Презентация на тему вдох и выдох. Презентация по биологии "дыхательные движения". Функциональные возможности дыхательной системы

Слайд 1. Тема урока: Дыхательный механизм. Регуляция дыхания.
Разработан учителем биологии ГАОУ Республики Тува Тувинский Республиканский Лицей интернат Светлаковой Ириной Михайловной.


Слайд 2. Добрый день! Я рада приветствовать вас на данном уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вдохнем, настроимся на позитивные эмоции и продуктивную деятельность. Эпиграф «Кто владеет дыханием, тот управляет своей судьбой»
«Дыхание-значет жизнь»
Слайд 3. Цели урока : рассмотреть механизм вдоха и выдоха, определить роль гуморального и нервных факторов в регуляции дыхательных движений, защитных рефлексов, разъяснить вред курения, дать представление о воздушной среде и ее охране.

    Оборудование. Презентация Дыхательный механизм. Регуляция дыхания. Флеш-анимация, анимации, видео, раздаточный материал.
Слайд 4. Задачи урока.

обучающие: повторить материал о строении и функциях органов дыхания, о значении биологического окисления, рассмотреть механизм вдоха и выдоха, определить роль рефлекторных и гуморальных механизмов дыхания; разъяснить механизм и значение защитных дыхательных рефлексов: кашля, чихания,

формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия – дыхательные движения, жизненная емкость легких; продолжить развивать у учащихся понятия нервной и гуморальной регуляции, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции, продолжать развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником.

развивающие: Для развития творческого мышления и речи учащихся применять проблемные вопросы, решение расчетных и логических задач, обобщающих и других вопросов на размышление. продолжить формирование у учащихся;интеллектуальных умений, творческого мышления и речи;

Воспитательные : В целях физического и гигиенического воспитания обосновать правила гигиены дыхания, положительную роль физического труда и физкультуры в развитии дыхательных мышц, в укреплении здоровья, тактично добиваться организованной практической борьбы всех учащихся за свое здоровье, за чистый воздух в классе, школе и дом.

Слайд 5.

План урока.

    Актуализация знаний по теме «Дыхательная система».

- дифференцированная работа по карточкам (5 -6 человек).

-работа с флеш – анимацией (1 человек).

-Анализирующий характеристика по строению, функциям, биологическому значению органов дыхательной системы. (4человека).

2. Изучение новой темы.

3. Лабораторная работа

4. Закрепление.

5. Выставление оценок.

Анализ результатов.

Слайд 6. Компетенции.

Общеучебные компетенции:

- учебно – организационные (организация рабочего места, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля);
Учебно – интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать);
Учебно – коммуникативные (умение слушать, задавать уточняющие вопросы).
Формировать умение самостоятельно приобретать новые знания и эффективно применять их на практике;
Критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
Грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
Быть коммуникабельным, контактным в группе.

Информационные (самостоятельно находить, отбирать, структурировать, сохранять и передавать информацию);
Коммуникативные (культура вербального и невербального взаимодействия);
Личностностные самосовершенствование.
Общекультурные
(опыт освоения учащимися научной картины мира);
Учебнопознавательные (совпадение криативными навыками продуктивной деятельности, рефлексия, самооценка, анализ, планирование, целепологание);

Слайд 7.

Актуализация знаний.

Первые парты.

Выполняют задания по карточкам.

    .

    Работа у доски с флеш анимацией. АНИМАЦИЯ 1

1.Назовите и покажите органы дыхательной системы.

2.Дайте характеристику органу дыхательной системы:

    Особенности строения

    Функции.

Слайд 8.

Дыхательная система. (АНИМАЦИЯ 1.)

Учащийся работает с флеш – анимацией (анимацией при правильном показе структур входящих в состав дыхательной системы показывает правильное название анатомической структуры.

Учащийся отвечает на 2 вопроса:

1.Что такое дыхание? Из каких этапов складывается данный процесс?

2.Как происходит голосообразование, и формируются звуки речи?

Слайд 9.

НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ.

Слайд 10.

ГОРТАНЬ .

Объясните, почему опасно разговаривать во время еды?

Слайд 11.

ТРАХЕИ И БРОНХИ.

Слайд 12.

ЛЕГКИЕ.


Слайды 13-16.

Работа по карточкам.

Уважаемый учащийся, прочитайте все задания, выберите задания своего уровня. Обратите внимание на то, что время выполнения заданий на каждом уровне разное.

Нулевой уровень, первый уровень 5 -8 мин, второй уровень 8-10мин, третий уровень 10-12мин .

    Карточка 1.

Задание

    Нулевой уровень. На «3»

    Определите последовательность поступления кислорода в клетки тела. Запишите этот процесс с помощью цифр.

    1. Из легких кислород проникает в капилляры легочных пузырьков.

    2. Через носоглотку, трахею, бронхи кислород поступает в легкие.

    3. Из капилляров кислород вместе с кровью поступает в легочные вены.

    4. Из левого желудочка кровь, насыщенная кислородом, поступает в аорту.

