Технология и пед условия управления качеством образования. «Управление качеством образования. Сущность системы управления качеством образования

На сегодняшний день многие страны мира (Россия не исключение) сформировали основные направления политики по поводу оценки образования. Они приступили к созданию определенных стандартов, которые целесообразно применять в процессе разработки образовательных программ. Таким образом, эти нормы послужили основным инструментом для определения целевых направлений образования и формирования образовательного пространства.

Понятие качества

В данной статье полноценно рассматривается понятие качества образования, его сущность и основополагающие особенности. Для начала необходимо определить, что же означает понятие качества в общем смысле этого слова. Качество образования - это что такое?

Наиболее яркой трактовкой данного термина является определение качества как совокупности ряда свойств, характеристик, признаков продукции, определенных категорий товаров, услуг, материалов или же работ, которые в полной мере служат обусловливающим фактором в отношении их способности к удовлетворению потребностей и запросов общества и соответствия собственному назначению, а также предъявляемым требованиям. Рассмотренная мера соответствия формируется на основе конкретных стандартов, контрактов или же договоров. Важно отметить, что создание этой меры может происходить и в тесной взаимосвязи с запросами населения или же конкретных его сегментов. Каким же образом соотнести данное понятие с образовательной категорией?

Качество образования

Качество образования - это важнейшая составляющая социальной сферы, которая абсолютно точно определяет состояние, а также результативность образовательного процесса в обществе, степень его соответствия потребностям и даже ожиданиям социума (и различных его групп, в частности) в плане развития и создания как гражданских, так и профессиональных компетенций человека как личности. Важно отметить, что рассматриваемый показатель в процессе подробного анализа распадается на более мелкие, каждый из которых в силе полноценным образом охарактеризовать один из аспектов учебной деятельности того или иного учреждения образования. Среди таковых основными являются следующие:

  • Содержание образовательного процесса.
  • Методика, разработанная в отношении норм обучения.
  • Формы обучения.
  • Материально-техническая база.
  • Состав кадровой структуры.

Абсолютное и относительное понятие качества

Важно отметить, что понятию качества (качество образования - это очень важный показатель ) нередко приписывают разнообразные, как правило, противоречивые значения. Дело том, что анализ может проводиться как в абсолютном, так и в относительном порядке. Таким образом, абсолютное понятие подразумевает демонстрацию превосходства и определенного статуса, что, естественно, благотворно влияет на имидж того или иного учебного заведения.

Относительное понятие не воспринимает качество как атрибут образовательной услуги и может рассматриваться в двух аспектах: как соответствие определенному государственному стандарту или же как соответствие предпочтениям потребителей услуги. Следует дополнить, что первый аспект отображает точку зрения производителя, а второй - взаимоувязан с потребительскими взглядами. Однако зачастую мнение производителя не равнозначно мнению потребителя, поэтому принято рассмотрение вопроса качества образования тем или иным образовательным учреждением с двух сторон.

Комплексный показатель

Мониторинг качества образования говорит о том, что анализируемый показатель наделен комплексным характером. В соответствии с данным фактом целесообразным будет перечистить основные его аспекты:

  • Взаимосвязь цели обучения и результата.
  • Обеспечение абсолютного удовлетворения общества теми или иными образовательными услугами.
  • Достойный уровень знаний и навыков; благотворное развитие личности - умственное, нравственное и, конечно же, физическое.
  • Обеспечение всех условий для здоровой самооценки личности, ее самоуправления, а также самоаттестации.
  • Формирование разнообразных сред культурного характера для образования в плане политкультуры, духовного обогащения и, конечно же, готовности человека полноценно жить в современном обществе и так далее.

Понятие мониторинга

В соответствии с вышеприведенными аспектами можно определить как систему беспрерывного сбора информации по поводу наиболее значимых его свойств, последующую ее качественную обработку, анализ и, конечно же, интерпретацию, которая необходима для обеспечения области образования и общества в целом достоверными, полными и прошедшими классификацию по уровням применения сведениями о соответствии процессов, а также результатов образовательной деятельности определенным нормативам, об актуальных изменениях и соответствующих прогнозах. Главной целью формирования системы мониторинга является повышение качества образовательных услуг.

Управление качеством образования через мониторинг имеет ряд преимуществ и недостатков, но в целях устранения вторых необходимо лишь обеспечить все условия эффективного проведения данного мероприятия. Основными среди них являются следующие:

  • Применение системного подхода.
  • Сбор количественных и качественных методов в одну совокупность.
  • Грамотная интерпретация информации, полученной в результате проведения мониторинга.
  • Использование исключительно качественных инструментов.
  • Помощь со стороны управленческих органов в методическом и, конечно же, материальном плане.

Мониторинг как основное условие качества образования и его виды

Важно отметить, что в основу классификации мониторинга могут быть положены различные факторы: цели его проведения, ключевые функции, сфера использования информации и другие. Наиболее популярным является разделение видов мониторинга в соответствии с выполняемыми им функциями. Таким образом, качество образования (это важнейшая составляющая социальной сферы) регулируется посредством мониторинга следующих видов:

  • Информационный мониторинг.
  • Диагностический мониторинг.
  • Сравнительный мониторинг.
  • Прогностический мониторинг.

Важно отметить, что предполагает использование представленных видов мониторинга в чистом виде достаточно редко. Таким образом, сегодня популярным стало такое мероприятие, как проведение комплексного мониторинга, который грамотно сочетает все перечисленные выше элементы.

Управление качеством образования

Рассмотренное выше понятие мониторинга напрямую связано с управлением качеством образования, под которым следует понимать некую систему как стратегических, так и оперативных решений (а затем - действий), осуществление которой происходит планомерным образом. Она направлена на полноценное обеспечение, существенное улучшение, строгий контроль, а также грамотную оценку качества образовательных процессов или услуг.

Важно отметить, что практически в каждой стране (Россия не исключение) беспрерывно функционирует , обеспечивающий и контролирующий выполнение вышеприведенных операций. Данный субъект образовательного процесса занимается и дополнительными вопросами, среди которых, например, планирование учебного процесса и сопутствующая этому оценка факторов, снижающих качество образования. Среди таких факторов можно выделить некоторые дефекты внутреннего или внешнего характера.

Качество образования и школа

На сегодняшний день качество образования в школе определяется следующими факторами:

  • Математизация образовательных процессов.
  • Создание исторического самосознания.
  • Беспрерывное обучение родному языку и истории государства.
  • Воспитание личности как патриота своей страны (в соответствии с национальной культурой и языком).
  • Формирование настоящего защитника Отечества (для парней).
  • Воспитание абсолютного уважения к труду, ведь непосредственно труд является основным условием роста личности в творческом плане.
  • Установка на гармоничное развитие человека в отношении творчества.
  • Улучшение качества профессионального образования.

Качество образования и вуз

В системе современного высшего образования основными показателями безупречного его качества являются:

  • Абсолютное соответствие структуры учебных программ требованиям заказчиков, которыми могут выступать, к примеру, государство, бизнес или личность, а также укорененным стандартам образования.
  • Высокая степень удовлетворенности заинтересованных сторон (к примеру, работодателей или учащихся) качеством образования.
  • Высокая степень удовлетворенности своей деятельностью сотрудников того или иного высшего учебного заведения.
  • Благотворное влияние на общество, повышение уровня культуры в общем смысле этого слова.

