Факторы выживания в условиях автономного существования. Выживание в условиях автономного существования. Метод движения по азимуту

Вариант 1.

1. Автономное существование человека в природе - это:

а) ежедневные длительные прогулки по лесу;

б) самостоятельное независимое существование человека в природных условиях;

в) разновидность выездного туризма, путешествия в районах, значительно отдаленных от места жительства.

2. Запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определенной целью - это:

а) дальний туризм;

б) вынужденная автономия;

в) добровольная автономия.

3. Вынужденная автономия человека в природной среде характеризуется:

б) новой приключенческой обстановкой;

в) тщательной подготовкой к существованию в непривычной среде, наличием некоторых орудий для обеспечения жизнедеятельности.

4. К добровольной автономии человека в природе относится:

а) путешествие моряков на дрейфующем маленьком судне, унесенном ураганом в океан;

б) активный отдых на необитаемом острове;

в) вынужденная посадка испытательного самолета в пустыне.

5. Зима. Вы находитесь в походе. Вам захотелось пить. Что лучше использовать для получения питьевой воды: а) «молодой» лед; б) плотно слежавшийся снег; в) «старый» лед.

а) дикие звери;

б) плохая погода;

в) паника.

7. Особенностью подготовки к добровольной автономии в природных условиях является:

8. Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях:

а) потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных средств,

крупный лесной пожар;

б) несвоевременная регистрация туристическое группы перед выходом на маршрут,

отсутствие средств связи;

9. Что из перечисленного не способствует выживанию?

а) наличие кровотечения

б) стрессоустойчивость

в) способность к импровизации

г) средний возраст

10.Укажи пять способов определения сторон света на местности

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Тест по теме «Автономное существование человека в природе»

Вариант 2.

1. Автономное существование человека в природе бывает:

а) добровольным и вынужденным;

б) добровольным и недобровольным;

в) благоприятным и неблагоприятным.

2. Ситуация, когда человек случайно оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям - это:

а) чрезвычайная ситуация;

б) экстремальная ситуация;

в) вынужденная автономия.

3. Добровольная автономия человека в природной среде характеризуется:

а) неожиданностью, неподготовленностью, отсутствием средств к существованию;

б) всесторонней подготовкой с учетом поставленной цели;

в) новой приключенческой обстановкой.

4. К вынужденной автономии относится:

а) установка мирового рекорда Ф.Конюховым, который пересек Атлантический океан на одиночной гребной лодке за 46 дней;

б) 60 дней пребывания А.Бомбара в Атлантическом океане в одиночку на надувной лодке в целях исследования человеческих возможностей;

в) продолжительный дрейф в океане четырех военнослужащих на барже, унесенной в море ураганом.

5. В условиях добровольной автономии в природной среде оказались:

а) два туриста, заблудившиеся в тайге;

б) два туриста, решившие в течение месяца пожить в тайге, чтобы испытать себя на выносливость;

в) два пассажира тихоокеанского лайнера, после аварии заброшенные волнами на необитаемый остров.

6. Основной фактор, приводящий к гибели людей, неожиданно оказавшихся в природной среде без средств существования - это:

а) голод;

б) холод;

в) страх.

7. В чём состоит главная задача при подготовке и проведении похода в условиях автономии?

а) в получении удовольствия;

б) в получении новых впечатлений и сведений;

в) в обеспечении безопасности;

г) в образовании новых связей и знакомств.

8. На решение какой главной задачи направлена деятельность человека при вынужденной

автономии ?

а) На возвращение к людям и привычной жизни.

б) На получение новых острых ощущений.

в) На организацию активного отдыха на природе.

г) На достижение новых спортивных достижений в ориентировании на местности

9. Вам удалось выжать в авиакатастрофе. Перечислите факторы, которые повлияют на ваше решение о том, стоит ли остаться на месте аварии или покинуть его. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

10.Порядок действий в различных аварийных ситуациях в условиях природной среды не одинаков, и зависит от конкретной обстановки.

Из приведенных ниже случаев выберите те, в которых командир группы должен принять решение об уходе с места аварии:

а) группа не может быть обнаружена спасателями из-за окружающей ее густой растительности, в течении трех суток нет связи и помощи, возникла непосредственная угроза жизни людей ;

б) место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая;

в) сигнал бедствия или сообщение о место происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции.

Тест по теме «Автономное существование человека в природе»

Вариант 3.

1. Автономное существование человека в природе – это:

А) существование человека в природных условиях с целью выполнения определённых задач за определённый промежуток времени;

Б) существование человека в природных условиях вследствие возникших обстоятельств;

В) независимое, самостоятельное существование человека в природных условиях.

2. Что помогает человеку приспособиться к условиям автономного существования?

А) ничего не помогает;

Б) умение расслабиться и дать волю чувствам и эмоциям;

В) умение управлять собой, своими мыслями и действиями;

Г) советы друзей.

3. В чём состоит главная задача при подготовке и проведении похода в условиях автономии?

А) в получении удовольствия;

Б) в получении новых впечатлений и сведений;

В) в обеспечении безопасности;

Г) в образовании новых связей и знакомств.

4. Каковы основные правила безопасного поведения человека на природе?

А) вести себя прилично;

Б) быть внимательным и осторожным;

В) на маршруте или привале не уходить от группы;

Г) никаких правил не существует.

5. Какие главные качества необходимы человеку, находящемуся в экстремальной ситуации?

А) все положительные качества личности;

Б) выдержка, самообладание, дисциплинированность;

В) хорошая физическая подготовка;

Г) стремление и умение выжить.

6. В условиях добровольной автономии оказался :

А) Путешественник, совершивший кругосветное путешествие в одиночестве на яхте;

Б) Моряк на небольшой лодке, унесенной в море ураганом;

В) военный летчик, вынужденный произвести посадку неисправного самолета в африканских джунглях.

7. Ответьте на вопрос: «Чем отличается деятельность человека в условиях добровольной автономии от деятельности в условиях вынужденной автономии ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Особенностью подготовки к добровольной автономии в природных условиях является:

А) изучение местности и подготовка необходимого снаряжения;

Б) личная физическая и психологическая подготовка человека к автономному пребыванию в природных условиях;

В) соответствие видов подготовки целям автономного существования.

9. Чем обеспечивается возможность участия в походах людей с разной подготовкой?

А) обеспечением надёжных мер безопасности и страховки во время походов;

В) рациональным распределением обязанностей между участниками похода.

    Руководитель похода обязан сообщить о маршруте туристической группы в поисково-спасательную службу (ПСС) для того, чтобы:

А) от ПСС был выделен представитель для сопровождения группы на маршруте;

Б) ПСС могла контролировать прохождение группой маршрута и в случае экстремальной ситуации или несвоевременного завершения маршрута оперативно оказать ей помощь;

В) ПСС могла контролировать прохождение группой населенных пунктов, отмеченных на маршруте;

Г) ПСС выделила группе рацию для связи при прохождении маршрута

Тест по теме «Автономное существование человека в природе»

Вариант 4.

    Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях:

а) потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных средств, крупный лесной пожар;

б) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут, отсутствие средств связи;

в) потеря части продуктов питания, потеря компаса.

    Какая задача при подготовке и проведении туристического похода является главной:

а) выполнение целей и задач похода;

б) полное прохождение маршрута;

в) обеспечение безопасности.

    Если в походе во время прохождения маршрута вы отстали от группы, то:

а) необходимо сойти с трассы и остановиться на развилке тропы;

б) можно сойти с трассы, чтобы найти следы товарищей;

в) нельзя сходить с трассы, лыжни.

    Какого цвета должна быть верхняя одежда туриста:

а) однотонного цвета;

б) из камуфлированного материала;

в) яркая, демаскирующая.

5.Совершая переход через лес, вы почувствовали, что заблудились. Как вам действовать:

а) сразу же прекратить движение и попытаться сориентироваться с помощью компаса или природных признаков;

в) двигаться в обратном направлении.

6. В условиях вынужденной автономии оказался :

а) Д.Слокам, совершивший кругосветное путешествие в одиночестве на яхте;

б) врач А.Бомбар, переплывший с целью эксперимента на резиновой лодке Атлантический океан;

в) военный летчик, вынужденный произвести посадку неисправного самолета в африканских джунглях.

7.Передвигаясь с шестом по моховому болоту, вы провалились в «окно» - глубокую водяную яму, поверхность которой скрыта плавучими растениями и травой. Будете ли вы:

а) делать резкие движения, стараясь держаться на плаву;

б) опираясь на лежащий поперек шест, постараетесь принять горизонтальное положение и дотянуться до камыша, ветки, тростника.