    5. Из легочной вены обогащенная кислородом кровь течет в левое предсердие

    6. Аорта ветвится, образуется сеть артерий и капилляров, капилляры снабжают клетки тела кислородом.

    7. Из левого предсердия кровь попадает в левый желудочек .

    Первый уровень на «4»

Установите соответствие.

    1. Гемоглобин. 2. Кислород. 3. Углекислый газ. 4. Диффузия.

    5. Клетки тканей. 6. межклеточная жидкость. 7. Легочные капилляры. 8. Капилляры в тканях. 9. Эритроциты. 10. Лейкоциты.

    1. Что поступает из крови в легкие?

    II. Что поступает из легких в кровь?

    Ш. Что поступает из тканей в кровь?

    IV . Что поступает из крови в ткани?

    V Пигмент в крови.

    VI . Место окисления органических веществ.

    VII . Потребители кислорода.

    VIII . Физическое явление -причина газообмен в легких.

    IX . Клетки -разносчики кислорода. X. Продукт распада органических веществ.

    Второй уровень на «4»

    дыхание?


    исходит газообмен

    они называются?

    7. Какой физический процесс лежит в основе Газообмена?

    8. Чем бронхиолы отличаются от бронхов?

Третий уровень на «5».

Объясните процесс или явления. Ответ обоснуйте

    У альпинистов на большой высоте начинается головокружение, слабость, иногда происходит потеря сознания – наступает «горная болезнь». Эти признаки при частой тренировке со временем проходят. Предположите, какие изменения происходят при этом в крови человека?

    При угаре человека погибает от удушья, несмотря на то, что кислород в легкие поступает в достаточном количестве, а примесь окиси кислорода в крови составляет всего 0,1%. Почему возникает удушья?



Слайд 17 -20.

Карточка2.

    Задание

    Уважаемый учащийся, прочитав задания, выберите задания своего уровня. Обратите внимание на то, что время выполнения заданий на каждом уровне разное.

    Нулевой уровень, первый уровень 5 -8 мин, второй уровень 8-10мин, третий уровень 10-12мин .

    Нулевой уровень. На «3»

    Вставьте в текст пропущенные слова.

«Из капилляров... круга кровообращения кислород поступает в клетки тела. В артериальной крови... больше, чем в клетках тела. Кислород по закону... поступает в клетки. В клетках
тела он участвует в... органических веществ. При этом образуется... и освобождается энергия. Углекислый газ поступает в...
большого круга кровообращения. Артериальная кровь в тканях
превращается в..., которая в конечном итоге возвращается в...
половину сердца».

    Первый уровень на «4»

    Установите соответствие.

    Слизистая оболочка. 2. Легочные пузырьки. 3. Легкие. 4. Бронхи. 5. Трахея. 6. Надгортанник. 7. Гортань. 8. Хрящевые полу-
    кольца. 9. Плевра. 10. Носовая полость.

    1. Не пропускает пищу в гортань.

    II. Не дают трахее сужаться.

    Ш. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов и согревает.

    ГК Поверхностный слой воздухоносных путей.

    V. Начальная часть воздухоносного пути.

    VI. Выстилает наружную поверхность легких.

    VII. Покрывает стенку грудной полости изнутри.

    VШ. Самая длинная часть воздухоносного пути.

    IX. Место газообмена между легкими и кровью.

    Х. Место диффузии газов.

    Второй уровень на «4»

    Ответьте на следующие вопросы.

    1. Легкие находятся в грудной клетке и отделены от ее стенок

    полостью. Как она называется?

    2. Вдох осуществляется за счет работы диафрагмы. Это дыхание

    называется брюшным. За счет чего осуществляется грудное

    дыхание?

    3. В регуляции дыхания принимает участие кора головного мозга. Как это проявляется?

    4. Как называется часть дыхательной системы, в которой не про-
    исходит газообмен

    5. В верхних дыхательных путях есть рецепторы, при раздражении которых возникают защитные дыхательные рефлексы. Как

    они называются?

    6. Поскольку дыхательная мускулатура представлена поперечно-

    полосатыми мышцами, человек может произвольно менять глубину и частоту дыхания. Какой центр регулирует этот процесс?

    7. Благодаря чему происходит осуществление непроизвольных процессов вдоха и выдоха?

    Третий уровень на «5».

    Объясните процесс или явления. Ответ обоснуйте.

    1.Объясните, как анатомически связаны органы дыхания с органами кровообращения? Как связаны функции кровеносной системы с функциями дыхательной системы.

    2. Как влияет нарушение дыхания на работу сердца, на кровообращения? Приведите примеры.

Слайд 21.

Ответы.

Карточка 1.

    0 уровень:2,1,3,5,7,4,6.

    1 уровень:

    1 – 3; II. – 2; Ш - 3; IV. - 2; V – 1; VI. - 5; VII. - 5; VIII. – 4;

IX. – 9; X – 3.

2 уровень:

1 – плевральный;

3 уровень:

кровь приобретает способность в больших количествах усваивать кислород чем при нормальных условиях. Этим в частности пользуются спортсмены для улучшения своих результатов.

Карточка 1.

