Арбитраж в конфликте пример. Способы управления конфликтами

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 90.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха !

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите в таблицу.

1.1. Какое из перечисленных определений характеризует понятие «общество» в широком смысле?

  1. Это целостная система связей и отношений между людьми.
  2. Это объединение людей по интересам.
  3. Это исторический этап в развитии человечества.
  4. Это граждане одного государства.

1.2. Совокупность людей, объединённых общими социальными признаками, связями, поведением, называется

  1. социальной иерархией
  2. социальной группой
  3. социальной стратификацией
  4. социальной структурой

1.3. Возможности, условия, позволяющие человеку достичь определённого результата, – это

  1. мотивы
  2. ресурсы
  3. потребности

1.4. Система общественного управления и самоуправления относится к сфере жизни общества

  1. экономической
  2. социальной
  3. духовной
  4. политической

Ответ :

1.1 1.2 1.3 1.4
1 2 2 4

По 1 баллу за каждый верный ответ .

Максимум за задание 4 балла .

Задание 2

Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу.

2.1. Выберите из приведённого ниже списка социальные роли подростка.

  1. избиратель
  2. ученик
  3. работодатель

2.2. Что из приведённого перечня является факторами производства?

  1. капитал
  2. доход
  3. земля
  4. заработная плата

2.3. Что из перечисленного относится к малой группе?

  1. сословие
  2. семья
  3. школьный класс
  4. пролетариат
  5. очередь в кассу супермаркета
  6. болельщики на стадионе во время матча

Ответ :

2.1 2.2 2.3
234 135 23

2 балла за полностью верный ответ . 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов , или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный ).

Максимум за задание 6 баллов .

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

3.1. игра, познание, общение, труд.

Ответ : виды деятельности.

3.2. Дружба, признание, сон, уважение, безопасность.

Ответ : потребности человека.

По 3 балла за каждый верный ответ .

Максимум за задание 6 баллов .

Задание 4

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

4.1. Уклонение, арбитраж, эскалация, посредничество, компромисс.

Ответ : формы разрешения социальных конфликтов, лишнее – эскалация.

4.2. Цель, результат, гипотеза, мотив, субъект.

Ответ : структура деятельности, лишнее – гипотеза.

По 4 балла за каждый верный ответ (2 балла за правильное обоснование ,

2 балла за указание лишнего ).

Максимум за задание 8 баллов .

Задание 5

«Да » или «нет »? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да », если не согласны ‒ «нет ». Внесите свои ответы в таблицу.

5.1. Одна из функций семьи – социализация ребёнка.

5.2. Наличие физиологических потребностей – проявление биологической сущности человека.

5.3. Понятие гуманизм связано с моральными категориями.

5.4. Человек является носителем социальных качеств с момента рождения

5.5. Государственная власть – это единственное проявление власти в обществе.

Ответ :

5.1 5.2 5.3 5.4 5.5
да да да нет нет

По 2 .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 6

Рассмотрите представленные ниже изображения. Что их объединяет? Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам.



Ответ :

2 балла за указание обобщающего понятия . По 2 балла за каждое полностью верное заполнение ячеек второго уровня схемы .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 7

Установите соответствие между историческими примерами и формами правления, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы внесите в таблицу.

Форма правления Исторический пример
1) монархия

2) республика

А) Решение народного собрания считалось окончательным и обжалованию не подлежало, даже трагическую ошибку исправить было невозможно. Так, например, афинское народное собрание, несмотря на протесты Сократа, осудило на смерть стратегов-победителей в битве при Аргинусских островах (406 год до н. э.). Потом граждане раскаялись в своём решении, но было поздно: стратегов казнили. Меньшинство должно было безусловно подчиниться большинству. Сдерживающим фактором для большинства могла служить разве что апелляция к «отеческим законам» – установлениям «отцов-основателей» Афинского демократического государства: Солона и (реже) Клисфена.

Б) В 1315 г. венецианские власти составили «Золотую книгу» – список имеющих политические права активных граждан. Главой государства был дож (герцог). Его выбирали пожизненно, следуя нарочито усложненной процедуре: от городских кварталов (или от Большого совета) выделялись выборщики, те образовывали вторую коллегию с привлечением дополнительных электоров, вторая – третью, та – четвёртую (все разного количественного состава), и только пятая или шестая непосредственно утверждала предложенного кандидата. Эта система должна была препятствовать политическому сговору и авантюристам, которые могли затуманить головы рядовым гражданам. Дож обладал преимущественно представительской властью, а также высшей юрисдикцией.

В) Как известно, Византия не знала чёткого законодательства о престолонаследии. Но византийское правосознание, очевидно, склонялось к «классическому» варианту династической преемственности власти от отца сыну.

И пример последней династии – Палеологов, правивших с 1261 г. по последний день существования Империи (1453 г.), т. е. почти 200 лет, не является из ряда вон выходящим. Через тысячелетнюю историю православной Византийской империи прошли немало династических линий. Это тем более интересно, что далеко не всегда преемство трона даже внутр. одной династии происходило по мужской линии.

Г) В XIII веке образованная парламентом Англии комиссия из 24 баронов составила так называемые Оксфордские провизии, постановившие, что при короле должен быть организован совет пятнадцати, который будет иметь право давать королю советы относительно управления государством и под. контролем которых будет находиться верховный юстициарий и другие должностные лица.

Ответ :

А Б В Г
2 2 1 1

По 3 балла за каждую верную позицию .

Максимум за задание 12 баллов .

Задание 8

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные ‒ в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная _____ (А), и как важный _____ (Б) институт. В качестве малой группы она удовлетворяет _____ (В) потребности, в качестве института – социально значимые потребности общества. Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его _____ (Г), деятельность которой регулируется как брачно-семейным _____ (Д), так и морально-нравственными _____ (Е), обычаями, традициями и т. д. Главная функция семьи – репродуктивная, т. е. биологическое _____ (Ж) населения. По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных _____ (З) семьи: простую (_____ (И)) и сложную (расширенную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая – из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более _____ (К).

Список терминов

Ответ :

А Б В Г Д Е Ж З И К
7 12 15 1 19 6 5 20 3 18

По 1 баллу за каждую верную вставку .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 9

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

В повседневных разговорах слово «статус» используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением,

влиянием и престижем. Однако социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с его определёнными правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, приятель, начальник, профессор – всё это статусы.

Не все статусы находятся в нашей власти. Некоторые статусы придаются нам группой или обществом. Статус, унаследованный от рождения, называется приписываемым. Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста…

Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определённого статуса на основе конкретного достижения.

Статус предполагает наличие определённых социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения, – то, что социологи называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или не соответствующее обладателю статуса. Говоря проще, различие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем. Роль – это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определённым статусом.

Исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающего каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями. Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор.

(Ю . Волков и др .)

9.1. Какие два определения понятия «статус» приводит автор? Запишите оба определения.

9.2. Какие два вида статусов называет автор? Приведите по одному примеру каждого вида статусов, каждый раз указывая, к какому именно виду относится

Ваш пример.

9.3. Как соотносятся социальная роль и поведение человека?

На основании текста напишите, что такое «ролевой набор».

Ответ :

  1. Понятие «статус» используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем.
  2. Социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с его определёнными правами и обязанностями.

Формулировка может быть произвольной .

По 2 балла за каждое приведённое значение понятия . Всего 4 балла .

9.2. 1. унаследованный от рождения, ИЛИ прирождённый, ИЛИ приписываемый. 2. достигнутый.

За каждый названный вид по 2 балла . Всего 4 балла .

Примеры: приписываемый статус – ребёнок, достигаемый статус – учитель.

.

По 2 . Всего 4 балла .

Максимум 8 баллов .

9.3. Социальная роль определяет ожидаемое обществом поведение личности.

2 балла .

9.4. 1. Пример разного понимания: один учитель может понимать свою роль как проявление повышенной строгости и требовательности к ученикам, другой – как стремление шутками и интересными фактами заинтересовать учеников в предмете.

Может быть приведён другой пример .

3 балла за приведённый корректный пример .

2. Ролевой набор – это некоторое число социальных ролей, связанных с определённым статусом.

Может быть приведена другая формулировка .

3 балла .

Всего 6 баллов .

9.5. Победа учащегося в предметной олимпиаде способствует приобретению статуса «отличника». Банкротство способствует приобретению статуса ненадёжного заёмщика.

Могут быть приведены иные примеры .

По 2 балла за каждый приведённый пример . Всего 4 балла .

Максимум за задание 24 балла .

Максимум за работу 90 баллов .

Не все конфликты, к счастью, развиваются до наиболее острых форм противоборства, имеющих трагические, разру­шительные последствия. Бывает, что конфликт затухает или теряет свою остроту, будучи отодвинут на задний план дру­гими, более значительными и острыми конфликтами. Но по­лагаться на естественный ход событий опасно. Современное общество выработало методы предупреждения, регулирова­ния, разрешения конфликтов.

