«Дифференциация парных согласных. Конспект индивидуального занятия с учеником, имеющим диагноз «ринолалия» «Дифференциация парных согласных Дифференциация парных согласных задания

Логопедическая тетрадь

«Дифференциация парных согласных»

Дидактический материал для логопедов.

Различай согласные «в – ф» ……………3-7

Различай согласные «д –Т». 7 - 12

РАЗЛИЧАЙ СОГЛАСНЫЕ «З – С» 12 - 16

рАЗЛИЧАЙ СОГЛАСНЫЕ «Б – П» 16 - 21

рАЗЛИЧАЙ СОГЛАСНЫЕ «Г – К» 21 - 26

рАЗЛИЧАЙ СОГЛАСНЫЕ «Ж – Ш» 26 - 31

Обощение по теме «парные согласные»……. 32 - 35

литература…………………………………………..……. 35 - 36

Различай согласные «В-Ф»

Карандашный диктант.

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

Флажок
Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.

Собака
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.

Кошка
А кошки ушки
Ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в её норушке.

Жук
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.

ФА-ФО-ФЫ-ФУ-ФЭ
ФЫ-ФО-ФУ-ФЭ-ФА
ЫФ-АФ-ОФ-УФ-ЭФ
ФЫ-ФУ-ФО-ФА

ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ
ВЫ-ВУ-ВО-ВЭ-ВА
АВА-ОВО-УВУ-ЭВЭ
ВЭ-ВУ-ВЫ-ВО-ВА

Задание № 4. Прочти и запомни чистоговорки:

Ва-ва-ва - на суку сидит сова.
Во-во-во - по реке плывет бревно.
Фа-фа-фа – нет шарфа.
Фы-фы-фы – играли арфы.

Задание № 6. Прочти слова:

ФАРА, ФОРМА, ВАЗА, ФРАК, ВАТА, ФАЗАН, ВАННА, ВАГОН, ФЛАГИ,
САРАФАН, ФАНТИК, ФОКУС, ВОРОТА, ФАКТЫ, КРОВАТЬ, ПОВОРОТ.

Задание №7. Зачеркни букву «В», подчеркни букву «Ф»

В О А В Р Н Ф З М Е Ч Ф И В К С Н А З В О Л Д Ф Н Т Ы Е З Ф С Ц Н В Я С И К В А Е Ч З В Р С Ы Ф Д О Ф Щ Ш В Д Ф Т С Н Ы Ф Д Н З В А Л В С Ф Н З К Ф Г С Д З Г В Ф Р С В Н В Ф Т К Д В Б З Ф Д И В Е З О Ф В Ы З Ь В Ы Ф Т Р Н В Д

У медведя голова (ЧЬЯ?)________________________
У белки уши __________________________________
У волка хвост __________________________________
У лисы лапы ___________________________________
У оленя рога ___________________________________

Музыкант настроил ар. у.
За рулем сидит шо. ёр.
Делают из хлопка. ату.
Молочный продукт – ке.ир.
На столе стоит красивая. аза.
В море высокие.олны.
В магазине продаётся со. а.
Ночная птица – это со. а.
Во ржи вырос. асилек.
Баскетболист получил штрафной.ол.
Весной на полях много. лаги.
На крышах домов развеваются. лаги.

Задание № 10.

МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.

МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.

_____________________________________

Одна конфета – пять конфет

Одна фигура – пять __________________.

Один официант – пять ____________________.

Один фонарь – пять _____________________.

Одна ферма – пять _____________________.

Задание № 15. Прочти и запиши по памяти:

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Проверка знаний:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Различай согласные «Д-Т»

Карандашный диктант.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

Крокодил.
Крокодил плывёт по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зелёный весь, как тина,
От макушки до хвоста.

Домик
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.

Зайчик в норке
У елки на пригорке
Спрятала зайчишка в норке.

ДА-ДО-ДУ-ДЫ-ДЭ
ДО-ДЭ-ДЫ-ДУ-ДА
ТА-ТО-ТЭ-ТУ-ТЫ
ТО-ТЭ-ТА-ТЫ-ТУ
ДА-ТУ-ДЫ-ТЭ-ДО

Задание № 5. Повтори чистоговорку:

Да-да-да - в пруду чистая вода.
Ды-ды-ды - я несу стакан воды.

