Международный конкурс по языкознанию. Задания конкурса-игры "Русский медвежонок" Школьный конкурс русский медвежонок

На этой неделе прошел конкурс "Русский медвежонок - языкознание для всех". Он проводится во многих школах со второго по одиннадцатые классы. Дети писали тест, нужно было выбрать один правильный ответ. Задания оценивались в 3, 4 и 5 баллов. Время на выполнение давалось 75 минут. Ответы на все задания будут опубликованы на официальном сайте организаторов только 27 ноября.

Хоть и написано на сайте, что большинство вопросов посильны даже обычному школьнику. Но некоторые вопросы вызывают затруднения даже у большинства родителей. :) Некоторые вопросы скорее не на знание русского языка, а на эрудицию. Мы дома сразу разобрали задания, вот наши варианты ответов на вопросы. Интересно, правильные ли они?

Задачи, оцениваемые в 3 балла

1. В какой из этих пар слова связаны между собой по смыслу не так, как в остальных?

Варианты:

А) слепой - слепец;
Б) глупый - глупец;
В) немой - немец;
Г) старый - старец;
Д) хитрый - хитрец

2. Во фразе Дай немножко творога "спрятался" кот. Какая рыба "спряталась" в двустишии?

Здесь поплаваю немножко, погляжу вкусна ли мошка.

Варианты:

А) Карась,
Б) Окунь,
В) Плотва,
Г) Судак,
Д) Налим

Ответ: Д Дай немножко т ворога. Здесь поплаваю немножко, погляжу вкусна ли м ошка.

3. Мышастый конь - это какой?

Варианты:

(А) серый;
(Б) рыжий;
(В) черный;
(Г) желтый;
(Д) красный.

4. Из какого слова нельзя получить другое слово, добавив гласную букву в начале?

Варианты:

А) лень;
Б) кол;
В) стул;
Г) кран;
Д) корь.

5.Ляля и папа бодаются и мычат. Папа говорит: "Мы быки". Ляля отвечает: "Нет, мы мыки." Папа отвечает: "Тогда я - як." Ляля говорит:" Нет, ты - ...?

Варианты:

(А)бык;
(Б)тык;
(В)вык;
(Г)рык;
(Д)мук

6. В каком из ответов слово вишневый означает не то, что в остальных?

Варианты:

А) Вишневый компот,
Б) Вишневая косточка,
В) Вишневая футболка,
Г) Вишневое варенье,
Д) Вишневый йогурт.

Ответ: В (цвет)

7. Люблю - обожаю, не люблю - терпеть не могу, не разбираюсь - ни бум-бум, не знаю - ...

Варианты:

А) знаю
Б) догадываюсь
В) сомневаюсь
Г) понятия не имею
Д) хочу всё знать

8. Мальчишка полез через забор в сад. " ___ , ты куда?" - окликнул его хозяин. Какое слово лучше всего поставить вместо прочерка?

Варианты:

А) Ай
Б) Ой
В) Уй
Г) Эй
Д) Эх

9. Какое слово не может быть ответом на вопрос "сколько"?

Варианты:

А) раз
Б) два
В) три
Г) четыре
Д) пять

10. - Что же можно сварить побыстрей? Ответ простой и ясный: бульон! Папа даже руки _______ (Виктор Драгунский, Денискины рассказы). Каким словом заканчивается эта фраза?

Варианты:

А) потерел
Б) потерил
В) потрил
Г) потерл
Д) потер

Задачи, оцениваемые в 4 балла

11. Пересказывая сказку Дины Сабитовой "Цирк в шкатулке", Маша сначала запуталась в нескольких именах цирковой лошади, но потом поняла, в каком порядке шли её имена, и вспомнила, что лошадь звали........

Варианты:

А) Ида Амелия Эва Казимира Дина;
Б) Беатриса Аделаида Гортензия Виолетта Душка;
В) Дина Амелия Ида Эва Казимира;
Г) Аделаида Беатриса Виолетта Гортензия Душка;
Д) Душка Гортензия Аделаида Виолетта.

Ответ: Г (имена по алфавиту)

12. Какое слово обычно относится не к человеку?

Варианты:

А) бегун
Б) прыгун
В) скакун
Г) плясун
Д) шалун

13. А заяц ___ как ___.
Какое слово мы два раза пропустили в этом предложении?

Варианты:

А) вот
Б) раз
В) нет
Г) там
Д) тут

14. Цветная встречается часто, а черно-белая - практически никогда. что имеется в виду?

Варианты:

А) фотография
Б) капуста
В) редька
Г) картинка
Д) съемка

15. У гусёнка папа - гусь, а мама - гусыня. У кого ещё из детенышей животных имена обоих родителей образованы от того же корня, что и его имя?

