Конспект занятия по фэмптема: «сложение и вычитание. «Сложение». Конспект занятия по математике в форме игры Сложение для детей 5 лет распечатать

Почему я называю свой способ легким и даже удивительно легким? Да просто потому, что более простого и надежного способа обучения малышей счету я пока не встречал. Вы сами в этом скоро убедитесь, если воспользуетесь им для обучения своего ребенка. Для ребенка это будет просто игрой, а все, что потребуется от родителей — это уделять этой игре по несколько минут в день, и если будете придерживаться моих рекомендаций, то раньше или позже ваш ребенок обязательно начнет считать наперегонки с вами. Но возможно ли такое, если ребенку всего три или четыре года? Оказывается, вполне возможно. Во всяком случае, я успешно делаю это более десяти лет.

Весь процесс обучения я излагаю далее очень подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры, для того чтобы его смогла повторить со своим ребенком любая мама. А, кроме того, в Интернете на моем сайте "Семь ступенек к книжке" я разместил видеозаписи фрагментов моих занятий с детьми, чтобы сделать эти уроки еще более доступными для воспроизведения.

Сначала несколько вступительных слов.

Первый вопрос, который возникает у некоторых родителей: а стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?

Я считаю, что обучать ребенка нужно тогда, когда он проявляет интерес к предмету обучения, а не после того, как этот интерес у него угас. А интерес к счету и подсчитыванию проявляется у детей рано, его надо лишь слегка подпитывать и незаметно день ото дня усложнять игры. Если же ваш ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не говорите себе: "У него нет склонности к математике, я тоже в школе по математике отставала". Постарайтесь пробудить в нем этот интерес. Просто включите в его развивающие игры то, что вы до сих пор упускали: пересчитывание игрушек, пуговичек на рубашке, ступенек при ходьбе и т.п.

Второй вопрос: каким способом лучше обучать ребенка?

Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав здесь полное изложение моей методики обучения устному счету.

А пока хочу предостеречь вас от применения некоторых способов обучения, не приносящих ребенку пользу.

"Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно сначала к 2-м прибавить 1, получится 3, потом к 3-м прибавить еще 1, получится 4, и, наконец, к 4-м прибавить еще 1, в результате будет 5"; "- Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно сначала отнять 1, останется 4, потом от 4-х отнять еще 1, останется 3, и, наконец, от 3-х отнять еще 1, в результате останется 2".

Этот, к сожалению, распространенный способ вырабатывает и закрепляет привычку к медленному подсчитыванию и не стимулирует умственное развитие ребенка. Ведь считать — значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единичке, да еще и с помощью пересчитывания пальчиков или палочек. Почему же этот не полезный для ребенка способ так распространен? Думаю, потому что так проще учителю. Надеюсь, что некоторые учителя, ознакомившись с моей методикой, откажутся от него.

Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.

И, наконец, ни в коем случае не используйте появившийся в последние годы способ счета "по линеечке":

"Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 2, отсчитать от нее вправо 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 5";

"Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 5, отсчитать от нее влево 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 2".

Этот способ счета с использованием такого примитивного "калькулятора", как линеечка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребенка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Ведь этот способ, точно так же, как и калькулятор, исключает тренировку памяти и тормозит умственное развитие малыша.

На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью обучающих игр, выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.

Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни. А писание "примеров" с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления. А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.

Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия "больше" и "меньше". Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа. Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание — далее). А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.

Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на 10-15 уроков. Пусть вас не пугает большое количество уроков. Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по 2-3 урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь 10-20 минут. Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по 5-7 минут в остальные дни. Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически "с чистого листа". Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые — с третьего или четвертого урока.

Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого. На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии. Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.

Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.

Начальные уроки первого этапа. Обучение счету в пределах пяти

Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять кубиков с размером ребра примерно 1,5-2 см, установленных в коробочке. В качестве кубиков я использую продающиеся в магазинах развивающих игр "кубики знаний", или "learning bricks", по 36 кубиков в коробке. На весь курс обучения вам потребуются три таких коробки, т.е. 108 кубиков. Для начальных уроков я беру пять кубиков, остальные понадобятся позже. Если вам не удастся подобрать готовые кубики, то их несложно будет изготовить самостоятельно. Для этого нужно лишь распечатать на плотной бумаге, 200-250 г/м2, рисунок, а затем вырезать из него заготовки кубиков, склеить их в соответствии с имеющимися указаниями, заполнить любым наполнителем, например, какой-нибудь крупой, и оклеить снаружи скотчем. Необходимо также изготовить коробочку для установки этих пяти кубиков в ряд. Склеить ее так же просто из распечатанного на плотной бумаге и вырезанного рисунка. На дне коробочки начерчены пять клеток по размеру кубиков, кубики должны помещаться в ней свободно.

Вы уже поняли, что обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти кубиков и коробочки с пятью клетками для них. В связи с этим возникает вопрос: а чем же способ обучения с помощью пяти счетных кубиков и коробочки с пятью клетками лучше обучения при помощи пяти пальцев? Главным образом тем, что коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней кубики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка. А пальцы ребенка всегда остаются при нем, он может их увидеть или нащупать, и в запоминании просто не возникает необходимости, стимулирование механизма памяти не происходит.

Не следует также пытаться заменять коробочку с кубиками счетными палочками, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от кубиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.

Урок № 1

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже. Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: "Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!" Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

  1. Игра "Приставляем цифры к кубикам" с двумя кубиками.
    Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит "один", покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
  2. Игра "Гномики в домике" с двумя кубиками.
    Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру "Гномики в домике". Коробочка — это понарошку домик, клеточки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: "Один гномик пришел в домик". Потом спросите: "А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?" Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: "А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?" На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: "Один останется".

