Сценарий деткам о родном языке. Конспект занятия по развитию речи «Международный день родного языка. Русская народная игра “Гори,гори, ясно”

Мингазова Эльмира Нурисовна, воспитатель МБДОУ №54 “Искорка” г.Набережные Челны

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей любознательность и интерес к языкам. Воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Материал: книга Г. Тукая, ленточка для игры.

Методические приемы:

Чтение стихотворения Г. Тукая «Родной язык».

Вопросы: Почему Г. Тукай, с такой любовью относился к своему родному языку? (потому что на этом языке разговаривали его родители) У человека самые близкие и родные люди - это его родители. Значит и язык, на котором они говорят, называется родным.

Разъяснение:

Рассказ воспитателя о языках.

Вопросы:

Какие бывают языки?

Почему люди учат языки других народов?

Пословицы: Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. И т. д.

Загадки:

Всегда во рту, а не проглотишь.

Мокрый теленок, за оградой лежит.

Игра на татарском языке: «Капкалы»

Дети держась за руки стоят по кругу, образуя ворота. Одна пара идет вереницей через эти ворота, дети все вместе проговаривают эти слова:

Әйдә безгә килегез (Приходите к нам)

Капкалардан керегез (Проходите к воротам)

Өебезгә үтегез, (Заходите к нам домой)

Кунак булып китегез (Погостите вы у нас)

Гөрләп бәйрәм итегез. (Праздник, весело у нас)

«Ворота» закрываются при последнем слове, и «ловит» эту пару детей. Игра повторяется.

Игра на русском языке: «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется

Сценарий мероприятия к Международному Дню родного языка для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи: Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, здоровье.

Ход мероприятия:

Ведущий 1. – Здравствуйте дорогие гости!

Ведущий 2. – Шумбратада ялгать!

Ведущий 3 – Иссянмесесь кадэрле кунаклар!

Ведущий 1: Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране.

Как называется республика, в которой мы с вами живем? (ответы детей).

Ведущий: правильно, Республика Мордовия.

Ведущий 2: А как называется город, в котором мы живем? (ответ детей) .

Ведущий: правильно, город Саранск.

Ведущий 3: А какие языки мы можем услышать в нашем крае? (ответы детей) .

Ведущий 1: В нашем городе и республике мы можем услышать русский, татарский, чувашский, мордовский, украинский, армянский, грузинский и другие языки. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является русский язык.

Ведущий 2: - Ребята, в нашей республике вторым государственным языком является мордовский язык. Среди нас тоже есть ребята разных национальностей. В детском саду мы с вами разговариваем не только на русском языке, но и изучаем мордовский. Но все, же язык, на котором мы с вами общаемся, чтобы понять друг друга – это русский.

Ребёнок. Есть слово такое хорошее - «наш».

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном!

Ведущий 1: Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается международный день родного языка. Этот праздник ещё очень молодой. Ему всего лишь 16 лет.

Ведущий 2. Мы считаем, что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим.

Ведущий 3. В международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.

А давайте поиграем в переводчиков.

Игра: «Переводчики»

Давайте вспомним, как звучат слова на разных языках.

Папа – эти – аля

Мама – эни - тядя

Бабушка – эникай – щава

Дедушка – бабакай -щятя

А сейчас мы послушаем стихотворение, посвященное дню родного языка

    В день родного языка

Вам его хранить желаю,

Чтобы речь была легка,

Бранных слов не повторяя,

    Говорите хорошо -

Слово доброе приятно!

Для того язык пришел,

Чтоб на нем общаться внятно.

Ведущий: Каждый народ восхвалял свой язык. На родном языке написаны стихи, песни, былины, сказания

А теперь послушаем стихотворение «Татар теле» Нажипа Мадьярова.

Мальчик.

Татар теле-минем туган телем,

Сойлэшуе рэхэт ул телдэ.

Шул тел белэн койлим.

Шул тел белэн сойлим

Ведущий: Еще мы с вами знаем мордовские, татарские и русские народные игры:

Поиграем в одну из них: «Продаём горшки» («Чулмэк сату уены») .

Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.

Ход игры:

Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки-хозяева горшков.

Дети горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Затем он подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

Эй, дружок, продай горшок!

Покупай!

Сколько дать тебе рублей?

Три отдай.

(Водящий три раза (по цене) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают 3 раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а оставшийся становится водящим.

У каждого из народов нашего края есть замечательные танцы, они связаны с его культурой и бытом. Танцы - воплощение души народа, его национальных традиций.