А) у утёнка
Б) у цыпленка
В) у телёнка
Г) у ягненка
Д) у козленка

16. Арабское слово кытаар имеет несколько значений. Одно из них "вереница верблюдов", а еще одно -

Варианты:

А) карета
Б) паровоз
В) пароход
Г) автобус
Д) поезд

17. Какое словосочетание может иметь противоположные значения?

Варианты:

А) ужасно обиженный;
Б) ужасно расстроенный;
В) ужасно обрадованный;
Г) ужасно аккуратный;
Д) ужасно воспитанный

18. Какие буквы раньше (до 1918 года) назывались еръ, ерь, еры?

Варианты:

А) ъ, ы, ь
Б) ъ, ь, ы
В) ь, ъ, ы
Г) ы, ъ, ь
Д) ы, ь, ъ.

19. Прошу не торопить меня, - сказал Иа-Иа, медленно поднимаясь. - ПРОШУ НЕ... Закончите фразу Иа-Иа.

Варианты:

А) данувайкать
Б) кудавайнать
В) вадунайкать
Г) нудавайкать
Д) кадавайнуть

20. Какая фраза выглядит странно?

Варианты:

А) Листья пожелтели и начали вянуть.
Б) Листья пожелтели, но опали.
В) Листья пожелтели и опали.
Г) Листья пожелтели, но долго не опадали.
Д) листья пожелтели и начали опадать.

Задачи, оцениваемые в 5 баллов

21. Что можно передать, но нельзя отдать?

Варианты:

А) деньги
Б) честь
В) письмо
Г) подарок
Д) привет

22. Ани Лорак - сценическое имя известной украинской певицы. А ее настоящее имя? ...

Варианты:

А) Анна-Лора
Б) Каролина
В) Карина
Г) Алина
Д) Лолита

23. В каком из слов "полвторого, полчетвёртого, полвосьмого" два звука [в]?

Варианты:

А) полвторого,
Б) полчетвёртого,
В) полвосьмого,
Г) во всех,
Д) ни в одном.

24. Для чего предназначался щаной горшок?

Варианты:

А) для цветов,
Б) для каши,
В) для супа,
Г) для туалета,
Д) для собак.

Ответ: В (для щей)

25. В Фантастическом романе Евгения Замятина "Мы" персонажи носят имена, состоящие из одной буквы и нескольких цифр. Герой, от лица которого ведется повествование, воспринимает своего приятеля как "свое другое я"

А как зовут этого приятеля?

Варианты:

А) P-13
Б) Q-13
В) R-13
Г) S-13
Д) T-13

26. Молчи, ____, -
Сказала ______:
В тебе ______я,
Во мне до ____я.

В этом стихотворении мы пропустили четыре слова. Два последних называют числа. . А какова разность этих чисел?

Варианты:

А) 60
Б) 71
В) 82
Г) 93
Д) 104

Молчи, семья, -
Сказала стая:
В тебе семь я,
Во мне до ста я.

27. Вот список слов на якутском языке, в котором два слова пропущены: ______, оптуорунньук, сэрэдэ, чэппиэр, бээтинсэ,_____, баскыхыанньа. Какое слово пропущено первым?

Варианты:

А) сыаналааhын
Б) быраабыла
В) мэндиэмэн
Г) бэнидиэльник
Д) чоппууска

Ответ: Г (дни недели)

28. Джаз, лимон, непросто, чешущее.
Какое еще слово можно отнести в этот список?

А) ящичек
Б) элемент
В) хочешь
Г) клеймо
Д) выгода

Ответ: выгода (все согласные стоят в алфавитном порядке)

Результаты ответов ребенка не порадовали:(

) — младший брат популярного международного математического конкурса «Кенгуру — математика для всех». Впервые «Медвежонок» был проведен в 2000 году по инициативе Кировского Центра дополнительного образования одаренных школьников при поддержке Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета и Российского Оргкомитета «Кенгуру».

Интерес к игре постоянно растет: если в «Медвежонке-2000» участвовали 64000 школьников, то через год в «Медвежонка» играли уже более 259000 школьников из России, Украины, Белоруссии и Латвии, через два — почти 424000 школьников, а в 2008 году в «Русском медвежонке» приняли участие более 2 327 000 школьников из 19 стран. В России в прошлом году в конкурсе участвовало 18 с лишним процентов от общего числа школьников страны.

У массовости «Медвежонка» две причины. Во-первых, он доступен. Игра проводится прямо в школах, занимает всего около полутора часов, и участвовать в ней могут все желающие. Записывать решения не нужно — достаточно выбрать один из предложенных пяти вариантов ответа и отметить его номер на специальном бланке; среди 30 заданий есть как трудные, так и совсем легкие, так что почти каждому участнику удается правильно выполнить хотя бы несколько из них. Во-вторых, составители стараются подбирать задания, требующие не только (и не столько) знания правил, но и общей культуры, логики и размышления, а порой — и чувства юмора. Ведь главная цель игры — показать красоту русского языка, преодолеть представление о нем как формальном и скучном предмете.