Пути повышения качества образования

Сегодня - важнейшая задача, ведь именно от продуктивности ее выполнения зависит благополучие той или иной страны. Таким образом, наиболее значимыми условиями ее достижения служат следующие пункты:

  • Активизация образовательных стандартов государства, а также базисного плана процесса обучения.
  • Оптимизация различных типов нагрузки учащихся (психологической, физической и, конечно же, учебной).
  • В случае необходимости обеспечение обучения по индивидуальной программе.
  • Развитие дистанционной системы образования.
  • Поддержка школ для одаренных личностей со стороны государства.
  • Формирование государственной системы в отношении оценки качества образовательного процесса.
  • Значительное усиление роли дисциплин, которые могут обеспечить социализацию обучающихся и так далее.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ОБРАЗОВАНИИ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ Е.Ю. Тернер, Д.М. Шайхутдинова

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью совершенствования системы управления качеством в образовании. Цель статьи - обоснование нормативных, теоретических и методических основ разработки системы менеджмента качества в образовательных организациях. Авторами приведена иерархическая структура качества образования, позволяющая построить единую систему управления образовательных организаций на общероссийском уровне. Статья предназначена для педагогов, исследователей, руководителей и сотрудников образовательных организаций, занимающихся вопросами совершенствования качества образования.

Ключевые слова: образование, качество, система менеджмента качества, совершенствование, показатели качества.

QUALITY MANAGEMENT IN EDUCATION: HIGHLIGHTS E. Turner, D. Shaikhutdinova

Abstract. The relevance of the article is caused by the necessity of improving the quality management system in education. The goal of article is justification normative, theoretical and methodological foundations of quality management system development in educational programs. The authors have shown the hierarchical structure of the educational quality that allows to build unified management system of educational institutions on the all-Russian level. The article is intended for teachers, researchers, managers and employees of educational organizations that involved in improving the quality of education.

Keywords: education, quality, quality management system, improvement, quality indicators.

В последние годы проблема оценки качества образования, а также организационно-управленческие, педагогические и иные методы ее решения кардинально трансформировались, что находит отражение в практической деятельности образовательных организаций РФ разного уровня. Одним из направлений, реализация которого позволила бы системе образования быть конкурентоспособной, является применение принципов всеобщего управления качеством и внедрение систем менеджмента качества. Качество образования в образовательных организациях разного уровня должно соответствовать современным требованиям в области качества, в том числе и тенденциям все более широкого использования наукоемких технологий и информационных ресурсов общества, достижений в области компьютерных информационно-

коммуникационных систем, инновационных подходов к формированию и развитию личности субъекта образования .

Современную систему управления качеством образования в России можно рассматриватьструктурно следующим образом: федеральная система, региональная,

муниципальная и уровень образовательной организации, см. рис. 1. Каждый уровень характеризуется своими особенностями:

На федеральном уровне система управления качества регулируется нормативно-

законодательной базой: «Законом об

образовании», и другими нормативными актами, например: приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. N 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную

деятельность» и др. В Законе об образованииРФ имеется ряд статей, устанавливающих регламент в области обеспечения и контроля качества образования. Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования. В этой же статье есть разъяснение: «Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов» .

Рисунок 1. - Иерархия качества образования

В статье 95 вышеназванного закона описана деятельность организаций, осуществляющих независимую оценку качества образования в образовательных организациях разного уровня. «Независимая оценка качества образования - рассматривает соответствие предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную

деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности

организаций, осуществляющих

образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках». Однако, любая оценка, проведенная в рамках данной статьи, не ведет за собой ответственных мер и решений, например, таких как лишение лицензии или аккредитации, в данном случае, функционально такие проверки направлены на выявление уровня организации работы учреждений образованияпо реализации образовательных программ на основе общедоступной информации. В статье 90 Закона об образовании установлен регламент образовательной деятельности, который включает в себя:

1) лицензирование образовательной деятельности;

2) государственную аккредитацию образовательной деятельности;

3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.

Таким образом, Закон об образовании как регулирующий документ предполагает осуществления контроля и оценки качества образования по следующим основным позициям:

Качество образовательной программы;

Качество потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;

Качество потенциала обучающихся (на входе учебного заведения - качества потенциала абитуриентов, на выходе - качества потенциала выпускников);

Качество средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных аудиторий, транслируемых знаний и др.);

Качество образовательных технологий;

Качество управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании) .

Эти процедуры заложены в аккредитационные и лицензионные показатели оценки качества образования, контролируются Рособрнадзором РФ. Важнейшим показателем для выдачи лицензии и аккредитации образовательной организации является соответствие предоставляемых образовательных услуг населению федеральным государственным образовательным стандартам.

Следующие два уровня - региональный и муниципальный - в сфере управления качеством образования осуществляют сходные функции, т.к. руководители надзорных органов в сфере образования также руководствуются основным документом «Законом об образовании», кроме него, могут применяться региональные и локальные нормативные акты, регулирующие

деятельность образовательных организаций в области качества образования. По нашему мнению, именно на данных уровнях могла бы быть сосредоточена основная деятельность по оценке качества образования в образовательных организациях региона и муниципалитета.

Во-первых: управление качеством образования входит в общую структуру управления образованием. Введение системы управления качеством серьезно повышает функциональность общего управления -регламентацию коммуникаций между органами образования, руководителями образовательных организаций, общественными организациями (и в частности теми организациями, которые проводят независимую экспертизу качества образования в образовательных организациях).

Во вторых, регламенты управления качеством образования, подробно

прописывающие последовательность

выполнения операций, сами операции, способы, отдельные приемы и действия, являются основой для обеспечения качества образования, так как в значительной степени гарантируют эффективное исполнение принятых управленческих решений. Логика развития системы управления качеством образования, опирающаяся на системную и объективную оценку деятельности

образовательных организаций, участие общественных экспертов во внешних независимых процедурах оценки качества образования и развитие электронного

управления образовательной организацией, объективно обуславливает разработку и внедрение систем менеджмента качества (СМК) в образовательных организациях. Более того, наличие СМК в образовательных организациях позволит в будущем решить задачу переноса центра тяжести с процедур внешнего контроля качества и оценки результатов образовательного процесса на использование результатов внутреннего контроля и самооценки, что при открытости для общественного наблюдения данных процедур многократно повысит уровень доверия к образовательным организациям.

В-третьих, СМК позволит структурировать документооборот и выделить определенный перечень документов:

1. Нормативно-закрепленные заявления о миссии, целях и программных задачах образовательной организации в области обеспечения качества образования.

2. Документы, регламентирующие деятельность структур, созданных для управления качеством, требования к качеству образовательного процесса: критерии и показатели, увязанные с ФГОС и образовательной программой ОО, документированные процедуры (регламенты) системы управления качеством.

3. Документированные регламенты ведения документации по исполнению требований ФГОС, включая ведение личных дел работников, сопутствующие процессы: отбор кадров, хозяйственную деятельность и бухгалтерский учет.

4. Документированные регламенты реализации образовательных программ, включая учебную, внеучебную и практико-ориентированную деятельность обучающихся; регламенты развития самоуправления в образовательных организациях.

5. Документы, необходимые для планирования, осуществления процессов и управления ими.

6. Документы, регламентирующие связь с потребителями образовательных услуг: договоры, публичный доклад, записи архивов по прохождению обращений, включая жалобы, запросы, контракты, заказы, задания.

7. Документы, регламентирующие сам документооборот: формы документов, обеспечивающие их идентификацию и восстановление, требования к процедуре ведения документооборота, срокам хранения и изъятия .

Таким образом, введение СМК в образовательных организациях позволит

решить многие проблемы в управление качеством образования на региональном и муниципальным уровнях.

Последний уровень - уровень образовательной организации является ключевым в развитии системы оценки качества образования, т.к. на уровне образовательной организации ведется контроль в области внешних и внутренних процессов, процедур независимой оценки качества образования, аудита, самооценки.

В Статье 28 «Закона об образовании» указано - «К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится: осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ...»; обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации). Введение СМК, как было сказано выше, позволит решить проблему объективности в оценке качества образования, а также унифицировать данную систему в единый общепринятый алгоритм, и принять общую методику оценки качества в образовательных организациях.