    0 уровень: большого, кислорода, диффузии, обмене, углекислый газ, вены, венозную, правую.

    1 уровень:

    1 – 6; II. – 8; Ш - 10; IV. - 1; V – 10; VI. - 9; VII. - 9; VIII. – 5; IX. – 2; X – 2.

2 уровень:1 – плевральный;

2 – за счет увеличения грудной клетки.

3 – в задержке, изменений частоты и глубины дыхания; 4 – мертвым пространством; 5 – кашель, чихание; 6 – дыхательный центр; 7 – благодаря безусловному рефлексу; 8 –диффузия;9 – размерами.

    3 уровень:

СО образует с Hb крови соединение карбоHb, которое намного прочнее оксиHb.

Слайд 22.

Минутки здоровья.

Дышать нужно с удовольствием. Помните, что приятное ощущение само по себе имеет значительный оздоровительный эффект.
Положительные эмоции, дыхательная радость - залог успеха. Выполнять упражнения лишь до тех пор, пока приятно в течение 1 -2 минут.
Концентрация внимания на дыхательном упражнении
повышает его действие.
Медленное дыхание необходимо для насыщения организма кислородом

Дышать необходимо носом.
Заниматься в удобной одежде в хорошо проветренном помещении или на улице.

Слайд 23.

Дыхательная гимнастика.

1. Встаньте удобно, расставив ноги на ширину плеч, стопы поставьте параллельно, опора на середину стопы.
2.Согните руки в локтях и на уровне чуть выше груди, соединить кисти основаниями ладоней и кончиками пальцев.

3. Представить, что между ладонями зажат огонек, который согревает руки, сосредоточиться на нем.
Улыбнитесь, лицо и руки расслабьте. Плечи опускаем, голову и позвоночник держим на одной линии.
Упражнения дыхательной разминки.
1. Встаньте прямо, руки вдоль туловища, расслаблены. Выдох. Начинаем медленный вдох По мере запонения легких плечи поднимаются,

и затем без задержки делать выдох, опуская плечи.

2. С вдохом по мере заполнения легких плечи медленно отводим назад, сводя лопатки и сближая за спиной руки. Затем медленно выдыхаем, двигая плечи и руки вперед, сжимая грудную клетку. Руки и плечи не напрягать.

3. С вдохом наклонитесь влево. С выдохом занимаем исходное положение. Далее делаем наклон вправо. Шея и руки не сгибаем.

4.Поочередно плечами выполнять круговые плавные движения. То же в обратную сторону Дыхание произвольное. Завершили.

Слайд 24.

ТЕМА УРОКА:
Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.

Цели: углубить и обобщить знания по дыхательной системе, изучить механизмы вдоха и выдоха, регуляции дыхательных процессов.

План урока .

1. Актуализация знаний по теме «Дыхательная система». (взаимопроверка).

2. Изучение новой темы.

3. Лабораторная работа

4. Закрепление.

5. Выставление оценок. Анализ результатов.

Слайд 25.

Основные понятия.

Работа с определениями. (определения записываются в тетрадь – словарь).

    Вдох – начальная фаза дыхания, в процессе которой в легкие поступает воздух.

    Выдох – отдельное выталкивание из легких воздуха при дыхании.

    Воздушная среда - сложный комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих факторов, оказывающих постоянное влияние на организм животного и человека.

    Непроизвольная регуляция дыхания - процесс, осуществляемый дыхательным центром, находящийся в продолговатом мозге (одном из отделов заднего мозга). Вентральная (нижняя) часть дыхательного центра ответственна за стимуляцию вдоха; ее называют центром вдоха). Стимуляция этого центра увеличивает частоту и глубину вдоха.

    Дорсальная (верхняя) часть и обе латеральные (боковые) тормозят вдох и стимулируют выдох; они носят собирательное название центра выдоха (экспираторного центра).

    Дыхательный центр связан с межреберными мышцами межреберными нервами, а с диафрагмой - диафрагмальными.

    Бронхиальное дерево (совокупность бронхов и бронхиол) иннервируется или контролируется блуждающим нервом.

Слайд 26.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ – ВДОХ и ВЫДОХ.

    Дыхание значет – жизнь. Эта фраза бесспорна. Обычно дыхание у нас ассоциируется с вдохом и выдохом, то есть теми дыхательными движениями, которые необходимы человеку для вентиляции легких.

    Воздух поступает в легкие потому что они могут менять свой объем, благодаря эластичности альвеол, однако мышц в легких нет, но они все – таки могут расширяться и сжиматься, благодаря чему это происходит?

    Проблемный вопрос.

    В чем секрет вдоха и выдоха? Почему не имеющие мышц легкие следуют за движением грудной клетки?

Опыт.

Что бы ответить на вопрос, давайте проведем опыт. Попробуйте вдохнуть или выдохнуть так, чтобы диафрагма и грудные мышцы не сокращались.

Слайд 27.

    - Почему это не возможно?

    Теперь попробуйте задержать дыхание, блокируя выход из дыхательных путей и сократить мышцы живота и груди. Какой вывод можно сделать из этого опыта?