Методическая комиссия конкурса работает в Институте лингвистики РГГУ. Основные авторы задач — преподаватели, аспиранты и выпускники РГГУ и МГУ. В Институте лингвистики проводится семинар «Жанры и типы лингвистических задач», одной из практических целей которого является составление и обсуждение задач для этого конкурса. Участники семинара охотно занимаются этим, многим студентам уже удалось составить хорошие задачи.

Задачи конкурса предназначены для школьников разных возрастов: от 2-го до 11-го класса. Составители готовят 5 комплектов заданий: для 2-3, 4-5, 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Для самых младших — 26 (с 2009 г. 28) задач, для остальных возрастных групп — по 30. В последние годы организуется и пользуется популярностью также интернет-конкурс «Русский медвежонок для учителей», для которого методкомиссия готовит 12 непростых задач.

Тестовые задачи «Медвежонка» существенно отличаются от самодостаточных олимпиадных задач не только типом, но и компактностью и временем выполнения (на решение каждой задачи отводится несколько минут). Среди них есть и совсем элементарные, и такие, над которыми могут ломать головы специалисты. Все составляемые для конкурса задачи тщательно проверяются членами методической комиссии, многие из них приходится отбраковывать, поскольку задачи должны удовлетворять ряду разных параметров. После проверки решений задач, осуществляемой с помощью компьютера, проводится статистический анализ решений, который показывает уровень сложности задачи и выявляет характерные ошибки, что учитывается при написании решений и комментариев, публикуемых в сборниках, а также при составлении вариантов задач следующего года.

За десять лет накоплено более тысячи трёхсот задач-тестов, а авторский коллектив насчитывает уже более 50 человек. Задачи после конкурса не забываются, а начинают новую самостоятельную жизнь: многие преподаватели с удовольствием используют их на занятиях не только со школьниками, но и со студентами в самых разных курсах русского языка.

Вот лишь несколько примеров задач:

2. Даны слова: всего, ничего, некого, отчего, полого .
Сколько из них можно понять как форму родительного падежа?
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.

3. Найдите подлежащие во фразах:
(1) Тореро надел сомбреро и (2) Сомбреро надел тореро .
(А) (1) тореро и (2) сомбреро ;
(Б) (1) сомбреро и (2) тореро ;
(В) (1) тореро и (2) тореро ;
(Г) (1) сомбреро и (2) сомбреро ;
(Д) подлежащих нет.

4. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?
(А) шведка ; (Б) румынка ; (В) итальянка ; (Г) японка ; (Д) корейка .

5. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?
(А) обезьяна ; (Б) зайчиха ; (В) львица ; (Г) актриса ; (Д) японка .

6. Читаем у А. С. Пушкина:
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
Как шли витязи?
(А) по одному; (Б) по двое; (В) по трое; (Г) по одиннадцать; (Д) по тридцать три.

7. Город Великие Луки получил такое название из-за того, что:
(A) славился мастерами по изготовлению луков;
(Б) в его окрестностях лук вырастал особенно крупным;
(В) город прославили его основатель Лука Великий и его сын Лука Лукич;
(Г) в нем находится штаб-квартира компании «Лукойл»;
(Д) река, на которой он стоит, имеет большие излучины?

Решения задач

1. Чтобы правильно решить эту задачу, надо не путать звуки с буквами. Посмотрим, из каких звуков состоят данные слова. Для этого запишем их транскрипцию: пол [пол], муж [муш], шей [шэj’], ель , ров [роф]. Теперь прочитаем звуки в обратном порядке: [лоп] — лоб , [шум] — шум , — ешь , [л’эj] — лей . Четыре слова получилось, а вот слова, произносящегося как [фор], в русском языке нет. Ответ: 4 (Г).

2. Все эти слова можно понять как формы родительного падежа: всего мёда Кролика не хватило Винни-Пуху ; Винни-Пух ничего не боялся ; Пятачку некого было дожидаться ; Крошка Ру сбежал из отчего дома ; Сове не хватало какого-нибудь полого предмета . Ответ: (Д).

3. Слова тореро и сомбреро имеют одинаковую форму как в роли подлежащего, так и в роли прямого дополнения. В русском языке и подлежащее, и дополнение могут находиться как перед сказуемым, так и после него, поэтому иногда в таких случаях возникает неоднозначность: фразу Мать любит дочь можно понять двумя способами. Однако в данных предложениях неоднозначности не возникает, так как подлежащим для глагола надеть должно быть одушевленное существительное, а дополнением - неодушевленное. Поскольку одушевленным существительным из данных является тореро , то оно и будет подлежащим в обоих предложениях. Ответ: (В).

