 году, накануне войны, в России было 276 реальных училищ, где проходили обучение 17 тыс. человек, при этом детей школьного возраста насчитывалось около 45 млн человек. А ведь через год страна встанет перед внешней угрозой и будет испытывать нужду в квалифицированных рабочих больше, чем в философах и литераторах. Новый век делал запрос на инженеров, техников, строителей индустриализации. Система образования в царской России, при всем желании, без смены уклада, которая произошла в 1917 году, не могла бы обеспечить промышленный рывок ни за 20, ни за 200 лет.

Да, царское правительство не скупилось на финансирование образования: строились школы и создавались вузы, но система никак не менялась и не улучшала жизнь 80% населения страны. Да и тот самый "бурный рост" ассигнований на образование длился совсем небольшой период. Затем, как мы знаем, началась война, и государственные средства пошли на другие заботы.

Сегодня нам говорят - промышленность развивалась бурными темпами, не менее бурными, чем строительство и развитие школ для детей. Тем не менее, именно в царской России был огромный процент детей, задействованных в промышленности напрямую.

Чем же занимались 80% детей, если не учились?

Детский труд очень выгоден и оттого в капиталистической системе, нацеленной на получение как можно большей прибыли, был чрезвычайно распространен. Платить этой категории граждан можно было существенно меньше. Конечно, ситуация в остальном мире мало отличалась.

Вот данные от американского бюро труда 1904 года, средний заработок чернорабочего в пересчете на рубли в месяц равнялся:

  • в Соединенных Штатах - 71 руб. (при 56 рабочих часах в неделю);
  • в Англии - 41 руб. (при 52,5 рабочих часах в неделю);
  • в Германии - 31 руб. (при 56 рабочих часах в неделю);
  • во Франции - 43 руб. (при 60 рабочих часах в неделю);
  • в России - от 10 руб. до 25 руб. (при 60-65 рабочих часах в неделю).

А труд малолетних и женщин ценился еще ниже, согласно таблице исследователя Дементьева, в Московской губернии мужчины получали 14,16 руб., женщины - 10,35 руб., подростки - 7,27 руб., а малолетние дети - 5 руб. и 8 коп.

В России, согласно данным из открытых источников, в металлообработке на каждую тысячу рабочих приходилось 11 детей 12-15-ти лет обоего пола, в обработке питательных веществ - 14, в обработке бумаги - 58, минеральных веществ - 63, на фруктовых, виноградных, водочных заводах - 40, на табачных фабриках - 69, спичечных - 141. Также детский труд использовался в обработке дерева, животных продуктов, химических и волокнистых веществ, на нефтеперерабатывающих, винокуренных, пивоваренных, свеклосахарных и водочных заводах.

Но не надо думать, что царя совсем не беспокоил детский труд и положение ребенка в промышленной системе, на шахтах и вредных производствах их не было, а, например, на стеклянных фабриках детей разрешалось ставить на ночную работу только в течение 6-ти часов - очень гуманное решение.

Как известно, большая часть промышленности в Российской империи принадлежала иностранцам, которым приходилось идти навстречу и корректировать суровые законы в отношении детей в пользу получения прибыли. Историки отмечают, что, да, государство было вынуждено ограничивать права несовершеннолетних.

Были попытки законодательно урегулировать хотя бы условия труда - запретить работу детям, не достигшим 12 лет, ограничить для детей работу 8 часами, но промышленники не спешили воплощать слабые попытки государства стать гуманным - ведь это вопрос дохода. И если инспекции в больших городах хоть немного улучшали жизнь ребенка, то в глубинке эксплуатация продолжалась вплоть до 1917 года, пока не был принят кодекс о труде, впервые в мире гарантировавший 8-часовой рабочий день ДЛЯ ВСЕХ и запрещение использовать детей на работах до 16-ти лет .

Только после революции 1917 года и другие страны были вынуждены озаботиться правами рабочих и подумать о запрете детского труда.

"Котя, котя, продай дитя"

Детский труд использовали не только иностранные промышленники на фабриках и заводах. Купцы свозили в Петербург с окраин детей бедняков и крестьян, как "живой товар", который пользовался большой популярностью - наравне с дровами, дичью и сеном.

Торговля детьми, скупка и доставка дешевой рабочей силы становилась специализацией отдельных крестьян-промышленников, которых в быту именовали "извозчиками". Скупщики платили родителям 2-5 руб. и забирали их 10-летнее чадо в лучшую жизнь, если, конечно, чадо не успевало умереть с другими детьми во время нелегко путешествия.