\ «Только время улаживает конфликты, но ему необхо-

| ДИМО ПОМОЧЬ».

I У. Зартман, американский ученый

На этапе возникновения конфликта власти не должны игнорировать обостряющиеся противоречия. Следует глубо­ко изучать причины напряженности, своевременно прини­мать меры для ее ослабления, искать способы снятия или смягчения противоречий, чреватых разрастанием конфлик­та. Эти меры направлены на предупреждение перехода про­тиворечий в открытую фазу противоборства и дальнейшего нарастания политической напряженности.


Конфликт может закончиться сам собой, без участия тре­тьей стороны, если объект конфликта потерял былое значе­ние; если обнаружилось явное превосходство одной из сто­рон, с чем вынуждена считаться ослабленная сторона; если одна из борющихся сторон уничтожена. Стремясь предот­вратить массовое гражданское неповиновение или подавить восстание, государство использует полицию и армию, осуще­ствляя тем самым принуждение в отношении противостоя­щих сил.

Бывают и неразрешимые конфликты, ведущие в тупик. Тупиковая ситуация может возникнуть в условиях, когда каждый участник блокирует действия другого, но изменить его позицию не в состоянии. В этом случае конфликт затя­гивается на долгое время в тлеющем состоянии, угрожая но­выми вспышками.

В условиях начавшегося конфликта выработать меры его урегулирования намного сложнее. Теперь важно не только учитывать причины конфликта, реальные силы борющихся сторон, но также изучать тактику сторон, их намерения, го­товность или нежелание остаться в рамках установленных норм взаимоотношений.

В процессе регулирования конфликта между борющими­ся сторонами организуются переговоры, результатом кото­рых может быть компромисс - разумный способ разреше­ния конфликтов, основанный на соглашении участвующих сторон. Для компромисса важно осознание пределов усту­пок, на которые может пойти каждая из сторон, их готов­ность в какой-то степени отступить от первоначальных тре­бований.

Переговоры - это совместное обсуждение конфликтую­щими сторонами спорных вопросов с целью достижения со­гласия.

«Если речь идет о мире, нужно говорить даже с самим |
дьяволом». ;

Э. Эррио, французский государственный деятель }


Переговоры являются своеобразным продолжением кон­фликта и одновременно средством его преодоления. В тех случаях, когда участники конфликта пытаются вести пере­говоры с позиции силы, они демонстрируют свое превосход­ство над противником, чтобы добиться односторонней побе­ды. Такой стиль переговоров может не ослабить конфликт, а, напротив, обострить его. В лучшем случае достигается ча­стичное разрешение.

Когда стороны идут на переговоры с намерением вести честную дискуссию, с готовностью к уступкам и удовлетво­рению части требований сторон, возможно урегулирование конфликта.


Большую роль в примирении сторон может сыграть посредничество. Посредник - это третий независимый уча­стник переговоров. Он должен быть признан обеими конфликтующими сторонами как нейтральная фигура, не заинтересованная в выигрыше одной из них, способная со­хранить объективность в решении спора. Посредник должен помочь противникам понять друг друга, добиться соблюде­ния правил ведения переговоров, искать решение, которое бы удовлетворило обе противостоящие стороны.

В зависимости от полноты разрешения противоречия уча­стниками конфликта возможны три типа соглашения меж­ду ними.

Первый тип - соглашение о перемирии - означает пре­кращение на определенное время вооруженных столкнове­ний (если конфликт достиг вооруженной стадии). Переми­рие позволяет остановить насилие и предоставить время для переговоров, для обсуждения вариантов урегулирования конфликта мирным путем.

Результатом переговоров может быть урегулирование конфликта - соглашение (второй тип), при котором проис­ходит увязка интересов сторон и снижение остроты проти­воречий (но не их снятие).

Третий тип - соглашение, основанное на разрешении противоречий между конфликтующими сторонами, т. е. ликвидация конфликта. Разрешение конфликта означает либо устранение его причин, исчерпание самого предмета спора, либо такое изменение обстоятельств, которое породи­ло бы бесконфликтные отношения сторон, исключило веро­ятность возобновления разногласий.

В международных конфликтах наряду с соглашением сторон может иметь место и принуждение под угрозой при­менения санкций со стороны международных организаций. Наряду с посредничеством используется арбитраж. В отли­чие от посредников, арбитры принимают решения, имеющие для участников конфликта юридическую силу. ШШ Основные понятия: политический конфликт. И Термины: переговоры, компромисс, арбитраж.

Проверьте себя

1) Какова природа политических конфликтов? В чем заключаются их причины? Какое значение имеют конфлик­ты в политической жизни общества? 2) Как развивается конфликт? Чем характеризуются этапы эскалации полити­ческого конфликта? 3) Охарактеризуйте наиболее острые формы политического конфликта. 4) Каковы пути предот­вращения, урегулирования и разрешения конфликтов? 5) В чем заключается роль переговоров? роль посредничества? роль арбитража?


Подумайте, обсудите, сделайте

1. Русский философ Н. Ф. Федоров (1828-1903) писал:
«В том и состоит унижение, что не закон человечности

человек распространяет на животных, а себе усвояет живот­ный закон борьбы». Имеет ли это высказывание связь с про­блемой конфликтов? В чем эта связь состоит? Каково ваше отношение к этому высказыванию?

2. Приведите примеры межличностного конфликта, кон­
фликта социальных групп, конфликта политических орга­
низаций. Сравните их. Укажите общие черты и отличия.

3. Какой политический конфликт описан в вашем учеб­
нике истории наиболее обстоятельно? Обратите внимание на
такие внутриполитические события в России, как револю­
ции 1905-1907 гг. и 1917 г., Гражданская война, полити­
ческие события августа 1991 г. и октября 1993 г.; на меж­
дународные события: Первую и Вторую мировые войны,
Карибский кризис 1962 г. или другие по вашему выбору.
Проанализируйте выбранное вами событие с точки зрения
теории политического конфликта, представленной в данном
параграфе: выявите его причины, состав участников, разви­
тие, способ разрешения, влияние на политическую жизнь
общества. Если потребуется, обратитесь к дополнительным
источникам.

4. Германский государственный деятель Людвиг Эрхард
сказал: «Компромисс - это искусство разделить пирог так,
чтобы каждый был уверен, что лучший кусок достался
ему». Можно ли это суждение отнести к компромиссу в по­
литическом конфликте? Аргументируйте свой ответ. Пояс­
ните его на примере.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями немецкого философа и социолога (XX в.) Р. Дарендорфа о регулировании конфликтов.

[...] Переговоры, т. е. создание органа, в котором кон­фликтующие стороны регулярно встречаются с целью веде­ния переговоров по всем острым темам, связанным с кон­фликтом, и принятия решения установленными способами, соответствующими обстоятельствам (большинством, квали­фицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно). Однако редко бывает достаточно только этой возможности: переговоры могут остаться безрезультатными. В такой ситуации рекомендуется привлечение третьей сто­роны, т. е. не участвующих в конфликте лиц или инстан­ций. 2. Наиболее мягкой формой участия третьей стороны является посредничество, т. е. соглашение сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения. Несмотря на кажущуюся необязательность


Этого образа действий, посредничество (например, Генераль­ного секретаря ООН, федерального канцлера и т. д.) часто оказывается в высшей степени эффективным инструментом регулирования. 3. Тем не менее часто необходимо сделать следующий шаг к арбитражу, т. е. к тому, что либо обра­щение к третьей стороне, либо в случае такого обращения исполнение ее решения является обязательным. Эта ситуа­ция характеризует положение правовых институтов в неко­торых (в частности, международных) конфликтах. 4. В слу­чае если для участников обязательно как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решения, обязательный арбитраж находится на границе между регулированием и подавлением конфликта.

Этот метод может иногда быть необходим (для сохране­ния формы государственного правления, возможно, также для обеспечения мира в международной области), но при его использовании регулирование конфликтов как контроль их форм остается сомнительным.

Нужно подчеркнуть еще раз, что конфликты не исчеза­ют путем их регулирования. Там, где существует общество, существуют также конфликты. Однако формы регулирова­ния воздействуют на насильственность конфликтов. Регули­руемый конфликт является в известной степени смягчен­ным: хотя он продолжается и может быть чрезвычайно интенсивным, он протекает в формах, совместимых с непре­рывно изменяющейся социальной структурой. Возможно, конфликт является отцом всех вещей, т. е. движущей си­лой изменений, но конфликт не должен быть войной и не должен быть гражданской войной. Пожалуй, в рациональ­ном обуздании социальных конфликтов заключается одна из центральных задач политики.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. - 1994. - № 5. - С. 146-147.

1111 Вопросы и задания к источнику. 1) Какую из двух позиций в оценке общественного конфликта разделяет автор? Подтвердите свое мнение словами из документа. 2) Какова роль посредничества в урегулировании конфликта? Почему автор называет его мягкой формой участия третьей стороны? В чем состоит отличие арбитра­жа от посредничества? 3) Почему обязательный арбитраж рассмат­ривается как форма, находящаяся на границе между регулирова­нием и подавлением конфликта? 4) Как вы думаете, что дает автору основание утверждать, что конфликты не исчезают путем их регулирования? Согласны ли вы с этим утверждением? На чем основана ваша точка зрения?