Давайте станцуем наш любимый танец «Мордовочка моя!».

С рождения ребенок слышит звуки родного языка. Мать поет колыбельные, бабушка рассказывает сказки. В каждом языке есть свои пословицы и поговорки:

Вот сейчас мы предлагаем вашему вниманию поговорки на разных языках.

Кем эшлми - шул ашамый. - Кто не работает, тот не ест.

Картлык - шатлык тгел. - Старость не радость.

Кз курка – кул эшли. - Глаза страшатся, а руки делают.

В России русский язык является языком межнационального общения. Но есть ещё и язык международного общения - английский. В любой стране мира изучают и знают английский язык, куда бы вы не поехали в путешествие, английский язык ваш главный помощник.

А сейчас послушайте песню на английском языке «Как дела мой друг? ».

Праздника пришла пора,

Смех звучит и песня.

В гости нас зовет игра-

Будет интересно.

Русская народная игра «Удочка».

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными.

1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека). 2-ой вариант: со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".

Нет для дружбы расстояний,

Для сердец преграды нет.

Мы сегодня в этот праздник

Детям мира шлем привет.

Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение родного языка является насущной необходимостью.

Величайшее богатство народа – его язык, тысячелетиями накапливаются

и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

Самая большая ценность народа – это родной язык, на котором человек

мыслит, думает, говорит и пишет.

Действительно, все языки прекрасны, каждый язык красивый. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им!

Ведущий: Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья, доброты.

В наш детский сад тоже ходят дети разных национальностей: татары, русские, чуваши, удмурты, армяне, башкиры.

1 ребенок: Дети разных наций,

Мы весело живем.

Друг друга очень любим,

В обиду не даем.

2 ребенок: Мы дружные ребята,

Не ссоримся совсем.

Мы дружные ребята,

Скажите это всем!

Поиграем в татарскую национальную игру «Тюбетей»

Тюбетей –это татарский национальный головной убор. (показывает тюбетей)

Тюбетей мой, тюбетей,

Вышитый, красивый.

Поскорее одевай

И другим передавай.

(Играющие становятся в круг. Воспитатель одевает на голову рядом стоящему ребенку тюбетей. Дети поют песню на татарском языке, при этом передают тюбетей по кругу, одевая ее на голову рядом стоящему ребенку. Тот ребенок, у кого на слово «передай» оказывается тюбетей, приглашает в круг на танец любого ребенка. Танцуют под татарскую мелодию, остальные дети хлопают им) .

Ребенок: Мы живем в России,

У нас леса густые.

У нас березы белые,

И девочки красивые.

Девочки исполняют песню «Матрешки» (слова Л. Некрасовой, музыка Ю. Слоновой)

Ребята, а чтобы было веселей, давайте поиграем в русскую народную игру «Горелки»

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо-

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!

(Играющие становятся парами. Впереди колонны стоит ведущий. После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны, стремясь встретиться, и берутся за руки. Если водящий поймает одного из них, он образует с пойманным пару и становится впереди колонны)

Их языки, культуру на века.

Пусть каждый свой язык не забывает

Передает его из уст в уста

2. Языков так в мире много,

Всех нам даже не познать.

Очень важно в этой жизни

О родном не забывать.

3. Будем вместе мы стараться

Будем крепко мы дружить.

По - татарски и по - русски

По- мордовски говорить.

Песня . (по выбору муз. Руковолителя)

Ведущая: Очень весело нам было.

Ведь, правда, друзья, хорошо на планете,

Когда на планете дружат все дети.

Давайте за руки друг друга возьмем,

Споем и попляшем на шаре земном!

Все участники встают в круг и исполняют песню «Дружат дети всей земли» (Слова В. Викторова, музыка Д. Львова- Компанейца)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны

Детский сад комбинированного вида №44 “Золушка”


Подготовили и провели:

Сунгатуллина Ризидя Фаиковна

татарскому языку высшей квалификационной категории,

педагогический стаж работы

в ДОУ 34года,

Шайхутдинова Рауза Сулеймановна

воспитатель по обучению детей

татарскому языку 1 ой квалификационной категории,

педагогический стаж работы

в ДОУ 43года

Гильманова Лилия Геннадьевна

воспитатель

педагогический стаж работы

в ДОУ 7лет.

Набережные Челны

2015 г.