    Вывод. Чтобы дыхательные движения были возможны, необходимо, чтобы мышцы могли изменять объем грудной полости и чтобы вдох/выдох воздуха через воздухоносные пути был свободен.

    (АНИМАЦИЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 2 и 2.1.)

Слайд 28.

    Легкие самостоятельно никогда не сжимаются и не расширяются, они просто пассивно следуют за грудной клеткой. Полость грудной клетки расширяется за счет работы дыхательных мышц, к которым относятся диафрагма и межреберные мышцы.

    Диафрагма – это мышечная перегородка, которая разделяет грудную и брюшную полость. При вдохе она опускается на 3 – 4 см. При этом объем грудной клетки повышается на 1000 – 1200 мл., кроме того происходит сокращение межреберных мышц, которые приподнимают легкие, что также повышает объем грудной полости, легкие при этом расширяются. В растянутых легких давление становится ниже атмосферного давления и в результате разницы давления наружный воздух поступает в дыхательные пути. Происходит вдох. За вдохом наступает выдох и Диафрагма, и межреберные мышцы расслабляются, ребра опускаются, объем грудной клетки уменьшается, легкие сжимаются и по дыхательным путям выталкивают воздух наружу, происходит выдох.

Слайд 29.

Основные понятия.

    Дыхательный объем - объем воздуха вдыхаемого при обычном вдохе и выдыхаемом при обычном выдохе.

    ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ – объем выдоха после предшествующего максимального вдоха.

    РЕЗЕРВНЫЙ ОБЪЕМ ВДОХА – количество воздуха, которое человек может дополнить вдохнуть после спокойного вдоха.

    РЕЗЕРВНЫЙ ОБЪЕМ ВЫДОХА – количество воздуха, которое человек может дополнить вдохнуть после спокойного выдоха.

Слайд 30. (дополнительная информация, будет включена, если будет достаточное количество времени)

ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ.

    Равна ли ЖЕЛ = объему легких?

    Оказывается, нет. Это связано с тем, что легких всегда остается остаточный объем воздуха равный примерно 1литр.

    ЖЕЛ=дыхательный объем + резервный объем вдоха + резервный объем выдоха.

    ЖЕЛ зависит от возраста, пола и степени тренированности человека.

    ЖЕЛ измеряют специальным прибором – спирометром.

    Спорт и физические нагрузки способствуют развитию мышц, которые принимают участие в дыхательных движениях, а значет повышается Жизненная Емкость Легких. (ЖЕЛ).

Слайд 31.

    Ребята как вы думаете, что регулирует процесс дыхания?

Слайд 32.

    С первого до последнего дня своей жизни человек дышит ритмично. Ритм дыхания у него никогда не сбивается (не нарушается) , не изменяется лишь его частота.

    Новорожденный ребенок совершает примерно 60 дыхательных движений в минуту, 5 летний ребенок – 25, в возрасте 16 – 18 лет движений становится 16 -18 в минуту. В старости дыхание опять немного учащается.

    ЧЕМ ЖЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ РИТМ ДЫХАНИЯ? И ОТ ЧЕГО ОН ЗАВИСИТ?

    Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. Примерно каждые 4 секунды в дыхательных мышцах идут дыхательные импульсы, заставляющие поднимать грудную клетку и опускать диафрагму.

    БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ ПРОИСХОДИТ ВДОХ.

    Выдох в состоянии покоя происходит пассивно. Ребра опускаются под действием силы тяжести. При вдохе мышцы растягиваются, механические рецепторы, расположенные в стенках легких возбуждаются, импульсы передаются в дыхательный центр продолговатого мозга и тормозят его деятельность. Дыхательные мышцы расслабляются, и происходит выдох. Работа дыхательного центра оказывает влияние на высшие дыхательные центры расположенные в коре больших полушарий мозга. Благодаря их деятельности изменяются дыхательные движения.

    Так сознательно можно изменять частоту дыхания.

Слайд 33.

РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ.

    Интенсивность проявляется:

    1. при занятиях спортом.

    2. при эмоциональных состояниях.

    Влияние дыхательных центров защитных рефлексов, физических нагрузок, эмоций -----)

    1. стимуляция дыхания -------) высшие дыхательные центры

2. Замедление дыхания-------) высшие дыхательные центры, защитные рефлексы, эмоции.

(АНИМАЦИЯ 5, 6 7).

Слайд 34.

РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ.

Разговор о нервной регуляции будет не закончен, если мы не поговорим о таких дыхательных механизмах – чихание и кашель.

    1. Раздражение слизистой оболочки. (полости носа ----Чихание) (гортани, трахей, бронхов, кашель)

    Пыль;

    Плохо пахнущие вещества.

    2.стремление организма выкинуть, избавится от раздражающего фактора.

    3.поступление импульса в продолговатый мозг.

    4. продолговатый мозг отдает сигналы мышцам

    5. в результате дыхания голосовые связки смыкаются, и поток воздуха под давлением вырывается.

    (АНИМАЦИИ 8 и 9)

    Раздражение слизистой оболочки полости носа – Чихание.