В истории остались фольклорные памятники этих "бизнес-проектов" (очень походивших на работорговлю на американском юге начала 19 века, только вместо негров - дети), такие как игра "Котя, котя, продай дитя".

Извозчик "продавал" детей лавочникам или мастерам, новый хозяин мог распоряжаться ребенком по своему усмотрению - взамен обеспечивая кровом и кое-какой едой. Стоит отметить, что детей "продавали" не от хорошей жизни, ведь лишние руки в хозяйстве нужны, а тут подрос помощник - и его отдавать? Дело в том, что дома ребенок, скорее всего, был обречен на голодную смерть. И даже при таких условиях множество детей бежали от хозяев, рассказывали о побоях, насилии, голоде - пешком они возвращались домой оборванными или оставались беспризорниками, затем оказывались "на дне" столичной жизни. Некоторым везло больше - и они могли вернуться в родную деревню в новых галошах и модном шарфе, это считалось успехом. Тем не менее, этот "социальный лифт" государством никак не регулировался.

Октябрь

"Вот у нас монархисты рассказывают, какая Россия была образованная страна. Но у меня только один-единственный вопрос - а большевики совсем идиоты, что ли? Зачем они вообще создавали систему ликбеза? У них других задач не было, что ли? Вот сидят, думают - дай-ка мы придумаем себе какую-нибудь проблему! О! Давай будем грамотных обучать грамоте! Ну, как это понимать? Действительно, молодое поколение подданных Российской империи было более-менее грамотно, кто успел пройти через систему церковно-приходских и отчасти земских школ. Но этих земских школ было, как островков в океане", - комментирует преобразования революции историк, советник ректора МПГУ Евгений Спицын в беседе с корреспондентом.

Принципы будущей системы образования были сформулированы еще в 1903 году в программе РСДРП: всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и другое. 9 ноября 1917 г. была учреждена Государственная комиссия по просвещению.

В октябре 1918 власти утвердили положение о бесплатном, совместном обучении детей школьного возраста. Через год подписали декрет об образовании, и теперь все население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию. Система образования проходила различные этапы, как и само государство - рассказывает историк Андрей Фурсов :

"После экспериментов 20-х годов, в которых были попытки отрицания русской классической системы (в начале 20-х годов были запрещены как буржуазные дисциплины: греческий, латынь, логика, история), но в середине 30-х годов все это было восстановлено так же, как и появилось понятие "советский патриотизм". И 7 ноября перестал быть праздником мировой революции, а стал днем Великой Октябрьской социалистической революции. Так вот, советская система развила то, что было заложено в русской классической системе образования. И то, что советское образование, каким оно было в 1970-ые, в 1980-ые годы, было лучшим - это признано во всем мире. Советская система была лучшей - теперь норвежцы и японцы ее копируют" .

Всего к 1920 году удалось обучить грамоте 3 млн человек. Теперь школа отделялась от церкви, а церковь — от государства, запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа, также запрещались физические наказания детей, и все национальности получили право обучения на родном языке. Более того, большевики озадачились созданием общественного дошкольного воспитания. Это была культурная революция. В советское время впервые в истории России была достигнута практически всеобщая грамотность, близкая к 100%. Страна получила бесплатное среднее образование и вполне доступное высшее. Профессия учителя уважалась. Школа не предоставляла услугу за деньги, а воспитывала детей, уделяя время и морально-этическим сторонам развития молодого человека.

Качественное высшее техническое образование сделало возможным невозможное - преодоление промышленной пропасти между СССР и странами развитого капитализма. Новый подход к образованию можно назвать успешным, стоит только вспомнить число всемирно известных советских ученых и изобретателей.

"Да, был так называемый "философский пароход" - уехал ряд ученых, философов, архитекторов, художников, но это был мизер по сравнению с масштабами нашей страны. По сути, была создана великая культурная цивилизация заново - с нуля практически. Разумеется, опираясь, на колоссальные достижения наших предков: Пушкин, Тургенев, Некрасов и другие классики, писатели и художники, которые отражали верно душу народа, - говорит доктор исторических наук Вячеслав Тетекин в беседе с . - Но техническая сторона была создана заново. Колоссальное развитие получило именно техническое образование, прежде всего - не то абстрактное гуманитарное образование, которое считалось эталоном. Мы создали такое оружие, которое превосходило оружие, создававшееся всей объединенной Европой. Почему это было возможно? Потому что в этот кратчайший срок были созданы новые технические кадры. Образованию уделялось огромное внимание, вкладывались колоссальные средства. Образование было государственным приоритетом. Очень быстро развивалась фундаментальная наука, Академия наук СССР была мощнейшим учреждением, и никто, как сейчас, не претендовал на то, что чиновники будут "рулить" тем, чем занимается Академия наук".