8. Что необходимо сделать потерпевшему бедствие при аварии транспортного средства в первую очередь?

а) не следует что-либо предпринимать до приезда спасателей;

б) перебраться в безопасное место. А также оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;

в) покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования;

г) Сориентироваться на местности и уточнить своё местонахождение, а при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.

9.. При каких условиях принимается решение остаться на месте аварии?

а) местонахождение ближайшего населённого пункта примерно известно, расстояние до него не далеко.

б) место происшествия не определено, местность неизвестная и малопроходимая.

в) сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;

г) Большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм;

д) нет связи только в течении трёх суток.

10. Какие известны основные способы ориентирования на местности?

а) по памяти;

б) по растениям;

в) по небесным светилам;

г) По компасу;

д) по местным признакам.

От чего и от кого зависит благополучный исход вынужденного автономного существования? Ответ на этот вопрос позволит определить необходимый минимум знаний, умений и навыков, предметов снаряжения, необходимых человеку в автономном существовании для поддержания своего существования.

Прежде всего успех зависит от самого человека, попавшего в такую ситуацию, от его личностных качеств и способностей. И в первую очередь — от умения выживать в природной среде.

Выживание — грамотные, четкие действия, активная, целеустремленная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Чтобы определить порядок и правила действий, направленных на выживание в экстремальных ситуациях автономного существования, рассмотрим те неблагоприятные воздействия, которые приходится преодолевать человеку, и условия, выполнение которых позволит справиться с ними, а также те качества личности, которые способствуют выживанию.

При нахождении в экстремальной ситуации организм человека испытывает неблагоприятное воздействие различных раздражителей природной среды и реагирует на них в первую очередь в целях сохранения гомеостаза — постоянства внутренней среды. Такие реакции называются стрессами.

В условиях стресса изменения функций органов и систем организма человека допустимы лишь до определенных пределов, за которыми они становятся необратимыми и переходят в патологию, приводящую к гибели. Время, в течение которого нарушения достигают опасного предела, называется предельно допустимым сроком автономного существования. Продолжительность этого периода зависит от многих причин — субъективных и объективных. Их называют факторами выживания (схема 4).

Все факторы выживания можно разделить на четыре группы:

1) антропологические;

2) материально-технические;

3) природно-средовые;

4) экологические.

Первая группа включает в себя факторы физического и психического состояния человека. Все они в той или иной мере способствуют выживанию человека, созданию необходимых условий для преодоления кризиса. При этом воля к жизни, психологическая подготовленность к перенесению невзгод являются доминантными в борьбе за выживание. Практически любой человек способен реагировать на кратковременную опасность, действуя инстинктивно (например, хватаясь при падении за неподвижные предметы, отбегая от катящегося на него камня). При длительном же нахождении в автономном существовании наступает критический момент, когда кажется, что все дальнейшие усилия бессмысленны. Человеком овладевает апатия, безразличие. Он не верит в возможность спасения и гибнет, несмотря на то что у него еще есть запасы продовольствия, необходимая одежда.

Воля к жизни — это осознанное желание выжить, несмотря ни на какие лишения и мрачные перспективы. Оно не диктуется инстинктивным порывом, а является закрепленной в сознании, осознанной необходимостью человека. История знает массу примеров, когда целеустремленные люди выживали, казалось бы, в невероятных обстоятельствах только потому, что желание выжить, воля к жизни у них были несгибаемыми.

В экстремальной ситуации воля к жизни подразумевает в первую очередь необходимость действия. Вот почему нужно заставить что-то делать всех попавших в аварийную ситуацию, заразить их примером действия, борьбы.

При этом имеет значение мотивация тех или иных действий, поступков человека, попавшего в сложную ситуацию. Адекватная мотивация, равно как и наличие воли к жизни, находится в непосредственной зависимости от высоких морально-волевых качеств человека. Человек, обладающий такими качествами, и позаботится о своем спасении, и поможет окружающим. При этом соблюдение морально-этических норм он будет считать не чем-то сверхъестественным, а само собой разумеющимся.

Активно-преобразовательная деятельность подразумевает готовность человека действовать самостоятельно, не надеясь на помощь извне, ради своего спасения и спасения окружающих. При этом он не будет перекладывать выполнение функций на других членов группы, терпящей бедствие.

Но конечно, никакие самые высокие качества личности не заменят умения правильно действовать в условиях автономного существования, даже имея продукты питания и снаряжение. Основа выживания при длительной автономии — практические умения самообслуживания, ориентирования, правильной организации движения, оказания первой медицинской помощи, строительства временного жилища, добывания огня и пищи, подачи сигналов бедствия. Сюда же следует отнести и знание особенностей местности (фауны и флоры), климата. Вот почему обучение детей основам туризма — залог адекватного поведения в ситуации автономного существования.

Не первостепенное, но очень важное значение имеет вторая группа факторов, обеспечивающая существование человека в природной среде, способствующая защите его от негативного воздействия окружающей среды. Это материально-технические факторы. Человек, подготовленный к действиям в автономном существовании, снабженный всем необходимым, может долгое время находиться в одиночестве, ожидая помощи или самостоятельно выходя к населенному пункту.

Находясь в привычной обстановке, когда все условия проживания и передвижения обеспечиваются другими людьми и воспринимаются как само собой разумеющееся, мы не задумываемся о том, какое многообразие факторов оказывает неблагоприятное воздействие на человека, оказавшегося один на один с природой.

Третью группу факторов составляют природно-средовые факторы. Неблагоприятное воздействие на человека оказывают температура и влажность воздуха, ветер, осадки, солнечная радиация, возмущения электромагнитного поля. К этой же группе относятся физико-географические особенности района автономного существования: рельеф, фауна и флора, водоисточники, фотопериодизм (полярные день и ночь) и др. Не имея достаточных запасов одежды, сложно противостоять воздействию внешних факторов, организовать ночлег, длительное нахождение в условиях автономии. Так же сложно без должной подготовки передвигаться по незнакомому и сложному рельефу, обеспечить себя пищей, не зная особенностей местной фауны и флоры.

Четвертая группа факторов — экологических — возникает в результате взаимодействия человека с окружающей средой: тепловые и холодовые поражения, горная болезнь, отравления, вызванные употреблением в пищу ядовитых растений, ягод и животных; укусы ядовитых змей и пауков; неизбежные при недостатках снаряжения травмы; вызванные огромными психологическими нагрузками психические заболевания.

По данным некоторых исследований, лишь 12 — 25% пострадавших удается сохранить самообладание и, правильно оценив обстановку, действовать решительно и разумно. Около 50 —70 % пострадавших оказываются в состоянии ошеломления, паники. Они ведут себя внешне спокойно, тихо, но не способны к самостоятельным разумным действиям. У 12—15% наблюдается истерическая реакция. Она проявляется либо в резком двигательном возбуждении, бессмысленных, неадекватных поступках, либо в глубоком безразличии к происходящему, полной бездеятельности и безволии.

К этой группе факторов относятся: холод, жара, голод, жажда, одиночество, переутомление, уныние, страх, физическая боль. Их действие бывает настолько сильным, что может привести к возникновению и развитию стресса. Поэтому эту особую группу факторов называют «стрессоры выживания». Процесс их возникновения тем активнее, чем менее подготовлен человек к действиям в экстремальной ситуации автономной существования. Этому подвержены люди со слабой волей к жизни.

В конечном итоге человеку приходится противостоять именно этим факторам. Поэтому рассмотрим их подробнее.

Холод. Влияние низких температур снижает активность и, как следствие, работоспособность человека. Холодовой стрессор оказывает неблагоприятное воздействие на психику человека. Мозг, воля человека как бы цепенеют, и любая борьба обречена на поражение. Именно поэтому при низких температурах, причем не только в арктических условиях, как пишут некоторые авторы, защита от холода играет первостепенную роль. Воздействие низких температур усиливается при наличии ветра, способствующего более быстрому охлаждению организма человека.

Действия по выживанию в этих условиях следует начинать с мероприятий по защите от воздействия холода: утепления за счет имеющихся запасов одежды, строительства убежища, разведения костра, приготовления горячей пищи. При длительном нахождении в экстремальной ситуации необходимо тщательно сохранять одежду и обувь, сушить их.