    Раздражение слизистой оболочки гортани, трахей, бронхов) – кашель.

Слайд 35.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

    Лабораторная работа №8.1.
    Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после

10 приседаний (трехфазная проба профессора Л.Г. Серкина)
Цель: установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания.
Оборудование: секундомер (часы с секундной стрелкой).
ХОД РАБОТЫ
1. Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Испытуемый в течение 1мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется.
2. Проделайте 20 приседаний за 30 с и вновь определите время задержки дыхания на вдохе.
3. Отдохните ровно 1 мин и повторите п.1.

Оценка результатов

Сообщения:1. «Действие никотина на органы дыхания».

    «Воздушная среда и ее охрана»

Слайд 36.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.

Механизм вдоха и выдоха”

Программированный опрос

    Газообмен осуществляется _______ .

    Бронхи ветвятся и заканчиваются _______

    Альвеолярный и выдыхаемый воздух имеет _______.

    Межреберные мышцы и диафрагму относят к группе _______ .

    Воздух, проходя через носовую полость, _______ .

    После принятия большого количества пищи дыхание _______ .

    Дыхательный центр находится в состоянии постоянной _______ .

    Каждое легкое сверху покрыто _______ .

    При вдохе давление воздуха больше или меньше атмосферного? __________________

    Легкое следует за движением грудной клетки, так как в плевральной щели давление _______ .

Слайд 37.

Ответы

    Газообмен осуществляется _______ (диффузии).

    Бронхи ветвятся и заканчиваются _______ (легочными пузырьками).

    Альвеолярный и выдыхаемый воздух имеет _______(одинаковый газовый состав).

    Межреберные мышцы и диафрагму относят к группе _______ (дыхательных мышц).

    Воздух, проходя через носовую полость, _______ (очищается, согревается, обеззараживается).

    После принятия большого количества пищи дыхание _______ (затрудняется).

    Дыхательный центр находится в состоянии постоянной _______ (активности).

    Каждое легкое сверху покрыто _______ (плеврой).

    При вдохе давление воздуха больше или меньше атмосферного? (меньше).

    Легкое следует за движением грудной клетки, так как в плевральной щели давление _______ (отрицательное).

Слайд 38.

    Ответы: 1.Д, 2. Б, 3. Д, 4. Б, 5. В.

Слайд 39-40.

0 уровень .1.§28 по учебнику Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, составить синквейн на тему “Источники загрязнения атмосферного воздуха”.

Ответьте письменно на вопросы §.

2. Творческая лаборатория:

1 УРОВЕНЬ .
1. В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания.
2. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.

2 УРОВЕНЬ ,

    3. Почему нужно в классах проводить влажные уборку ежедневно?

    Предложите самый простой способ поддерживать высокую

    4. работоспособность и умственные способности учащихся в течении учебного дня.

    3 УРОВЕНЬ.

    1.Сколько воздуха проходит через легкие человека при спокойном дыхании в минуту, в 1ч, в сутки, если дыхательный объем воздуха равен 500мл. А частота дыхания – 18 раз в минуту?

    2. Зная, что во вдыхаемом воздухе содержится около 20% кислорода, определите, сколько кислорода человека пропускает через легкие в сутки при спокойном дыхании.

    3. Зная, что выдыхаемый воздух содержит 4% углекислого газа, определите, сколько ученик выделяет углекислый в минуту, в 1ч., сколько все учащиеся класса в 1час.



Слайд 41.

Дополнительная информация.

Механизм вдоха и выдоха на модели Дондерса.

    Поступление воздуха в легкие и его удаление (изгнание) можно пронаблюдать на модели изобретателя и физиолога Дондерса

    Для работы нам потребуются:

    оборудование. стеклянная воронка, 2 воздушных шарика, нитка, липкая лента.

    Ход работы:

    1.шарик поместим внутрь воронки, а его клапан вытянем наружу и натянем с наружной стороны и крепко обвяжем ниткой.

    2. второй шарик пополам и натянем на широкий раструб воронки так чтобы образовалось резиновое дно. А чтобы дно лучше держалось крепим его липкой лентой с наружной стороны воронки.

    трубка воронки моделирует верхние дыхательные пути, шарик внутри воронки – легкое, резиновое дно – диафрагму. Стеклянный корпус воронки – стенки грудной полости. При оттягивании резинового дна, давление в модели и полости грудной падает и наружный воздух входит внутрь шарика, он раздувается, как легкое во время вдоха, когда мы отпускаем модель диафрагмы, воздух из шарика выходит – происходит выдох

    Следует отметить, что дыхание у человека принимает участие нетолько легкие, но и кожа (особенно интенсивно дышит кожа на груди, животе, спине.

Слайд 42.