4. Слова шведка , румынка , итальянка , японка обозначают лиц женского пола соответствующей национальности. Слово же корейка означает не национальность, а разновидность мяса (жительницы Кореи называются не корейками, а кореянками). Оно и является лишним по смыслу. Ответ: (Д).

5. Четыре последних существительных обозначают существо женского пола и соотносимы с существительными, обозначающими существо мужского пола: зайчиха — заяц , львица — лев , актриса — актёр , японка — японец . Существительное обезьяна обозначает животное независимо от пола: отдельных существительных, обозначающих самца и самку обезьяны, в русском языке нет. Оно и является лишним по смыслу. Ответ: (А).

6. Что означает устаревшее слово чета ? Это два предмета или два лица, пара. Вспомните такие однокоренные слова, как чётный, сочетание . В этом отрывке из «Сказки о царе Салтане» витязи идут парами, по двое. Ответ: (Б).

7. Будем действовать методом исключения. Понятно, что ответ — не Г (название города неизмеримо старше компании «Лукойл») и не В (никакого Луки Великого в истории России не было, да и город в этом случае имел бы название вроде «Великолукск»). Вариант А (лук родился особенно крупным) маловероятен: в этом случае город, скорее всего, получил бы имя вроде «Добрые [т. е. хорошие] Луки». Выбирая между мастерами по изготовлению луков и речными излучинами, примем в расчет то огромное значение, которое играли в жизни древних славян реки. Ответ: (Д).

Задачи конкурса с решениями и комментариями ежегодно выпускаются отдельными брошюрами, а также публикуются в газете «Русский язык» . Подробнее о «Русском медвежонке» можно почитать на

В этом году мы снова участвуем в олимпиаде "Русский медвежонок" 2016-2017. У моих ребятишек (учатся они в 3 и 6 классе) конкурс уже прошел, дети написали тесты.

В этот раз олимпиадные задания оказались получше. Вопросы конкурса "Русский медвежонок - языкознание для всех" были интересные и не такие дурацкие, как в прошлом году. Есть вопросы очень легкие, а есть и сложные. Но по крайне мере соответствуют теме русского языка. Откровенного треша на этот раз нет.

После конкурса мы разобрали вопросы, радует, что дети дали в основном правильные ответы. По крайней мере, надеюсь на это. Правда узнаем правильные ответы и результаты на официальном сайте конкурса еще не скоро.

Вот вопросы конкурса "Русский медвежонок" для 2-3 класса и наши ответы на эти олимпиадные тесты, надеюсь, правильные.

Задачи, оцениваемые в 3 балла

1. На полянке беседовали пять разных друзей-животных. Первый спросил: "Кудах-тах-тах?". Ему ответил второй: "Ква-ква-ква". На это третий возразил: "Чик-чирик!". С ним согласился четвертый: "Му-у-у!". И только пятый промолчал. Кто это был?

Варианты:

А) утка
Б) курица
В) корова
Г) воробей
Д) лягушка

Ответ: А) утка

2. Каким из этих знаков чаще всего заканчиваются предложения?

Варианты:

А) !
Б) !!!
В) .
Г) ?
Д) ???

Ответ: В) .

3. На уроке проходили правила переноса. Саше стало скучно, он закрасил приставку в слове перенос и получил слово нос. Тогда он стал закрашивать приставку пере- и в других случаях, пытаясь получить осмысленные слова. А с каким словом это не вышло?

Варианты:

(А) переход
(Б) перевал
(В) перепад
(Г) перебор
(Д) перевес

Ответ: (В) перепад

4. Решила Света сочинить сказку. Придумала три первых предложения:
1) А ее дома не оказалось.
2) Прилетел однажды Змей Горыныч к избушке на курьих ножках.
3) Он хотел к Бабе-яге в гости зайти.

Варианты:

(А) 1,2,3;
(Б) 2,3,1;
(В) 3,1,2;
(Г)2,1,3;
(Д) 1,3,2;

Ответ: (Б) 2,3,1

5. Вот первые части двусложных слов: ут-, мет-, вет-, а вот вторые: -ро, -ка. Сколько слов можно получить, соединяя первые части со вторыми?

Варианты:

(А) два
(Б) три
(В) четыре
(Г) пять
(Д) шесть

Ответ: (Г) пять: утро, утка, метро, метка, ветка

6. Какое слово называет не птенца?

Варианты:

(А) журавлёнок;
(Б) утёнок;
(В) опёнок;
(Г) цыплёнок;
(Д) орлёнок.

Ответ: (В) опёнок - это гриб

7. Собака, лошадь, медведь, аист. Где никто из них не живет?

Варианты:

(А) в дупле;
(Б) в гнезде;
(В) в берлоге;
(Г) в конуре;
(Д) в конюшне.

Ответ: (А) в дупле. В гнезде живет аист, в берлоге - медведь, в конуре - собака, в конюшне - лошадь.