Помимо технического образования, в советской системе стоит отметить и такие приятные бонусы, как высокая стипендия, развитое дошкольное и внеклассное образование, бесплатные ясли и детские сады, дворцы пионеров и дома творчества на бесплатной основе, музыкальные школы, спортивное образование и лагеря детского отдыха - в СССР шутили, что если и есть какая-то диктатура в стране, то это диктатура детства.

Что касается беспризорников после Гражданской войны и детей, оставшихся без родителей после Великой Отечественной, то система детских домов кардинально отличалась от нынешней, позволяя выходцам этих социальных учреждений находить свое, зачастую высокое, место в обществе, создавать семьи, получать образование, иметь равные возможности, о чем сейчас приходится только мечтать.

Развитие республик

"Октябрь 1917-го - событие эпохальное, и перечислить в двух словах все, чего не случилось бы, если бы не эта революция, трудно. Конечно, никого из нас сегодняшних не было бы. И дело не в том, что папы с мамами, дедушки с бабушками не встретились бы - сам современный облик во многом сформирован именно революцией и возникшим после революции советским государством. Я говорю здесь и об образовании, естественно, и о совершенно другом социальном общественном укладе, - говорит в беседе с журналист, соавтор проекта о современном образовании "Последний звонок" Константин Семин . - Всем есть за что благодарить Октябрь. До революции в национальных республиках империи (в Туркестане, Узбекистане, Кыргызстане) уровень грамотности не доходил до 2%. Некоторые народы - в том числе коренные народы России, как мы называем их сегодня - не обладали даже собственной письменностью. Сегодня - это равноправные граждане нашей страны".

Действительно, одним из важнейших отличий СССР от империи было именно развитие национальных республик, равномерное распространение образования.

"СССР - это государство, которое достигло высот практически во всех сферах жизни. Тут, безусловно, наука, образование, культурная революция. Большой толчок в развитии получили национальные республики. В пику тому, как действовали те же Британская Империя либо США в формате политики колониализма и неоколониализма, Советский Союз вместо того, чтобы выкачивать деньги из своих окраин, наоборот, отправлял значительные средства для того, чтобы наши национальные республики развивались" , - напоминает заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк .

Что дала революция 1917 года России? Именно образование, которое стало доступно для всех после смены уклада, обеспечило стране возможность "большого рывка", индустриализации, Победы в Великой Отечественной войне, возможность впервые отправиться в космос, оно обеспечило нас, сегодня живущих, защитой в виде "атомного зонтика".

"Что такое атомная бомба? Это продукт колоссального напряжения фундаментально-прикладной науки, это создание сотен производственных предприятий, которые бы обеспечили в кооперации создание этого высокотехнологичного оружия, - говорит эксперт Вячеслав Тетекин. - За этим стояло не просто создание атомной бомбы, это было бы упрощение, за этим стояло создание мощнейшей фундаментальной науки, которой фактически, особенно в инженерном плане, до 1917 года у нас не существовало. И промышленности у нас до 1917 года такой не было. Ни авиационной, ни автомобильной".

В современной России, как мы видим, происходит распад советской системы всеобщего образования, появляются элитарные школы, высшие учебные заведения все больше переходят на коммерческую основу, доступность образования падает так же стремительно, как и качество.

"О том, какой мощной была система образования в СССР , свидетельствует очень простой факт - вот уже 25 лет наши неистовые ревнители на деньги МВФ пытаются эту систему сломать. Они, действительно, в значительной степени ее подпортили, введя ЕГЭ, болонскую систему, но до конца они ее не доломали, потому что фундамент слишком прочен. Наше образование - и школьное, и высшее - это одно из величайших достижений советской системы", - резюмирует историк Андрей Фурсов.

"Я рисую революцию!" в Государственном историческом музее (19.04 -19.06), московские школьники - свидетели событий 1917 года в Москве - рассказывают о восторге, с которым встретили Февральскую революцию, продовольственном кризисе и кровавом октябрьском перевороте. В интервью Deutsche Welle куратор выставки, старший научный сотрудник Государственного исторического музея Евгений Лукьянов объясняет, как менялся взгляд школьников на происходящее в течение 1917 года, и проводит параллель с сегодняшней Россией.