Жара. Высокая температура воздуха, прямая солнечная радиация вызывают в организме человека значительные неблагоприятные изменения. При этом перегрев нарушает функции организма, ослабляет физическую и психическую деятельность. Опасно воздействие высоких температур при недостатке питьевой воды, внутренние запасы которой организм расходует на поддержание нормальной температуры тела.

Значительно меньше времени человек может прожить без воды, чем без пищи. Смертельным считается потеря более 15 % внутреннего запаса воды в организме. Поэтому первостепенными действиями являются изготовление солнцезащитного тента, ограничение двигательной активности, сбор и экономное расходование питьевой воды.

Жажда, являющаяся следствием воздействия высокой температуры воздуха, ведет к обезвоживанию организма. При этом возможно нарушение обмена веществ в организме, приводящее при длительном воздействии к серьезным заболеваниям.

Жажда завладевает сознанием человека. Он теряет возможность сосредоточиться, решая лишь одну задачу — избавиться от этого чувства. Но и при достаточном количестве питьевой воды человек способен испытывать чувство жажды. Происходит это при неправильном ее потреблении.

Голод — совокупность вполне нормальных ощущений, связанных с потребностью организма в пище, в пополнении энергии. Их можно рассматривать как типичную стрессовую реакцию. Человек может длительное время существовать без пищи, но при этом он теряет работоспособность, снижается сопротивляемость организма к воздействию холода, боли, заболеваниям.

При полном голодании в организме вначале сжигаются запасы жировой клетчатки, затем — белок, гликоген мышц и печени. Во время этого процесса снижается интенсивность обмена веществ, сокращаются энергозатраты. Время, в течение которого человек может существовать без пищи, определяется многими факторами, среди которых можно назвать степень двигательной активности, физическое состояние на момент экстремальной ситуации, пол, возраст, температура окружающей среды.

Чувство голода ощущается двое —четверо суток. Потом аппетит пропадает, иногда человек даже чувствует некоторую бодрость. Но при этом наблюдаются плохой сон, головные боли, повышается раздражительность. Далее наступает апатия, вялость, сонливость.

Голод сокращает сопротивляемость холоду, увеличивает предрасположение к заболеваниям и усугубляет течение болезни. При длительном голодании значительно снижаются работоспособность, умственная деятельность, реакция.

При невозможности обеспечения себя продуктами за счет сбора съедобных ягод и растений, охоты или рыбалки в целях экономии энергии следует ограничить двигательную активность, ожидая помощи. Все физические работы надо свести до разумного минимума.

Боль. Полученные по неосторожности травмы, возникшие или обострившиеся в период автономного существования воспалительные процессы, высокие или низкие температуры вызывают боль. Боль — защитная реакция организма, она сигнализирует о нарушениях нормального функционирования органов и систем организма человека. Без чувства боли человек может погибнуть, не зная о том, что какое-то воздействие губительно для него.

Однако постоянная боль, причиняя страдания, раздражает, отвлекает человека. Действуя продолжительное время, она становится причиной серьезных нарушений здоровья человека, его психики. Это отражается на его поведении, способности сосредоточиться на действиях по выживанию.

Именно произвольное сосредоточение на выполнении каких-либо дел помогает превозмочь боль и продолжить целенаправленные действия по выживанию.

Переутомление рассматривают как состояние организма, возникающее после длительного физического или психического напряжения. Физическое переутомление преодолеть можно, организовав отдых.

Сложнее преодолеть психическое переутомление, вызываемое воздействием практически всех вышеперечисленных стрессоров. При этом притупляется воля, человек становится уступчивым к собственным слабостям. Он не спешит выполнять какую-то работу, откладывая ее на завтра, тем самым усугубляя или предрешая свое состояние.

Избегать переутомления надо организацией по возможности полноценного отдыха, нейтрализацией воздействия неблагоприятных для организма стрессоров.

Одиночество занимает особое место среди факторов выживания. Оно нередко оказывает сильнейшее воздействие на психику человека, в особенности ребенка, оказавшегося в ситуации вынужденного автономного существования. Так как человек — существо социальное, привыкшее в своей жизни к общению, соотнесению своих действий с действиями окружающих людей, к защищенности в коллективе, он воспринимает одиночество как оторванность от всего мира. «Полное одиночество невыносимо», — говорил бесстрашный исследователь и путешественник Ален Бомбар. А ведь он сознательно пошел в одиночное плавание! Одиночество, по признанию испытавших его, вызывает сильное напряжение всех чувств, вплоть до возникновения галлюцинаций.

Борьба с одиночеством предполагает создание иллюзии присутствия собеседника. Бороться с одиночеством можно, читая вслух стихи, стараясь вспомнить приятные моменты жизни, обсуждая вслух планы действий. Помогает отвлечься от одиночества активная деятельность.

Следствием одиночества выступает уныние, усиливающееся неудачными попытками развести огонь, сориентироваться на местности, определить путь выхода к населенному пункту. Преодолеть такое состояние помогают опять-таки активная деятельность, вера в успех, воля к жизни.

Страх. Его порождают воздействие стрессоров, неуверенность в своих силах, ожидание гибели и страданий. Страх возникает как эмоциональная реакция на возникновении опасностей действительных и кажущихся.

У ребенка, заблудившегося в лесу, чувство страха — первая реакция на неизвестность окружающей обстановки, собственное бессилие, оплошность. Однако страх — это и своеобразная система предупреждения об опасности, сигнализирующая о необходимости мобилизации всех своих возможностей для устранения угрозы жизни. Страх — естественная реакция человека на возможную опасность.

При нормальной реакции на возможное возникновение опасности человек мобилизует свою волю и способен преодолеть возникающие осложнения. При этом он зачастую демонстрирует такие высокие физические возможности своего организма, которые в нормальном состоянии проявить не способен.

Здесь важную роль играет чувство самосохранения, разумного и основанного на внутренней готовности к преодолению осложнений. Нет людей бесстрашных, есть люди, готовые к преодолению опасностей.

Однако страх может парализовать действия слабовольного человека, который перестает контролировать себя, теряет способность принимать правильные решения, видя опасность во всем его окружающем.

Правильно говорит пословица: «У страха глаза велики». В таком состоянии человек, оказавшийся в экстремальной ситуации, гибнет от холода, имея спички и дрова, умирает от голода, имея запас продуктов.

Как видно из сказанного, на человека, попавшего в ситуацию вынужденного автономного существования, заблудившегося в лесу, воздействует множество факторов, способных привести пострадавшего к гибели.

И лишь следование правилам подготовки к прогулке, походу может в большой степени снизить вероятность попадания в такую ситуацию.

Тестирование по ОБЖ - 10 класс.

Тема: «Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природных условиях».

Возможные причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования.

а) потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных средств, крупный лесной пожар;

б) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут, отсутствие средств связи;

в) потеря части продуктов питания, потеря компаса.

  1. Какая задача при подготовке и проведении туристического похода является главной:

а) выполнение целей и задач похода;

б) полное прохождение маршрута;

в) обеспечение безопасности.

  1. Руководитель похода обязан сообщить о маршруте туристической группы в поисково-спасательную службу (ПСС) для того, чтобы:

а) от ПСС был выделен представитель для сопровождения группы на маршруте;

б) ПСС могла контролировать прохождение группой маршрута и в случае экстремальной ситуации или несвоевременного завершения маршрута оперативно оказать ей помощь;

в) ПСС могла контролировать прохождение группой населенных пунктов, отмеченных на маршруте;

г) ПСС выделила группе рацию для связи при прохождении маршрута.

  1. Если в походе во время прохождения маршрута вы отстали от группы, то:

а) необходимо сойти с трассы и остановиться на развилке тропы;

б) можно сойти с трассы, чтобы найти следы товарищей;

в) нельзя сходить с трассы, лыжни.

  1. Если во время движения на маршруте вы заблудились и не можете найти свои следы, то необходимо:

а) остановиться и оценить ситуацию, искать тропу или дорогу, ручей или реку;

б) найти возвышенное место и оглядеться, а затем двигаться в направлении захода солнца;

в) прислушаться к звукам, чтобы потом двигаться подальше от дорог или рек.

  1. Готовясь к походу, необходимо правильно подобрать одежду. Каким ниже перечисленным требованиям она должна соответствовать:

а) одежда должна быть из синтетических материалов;

б) одежда должна быть свободной, чистой и сухой, носиться в несколько слоев;

7. Выберите из указанных ниже экстремальные ситуации в природе:

а) резкое изменение природных условий, смена климатогеографических условий;

б) неумение ориентироваться на местности, переезд на новое место жительства из одного района города в другой, потеря одним из членов туристической группы личного снаряжения;

в) автономное существование в природных условиях туристической группы, идущей по разработанному маршруту, имеющей необходимое снаряжение и продукты питания.