8. Сказочный принц живет за зубчатой стеной с башнями по углам и бойницами. Стена окружена рвом с подъемным мостом. Как лучше всего назвать место, где живет принц?

Варианты:

(А) дворец;
(Б) замок;
(В) усадьба;
(Г) терем;
(Д) трактир.

Ответ: (Б) замок

9. Вольке выпала большая удача. Ему всегда... .

Варианты:

(А) падает;
(Б) идёт;
(В) летит;
(Г) рулит;
(Д) везёт.

Ответ: (Д) везёт

10. Что бывает у дома, но не бывает у квартиры?

Варианты:

(А) дверь;
(Б) потолок;
(В) крыша;
(Г) окно;
(Д) стена.

Ответ: (В) крыша

Задачи, оцениваемые в 4 балла

11. Как нельзя заполнить пропуск?
Котёнок ____ высунулся из-под шкафа.

Варианты:

(А) осторожно;
(Б) боязно;
(В) боязливо;
(Г) опасливо;
(Д) с опаской.

Ответ: (Б) боязно

12. Название какого месяца начинается с той же буквы, что и его номер?

Варианты:

(А) январь;
(Б) прель;
(В) сентябрь;
(Г) октябрь;
(Д) декабрь.

Ответ: (Д) декабрь - двенадцатый месяц

13. Название какой из этих игрушек звучит как призыв к какому-то действию?

Варианты:

(А) матрёшка;
(Б) погремушка;
(В) пирамидка;
(Г) лошадь-качалка;
(Д) ванька-встанька.

Ответ: (Д) ванька-встанька

14. На старом пузырьке Алиса увидела полустёрщуюся надпись: "4 таблеток". Наверное, - подумала она, - перед 4 должна была стоять еще одна цифра, и это цифра....".

Варианты:

(А) 9;
(Б) 5;
(В) 3;
(Г) 2;
(Д) 1.

Ответ: (Д) 1. 14 таблеток

15. В школу поступили львёнок, ягнёнок, утёнок, и телёнок. Их записали под фамилиями: Львов, Баранов, Селезнёв и... .

Варианты:

(А) Коровин;
(Б) Быков;
(В) Телёнков;
(Г) Тёлушкин;
(Д) Телятин.

Ответ: (Б) Быков. Фамилии образованы от названий животных - пап

16. В книге Бориса Житкова о мальчике Алёшке читаем: "Бабушка на меня поглядела". Очень сильно на меня поглядела. Я вспомнил и сказал:
- ..., дедушка.
А дедушка говорит:
- На здоровье".

Что мы пропустили?

Варианты:

(А) Здравствуй;
(Б) Будь здоров;
(В) Добрый день;
(Г) Спасибо;
(Д) Пожалуйста.

Ответ: (Г) Спасибо

17. Название какой еды не говорит о том, как её готовят?

Варианты:

(А) вареники;
(Б) запеканка;
(В) мороженое;
(Г) печёнка;
(Д) тушёнка.

Ответ: (Г) печёнка. Вареники варят, запеканку запекают, мороженое морозят, тушёнку тушат.

18. Найди среди этих слов самое длинное, которое нельзя переносить.

Варианты:

(А) поэма;
(Б) идея;
(В) конь;
(Г) огонь;
(Д) ошибка.

Ответ: (Г) огонь

19. Дв аурока подряд Макс баловался, а на третьем наконец....

Варианты:

(А) примирился;
(Б) утихомирился;
(В) смирился;
(Г) помирился;
(Д) замирился;

Ответ: (Б) утихомирился

20. Утроением знаков в китайском письме изначально передавались слова с новым значением, например:

Найди переводы иероглифов, если известно, что

Варианты:

(А) дом, семья, парус;
(Б) куст, ребёнок, безветрие;
(В) аллея, дети, пыль;
(Г) дуб, толстяк, сквозняк;
(Д) чаща, толпа, ураган;

Ответ: (Д) чаща, толпа, ураган

Задачи, оцениваемые в 5 баллов

21. В комнате сидят десять человек: Вова, Илья, Женя, Саша, Сима, Серёжа, Валя, Игорь, Лёва и Таня. Какое утверждение точно неверно?

Варианты:

(А) в комнате больше четырёх мальчиков;
(Б) в комнате есть три девочки;
(В) в комнате мальчиков больше, чем девочек;
(Г) в комнате мальчиков больше, чем девочек;
(Д) в комнате больше пяти девочек.

Ответ: (Д) в комнате больше пяти девочек

22. В какой пример можно вставить букву так, чтобы получилось слово?

Варианты:

(А) жь_жь;
(Б) шь_шь;
(В) щь_щь;
(Г) ць_ць;
(Д) чь_чь.