Сценарий художественно - литературного интеллектуального вечера посвященного Международному дню родного языка
«Родной язык - моё богатство»

(для детей старшей, подготовительной группы)

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей нравственно-патриотические чувства, национальное самосознание.

Образовательные задачи:

Закреплять представления и знания детей о культуре и языке русского и татарского народа. Способствовать повышению интереса к родному языку, звучанию слов на языках разных народов.

Продолжить знакомить с жизнью и творчеством татарского поэта- патриота Муса Джалиля

Развивающие задачи:

Развивать навыки общения между детьми разных национальностей.

Способствовать формированию художественно - эстетических, интеллек-туальных способностей. любознательности, стремления к новым знаниям и интереса к языкам.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за свой родной язык, за свою Родину

Ориентировать на общечеловеческие ценности и толерантность.

Интеграция образовательных областей:

- Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные ценности.

- Познавательное развитие: формирование представлений о малой Родине и Отечестве, о многообразии стран и народов мира.

- Речевое развитие: владение речью, как средством общения и культуры

- Художественно – эстетическое развитие: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

- Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами.

Оборудование и материалы: национальные костюмы для ведущих и для детей, костюм для роли Мудрая сова; пособия для игр (барабан «Поле чудес», платки для игры «Юрта», лента, ручки и листы бумаги для интеллектуальной игры).

Предварительная работа с детьми: распределение между группами драматизаций сказок. Разучивание стихов, песен, народных игр. Оформление центральной стены.

Подготовка воспитателя: подготовить сценарий. Провести беседу с педагогами и родителями о предстоящем празднике.

Ход мероприятия: В центр выходят 2 ведущих и дети в татарских и русских национальных костюмах. 1-ведущая на татарском языке, 2- ведущая на русском языке -здороваются с детьми («Ис ә нмесез», «Здравствуйте»).

1 ведущая :

И, туган тел, и, матур тел,

Әткәм- әнкәмнең теле.

Дөньяда күп нәрсә белдем

Син туган тел аркылы.

2 ведущая:

О язык мой, мы навечно

Неразлучные друзья

С детства стало мне понятно

Радость и печаль моя.

Дети, не зря мы сегодняшний праздник начали со стихотворения Габдуллы Тукая “Родная речь”. Ведь мы отмечаем праздник - “День родного языка”. У человека самые близкие и родные люди - это его родители. Значит и язык, на котором они говорят, называется родным.

Каждый народ – это своя неповторимая культура, история, образ жизни, традиции. И, конечно же, язык. Сберечь его очень важная задача. Так, как язык нам дорог, как родная мать, как Родина. Наши предки назвали его родной язык. Ведь только тот человек способен учить другие языки, кто знает в совершенстве свой родной язык, читает и интересуется культурой своего родного народа, любит и гордится своим родным языком.

1 ребенок:

Есть у каждого язык, Что родной навеки, Без родного языка Нету человека!

2 ребенок:

Дөньяда иң - иң матур ил

Ул - минем туган илем.

Дөньяда иң - иң матур тел

Ул минем туган телем.

3 ребенок:

Уму и сердцу язык твой проводник, Без него попадёшь ты в тупик. Язык твой – жизнь твоя, твои мечты, Ты без него уже не ты. 4 ребенок:

Туган телемдә сөйләшеп

Яшим мин туган илдә.

Туган ил” дигән сүзне дә

Әйтәм мин туган телдә.

5 ребенок: Мы поем им, говорим, С самого рожденья, И к родному языку Есть большое рвенье!

6 ребенок:

Тел кешене дус итә

Бер- берсенә беркетә

Бел, дустым, син рус телен

Һәм онытма үз телең Все выступаю щ ие дети вместе: С Днем родного языка Мы вас поздравляем, Констатируем тот факт, Что язык мы знаем!

2 ведущая:

Шарами детский сад украшен

Гостей встречаем и зовем

И песню на родном языке

Мы звонко, радостно поем.

Песня “Дружат дети всей земли ”В. Викторов.

2 ведущая:

Писатели, поэты нашей многонациональной Родины любили, воспевали, обогащали язык. Предавали из поколения в поколение красоту богатство родного языка. Каких вы русских и татарских писателей, поэтов знаете? (ответы детей).

(В зал заходит Мудрая Сова под позывные передачи “Что, где, когда” в руках перо, держит большую папку).

Мудрая Сова:

Да, да, да, я тоже знаю об этом. В большой лесной энциклопедии я прочитала много произведений этих писателей. А еще там написано...

(Ведущая прерывает её)

2 Ведущая: постойте- постойте, позвольте узнать: Вы кто такая?