  1. Наиболее удобной обувью в походе считаются:

а) сапоги резиновые или хромовые, легкие спортивные тапочки;

б) туристические ботинки, кеды, кроссовки;

в) полуботинки, сапоги, туфли.

  1. Как высушить резиновые сапоги в походе:

а) вытащить из сапог стельки и протереть внутри досуха тряпкой, поставить сапоги к теплу, но не к открытому огню;

б) набить сапоги сухой травой или бумагой и поставить их недалеко от костра;

в) вбить в землю около костра колышки и повесит на них сапоги.

  1. Какого цвета должна быть верхняя одежда туриста:

а) однотонного цвета;

б) из камуфлированного материала;

в) яркая, демаскирующая.

  1. Приметами хоженой тропы могут быть:

а) высокая трава, наличие следов птиц и зверей;

б) примятая трава, следы от транспорта, следы деятельности человека;

в) растущие на тропе грибы, ягоды, сломанные ветки.

  1. Порядок действий в различных аварийных ситуациях в условиях природной среды не одинаков, и зависит от конкретной обстановки. Из приведенных ниже случаев выберите те, в которых командир группы должен принять решение об уходе с места аварии:

а) группа не может быть обнаружена спасателями из-за окружающей ее густой растительности, в течении трех суток нет связи и помощи, возникла непосредственная угроза жизни людей;

б) место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая;

в) сигнал бедствия или сообщение о место происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции.

  1. К факторам выживания в условиях вынужденного автономного существования не относятся:

а) личностные факторы;

б) психологические факторы;

в) материальные факторы;

г) природные факторы.

  1. Совершая переход через лес, вы почувствовали, что заблудились. Как вам действовать:

а) сразу же прекратить движение и попытаться сориентироваться с помощью компаса или природных признаков;

В) двигаться в обратном направлении.

  1. Необходимо по льду преодолеть водоем. Какой лед, по-вашему, наиболее прочен:

а) белого цвета;

б) имеющий синеватый или зеленоватый оттенок;

в) матовый.

  1. В условиях автономного плавания на спасательном плоту у вас появились признаки морской болезни. Как вы избавитесь от нее:

а) уляжетесь на спину, слегка запрокинув голову и делая глубокие ритмичные вдохи и выдохи;

б) уляжетесь на живот;

в) сядете, поджав колени к подбородку.

  1. Передвигаясь с шестом по моховому болоту, вы провалились в «окно» - глубокую водяную яму, поверхность которой скрыта плавучими растениями и травой. Будете ли вы:

а) делать резкие движения, стараясь держаться на плаву;

б) опираясь на лежащий поперек шест, постараетесь принять горизонтальное положение и дотянуться до камыша, ветки, тростника.

  1. Зима. Вы находитесь в походе. Вам захотелось пить. Что лучше использовать для получения питьевой воды:

а) «молодой» лед;

б) плотно слежавшийся снег;

в) «старый» лед.

  1. Как вы поступите с рюкзаком, находящимся у вас за плечами, при переходе реки с быстрым течением:

а) избавитесь от него;

б) будете нести в руках;

в) понесете за плечами;

г) потянете рюкзак за собой по воде.

  1. Вы подошли к болоту и, осматривая его с удобного для наблюдения места, выделили различные участки. Какой из них вы выберете для перехода:

а) участок со сплошным слоем старого мха и торфа;

б) с плавающим на воде растительным покровом;

в) с редким камышом, тростником.

  1. Вы устанавливаете палатку. Что, по-вашему, надо сделать в первую очередь:

а) установить стойки;

б) застегнуть вход;

в) растянуть дно.

  1. Вы находитесь в горах, на скалистой вершине. Вам необходимо спуститься вниз, однако этому мешает плохая видимость из-за низкой облачности. Как вы поступите:

а) спуститесь вдоль водяного потока, сбегающего по покатому склону, чтобы не потерять ориентировку;

б) будете ожидать улучшения погоды в каком-либо безопасном месте.

  1. В грозу во время движения группы рядом ударила молния. Один человек упал. При осмотре вы заметили на его теле обширные древовидные красные полосы, а также явное отсутствие признаков жизни. Будите ли вы:

А) делать искусственное дыхание пострадавшему;

Б) закапывать его в землю для отвода электрического тока, полученного в результате

Удара молнии;

В) растирать спиртом участки тела, на которых видны красные полосы;

г) не трогая пострадавшего, будете ждать, пока он сам придет в сознание.

25. Что необходимо сделать потерпевшему бедствие при аварии транспортного средства в первую очередь?

А) не следует что-либо предпринимать до приезда спасателей;

Б) перебраться в безопасное место. А также оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;

В) покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования;

Г) Сориентироваться на местности и уточнить своё местонахождение, а при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.

26. При каких условиях принимается решение остаться на месте аварии?

А) местонахождение ближайшего населённого пункта примерно известно, расстояние до него не далеко.

Б) место происшествия не определено, местность неизвестная и малопроходимая.

В) сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;

Г) Большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм;

Д) нет связи только в течении трёх суток.

27. Какие известны основные способы ориентирования на местности?

А) по памяти;

Б) по растениям;

В) по небесным светилам;

Г) По компасу;

Д) по местным признакам.

ТЕСТ (6 класс)

«Автономное существование человека в природе»

  1. Маркировка туристских маршрутов осуществляется металлическими табличками, которые крепятся на деревьях на уровне роста человека. Таблички имеют три горизонтальные полосы. В какие цвета они окрашены? Выберите правильные ответы:

А) красная – белая – красная

Б) белая – красная – белая

В) синяя – желтая – синяя

Г) белая – синяя – белая

  1. В солнечный полдень тень указывает направление на:

А) юг

Б) север

В) запад

Г) восток

  1. Как определить стороны света, находясь в лесу в безлунную ночь?

А) по часам

Б) по луне

В) по полярной звезде

  1. Определить стороны света на местности можно по:

А) направлению ветра

Б) собственной тени

В) направлению течения реки

Г) направлению хоженых троп

Д) направлению нехоженых троп

Е) компасу

Ж) звездам

З) направлению движения поездов

И) местным предметам

К) часам

  1. Что такое альпеншток? Выберите правильный ответ:

А) палка-шест для перехода реки и горных перевалов

Б) палка для отпугивания животных

В) палка для ловли рыбы

  1. Выберите из предложенных вариантов установленные требования к месту сооружения временного жилища:

А) место должно находиться на берегу реки на уровне воды

Б) место должно находиться на ровной возвышенной продуваемой

Площадке

В) место должно находиться среди сухостоя, который можно использовать

Для костра

Г) возле площадки должен находиться источник воды и достаточно

Топлива

Д) недалеко от площадки должна быть дорога или наезженная тропа

Е) возле лагеря должна быть площадка (поляна) для подачи сигналов

Бедствия

А) сверху – вниз

Б) справа – налево

В) снизу – наверх

Г) безразлично как

  1. Чтобы правильно преодолеть реку, следует:

А) выбрать удобное место

Б) использовать надувные матрасы и камеры

В) переходить реку в брод

Г) при переходе использовать шест или альпеншток

  1. При преодолении болот, необходимы:

А) идти друг за другом, держась за руки

Б) вооружиться шестом

В) настелить гать из жердей

Г) идти осторожно, но широким шагом

Д) идти, наступая на кочки или корневища кустов

  1. Для ночлега зимой ты изготовишь:

А) унты

Б) иглу

В) нарты

1 - вариант
1. Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях:

а) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут, отсутствие средств связи;

б) потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных средств, крупный лесной пожар;

в) потеря части продуктов питания, потеря компаса.

2. Готовясь к походу, вам необходимо правильно подобрать одежду. Каким нижеперечисленным требованиям она должна соответствовать:

а) одежда должна быть свободной, чистой и сухой, носиться в несколько слоев;

б) одежда должна быть из синтетических материалов;

в) одежда должна быть из однотонного или камуфлированного материала, чистой и сухой.

2 - вариант
1. Какая задача при подготовке и проведении туристского похода является главной:

а) обеспечение безопасности;

б) выполнение целей и задач похода;

в) полное прохождение маршрута.