Евгений Лукьянов : В названии "Я рисую революцию!" использована цитата из детского сочинения 1917 года. Наши рисунки сделаны детьми - очевидцами революционных событий в Москве начиная с февраля 1917 года и заканчивая началом 1918-го. Коллекция достаточно обширная - в ней более 600 рисунков. Они попали к нам от известного ученого и педагога Василия Воронова почти сто лет назад. В коллекции представлены рисунки московских учеников гимназии имени Ломоносова и реального училища Александрова. Все рисунки мальчиков от 8 до 15 лет. Это реальный исторический источник, очень ценный, потому что он непосредственный.

На выставке будут многочисленные цитаты из детских сочинений. Воронов преподавал рисование и чистописание, поэтому он собирал не только рисунки, но и тексты. К сожалению, подлинных текстов у нас нет, но Воронов еще в те годы написал несколько обширных статей, где приводил массу выдержек. Они придают особую атмосферу выставке: интересно соединить то, как ребенок видел и как он понимал революцию. Помимо этого в залах можно будет увидеть фотографии, сделанные взрослыми очевидцами тех событий.

Это была реальная война, которую дети отчасти ждали, потому что они хотели быть со своими родителями на Первой мировой войне, но не могли. Когда война пришла в город - многие вскоре об этом пожалели. Было много крови, было страшно, и в детских рисунках это отражено наглядно.

- Изменился ли взгляд детей на революционные события за год?

Да, изменился радикально. Февральская революция была встречена всеми с восторгом, поддержана всеми слоями общества. Об этом пишут дети: они ходили по улицам, пели запрещенную "Марсельезу", надевали красные ленточки и кричали лозунги свободы. К октябрю взгляд меняется абсолютно. За это время не стало продовольствия, не было единой власти, выборы в Учредительное собрание результата не дали. Финальной точкой стала война в городе. Даже Воронов писал, что "цветы, неожиданно зацветшие в марте, были погублены и разметаны октябрьской бурей".

Контекст

Октябрь никто не поддержал - это был кровавый захват власти, кульминацией которого стал захват Кремля. Если в феврале в детских записях часто встречается "Я русскую революцию никогда не забуду", то в октябре ребенок пишет сочинение, где проводится связь с библейской легендой о Каине и Авеле, когда брат убивает брата.

- Как отличается взгляд взрослого человека и молодого на революционные события ?

Не каждый взрослый осмелился бы изобразить то, что изобразил ребенок. Воронов называл детей маленькими летописцами: они что видели, то изображали. Вот едет автомобиль с солдатами, вот - очередь за мясом, так называемые московские "хвосты". Взрослые в то время понимали, что грядет что-то страшное. Все ждали, когда все взорвется. У взрослых была некая самоцензура. Все чувствовали, что жизнь будет тяжелой, и никто не знал, как выходить из этого положения.

- Как выставка поможет в осмыслении революции?

На самом деле прошло сто лет после революции, и такой срок позволяет сделать выводы и поставить точку в осмыслении революции. Но, к сожалению, этого не происходит. У нас сколько политологов и историков, столько мнений о революции. Сходятся лишь в том, что русская революция имела всемирное значение.

- Какой подход к осмыслению революции вам кажется верным?

В связи с революцией появился термин, который раньше никогда не использовался, - "Великая российская революция" по аналогии с Великой французской революцией. Мне кажется, что это правильный подход. Французская революция - это длительный процесс, состоящий из переворотов, как и у нас. Правильно рассматривать эти события как единый процесс. В этом все сходятся, но это не решает проблемы.

Почему так происходит? Мне видится параллельность того, что происходило тогда и происходит сейчас. Может быть, власти не хотят этого осознавать и замечать. В те годы интеллигенция тоже предсказывала, что революция грядет. Но власть тогда не хотела этого слушать, и политические деятели были мелкие как личности, никто не смог остановить эти процессы. Если отмечать и подчеркивать, то люди увидят параллельные процессы.

- Опрос "Левада-центра" показал, что обществу не очень интересна тема революции…

Про революцию говорят меньше, потому что нет четкой государственной позиции о том, что это такое. Как происходит сейчас: должен быть задан сигнал сверху, а сигнала нет. Было сказано, что надо отметить революцию так, чтобы не посеять еще больше рознь в обществе. А как это сделать? Ведь тема-то очень острая.