ЖЕЛЖЕЛ Остаточный объем Глубокий выдох Глубокий вдох Резерв объем вдоха Резерв объем выдоха Дыхат объем Вентиляция легких- Количество воздуха, поступающего при спокойном вдохе и выходящем при спокойном выдохе, называется ДЫХАТЕЛЬНЫМ ОБЪЕМОМ. (500см3) количествовоздуха, проходящего через легкие в течение 1 мин (7 л в мин) После спокойного вдоха человек может вдохнуть еще около 1500 мл воздуха. Это так называемый резервный объем вдоха. После спокойного выдоха человек может выдохнуть еще около 1500 мл воздуха. Это так называемый резервный объем выдоха. Резервный объем вдоха + дыхательный объем + резервный объем выдоха = ЖЕЛ (жизненная емкость легких) Спирометр - прибор для определения ЖЕЛ


Механизм вдоха и выдоха Легкие пассивны Следуют за грудной клеткой За счет разницы давления между легкими и плевральной полостью Вдох 1.Диафрагма опускается 2.Грудная клетка расширяется 3.Падает давление в альвеолах 4.Воздух поступает в легкие Выдох 1.Межреберные мышцы расслабляются 2.Грудная клетка опускается 3.Диафрагма поднимается 4.Объем грудной клетки уменьшается 5.Давление в альвеолах становиться выше атмосферного 6. Воздух выходит в о/с Легкие Плевральная полость Вдох воздух Р низкое




Нервная и гуморальная регуляция дыхания вдох – возбуждение рецепторов альвеол – блуждающий нерв – центр выдоха (возбуждение)- спинной мозг - межреберные мышцы и диафрагма - уменьшается объем грудной клетки – выдох Повышение концентрации СО 2, Возбуждает дыхательный центр и вызывает усиленное сокращение дыхательной мускулатуры и учащения дыхания.



Урок для учащихся 8 класса, занимающихся по учебнику "Биология. Человек" , авторы Драгомилов А.Г и Маш Р.Д. Урок изучается в теме "Дыхание", рассматриваются вопросы: механизм дыхания, регуляция дыхания, проводятся мини практическая работа, самостоятельная работа с материалом параграфа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Дыхание. Тема урока. Механизм дыхания.

Цели.

Образовательные:

  1. Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию процесса механизма дыхания, понятия «жизненная емкость легких».
  2. Повторить, закрепить, расширить знания учащихся по данной теме.

Воспитательные:

  1. Воспитание культуры в общении с товарищами, умения слушать и слышать других.
  2. Воспитание положительного отношения к своему здоровью.

Развивающие

  1. Развитие у учащихся любознательности, познавательного интереса к предмету.
  2. Формирование понятий о единстве процессов вдоха и выдоха.
  3. Развитие творческого и логического мышления и речи учащихся при решении проблемных вопросов, развитие памяти.

Задачи . Выяснить, как осуществляется механизм дыхания, что такое жизненная емкость легких и значение правильного дыхания для здоровья.

Тип урока: Комбинированный.

Методы обучения:

  1. Проблемно-поисковый метод (решение проблемных вопросов, обсуждение результатов экспериментов).
  2. Демонстрационный метод работы с мультимедийным пособием.
  3. Метод работы с дидактическим материалом.
  4. Словесный метод - рассказ учителя.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Создание проблемной ситуации

3. Постановка целей и задач урока

4. Изучение нового материала

5. Выводы урока

6. Закрепление

7. Подведение итогов урока

1 ряд работает с тестами. Тесты заранее положены на парты.

Оганизационный момент. 1 минуты

Здравствуйте, ребята. Прошу Вас, присаживайтесь. Меня зовут Наталья Ивановна. Сегодня мы работаем вместе, и я очень рассчитываю на вашу поддержку и сотрудничество.

Давайте вспомним, что вы уже узнали по теме «Дыхание».

Есть желание проверить себя?

Вам нужно выбрать правильный ответ. (Слайд Проверка домашнего задания).

Актуализация опорных знаний.

8 минут

1. Закончить мысль.

1. Контролирует вход в гортань - надгортанник
2. Вдоль трахеи проходит - пищевод
3. Функция ресничек в носовой полости - очищение
4. Структурные единицы лёгких - альвеолы
5.Прегородка, отделяющая грудную полость от брюшной - диафрагма

2. Игра «Да - Нет». Согласны ли вы с моим утверждением?

  1. Газообмен между воздухом и кровью происходит в легких
  2. Плевральная жидкость обеспечивает газообмен
  3. Кровь, поступающая от сердца к легким, насыщена кислородом
  4. Поддержание постоянства газового состава в альвеолах осуществляется благодаря дыхательным движениям.
  5. Начальная часть воздухоносного пути - ротовая полость.
  6. Хрящевые полукольца не дают трахее сужаться.
  7. Эритроциты - клетки разносчики кислорода.
  8. Плевральная полость - это пространство между плеврами.
  9. Надгортанник прикрывает вход в пищевод.

10.Легкие образованы мышечной тканью .

  1. «Без носа человек - черт знает что - птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни его за окошко!.. Н.В.Гоголь. «Нос».

А если серьезно? Для чего человеку нужен нос?

4 . На столе стоит 3 литровая банка. На ней надпись «Пыль».

Скажите, пожалуйста, какая может быть связь между строением трахеи и банкой пыли?

Ребята, сдайте, пожалуйста, карточки

Изучение нового материала. 25 минут

Проблемная ситуация.

Учитель.