2. В солнечный полдень тень указывает направление на:

а) восток;

в) запад; г) север,

3. Каким должно быть место разведения костра: а) место разведения костра должно быть не далее 10 метров от водного источника;

б) место разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, неглубокого снега;

в) в ненастную погоду надо разводить костер под деревом, крона которого должна превышать основание костра на 6 метров.

Тема: «Опасные чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни,

и правила безопасного поведения»

  1. Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях:

а) потеря части продуктов питания;

б) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут;

в) потеря ориентировки на местности во время похода;

г) потеря компаса;

д) авария транспортных средств в условиях природной среды;

е) крупный лесной пожар;

ж) отсутствие средств связи.

Ответ: в; д; е.

  1. Порядок действий в различных аварийных ситуациях в условиях природной среды отличается друг от друга и зависит от конкретной обстановки. Из приведенных ниже случаев выберите те, когда командир группы должен принять решение об уходе с места аварии:

а) группа не может быть обнаружена спасателями из-за окружающей ее густой растительности;

б) направление на ближайший населенный пункт и его удаление не известны;

в) место происшествия точно не определенно, местность незнакомая и трудно проходимая;

г) в течение трех суток нет связи и помощи;

д) возникла непосредственная угроза жизни людей;

е) сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;

ж) точно известно местонахождение населенного пункта, и состояния здоровья людей позволяет преодолеть расстояние до населенного пункта.

Ответ: а; г; д; ж.

3. Собираясь в поход, вам необходимо подобрать одежду. Каким ниже перечисленным требованиям она должна соответствовать:

а) одежда должна быть свободной и надеваться в несколько слоев;

б) одежда быть из синтетических материалов;

в) одежда должна быть однотонного цвета или из камуфлированного материала;

г) одежда должна быть чистой и сухой.

Ответ: а; г

4. Выберите из предложенных вариантов установленные требования к сооружению временного жилища:

а) место должно находиться на берегу реки на уровне воды;

б) место должно находиться на ровной возвышенной продуваемой площадке;

в) место должно находится среди сухостоя, который можно использовать для костра;

г) возле площадки должен находиться источник воды и достаточно топлива;

д) недалеко от площадки должна быть дорога или наезженная тропа;

е) возле лагеря должна быть площадка (поляна) для подачи сигналов бедствия в случае необходимости.

Ответ: б; г; е.

  1. Как правильно разводить костер? Разместите предложенные ниже действия в порядке очередности:

а) положить на почву растопку;

б) на растопку положить ветки;

в) поджечь костер двумя-тремя спичками;

г) приготовить растопку и дрова;

д) сверху веток положить поленья, дрова;

е) соблюдать правила пожарной безопасности.

Ответ: г; а; в; б; д; е.

  1. Выберите самый простой способ обеззараживания воды в полевых условиях:

а) очистка через фильтр из песка и материи;

б) очистка через фильтр из песка, ваты и материи;

в) кипячение воды;

г) добавление в воду марганцовки.

Ответ: в.

Решение какой задачи встает в первую очередь перед человеком в условиях вынужденной автономии?

1). Добыча воды и пищи; 2). Установление связи и подача сигналов бедствия;

3). Преодоление страха. (3)

Как, по-твоему, какой самый лучший способ преодолеть страх в условиях автономного существования?

1). Выпить успокоительное средство; 2). Смириться со своим положением и ждать помощи; 3). Разработать план действий и приступить к его выполнению .(3)

Экстремальная ситуация автономного существования это:

1). Ситуация, при которой возникает угроза жизни, здоровью и имуществу человека;

2). Ситуация, которая помогает найти выход из трудного положения;

3). Ситуация, при которой возникает угроза жизни, здоровью человека в условиях вынужденного одиночества (3)

При движении на личном автомобиле вы попали в сильную бурю. Как вы поступите:

1). Развернете (по возможности) его против ветра, остановитесь, укроете двигатель, повесите на антенну яркую ткань, плотно закроете двери и окна машины и, периодически прогревая двигатель, будете ждать окончания бури или помощи спасателей; 2).Остановите машину и, не выключая двигатель, будете ждать окончания бури; 3). Остановитесь и попытаетесь пешком дойти до населенного пункта; 4). Развернете (по возможности) автомобиль по ветру, остановитесь, будете периодически очищать его от снега, чтобы легче его было отыскать поисковой группе, и подавать периодически звуковые и световые сигналы. По мере необходимости прогревать двигатель; 5). Съедете с главной дороги на проселочную (чтобы не пострадать при расчистке дороги спасателями), повесите на шест (антенну) яркую ткань, будете периодически подавать звуковые и световые сигналы и ждать окончания бури, не выключая двигатель . (1)

Дополните фразу: «Нахождение отдельного человека или группы людей вдали от населенных пунктов среди леса, тундры, степи и т.д. называется ___________» (автономное существование)

Назовите два вида возможного автономного существования человека в природе

1). Вынужденное; 2). Приобретенное; 3). Добровольное. (1,3)

Составьте фразу из фрагментов (ответ представьте последовательностью букв, например: 4,7,…):

1)….делят на два…; 2). …для ориентирования по солнцу и часам …; 3). …при этом биссектриса этого угла покажет направление юг-север…; 4). …наручные часы располагают горизонтально…; 5). …и угол между стрелкой и цифрой 12 (для местного времени) …; 6)….часовой стрелкой к солнцу … (2,4,6,5,1,3)

Распределите основные этапы похода в порядке их протекания (ответ представьте последовательностью цифр, например: 4,2…):

1). Инструктаж об особенностях поведения в походе, обеспечивающих безопасность частников группы, об экологически правильном поведении в походе; 2). Проверка состояния места бивака и снаряжения туристов; 3). Следование на исходный пункт похода (утро), построение; 4). Начальное прибытие на исходный пункт похода;

5). Приведение в порядок территории бивака; 6). Следование к конечному пункту маршрута;7). Проверка готовности к походу; 8). Большой привал и выполнение запланированных на нем мероприятий . (4,6,1,6,7,5,2,3)

Выберите из указанных ниже экстремальные ситуации в природе:

1). Резкое изменение природных условий, смена климатогеографических условий;

2). Неумение ориентироваться на местности, переезд на новое место жительства из одного района города в другой, потеря одним из членов туристкой группы личного снаряжения;

3). Автономное существование в природных условиях туристкой группы, идущей по разработанному маршруту, имеющей необходимое снаряжение и продукты питания. (1)

Руководитель похода обязан сообщить о маршруте туристкой группы в поисково-спасательную службу (ПСС) для того, чтобы:

1). ПСС могла контролировать прохождение группой маршрута и в случае экстремальной ситуации или несвоевременного завершения маршрута оперативно оказать ей помощь;

2). От ПСС был выделен представитель для сопровождения группы на маршруте;

3). ПСС могла контролировать прохождение группой населенных пунктов, отмеченных в маршруте; 4). ПСС выделила группе рацию для связи при прохождении маршрута. (1)

Если в походе во время похода движения по маршруту вы отстали от группы, то:

1). Нельзя сходить с трассы, лыжни; 2). Можно сойти с трассы, чтобы следы товарищей; 3). Необходимо сойти с трассы и остановиться на развилке тропы . (1)

Если вовремя движения на маршруте и не моете найти свои следы, то следует:

1). Остановиться и оценить ситуацию, искать тропу или дорогу, ручей или реку; 2). Прислушаться к звукам, чтобы потом двигаться подальше от дорог или рек; 3). Найти возвышенное место и оглядеться, а затем двигаться подальше в направлении захода солнца. (1)

Причинами вынужденного автономного существования в природных условиях являются:

1). Выпадение осадков; 2). Авария транспортных средств; 3). Потеря частим продуктов питания; 4). Потеря компаса; 5). Потеря группы в результате отставания или несвоевременного выхода к месту сбора; 6). Несвоевременная регистрация группы пред выходом на маршрут; 7). Потеря ориентировки на местности; 8). Резкое понижение температуры воздуха. (2,5,7)

Что нужно делать, если в походе во время движения по маршруту вы отстали от группы? Разместите указанные действия в необходимой последовательности:

1). Искать следы своих товарищей; 2). Ждать, когда за вами вернуться; 3). Не сходить с трассы, лыжни; 4). Остановиться на развилке тропы; 5). Построить временное жилище;

6). Развести костер. (3,1,4,2,6,5)

При прохождении туристского маршрута в лесу ваша группа попала в экстремальную ситуацию. Командир группы принял решение ожидать помощь на месте. Что необходимо предпринять в этом случае? Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