Задание № 6. Повтори скороговорки:

От топота копыт пыль по полю летит.
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Задание № 7. Зачеркни букву «Д», подчеркни букву «Т»:

В О Д А Р Н З М Т Е Ч И В К С Н Д А З О Л Д Н Т Г Ы Е З С Т Д Ц Н Я С Т У Д И К А Е Т

Ч З В С Ы Д И Т Г Р Д О Щ Д З С В Д П Т С Н Ы Ф Д Н З АТ Л В С Т Ф Н З Д К Г С Д З Г

В Ф Р Т С Н В Т К Д Б З В Д И М Ю Т Д Е З О Ф Ы З Ь Ю Е Т О

Задание № 8. Прочти слова:

ДУШ, ДОМ, ТАНК, КУСТ, СУДНО, ТОК, СОДА, ФАТА, ДОМБРА, ТРУБА, ЛАДОНЬ, ТРАМВАЙ, ПОТОК, ПОДАРОК, ДРАКОН, МЕТРО, СТУК, ЛЕТО, ДОРОГА, БИДОН.

Задание № 9. Вставь буквы Д или Т:

Награ_а, побе_а, _анк, ме_кий, наря_ы, у_очка, с_ук, пор_фель, дож_ик, _уча.

Вот тележка. Это _ачка.
Дом в саду зовётся _ачка.
Я в тетрадке ставлю _очку.
Мама любит свою _очку.
По реке плывут пло_ы.
Зреют на ветвях пло_ы.
Соловей выводит _рель.
Слесарь в сеть включает _рель.

Задание №11. Игра "Наоборот", запиши слова противоположного значения:

Сильный – _________________

Здоровый – __________________

Быстрый – __________________

Длинный – ___________________

Задание № 12. Отгадай ребус, запиши слово:

_________________________________

Задание № 13. Допиши предлоги:

Миша сел _________ скамейку.

Петух взлетел ___________забор.

Мячик закатился ____________шкаф.

Птичка сидит _______________ ветке.

Задание № 14. Вставь буквы «Т» или «Д».

У ко…а – ворко…а
Не закры…ы воро…а.
Не закры…ы воро…а
Для честного наро…а.
Прохо…и, наро… в огоро…,
И мы при…ём, лебе…ы нарвём!

отря.

пара.

огоро.

горо.

медве. ь

Проверка знаний:

По небу летит самолё . . Наш пру. богат рыбой. У нас в городе работает заво. .
В берлоге спит медве. ь. Мальчик от дерева отломал пру. . Подпиши тетра. ь.

Различай согласные «З–С»

Карандашный диктант.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

Стул
Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивление.

Стол
У стула четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Скворечник
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поёт.

Курочка
Курочка прыг на крыльцо:
Я снела тебе яйцо.

СА-СО-СУ-СЫ-СЭ
СУ-СЫ-СА-СО-СЭ
СЭ-СО-СА-СУ-СЫ
АС-ОС-УС-ЫС-ЭС

ЗО-ЗУ-ЗЭ-ЗА-ЗЫ
ЗУ-ЗЭ-ЗА-ЗО-ЗЫ
ЗО-ЗЭ-ЗЫ-ЗУ-ЗА
ОЗО-УЗУ-ЭЗЭ-ЫЗЫ-АЗА

Задание № 5.

Са-са-са – бежит рыжая лиса,
Со-со-со – катит лиска колесо,
Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы,
Су-су-су – нарисую я лису.

За-за-за – бежит серая коза,
Зу-зу-зу – догоняю я козу,
Зы-зы-зы – есть козлята у козы.

Задание № 6. Читай слова:

ЗУБ, СОК, ЗАЯЦ, РОЗЫ, ПАС, РОСТ, ЗОБ, НОС, ЗОЛА, ЗОНТ, СУК, ЗОЛОТО,

СОМ, ОСА, МЫС, ОСТРОВ, ВАЗА, ПАСТА, КОСЫ, ГЛАЗА, КЛАСС, ЛИСА, ЗАЛП.

С В О А Р Н З М Е Ч И С В К С Н А З О Л Д Н С Т Ы Е З С Ц Н Я С И К А Е Ч З В

С Ы Д О Щ Ш З Д Т С Н Ы Ф Д Н З А Л В С Ф Н З К Г Ц С О Д З Г В Ф Р С Н В Т

К Д Б С З В Д И Е З О Ф С Ы З Ь Ю Е З О А С В Ф Ы З Ы В С А П Р З О

Задание № 8. Прочитай зашифрованные слова:

Задание № 9. Повтори скороговорку:

Коси коса пока роса, роса долой и мы домой.