СМК как система способна предоставлять информацию о качестве образования по всем основным показателям: соответствие предоставляемых образовательных услуг образовательной организацией ФГОС, соответствие основных и вспомогательных процессов в образовательной организации лицензионным и аккредитационным показателям, мониторинг внешних процессов (например, социальное партнерство), мониторинг внутренних процессов (аттестация обучаемых, повышение квалификации преподавателей и т.д.). На наш взгляд, также важным достоинством СМК является сбор и анализ информации о качестве образования в образовательных организациях на разных уровнях от федерального до муниципального: при этом в СМК есть возможность использовать результативные и эффективные методы. Например, к таким методам относятся: отслеживание удовлетворенности субъектов образования и других заинтересованных сторон; внутренние аудиты; измерение финансовых показателей; самооценка. В свою очередь эти показателя делятся на информацию об удовлетворенности участников образовательного процесса,

анкетирование и обзоры; отчеты образовательных организаций; сообщения в различных средствах информации, т.е. всегда можно найти источник несоответствия показателя качества заданным критериям.

К сожалению, приходится констатировать, что основная проблема СМК в образовании -это ее декларированность, но не внедрение, и отчасти, поэтому не соблюдение норм качества, отсутствие непрерывного

совершенствования, излишняя

Созданию единой концептуально-методологической базы и единых подходов к измерению качества образования ;

Консолидации деятельности различных организаций (от федеральных до муниципальных), занимающихся проблемами качества образования;

Научно-методическому обеспечению процесса оценки качества образования;

Решению кадрового вопроса в области оценки качества образования;

Оценке качества образования на всех ступенях и уровнях образования, а не только оценке качества обучения;

Литература:

1. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-оЪ^оуапи-2013/

2. ГОСТ Р 52614.2-2006 - Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2011 в сфере образования.

3. Бадертдинова Э.М. Управление качеством образовательного процесса в системе среднего профессионального образования / Э.М. Бадертдинова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -Выпуск № 77. - 2008. - С. 252-256.

4. Логинова О.Б. Проблемы оценки качества образования в педагогической теории и практике [Электронный ресурс] / О.Б. Логинова. - Режим доступа: http://psyhoinfo.ru

5. Шайхутдинова ДМ. Вопросы стандартизации качества в сфере среднего профессионального образования / Д.М. Шайхутдинова // Современное профессиональное

образование: проблемы, прогнозы, решения: Сборник докладов Международной научно-практической заочной конференции (16 мая 2016 г.); под научной редакцией член-корр. РАО, д.п.н., профессора Ф.Ш. Мухаметзяновой. - Казань: «Данис», 2016. - С. 174-179.

6. Управление качеством образования современной школы (методические материалы) // автор - состав. Покасов В.Ф., к.и.н. - Ставрополь: СКИРОПК и ПРО, 2012. - 145 с.

7. Шайхутдинова Г.А. Мониторинг воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования / Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 5. - С. 98-203.

8. Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянова Ф.Г., Гильманов А.З. Индикаторы качества профессиональной подготовки выпускника вуза на современном рынке труда / Ф.Ш. Мухаметзянова, Ф.Г. Мухаметзянова, А.З. Гильманов // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 6(101). - С. 916.

Тернер Елена Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности Института управления инновациями ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: [email protected]

Шайхутдинова Далия Маратовна (г. Казань, Россия), магистрант 1 курса факультета промышленной политики и бизнес-администрирования, ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: [email protected]

Data about the authors:

E. Turner (Kazan, Russia), candidate of pedagogic science, Associate Professor at the Department of management and and entrepreneurship Innovation Management Institute in Kazan National Research Technological University, e-mail: [email protected]

D. Shaikhutdinova (Kazan, Russia), 1st course Master"s student of faculty of industrial policy and business administration in Kazan National Research Technological University, e-mail: [email protected]

Идея качества и управления качеством образования является одной из актуальных на современном этапе развития для российской школы. Позитивная составляющая данного подхода заключается в том, что при его реализации сохраняется как преемственность российских традиций образования, так и расширяется набор позиций в наибольшей степени отвечающим современным потребностям общества и стандартам. Управление качеством в общеобразовательном учреждении затрагивает все составляющие ее структуры: целевую, функциональную, технологическую, организационную, информационную, нормативную, критериальную. В условиях школы управление качеством образования может идти по двум «контурам»: управление качеством образовательно-воспитательного процесса и управление его развитием.

Процесс управления качеством, с одной стороны, является комплексной деятельностью коллектива по созданию, освоению, использованию и распространению нового, а с другой – представляет собой саморазвивающееся целое, которое в процессе своего развития проходит определенные этапы усложнения.

В работах по управлению школой (В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.) различают:

Управление функционированием - обеспечение использования имеющегося у школы образовательного потенциала на ранее доступном уровне (объект - учебно-воспитательный процесс и обеспечивающие его процессы: материально-техническое обеспечение, кадры, финансовое обеспечение);

Управление развитием - обеспечение наращивания потенциала школы и повышение уровня его использования за счёт освоения каких-то новшеств (объект - инновационные процессы и процессы их обеспечения).

Анри Файоль (1924) выделяет 5 функций управления: предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль.

Лазарев B.C. (1997) выделяет четыре основных последовательных управленческих действия (функции): планирование, организация, руководство и контроль.

М.М. Поташник (1992) определяет следующий логический ряд управленческих функций: прогнозирование - программирование - планирование - организация - регулирование - контроль - стимулирование - коррекция и анализ впереди и после каждого звена управления.

Ю.А. Конаржевский (1999) особо выделяет еще и функции целеполагания и координации.

Особенности управления школой в целом и педагогическим персоналом в частности, связаны с тем, что общая теория менеджмента стала активно проецироваться на отечественную систему внутри школьного управления достаточно поздно, при этом не всегда учитывая особенности школьной организации.

Управление качеством образования на уровне общеобразовательной школы является достаточно сложным процессом в общей структуре управления школой как социальной системой и рассматривается как процесс целенаправленного воздействия на факторы, определяющие качество образования (феномен образовательного процесса, обладающий проектной природой); как концептуальные установки и управленческие действия, направленные на достижение определенных заранее спрогнозированных достижений воспитанников и педагогов.

Управление школой означает воздействие руководителя на участников учебно-воспитательного процесса с целью достижения запланированного результата. Объектом управления в данном случае являются учебно-воспитательный процесс и обеспечивающие его программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые условия, а целью – эффективное использование имеющегося в образовательной системе потенциала, повышение его эффективности. Эффективность управления образовательным учреждением во многом определяется наличием системного подхода к управлению всеми его звеньями. Очень важно умение видеть перспективы развития образовательного учреждения, строить программную деятельность с опорой на творческий потенциал педагогического коллектива.

Управление качеством образования, являясь одной из функций управленческих структур, выступает средством развития существующей образовательной системы. К области управления качеством можно отнести такие сферы деятельности педагогического коллектива школы, как самоаттестация, принятие концепции инновационных преобразований, разработка образовательного проекта на один год и программы развития на пять лет. Самоаттестация (процесс установления уровня соответствия качества школьного образования концепции качества, принятой образовательным учреждением) обеспечивает всех участников образовательного процесса качественной управленческой информацией, позволяет своевременно выявить проблемы и неиспользованные ресурсы, установить явные и скрытые, внутренние и внешние противоречия образовательной системы школы; определить степень устойчивости школы, определить степень устойчивости по отношению к внешним факторам; осуществить выбор приоритетных образовательных задач.

В условиях модернизации образования способы удовлетворения профессиональных потребностей педагогов школы включают в себя, наряду с инновационными подходами, следующие:

* так организовать работу педагогического коллектива, чтобы каждый мог раскрыть свой педагогический потенциал;

* воспитывать и развивать в коллективе дух единой команды;

* не разрушать возникшие неформальные группы, а использовать их в интересах дела;

* способствовать постоянному профессиональному и личностному развитию членов коллектива;

* создавать условия для профессиональной активности учителя в школе и за ее пределами.