Ответ: (Б) шьёшь

23. Петя прочитал в белорусской книге:
- Вiктар, якi букет! Званочкi! Я так iх люблю, - Усклiкнула Палiна.
А какие цветы подарил Виктор Полине?

Варианты:

(А) колокольчики;
(Б) одуванчики;
(В) васильки;
(Г) ромашки;
(Д) подснежники.

Ответ: (А) колокольчики

24.
Какое слово здесь зашифровано?

Варианты:

(А) ключ;
(Б) мост;
(В) стол;
(Г) плюс;
(Д) ромб.

Ответ: (Б) мост;

25. В какой паре слова связаны по смыслу не так, как во всех остальных парах?

Варианты:

(А) рисовать-рисунок;
(Б) чертить-чертёж;
(В) красить-краска;
(Г) вышивать-вышивка;
(Д) во всех парах;
(А)-(Г) слова по смыслу связаны одинаково

Ответ: (В) красить-краска;

26. У Ренаты Мухи есть стихотворения - "недоговорки". К какому из них название "недоговорка" подходит меньше, чем к остальным?

Варианты:

(А) Один Верблюд, кипя от злобы,
Вчера ушёл в пустыню, чтобы

(Б) Как-то раз у Короля
Не хватило денег для

(В) Как-то раз в одной стране
Все решили больше не

(Г) Едет Окунь на Коне.
Конь доволен, Окунь не

(Д) Ко всем этим стихотворениям название "недоговорка" подходит одинаково.

Ответ: (Г) Едет Окунь на Коне.
Конь доволен, Окунь не

27. В интернете несколько десятков раз встречается слово торовиш. А какое слово чаще всего встречается рядом с ним?

Варианты:

(А) непонятный;
(Б) норовишь;
(В) тороватый;
(Г) торовыван;
(Д) тоторовиш.

28. В книжке Александра Шибаева про русский язык читаем:
"Есть волшебные слова: скажешь слово - слышишь два"
Например:
Очень сыро-сыро-сыро
От росы-росы-росы.

А вот еще четыре волшебных слова из этой книжки и одно неволшебное. Какое неволшебное?

Варианты:

(А) навес
(Б) камыш
(В) банка
(Г) купил
(Д) кивну

Ответ: (А) навес. Так как получается не весна, а вЕсна.

Результатов конкурса "Русский медвежонок - языкознание для всех" будут опубликованы на официальном сайте конкурса еще не скоро, аж в январе 2017 года. Надеюсь на отличные места!

Здравствуйте, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Вот и пришло время пополнить рубрику "Образование", которая уже покрылась плесенью, ведь недавно стартовал конкурс "Русский медвежонок". Ниже можно ознакомиться с вопросами и ответами для учащихся 2-3 классов за 2017-2018 учебный год. Также в этой же рубрике можно будет найти и ответы на вопросы для учащихся более старших классов.

1. Встретились в лесу два зверя.
- Привет, косолапый! - сказал один.
- Здорово, косой! - ответил второй.
Что за звери встретились?
(А) волк и медведь; (Б) волк и заяц; (В) медведь и волк; (Г) ёжик и заяц; (Д) заяц и медведь;
Ответ: Д - заяц и медведь.
2. Вот начало известного стихотворения Корнея Чуковского:
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
А для кого нужен шоколад?
(А) для слона; (Б) для слонёнка; (В) для верблюда; (Г) для верблюжонка; (Д) для Чуковского;
Ответ: Б - для слонёнка.
3. Что может вырасти на дереве и на лбу?
(А) ветка; (Б) гриб; (В) цветок; (Г) шишка; (Д) ягода;
Ответ: Г - шишка.
4. Какое из имен нельзя перенести на следующую строку?
(А) Марья; (Б) Юлия; (В) Анна; (Г) Софья; (Д) все эти имена можно переносить;
Ответ: (Б) Юлия.
5. В стихотворении Александра Шибаева о буквах есть такие строчки:
Чтобы "..." не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква "..."
Какие буквы надо поставить вместо пропусков?
(А) Ь и Ы; (Б) Г и П; (В) О и Ю; (Г) З и В; (Д) Ш и Щ;
Ответ: (В) О и Ю.
6. Миша пишет сочинение "Утро в деревне": На рассвете нас всегда будит звонкое... .
(А) кар-кар; (Б) ку-ку; (В) кря-кря; (Г) кукареку; (Д) ква-ква;
Ответ: (Г) кукареку.
7. Мама оставила сыну записку: "Петя пойди в магазин и купи буханку..". К сожалению край записки с последним словом Петя случайно оторвал. Но он все равно понял, что мама попросила его купить....
(А) масла; (Б) сыра; (В) хлеба; (Г) конфет; (Д) кваса;
Ответ:(В) хлеба.
8. Когда девочки ходили в детский сад, их там называли Даша, Таня, Валя, Оля, Нина, а когда они пошли записываться в первый класс, их попросили назвать полные имена. Какое из имен осталось без изменений?
(А) Даша; (Б) Таня; (В) Валя; (Г) Оля; (Д) Нина;
Ответ: (Д) Нина.
9. Даша у нас настоящая... Как вряд ли закончат фразу?
(А) бегунья; (Б) врунья; (В) лгунья; (Г) глазунья; (Д) колдунья;
Ответ: (Г) глазунья.
10. Свежий хлеб бывает мягким, а несвежий обычно называют...
(А) твердым; (Б) жестким; (В) прочным; (Г) плотным; (Д) чёрствым;
Ответ: (Д) чёрствым.