§ 27. Политический процесс

Вспомните:

политическая власть: что делает ее привлекательной? Что означает слово «процесс»? Имеется ли связь между политической деятельностью и повседневной жизнью граждан государства?

В предыдущих параграфах мы подробно рассмотрели ха­рактеристики и основные особенности различных политиче­ских систем и политических режимов. Вместе с тем пони­мание мира политики, понимание того, как именно осуществляется власть в той или иной стране, невозможно без учета особенностей и параметров политического про­цесса.

В политической науке существуют разные интерпретации понятия «политический процесс». Некоторые российские и зарубежные исследователи фактически отождествляют поли­тический процесс и политику в целом. Политика в этом смысле представляется процессом взаимодействия субъектов в борьбе за власть и влияние. Нередко под политическим процессом понимается прежде всего деятельность субъектов политики, направленная на реализацию своих целей и интересов, на завоевание власти. Сторонники системного подхода и школы структурно-функционального анализа интерпретировали политический процесс как форму функ­ционирования политических систем и составляющих эти системы элементов. Попробуем разобраться в том, чем же является и что включает в себя понятие «политический про­цесс».

Практика «арбитража», когда третья сторона выступает в роли судьи, принимающего решение в спорных ситуациях, имеет давнюю историю и реализуется в разных формах. Арбитраж – это не только государственная или официальная практика, но и возможный алгоритм действий при разрешении отдельных видов интерперсональных конфликтов.

Модель арбитража, наиболее часто используемая в практике управления:

1) беседа с одним из участников конфликта либо по его обращению к руководителю, либо по инициативе самого руководителя, считающего необходимым вмешаться в ситуацию;

2) беседа со вторым участником конфликта (ей может предшествовать сбор дополнительной информации);

3) анализ ситуации руководителем, направленный на установление «истины» и выработку собственной позиции (решения);

4) встреча с обеими конфликтующими сторонами, в ходе которой ситуация обсуждается. Руководитель оказывает на участников конфликта влияние с точки зрения своей позиции, или просто сообщает им свое решение по спорному для них вопросу. Его решение может быть принято в пользу одной из сторон, иметь компромиссный характер или оказаться некоторым новым вариантом.

Частым вариантом этого общего алгоритма является то,что руководитель уже в ходе беседы со второй стороной конфликта приходит к какому-то варианту решения; он сам сообщает первому принятое им решение; или поручает это своему собеседнику и уже не встречается с обоими участниками конфликта; или во время беседы со вторым приглашается первый участник, и ему сообщают о достигнутых договоренностях. Важные элементы действий руководителя: их направленность на установление «истины», выяснение, кто прав, а кто не прав, принятие собственных решений и принятие ответственности за последствия этого решения.

Эмпирическое изучение разрешения конфликтов в организациях с помощью привлечения третьей стороны – руководителя, анализ конкретных случаев и опросы руководителей позволили прийти к следующим выводам:

«Модель арбитража» отвечает распространенному в обыденном сознании представлению, что разрешение конфликта предполагает выяснение «кто прав, а кто виноват». Эта модель разрешения конфликтов поддерживается возможностью для руководителя принять нужное ему решение, а также экономичностью данного способа (наиболее быстрым принятием решений).

Вместе с тем анализ различных случаев применения «модели арбитража» выявил следующие недостатки:

1) поиск «истины» является неадекватным подходом к проблемам человеческих отношений;

2) принятие решения «в пользу» одной из сторон означает для другой присоединение к позиции оппонента, что вызывает негативные реакции в адрес «арбитра»;

3) ответственность руководителя за реализацию и последствия принятого им решения;

4) решение конфликта руководителем затрагивает лишь предметный слой, но не взаимоотношения участников ситуации; т.е. полного разрешения конфликта, достижения соглашения между его участниками не происходит.

Л. Гринхелг, анализируя разрешение конфликтов в организационной среде,отмечает, что менеджеры будучи вовлеченными в конфликт, скорее становятся арбитрами, чем посредниками.Арбитраж, по его мнению,имеет тенденцию быть более судейским процессом, в котором стороны делают все возможное для поддержания своей позиции, что ведет в большей степени к дальнейшей поляризации различий, чем к их сглаживанию.

Организация специальной помощи слепоглухим в Польше
Проблеме обучения и воспитания слепоглухих в польской специальной педагогике начали уделять внимание в 1938 г. В специальной школе-интернате дм слепых в Лясках тогда обучались двеслепоглухие девочки, 10 и 17 лет. Одна из них стала терять.

Кризис семи лет
Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту оч.

Средства коммуникации
Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знако.

Арбитраж в конфликте пример

Итак, поговорим о способах разрешения конфликтов. Такой вопрос есть в курсе ОГЭ по обществознанию. Мы уже говорили о том, что есть разные стратегии ведения конфликтных ситуаций. Например, уклонение от конфликта, стремление разрешить конфликт односторонними уступками, компромисс, или соперничество, стремление во что бы то не стало настоять на своём и самая мудрая стратегия – это поиск согласия, консенсуса. То есть найти такое решение в ходе переговоров, которое устраивает всех участников конфликта.

Если речь идёт о социальном конфликте, какие обычно способы разрешения выделяют? Во-первых, это компромисс – взаимные уступки друг другу без ущерба коренным интересам. Нельзя сказать, что компромисс полностью разрешает конфликт. Это некое согласие, которое не ликвидирует противоречие. Но, тем не менее, это очень хороший способ, дающий возможность перевести конфликт из острой стадии в более спокойную, когда можно найти устраивающее всех решение.

Во-вторых, это переговоры . К ним можно перейти, например, после достижения компромисса. Переговоры – это мирное обсуждение проблемы, поиск взаимоприемлемого решения, которое устроит обе стороны.

В-третьих, это посредничество . Когда противоречия настолько остры, что любая попытка вступить в переговоры приводит к ещё большему обострению отношений, к возобновлению и продолжению конфликта, тогда бывает полезно привлечь третью сторону, посредника, который выслушает одного оппонента, затем спокойно объяснит второму оппоненту, второму участнику конфликта, что думает первая сторона, выслушает его ответ, донесёт до первого участника и так далее. То есть, при таком посредничестве исключается эмоциональная сторона. Если бы оппоненты разговаривали друг с другом напрямую, то их личная неприязнь, вызванная наличием противоречия, могла бы привести к тому, что стороны не слышали бы друг друга. Посредник тут – посторонний человек, к которому они оба не испытывают никакой неприязни, поэтому они, по крайней мере, его выслушают.

В-четвёртых, это арбитраж – тоже, по сути, посредничество, но здесь посредник не просто выслушивает участников конфликта и доносит до них видение ситуации друг другом. Арбитр – это судья. Он наделён определёнными полномочиями, которые признаются участниками конфликта, они оба договариваются об обращении к арбитру, и оба заявляют, что готовы принять то решение, которое он вынесет. Например, в различных экономических спорах разрешение конфликта очень часто происходит с помощью арбитража.

В-пятых, это применение силы (власти). Вспомним наш конфликт из-за просмотра телевизора. Когда тот, у кого больше силы и влияния, чтобы удержать в руках пульт, будет решать, какую программу все будут смотреть. Или только он один, если остальные не хотят.

Но, разумеется, в конфликтах не только бытовых, но и более масштабных применение силы и власти может быть использована для того, чтобы подавить оппонента, заставить его принять точку зрения того, кто сильнее, или, если не принять, то по крайней мере внешне подчиниться.

Так же хотелось бы обратить ваше внимание на то, что конфликт – явление постоянное. Какие условия необходимы для того, чтобы конфликт был разрешён успешно, то есть в ходе мирных переговоров –– так, чтобы стороны были удовлетворены исходом конфликта. Потому что если одна из сторон не удовлетворена исходом конфликта и вынуждена подчиниться, то конфликт может возникнуть вновь.

Для того, чтобы конфликт был успешно разрешён, надо, во-первых, чётко определить причину конфликта: из-за чего мы конфликтуем. Потому что реальная причина и внешнее проявление могут сильно отличаться.

Во-вторых, нужно чётко проговорить, что каждая из сторон конфликта хочет получить, потому что иногда люди долго конфликтуют, долго спорт, а потом оказывается, что их позиции расходятся не сильно. Просто они не слышат друг друга и поэтому неправильно определяют цели противника.

В-третьих, для разрешения конфликта к взаимному удовлетворению нужно, чтобы обе стороны конфликта хотели его разрешить и достичь соглашения.