Потом усложните игру. Скажите: "А теперь сделаем домику крышу". Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.


    Игры для девочек Игры для Девочек — на нашем сайте предоставлены ОНЛАЙН и БЕСПЛАТНО для девочек, мальчиков и детей. Все игры обновлены к новому 2019 году, здесь доступны подборки с любыми жанрами игр для девчонок: Пони, Девушки Эквестрии, Макияж, Кошка Анжелла, Одевалки, Ви


    Игры для мальчиков Игры для Мальчиков — доступны на нашем сайте ОНЛАЙН и БЕСПЛАТНО для мальчиков, девочек и детей. У нас представлены следующие подборки c играми: Minecraft, Агарио, Спинеры, Симуляторы, Гонки, Стрелялки, АМ НЯМ, Subway Surfer и другие. Начните играть в Игры


    Играть в Спасти Принцессу надо всем настоящим будущим принцам, ведь таким вы не рождаетесь, а становитесь благодаря храбрым и отважным действиям. Поступки нужно совершать правильные с самой молодости, тогда потом вам точно не будет стыдно за ваши действия. Пройдите все самые слож


    Играть в Простые Примеры по Математике надо всем тем, кто начинает серьезно знакомиться с математической наукой. Это огромный раздел в нашей жизни, ведь всё вокруг связано со счетами. У нас дома часто бывает два телевизора, один компьютер, 10 чашек, 5 тарелок. Мы всегда что-то сч


    Играть в Решаем Примеры 2 Класс надо всем тем, кто скоро отправляется или уже находится во втором классе. Тут уже серьезная программа для школьников. Нужно хорошо заниматься математикой сейчас, чтобы потом постоянно не нагонять программу. Спокойно решайте сначала простые примеры,


    Игра по персонажам Гуппи и Пузырьки: Плитки расскажет про одну логическую головоломку, где нужно собирать плитки. Сначала это будет сделать просто, ведь задания будут легкие и даже смешные. А потом придется серьезно напрячь мозги, чтобы пройти самые сложные уровни, зато потом зад

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С АРИФМЕТИЧЕСКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ

План:

  1. Современные методические взгляды на суть процесса знакомства ребенка с арифметическими действиями и его взаимосвязь с обучением решению задач
  2. Этапы знакомства дошкольников с арифметическими действиями
  3. Сложение. Задания, знакомящие детей 5-6 лет со смыслом и обозначением действия сложения
  4. Вычитание. Задания, знакомящие детей 5-6 лет со смыслом и обозначением действия вычитания
  5. Упражнения на знакомство со знаками действий
  6. О математической лексике, характеризующей действия сложения и вычитания

Основные понятия:

Список литературы

  1. Бантикова, С. Геометрические игры /С. Бантикова //Дошкольное воспитание - 2006. - №1.
  2. Белошистая, А.В. Планирование и проведение занятий по математике /А.В. Белошистая //Современный детский сад. - 2007. - №11.
  3. Белошистая, А.В. Понятие «величина» в дошкольных программах математического содержания /А.В.Белошистая //Дошкольное воспитание. – 2006. - №9; №11.
  4. Габова, М.А. Графические умения и информационная компетентность ребенка /М.А. Габова //Современный детский сад. - 2008. - №2.
  5. Габова, М.А. Путешествие с Линиточкой, Квадругом и Шарубиком по стране Графика. Технология развития основ графической грамоты у детей 6-7 лет/ М.А.Габова. – Дошкольное образование. - 2007. - №5.
  6. Колесникова, Е.В. Программа «Математические ступеньки»/ Е.В.Колесникова// Управление ДОУ. - 2006. - №6. – С.103-106.
  7. Корепанова М.В., Козлова С.А., Пронина О.В. Моя математика. Пособие для дошкольников в 3-х ч. Ч.1,2,3.: Образовательная система «Школа 2100». Комплексная программа «Детский сад 2100»..– М.: Баласс, 2007. – 80 с.: ил.
  8. Образовательная система «Школа - 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов /Под научн. ред. Д.И. Фельдитейна. – М., 2006.
  9. Павлова, Н.Л. Как научить детей считать /Н.Л.Павлова. - М., 2000.
  10. Юдина, Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду / Е.Г.Юдина, Г.Б Степанова, Е.Н.Денисова. – М., 2003.

Знакомство дошкольников с арифметическими действиями сложения и вычитания традиционно входило в программу дошкольной математической подготовки, и методические подходы к этому процессу достаточно подробно были раскрыты в пособии А.М. Леушиной. В этом пособии предполагалось познакомить детей с арифметическими действиями сложения и вычитания и теми табличными случаями, когда при сложении к большему числу прибавляется меньшее, а при вычитании - когда вычитаемое меньше остатка.