11. На пляже Сережа нарисовал на песке картину и подписал ее название. Набежавшая волна смыла первые буквы, и получилось "ЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"
- Аленький? - спросила мама.
- Нет, - ответил Сережа. - Другого цвета.
А какого?
(А) зелёного; (Б) голубого; (В) жёлтого; (Г) белого; (Д) красного;
Ответ: (Г) белого.
12. В каком из предложений слово взять имеет совсем не то значение, что в остальных?
(А) Дядя цезарь позвал на охоту пса Пифа и взял его ошейник с поводком.
(Б) Дядя Цезарь взял с собой ружьё.
(В) Пиф попросил дядю Цезаря взять рюкзак с едой.
(Г) В лесу дядя Цезарь велел Пифу взять след зайца.
(Д) Заяц взял веточку и пощекотал Пифу нос.
Ответ: (Г) взять след.
13. Котёнку Финдусу, большому выдумщику и озорнику, посвящена целая серия книг. Одна из книжек называется "Поделки Финдуса". Художник на обложке этой книги вставил слово поделки еще одну букву и зачеркнул ее. Что это за буква?
(А) д; (Б) о; (В) р; (Г) л; (Д) ъ;
Ответ: (В) р - пРоделки.
14. Во всех словах прочерками заменены буквы а или о. В четырёх словах на месте прочерков должны быть одинаковые буквы, а в одном - разные. В каком?
(А) к_рм_н; (Б) м_р_з;; (В) _г_нь; (Г) г_р_ж; (Д) ф_н_рь.
Ответ: (Д) фОнАрь.
15. Острым не бывает....
(А) нос; (Б) перец; (В) карандаш; (Г) нож; (Д) ёж;
Ответ: (Д) ёж.
16. Какое слово не связано с другим по смыслу?
(А) смешать; (Б) смешат; (В) смесь; (Г) мешали; (Д) смешался;
Ответ: (Б) смешат.
17. Очень много слов русского языка оканчивается на....
(А) -летний; (Б) -зимний; (В) -весенний; (Г) -осенний; (Д) среди ответов (А) - (Г) - нет правильного;
Ответ: (А) -летний.
18. Читаем потешку для малышей:
На крайчике, на сарайчике
Две вороны сидят, обе врозь глядят.
Из-за дохлого жука перессорились!
Куда смотрят вороны?
(А) вниз; (Б) вверх; (В) в разные стороны; (Г) в одну сторону; (Д) друг на друга.
Ответ: (В) в разные стороны.
19. В русском пересказе сказочной повести шведского писателя Ингемара Фьелля действие происходит в городке Елсо. А каких деревьев в нём растёт больше всего?
(А) берёз и тополей;
(Б) клёнов и ясеней;
(В) сосен и елей;
(Г) дубов и лип;
(Д) каштанов и рябин.
Ответ: (В) сосен и елей. Елсо - ЕЛи и СОсны.
20. Какое слово реже всех остальных употребляется перед сочетанием из головы?
(А) выскочить; (Б) выбежать; (В) вылететь; (Г) выкинуть; (Д) выбросить.
Ответ: (Б) выбежать.