Задание № 10: Запиши прилагательные:

Варенье из груш – (какое?) ______________________

Запеканка из творога – (какая?) __________________

Сок из яблок – (какой?) _________________________

Оладьи из тыквы – (какие?) ______________________

Задание № 11: Вставь правильно буквы С или З:

На столе лежала.айка,
А по лесу бегал. айка.
На цветах сверкают ро. ы,
Распустились утром ро. ы.
Пестрой лентой притворяясь,
Извиваясь, изгибаясь,
В зелени листвы скользя
По земле ползет.мея.
Щиплет травушку ко. а,
Косит травушку ко. а
Рыжая пушистая ли. а ловит.айку.
У девочки Ли. ы интересная книга.

Задание № 12. Найди и зачеркни лишнюю картинку:

Задание № 13: Определи лишнее слово:

ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА.

ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.

Задание № 14. Определи правильно парную согласную в конце слова «С» или «З», подбери и запиши проверочное слово:

Задание № 15: Переставь буквы, запиши слова:

БУЗ _______, ЗОКА ________, ТОНЗ ________, АЗАВ ________, ЗАРО ______.

Задание № 16: Отгадай ребус, запиши слово:

________________________________________

Задание № 17. Прочти слова, отметь, чем они различаются

Проверка знаний:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Различай согласные «Б-П»

Карандашный диктант.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

Цепочка
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

Зайчик и ушки
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

Мышка
Серенький комок сидит
И бумажкой всё шуршит.

ПА-ПА-БА-ПА-БА-БА-ПА-БА-БА
ПО-БО-БО-ПО-ПО-БО-БО-БО-ПО
ПЫ-ПЫ-БЫ-БЫ-ПЫ-БЫ-ПЫ-БЫ
ПА-БО-ПЫ-ПУ-БО-ПЭ-БЫ-ПЭ-БУ

Задание № 5. Зачеркни букву «П», подчеркни букву «Б»:

В О А Р П Б Н З М Е Ч Б И В К С Т П Н А З О Б Л Д П Н Т Б Ы Е З СЛ Ц Н Я П Б С И К

А Е Ч З Б В С Ы Д О Щ П Ш З Д Б Т С Н П Ы Ф Д Н З А Л Б В С Ф Н П З К Г П С Б Д З Г

В П Ф Р Б С Н В Т К Д П Б З В Б Д И П Е З О Ф Ы З П Ы М Б О А

Задание № 6 . Прочти слова:

ПОЛКА, БАНКА, БУФЕТ, СОБАКА, САПОГИ, ЗАБОР, САБЛЯ, ПУШИНКА,
БАШНЯ, СОПКА, КАПКАН, БАРАБАН, БОЛОТО, РАБОТА, ЛАПА, ШАПКА.

Задание № 7. Повтори скороговорку:

БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ

Задание № 8. Вставь в слова буквы «П» или «Б»

Ре_а, жа_а, шля_а, _улка, _ ара_ан, _акет, са_ог, вер_а.

В саду стояли с водой _очки.
На дереве распустились _очки.
В городе есть высокая _ашня.
Трактор возделывает _ашню.
В небе вижу звезды _леск.
Слышен волны _леск.

Мяч лежит_______ столе.

Мяч закатился ________ стол.

Маша сидит________ кровати.

Ежик залез ________шкаф.

Задание № 10. Найди и зачеркни лишнюю картинку:

Задание № 12. Подчеркни угощения, в названии которых есть согласный звук «П» - желтым карандашом, а угощения, в названии которых есть согласный звук «Б» - синим карандашом.

В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетёнки, и пампушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, пай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!

Задание № 13. Распредели слова в таблице:

Задание № 15. Вычеркни буквы П и Б

Весна пришла. Снег быстро таял, вода прибывала. Образовался настоящий потоп. Больше всех пострадали зайцы, кроты, мыши-полевки. Зверькам пришлось покинуть свой дом. Крот проплыл много десятков метров, прежде чем выбрался на сушу. Он очень доволен, что ни одна хищная птица не заметила его блестящей черной шкурки на поверхности воды. Добравшись, он снова благополучно нырнул в землю.