Данная тема входит также во все альтернативные программы дошкольной математической подготовки, причем содержательный объем ее изучения в них значительно разнится. Например, в программе «Радуга» предполагается знакомить детей со всеми арифметическими действиями: сложением, вычитанием, умножением и делением - и обучать их табличным вычислениям со всеми четырьмя действиями. В программе «Школа 2000» предполагается знакомство только со сложением и вычитанием, но также предполагается обучение детей всем табличным случаям сложения и вычитания (в пределах 10), знакомство с переместительным законом сложения, с порядком действий и вычислениями вида 7 - 2 - 3 + 6 + 1. В программе «Детство» предполагается освоение приемов арифметических действий в пределах 20 без перехода через десяток вида 13-2, 13+2, 17-2 и с переходом через десяток вида 9+2.
Сегодня общепринятой является такая последовательность ознакомления детей с этим материалом:
1-й этап - знакомство детей со смыслом арифметических действий на основе теоретико-множественного подхода;

2-й этап - обучение детей описанию этих действий на языке математических знаков и символов (выбор действия и составление математических выражений в соответствии с предметными действиями);

3-й этап - обучение детей простейшим приемам арифметических вычислений (пересчет элементов количественной модели описываемого множества, присчитывание и отсчитывание по 1, сложение и вычитание по частям и др.);

4-й этап - знакомство с задачей и обучение решению задач (причем способ решения задачи - это выбор действия и вычисление результата).

Таким образом, вся методическая деятельность педагога, реализуемая на 1-3-м этапах, может считаться подготовительной работой к обучению решению задач. Непосредственно к вопросу обучения дошкольников решению задач мы обратимся в следующей лекции. В данной лекции рассмотрим специфику формирования представлений об арифметических действиях в соответствии с новыми методическими подходами, реализованными в современных технологиях развивающего обучения математике.

2.
С методической точки зрения знакомство дошкольников с арифметическими действиями сложения и вычитания целесообразно распределить на три этапа:

1-й этап - подготовка к правильному пониманию различных сюжетных ситуаций, соответствующих смыслу действий - организуется через систему заданий, требующих от ребенка адекватных предметных действий с различными совокупностями;

2-й этап - знакомство со знаком действия и обучение составлению соответствующего математического выражения;

3-й этап - формирование собственно вычислительной деятельности (обучение вычислительным приемам).

Анализ различных учебных пособий по математике для начальных классов, называемых учебниками нового поколения (учебники различных развивающих систем), показывает, что второй, и третий из обозначенных этапов реализуются их авторами не ранее третьего-четвертого месяца пребывания ребенка в школе. Это обусловлено необходимостью сформировать у ребенка целый ряд предметных знаний и учебных умений, составляющих базу для подготовки к правильному пониманию смысла и способов выполнения арифметических действий.

В связи с этим вызывает сомнение целесообразность введения в программу дошкольной математической подготовки не только знакомства с действиями сложения и вычитания на уровне составления соответствующих равенств, но и решения примеров в пределах 20, изучения таблиц сложения и вычитания, знакомства с умножением и делением (сегодня - это программа 2-го класса начальной школы). Эти сомнения поддерживает также и то, что профессиональная методическая подготовка воспитателя (блок «Методика формирования элементарных математических понятий») не содержит сведений о современной технологии (методике) работы над этими понятиями и тем более - сведений о вариантах работы над этими понятиями в различных системах развивающего обучения в школе. Не имея этих перспективных методических знаний, воспитатель часто действует вразрез с теми технологиями, которые уже стали общепринятыми в начальной школе.

С теоретико-множественной точки зрения сложению соответствуют такие предметные действия с совокупностями, как объединение и увеличение на несколько элементов либо данной совокупности, либо совокупности, сравниваемой с данной. В связи с этим ребенок должен научиться моделировать на предметных совокупностях все эти ситуации, понимать (т. е. правильно представлять) их со о слов воспитателя, уметь показывать руками как процесс, так и результат предметного действия, а затем характеризовать их словесно.

Подготовительные задания для усвоения смысла действия сложения.

1. Примеры ситуаций, моделирующих объединение двух множеств:

А. Задание. Возьмите три морковки и два яблока (наглядность). Положите их в корзину. Как узнать, сколько их вместе? (Надо сосчитать.)
Цель. Подготовка ребенка к пониманию необходимости выполнения дополнительных действий (в данном случаев - пересчет) для определении общего количества предметов совокупности.

Б. Задание. На полке стоят 2 чашки и 4 стакана. Обозначьте чашки кружками, стаканы квадратиками. Покажите, сколько их вместе. Сосчитайте.

Цель. Подведение ребенка к пониманию смысла операции объединения, а также обучение переводу словесно заданной ситуации в условную предметную модель. Такая модель помогает ребенку абстрагироваться от конкретных признаков и свойств предметов и сосредоточиться только на количественной характеристике ситуации.

В. Задание . Из вазы взяли 4 конфеты и 1 вафлю. Обозначьте их фигурками и покажите, сколько всего сладостей взяли из вазы. Сосчитайте.

Цель. Подвести ребенка к пониманию того, что смысл ситуации определяется не « главным словом »: « взяли» (типичной ошибкой даже в школе в этой ситуации является действие 4 - 1), а соотношением между данными и тем, что требуется найти. Условная предметная модель в этой ситуации помогает абстрагироваться от «мешающего» слова «взяли», поскольку показ рукой «всего взятого» обычно выглядит как охватывающее движение всей совокупности.

2. Примеры ситуаций, моделирующих увеличение на несколько единиц данной совокупности или совокупности, сравниваемой с данной:

А. Задание. У Вани 3 значка. Обозначьте значки кружками. Ему дали еще, и у него стало на 2 больше. Что надо сделать чтобы узнать, сколько у него теперь значков? (Надо 2 добавить.) Сделайте это. Сосчитайте результат.

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «больше на» с добавлением элементов.

Б. Задание. У Пети было 2 игрушечных грузовика. Обозначьте грузовики квадратиками. И столько же легковых машин. Обозначьте легковые машины кружками. Сколько вы поставили кружков? На день рождения Пете подарили еще три легковые машины. Обозначьте их кружками. Каких машин теперь больше? Покажите, на сколько больше.