Когда эти три условия соблюдены – причина конфликта ясна; каждый из участников конфликта хорошо представляет, что хочет он сам, что хочет противоположная сторона; когда все противники выразили желание разрешить конфликт – тогда остаётся четвёртый пункт: определить пути его преодоления. Если выполнены первые три условия, то оппоненты в самом деле готовы договариваться. И если они готовы договариваться — они смогут найти эти пути решения.

Как мы ранее говорили. многие социологи считают, что избегать и подавлять конфликты – не нужно. Конфликт скрывает реально существующее противоречие. В отношениях между людьми, в обществе, если конфликт подавляется, если его нет, то противоречия никуда не исчезают. Они будут протекать скрыто, подобно торфяным пожарам: торф тлеет изнутри, в любой момент пламя может вырваться наружу, и потушить его будет очень сложно. Горение торфяников — это довольно тяжёлый случай, и бороться с пожарами очень сложно.

Давайте рассмотрим положительные и отрицательные стороны конфликта. Возможно, вам предложат – если не в 9-м, то в 11-м классе – рассмотреть ситуацию как с одной, так и с другой стороны. Что же м ы можем отнести к положительным последствиям социального конфликта для развития общественных отношений.

Первое: конфликт даёт нам информацию о существующих проблемах и противоречиях. Их нужно решать, иначе напряжение в отношениях будет повторяться вновь и вновь.

Второе: конфликт подталкивает к определённым изменениям, направленным на преодоление противоречия.

Третье: конфликт снимает психологическую напряжённость путём высказывания своей позиции. После открытого объявления своих требований человек обычно чувствует себя более спокойным.

Каковы негативные последствия? Конфликт, может быть, и снимет напряжённость, однако часто он протекает настолько остро, что может привести к стрессовой ситуации для всех его участников. Особенно для того, чьи интересы не были удовлетворены.

Кроме того, конфликт может протекать в такой форме, которая вызовет нарушение общественного порядка и стабильности в развитии общества.

Не смотря на существующие противоречия, в обществе может сложиться некоторое равновесие сил, которое так или иначе обеспечивает стабильное развитие общества. Конфликт может нарушить это равновесие, и последствия могут быть непредсказуемы. В сферу конфликта могут быть втянуты многие люди: так иногда межличностные конфликты перерастают в групповые. В спор между детьми вступают их родственники, целые семьи, привлекаются знакомые и так далее.

Разрешение конфликтов

Разрешение конфликтов, возникающими в организации, может быть составной частью общего процесса управления в коллективе, и тогда оно входит в круг забот ее руководителя. Разумеется, руководитель имеет возможность применить свою власть и полномочия для разрешения конфликтов, что позволяет ему самым существенным образом повлиять на конфликтантов и принять действенные меры для урегулирования их отношений. Однако при этом есть опасность, что он не сможет быть достаточно объективным. Нередко руководитель судит о своих подчиненных односторонне - только с точки зрения того, как они выполняют его указания, и это мешает ему достаточно полно понять мотивы конфликтантов и динамику конфликта. К тому же руководитель зачастую сам является лицом, чьи интересы этот конфликт так или иначе затрагивает. Обычно руководители заинтересованы, главным образом, в том, чтобы разрешить конфликт поскорее, и с этой целью, бывает, наказывают, и правых, и виноватых. В результате конфликт между ними, как правило, не разрешается, но его дальнейшее развитие от руководства скрывается. К этому еще добавляется недовольство обоих наказанных своим начальником, что тоже не улучшает общую атмосферу в коллективе.

Для менеджера власть чаще всего - это использование его полномочий при исполнении функциональных обязанностей. Однако, как видим, здесь не все бывает гладко. В личных же отношениях руководителя с подчиненными - еще сложнее. Власть при этом может использоваться не как средство урегулирования и погашения конфликта, а как способ достижения желаемого.

Пример разрешение конфликта
В одной из организаций руководителем был назначен бывший заместитель директора. В процессе предыдущей деятельности у него сложились неприязненные отношения с некоторыми сотрудниками. При этом он искренне был убежден в том, что они являются плохими работниками. Став руководителем, он решил от них избавиться и уволил без должного соблюдения законодательства нескольких сотрудников. Однако те обратились в суд, и начались судебные разбирательства. Сотрудников восстановили на работе, а в коллективе возросла напряженность. Характерно, что руководитель, обратившись за помощью к конфликтологу, считал, что лучшим выходом из создавшейся в организации конфликтной обстановки является изгнание из коллектива недобросовестных работников, и думал, что конфликтолог поможет ему довести дело увольнения их до логического конца.

Только после работы с конфликтологом он осознал, что его личная неприязнь к этим работникам мешает ему объективно оценивать их служебную деятельность и не дает возможности найти эффективные способы управления конфликтной ситуацией. В результате он стал задавать конфликтологу совсем другие вопросы: «Что бы Вы посоветовали сделать, чтобы урегулировать отношения?», «Как перестроить организацию работы?» и т. д.

Существуют вообще два подхода к применению власти: манипулирование и влияние. X. Корнелиус и Ш. Фэйр указывают следующие различия между ними.

  • В большинстве случаев исход желателен для влияющего
  • Часто исход не желателен для объекта влияния
  • Информация, расходящаяся с желанием влияющей стороны, утаивается
  • Объекту влияния не предоставляется возможность свободного и самостоятельного выбора
  • Исход может не затрагивать интересы влияющего
  • Учитывается согласие или его отсутствие у другого
  • Объекту влияния предоставляется вся информация
  • Объекту влияния дается свобода выбора

Не следует пытаться прибегать к манипулированию людьми. Для эффективного управления конфликтами необходимо использовать лишь влияние. Управление конфликтом должно быть нацелено не только на то, чтобы регулировать его протекание, не допуская, чтобы он превратился в склоку со всеми ее деструктивными последствиями, но и на то, чтобы найти наиболее подходящие меры для разрешения конфликта, выбрать время и способ применения этих мер.

В практике управленческой деятельности используются чрезвычайно разнообразные способы, с помощью которых руководитель разрешает конфликты между своими подчиненными. Вот некоторые из таких способов:

начальник выслушивает обоих конфликтантов и выносит решение по вопросу, вызвавшему спор между ними;

  • приглашает их обоих к себе, предлагает им спорить в своем присутствии и заставляет прийти к мирному соглашению;
  • предлагает конфликтантам выступить на общем собрании коллектива, которое, выслушав их, принимает решение о том, как закончить конфликт;
  • разделяет враждебно настроенных участников конфликта, переводя одного или обоих в другие подразделения.

Конечно, далеко не все конфликты в организации решаются обязательно с помощью начальства. Всюду есть свои традиции - в одних случаях поощряющие обращение к руководителю за помощью в урегулировании конфликта, в других - осуждающие это и требующие, чтобы работники сами улаживали свои разногласия.

Как продолжение, так и разрешение конфликта имеет свою цену. Как правило, «дешевле» всего - предотвратить конфликт. Но если он уже возник, то следует искать способ погасить его с наименьшими издержками. Цена выхода из конфликта обычно меньше, если он разрешается собственными силами конфликтующих. Она увеличивается, когда к разрешению конфликта привлекаются другие люди, и возрастает тем больше, чем больше сотрудников организации и чем выше ранг руководителей, вынужденных заниматься этим. Если конфликт выносится за пределы организации - в вышестоящие инстанции, в суд, в арбитраж, то цена разрешения его может оказаться очень высокой. Однако цена продолжения конфликта может быть еще выше, а потому рано или поздно приходится идти на любые издержки, чтобы его как-то завершить. Поэтому самое лучшее - разрешать конфликт вовремя, пока он не разросся. Помощь специалиста-конфликтолога здесь может оказаться весьма полезной. Обращение к нему позволяет существенно снизить цену выхода из конфликта.

Как разрешались конфликты: исторические казусы (окончание)

Начало исторического исследования читайте здесь

***
Предложить решение спора, удовлетворяющее всех

По преданию, спор при строительстве Каабы ─ религиозной святыни арабских племен ─ помог урегулировать сам пророк Мухаммад.
«Когда Мухаммаду исполнилось тридцать пять лет, случилось так, что стены Каабы сильно пострадали от селя, а до этого в храме произошел пожар, и пришлось строить здание заново.

Когда дело дошло до возвращения на свое место черного камня ─ главного предмета поклонения в Каабе, символа могущества Аллаха, все старейшины племен выразили желание взять на себя осуществление этой почетной обязанности, из-за чего между ними разгорелись ожесточенные споры. Препирательства не прекращались в течение четырех или пяти дней и грозили обернуться кровопролитием.

Но тут старейшему пришло на ум мудрое решение, и он предложил, чтобы их спор рассудил первый из тех, кто войдет в храм через его ворота. Выслушав его, все согласились с ним, и решение было принято.

Первым вошедшим в Каабу после заключения между ними этой договоренности оказался Мухаммад. Когда он приблизился к ним и они рассказали ему, в чем суть дела, он взял плащ и положил на него черный камень, после чего велел взяться за края плаща и поднять его.