Мудрая Сова: Я самая мудрая, премудрая, начитанная сова, которая знает все обо всем, потому что всем интерисуется. Например, я знаю, что 21 февраля - Международный день родного языка. Я знаю о том, что на земном шаре существует около шести тысяч языков Среди них русский язык и татарский язык считаются одним из богатых и красивых языков.

В нашей Родине - России русский язык является родным для 130 млн. человек и служит основным средством общения между людьми других национальностей.

2 Ведущая: Мудрая Сова, спасибо за столь важную информацию. Наши дети тоже очень любознательные, и тоже всем интерисуются. Мы любим и учим свой родной язык, уважаем людей других национальностей, ведь только в дружбе жить легко. Не даром говорят, что “Дружба и братство - дороже богатства”.

Мудрая Сова: Это очень хорошо. Тогда пусть отгадают мои загадки:

    Сөяге юк, теше юк,

Сөйләмәгән сүзе юк. (тел)

    Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

    Мокрый теленок, за оградой лежит. (язык)

А вы пословицы, поговорки о родном языке знаете? (Да).

(Мудрая Сова пером указывает на группу детей те по очереди рассказывают поговорки и пословицы)

- Язык - душа народа;

Теле барның иле бар;

- Язык до Киева доведет;

Тел - белем ачкычы;

Не спеши языком, торопись делом;

Аз с өйлә, күп тыңла;

Слово не воробей, вылетит не поймаеш ь;

Теле татлының дусы күп;

Язык - ключ к знанию.

Бәхетле баланың теле татлы.

Мудрая Сова: молодцы, для таких умных и любознательных детей предлагаю интеллектуальный конкурс.

Интеллектуальный конкурс ”Кто больше слов составит”.

(Из данных слов:1.”Карандаш”,2.”Дошкольник”,дети с педагогами вместе составляют как можно больше слов, через 1 минуту озвучивают по- очереди. Мудрая Сова определяет победителя).

Мудрая Сова: да, вы интеллектуалы. Вот собственно в этом я и хотела убедиться, потому что лесные жители вот эту папку передали для самых умных, любознательных детей. (Оставляет папку, уходит).

Ведущая: что же нам оставила Мудрая Сова? (Читает: для игры “Поле чудес”. Достает конверты из папки раскладывает на барабан поле чудес)...

Приступакем к игре “Поле чудес” крутит барабан.

игра “Поле чудес”

(в конвертах портреты писателей, чьи сказки дети будут драмматизировать, портреты поэтов, чьи стихи будут рассказывать.

Подготовительные группы: А. С. Пушкин, С.М.Маршак, М. Джалиль;

Старшие группы:К. Чуковский, Михалков, М. Джалиль.

После остановки барабана из конверта достать портрет писателя. Дети называют его имя и его произведения. Приглашается группа, которая предварительно готовила выступление (драмматизацию, стихи, музыкально – литературную композицию...)

Когда на барабане выпадет портрет Мусы Джалиля,

2 Ведущий: 15 февраля день рождения поэта - патриота Муса Джалиля. Он своих стихах призывал любить и защищать Родину. Сам с оружием в руках пошел освобождать Родину от врагов...

На его долю выпало очень много испытаний, но он не сломался, остался верным своей Родине и народу. В очень тяжелых, нечеловеческих условиях пришлось ему писать стихи.

Подвиг Мусы Джалиля нород увековечил. На самой главной площади города Казани, перед Кремлем, как символ патриотизма, любви к Родине и народу стоит памятник Муса Джалилю. Театр оперы и балета в столице Татарстана носит его имя.

В нашем городе одну из главных проспектов назвали “Проспект Муса Джалиля”... Мы помним поэта-патриота, гордимся им; любим его стихотворения. (Дети рассказывают стихотворения Муса Джалиля).

(Между выступлениями детей музыкальные и игровые паузы).

Музыкальные паузы:

1. Индивидуальная песня на татарском языке “Чикерткә” Л.Батыр- Болгари.

2. Русский народный танец”Кадриль”

Игровые паузы:

1. Татарская народная игра (на татарском языке): «Капкалы»

Дети держась за руки стоят по кругу, образуя ворота. Одна пара идет вереницей через эти ворота, дети все вместе проговаривают эти слова:

Әйдә безгә килегез (Приходите к нам)

Капкалардан керегез (Проходите к воротам)

Өебезгә үтегез, (Заходите к нам домой)

Кунак булып китегез (Погостите вы у нас)

Гөрләп бәйрәм итегез. (Праздник, весело у нас)

«Ворота» закрываются при последнем слове, и «ловит» эту пару детей. Игра повторяется. Пойманные дети образовывают «Ворота».