С учетом задач модернизации образования управление учебно-воспитательным процессом в школе, на наш взгляд, становится оптимально эффективным при определенных условиях, которые мы стараемся соблюдать на практике. Управление становится успешным, если:

* в работе школы доминирует педагогическое управление, а все остальные виды управления направлены на совершенствование учебно-воспитательного процесса;

* ученик является субъектом педагогического управления;

* вся педагогическая система в школе и вне ее направлена на воспитание, образование и развитие личности;

* педагогическое управление осуществляется учителем, воспитателем при содействии директора школы и его заместителей;

* оно соответствует объекту управления и использует специальные методы педагогического управления;

* целенаправленное обучение и воспитание рассматриваются как управляемый процесс;

* перестроен управленческий механизм для развития демократических начал в образовании.

Качество образования, выступает обобщенной мерой эффективности функционирования образовательной системы школы. От качества поставленной цели, зависит успех всего образовательного процесса. Целью и результатом качества образования в школе должно стать целостное развитие растущего человека, его готовность к самоопределению, саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни.

Повышение качества образования не может происходить в школе через разовые мероприятия или быть направленным на ликвидацию то одной, то другой образовательной бреши. Качество образования – это в первую очередь лицо школы, ее педагогического коллектива и директора, хотя бы потому, что «стены не учат». Поэтому можно сказать, что директор, борясь за качество, борется за школу.

Директор школы, как правило, рефлексирующий цели и способы действия, умеющий предвидеть результаты своих действий и действий школьного коллектива должен грамотно направлять школьный коллектив на достижение цели по улучшению качества образования, опираясь на запросы учеников, родительского сообщества и создать в школе условия для воспитания человека современно образованного.

Директор распределяет работу между своими помощниками, предоставляет им возможность проявлять творчество и инициативу. Он является организатором и руководителем всего школьного коллектива. Директор обязан обеспечивать повышение идейно-политического уровня работников школы, правильную постановку всей учебно-воспитательной работы, политехническое и профессионально-трудовое обучение учащихся.Внутришкольное управление качеством образования предусматривает сочетание программно-целевого управления с ориентацией на развитие в педагогическом коллективе самооценки, самоконтроля и самоуправления. Внутришкольное управление качеством образования – новый целенаправленный подход, призванный устранить несоответствие результатов образовательной деятельности школы реалиям информационного общества, суть которого – в обеспечении всех участников образовательного процесса объективной управленческой информацией о качестве школьного образования для разрешения и преодоления выявленных противоречий и проблем образовательной практики. Все это побуждает рассматривать включение педагогического коллектива в управление качеством образования как важнейшее условие успешного функционирования и развития школы. При этом инновационная деятельность педагогического коллектива, когда учителя постоянно ощущают свою вовлеченность в управление изменениями, вследствие которых школа приобретает способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образовательной деятельности, рассматривается как средство развития их профессиональной компетентности.

В рамках системы внутришкольного управления качеством образования в комплексе решаются вопросы общего управления образовательной системой и проблемы управления качества образования, при этом функции управления качеством носят сквозной характер по отношению ко всем функциям общего управления.

Реализация системы внутришкольного управления качеством образования способствует планированию и осуществлению инновационной деятельности в контексте условий функционирования школы, в зависимости отпоставленных задач и имеющихся ресурсов; повышает эффективность образовательных технологий, направленных на личностное развитие ребенка
(обучение в сотрудничестве, развивающее обучение, исследовательские методы в обучении, метод проектов, компьютерные технологии и др.); способствует повышению компетентности: у руководителей - управленческой, у учителей - профессиональной, у учащихся - образовательной.

Организационно-педагогическими условиямивключенияпедагогического коллектива школы в управление качеством образования являются научно-методическое сопровождение инновационной деятельности, обеспечивающее последовательное и системное формирование профессионального сознания педагогов по основным характеристикам качества образования; освоение педагогами методик диагностического оценивания факторов (достижения учащихся, компетентность педагогов, качество управления, качество образовательной программы, качество школьной жизни, качество ресурсов), определяющих качество школьного образования; распределение полномочий и ответственности в педагогическом коллективе за реализацию функций управления качеством образования (оценка качества образования, рефлексия результатов диагностического оценивания, проектирование); совершенствование информационного обеспечения системы управления образовательным учреждением. Критериями готовности педагогического коллектива школы управлять качеством образования выступают интерес к осуществлению инновационной педагогической деятельности; знание методических основ диагностического оценивания и умение применять выбранные методики; умение находить возможные пути разрешения выявленных противоречий и проблем образовательной деятельности, (как слышащих школьников, так и детей с нарушением слуха), определять скрытые возможности и потребности участников образовательного процесса в самореализации; умение выделять приоритетные изменения в области качества образования при планировании и организации инновационной деятельности.

Основным средством развития внутришкольного управления качеством образования является педагогическое проектирование, предполагающее разработку концепции инновационных преобразований (нормативная база для действий, реализующих проект); программирование совокупности видов деятельности в логической и временной последовательности относительно исходного замысла; составление общего плана реализации проекта.

Следует отметить, что управление качеством образования в образовательном учреждении предполагает наличие эффективной системы отслеживания и администрацией, и педагогами учреждения характеристик результативности образовательной деятельности. Система отслеживания качества образовательной деятельности должна осуществляться общеобразовательным учреждением, прежде всего, на основе мониторинга. Основной критерий отбора информации в системе педагогического мониторинга – возможность того илииного субъекта управления на основе его результатов принимать управленческие решения на своем уровне. В образовательном учреждении педагогическиймониторинг представляет собой комплексную аналитическую систему, включающую в себя следующие направления:

1. Мониторинг качества управленческой деятельности администрации:

стиль деятельности; результативность управленческой деятельности; организационно-педагогическая культура.

2. Мониторинг качества преподавания: качество деятельности учителей;

качество урока; качество школьной документации (классные журналы; календарно-тематические планирование; обязательная отчетность); качество образовательной среды (оформление учебных кабинетов; состояние материально-технической и учебно-методической базы учебных кабинетов, эффективностиее использования).

3. Мониторинг качества воспитательной работы: качество планов воспитательной работы и полнота их выполнения; качество внеклассных мероприятий; взаимодействие субъектов воспитания; удовлетворенность учащихся, родителей психологическим микроклиматом в классных коллективах.

4. Мониторинг качества организации образовательного процесса: экспертиза учебного расписания (уроки, кружки, факультативы, элективные курсы); экспертиза планирования и анализ реализации мероприятий внутришкольного контроля; мониторинг качества исполнения нормативных документов ипринятых решений (педсоветов, коллективных собраний, заседаний МС, МО) и т.д.

5. Мониторинг качества инновационной деятельности (ИД): уровеньвовлеченности педагогов в инновационную деятельность: готовность кИД,динамика участия в ИД, анализ выполнения программ ИД, уровень удовлетворенности педагогов инновационной деятельностью: ИД общеобразовательногоучреждения; собственной ИД экспертизой качества ИД педагогов в целях ихаттестации, подготовки к конференциям, к участию в конкурсах.

6.Мониторинг обеспечения образовательного процесса: учебно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, кадровоеобеспечение, научно-методическое сопровождение; психолого-валеологическое сопровождение.

7. Мониторинг качества обученности учащихся: результаты всех видовконтрольных работ, результаты государственной аттестации выпускников11-х классов; уровень развития ключевых компетенций выпускника школы;успеваемость, рейтинг обученности (по учащимся, по классам, по предметам, по учителям), сформированность умений и навыков, продолжение образования выпускниками школ.

8. Мониторинг воспитанности, личностных и творческих достиженийучащихся: воспитанность учащихся и выпускников школы; участие в конкурсах, олимпиадах, проектах; участие в спортивных соревнованиях; участие в исследовательской и проектной деятельности .