1). При наличии в группе пострадавших направить их в сопровождении нескольких человек искать населенный пункт с целью оказания помощи; 2). Если есть пострадавшие, ослабленные, больные, оказать им первую медицинскую помощь;

3).подавать аварийные сигналы поисковым группам; 4). При помощи компаса определить направление выхода и послать группу разведки для определения расстояния до ближайшего населенного пункта; 5). При отсутствии запаса продуктов питания

организовать поиск воды и пищи; 6). Организовать поиск топлива для разведения костра; 7). Организовать поиск возвышенного места для определения своего местонахождения; 8). Организовать приготовление пищи; 9). Организовать сооружение временного жилища; 10). Одеть теплые вещи и сесть ближе к костру, временное жилище не сооружать . (2,9,6,5,8,3)

При устройстве навеса или шалаша крышу следует накрывать:

1). Сверху-вниз; 2). Справа-налево; 3). Снизу-вверх (3)

Вы укрылись в специально оборудованной вами снежной пещере. Имеющаяся горелка освещает и согревает убежище. При каком цвете пламени горелки вам не следует беспокоиться:

1). При желтом; 2).Голубом; 3).Красном (2)

Вы устанавливаете палатку. Что вы делаете в первую очередь:

1). Устанавливаете стойки; 2). Застегиваете вход; 3). Растягиваете дно (3)

Каковы требования к месту сооружения временного жилища:

1). Ровная возвышенная продуваемая площадка, возле источника воды и достаточно топлива, вблизи поляна для подачи сигналов бедствия; 2). Место среди сухостоя, который можно использовать для костра, на берегу реки на уровне воды; 3). Недалеко дорога или наезженная тропа, вблизи много грибов и ягод. (1)

1). Повысить физическую активность, чаще делать физические упражнения;

2). Снизить физическую активность; 3). Организовать полноценный отдых; 4). В летнее время в ясную погоду периодически купаться; 5). Избегать температурного дискомфорта (или переохлаждения); 6). Чаще находиться возле костра. (2,3,5)

На рынке вы приобрели импортные продукты. На одной из упаковок ваше внимание привлекла маркировка, состоящая из букв «Е» и трехзначной цифры. Это означает, что продукт, имеющий маркировку Е-123:

5). Канцероген . (3)

. (2,3)

. (1,4)

При осмотре консервов вы обнаружили незначительное вздутие банок. Как вы поступите:

1). Закопаете банки в землю; 2). Вскроете банки, осмотрите содержимое и, если оно не вызывает у вас сомнений, будете употреблять в пищу; 3). После вскрытия тщательно пропарьте или прокипятите консервы; 4). Будете употреблять в пищу без дополнительной обработки . (3)

.(2)

1). Повысить физическую активность, чаще делать физические упражнения; 2). Снизить физическую активность; 3). Чаще находиться возле костра (2)

Назовите, какими насекомыми и пресмыкающимися можно утолить голод в условиях вынужденного автономного существования?

1). Саранча и кузнечики; 2). Колорадский жук; 3). Ящерицы и змеи (1,3)

Укажите, какое время является лучшим для рыбной ловли

1). Полдень; 2). Утро (на рассвете); 3). В течение дня (2)

Назовите, какие растения можно использовать, чтобы заварить чай?

1). Листья березы; 2). Листья брусники; 3). Полынь . (2)

Вас мучит голод, а продуктов питания нет. Как вы определите пригодность растений и ягод к употреблению в пищу:

1). Попытаетесь есть то, что едят птицы; 2). Будете есть все встречающиеся на пути ягоды, за исключением ярко-красных; 3). Возьмете в рот небольшое количество ягод ил незнакомых вам растений и, немного пожевав их, подождете 5-10 минут; если они вам покажутся вкусными, то будете употреблять их в пищу в небольшом количестве . (4)

Будете ли вы употреблять (при крайней необходимости) в пищу малоподвижных грызунов в пустынных районах:

1). Да; 2). Нет; 3). Буду, но в малых количествах .(2) На рынке вы приобрели импортные продукты. На одной из упаковок ваше внимание привлекла маркировка, состоящая из букв «Е» и трехзначной цифры. Это означает, что продукт, имеющий маркировку Е-123:

1). Сомнителен; 2). Запрещен; 3). Очень опасен; 4). Противопоказан при гипертонии;

5). Канцероген . (3)

Промывка и механическая очистка овощей снижает содержание нитратов в среднем на 10%. Необходимо знать, какие виды обработки продуктов практически не меняют содержание нитратов:

1). Вымачивание в воде; 2). Тушение; 3). Варка; 4). Квашение; 5) Маринование;

6). Консервирование; 7). Сушка.(2,4,5,6)

Из предложенных признаков выберите правильные, при наличии которых рыбу можно использовать для приготовления пищи:

1). При надавливании не деформируется; 2). Рот и жаберные щели открыты; 3).глаза мутные, без блеска; 4). Жабры ярко-красные; 5). Чешуя легко отделяется . (1,4)

Какие признаки указывают на доброкачественность продуктов:

1).Мясо имеет гнилостный запах; 2). При разрезе мяса вытекает жидкость, а при надавливании на него ямка быстро выравнивается; 3). Жир на мясе имеет бледно-желтый цвет; 4). В мясе имеются белые точки или пузырьки с жидкостью внутри;

5). Жир на мясе имеет синевато-зеленоватый оттенок . (2,3)

Выберите из предложенных вариантов требования, предъявляемые к месту разведения костра:

1). Необходимо найти хорошо проветриваемую поляну; 2). Необходимо найти поляну. защищенную от ветра; 3). Место разведения костра должно быть не далее 10 метров от водоисточника; 4). В ненастную погоду надо разводить костре под деревом; 5). Место разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, неглубокого снега; 6). Место разведения костра должно быть обложено камнями; 7). Место разведения костра должно быть обложено поленьями. (2,5,6)

Выберите среди приведенных ниже сведений те, которые соответствуют правильному выбору места для костра:

1).Место должно быть далеко от воды и закрыто лесом; 2). Место должно быть открытым, но защищенным от ветра; 3). Место для костра желательно выбирать ближе к воде; 4). Кострище должно располагаться вблизи от деревьев (не дальше 2-3м); 5). Для костра лучше избрать новое место, а не то, которое использовалось ранее . (2,3)

Вы разожгли костер последней спичкой, а необходимость сохранять добытый огонь длительное время из-за сложившихся обстоятельств. Как вы попытаетесь сделать это:

1). Наполните ведро хорошо высушенными грибами – трутовиками или пометом животных и зажжете их; 2). Отыщите смолистую ветку и подожжете ее; 3). Наполните ведро, в котором предварительно проделаны отверстия, прогоревшими углями; 4). Если имеются горюче-смазочные материалы, то нальете их в ведро и с песком и подожжете; 5). Найдете сухой, трухлявый пень и подожжете его; 6). Пополните ведро еловыми или сосновыми шишками и подожжете; 7). Изготовите веник из сухих растений и подожжете . (1,2,3,4)

У вас не оказалось спичек. Расстояние до ближайшего населенного пункта 70км. Вы находитесь гористой местности, богатой твердыми минералами. Из снаряжение у вас имеется охотничье ружье, нож, котелок, фляга, запасы воды и пищи. Вам предстоит ночевка в лесу при сильном морозе. Для обогрева и приготовления пищи вам необходим костер. Какие подручные средства вы будете использовать для добывания огня, учитывая, что горючего материала заготовлено достаточно:

1). Нож и твердые минералы (кварц, агат); 2). Холостой выстрел; 3). Деревянные бруски . (1,2)

Какие основные требования вы будете учитывать при оборудовании костра:

1). При сильном ветре разведете костер в укрытии; 2). Для кипячения разведете широкий костер, а для обогрева – небольшой, конусообразный; 3). Чтобы костер дольше не прогорал, будете использовать сырое дерево .(1,3)

При следовании на автомобиле по таежной дороге у вас заглох двигатель автомобиля. На скорую помощь рассчитывать в этих условиях не приходится. Предстоит ночевка в машине. Надо как-то обустроиться. В радиаторе вашей машины антифриз. В кабине имеется медицинская аптечка. Вы приняли решение разжечь костер. Что вы будете использовать для разжигания костра, учитывая, что у вас и ваших попутчиков средство для разведения огня отсутствует, а аккумуляторная батарея разряжена:

1). Бензин и аспирин; 2). Перманганат калия (марганцовка) и антифриз; 3). Кислоту и гидрокарбонат натрия . (2)

Что означает знак К в международной кодовой таблице сигналов бедствия?