Учащиеся спорят между собой и высказывают несколько мнений, как воздух входит в легкие:

  1. атмосферный воздух входит в легкие «самотеком», сильно раздувает легкие и грудную клетку.
  2. Воздух входит потому, что легкие в грудной клетке расширяются и всасывают воздух.
  3. Человек сознательно, по своему желанию вдыхает и выдыхает.

Кто же прав?

Газообмен возможен только при условии постоянной смены воздуха. А вы знаете, почему новорожденного ребенка хлопают по попке, как только он родился?

Он кричит от боли и делает первый вдох, легкие расширяются и человек начинает дышать.

УЧИТЕЛЬ . На уроке мы должны выяснить:

1.что лежит в основе механизма дыхания,

2.как происходит сам механизм дыхания

3.значение правильного дыхания для укрепления здоровья человека.

Запишите тему урока. (Слайд. ТЕМА УРОКА)

Домашнее задание. Страница 142-145, ответить на вопросы страницы 146-147.

Учитель.

Вдох и выдох ритмично следуют один за другим. Воздух поступает в легкие, легкие могут менять свой объем благодаря высокой эластичности альвеол.

Вы, наверное, помните, что в легких 300-350 млн. альвеол с общей площадью - 150 кв.м .

Но легкие не имеют мышц, которые могли бы их попеременно сжимать и расширять.

Благодаря чему легкие обладают способностью менять свой объем?

Эксперимент.

Положите ладошки на ребра, подышите. Как изменяется объем грудной клетки?

За счет чего грудная клетка увеличивается или уменьшается?

Учитель.

Дыхательные движения осуществляются с помощью специальных мышц. Каких именно? (Сокращение и расслабление межреберных мышц и диафрагмы).

Легкие никогда самостоятельно не растягиваются. Они пассивно следуют за грудной клеткой.

Почему легкие пассивно следуют за грудной клеткой?

Вспомните, что такое плевральная щель?

Учитель.

Как вы помните, она герметически закрыта и давление в плевральной щели ниже атмосферного давления. За счет разности давления легкие двигаются за грудной клеткой, и происходит вдох.

За вдохом наступает выдох.

Давайте посмотрим механизм вдоха и выдоха. (

По какой причине чередуются вдох и выдох?

Какие мышцы участвуют в осуществлении механизма вдоха и выдоха?

Опережение. Сокращение дыхательных мышц идет за счет импульса, идущего от ДЦ через каждые 4 секунды.

Слайд Механизм дыхания.

Давайте подведем итоги:

Механизм вдоха

Сокращение дыхательных мышц (межреберных и диафрагмы)

Увеличение грудной полости

Уменьшение давления в грудной полости

Засасывание воздуха в легкие

Схема записывается в тетрадь.

Учитель.

Поступление воздуха в легкие и выталкивание воздуха из легких - физический процесс. Доказать это можно с помощью модели Дондерса. (Диск Биология. Человек 8 класс. Серия «1С: Школа»).

(Эту модель и проверку опыта мы можете сделать дома).

Сколько дыхательных движений делает человек в минуту?

Умеем ли мы правильно дышать?

Эксперимент.

Положите ладошки на грудь, посчитайте количество вдохов в минуту. Время я засекаю. Результат запишите в тетрадь.

Норма дыхательных движений в минуту у подростков - 12-18 в минуту, у взрослых - 16-20.

Учитель.

Оказывается, правильное дыхание это очень важно, особенно зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. По утверждению специалистов, при неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность попадания в организм возбудителей респираторных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой.


Многие люди дышат слишком часто и неглубоко, время от времени задерживая вдох и выдох. Такой тип дыхания называется поверхностным .

В результате легкие не успевают, как следует проветриться - свежий воздух поступает только в наружные отделы, большая же часть объема легких не обновляется. А вирусам и бактериям только этого и надо. (Диск Биология. Человек 8 класс. Серия «1С: Школа»).

Вывод. Дышать надо глубоко и размеренно

Учитель.

Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту - замечательно . Можете по праву гордиться собой. Вбирая воздух полной грудью, вы даете легким расправиться, прекрасно вентилируете их, то есть делаете вашу дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции.

Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту . Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.


Более 18 вдохов в минуту - это уже серьезный повод для беспокойства . При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно .

Практическая часть.

Мы с вами живем в условиях, которые отрицательно сказываются на дыхательной системе, вызывают ее заболевания. Но у данной проблемы есть свое решение - дыхательная гимнастика, которая не только тренирует, но и укрепляет ее. И я очень хотела бы вас познакомить с некоторыми упражнениями дыхательной гимнастики.

  1. Попеременное дыхание обеими ноздрями.
  2. Дыхание во время прогулки: вдох - на 1 шаг, выдох на 2 шага.

Одним из важных показателей состояния дыхательной системы является жизненная емкость легких.

Давайте самостоятельно выясним, что это такое.

Работа с книгой . Прочитайте статью «Жизненная емкость легких» на странице 143-144.

Работа по тексту.

1.Что такое жизненная емкость легких? (наибольший объем воздуха, который человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха)

2.Чему равна жизненная емкость у взрослого человека?