Когда черный камень принесли обратно, Мухаммад собственноручно установил его на место, что и стало тем самым разумным решением, с которым согласились все» . 18

***
Учредить постоянные третейские суды с механизмом приведения в исполнение решений на случай неподчинения им

На Руси в период феодальной раздробленности «наличие большого числа слабо между собой связанных или совершенно независимых княжеств вызывало между ними частые конфликты. Это привело к созданию особой формы третейских судов для мирного разрешения таких конфликтов.

Впервые, как считается, закреплять в договорах урегулирование споров третейским судом стал великий князь Дмитрий Донской. Так, положения о третейском суде были предусмотрены в Договорной грамоте Дмитрия Донского с князем серпуховским Владимиром Храбрым, датируемой 1362 г. 19

Договор Дмитрия Донского с великим князем Тверским Михаилом Александровичем в 1368 г. предусматривал: „А что учинится между нами, князьями, каково дело, ино съедутся на рубеж, да меж нас поговорят, а не уговорятся, ино едут на третьего на великого князя Олега [Рязанского]: на кого помолвит ─ виноватый перед правым поклонится, а взятое отдаст. А чьи судьи на третьего не поедут… то правый может отнять, а то ему не в измену“ . Иногда третейским судьей выступал митрополит. Стороны иногда предусматривали, что третейского судью изберут после возникновения спора. Договор между великим князем Василием Дмитриевичем и Федором Олеговичем Рязанским гласил: „А рати не замышлять, а третий меж нас ─ кто хочет, тот называет трех князей христианских, а на кого идут, тот себе изберет из трех одного“ . В том же договоре великий князь берет на себя функции приведения в исполнение постановления третейского судьи по спорам между рязанскими князьями». 20

***
Установить в договорах разнообразные механизмы урегулирования споров

Порядок разрешения споров с участием иноземцев стал особо оговариваться в международных договорах. «Договоры Новгорода 1195, 1257 и 1270 гг. и Смоленска 1229 г. с немецкими городами Прибалтики еще сохраняют черты, характерные для X в. Купец, находясь в чужой стране, должен был дипломатическим путем устанавливать свои взаимоотношения с местным населением как в области гражданской, так и уголовной, и политической. Поэтому и здесь уделяется много места порядку разрешения возможных столкновений и исков. И тут в основу полагается русское право, к этому времени уже кодифицирован¬ное в „Русской Правде“. По Смоленскому договору 1229 г. дела должны были решаться согласно „Смоленской Правде“, которая являлась сколком с общерусской „Правды“. Впрочем, ввиду трудности полного подчинения иностранцев действию русского права, новгородские договоры допускали применение жребия - своеобразного „суда божия“, - порядок, который сохранялся в Северо-Восточной Руси в отношении иностранцев еще в XVI и XVII вв. Особо оговаривалось обоюдное обязательство: купцов „в дыбу не сажать и в погреб“ (тюрьму); оно гарантировало личную безопасность тор¬говцев в чужом государстве» . 21

***
Демонизировать «чужих», чтобы оправдать нападение на них

Король Франции Людовик IX (XV в.), прозванный Святым, живший в XIII в., был очень миролюбивым в европейских делах, но воинственным в деле крестовых походов. Он предпочитал улаживать споры и недоразумения между христианами дипломатическими средствами, а не силой оружия. Так, желая положить конец притязаниям арагонских королей на некоторые французские провинции, а главное, чтобы помешать Англии найти в их лице союзников, Людовик путем взаимных уступок урегулировал спорные вопросы между Францией и Арагоном. Затем так же он урегулировал свои взаимоотношения с Кастилией. Уступками он закончил и победоносную войну с английским королем Генрихом III, который пытался вернуть Англии владения во Франции. 22

***
Избегать взаимных обвинений, чтобы не препятствовать достижению согласия

Продолжительная война между Речью Посполитой и Москвой в так называемое «Смутное время» так обессилила обе стороны, что стороны решили провести переговоры о мире. Эти переговоры прошли в 1618 г. в деревне Девулино недалеко от Троице-Сергиева монастыря. Обе делегации обильно обвиняли друг друга в «неправдах», что затрудняло переговоры . Однако стороны смогли заключить соглашение о мире на 14 лет и 6 месяцев, урегулировав территориальные вопросы (обширные территории с этнически однородным населением перешли к Литовскому княжеству) и предусмотрев обмен пленными. Девулинский мир положил конец долгой опустошительной войне. 23

***
Принять жесткое требование, внеся в него принципиальную поправку

Во время Французской революции, в 1793 г. между жирондистами и якобинцами возникли острые разногласия о том, следует ли продолжать революционную войну за пределами Франции. Якобинец Робеспьер потребовал смертной казни для всякого, кто предложит мирные переговоры с неприятелем. Это предложение было принято с поправкой Дантона, сторонника мирных переговоров на основе уступок: «с неприятелем, который откажется признать суверенитет народа» . Пользуясь этой поправкой, Дантон мог начать переговоры о мире, но только в случае, если республика будет признана враждебной ей коалицией. 24

***
Прежде чем делать уступки оппоненту, убедиться в доверии к себе доверителей и их согласии на эти уступки

Англия и другие страны коалиции через своих агентов сообщали о желании завязать переговоры с революционной Францией о мире и выдвигали жесткие условия. Попытки Дантона вступить в переговоры с агентами коалиции в переговоры на основе уступок со стороны Франции лишили Дантона популярности и доверия. 25 Поэтому эффективные переговоры жирондистам наладить не удалось.

Левые якобинцы в принципе отвергали всякую возможность дипломатии и переговоров. Они вели пропаганду террора и беспощадной войны. Робеспьер же выступал как против пропаганды революционной войны во что бы то ни стало, так и против попыток заключить капитулянтский мир. Он считал, что союз государств может быть достигнут только путем свободного волеизъявления народа, а не путем принуждения и завоеваний.

Вынести спор на разрешение независимого арбитража

В принятой в результате Великой французской революции Конституции Франции 1791 г., закреплявшей в качестве «естественных» ранее не признававшиеся государством права и свободы личности, было установлено, что закон не может лишить граждан права выносить свои споры на разрешение третейского суда:

«5. Право граждан разрешать в окончательном порядке свои споры путем третейского разбирательства не может быть стеснено актами законодательной власти» . 26

***
Во время гражданской войны в США Англия поддерживала южан, в том числе содействовала в постройке военных кораблей. В 1862 г. с ведома английского правительства для Конфедерации (Юга) на верфи в Ливерпуле был построен и, несмотря на протесты посла США, выпущен из Англии крейсер «Алабама», который каперствовал на морях и в океанах до июня 1864 г. Он потопил 65 кораблей США и уничтожил имущества на 5 млн. долларов, пока его не уничтожил американский крейсер в результате упорного боя. В 1871 г. в Вашингтоне был заключен договор между США и Англией, который предусматривали вынесение споров о возмещении ущерба на решение арбитража. По решению арбитража Англия была вынуждена выплатить США в возмещение убытков, причиненных Алабамой и другими каперами, 15,5 млн. долларов США. 27

Решения Женевского суда открыли новый этап в развитии международных отношений, в том числе в части порядка разрешения международных споров.

***
Учитывать национальные традиции ведения переговоров

Английская дипломатия на протяжении веков широко применяла компромисс. Между тем, Германия традиционно стремилась к победе на переговорах силой.

Японская дипломатия также традиционно ориентировалась на силу. Это иллюстрируется следующим примером. В 1876 г. китайский дипломат Ли Хун-чжан беседовал с японским дипломатом Мори Аринори. Мори сказал: «Мне кажется, что на трактаты 28 нельзя полагаться» . Ли возразил: «Мир народов зависит от трактатов. Как вы можете утверждать, что полагаться на них нельзя?» Мори ответил: «Трактаты подходят для обычных торговых отношений. Но великие национальные решения определяются соотношением сил народов, а не трактатами». Ли воскликнул: «Это ересь! Полагаться на силу и нарушать трактаты несовместимо с международным правом» . «Международное право также бесполезно» , ─ ответил Мори. 29

***
Заморозить нерешенный вопрос, договорившись о сохранении текущего положения

Предметом спора между великими державами многие годы, в том числе, в XIX в. был статус Константинополя и черноморских проливов, имеющих огромное стратегическое значение. От решения этого вопроса зависела возможность осложнений на Балканах и вообще на всем Ближнем Востоке. В дружественном соглашении между Россией и Австрией содержалось обязательство поддерживать status quo на Балканах, а если это не удастся ─ договориться о взаимном учете интересов в случае предстоящих территориальных изменений на Балканах. Вопрос о статусе Константинополя и черноморских проливов, который составлял основу почти всех ближневосточных осложнений, остался не решенным. Правило сохранения status quo , однако, помогло на какое-то время «заморозить» восточный вопрос. В этом были заинтересованы три державы: Россия ─ чтобы иметь свободные силы на Дальнем Востоке; Австрия ─ чтобы иметь силы для разрешения внутреннего кризиса; Германия ─ чтобы разжечь дальневосточный конфликт, получить выгоду за счет Китая и ослабить влияние России на Балканах. 30