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «столько же» с соответствующим предметным действием.

В. Задание. В одной коробке 6 карандашей, а в другой на 2 больше. Обозначьте карандаши из первой коробки зелеными палочками, карандаши из второй коробки - красными палочками. Покажите, сколько карандашей в первой коробке, сколько во второй. В какой коробке карандашей больше? Меньше? На сколько?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «больше на…» с соответствующим предметным действием в отношении совокупности, сравниваемой с данной.

С теоретико-множественной точки зрения действию вычитания соответствуют три вида предметных действий:

а) уменьшение данной совокупности на несколько единиц;
б) уменьшение на несколько единиц совокупности, сравниваемой с данной;
в) разностное сравнение двух совокупностей (множеств).

На подготовительном этапе ребенок должен научиться моделировать на предметных совокупностях все эти ситуации, понимать (т. е. правильно представлять) их со слов воспитателя уметь показывать руками как процесс, так и результат предметного действия, а затем характеризовать их словесно.

Подготовительные задания для усвоения смысла действия вычитания.

А. Задание. Удав нюхал цветы на полянке. Всего цветов было 7. Обозначьте цветы кружками. Пришел Слоненок и нечаянно наступил на 2 цветка. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось?

Покажите, сколько цветов теперь сможет нюхать Слоненок.

Цель. Подвести ребенка к пониманию смысла ситуации удаления части множества. Учить моделировать эту ситуацию на условной предметной наглядности, помогающей абстрагироваться от несущественных частных признаков предметов и сосредоточиться только на изменении количественной характеристики ситуации.

Б. Задание. У Мартышки было 6 бананов. Обозначьте их кружками. Несколько бананов она съела, и у нее стало на 4 меньше. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось? Почему вы убрали 4 банана? (Стало на 4 меньше.) Покажите оставшиеся бананы. Сколько их?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «меньше на...» с удалением элементов.

В. Задание. У жука 6 ног. Обозначьте количество ног жука красными палочками. А у слона на 2 меньше. Обозначьте количество ног слона зелеными палочками. Покажите, у кого ног меньше. У кого ног больше? На сколько?
Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «меньше на...» с соответствующим предметным действием в отношении совокупности, сравниваемой с данной.

Г. Задание. На одной полке 5 чашек. Обозначьте чашки кружками. А на другой - 8 стаканов. Обозначьте стаканы квадратиками. Поставьте их так, чтобы сразу было видно, чего больше, стаканов или чашек? Чего меньше? На сколько?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и учить соотносить словесную формулировку «на сколько больше» и «на сколько меньше» с процессом сравнения множеств и количественной оценкой разницы числа элементов.

.
После того как ребенок научится правильно понимать на слух и моделировать все означенные виды предметных действий, его можно знакомить со знаками действий. Знаки действий, как и любая другая математическая символика, являются условными соглашениями, поэтому детям просто сообщается, в каких ситуациях используется знак сложения, а в каких - знак вычитания.
В качестве примера приведем взаимосвязанную серию заданий, показывающих, как может выглядеть такое знакомство на занятии в старшей группе.

Упражнение 1
Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации.
Материалы. Фланелеграф, карточки с рисунками, карточки с цифрами и знаками действий, «Дидактический набор».

Способ выполнения. Педагог использует сюжетную ситуацию:

Сейчас я расскажу вам одну историю. Жил-был во дворе воробей. (Педагог выставляет изображение птички на фланелеграфе по ходу рассказа) Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети выйдут на прогулку и принесут ему крошки. Однажды прилетел он утром на рябину и видит: сидят там вот такие гости. (Педагог выставляет на фланелеграф карточки с изображением снегирей - на каждой карточке один снегирь.) Кто это? (Снегири.)

Прилетели из леса и клюют рябину. Рассердился воробей: «Вы чего мою рябину едите?» А снегири говорят: «Не гони нас, воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем». Не стал воробей жадничать. «Ладно, ешьте, - говорит, - а мне дети из садика крошек хлебных принесут, накормят». Так и остались они на рябине.

Сколько воробьев? (1) Сколько снегирей? (3) Откройте коробочки «дидактический набор» и положите на столе фигурки, обозначающие птиц, чтобы сразу было видно, что у вас 1 воробей и 3 снегиря.
Дети должны самостоятельно выложить группу разных фигурок: одна и три.

Педагог у каждого спрашивает: «Где у тебя воробей? Где видно, что три снегиря?»
Когда дети справятся с заданием, группу-заместитель выкладываем на фланелеграфе с объяснением: воробей отличается от снегирей, значит, фигурка должна быть другая.
А как назвать одним словом воробья и снегирей? (Птицы.)

Упражнение 2

Цель. Знакомить со знаком сложения.

Способ выполнения. Воспитатель продолжает беседу:

Теперь обозначим количество птиц математически с помощью чисел. Какие числа надо взять? (1 и 3) А теперь я вам покажу, как обозначить, что они дружно сидят на дереве. Математики используют такой знак: «+» (плюс). Действие, которое обозначается этим знаком, называется «сложение». Такая запись «1+3» говорит, что мы собрали их вместе и сосчитали. Математики говорят «сложили». А всего сколько у нас птиц? (4)

Упражнение 3

Цель. Учить соотнесению математического выражения и сюжетного рассказа.
Задание. Воспитатель предлагает детям составить рассказ по такой записи: 2 + 1. Хотите опять про птиц, хотите про что-нибудь другое.