Задание № 16. Составь предложения из слов, данных вразбивку, вставляя пропущенные буквы П и Б:

Голу_ому, не_у, _о, _лыли, о_лака.

____________________________________________________________________________

Проверка знаний:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Различай согласные «Г-К»

Карандашный диктант.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

Грабли
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

Лодочка
Лодочка плывёт по речке,
Оставляя в ней колечки

Параход
Параход плывёт по речке,
И пыхтит он словно печка.

Колоколчик
Колоколчик всё звенит,
Язычком он шевелит.

Задание № 3. Прочитай и запомни чистоговорки:

Ки-ки-ки – вот идут быки
Ке-ке-ке – сумочка в руке
Га-га-га – здесь огромная тайга
Гу-гу-гу – люди прибыли в тайгу
Ка-га-ка – мне нужна сейчас мука
Ги-ки-ги – испекли мы пироги
Ке-ге-ке – все вокруг у нас в муке
Га-ка-га – хочешь, Галя, пирога?

КА-КО-КУ-КЫ-КЭ
ГА-ГО-ГУ-ГЭ-ГЫ
КО-ГО-КЫ-ГЫ-КА
ГЭ-КО-ГУ-КА-ГО

Прочти слова:

ГОРА, НОГА, КУСТ, ДУГА, УКОЛ, ГОД, УРОК, УГОЛ, КРОТ, ГУСИ, ГРУЗ,
ГЛИНА, КОЗА, КОРЕНЬ, ВАГОН, ТАНК, МАСКА, ИГРА, ВЕТКА, ГРОЗА.

Задание № 6. Зачеркни букву «К», подчеркни букву «Г»:

В Г О А Р К Н З М Е Ч Г И В К С К Н А З Г О Л Д К Н Т Ы Е Г З С Ц Н Г Я С И К А Е Ч Г З В С Ы Д Г О Щ К Ш З Д Т Г С Н Ы Г П Ф Д К Н З А Л Т Г В С Ф Н К З К Г С Д З Г В Г Ф Р К С Н В Т К Д Б З В К Д И Е З О Г Ф Ы З Ь Ю К Е З О

Задание № 7. Запиши новые слова по образцу:

Задание № 8. Прочти и запомни скороговорку:

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб.
Сено граблями, краб, грабь!

Задание № 9. Прочти и запиши по памяти:

Купили Егорке салазки для горки.
Всю зиму, Егорка, катайся на горке!

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 10. Исправь ошибки:

Лена пьет (клюква) кисель – Лена пьет клюквенный кисель.

Мама купила (яблока) ______________________сок.

Миша съел (клубника) ________________________мороженое.

Бабушка сварила (вишня) _________________________варенье.

Папа купил (липа) _________________________мед.

Ели вкусную и.ру.
Подарили нам и.ру.
Зреет красная.алина,
Соберет ее. алина.
Затвердела снега. орка,
Будет скользкой наша. орка.
Жаворонка слышен.олос,
Зреет в поле спелый. олос.
Своей младшей дочке Тосе
Заплетает мама. осы.
Землю роет старый. рот.
Под землёю он живет.

Задание № 15. Отгадай ребус, запиши слово:

_____________________________

Задание № 16. Игра «Наоборот», запиши слова противоположного значения:

Далеко – ______________

Небо – ______________

Начало – ______________

Чисто – ______________

Потолок – ______________

Проверка знаний:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Различай согласные «Ж–Ш»

Карандашный диктант.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

Шарик
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шарик лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.

Лошадка
у лошадки вьётся грива,
Бьёт копытами игриво.

Петушок
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.

ша-шо-шу-ши-шэ
шо-шэ-ши-ша-шу
ша-шо-шу-ши-шэ
шо-шэ-ши-ша-шу

жа-жу-же-жо-жи
жи-же-жо-жу-же
жи-жу-же-жо-жа
же-жу-жи-жо-жа

Задание № 5. Прочитай и запомни чистоговорки:

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу - молока несу... (ежу).

Ша-ша-ша - у Оли два карандаша,
Шо-шо-шо - мы читаем хорошо.

жи-жи-жи – в лесу живут ежи,
жа-жа-жа – нашли в лесу ежа,
жу-жу-жу – молоко даем ежу.