Перечисленные направления мониторинговых исследований убедительно показывают нам, что в работе по качеству должно быть четкое понимание того, что изучению и оцениванию подлежат не только деятельность обучаемых, их академические и творческие успехи, но и профессиональная компетентность руководителей, учителей, классных руководителей, обеспечение образовательного процесса. Поэтому одной из задач является создание и использование единого информационного пространства для осуществления мониторинга качества образования, основанного на применении широкого спектра оценочно-критериальных комплексов, квалиметрических процедур и методик.

Эффективность управления образовательным учреждением – это результат достижения целей управленческой деятельности, а действенность управления образовательным учреждением – это результат достижения целей образовательного учреждения. Если нужные свойства результата достигаются быстро и с экономией ресурсов, правомерно говорить об эффективном управлении школой.

Технология управления – это научное обоснованное, целенаправленное взаимодействие руководителя школы с другими субъектами учебно-воспитательного процесса, ориентированного на достижение запланированного результата. Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации образовательного учреждения осуществлять руководство учебно-воспитательным процессом на основе технологического подхода. Управленческая деятельность может быть представлена в виде технологической цепочки(рис.1).

Рисунок 1 -Технологическая цепочка управленческой деятельности

Для эффективного управления школой руководителю необходимо знать, что является критериями ее успешности или, наоборот, чем вызваны проблемы, и отслеживать динамику по этим критериям, анализируя результаты и корректируя управленческий стиль. Правильный выбор критериев эффективности – важнейшее требование, так как неверно выбранные показатели не позволяют достичь результатов, которые определены целью.

Критериальный комплекс включает в себя четыре группы критериев, конкретизированные в их важнейших показателях и индикаторах (признаках) (рис.2).

Рисунок 2 - Критериальный комплекс

Любое управленческое решение представляет собой формально зафиксированный проект какого-либо оперативного изменения в образовательной системе, в осуществлении которого помимо субъекта, принимающего решение, участвуют и другие члены.

Объектами оперативного управления могут быть система образовательного процесса, система воспитательного процесса, система физкультурно-оздоровительного процесса, система организации медицинского обслуживания, система коррекционного процесса, система организации рационального питания и др.

В условиях модернизации системы образования и повышения самостоятельности при делегировании многих прав и полномочий самому образовательному учреждению, а значит и повышения его ответственности, думается, что оперативная контрольно-диагностическая деятельность руководителей должна, как никогда занять особое место в управлении развитием качества образования. Сочетание административного и общественного контроля внутри учреждения с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса входит в практику работы образовательного учреждения.

Внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания: по мнению Ю.А. Конаржевского данные без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать.

«Современное представление о внутришкольном контроле базируется на диагностическом подходе, то есть на таком подходе, при котором осуществляется выявление состояния системы или процесса в его целостном виде путем изучения частей, элементов, сторон и всей системы в целом» .

Цель внутришкольного контроля, как подчеркивает Л.И. Вагина, - дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям. Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремленным.

Поскольку современная общеобразовательная школа – это сложное, высокоорганизованное учреждение, то для решения поставленных задач контроль должен быть:

  • Многоцелевой – то есть, направлен на проверку различных вопросов (учебно-воспитательная, методическая, экспериментальная и инновационная деятельность, совершенствование учебно-материальной базы школы, выполнение санитарно-гигиенических требований, соблюдение техники безопасности и др.);
  • Многосторонний – означает применение различных форм и методов контроля к одному и тому же объекту (фронтальный, тематический, персональный контроль деятельности учителя и т. д.);
  • Многоступенчатый – контроль одного и того же объекта различными уровнями органов управления (работу учителя в ходе образовательного процесса контролируют директор, заместители директора, председатели методических объединений, представители Управления образования округа и т. д.).

Цели контроля:

Компетентная проверка выполнения решений руководящих органов в области образования и нормативных документов;

Сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;

Обеспечение обратной связи в реализации всех управленческих решений;

Умелое, корректное и оперативное исправление недочетов в деятельности исполнителей;

Совершенствование управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения на основе развития их аналитических умений и навыков;

Выявление и обобщение передового педагогического опыта.

Задачи контроля:

Создать благоприятные условия развития образовательного учреждения;

Обеспечить взаимодействие управляющей и управляемой систем;

Создать информационный банк данных о работе каждого педагога, состояния учебно-воспитательного процесса, уровня воспитанности, развития учащихся;

Побуждать к устранению существующих недостатков и использованию новых возможностей;

Мотивировать педагогов на улучшение результатов труда.

Вид контроля – это совокупность форм контроля, проводимая с определенной целью. Особенности видов контроля определяются спецификой их объектов и стоящих задач, а также средствами, используемыми для контроля.

По масштабу целей: стратегический, тактический, оперативный.

По этапам процесса: начальный или отборочный, учебный или промежуточный, итоговый или заключительный.

По временной направленности: предупредительный или опережающий, текущий, заключительный.

Почастоте проведения: разовый, периодический (входной, промежуточный, текущий, предварительный, итоговый), систематический.

Пошироте контролируемой области: выборочный, локальный, сплошной.

Поорганизационным формам: индивидуальный, групповой, коллективный.

Пообъекту: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, фронтальный, комплексно-обобщающий.

Внутришкольный контроль, как справедливо отмечает И.В. Гуревич, должен быть сведен к минимуму объектов контроля (к выбору приоритетных направлений контроля). Этот минимум он называет базовым компонентом внутришкольного контроля. Он является той инвариантной внутришкольного контроля, которая дает возможность руководству школы готовить ее к аттестации, сохранять целостность учебно-воспитательного процесса школы, гарантировать государственный стандарт образования выпускникам школы.

В то же время учреждение образования имеет возможность следовать программным документам по модернизации системы образования. Для этого учреждение может расширить план внутришкольного контроля за счет вариантной части.Базовый компонент внутришкольного контроля (инварианта) будет обеспечивать Госстандарт образования, а инновационный (вариативный) компонент позволяет организовать современное управление, которое будет зависеть от концепции, выбранной учреждением. Базовый компонент внутришкольного контроля обслуживает стабильные структуры управленческой системы учреждения образования, в то время как инновационный компонент направлен на обслуживание мобильных структур.

Учитывая современный уровень учебно-воспитательного процесса, руководители школ должны стремиться к преемственности в научном и методическом росте всего педагогического коллектива, новый учебный год должен быть продолжением истекшего в совершенствовании педагогического мастерства каждого члена коллектива.

Объектами внутришкольного контроля являются следующие направления:

  • учебный процесс (качество и ход выполнения образовательных программ и Государственных образовательных стандартов; качество знаний, умений и навыков учащихся; состояние преподавания учебных дисциплин; продуктивность работы учителя; работа с одаренными детьми и пр.);
  • воспитательный процесс (уровень воспитанности учащихся; состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся; работа с педагогически запущенными детьми и пр.);
  • работа с педагогическими кадрами (исполнение нормативных документов и принятых решений; методическая работа; повышение квалификации; аттестация учителей; обеспечение благоприятного психологического климата и пр.);
  • условия учебно-воспитательного процесса (охрана труда; НОТ учителя и учащихся; санитарно-гигиеническое состояние);
  • в коррекционной школе I-II вида – коррекционная работа (реализация методических принципов по развитию слухового восприятия и формированию произношения на учебных занятиях, оценка уровня развития речевого слуха, учет состояния произношения);
  • методическая работа (реализация планов методических объединений, качество проведения методических мероприятий в школе).

Похожая информация.


Измерять качество образования важно и для обеспечения удовлетворенности личности своей образовательной подготовкой. Более того, качество образования позволяет констатировать, насколько обеспечиваются права человека на получение образования, соответствующего миро-ному уровню.

Качество - это тот нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт образования. Принято считать, что в этой категории воплощается социальный заказ общества к образовательной деятельности образовательного учреждения.