Педагог помогает детям составить рассказ вида: «У Маши было 2 конфеты, ей дали еще одну».
- У вас нет цифр, обозначьте то, о чем говорится в рассказе, фигурками: ООП
(Фигурки дети выбирают сами.)

Когда педагог убедится, что дети хорошо справляются со всеми этими видами заданий, правильно соотнося все ситуации, связанные со сложением, с соответствующими выражениями, можно знакомить их с действием вычитания и знаком вычитания. Психологически понимание смысла вычитания и соотнесение его с математической записью сложнее, чем понимание смысла сложения. Это объясняется тем, что в процессе моделирования ситуации вычитания множество, соответствующее вычитаемому, убирается из поля зрения ребенка и перед ним остается множество, соответствующее остатку, а для составления правильной записи необходимо помнить первоначальное количество и удаляемое количество, которых перед глазами ребенка уже нет. В этой связи наблюдаются так называемые типичные ошибки усвоения вычитания. Например, педагог выставляет на фланелеграфе 6 фигурок, затем 2 убирает. Дети безошибочно опознают действие - вычитание, но при составлении записи могут написать: 6-4. Это обусловлено тем, что 4 фигурки они непосредственно наблюдают после совершения предметного действия.

Знакомство с действием вычитания в старшей группе происходит с помощью серии заданий.

Упражнение 1

Цель. Уметь сосредотачивать внимание детей на изменениях количественных характеристик ситуаций.
Материалы. Фланелеграф, модели фигур.

Способ выполнения. Педагог выставляет на фланелеграф несколько любых фигур (или изображений). По его просьбе дети закрывают глаза, а он в этот момент убирает или добавляет фигуры на фланелеграфе. Затем дети должны сказать, что изменилось: убрали или добавили, больше стало или меньше. Фигурки надо брать одинаковые или похожие. Например, яблоки, треугольники и т. д. Каждый раз педагог просит детей объяснить, почему они так думают. (Было 5 яблок. Теперь стало 3. Стало меньше, значит, яблоки убрали.)

Упражнение 2

Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия. Задание.

Теперь будем составлять запись изменений. (Педагог ставит 3 яблока.) Каким числом обозначим количество яблок? Закройте глаза. (Педагог добавил 3 яблока.) Что я сделала? Что изменилось? (Яблок стало больше, значит, добавили 3 яблока.) Каким числом обозначим те яблоки, что я добавила? Какой математический знак надо использовать, чтобы записать то, что я сделала? (Плюс.) Составляем запись на фланелеграфе: 3 + 3. Прочитайте запись. (К трем прибавить три.) А всего яблок? (6)

Упражнение 3

Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия, знакомить с действием вычитания и знаком вычитания. Задание.

Запомните, сколько яблок. (Запись убирается.) Закройте глаза. (Педагог убирает 2 яблока.) Что я сделала? (Убрала 2 яблока.) Изменилось ли количество? (Да. Стало меньше.) Давайте составим запись того, что я сделала. Сколько было яблок сначала? (6) Сколько я убрала? (2) Ставим числа 6 и 2. Можно ли поставить между ними знак «+»? (Нет. Этот знак ставят, когда добавляют, а вы убрали.) Верно. В этом случае используют другой знак: «-» (минус). Он означает, что первоначальное количество уменьшилось. Запись читают так: «От шести отнять два». Это значит, что мы убрали 2. Сколько же осталось? (4)

После того как дети научатся правильно выбирать знак действия и объяснять свой выбор (обязательно!), можно перейти к составлению равенства и фиксированию результата действия.
Поскольку обучение дошкольника специальным приемам вычислительных действий не предусмотрено программой, ребенок получает результат либо пересчетом, либо присчитыванием (отсчитывааием), но может опираться и на знание состава числа (шесть это два и четыре, значит, шесть без двух это четыре).

Задания, которые предлагается выполнить в процессе изучения материала:

I. Составить тезаурус по изучаемой проблеме (формирование элементарных математических способностей детей дошкольного возраста)

II. Представить технологию математического развития дошкольников в программе, по которой вы работаете («Детство», «Золотой ключик», «Радуга», «Развитие» и др.) в структуре, предложенной Г.К.Селевко:

1. Идентификация педагогической технологии в соответствии с принятой классификационной системой.
2. Название технологии, отражающее основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, основное направление модернизации образовательного процесса.
3. Концептуальная часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования):

  • целевые установки и ориентации;
  • основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения);
  • позиция ребенка в образовательном процессе.

4. Особенности содержания образования:

  • ориентация на личностные структуры (знания умения, навыки - ЗУН; способы умственных действий - СУД;
  • самоуправляющие механизмы личности; сфера эстетических и нравственных качеств личности - СУМ;
  • действенно-практическая сфера личности - СДП);
  • объем и характер содержания образования;
  • дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.

5. Процессуальная характеристика:

  • особенности методики, применения методов и средств обучения;
  • мотивационная характеристика;
  • организационные формы образовательного процесса;
  • управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция);
  • категория учащихся, на которых рассчитана технология.

6. Программно-методическое обеспечение:

  • учебные планы и программы;
  • учебные и методические пособия;
  • дидактические материалы;
  • наглядные и технические средства обучения;
  • диагностический инструментарий.

Материал подготовлен к.п.н.,
ст. преподавтелем кафедры ТМНиДО
Р.Ф.Швецовой
ст. преподавателем кафедры педмастерства
Е.В. Михеевой

Тема: Сложение.