2. Русская народная игра: «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

3.Башкирская игра «Юрта».

Дети встают в круг. По углам стоят стульчики, накрытые расписными платками.

Дети ходят по кругу со словами:

Мы веселые ребята

Соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок.

Под веселую башкирскую музыку дети бегут врассыпную. Музыка останавливается – дети бегут к стульчикам, из платков изображают юрту. Побеждают те дети, которые быстрее сделали юрту.

2 ведущая: вы дети молодцы, справились со всеми заданиями Мудрой Совы. Вот только один конверт остался нераспечатанным, что же тут есть? (открывает). Там дипломы по номинациям: «Самая любознательная группа», «Самая эрудированная группа», «Самая артистичная группа», «Самая интеллектуальная группа». (Вручаются дипломы).

В центр выходят 2 ведущих

2 ведущая: наш сегодняшний праздник мы начали со стихотворения Габдуллы Тукая, заканчивать его хотим тоже с его же стихами и песней написанной на его слова.

«…С народом России мы песню певали,

Есть общее в нашем быту и морали…

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить

Нанизаны мы на единую нить».

1 ведущая:

Татарча да яхшы бел,

Русча да яхшы бел.

Икесе дә безнең өчен

Иң кирәкле, затлы тел.

Песня”Туган тел”, слова Г. Тукая, музыка народная

Использованная литература:

    Закирова К.В.Балачак аланы:балалар бакчасы т әрбиячеләре һәм әти – әниләре өчен хрестоматия.-Казан:РИ Ц ,2011.

ГБОУ СОШ №2000 (ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

Материал разработан старшим воспитателем дошкольного отделения Завязкиной О.И.

В сентябре 2011 года на заседании Правительства г. Москвы была утверждена Государственная программа г.Москвы на период 2012-2016 г.г. «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»). Определение целей и задач программы исходит как из внутренних факторов системы, так и из перспектив Москвы как активного развивающего мегаполиса с сильной динамикой демографических, социально-экономических, культурных процессов. Демографические тенденции: высокий уровень рождаемости в последние годы, интенсификация притока мигрантов – обуславливают рост потребности населения города в образовательных услугах. Сохраняющийся приток мигрантов требует не только мест в государственных образовательных учреждениях, но и механизмов и технологий, способных обеспечить их учебную успешность и социальную интеграцию в культуру Москвы. Таким образом, перспективы развития Москвы ставят перед системой столичного образования следующие задачи:

Обновление содержания и технологий образования в соответствии с образовательными запросами населения и перспективными тенденциями рынка труда;

Реализация программ образовательной и культурной интеграции мигрантов.

В московских детских садах растёт число детей разных национальностей, не владеющих русским языком и живущих в семьях со своими особыми национальными традициями и укладом жизни. Эта тенденция будет усиливаться и в дальнейшем. Как показывает опыт Московских дошкольных учреждений, наиболее перспективным является интегративный подход к развитию детей нерусской национальности, что предполагает овладение этими детьми русским языком как вторым, приобщение их к русской культуре при сохранении родного языка и культуры воспитанников. Столь же актуальным в настоящее время является и проблема, связанная с формированием у детей разных национальностей доброжелательного и уважительного отношения к представителям иных культур, их традициям и обычаям. Добиться гражданского единства и согласия в современном обществе невозможно без организации межкультурного диалога, что предполагает уже в дошкольном возрасте накопление опыта взаимодействия детей, говорящих на разных языках, внутри детского сообщества, что в равной степени значимо для детей, говорящих и не говорящих по-русски. Необходима разработка соответствующих дошкольному возрасту методов интеркультурного воспитания, организации межкультурного диалога педагогов детского сада, детей и родителей. Интеркультурная педагогика оказывается связующим звеном современного общества. В дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с различиями в культурах, показывать, что главное- внимательное, терпимое, уважительное отношение друг к другу. Развивая с детства стратегию поведения в полиэтническом сообществе, мы сможем приобщить детей к построению мультикультурного общества будущего. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 30-х годов XX века оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 90-х годов XX века. В отличие от «терпимости» - не жалуясь, безропотно переносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное», толерантность - готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются. В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом: … ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Толерантность - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды. Всё выше сказанное, является мотивацией для ведения активной работы педагогическим коллективом нашего ДОУ по приобщению воспитанников к культурным традициям разных народов. Эту работу мы ведём второй год. Каждый год мы посвящаем знакомству с обычаями и традициями какого либо народа. Было знакомство с культурой Армении, Азербайджана. Ниже приведён сценарий досуга «Дня родного языка»