Следует отметить, что качество образования - это не только РЕЗУЛЬТАТ, но и УСЛОВИЕ, и ПРОЦЕСС.

Качество образования включает:

Качество конечных результатов

Качество образовательного процесса

Качество условий

Качество норм и целей

Учащиеся в образовательном процессе изучают систему знаний из разных научных областей и результатом этого процесса является освоение ими научных знаний. Но уровень этого освоения бывает разный, т.е. обладающий разной совокупностью свойств.

выделяюм три основных качества знаний.

Первое качество - системность знаний.

(факты → понятия → законы → теория → следствия и приложения).

Второе качество - действенность знаний.

Третье качество - прочность знаний

Оценка качества образовательного процесса основывается на следующих критериях:

Критерий качества содержания образовательного процесса;

Критерий качества образовательных технологий.

Критерий качества содержания образовательного процесса может быть представлен целым рядом показателей, которые, в свою очередь, группируются по уровням представления содержания образования. В качестве таких уровней выступают:

Инвариантный уровень;(фундаментальность содержания,)

Вариативный уровень;

Личностный уровень.

Оценка качества условий

В оценке качества образования важную роль играет оценка качества условий образовательного процесса, среди которых ведущее место занимают управленческие условия.

Оценка управленческих условий предполагает отслеживание конечных результатов управления и выявление эффективности видов управленческой деятельности: мотивационно-целевой, информационно-аналитической, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-регулировочной и оценочно-результативной деятельности.

Кроме того качественной оценке должны подвергаться кадровые условия, научно-методические условия, психологические условия и др.

44. Управление качеством образования

Практический опыт внедрения систем управления качеством образования в развитых странах Европы позволяет выделить основные стадии управления:

1. Проектирование школьных систем управления качеством образования

(ШС УКО) и планирование управления качеством образования – формирование нормативных, организационных, методических и инструментальных

основ для осуществления деятельности по достижению требуемого качества).

2. Управление качеством образования – процесс формирования качества, представляющий совокупность систематических действий по изучению потребностей заказчиков образовательных услуг, разработки и реализации основных и дополнительных образовательных программ, обеспечения ресурсами.

3. Мониторинг процессов и коррекция – процесс оценки и сравнения достигнутого уровня качества с заданным, осуществление обратной связи со всеми заинтересованными сторонами, внесение корректив в деятельность и систему управления.

Таким образом, управление качеством образования представляет собой непрерывный замкнутый процесс, состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Целью создания в образовательном учреждении системы управления качеством образования является обеспечение необходимых условий предоставления качественной образовательной услуги, отвечающей запросам и ожиданиям потребителей.

Кроме того, система управления качеством необходима современному общеобразовательному учреждению для:

 повышения эффективности образовательного процесса в достижении требований, предъявляемых государственными образовательными стандартами;

 развития творческой и деятельной атмосферы в учреждении, активизации

профессиональной деятельности работников;

 улучшения в целом системы управления в общеобразовательном учреждении;

 оптимизации финансового, ресурсного и кадрового обеспечения образовательного процесса;

 повышения конкурентоспособности общеобразовательного учреждения;

 создания современных безопасных условий образовательной деятельности;

 обеспечения широкого участия общественности в управлении общеобразовательным учреждением.

Функциями ШС УКО являются:

 определение критериальной основы качества образования в образовательном учреждении;

 подготовка аналитических отчетов и публичных докладов о качестве образования в УО;

 стимулирование инновационных процессов в образовательном учреждении

для поддержания и постоянного улучшения качества образования;

 определение направлений развития образовательного учреждения, повышения квалификации педагогических работников.

Все возможные объекты ШС УКО условно можно разделить на три

К первой группе относятся те объекты, которые должны быть определены и установлены руководством УО:

 политика в области качества образования; организационная структура;

 поддержание контактов с внешними экспертными организациями, к числу которых относятся лицензирующий и аккредитующий орган, учреждения, осуществляющие внешний аудит качества образования, ассоциации экспертов и отдельные эксперты и т.д.

Вторая группа – объекты, связанные с проектированием, планированием, содержанием и организацией образовательных и рабочих процессов:

 образовательные программы УО (основные и дополнительные); учебные планы и программы; формы, методы, технологии обучения; внеучебная деятельность.

К третьей группе относятся элементы, связанные с ресурсами и оценкой результата:

 ведение записей и контроль документации по качеству;

обеспечение образовательной деятельности (правовое и организационно-распорядительное, финансовое, материально-техническое, кадровое и т.д.);

 система оценки качества образования.

Управление обр-ным пр-сом. 1.Теоретический уровень-представление об обр-ном пр-се как системе, его движущих силах и закономерностях. Роль рук-ля: знает теорию обр-ного пр-са.; Оказывает помощь уч-лям в развитии знаний об обр-ном пр-се. Роль учителя Овладевает знаниями в области теории ОП. Роль ученика Постепенно накапливает знания о пр-се собственного учения и обр-ном пр-се.2. уровень проекта уч. плана и учебных программ Роль руководителя 1. руководит коллективной деят-тью педагогов по разработке школьного компонента уч. плана, ознакомление с уч. планом школы, изучение уч. программ, учебников. Роль учителя 1.Участвует в разработке школьного компонента учебного плана. 2.Выбирает и изучает учебные программы. Роль ученика Делает выбор доп. обр-ния, профиля. Заявляет о своих обр-ных потребностях.3. уровень создания проекта конкретного обр-ного пр-са в форме его планирования на учебный год, тему, отдельное занятие Роль руководителя 1. организует деят-ть учителей по планированию. 2. Стимулирует учителей на долгосрочное планирование ОП в форме технологической карты. Роль учителя Составляет планы обр-ного пр-са на учебный год, тему, учебное занятие. Роль ученика Участвует в планировании ОП при разработке учебных занятий. Высказывает свои пожелания.4. уровень реального пр-са Роль руководителя 1. изучает ход обр-ного пр-са в школе. 2. Осуществляет анализ обр-ного пр-са, оценивает его рез-ты. 3. Планирует развитие обр-ьного пр-са в школе. Роль учителя 1. реализует обр-ный пр-с на учебном занятии. 2.рефлексирует свою пед. деят-ть. 3. Строит программу развития своей пед. деят-ти. Роль ученика Активно участвует на всех этапах учебного занятия. Рефлексирует свою учебно-познавательную деят-ть.

После изучения материалов Вам необходимо:

1. Предложить критерии и показатели по каждому направлению будущей программы системного мониторинга образовательного процесса МБОУ СОШ № 34.

2. Заполнить анкету.

3. Предложить свой вариант проекта решения педсовета.

***

«Управлять - значит, предвидеть, организовывать,

распоряжаться, координировать и контролировать» (А. Файоль).

Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». Объективная необходимость непрерывного образования и адекватного ему управления исходит из противоречия между лавинообразным возрастанием объема необходимых человеческих знаний и умений, с одной стороны, и ограниченными возможностями для овладения ими - с другой. Таким образом, встает проблема создания адаптивной образовательной среды и соответствующей системы управления, глобальной целью которых является обеспечение условий и помощи школьнику в получении образования в соответствии с его природосообразными способностями и с учетом его потребностей, интересов в учебе.

В связи с этим для работников образования особую значимость приобретает проблема управления качеством образования.

Что же понимают в современной педагогике под понятиями «качество», «качество образования», «управление», «управление качеством образования»?


«Качество - общенаучная категория, которой пользуются специалисты самых различных областей. Обратившись к словарям, мы видим, что под качеством понимается соответствие предмета как результата труда некоторым заданным стандартам. По отношению к сфере образования качество представляет собой тот нормативный уровень, которому должна соответствовать «продукция» отрасли образования. Иными словами, качество образования - это система социально обусловленных отношений к миру, которыми должен обладать ученик» .