***
Подчиниться арбитражу, если это не ущемляет твои интересы

На панамериканской конференции 1923 г. по инициативе министра иностранных дел Парагвая М. Гондра был заключен договор между американскими государствами («договор Гондра»). Он устанавливал специальную арбитражную процедуру: любые споры, которые не удавалось разрешить путем прямых переговоров заинтересованных сторон, должны были передаваться на рассмотрение комиссии из пяти американских государств, состав которой определялся в каждом конкретном случае. Международный арбитраж не был новым явлением для Латинской Америки. Еще в конце XIX в. с его помощью был урегулирован целый ряд территориальных споров, а в 1915 г. Аргентина, Бразилия и Чили подписали трехсторонний договор, который предусматривал разрешение любых конфликтов между этими странами посредством арбитража. Договор был подписан пятнадцатью странами; впоследствии к нему присоединились еще пять государств. Четыре страны, в том числе Аргентина, впоследствии договор не ратифицировали, усмотрев в нем посягательство на свой суверенитет. Арбитражная процедура, установленная в «договоре Гондра», применялась в 1930-х гг. в ходе мирного урегулирования двух войн: Боливии с Парагваем и Перу с Колумбией. В то же время чилийско-перуанский территориальный спор вокруг про¬винций Такна и Арика хотя и был разрешен с помощью арбит¬ражной процедуры, но в обход «договора Гондра». 31

***
Достигнуть мирного разрешения спора благодаря смене агрессивного лидера

В 1932 г. Перу захватила ранее принадлежавший ей колумбийский порт Летисию, что лишало Колумбию единственного выхода к Амазонке. Это привело к войне между двумя странами. В ходе столкновения глава военного правительства Перу был убит. Новое гражданское правительство взяло курс на мирное урегулирование, согласившись принять посредничество Лиги Наций. В ноябре 1933 г. было заключено перемирие, а Летисия передана под управление Консультативной комиссии Лиги сроком на один год. В Рио-де-Жанейро под эгидой Лиги Наций открылись переговоры, завершившиеся подписанием в мае 1934 г. мирного договора («протокола Рио»). Перу принесла Колумбии извинения и отказалась от притязаний на Летисию. 32

***
Не оказывая прямого давления на оппонента, дать понять о своей готовности, при необходимости, применить силу

Президент США Франклин Делано Рузвельт сформулировал и осуществлял переговорную политику «большой дубинки», принцип которой он почерпнул от одного африканского вождя: «Говори мягко и неси большую дубинку».

***
Использовать в зависимости от ситуации наиболее подходящий к ней способ принятия решений

Известный советский и российский дипломат В. И. Попов так сопоставил преимущества и недостатки принятия решений, в том числе, по конфликтным ситуациям, большинством голосов и путем консенсуса: «Если решать вопросы большинством ─ это означает возможность того, что почти половина участников может не подчиниться и отказаться примкнуть к соглашению, а в ряде случаев (скажем, в вопросах разоружения, неприменения ядерного оружия, вопросах о морских пограничных зонах и т. д.) вообще сделает соглашение невозможным. Остается консенсус, но достичь его на многосторонних конференциях значительно сложнее . […]

Правило консенсуса датируется началом 70-х годов, и впервые решения консенсусом принимались в ООН. Консенсус отличается от единогласия, так как последнее означает отсутствие оппозиции или требует голосования. Консенсус же означает, что поскольку другого, приемлемого для всех решения не удалось добиться, то участники конференции принимают компромиссное решение без голосования. Такой способ широко применялся на Конференции по разоружению, Конференции по морскому праву, а также в ОБСЕ и на совещании Группы 7 (8). […]

Консенсус часто сочетается с другими новациями: „cooling off periods“ ─ перерыв с целью охладить страсти (в ходе закулисных встреч и переговоров за чашкой кофе). Он применялся на конференциях по нераспространению ядерного оружия в 1975 и 1980 гг. и на других встречах. 33 […]

Не следует, правда, преувеличивать значение этого метода. Во-первых, процесс такого соглашения ─ это долгое и утомительное дело, а во-вторых, он может и не привести к положительным результатам, и тогда эти страны возвращаются к старым методам двусторонних переговоров, по которым иногда легче добиться устраивающего обе стороны решения». 34

***
Согласовать механизм разрешения спора, если нельзя прямо договориться о самих условиях его разрешения

Политический конфликт в Никарагуа в 1988 г. был урегулирован заключением соглашения о национальном примирении. Противоборствующие стороны договорились провести в стране выборы, итоги которых все участники конфликта обязались признать. Это соглашение было выполнено, и после выборов было заключено соглашение о прекращении огня. 35

***
Прибегать к силе в тех случаях, когда это не грозит неблагоприятными последствиями

Ослабление международной напряженности в мире в конце 1980-х гг. не означало гармонизацию международных отношений. СССР и США вели себя сдержанно только в тех ситуациях, где не считаться с оппонентом значило серьезно рисковать собственной безопасностью. Обе державы в своей политике по-прежнему полагались на силу, используя ее, когда это было неопасно. 36

***
Добиться целей без применения насилия

При первобытном строе самой суровой санкцией против «асоциального» поведения, было, как известно, изгнание из рода. Изгой оставался без поддержки рода и был практически обречен на гибель.

***
Святой Патрик, проповедник христианства, почитаемый в Ирландии, сумел исключительно мирными средствами установить в Ирландии новую религию.

***
Североамериканские колонисты в 1767 г. в ответ на установление Англией специальных пошлин на чай и некоторые другие колониальные товары, которые они посчитали несправедливыми, отказались покупать британские товары. Это нанесло такой ущерб британской торговле, что через три года Англия была вынуждена пошлины отменить. 37

***
В 1880 г. в ответ на непримиримую жесткость к работникам управляющего ирландским поместьем англичанина Чарльза Бойкотта его самого и его семью подвергли тотальному остракизму: отказывались обслуживать в лавках, им перестали приносить почту, соседи не разговаривали с ними… Все местные жители отказались у него работать. Не помогли даже специально привлеченные им штрейкбрехеры, работавшие под охраной тысячи оплачиваемых государством полицейских. Своими методами пассивного сопротивления (получившими название «бойкот») ирландцы вынудили Бойкотта отказаться от борьбы и уехать из Ирландии. 38

Бойкот (игнорирование кого-либо, отказ от всякого взаимодействия с ним в знак протеста против его поведения) оказывается эффективным средством в тех случаях, когда бойкотирующие сплоченны, а бойкотируемые зависят от них. В современном мире массовые бойкоты используются широко, например, экологическими организациями против компаний, причиняющих вред окружающей среде; антиглобалистами – против транснациональных корпораций.

***
Махатма («Великая душа») Ганди (1869─1948 гг.), признанный в 2000 г. по данным опроса BBC, человеком тысячелетия 39 , в политической практике применял исповедуемые Львом Толстым и индуистским учением «ахимса» и философски-эпическим трактатом «Бхагавадгита» принципы любви ко всему живому и «непротивления злу насилием». Избегая силового противостояния Англии и призывая к тому же своих сторонников, он добился от нее уступок и, в конечном итоге, независимости Индии. Для этого Ганди и его сторонники практиковали различные методы пассивного сопротивления, т. е. сопротивления без насилия или активного причинения вреда. В особенности часто они применяли бойкот: действовали так, как будто не замечаешь противника; причиняли агрессору убытки своим отказом участвовать в деловых отношениях с ним (прекратили работать на английских предприятиях; отказались от покупки английских промышленных товаров и стали кустарно делать все необходимое сами), тем самым вынуждая его к отступлению; препятствовать противнику в совершении им действий (преграждали британским чиновникам путь на работу, тем самым, парализуя ее). Ганди сформулировал и реализовывал стратегию: «откажись поступать неправедно; не допускай компромиссов с совестью; не участвуй в несправедливости; не подчиняйся ей» . 40

***
В 1983 г. лидер антикоммунистической оппозиции Польши Лех Валенса был удостоен Нобелевской премии мира за разрешение конфликта в Польше мирным путем. 41

***
Распад СССР, с которым окончился раскол мира на два лагеря, произошел с конфликтами, ни один из которых не вылился в крупную войну. Впервые в истории радикальное изменение конфигурации международной системы произошло без масштабного вооруженного столкновения . 42

***
Разделить спорящих

Когда соседи враждуют, и их не удается примирить, насилию пытаются препятствовать, создавая между ними физические барьеры для предотвращения агрессии. Конфликт при этом, конечно, не разрешается, а, напротив, углубляется: у сторон исключается или ограничивается возможность общаться, шанс договориться, а искаженное представление друг о друге не может быть скорректировано и только усугубляется. Возведение соседом стены вызывает к нему неприязнь, обиду и даже ненависть. К тому же укрепление барьеров, как правило, требует вовлечения немалых ресурсов. Но многие жертвы этим способом предотвратить обычно удается.