Цель:

  1. сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака +;
  2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
  3. тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;
  4. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

Материалы к занятию

Демонстрационный:

  1. 3 прозрачных полиэтиленовых пакета.
  2. Муляжи яблока и груши.
  3. Лист для работы воспитателя к заданию 3.1.
  4. Карточки для обозначения вагонов к заданию 5.1.
  5. Образец выполнения задания 5.2(а).
  6. Образец выполнения задания 5.2(б).

Раздаточный:

  1. Игра «Разбитая ваза» (по 1 вазе на каждого ребенка). Все вазы одинаковы, разрезаны по-разному.
  2. Лист к заданию 3.1.
  3. Карточки-билеты для посадки в трамвай к заданию 5.1.

Ход занятия

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, развивать речь.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что мама попросила Таню и Ваню сходить с ней в магазин. Пока мама собиралась, Таня и Ваня затеяли игру в салочки.

Как вы думаете, правильно ли поступили дети?

В какие игры нельзя играть дома?

Почему?

Воспитатель рассказывает, что во время игры Таня и Ваня уронили любимую мамину вазу и разбили ее.

Воспитатель предлагает детям исправить положение.

Как это можно сделать? (Можно вазу склеить.)

Хотите помочь Тане и Ване склеить вазу?

Сможете это сделать?

2. Актуализация знаний

2.1. Игра «Разбитая ваза».

Дидактические задачи:

  1. Актуализировать представление о целом и его частях, взаимосвязи между ними, умение составлять целое из частей;
  2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, речь, коммуникативные качества.

Дети по 4-6 человек подходят к столу, на котором находятся разрезанные на две части изображения ваз (на каждого). Все части перемешаны.

Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает помочь Тане и Ване сложить вазу из двух частей. Каждый ребенок должен сложить одну вазу.

После того как все дети выполнят задание, воспитатель задает вопрос:

На сколько частей была разбита ваза? (На 2 части.)

Покажите одну часть, другую часть.

Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (Мы сложили части.)

Что больше – целая ваза или любая ее часть? (Целая ваза больше любой ее части.)

2.2.Игра «В магазине».

Дидактические задачи:

  1. Актуализировать представления о действии сложения групп предметов;
  2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать память, речь, воображение.

Дети садятся на стульчике на ковер. Воспитатель предлагает кому-либо из девочек на время стать Таней, а кому-либо из мальчиков – Ваней. Этим детям воспитатель дает по прозрачному полиэтиленовому пакету. Воспитатель будет мамой, у которой тоже будет пакет.

Воспитатель рассказывает, что после того, как дети склеили вазу, они вместе с мамой пошли в магазин. Мама купила Тане грушу (воспитатель кладет в Танин пакет грушу). Ване мама купила яблоко (воспитатель кладет в Ванин пакет яблоко). Себе мама ничего не купила.

Из каких частей состояла вся покупка? (Одна часть – яблоко, другая часть – груша.)

Возле дома дети встретили папу, который пришел с работы пораньше, чтобы сходить с детьми в зоопарк.

Как вы думаете, стоит ли детям брать с собой только что купленные фрукты?

Если дети ответят утвердительно, надо спросить их, можно ли есть грязными руками, можно ли есть немытые фрукты?

Дети могут предложить накормить этими фруктами зверей в зоопарке.

Что написано на клетках в зоопарке? (Кормить зверей запрещается.)

Как вы думаете почему этого нельзя делать?

Таня и Ваня решили сложить фрукты в мамин пакет, а со своими пакетами ехать в зоопарк.

Воспитатель складывает плоды в третий пакет и подводит итог: части (показывает на маленькие мешки) сложили , соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок).

3.Затруднение в игровой ситуации.

  1. Игра «Письмо бабушке».

Дидактические задачи:

  1. Уточнить представления детей о действии сложения и создать мотивационную ситуацию для записи сложения с помощью знака +;
  2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
  3. Развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.

Дети садятся за столы и работают на листке к заданию 3.1.

Воспитатель говорит, что брат и сестра хотят написать бабушке и рассказать, что они купили в магазине и как потом все сложили к маме в сумку.

Что мама купила Тане? (Грушу.)

Нарисуйте в одном маленьком мешке желтое яблоко.

Что мама купила Ване? (Яблоко.)

Нарисуйте зеленый треугольник в другом маленьком мешочке.

Что дети сделали потом? (Сложили все в мамин пакет.)

Воспитатель уточняет: части покупки сложили , объединили в одно целое.

Воспитатель рассказывает, что для того, чтобы показать сложение, не обязательно ссыпать части вместе – можно между частями поставить значок, который рассказывает о том, что части складывают.

Какой знак мы можем записать?

Надо подвести их к тому, что мы не знаем как записывается знак сложения.

Что мы будем делать, если чего-то не знаем? (Можно спросить у того кто знает.)

4.Открытие нового знания.

4.1.Игра «Письмо бабушке» (продолжение).

Дидактические задачи:

  1. Уточнить смысл сложения и познакомить с записью сложения с помощью знака +;
  2. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.

Кто знает такой знак?

После ответов детей воспитатель пишет на доске между маленькими мешками знак + и говорит, что действие сложения обозначается таким знаком. Дети пишут знак + в своих тетрадях.

Что оказалось в большом мамином пакете после того, как дети сложили туда части покупки? (Яблоко и груша.)

Нарисуйте яблоко и грушу в большом пакете.

Дети рисуют в своих тетрадях, воспитатель – на доске.

Воспитатель обращает внимание детей на два маленьких мешка со знаком между ними и на большой мешок.

В первом случае мы сложили части и получили целое с помощью знака, а во втором случае – части положили в один пакет и тоже получили целое.

Мы получили два целых.