Задание № 6. Читай слова:

ШАГ, ШАР, ШОК, ЖУК, ШУМ, ШИК, ШОВ, ШЁЛ, ЖИЗНЬ, ШАЛЬ, ШИРЬ, ЖАРА, ШИТЬ, НОЖ, МУЖ, ЖИРАФ, ШУМ, ЗАЖИМ, ДУШ, ТУШЬ, ПОЖАР, МЫШЬ

Задание № 7. Зачеркни букву «Ш», подчеркни букву «Ж»:

Ш В О А Ж Р Н М Е Ш Ч И В К Ж Н А О Л Д Ш Н Т Ы Ж Е Ц Н Ж Я С И К Ш А Е Ч Ж В Ы Д О Щ Ш Д Т С Н Ж Ы Ф Д В Ш В Ф Р С Ж Т К Д Ж Б З В Ш Д И Е О Ш Ф Ы Ж Ь К Ш Ю Е Ж О А В Ф Ш Ы ВА Ж П Р О Ш Л Д Ж Э Я М Ч Ж И Ц

Задание № 8. Прочти зашифрованные слова:

а

ж

п

р

О

а

ш

к

у

т

к

к

о

е

о

р

ш

4

3

1

5

2

5

1

4

2

3

1

7

2

4

6

3

5

Задание № 9. Повтори скороговорку:

Шапкой Сашка шишку сшиб.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Задание № 10. Запиши прилагательные:

Напиток из брусники – (какой?) ___________________

Пирог с яблоками – (какой?) ______________________

Кисель с клубникой – (какой?) ____________________

Сок из слив – (какой?) ___________________________


Задание № 11.
Вместо точек поставь правильно буквы «Ш» или «Ж»:

Или-были старик со старухой.
Портные. или брюки.
Не нужно бояться у. ей.
У рыси кисточки на кончиках у. ей.
У насекомых по.есть пар ножек.
На крыше выложили.есть.
Лена надела на голову.аль.
Ваза разбилась – очень.аль.
Женя болеет, у него.ар.
Лера держит красный.ар.

Задание № 12. Назови новые слова по образцам:

Образец: Голова - головуШка
сторона, изба, борода.
Образец: Трус - трусиШка
заяц, волк, вор, плут.
Образец: Сапог - сапоЖок
пирог, друг, круг, долг, творог.

Задание № 13. Найди и зачеркни лишнюю картинку:

Задание № 14. Определи лишнее слово.

СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ.
БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.

Задание № 15. Определи правильно парную согласную в конце слова «Ж» или «Ш», подбери и запиши проверочное слово.

камы.

стри.

каранда.

гара.

экипа.

бага.

Задание № 16. Раздели предложения на слова вертикальными палочками, запиши цифрой сколько слов в предложении:

Прошёлдождь.

СерёжаиАлёшавышлинаулицу.

Последождябольшиелужи.

Мальчикишлёпалиполужам.

Дедушкагрозилшалунам.

Задание № 17. Помоги собачке и белочке добраться до своих домиков.

Задание № 20. Прочти. Вычеркни предложения, которые не подходят к тексту по смыслу.

Весна.

Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. Птицы засобирались на юг – холодно и голодно им. С пригорка побежали ручейки. Пожелтела и засохла трава. На проталинах важно расхаживают грачи. Они ковыряют крепким клювом землю – ищут червячков. На деревьях набухают почки. Опадают желтые листья. На все лады поют птицы. Природа празднует приход весны!

Проверка знаний:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Обобщение по теме «парные согласные»

Карандашный диктант.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

Задание № 2. Разукрась желтым цветом шары, в которых написаны звонкие согласные.

Задание № 3. Подбери картинки к схемам, соедини их линиями:

Запиши эти слова, зачеркни парные согласные:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 5: Прочти. Отгадай загадки. Вставь пропущенные буквы, объясни их написание.
Далеко мой сту.
Слышится вокру.
Червякам я вра. ,
А деревьям дру. .

Через речку лё . ,
Пробежать помо. .

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Лодочка, кружок, бабочка, санки, девочка, грузовик, картина, слон, речка.

Задание № 9. Вставь правильно буквы:

ДУ. , САПО. , ОТРЯ. , ФЛА. , ТЕТРА. Ь, ГОЛУ. Ь, ЭТА. , СА. , ПЛЯ. , СУГРО. , МОРО. , ШКА. , РУКА. .