Например, на границе между государствами создаются стены: в 122 г. до н. э. римляне создали на территории Британии «Адрианов вал», чтобы предупредить нападения кельтов; в XIV в. была построена Великая китайская стена; после Первой мировой войны французы на случай нового нападения Германии построили систему оборонительных укреплений, известную как «линия Мажино». «Международная» стена была также создана в 1990-е гг. на границе между США и Мексикой для ограничения потока нелегальных (т. е. лишенных возможности заработка на родине, оттого отчаянных и, как следствие, нежеланных) мигрантов.

Будучи ни чем иным как «полицейским» решением экономических, психологических или культурных проблем, рано или поздно всякая стена оказывается бесполезна. Ни одна из упомянутых выше стен не смогла сдержать натиск нападавших. 43

1) Предконфликтная стадия, на которой происходит зарождение конфликта. Эта стадия характеризует ситуацию накануне конфликта. Конфликт еще латентен, объективные противоречия не осознаются сторонами, но в отношениях между ними нарастают напряженность и отчуждение, причины которых часто связываются с какими-то случайными обстоятельствами.

На предконфликтной стадии симптомами назревающего конфликта являются:

- «избегание» конфликта, проявляющееся в уходе от общения, становящегося фрустрирующим фактором. Иногда такой уход осуществляется буквально, выражается в разрыве или предельном ограничении контактов с потенциальными оппонентами. Но поскольку общения зачастую избежать нельзя (например, в рамках семьи или организации) оно переводится в формальное русло, приобретает ритуальный характер.

Исчезновение доверия, эмоциональной открытости, появляется так называемое «скрывающее поведение», связанное с опасениями, что оппонент неправильно поймет слова или действия, проявит неадекватную реакцию. Часто такое поведение проявляется в феномене «поддакивания». В «нормальных», бесконфликтных условиях мы часто вступаем в полемику с окружающими, отстаиваем свою позицию, рассчитывая на понимание, и также допускаем подобные действия со стороны другого. В предконфликтной ситуации, когда в отношениях возникает отчуждение, легче, кажется, дать формальное согласие, сказав «Да», нежели вступать в дискуссию и продолжать неприятное общение;

Напряженность в отношениях сторон, чувство тревоги порождает взаимные подозрения, слухи, которые подготовлены негативными ожиданиями.

Постепенно начинается процесс «конфликтной атрибуции», при котором все слова, действия оппонентов наделяются определенными смыслами, подтверждающими их неискренность, коварство, злые замыслы по отношению к нам. Это, в свою очередь, ведет к обвинениям и микроконфликтам, которые возникают, казалось бы, спонтанно и носят случайный характер.

2) Стадия осознания конфликта. На этой стадии оппонентам становится очевидным несовпадение их целей и интересов. Как отмечалось выше, осознание может быть адекватным или неадекватным, но вне зависимости от этого, оно задает мотивацию конфликтного действия. Стороны уже морально готовы к началу борьбы, возникает представление о том, что с оппонентами можно разговаривать только на языке силы. Это определяет возможные модели конфликтного взаимодействия, сценарии развертывания конфликта.

Осознание неизбежности противостояния ведет, по выражению Р. Дарендорфа, к «агрегации групп интересов», то есть к формированию коалиций, привлечению союзников на основании реальной или предполагаемой общности интересов и целей, мобилизации ресурсов. Чаще всего процесс агрегации, объединения основан на принципе «негативной кооперации», в соответствии с которым мы действуем по принципу: «враг моего врага - мой друг».

Конфликтное поведение, как, впрочем, и любое целенаправленное действие, предполагает некоторую когнитивную основу, картину мира. Осознание конфликта различными сторонами ведет к формированию полярных образов реальности. Причины, объект конфликта, побудительные мотивы, цели и интересы свои и противной стороны получают у оппонентов прямо противоположную интерпретацию: «мы отстаиваем истину, добро и справедливость, а «они» - …». Таким образом, начинается процесс формирования «образа врага», который выступает дополнительным, и достаточно сильным конфликтогенным фактором (см. лекцию 8). Образ врага может возникать стихийно в процессе конфликтного взаимодействия, но может конструироваться сознательно, для усиления конфликтной мотивации самими оппонентами или третьими силами, провокаторами. Яркий образ врага снимает ограничения в действиях, направленных на оппонента.

3) Стадия открытого конфликта.

А. Начальное конфликтное поведение. Собственно конфликт начинается с инцидента - события или действия, открывающего переход конфликтного противостояния в стадию открытого противоборства, прямого противостояния сторон. Накапливающееся в отношениях между оппонентами напряжение достигает критической массы и приводит к взрыву.

Поэтому инцидентом может служить практически любое событие.

Прямая конфронтация начинается, как правило, с использования вербальной агрессии. Первоначально она выражается в дебатах, предъявлении взаимных претензий, но очень быстро происходит переход к стратегии угроз. Угрозы преследуют цель принудить оппонента действовать в соответствии с предъявляемыми ему требованиями, в противном случае его ожидают жесткие негативные санкции. Если угрозы не возымели действия, происходит переход от вербальной к прямой агрессии, к действиям, направленным на нанесение ущерба противнику. Первоначально эти действия происходят на периферии конфликта, столкновения носят разведывательный характер, являются своеобразной пробой сил. Но постепенно спираль конфликта раскручивается, и вступает в действие закон эскалации конфликтогенов. Суть его заключается в том, что на действие (конфликтоген), направленное в адрес одной стороны, следует контрдействие этой стороны (ответный конфликтоген), превосходящее по силе и масштабам первое действие; второе действие первой стороны в свою очередь так же делается «с усилением» и так далее по возрастающей. В этих условиях рациональный контроль над ситуацией ослабевает, доминирующей мотивацией становится стремление нанести максимальный ущерб оппоненту, пусть даже в ущерб основным целям и интересам.

Если в конфликт вовлекаются не просто отдельные индивиды, а достаточно большие социальные группы, организации, институциональные системы, то по мере развития противостояния происходит конфликтная трансформация системы, меняется ее структура и характер взаимодействия между членами. Вступление в борьбу ведет к появлению принципиально новых функций: «лидеры», «стратеги», «идеологи», «бойцы» и т.д. Изменение структуры группы, перестройка ее на «военный лад» становится дополнительным конфликтогенным фактором, усиливает направленность на борьбу с противником. При этом первоначальные цели и функции группы или организации отходят на второй план, или вообще утрачиваются. (Примером может служить ситуация, описанная Ильфом и Петровым в романе «Золотой теленок»: после того, как концерн «Геркулес» вступает в конфликт с горкоммунхозом по поводу занимаемого им помещения гостиницы, основные функции организации - заготовка и переработка древесины - оказываются преданы забвению, главным содержанием деятельности становится борьба за гостиницу. В борьбу постепенно включается весь коллектив, выделяется инициативная группа, возглавляемая товарищем Полыхаевым, т.е. происходит описанный выше процесс трансформации системы).

Б. Эскалация конфликта . Эта стадия характеризуется резким усилением насильственности, интенсивности и масштабности конфликта. Оппоненты включают в действие весь конфликтный потенциал, всевозможные ресурсы, свои и сторонников. Ограничения на использование тех или иных средств борьбы снимаются, допустимыми становятся практически любые действия по отношению к противнику.

Степень взаимного ожесточения настолько велика, что оппонентов не останавливают даже понесенные потери. Борьба превращается в самоцель, значимость ее возрастает, а поскольку цена поражения представляется огромной, стороны стремятся к победе любой ценой.

Конфликтное противостояние распространяется практически на все сферы реального и потенциального взаимодействия, нейтральные зоны, в которых возможно согласие, отсутствуют. В конфликт включаются все новые участники, иногда помимо своей воли.

В. Деэскалация и завершение конфликта . Борьба с использованием всех ресурсов, достигающая крайней степени ожесточения не может продолжаться бесконечно. Рано или поздно ресурсы одной или всех сторон - участников конфликта, истощаются и начинается деэскалация конфликта.

Этот процесс может быть связан не только с исчезновением ресурсов, но и с вмешательством каких-то «третьих сил», направленным на прекращение конфликта и примирение сторон. Завершение конфликта возможно в следующих вариантах:

1. Полное взаимное разрушение и исчезновение конфликтующих систем. Разумеется, речь идет не обязательно о физическом уничтожении, это может быть распад семьи, крах конкурирующих фирм и т.п. Этот вариант завершения является полностью деструктивным.

2. Насилие или подавление. Суть заключается в том, что более сильная сторона принуждает более слабую к безоговорочному подчинению и принятию своих требований. Этот вариант может казаться эффективным прежде всего потому, что дает возможность быстро завершить конфликт. Но его нельзя признать полностью конструктивным, поскольку побежденный будет стремиться к реваншу в той или иной форме, что чревато возобновлением конфликтного противостояние.