Досуг «День родного языка»

«Встреча с друзьями из Азербайджана»

Материалы и оборудование. Для оформления зала : флаги России и Азербайджана, плакаты с русским и азербайджанским национальными орнаментами, воздушные шары. Для ведения праздника : русский и азербайджанский народные костюмы для ведущих, ободки на голову девочкам-буковкам, шапка для Почётного Грамотея, детские костюмы для «Танца игрушек»

Ход праздника.

Ведущий. Дорогие гости, мы рады приветствовать вас в нашем детском саду на празднике «День родного языка».

Под музыку «Родина моя» (муз. Д. Тухманова, сл.Р.Рождественского) дети заходят в зал, хлопая в ладоши, поднятыми над головой руками, проходят по кругу, останавливаются у своих мест.

Ведущий. Давайте поприветствуем наших гостей.

(Дети здороваются и садятся)

День родного языка – праздник, который начали отмечать не так давно. В этот день каждый должен задуматься об отношении к своему родному языку, не засоряем ли мы его не нужными словами, грамотно ли говорим. А ещё в этот день мы должны вспомнить, как много языков есть на земле, и каждый надо ценить. Ведь язык – это культура народа. Знакомство с другими языками помогает понять, как интересен и разнообразен мир. А сейчас я слышу какой-то шум. Давайте узнаем, в чём дело?

(Ведущий выводит двух девочек-буковок)

Это спорят две буковки. Поздоровайтесь со всеми и объясните, почему вы спорите?

1-я буква. Я буква из букваря, а она говорит. Что она тоже из букваря, но у нас нет такой буквы.

2-я буква. Да, я из букваря, но и тебя я не знаю.

Ведущий. Не спорьте. Ты буковка русского алфавита, а ты буква азербайджанского алфавита. Мы рады видеть на празднике вас обеих. И буква из азербайджанского букваря оказалась здесь не случайно. В этом году мы знакомились с культурой Азербайджана, совершили путешествие в Баку, его столицу и пригласили к нам в Москву своих новых друзей. Давайте вспомним о нашем путешествии.(Показ слайд) Мы видели Девичью башню, Древнюю крепость, Башню Огня. Нас познакомили с музыкальными инструментами: тутек (слушаем его звучание) и деф (слушаем его звучание). Мы видели чудесные ковры с орнаментом. Кто помнит название элемента, из которого состоит орнамент? (Дети называют элемент орнамента-бута) А ещё вспомните, какими удивительно красивыми украшениями, созданными азербайджанскими мастерами мы любовались. Буковка, может быть, ты расскажешь нам ещё, что-нибудь интересное?

2-я буква. Да расскажу. В этом мне помогут мои друзья.

Ведущий. Приглашай их скорее. Ребята, встречайте наших гостей.

(Звучит Азербайджанская народная музыка.)

Гостья из Азербайджана. Здравствуйте! Я рада нашей встрече. Мы получили ваше приглашение и приехали к вам на праздник. Нам интересно познакомиться с вашей культурой и вашим языком. А сейчас я расскажу о нашем языке. Он древний, звучный, немного резкий, но своеобразный и красивый. Моя дочка Лала, которая приехала на праздник вместе со мной, прочитает стихотворение на азербайджанском языке, и вы услышите его звучание.

(Лала читает стихотворение)

Гостья из Азербайджана. Танцы – своеобразный язык народа. В них мы разговариваем руками, жестами. Посмотрите наш танец.

(Гостья и Лала исполняют под национальную Азербайджанскую мелодию национальный танец)

Гостья из Азербайджана. Приглашаю всех желающих танцевать с нами.

(Дети встают врассыпную, повторяют движения национального азербайджанского танца, которые им показывает гостья из Азербайджана со своей дочкой)

Гостья из Азербайджана. Хочется познакомить вас с нашими народными играми. Игры передают характер народа: смелый, независимый, ловкий. Кто хочет поучаствовать в игре «Отдай платочек»?

(проводится игра «Отдай платочек» «Детские подвижные игры народов СССР» под ред. Т.Осокиной, Москва, «Просвещение», 1989г.)