Как вы думаете, равны ли эти целые? (Равны.)

Почему вы так думаете? (Потому что в двух маленьких мешках яблоко и груша и в одном большом мешке те же самые яблоко и груша.)

Как это можно проверить? (Провести волшебные ниточки.)

Какой знак можно поставить между маленькими мешками и большим? (Знак =.)

Воспитатель пишет знак равенства на доске, дети – в тетрадях.

Покажите части покупки.

Покажите целую покупку.

Воспитатель делает вывод :

  1. Знак плюс говорит о том, что части (показывает на маленькие мешки) сложили, соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок);
  2. Знак равенства говорит о том, что две части, сложенные вместе, равны целому.

5.Включение нового знания в систему знаний ребенка.

5.1.Игра «Трамвай».

Дидактические задачи:

  1. Закрепить представления о действии сложения и его записи с помощью знака +;
  2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение.

Воспитатель предлагает детям вместе с Таней и Ваней поехать в другие магазины.

На чем можно ездить по городу?

Дети перечисляют городской транспорт. Выбираем, например, трамвай.

Для того чтобы сесть в нужный трамвай, каждый ребенок получает карточку, на которой нарисованы два мешка с лежащими в них геометрическими фигурами и стоящим между ними знаком +. В каждом мешке должно быть по одной фигуре.

Воспитатель раздает детям билеты.

На стульях, стоящих в разных местах группы, размещены карточки с нарисованными на них большими мешками с геометрическими фигурами. Каждый ребенок должен выполнить сложение и подойти к тому «трамваю», на которых находится соответствующий номер, то есть результат сложения.

Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка. Карточки-билеты у детей забираются.

Приехали. Наша остановка.

5.2.Работа в тетради.

Дидактические задачи:

  1. Закрепить представления о действии сложения и его записи, тренировать умение складывать группы предметов и записывать это с помощью знака +;
  2. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук.

№1.Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает рассмотреть задание.

В какой магазин заехали брат и сестра? (В булочную.)

Что несла из булочной Таня? (3 баранки.)

Это целая покупка или ее часть? (Часть.)

Что нес Ваня? (Батон – это другая часть.)

Воспитатель предлагает детям выполнить сложение.

Какой знак поставили между мешками для того, чтобы было понятно, что надо сложить бублики и батон? (Знак +.)

Как вы будете выполнять сложение?

Дети вместе с воспитателем проговаривают: сначала в большом мешке нарисую первую часть, то есть 3 круга, потом – вторую часть, то есть 1 овал.

Как проверить, правильно ли выполнили сложение? (Надо провести волшебные ниточки.)

Какой знак нужно поставить между маленькими мешками и большим мешком? (Знак =.)

Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу, который выставляет воспитатель.

№2.

Иногда козлики хотели одинаковый обед, иногда, как, например, в этот раз, каждый мечтал о своем обеде.

Что хочет получить на обед козлик, находящийся слева? (Арбуз и желтое яблоко.)

Что хочет получить на обед козлик, находящийся справа? (Дыню и красное яблоко.)

Как надо поступить, чтобы узнать, что нужно принести братьям – козликам на обед? (Надо сложить обе части обеда.)

Дети самостоятельно выполняют сложение.

6.Итог занятия.

Дидактические задачи : провести рефлексию деятельности на занятии .

Воспитатель собирает детей около себя.

Где вы сегодня побывали?

Что полезного сделали?

Какие новые знания дали вам возможность написать письмо бабушке, сесть в нужный трамвай, накормить козликов?

Воспитатель помогает детям сформулировать ответ: потому что мы научились складывать группы предметов.


Приветствую всех читателей моего блога. Математика для дошкольников – понятие очень обширное. Давайте сначала поговорим об этапах развития дошколят, поймем какие занятия подходят под каждый возраст. Затем я поделюсь с вами несколькими занимательными заданиями, которые легко подготовить своими руками. Поделюсь замечательной математической игрой, которую вы можете скачать. И дам свой отзыв о тетрадях с примерами, по которым занимается мой ребенок.

Все фотографии в статье увеличиваются при клике на них

Возраст дошкольников конечно разный, да и возможности в математике у малыша трех лет будут сильно отличаться от пятилетки. Всё, что будет описано в данной статье, вы сможете изменить под уровень своего ребенка.

Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:

  1. младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет;
  2. средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет;
  3. старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.

Все родители знают, что чем интересней проходит обучение, тем больше ребенок из него осознает. Математика не всем дается одинаково легко, поэтому именно в этом предмете стоит уделить внимание интерактивным занятиям. Не важно если это будут игры, задачи, логические задания, нужно постараться, чтобы они проходили в интересной для дошкольника форме. Чтобы настроить малыша на занятие можно провести с ним веселую физкультминутку.

Занимательная игра – Готовим оладушки

Начну с игры, которая имела большой успех у моего сына, сейчас ему 4 года 11 месяцев. На подготовку материала у меня ушло 10 минут.

Мне понадобилось:

  • Плотный картон;
  • маркер;
  • ножницы;
  • предмет помогающий нарисовать круг;
  • кухонная лопатка.

Я взяла лист картона от коробки, который разрезала на круги. Это наши оладушки, я даже позолотила их края маркером . На лицевой стороне написала примеры, а на обратной стороне ответы. Ребенку предлагается приготовить маме вкусные оладушки, но вкусными они будут только если он назовет правильный ответ.