В теории социального управления понятие «качество» принято рассматривать в узком и широком смысле. Качество в узком смысле - это качество результатов. Качество в широком смысле - это не только качество продукции, но и качество производственного процесса и условий, в которых он осуществляется: качество подготовки кадров, качество технологий, качество финансовых и материальных условий, качество труда, качество концептуального курса управления и т. д.

Для каждого образовательного учреждения показатели качества образования в узком смысле всегда специфичны, они соответствуют той модели выпускника, которую определяют цели, задачи, содержание образования в данном учреждении, его кадровый потенциал, научно - методическое обеспечение и условия образования. Так в МБОУ СОШ № 34 цель деятельности для 1-х кл .: сформировать личность, готовую к продолжению образования в основной школе, способную постигать новые знания и применять их в практической деятельности; для 2-11-х кл. : создание современной образовательной среды, обеспечивающей условия для освоения содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС, формирования и воспитания творческих, компетентных и успешных граждан России, совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности, которая сможет реализовать свои способности, склонности и потребности.

В тоже время существуют показатели качества образования в узком смысле, которые определяют качество результатов на уровне государственных стандартов и государственных заказов (Закон РФ «Об образовании»), поэтому они могут быть общими для всех образовательных учреждений:

· обученность школьников;

· уровень сформированности общеучебных умений и навыков;

· уровень владения творческой деятельностью;

· уровень воспитанности;

· уровень развития личности в психическом, социальном, биологическом аспектах;

· уровень жизненной защищенности, социальной адаптации.

Показатели качества _образования в широком смысле универсальны для любых учебных заведений:

· качество образования в узком смысле;

· качество управления: целями, задачами, содержанием образования; кадровым обеспечением, научно-методическим обеспечением; условиями образования (санитарно - гигиеническими, экономическими, материально - техническими, информационными, психологическими, юридическими, социальными, бытовыми, эстетическими, пространственными, темпоритмическими, временными);

· качество реализации образовательного процесса:

Качество соответствия государственным образовательным стандартам;

Качество соответствия запросам учащихся и их родителей;

Качество соответствия потребностям общественных институтов;

· имидж образовательного учреждения, гарантирующий высокое качество образования.

С определенной долей упрощения можно сказать, что качество есть соответствие неким заданным стандартам, а управление качеством - процесс приведения системы к некоторому стандарту.


Значит осуществлять все функции управления для достижения заданных показателей как в узком, так и в широком смысле, иметь гарантированный результат.

В управлении качеством образования необходимо придерживаться определенного алгоритма действий:

1. Сбор информации о состоянии объекта и внешней среды.

Диагностика:

· уровня обученности;

· уровни сформированности общеучебных умений и навыков;

· уровня владения творческой деятельностью;

· уровня воспитанности;

· уровня развития личности в психическом, социальном, биологическом аспектах;

· уровня жизненной защищенности, социальной адаптации.

2. Анализ полученной информации.

3. Изучение мотивации школьников, педагогов.

4. Постановка целей, задач, определение содержания образования.

5. Построение прогнозов, планирование, программирование.

6. Организация образовательного процесса в соответствии с целями, задачами, планами, программами.

7. Контроль за уровнем образования школьников. Контроль за педагогической деятельностью.

8. Повторная диагностика.

9. Анализ результатов диагностики.

10. Самоанализ управленческой деятельности.

11. Анализ качества реализации образовательного процесса, соответствия государственным стандартам образования, запросам учащихся, родителей, а также анализ состоятельности имиджа учреждения.

12. Регулирование управления качеством образования.

13. Организация образовательного процесса в соответствии с программой регулирования и коррекции.

14. Контроль за уровнем образования.

15. Экспертиза качества образования.

Последовательность выполнения функции управления в данном алгоритме имеет большое значение: поэтапно сменяя друг друга, функциональные звенья образуют единый управленческий цикл с временным ограничением в один год. Недооценка какого-либо из функциональных элементов приводит к изменению всего процесса управления и снижению его конечных результатов.

Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой качества человека, с его опережающим развитием в системе образования, которая формирует общественный интеллект как фактор прогрессивного развития общества. Школа выдает выпускнику аттестат зрелости, который должен отражать не только результаты его успеваемости, но и готовности к самостоятельной жизнедеятельности, интегральный результат процессов обучения, развития и воспитания – социальную зрелость. Чтобы решить проблему качества образования необходимы новые концепции школьного образования, направленные на развитие школьника как здоровой личности и творческой индивидуальности.

Исследуя вопрос о качестве образования, важно изучить представления самих педагогов о качестве школьного образования, так как это дает возможность скорректировать цели и содержание процесса повышения их квалификации. С этой целью в ряде российских школ был проведен опрос учителей. Им было предложено ответить на вопрос “Что Вы понимаете под качеством образования в современной школе?” Ответы были объединены в 4 группы соответственно показателям:

1) качества знаний, успеваемости, поступаемости в вузы выпускников;

2) интеллектуального развития, мотивации образования и самообразования, способности к творчеству учащихся;

5. Гарантия ресурсного обеспечения школ на основе федеральных и региональных нормативов.

6. Создание и развитие механизмов, обеспечивающих демократическое управление школой, создание системы общественной поддержки школы.

7. Развитие информационно-методического и научно-педагогического потенциала школы.

Как каждая из задач, призванная обеспечить достижение 4 обозначенных ранее целей, реализуется в системе образования? Рассмотрим на примере нашей школы, региона или же страны в целом. В законе «Об образовании» прописаны основные гарантии и права детей на образование. Родители совместно со своими детьми могут выбрать школу, программу, класс обучения в зависимости от подготовленности детей. Любой учащийся при наличии мест может поступить в любую школу. Учащиеся выпускных 9-х классов свободны в своем выборе дальнейшего профиля обучения, учащиеся 10-х классов могут изменить свой выбор профиля и даже, отучившись учебный год в профильном классе, могут перейти в другой профиль.

Воспитание свободной, самоопределяющейся личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе – задача не только учителя, но всего педагогического коллектива. С уч. г. в штатное расписание школы введена ставка педагога-психолога, что позволило решить проблемы адаптации, возникающие у первоклассников, пятиклассников и десятиклассников при переходе на следующую ступень обучения. Своевременное снятие проблем в подростковом возрасте и готовность педагогов помочь детям – основа успешной их адаптации в дальнейшей жизни.

Переход на образовательные стандарты, гарантирующие формирование личности в соответствии с запросами сегодняшнего времени. По всей стране с 01.09.2011г. начато внедрение ФГОС начального общего образования . Каждая школа провела огромную работу по подготовке к введению ФГОС. В нашей школе обновлена материально-техническая база (для обучающихся начальной ступени приобретены компьютерный класс, мебель, на 100 % закуплены учебники, на 100 % обеспечена учебниками программа «Истоки» и др.), подготовлены кадровые ресурсы, приведена в соответствие нормативно-правовая база учреждения, проведена разъяснительная работа с родителями. В школе начата работа по разработке образовательной программы основного общего образования (вторая ступень).

Гарантия обеспечения школы квалифицированными педагогическими кадрами. Нацпроект «Образование» предусматривает поэтапное обеспечение школ России квалифицированными педагогическими кадрами. Этому способствует в большей степени увеличение заработной платы работников образования. Так, молодым специалистам в первые 2 года работы в сфере образования предусмотрена доплата в размере 45 % к зарплате. В августе 2011 г. постановлением Правительства ХМАО-Югры от 23.06.11 , проектом Постановления «О внесении изменений в постановление Администрации города «О введении новой системы оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях города Сургута»» внесены изменения в Положение о стимулировании труда работников образования, в результате которого з/плата учителей и воспитателей д/садов гарантированно увеличивается на 16 %. Критерий оценки деятельности – «Обеспечение индивидуального подхода при реализации основных общеобразовательных программ общего, дошкольного, дополнительного образования » позволяет увеличить з/плату до 25 %. С уч. г. школа ведет кадровую политику по усилению потенциала (в сентябре 2010 г. – всего 4 молодых педагога, их них 3 – приняты в уч. г.; в сентябре 2011 г. – 7 молодых специалистов, 5 из них приняты в начале уч. г.). В связи с этим, одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. В уч. г. методистом школы разработан 3-хгодичный план работы с молодыми специалистами.