Ведущий. Дорогие гости, мы приготовили для вас сюрприз. Наши дети исполнят песню об Азербайджане.

(Дети исполняют песню «Песня о Баку» муз. О.Никольского, сл.П.Панченко)

Гостья из Азербайджана. Спасибо за ваш подарок.

Ведущий. А теперь я приглашаю буковку из русского букваря познакомить нас со своими друзьями.

(Под русскую мелодию появляются Василиса, Почётный Грамотей и буковка из русского букваря, проходят по залу)

Василиса. Здравствуйте, дорогие гости! В день родного языка хочется напомнить, как певуч, богат и разнообразен русский язык. А знакомиться с русским языком, мы начинаем со сказок. Вот я и расскажу вам русскую народную сказку «Каша из топора».

(Рассказ сказки сопровождается её инсценировкой детьми)

Василиса. А теперь приглашаю поиграть в русскую народную игру «Тетёра»

(Проводится игра под русскую народную мелодию с приглашением гостей)

(mir-skazki.narod.ru)

Василиса. А теперь слово нашему гостю Почётному Грамотею.

Почётный Грамотей. Хочу вам напомнить, что русский язык богат, красив и разнообразен. Сейчас я проверю ваши знания русского языка. Послушайте моё задание.

(Почётный Грамотей предлагает выполнить свои задания: «Назови слова-друзья» и «Вспомни пословицы о дружбе и доброте»)

Василиса. Мы видели чудесные изделия, созданные азербайджанскими мастерами. Теперь посмотрите на изделия русских умельцев.(Показ слайд) Это бело – голубое чудо как называется? (Гжель) А эта золотистая посуда? (Хохлома)

А это? (Дымка) Встречайте игрушки, которые пришли к нам в гости.

(Танец игрушек под русскую народную мелодию)

Почётный Грамотей. Что за праздник языка без стихов? А мы их ещё не слышали.

(Дети читают стихи о России)

Гостья из Азербайджана. Нам очень понравился сегодняшний праздник. На прощанье дарим вам песню о России.

(Дети исполняют песню «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл.Н. Соловьёва)

Почётный Грамотей. Пусть люди празднуют года, века

Международный день родного языка

Цените же язык чудесный свой!

Родную речь любите, уважайте,

И никогда её не засоряйте.

Под музыку «Родина моя» дети покидают зал, проходя по кругу.

Сценарий развлечения «Международный день языка» для детей старшей и подготовительной группы

Описание: Развлечение направлено на знакомство детей с праздником “Международный день языка”. Этот сценарий будет полезен для воспитателей, и музыкальных руководителей при подготовке к НОД и развлечениям.
Цель: Знакомить детей с «Международным днем родного языка». Развивать любознательность, стремление к новым знаниям и родному языку.
Задачи:
- закреплять знания детей о культуре и языке русского, хакасского и английского народа. Способствовать повышению интереса к родному языку, звучанию слов на языках разных народностей.
- воспитывать у детей гордость, за свой родной язык, за свой народ и толерантное отношение к представителям других национальностей, к их языку, культуре.

Ход развлечения:

Дети под музыку входят в зал, садятся на стульчиках.

Ведущий: Здравствуйте ребята, и дорогие гости. Когда мы используем в своей речи слова - друзья, наша речь становится точной, яркой, выразительной, интересной. А что нам помогает общаться? (язык). Сегодня 21 февраля каждый год, в стране отмечается Международный день родного языка. На земном шаре существует очень много языков. Ещё когда вы только родились и были совсем маленькими, ваши мамочки напевали вам колыбельные песни на вашем родном языке. А как вы понимаете, что такое родной язык? (на котором мы говорим). А на каком языке мы разговариваем? (на русском)
Ведущий: В какой республике мы живем? Какие национальности проживают в нашей республике? Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Сегодня на нашем празднике мы узнаем о представителях разных народов.
Под музыку в зал заходит воспитатель в русском костюме:
Здравствуйте! Богат и красив наш русский язык! В нём столько слов, это родной язык Пушкина, Толстого, Гоголя, чьи сказки мы с вами часто читаем. Любите свою Родину, свой язык, свой народ!
Дети: В день родного языка, Вам его хранить желаю. Чтобы речь была легка,
Бранных слов, не повторяя,
Говорите хорошо -
Слово доброе приятно!
Для того язык пришел,
Чтоб на нем общаться внятно.
Ведущий: Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.
Дети:
- Язык острее бритвы.
- Язык до Киева доведёт.
- Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
- Язык мой - враг мой.
- Языком не спеши – спеши делом.
- Слушай больше, а говори меньше.