Задание № 10. Прочитай. Вставь правильно нужные буквы:

Летом мальчики ездили в деревню к бабушке. Любимым занятием у ребят было купание.
Утром они бежали через огоро. на пру. . Весело бросались они в воду, ныряли, плавали, плескались, громко кричали, смеялись. Потом они выходили на бере. и грелись на песке.
В августе вода стала холодной. Кончилось весёлое купание. Пожелтели листья бере. и ли. . Пора в горо. , в школу.

Подбери и запиши проверочные слова:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 11. Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Вставь правильно буквы:

На что кла. , коли в семье ла. .
Кто любит тру. , того люди чту. .
Лучше хле. с водой, чем пиро. с бедой.
Добрая пословица не в бро. ь, а в гла. .

Задание № 12. Вставь правильно буквы:
ОГОРО. , ШАЛА. , ОВРА. , СТОЛ. , ЗАВО. , ЛОША. Ь, ЭТА. , СНО. , ГЛА. , УТЮ. , ПЛО. , ГРИ. .

Литература

    Пфафенродт А.Н., Произношение – 3. М.: Просвещение, 2002.

    Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.П. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. – М.: 2005.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. – М.: Просвещение, 1987.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. – М.: Книголоюб, 2003.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М.: Книголоюб, 2005.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

    Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с НВОНР или ОНР на первом этапе обучения. – Воронеж: Изд-во «Учитель», 2000.

    Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий № 1.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

    Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий № 2.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

    Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий № 3.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

    Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

    Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 1. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»

    Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 5. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»

    Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 2. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»

    Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

    Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

    Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

    Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

    Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В.Мазанова. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.

    Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

    Филиппова А.Д., Шуравина Н.Д. Говори правильно. Сборник упражнений в картинках для устранения недостатков произношения у дошкольников. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР.1963.

    Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение.1966.

Тема: Дифференциация парных согласных звуков д-т, д’-т’ Цели : коррекциино-образовательные:
Дифференциация звуков [д-т,д’-т’] в устной речи и на письме в слогах, словах и словосочетаниях;
Закреплять артикуляционный уклад звуков, характеристику звуков;
Закреплять умение словообразования, согласования прилагательного с существительным;
Формировать умение вставлять пропущенные буквы в слова;

Корркционно-развивающие:

Развивать общую моторику, согласовывать движения и речь;
Развивать внимание, память, мышление;
Развивать фонематическое восприятие;