3. Разъединение . Означает прекращение взаимодействия, разрыв отношений между конфликтующими сторонами. Разъединение может осуществляться путем добровольного выхода сторон из зоны конфликта (например, когда конфликтующие между собой сотрудники увольняются из организации), путем «бегства» одного из участников конфликта либо разъединение происходит благодаря вмешательству некоей третьей стороны, которая используя силу или убеждение «разнимает» участников. Разъединение может быть реальным (пространственным), когда стороны прекращают непосредственные контакты (например, развод супругов, которые после этого перестают встречаться); символическим, когда оппоненты, оставаясь в одном физическом и социальном пространстве, прекращают общение, «не замечают» друг друга; структурным, когда оппоненты оказываются в разных сегментах социального пространства (например, конфликтующие сотрудники «разводятся» по разным отделам.

Разъединение прекращает конфликт, но проблема заключается в том, что полное разъединение не всегда возможно, особенно затруднительным оно представляется при групповом конфликте или конфликте между большими общностями: этническими, конфессиональными, социальными классами, государствами. Поэтому часто разъединение сторон носит временный характер и конфликт может возобновиться с новой силой.

4. Примирение . Этот способ разрешения конфликта предполагает обоюдное согласие сторон на прекращение конфликтных действий. Примирение может быть вызвано изменением ситуации (например, исчезновением объекта конфликта), истощением конфликтных ресурсов сторон либо добровольным и осознанным выходом из конфликта («худой мир лучше доброй ссоры»). Существует несколько способов примирения. Наиболее простым и распространенным является компромисс - выход из конфликтной ситуации, основанный на взаимных уступках сторон. При этом способе примирения важно, чтобы каждый из участников чего-то добивался. Действует рациональная стратегия: лучше получить что-то, чем потерять все. Но проблема заключается в том, что чаще всего делится какая-то конечная величина и потребности сторон не могут быть удовлетворены в полной мере. Поэтому, как правило, компромисс носит временный характер, окончательное решение проблемы откладывается на более поздний срок. Другим способом примирения является консенсус. В отличие от компромисса консенсус предполагает окончательное разрешение проблемы путем коллективного решения всех участников.

Консенсус позволяет не только минимизировать потери, но и увеличить приобретения сторон. Этот способ применяется в тех случаях, когда:

Предмет спора сложен, а интересы сторон слишком значимы для принятия простого решения;

Обе стороны готовы заняться поиском и анализом скрытых потребностей и интересов;

Достаточно времени и ресурсов для поиска альтернатив, удовлетворяющих притязания обеих сторон;

Стороны заинтересованы в долгосрочном решении проблемы.

От того, каким образом разрешается конфликт, каковы результаты этого процесса, зависят его последствия. На это обращается внимание в циклической теории конфликта Л. Кригсберга. Суть ее заключается в том, что результаты и последствия одного конфликта становится базой для возникновения нового конфликта. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Первая мировая война закончилась полным поражением Германской империи и ее союзников (завершение по модели «победитель - побежденный»). Последствием этого стало радикальное изменение геополитической ситуации в мире и униженное положение Германии, понесшей серьезные территориальные потери и оказавшейся в очень сложной экономической ситуации из-за больших репараций. Эти последствия, сложная экономическая ситуация и чувство униженности породили на массовом уровне стремления к реваншу, что стало базой для распространения нацизма и возникновению новой конфликтной ситуации, приведшей ко Второй мировой войне.

Способы разрешения конфликтов: арбитраж, посредничество и переговоры.

Очень часто конфликты не могут быть разрешены самими его участниками. В этом случае необходима помощь третьей стороны, занимающей нейтральную, объективную по отношению ко всем участникам конфликта позицию. Одной из самых распространенных технологий разрешения конфликта является арбитраж. Суть его заключается в том, что конфликтующие стороны выбирают одно или несколько нейтральных лиц, решению которых они обязаны подчиниться. А.В. Дмитриев выделяет следующие варианты арбитража:

Обязывающий арбитраж, при котором окончательное решение арбитров имеет обязательную силу;

Ограниченный арбитраж - стороны ограничивают риск поражения, устанавливая пределы уступок до начала арбитражного разбирательства;

Посреднический арбитраж - смешанное урегулирование конфликта, когда стороны договариваются о том, что вопросы, не решенные путем посредничества, будут решены путем арбитража;

Рекомендательный арбитраж отличается от обязывающего тем, что решение арбитра носит рекомендательный характер, стороны могут принять его, либо отвергнуть Посредничество отличается от арбитража тем, что стороны сами участвуют в процессе переговоров и с помощью посредника находят взаимоприемлемое решение. Посредник организует переговорный процесс, поддерживает его конструктивный характер и способствует выработке взаимоприемлемого решения. О.В. Аллахвердова выделяет следующие принципы посредничества:

Добровольность - вступление в процесс переговоров является строго добровольным, все решения принимаются только по взаимному согласию сторон и каждая из сторон в любой момент может отказаться от посредничества и прекратить переговоры;

Равноправие сторон, ни одна из которых не имеет процедурных преимуществ;

Нейтральность медиатора, который должен сохранять беспристрастное отношение к каждой стороне;

Конфиденциальность - вся информация должна оставаться внутри переговорного процесса.

В процессе переговоров посредник выполняет следующие функции.

1. Аналитическая функция, связанная с тем, что посредник побуждает конфликтантов анализировать конфликтную ситуацию, обсуждать все возможные варианты решения проблемы.

2. Функция организации процесса переговоров. Посредник помогает сторонам договориться о процедуре ведения переговоров, управляет переговорным процессом, поддерживает корректные отношения между участниками.

3. Посредник выступает как генератор идей, помогает сторонам найти принципиально новое решение проблемы.

4. Посредник расширяет ресурсы участников переговоров, предоставляя им необходимую информацию, при этом нужно избегать ее искажения.

5. Посредник корректирует реалистичность высказываемых идей и выполнимость принятых решений.

6. Посредник обучает стороны процессу ведения переговоров, учит стороны формировать установку на сотрудничество.

Любой конфликт невозможно урегулировать без правовой нормированной регламентации и этот способ является главным юридическим принципом разрешения возникающих споров. Постулат отлично вписывается в концепцию взаимоотношений, в которых известны пути разрешения проблемы и четко обозначен итог этих действий. Однако на выходе не всегда остается сухой остаток, то есть не все довольны и считают такое положение удовлетворительным. Кто-то недоволен. Тогда на помощь стоит призвать посредничество в арбитраже, когда в гашение конфликта вступает третья сторона. Здесь речь может вестись только о разновидностях третейского суда. Его назначают или избирают конфликтующие стороны. Существует четыре разновидности неофициального суда.

Обязывающее посредничество Арбитража

Когда возникает спор, важно сначала обратиться за помощью. Её может оказать арбитражный адвокат . Он посоветует сторонам для объективного рассмотрения пригласить третье лицо. Или несколько лиц. Обычная практика приглашать не меньше трех человек. Они внимательно слушают прения сторон, объяснения, изучают обстоятельства и принимают принципиальное решение, которое является для конфликтующих сторон окончательным. Современное арбитражное посредничество несколько отличается от процесса судебного по норме проведения, хотя и здесь сохраняется состязательность сторон. Но не присутствуют нормы, которые регулируют процесс в сегменте оценки и предоставления доказательств. В этом случае присутствует не один судья, а несколько правомочных арбитров. Как показывает практика, заседания обычно проходят без участия публики. Важно то, что суды могут придавать решениям, принятым арбитражем, принудительное воздействие.

Данная процедура практически схожа с принудительным арбитражем. Но ее суть все же обнажается в том, что принятие решения может носить только рекомендательный характер, исключая судебное принудительное воздействие. То есть конфликтующие стороны могут согласиться с рекомендациями или не согласиться. В практике бывает и такое, что берут и дело передают в суд. До начала рассмотрения споров стороны могут достичь согласия по предложению, которое сделало арбитраж посредничество и закончить спор на результатах, достигнутых путем переговоров или иным путем.

Арбитраж посредничество окончательного или последнего предложения

Этот вид арбитража полон поистине правовой демократической тематики. Он вобрал в свои составляющие структуры немножко от обязывающего варианта. Происходит это так. Каждая из конфликтующих сторон представляет на арбитраж посредничество свои соображения, принципиальные варианты решения спора. Арбитр или арбитры внимательно изучают представленные сторонами факты, события и решают, какое предложение выбрать как окончательное. В конечном итоге это неплохой исход споров, поскольку каждая из сторон находит пути, чтобы прийти к взаимному пониманию.

Арбитраж посредничество ограниченное

Этот вид арбитража берет свои истоки из ограничительного варианта, где каждая из сторон стремится правомерным способом снизить риск получить невыгодные для себя выводы и, соответственно, решения. Чтобы этого добиться конфликтующие стороны до начала работы арбитража определяют границы, до которых можно рассматривать спор. Таким образом, рассматривая арбитраж посредничество с точки права, нужно отметить, что лично посредник ничего не может решить. Он только рекомендует, вместе с конфликтующими сторонами рассматривает варианты достижения консенсуса.