Я была активным участником этой занимательной игры по математике и конечно же бурно реагировала на качество приготовленных оладий . Скажу, что наблюдая за ребенком, я осознала еще один навык, который здесь отрабатывается. Не сразу получилось у моего дошкольника перевернуть оладушки кухонной лопаткой. Будьте уверены, что в этой веселой игре развивается и координация движений.

После того как все оладушки были готовы, Александр решил продолжить игру по своим правилам. Он взял оставшуюся часть коробки и сообщил мне, что это моя тарелка. Аккуратно кухонной лопаткой, ребенок перенес все оладушки на воображаемую тарелку. Затем маме нужно было их кушать. Вот тут-то я и познала память моего сына! Он предлагал попробовать каждый кружок называя его разным именем.

– Мама, это кулебяка с рисом, мясом и чуть-чуть жаренного лучка. А это ромовая баба с шоколадной подливкой.

И так со всеми 12 кружками, которые мне предлагалось отведать . Интересно вот что – ребенок никогда не ел тех блюд, которые называл. О них он узнал из прочитанных нами книг и из занятий по английскому или французскому языку.

Занимательные занятия на математической доске

Увидев в Ютубе вот это видео, мне очень захотелось сделать нечто подобное, и я не ошиблась! Мой сын воспринял подобную математику очень занимательной.

У меня в наличии была досточка, которая покупалась для работы с пластилином, но не использовалась по назначению. Ее цвет коричневый и я решила не красить черной краской. Подготовка игры составила 5 минут.

Мне потребовалось:

  • Тонкая досточка;
  • молоток;
  • канцелярские гвоздики;
  • мелок;
  • канцелярские резинки.

Как видно на фотографии, пользовались мы этой доской много, много раз. Поначалу я писала примеры только на сложение, затем только на вычитание, потом стала их чередовать.

Математика для дошкольников с досточкой, как и с игрой в оладушки имеет огромный потенциал. В обоих случаях мама может написать примеры по уровню знаний собственного ребенка. Доску можно легко использовать с двумя детьми – стер, написал для второго. Помимо математических способностей тренируем мелкую моторику с резиночками и гвоздиками . А самое главное, что обучение проходит в занимательной форме и ребенок получает от него удовольствие.

Занимательные задачи – Собери цветок

Мой сын очень любит канцелярские гвоздики. Сделав доску, описанную выше, я поняла, что интерес ребенка будет еще больше, если ему самому придется втыкать гвоздики. Уже имея практику подобных занятий, я взяла кусок пенопласта, в нем не остаются следы от острия и можно использовать множество раз. На изготовление материала ушло 15 минут.

Мне потребовалось:

  • Цветная бумага;
  • кусок пенопласта;
  • канцелярские гвоздики;
  • синельная проволока;
  • горячий пистолет;
  • маркер,
  • рукавица для натирания машины (можно обойтись цветной бумагой).

На момент занятия у нас были подготовлены сердцевинки 80, 90 и 100. Ребенку предлагается одна сердцевинка и множество лепестков и листиков. Дошкольник вполне способен найти примеры, ответом которых будет номер написанный в центре. Таким образом он собирает цветок.

Для занимательных задач можно делать лепестки на сложение, вычитание, в будущем я планирую делать на умножение и деление. Тут все зависит от уровня дошкольника в математике.

Советую, не делать каждый цветок разного цвета, иначе ребенок просто соберет цветовую гамму не утруждая себя в счете.

Вот готовый цветок, который легко разбирается и можно собирать следующий. Я дополняю номера по мере возможности и храню все бумажные части в zip пакете.

Наша математика для дошкольников в играх описана . Очень советую прочитать о подвижных и настольных играх.

Вспомогательный материал для таблицы Зайцева

Многие пользуются таблицей Зайцева и наступает момент, когда родителю уже отказывает фантазия в ее занимательном использовании. У нас появилась, правда ненадолго, вспомогательная таблица. На ее изготовление у меня ушло 10 минут.

Мне понадобилось:

  • Лист цветной бумаги;
  • маркер;
  • линейка;
  • ножницы;
  • ламинатор (можно взять картон, тогда ламинатор не понадобится).

Измерив размер отсеков на таблице Зайцева, я начертила пять прямоугольников. Середина остается открытой. Номера слева, справа, вверху и внизу открываются в виде окошек. Ребенку предлагается, поставить открытое окошко на любое выбранное им число, и постараться посчитать какие числа находятся в остальных четырех окошках.

У меня была идея, на следующий день сделать такую же занимательную таблицу, только с номерами -2, +2, -20, +20. Мне понадобилось бы перевернуть лист цветной бумаги горизонтально, чтобы уместить окошки. Но делать этого не пришлось, так как Александр заявил:

– Мама, это глупая игра!

Вот какую тенденцию я наблюдаю в течении последних месяцев. Мой сын очень любит мультики, которые он смотрел будучи малышом и с удовольствием их пересматривает. Он любит книжки, которые мы читали пару лет назад и периодически просит их перечитать. Даже игрушки для малышей привлекают внимание Александра, он может спросить, где его пирамидка, так как хочет ее собрать. Но! Если в математике я даю моему дошкольнику задания, которые он с легкостью выполняет, то они ему неинтересны. Вот и под глупой игрой он подразумевал “Мама, ну что тут считать!”.

Тем не менее, думаю, что некоторым родителям идея понравится, и они смогут разнообразить занятия по таблице Зайцева со своими детками.

Математика для дошкольников – скачать игру

Мой сын принес из лицея, где он учится, настольную игру. Это были малюсенькие карточки, нарисованные от руки, по всей видимости воспитателями. Но смысл игры мне очень понравился и я решила сделать ее хорошего качества для моих подписчиков.