Гарантия ресурсного обеспечения школ на основе федеральных и региональных нормативов. В рамках комплексной целевой программы «Наша новая школа Югры» в 2011г. выделено 3 млн. руб. на повышение заработной платы работников образования. Данная программа предусматривает также строительство 7 д/садов до 2015г. В 3 квартале 2011г. в школе также начат комплексный ремонт.

Создание и развитие механизмов, обеспечивающих демократическое управление школой, создание системы общественной поддержки школы. Современная редакция закона «Об образовании» дает широкий инструментарий для вовлечения самой разнообразной, не только родительской, общественности в дела образования, в управление образовательным учреждением. После выхода Федерального закона «Об автономных учреждениях» расширились возможности общественного участия в управлении образованием и новых организационно-правовых формах образовательных учреждений. Демократическое управление школой не может быть осуществлено без общественной поддержки. Именно поэтому в 2011г. в школе был разработан локальный акт – Положение о попечительском совете. После открытия школы после ремонта будут проведены выборы в попечительский совет, куда войдут родители, ответственные лица организаций и учреждений, постоянно спонсирующие школу. Главная задача попечительского совета – выделение средств для нужд школы. С 01.09.2011г. в школе изменена структура управления: упразднена должность заместителя директора по ВВВР, функции которого разделены между заместителями директора по учебно-воспитательной работе 1 и 2,3 ступеней.

Развитие информационно-методического и научно-педагогического потенциала школы. Использование в образовательных учреждениях современных информационных и коммуникационных, педагогических технологий дает потенциально новые возможности для изменения образовательного процесса и формирования разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах , так в интересах общества. ИКТ представляют собой инструмент, позволяющий всем субъектам образовательного процесса качественно изменить методы и организационные формы своей работы.

Управлять качеством образования - значит осуществлять все функции управления для достижения заданных показателей как в узком, так и в широком смысле, иметь гарантированный результат. По итогам анализа работы МБОУ СОШ № 34 за уч. г. были разработаны направления системного мониторинга для разработки комплексной целевой программы.

Задание 1 : предложите критерии и показатели по каждому направлению будущей программы системного мониторинга образовательного процесса МБОУ СОШ № 34.

Направления

Критерии

Показатели

Мониторинг образовательных потребностей учащихся и социума

Участники образовательного процесса

Мониторинг качества образования

Качество преподавания, динамика успеваемости по школе, параллели, классу

Качество дополнительных услуг

Качество работы с одаренными детьми

Качество работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Выполнение госпрограмм

Мониторинг уровня социализации личности обучающихся

Мониторинг уровня профессионализма педагогических и управленческих кадров

Педагогический коллектив

Мониторинг интересов обучающихся

Анкетирование учащихся

Мониторинг состояния здоровья обучающихся

Оценка функционального состояния организма учащихся, состояния здоровья учащихся 1-11-х классов

Социометрия, педагогометрия

Анализируя цели образования, необходимо уметь найти ответы на следующие вопросы:

1. Дети какого возраста должны быть охвачены школьным обучением? Какой уровень образования они должны получать в обязательном порядке? Какой уровень образования должен быть общедоступным, но не обязательным?

2. Какие изменения в условиях обучения необходимы для обеспечения соответствия государственным стандартом?

3. Какие условия необходимо создать для того, чтобы усилить влияние родителей на обучение детей в школе?

4. Какой тип личности в современных условиях может обеспечить развитие общества и собственное развитие? и т. д.

Решение всех указанных и многих других проблем реально только на основе объединения наших усилий вокруг благородной цели становления и реализации личности ребенка, индивидуализации всех участников образовательного процесса.

Таким образом , в ходе заочного педсовета мы рассмотрели:

· понятия качество, качество образования, управление, управление качеством образования;

· алгоритм действий в управлении качеством образования;

· направления комплексной целевой программы системного мониторинга образовательного процесса;

· результаты опроса учителей о качестве школьного образования;

· социальные ожидания, связанные с современной школой;

· главные ценности, цели, основные задачи качественного образования.

Еще Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”. Качество образования “задает” качество жизни человека и общества, ибо оно определяется не только качеством ЗУН, но и качеством личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрастающего поколения и его эмоционально-ценностного ориентирования в окружающем мире. Отсюда проблема качества образования должна рассматриваться с позиции прежде всего человеческой и социальной ценности образования, т. к. полноценное образование , полученное человеком, позволяет ему не только овладеть определенными знаниями о природе, человеке, обществе, но и познать самого себя, проявить в последствии себя в качестве гражданина, семьянина, труженика.

Задание 2: з аполните предлагаемую анкету.

Анкета

Уважаемые коллеги! Мы впервые попробовали заочную форму проведения заседания педагогического совета. Надеемся, что предложенный Вам материал был полезным и актуальным. Просим ответить на вопросы анкеты максимально честно и подробно:

1. Как бы вы оценили предлагаемую форму работы с коллективом

а) было интересно и полезно

б) предпочитаю общение вживую, чем заочное

в) нет эта форма мне не понравилась

г) не могу ответить на данный вопрос

д) другое__________________________________________________________________

2. Предложенный Вам материал:

а) доступный и полезный

б) малопонятный, не по теме

в) ненужный

г) затрудняюсь ответить на вопрос

д) другое _____________________________________________________________________

3. В целях улучшения организации работы педсовета я предлагаю _________________

_____________________________________________________________________________.

Задание 3: внесите свои предложения в проект решения педагогического совета:

При подготовке данных материалов была использована литература:

1. , зам. начальника управления образования администрации г. Оренбурга, кандидат педагогических наук, руководитель НМД образования администрации, доктор педагогических наук, зав. кафедрой, профессор ОГПУ “Управление качеством образования как педагогическая проблема” – журнал “Завуч” №5, 2001 г.

2. , д. п.н., профессор, заведующий кафедрой Ленинградского областного института развития образования г. Санкт-Петербурга “Акмеология: новое качество образования” – журнал “Завуч” №3, 2004 г. журнал “Завуч” №6, 2004 г.

3. , заведующий кафедрой теории и практики управления образованием Смоленского областного института усовершенствования учителей “Приоритеты современного образования – сущность его качества” – журнал “Завуч” №5, 2001 г.

4. , Великий Новгород “Качество обучения: диагностика и оценка” – журнал “Химия в школе” №8, 2004 г.

5. Анализ работы МБОУ СОШ № 34 за уч. г.

Дополнительный материал:

Схема анализа урока в контексте управления качеством образования

Параметры

Состояние педагогической деятельности

1. Педагогическая «Я-концепция»

Педагогическая позиция

Цели, задачи урока

Представление о результате деятельности

2. Педагогическое мастерство

2. Умение учиться

3. Обеспечение деятельности

Методическое обеспечение:

а) оснащенность процесса обучения;

в) педагогические инновации; их место и роль

1 . Готовность к уроку

2. Умения:

Анализа;

Сравнения;

Обобщения;

Определения понятий;

Доказательства и опровержения

4. Образовательные результаты

Условия, которые создает учитель для обеспечения образовательных результатов учащихся:

Организационные;

Дидактические;

Психологические;

Педагогические;

Методические

1. Освоение содержания образования:

Разнообразие умений и навыков; - грамотность практических действий

2. Активность в образовательном процессе

3. Динамика развития учащихся

4. Удовлетворенность учащихся

Материал подготовлен зам. директора по УВР,