1). Нужны пища и вода; 2). Укажите направление следования; 3). Все в порядке (2)

Что означает знак F в международной кодовой таблице сигналов бедствия?

1). Нужны лекарства; 2). Все в порядке; 3). Нужны пища и вода .(3)

Выберете из предложенных вариантов требования, предъявляемые к месту разведения костра:

1). Хорошо проветриваемая поляна; 2). Поляна, защищенная от ветра; 3). В ненастную погоду костер разводить под деревом; 4). Место разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, глубокого снега; 5). Место костра должно быть обложено камнями. (2,4,5)

Как правильно разводить костер? Разместить предложенные действия в правильном порядке:

1). Положить на почву растопку; 2). На растопку положить ветки; 3). Поджечь костер двумя-тремя спичками; 4). Приготовить растопку и дрова; 5). Сверху веток положить поленья, дрова; 6). Соблюдать правила пожарной безопасности. (4,1,2,3,5,6)

Что запрещается делать при разведении костра? Выберите из предложенных вариантов правильные ответы:

1). Разводить костер возле водоисточников; 2). Разводить костер на торфяниках;

3). Разводить костер на снегу; 4). Разводить костер близ деревьев; 5). Использовать для костра сухостой; 6). Использовать для костра живые деревья; 7). Оставлять без присмотра горящий костер;8). Оставлять дежурить возле костра менее 3-х человек. (2,4,6,7)

С помощью каких предметов можно добыть огонь трением?

1). Колчана и стрел; 2). Лука из молодой березы, ивы; 3). Любой доски, толстого ствола дерева; 4). Опоры (доски сухого дерева); 5). Сверла .(2,3,4,5)

Какой тип костра наиболее пригоден для приготовления пищи?

1). «Шалаш»; 2). « Звездный»; 3). « Таежный ». (1)

Какой тип костра наиболее пригоден для обогрева?

1). « Шалаш»; 2). « Таежный»; 3).«Нодья»; (2,3)

Потребность человека в воде при умеренных физических нагрузках в сутки составляет. Назовите правильные ответы:

1). Более 2 литров; 2). 1,2л; 3).1,5-2 литра; 4). До 2 литров . (3)

Как вы добудете в лесу питьевую воду?

1). Устроите опреснитель из надетого на ветку пакета; 2). Процедите речную воду через платок; 3). Поищите озеро с прозрачной водой. (1)

В холодное время года при движении по тундре у вас закончились запасы воды. Для восполнения е запасов вы будете:

1).Использовать в качестве источника воды лед, сглаженный по очертаниям и имеющий голубую окраску; 2). Лед, имеющий темно-зеленый цвет; 3). Использовать снег в тех местах, где растет багульник; 4). Слой снега, прилежащий ко льду; 5). Будете есть сухой снег .(1)

При кораблекрушении вы волей обстоятельств оказались один в море на спасательном плотике вдали от судоходных линий. На скорую помощь рассчитывать не приходится. У вас в наличии имеется емкость с тремя литрами консервированной воды. Продукты питания отсутствуют. Как вы поступите:

1). Будете пить воду только тогда, когда жажда станет невыносимой; 2). Будете изредка пить морскую воду; 3). Будете для уменьшения обезвоживания организма использовать забортную воду, соорудите из части одежды солнцезащитный тент; 4). Для уменьшения расхода пресной воды будете смешивать ее с морской водой . (1,4)

Джунгли располагают биологическими источниками воды – растениями-водоносами. Какие растения-водоносы хранят в себе наибольшее количество воды:

1). Пальма равенала (дерево путешественников); 2). Баобаб; 3). Бамбук; 4).канатообразная лиана; 5). Дерево «малукба». (5,1,3,4)

В пустынных и горных местностях Центральной Азии на обочине караванной дороги, на горных перевалах можно увидеть высокую гряду камней с торчащими в разные стороны сухими ветками, к которым привязаны пестрые тряпочки, ленты, бараньи ноги. Это священный знак «ОБО», который предупреждает вас:

1). Об источнике воды; 2). О близости жилища; 3). Об опасности . (1)

Передвигаясь по засушливой местности, вы очень хотите пить. У вас полная фляга воды. Как следует поступить:

1). Беречь воду и пить примерно по чашке в день; 2). Утолить жажду, выпив половину имеющийся воды; 3). Пить часто, но по одному глотку; 4). Пить только при сильной жажде, промочив рот и выпив один-два глотка .(4)

Рядом с вашим биваком – ручей сомнительной чистоты и болотце. Воду для приготовления пищи вы будете брать:

1). Из ручья; 2). Из болотца; 3). Из специально вырытой ямы рядом с болотцем ; (3)

В жаркий знойный день, совершая движение в пустынной местности, вы чувствуете, что язык начинает распухать из-за недостатка воды. Следует ли вам:

1). Снять одежду и нести ее в руках; 2). Продолжать движение не раздеваясь; 3). Не раздеваясь, плотно застегнуться, найти любую тень и дожидаться вечера (3)

Оказавшись без воды в пустыне, каким способом можно ее добыть?

1). Выкопав колодец; 2). С помощью дистиллятора; 3). С помощью солнечного конденсатора (3)


В условиях природной среды человеку зачастую приходится проводить несколько дней в «полевых условиях», вдали от населенных пунктов, сталкиваться с разнообразными экстремальными ситуациями, что предъявляет дополнительные требования по личной безопасности.

В этих условиях желательно иметь следующий набор необходимых предметов, которые могут пригодиться в любой климатогеографической зоне: сигнальное зеркало, с помощью которого можно подать сигнал бедствия на расстояние до 3 км, охотничьи спички, свечу или таблетки сухого горючего для разведения костра или обогрева убежища, свисток для сигнализации; большой нож (мачете) в ножнах, который может использоваться как нож; топор; лопата; острога; компас; кусок плотной фольги и полиэтилена; рыболовные принадлежности; аварийный набор медикаментов; запас воды и продуктов.

В условиях автономного существования становится неприемлемой житейская философия, выработанная цивилизацией, когда многие потребности человека, как члена общества, обеспечивают другие люди. Удовлетворение даже самых обычных жизненных потребностей в таких условиях зачастую превращается в трудноразрешимую задачу. Жизнь человека, вопреки многолетнему опыту, становится зависимой не от привычных критериев (образования, профессиональных навыков, материального положения и т.д.), а совсем от других факторов (солнечной радиации, температуры воздуха, наличия водоемов, животных, съедобных растений).

Человеку, оказавшемуся в экстремальных условиях природной среды, лучше оставаться на месте, если нет твердой уверенности в возможности быстро выйти из создавшейся ситуации, а обстановка не требует немедленного ухода с места происшествия.

Если человек решил остаться на месте происшествия и ждать помощь, нужно составить план своих действий в этой ситуации:

    определение своего местонахождения;

    защита от неблагоприятных воздействий окружающей природной среды;

    разведение костра;

    подача сигналов бедствия;

    добывание пищи и воды;

    оказание самопомощи и профилактика заболеваний.

В условиях автономного существования отсутствие необходимых знаний не подменят ни энтузиазм, ни физическая выносливость, ни наличие запасов продуктов и аварийного снаряжения.

Основой выживания являются прочные знания в различных областях, умение пользоваться ими в любых условиях.

2. Факторы выживания

Продолжительность сроков автономного существования зависит от ряда причин, объективных и субъективных, которые могут способствовать, либо препятствовать деятельности человека в условиях автономии. Их называют факторами выживания. Факторы выживания делятся на три группы: антропологические, природно-средовые и материально-технические.

Антропологические факторы . Эти факторы характеризуют состояние здоровья человека, его внутренние резервы. Сюда же относятся и психологическая подготовленность, воля к жизни, морально-волевые качества, появление активной деятельности, от которой будет зависеть преобладание положительных или отрицательных эмоций и поступков, физическая выносливость, адаптированность к условиям климата, а также наличие навыков выживания в условиях автономного существования.

Каждый человек, отправившийся в далекое путешествие на каком либо виде транспорта ил пешком, подсознательно должен быть готов к действию во внезапно возникшей аварийной, катастрофической или экстремальной ситуации.

Максимум хладнокровия и выдержки, умение мгновенно собраться и сосредоточиться на главном  вот то, что поможет сохранить жизнь, и не только свою, и с честью выйти из возникшей ситуации. Паника и непродуманные, хаотические действия не только усугубляют положение, но и могут привести к трагической развязке.

Основными факторами, обеспечивающими долговременное выживание, являются воля к жизни, общая физическая подготовка, психическая уравновешенность.