Я думаю, что неверная трактовка уроков революции, замалчивание этой темы, акцент не на внутренние причины революции, а на внешние могут привести к историческому забвению народа. А это страшно! Вообще, у нашего народа очень короткая историческая память, вот уже и Сталин оказывается хорошим. Я как раз вижу задачу музея в том, чтобы представлять людям подлинную картину исторических событий, какой бы неприглядной она ни была. А то может получиться так, что по прошествии целого столетия Россия опять окажется в состоянии, когда "верхи не могут, низы не хотят". Каковы будут последствия очередного "русского бунта", известно одному лишь богу... Давайте учить уроки прошлого и не повторять его ошибок!

Смотрите также:

  • Глазами школьников

    На выставке "Я рисую революцию!" в Государственном историческом музее с 19 апреля по 19 июня будет представлено около 150 рисунков детей, очевидцев событий 1917 года в Москве. Зритель увидит, как дети изображали политических деятелей, как менялся их взгляд на происходящее, как они встретили первую годовщину переворота. Осенью часть рисунков покажут в Немецком историческом музее в Берлине.

  • 1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    По словам куратора выставки Евгения Лукьянова, дети встретили с радостью Февральскую революцию 1917 года. В своих сочинениях они писали, что ходили по улицам, пели запрещенную "Марсельезу", надевали красные ленточки и кричали лозунги о свободе слова и свободе от монархии и диктатуры.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    На этом рисунке видны триумфальная барочная арка Красных ворот и колокольня церкви Трех Святителей, которые были снесены в 1927 году. В феврале дети писали "Я русскую революцию никогда не забуду" и "Меня охватило радостное чувство любви ко всем". Школьные сочинения и рисунки сто лет назад собирал известный педагог Василий Воронов.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    Рисунки практически все безымянные, говорит куратор выставки Евгений Лукьянов в интервью DW, поэтому судьбы детей неизвестны. "Долой временное правительство и буржуев!" - это типичный лозунг, который был на устах и на плакатах. Номер 5 - это номер большевиков в списках партий на выборах в Учредительное собрание.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    Московские "хвосты"

    Очереди ("хвосты") стали главной приметой конца 1916 года и начала 1917 года. Продовольственный кризис, затронувший в первую очередь крупные города, стал первым признаком неблагополучия для детей: "При царе хлеба было мало, а сечас еще меньше. В сентябре стали выдавать по-четверть фунта, а где и совсем не дадут", читаем в одном из детских воспоминаний.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    Так дети изображали спекулянтов - "худшего вида буржуев", рассказывает куратор выставки. Тогда пропаганда говорила о том, что "во всем виноваты жиды и немцы", об этом писали и дети. Однако это семейное влияние, потому что ребенок ничего не понимал, считает Евгений Лукьянов. На рисунках можно увидеть разные взгляды - от откровенно националистических до атеистических.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    Еще одна примета того времени - это поезда, которые стали символом движения страны к лучшей жизни. "Поездов было мало, и движение по стране было затруднено. В Москву поезда приезжали и уезжали заполненные, поэтому их брали штурмом", поясняет куратор.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    По словам Евгения Лукьянова, автомобили с вооруженными солдатами были интересными объектами для детей. "Настроене у всех было радосное. По улицам ездили грузовики с солдатами, в руках которых находились ружья", - пишет один из тогдашних московских школьников.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    В октябре 1917 года в Москве применялась тяжелая артиллерия. В результате много домов в центре города сгорело, погибло, по разным оценкам, более тысячи человек. В воспоминаниях детей говорится: "Все эти дни выходить из дома было опасно, и мы не могли достать хлеба, четыре дня мы питались картофелем".

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    Кремль изображен со стороны Красной площади. Над зубчатой стеной в ноябре 1917 года летают ядра, Никольская башня - в зияющих пробоинах, купола Успенского собора пробиты. По словам куратора выставки, Кремль был сильно разрушен и если бы столица не была перенесена в Москву, то неизвестно, когда бы его восстановили.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    Революционные события в Москве разворачивались в центре. На Театральной площади в Москве в октябре 1917-го шли ожесточенные бои. На рисунке - зеленый броневик с надписью "СР и СД", что означает "Совет рабочих и солдатских депутатов".

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    После взятия большевиками власти 10 ноября прошли похороны большевиков около кремлевской стены, а похороны юнкеров и офицеров, которые были последним оплотом Временного правительства, были на братском кладбище за пределами города.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    Фридрих Адлер - приверженец австромарксизма, который тоже пришел к власти после революции. Это демонстрирует всемирное значение событий в России 1917 года, подчеркивает куратор выставки. В октябре в Немецком историческом музее в Берлине откроется выставка, посвященная всемирному значению русской революции.