21. В четырёх случаях, рассказывая о сказочном персонаже, мы можем убрать одно слово в его имени. В одном случае обычно так не делают. В каком?
А) Красная Шапочка;
Б) Серый волк;
В) Золотой гусь;
Г) Снежная Королева;
Д) Железный Дровосек.
Ответ: (А) Красная Шапочка.
22. Стихотворение Михаила Яснова "Я учу котенка" заканчивается так:
...Мой котёнок так старается:
___учит
И мяучит.
Какое слово мы пропустили?
(А) буквы; (Б) звуки; (В) цифры; (Г) имя; (Д) слово.
Ответ: (Г) имя.
23. Вставьте пропущенное слово в загадку.
Ходит по двору ___,
Разгребает лапкой сор,
Расправляет с шумом крылья
И садится на забор.
(А) петух; (Б) журавль; (В) драчун; (Г) будильник; (Д) светильник.
Ответ: (Г) будильник.
24. В польском языке есть слово wieko, которое произносится как [вэко]. Что оно означает?
А) Человек
Б) Окно
В) Веник
Г) Ветка
Д) Крышка.
Ответ: Д) Крышка.
25. Яша набрал на компьютере слова лото, пот, труд, тир, тара, а шутник Саша заменил в них все буквы т одной и той же другой буквой. Как ни удивительно, после этого программа проверки орфографии подчеркнула как наверное лишь одно слово. Какое Яшино слово превратилось в наверное?
(А) лото (Б) пот (В) труд (Г) тир (Д) тара
Ответ: (А) лото.
26. Произнесем слово уж. Если мы добавим к нему звук "д" в начале, то услышим слово душ. В какой еще паре второе слово можно получить из первого, добавив в начале или в конце слова один звук и не изменяя остальных?
(А) кров - кровь; (Б) зуб - зубр; (В) рог - урок; (Г) сень - осень; (Д) слив - слива.
Ответ: (В) рог - урок.
27. В книжке-головоломке Антона Тилипмана «Зубака» во многих словах перепутались буквы. Вот, например, была азбука - стала зубака. Если вы правильно расставите буквы в «словах» артмышка, бульог, гуляшка, дикокрол, огронос, получится пять названия живых существ. Сколько среди них птиц?
(А) ни одной; (Б) одна; (В) две; (Г) три; (Д) четыре.
Ответ: (Б) одна.
28. Вот несколько болгарских слов и их переводы на русский язык:
вълк-волк, конче-жеребёнок, патка-утка, петел-петух, прасе-поросёнок, пиле-цыплёнок.
Как по-болгарски будет "Русский медвежонок"?
(А) Руски медвежонок, (Б) Руско мече, (В) Руски мечок, (Г) Руски мишка, (Д) Руска мишка.
Ответ: (Б) Руско мече.

Учащиеся всех возрастных категорий могут принять участи в международной олимпиаде «Русский медвежонок – языкознание для всех». Участие, и тем более победа в этом конкурсе пополнит портфолио достижений грамотой или сертификатом участника. Победители получают ценные призы.

История «Русского медвежонка» начинается с 2000 г. С каждым годом популярность конкурса растет. А это говорит о мотивированности школьников к изучению русского языка, что и является целью проведения интеллектуального соревнования. Олимпиада школьников приобрела известность не только в нашей стране. Дети других стран (США, Японии, Израиля, Кубы, Индии), изучающие русский язык, также участвуют в соревнованиях. В 2000 г. участниками олимпиады были 64 тыс. школьников, а в 2016 более 2млн.

Участие в лингвистическом конкурсе доступно каждому, не зависимо от оценки по русскому языку. Олимпиада школьников проходит в школах, ехать никуда не надо. Задания высылаются прямо в учреждения образования. Это ещё одно преимущество конкурса.

Интеллектуальное состязание проводится по пяти возрастным группам, начиная со второго класса. Но даже учащиеся 1 классов могут принять в нем участие.

Возрастная группа Классы Количество заданий
I 2-3 28
II 4-5 30
III 6-7 30
IV 8-9 30
V 10-11 30

Для участия в олимпиаде школьникам не обязательно готовиться специально. Результаты предыдущих лет показывают, что даже без специальной подготовки дети могут ответить на несколько вопросов. А вот для победы и получения приза придется потрудиться:

  1. Добросовестно изучать русский язык в школе.
  2. Читать художественную литературу не только по программе.
  3. Изучать задания и ответы олимпиады за предыдущие годы. Официальный сайт «Русского медвежонка» предоставляет такие материалы.
  4. Любить и уважать русский язык.

Международная олимпиада является своего рода тренировкой к Всероссийской школьной олимпиаде. Задания выстроены по принципу ЕГЭ. Своеобразие заданий делают её увлекательной, а тестовая форма – облегчает выбор правильного ответа. В заданиях пять вариантов ответов, достаточно выбрать один. Результаты ответов записываются в бланки. Регулярное участие в конкурсе дает положительные результаты:

  • дети учатся самостоятельно принимать решения;
  • развивается логика мышления;
  • замысловатые задания конкурса развивают творчество;
  • происходит накопление знаний по предмету;
  • появляется интерес к более глубокому изучению русского языка.

Конкурс раскрывает многогранность, благозвучие и богатство русского языка. Показывает детям насколько увлекательно и интересно может быть познание родной речи.
Учителя в школах успешно используют материал олимпиад на уроках.

Олимпиада школьников проходит в один день по всей России, как правило, в ноябре. В 2017 г. дата определена – 15 ноября. Время на решение составляет 1 час 15 минут. Бланки с ответами отправляются в региональный комитет, а оттуда в Москву, где происходит обработка результатов. Итоги соревнования высылаются в школы в январе месяце. Дети получают сертификаты участников всероссийского образца, грамоты, дипломы и призы.