Воля к жизни . Этот фактор включает в себя:

    возникновение у человека кратковременного чувства самосохранения;

    необходимость длительного (долговременного) выживания в сложных условиях.

В первом случае человек действует как бы на чувственном уровне, подчиняясь естественному инстинкту самосохранения. Он отдергивает голову от пружинящей ветки, оберегая глаза, отскакивает от падающего камня, сухого дерева, при падении инстинктивно цепляется за любые выступающие предметы.

Во втором случае рано или поздно наступает тот критический момент, когда слишком высокие физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Человека уже не пугают возможные трагические последствия, им овладевает безразличие ко всему окружающему, он становится пассивным и легко впадает в депрессию. Иногда такое состояние, наоборот, проявляется в желании во что бы то ни стало устроить отдых, пусть даже в заведомо опасном месте, или пройти опасный участок без надлежащей страховки (лавиноопасный или камнепадный склон, бурный поток и т.п.).

Общая физическая подготовка. Все было бы понятно, если бы речь шла только о туристских группах, участниках изыскательских или каких-либо других экспедиций, т.е. тех людей, которые в силу специфики их спортивных увлечений или профессиональных занятий проходят специальную подготовку и медицинское освидетельствование. Но, к сожалению, предусмотреть заранее, кто попадет в экстремальную ситуацию при аварии или катастрофе самолета, парохода, автомобиля в ненаселенной труднодоступной местности совершенно невозможно. Ведь это может быть пожилой или больной человек, беременная женщина, ребенок и просто физически слабый человек. Особенно большие трудности возникают, когда группа людей, оказавшихся в экстремальной ситуации, имеет не только разный возраст, но и физическую подготовку.

Психическая уравновешенность. Но все же физическая подготовка не всегда играет решающую роль в обеспечении выживания, сохранении работоспособности и ясности мысли. Огромное значение в экстремальных условиях, особенно автономного существования, играет психологическая уравновешенность и правильная организация всех спасательных мероприятий - начиная от оказания медицинской самопомощи и кончая строительством убежища от непогоды и хищных зверей и последующим выходом к жилью. В этом случае самое маленькое дело отвлекает от плохих мыслей, тягот и лишений сложившейся обстановки. Психологи считают, что выживание, основанное лишь на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для этого состояния характерны быстро развивающиеся психические расстройства, истерические и панические состояния.

Но, однако, первое, что приходит к человеку в минуту смертельной опасности  это страх. Страх является естественным чувством человека. Он вызывается как действительной, так и кажущейся опасностью, ожиданием страдания, гибели. Страх  это одна из форм эмоциональной реакции человека на экстремальную ситуацию.

Страх резко усиливается и от одиночества, когда человек, попавший в сложную, непривычную для него обстановку, остается абсолютно один и чувство страха приходит от неизвестности, непонятности своего положения, слабости духа, ожидания нападения диких животных.

Нет на свете людей, у которых отсутствует чувство страха (это ненормально, когда он отсутствует), так как страх  это своеобразная система предупреждения об опасности, а значит, о необходимости принятия мер для сохранения жизни.

С другой стороны, страх может вызвать и полный упадок сил, душевного равновесия и способности сопротивляться создавшейся ситуации. Контролирование страха  это возможность осознать ситуацию и подстерегающей опасности и найти выход из кажущегося безвыходного положения.

Таким образом, главное в человеке, попавшем в экстремальное положение,  его воля, стремление к жизни, собранность, умение побороть инстинкт самосохранения, приводящий иногда к принятию спонтанных, необдуманных решений. Если человек победил страх, то страх становится помощником, неким катализатором энергии. Мозг начинает лучше соображать, мышцы напрягаются, зрение становится острее.

Но стоит поддаться страху, и он подчинит себе все мысли и поступки, перейдет в ужас перед уже случившимся будущим. Это уничтожит в человеке все возможности контроля своих поступков и резко сократит возможность выживания, даже при наличии огня, воды, пищи.

Поэтому решающее значение имеют действия, произведенные в первые минуты катастрофической ситуации. От быстроты, с которой человек приходит в себя, и последующей за этим оперативности и правильности действия зависит и исход выживания в самых неблагоприятных условиях.

Природно-средовые факторы. К этим факторам относятся природные условия района бедствия: температура и влажность воздуха, солнечная радиация, содержание кислорода в воздухе, наличие воды, флора и фауна, фотопериодизм (полярные день и ночь), возмущения электромагнитного поля Земли. К этой же группе относятся и различные стихийные бедствия, могущие оказать существенное, если не главенствующее, влияние на создание крайне опасной экстремальной ситуации.

Материально-технические факторы. Эта группа объединяет факторы, обеспечивающие защитные функции, которые способствуют нормальной жизнедеятельности в экстремальных условиях. Сюда же относятся: соответствующая данной местности и климатическим условиям одежда, хотя бы элементарная аптечка, спички, водно-пищевой запас, средства сигнализации, аварийные плавательные средства, другие подручные средства, используемые для различных целей, например, плащ-палатка, брезент, парашют, посуда для варки пищи, лыжи и т.д. Но, как правило, во время аварий, катастроф или стихийных бедствий и возникающих в связи с этим экстремальных ситуаций люди чаще всего оказываются без аварийных спасательных средств, медикаментов, продуктов питания, запаса воды и различного необходимого в таких случаях оборудования и снаряжения. Поэтому основой выживания в любой ситуации от аварийной до катастрофической и экстремальной являются прочные знания в самых различных областях, т.е. умение выжить.

Кроме того, это и умение ориентироваться на местности, читать следы, оказывать себе первую медицинскую помощь, иметь понятия о съедобных и ядовитых растениях, животных, уметь их приготовить, разжечь костер и обеспечить надежное укрытие от непогоды, правильно подать сигнал бедствия и т.д.

Направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Перед людьми, оказавшимися в условиях автономного существования , с первых же минут возникает ряд неотложных задач, самые важные среди которых:


  • преодоление стрессового состояния, вызванного аварийной ситуацией;

  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

  • защита от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природной среды;

  • обеспечение водой и пищей;

  • определение собственного местоположения;

  • установление связи и подготовка средств сигнализации.
Разрешение этих и ряда других задач зависит от изобретательности и находчивости человека, его умения эффективно использовать аварийное снаряжение и подручные средства.

Главный постулат выживания: человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых климатических условиях, если он сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая среда.

Но для этого необходимы определенные знания и опыт.

Продолжительность автономного периода зависит от ряда объективных и субъективных причин, которые могут способствовать или препятствовать деятельности человека.

Все факторы, влияющие на способность к выживанию, можно разделить на группы:


  • антропологические;

  • природно-средовые;

  • материально-технические;

  • экологические;

  • физиологические.
Антропологические факторы характеризуют состояние здоровья человека, постоянство его внутренней среды, резервные возможности организма.

К антропологическим факторам относится:


  • психологическая подготовленность;

  • морально-волевые качества;

  • активно-преобразовательная деятельность, влияющая на преобладание положительных или отрицательных эмоций;

  • умение действовать в условиях автономного существования.
Для неподготовленного человека окружающая среда - источник всевозможных опасностей, он находится в постоянном тревожном напряжении. Это состояние продолжается от нескольких минут до нескольких суток.

Таким образом, важная задача обучения - психологически подготовить человека к преодолению возможной ЧС, повысить его эмоционально-волевую устойчивость, научить правильно воспринимать и оценивать сложившуюся ситуацию и действовать в соответствии с обстановкой.

Природно-средовые факторы - температура, влажность воздуха, солнечная радиация, осадки, уровень давления атмосферы, ветер и др.

Люди способны переносить даже самые суровые природные условия в течение длительного времени. Однако, попадая в них впервые, они оказываются малоприспособленными к жизни в незнакомой среде. Поэтому чем жестче условия внешней среды, тем большего напряжения сил требует борьба за выживание, тем строже должны выполняться правила поведения и тем дороже цена, которой оплачивается каждая ошибка.

Материально-технические факторы обеспечивают защитные материалы в условиях автономного существования: одежда, аварийное снаряжение, запас пищи и воды, подручные средства, используемые для различных целей, и др.

Экологические факторы риска возникают в результате взаимодействия человека с окружающей средой (несчастные случаи, травмы и т. д.).

Физиологические факторы риска - болезни, стихийные бедствия, жара, холод, голод, жажда, страх, переутомление, одиночество, неправильная организация отношений внутри аварийной группы.