3.Как меняется жизненная емкость у людей разных профессий?

4.Каким прибором измеряется жизненная емкость.

5.Влияет ли курение на жизненную емкость легких.

Обобщение.

Давайте вспомним начало урока. Какие вопросы мы задали

(Слайд Тема урока.

Слайд Выводы).

  1. Воздух поступает в легкие благодаря дыхательным движениям, в которых участвуют межреберные мышцы и диафрагма.
  2. Дыхательные движения происходят ритмично.
  3. Дышать нужно глубоко и размеренно.

Закрепление. Работа с тестами

Выставление оценки за работу на уроке

Поскольку, вы сегодня очень хорошо работали, я думаю, все получат хорошие оценки.

Я очень вами довольна! Молодцы, ребята! Спасибо вам!

Дыхательные движения

Ученик: _____________________________________ Дата: «_____» _____________ 200 __ г.

  1. Дыхательные движения осуществляют мышцы __________________________
    и __________________________
  1. Функции грудной клетки по отношению к легким:
  1. Опорная
  2. Защитная
  3. Вызывает изменение объема
  4. Запасающая
  1. Вдох, в отличие от выдоха:
  1. Осуществляется при расслаблении дыхательных мышц
  2. Происходит по причине понижения давления в грудной клетке
  3. Осуществляется при сокращении дыхательных мышц
  4. Регулируется нервной и гуморальной системами
  1. Функции дыхательных мышц:
  1. Обеспечивают герметичность грудной полости
  2. Обеспечивают защиту легких
  3. Осуществляют взаимосвязь легких с кровеносной системой
  4. Осуществляют дыхательные движения
  1. Впишите в предложения нужные слова: уплощена, выпукла, сокращены, расслаблены.
    При вдохе наружные межреберные мышцы _______________________, а при выдохе ______________________.
    Мышцы живота при вдохе ________________________, а при
    выдохе ______________________.
    Диафрагма при вдохе ______________________, а при выдохе

Дыхательные движения


  1. При вдохе грудная полость
  1. увеличивается
  2. уменьшается

Давление в грудной полости

  1. падает
  2. повышается

Легкие

  1. расширяются
  2. спадаются

Наружный воздух

  1. входит
  2. выходит
  1. Выберите пропущенные слова из списка.
    При выдохе грудная полость
  1. увеличивается
  2. уменьшается

Давление в грудной полости

  1. падает
  2. повышается

Легкие

  1. расширяются
  2. спадаются


Наружный воздух

Перзентация подготовления для проведения урока по программе Пономаревой.

Перезентация содержит слайды для проверки домашнего задания по теме "Газообмен в легких и тканях". При изучении нового материала рассмотрены механизмы вдоха и выдоха, нервная и гуморальная регуляция дыхания. Все слайды содержат красочные секмы, фотографии.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Дыхательные движения. Регуляция дыхания"»




Как переносятся газы внутри организма?

Тканевое



Почему воздух то входит в легкие, то выходит из них?

  • Есть ли в легких

мышечная ткань?


Эксперимент

  • Сделайте свободный вдох –выдох
  • Сделайте г лубокий вдох-выдох
  • Какие изменения происходят с вашим организмом?
  • Сделайте глубокий вдох при одновременном сокращении мышц брюшного пресса

  • Сами легкие не имеют мышц, а пассивно следуют за грудной клеткой
  • Объем легких меняется при сокращении дыхательных

мышц :

межреберных и диафрагмы



Механизм вдоха

1.Сокращение дыхательных мышц

2.Увеличение V грудной клетки

3. давления в грудной полости и легких

4.Засасывание воздуха в дыхательные пути


давления в легких 4. Выталкивание части воздуха наружу " width="640"

Механизм выдоха

1. Расслабляются дыхательные мышцы

3. давления в легких

4. Выталкивание части воздуха наружу


  • Пневмоторакс нарушение герметичности плевральной полости, дыхание не возможно
  • Эмфизема легких – нарушение эластичности альвеол у курильщиков

Регуляция дыхания

Нервная регуляция

  • 1. Непроизвольная

а ) через 4 сек. из дыхательного центра в продолговатом мозге идут импульсы к дыхательным мышцам и они сокращаются

б) воздействие на холодовые, болевые

рецепторы может приостановить дыхание

  • 2. Произвольная –

кора больших полушарий может приостановить или ускорить дыхание


Регуляция дыхания

  • 2. Гуморальная

Глубину и частоту дыхания

усиливает

замедляет

Недостаток

углекислого

углекислого

газа

газа

В результате усиления

вентиляции легких

дыхание приостанавливается,

т.к. концентрация СО 2 в

крови уменьшается


Частота дыхательных движений

  • Новорожденный – 40 дых/мин
  • Подросток – 18-20 дых/мин
  • Взрослый – 15=18 дых/мин
  • С возрастом количество дыхательных движения уменьшается

Домашнее задание

  • § 25, 26

Подумай!!!

  • Почему за городом у городского жителя может кружиться голова?
  • На какие дыхательные движения траться энергия?