Гостья из России: А сейчас давайте поиграем.

Русская народная игра «Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря - зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется.
Ведущий: Ребята, у русского народа много не только игр, но и песен. Сейчас мы исполним хоровод “Как на тоненький ледок”


Песня – хоровод “Как на тоненький леток” - подготовительная группа (фортепьяно)
Ведущий: Конечно же в Хакасии живут много людей разных национальностей (и русские, и хакасы, украинцы и белорусы)

В зал под музыку заходит гостья из Хакасии (воспитатель)
Произносит приветственные слова на хакасском языке.

Ребята, давайте поиграем с вами в хакасскую народную игру “Медведь и пень” – старшая группа:

Выбирается водящий и “медведь”, остальные - "пни”. Садятся вкруг лицом к центру круга, оставляя проходы между собой. Водящий движется между пнями, слегка задевая макушки одновременно напевая песенку: “Чабы, чабы, медведь, пень”. Следом крадётся медведь, чтобы поймать и запятнать его. Если поймает, то они оба станут пнями и сядут, а вместо них выберут других. И всё начинается сначала.

Гостья из России: У каждого народа есть свои традиции, культура и язык. Всё это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передаются все особенности образа жизни народа. Поэтому многие из них, даже небольшие, стараются всеми силами сберечь свой язык, отдавая дань предкам и своей неповторимости.

Ведущий: У нас в детском саду воспитываются дети разных национальностей. Мы надеемся, что каждому свой родной язык дорог и интересен. Одно и то же слово звучит по-разному на разных языках.

Гостья из России: В России русский язык является языком межнационального общения. Но есть ещё и язык международного общения - английский. В любой стране мира изучают и знают английский язык, куда бы вы ни поехали в путешествие, английский язык ваш главный помощник.
Под музыку входит гостья из Англии, приветствует детей: Хеллоу!
Предлагает поиграть с детьми в английскую игру:
«Давайте все делать, как я» (озвученная, фонограмма плюс)
Исполняется в кругу, стоя на месте, с окончанием каждой фразы - повторяются движения ведущего.
1.Играть вы все любите? (да)
Играть вы все любите? (да)
А ну-ка все вместе все враз. Ну что, поиграем сейчас? - 2 р.

2. А ну-ка, похлопай, как я – хлоп, хлоп.
А ну-ка, похлопай, как я.
А ну-ка все вместе, все враз
Так хлопают только у нас. – 2 р

3. А ну-ка, потопай, как я.
Давайте все топнем, как я.
А ну-ка все вместе все враз.
Так топают только у нас.

4. А ну-ка скажите, привет!
А ну-ка скажите, привет!
А ну-ка все вместе, все враз.
Приветствуют так лишь у нас – 2 р

5.А ну-ка скажите: Ха-ха-ха,
А ну-ка скажите: Ха-ха-ха,
А ну-ка все вместе, все враз,
смеются так только у нас.

6. Давайте все крикнем: Ура- а-а-а!
Давайте все крикнем: Ура- а-а-а!
А ну-ка все вместе, все враз, ура!
Веселятся так только у нас!

Ведущий: Действительно, все языки прекрасны, каждый язык красивый. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им!
Ведущий: Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья, доброты.
А теперь приглашаем спеть песню о дружбе « Я хочу» (дети из вокального кружка)

Песня « Я хочу», аранжировка Юрий Елаш

1.Чтобы мы с тобой дружили
Я хочу, и я хочу.
Чтобы счастливы все были
Я хочу, и я хочу.
Чтоб цветочки улыбались
Я хочу, и я хочу.
Чтобы звезды зажигались
Я хочу, и я хочу.

2.Стать заветною мечтою
Я хочу, и я хочу.
И исполниться весною
Я хочу, и я хочу.
Чтобы мама не грустила
Я хочу, и я хочу.
И меня всегда любила
Я хочу, и я хочу.

Ведущий: На этом наш праздник заканчивается. Благодарим всех за внимание.
Фото на память.
Костюмы: русский, хакасский, английский; лента, конь на палочке, костюмы Ване и подружкам; маска медведя; можно детям р.н. костюмы.
Репертуар: Хоровод «Как на тоненький ледок», песня «Я хочу»
Игры «Заря», хакасская народная игра – «Медведь и пень»
Английская игра – «Давайте все делать, как я»