Корркционно-воспитательные: Воспитывать аккуратность, культуру речи, создавать ситуацию успеха, любовь к семье, родному дому. Оборудование: макет дома, солнышко для гимнастики для глаз, карточки для индивидуального задания. Ход занятия: 1.Огр момент.
-Здравствуйте, ребята. Гимнастика для глаз: - Посмотрите, вам улыбается солнышко, следите за ней только глазами. А теперь улыбнитесь друг другу и садитесь.
2.Артикуляционная гимнастика. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим
- А для этого нужно нам выполнить упражнения для губ и языка. Возьмите зеркала выполняем гимнастику
для губ : «Улыбка», «Трубочка», «Бублик»;
для языка «Чашечка», «Часики», «Качели», «Лошадка» 3. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня на занятии мы будем строителями. В слове
строитель какой звук повторяется 2 раза? (Звук т)
- А строить мы будем
дом . Назовите первый звук в слове дом. (Звук д) Возьмите зеркала.
- Что общего у этих звуков: т и д. (Они согласные, потому что есть преграда. Они парные)
- Что создает преграду? (Язык и верх. зубы)
- А что можете сказать про губы? (Губы в улыбке)
На доске появляются символы, т.е. звуковики.
- Чем отличаются эти звуки? (т-глухой, д- звонкий) (
на звуковиках ставятся наушник и колокольчик)
- Парные согласные т-д дружат с гласными и образуют слоги. Следите за указкой.
а я
о ё
т у т ю
д ы д и
э е
- Что заметили? (Звук т с гласными I ряда звучит твердо, а с гласными II ряда - мягко. Анологично со звуком д)
- Какой вывод сделаете? (д и т могут быть мягкими и твердыми.)
(у звуковиков появляются ножки)
- Кто может назвать тему нашего занятия? (ответы детей). Откройте тетради, запишите число и тему нашего занятия «Парные согласные д-т». Сегодня на занятии будем учиться различать звуки т-д.
4.Дифференциация согласных д-т в слогах. -Чтобы построить дом нужно проложить фундамент. Фундамент- это основание дома. А фундамент мы строим из слогов. Я буду произносить слоги, а вы если услышите звук т , то записывайте в первую строку, а если услышите д , то- во вторую строку. Нарисуйте условные
обозначения в начале строки (
☊, ʎ )
Дети по очереди работают у доски:
Та, ду, то, тя, дя, ты, де, до, ту, да
- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
Логопед на доску вывешивает изображение фундамента дома.
5. Дифференциация согласных д-т в словах.
-
А теперь нам нужно построить стены.
1.Словообразование:
Стены из дерева- какие стены?- деревянные стен
Стены из камня-…
Стены из стекла-…
Стены из пластика-…
Стены из резины-…
А у нас будут
стены из слов. Развитие слухового внимания:
Я назову слова, если вы услышите звук т- хлопните в ладоши, если д- топайте ногами.
Игра называется «Топни, хлопни»
Плита, доска, дом, пила, дрель, инструмент, цемент, молоток, кирпич, стекло, стена, потолок.
- А чтобы стены были крепкими нам нужно эти слова зашифровать.
Игра «Шифровальщик». Правила игры: Логопед называет слово, детям нужно выделить звук т(д) , пользуйтесь звуковой линейкой определить место звука в слове и «зашифровать»услышанное слово.
Один ученик работает за доской остальные выполняют в тетрадях.
Проверка: т4, д1, д1, д1, т4т10,т6, т5, т2, т2, т3.
Логопед на доске вывешивает изображение стены будущего дома.
Физминутка. Гимнастика для глаз.
Ну, ребята, дружно встали,
Руки в стороны подняли.
Раз- присели, два- поднялись
И на ножках покачались.
Головою повертели, и за парту тихо сели.
2. Работа по карточкам.
- Из слов мы построили стены нашего дома. Вам не кажется, что чего то не хватает?
(
Не хватает окон .) Окна будем заполнять буквами д-т. Возьмите карточки. Вместо окошек вставьте пропущенную букву д или т.
Моло
ок, рель, шпа ель, гвоз ь, инс румен , с екло.
Какое слово у вас вызвало сомнение? (Гвоздь) Какое правило помогло вам написать правильно это слово? Вот и появились окошки. Вы справились с заданием.
6. Дифференциация согласных д-т в словосочетаниях.
- А крышу мы построим из словосочетаний, т.е. соединим признак и предмет. Будем согласовывать прилагательные с существительным. «Оденьте» волшебные очки (У детей очки со стеклом разного цвета)
- Я назову предмет, а вы добавьте слово- признак, т.е цвет.
Логопед: стена- (какая?) Ученик: жёлтая стена (красная стена, зеленая стена итд).
пол-…
окно-…
стены-…
- Вы прекрасно справились с заданием. Молодцы!
На доске появляется крыша дома.
- Вот посмотрите какой получился дом. Что главное в доме? (ответы детей: чистота, доброта, понимание, уважение, взаимопомощь, и т.д.)
7. Итог. - Что делали сегодня на занятии? (учились различать звуки т и д)
- Кто даст характеристику звуку т? (д)
Рефлексия . -Перед вами лежат цветочки: красного, жёлтого, голубого цветов.
Если понравилось занятие, вам всё удалось, и у вас отличное настроение, то возьмите цветок красного цвета.
Если вы с каким-то заданием не справились, настроение хорошее, то возьмите цветок жёлтого цвета.
Если вы не справились с заданиями, вам было трудно и вы уходите с плохим настроением, то возьмите голубой цветок.
Выходите к доске и прикрепите свой цветок рядом с домом. Всего вам доброго!

Полина Шакирова
Конспект индивидуального занятия с учеником, имеющим диагноз «ринолалия» «Дифференциация парных согласных [В]-[Ф]»

Индивидуальное логопедическое занятие с учащимся с диагнозом «ринолалия » .

Тема : Дифференциация парных согласных «В – Ф» .

Цель : 1. Развитие артикуляционной моторики, диафрагмально реберного типа дыхания, форсированного выдоха, фонематического слуха.

2. Создание условий для формирования навыка дифференцировать согласные парные в-ф .

Задачи :

1. Формировать фонематический слух.

2. Формировать умение дифференцировать буквы в-ф и соответствующие им звуки.

3. Совершенствовать умение чтения, навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов.

4. Развивать внимание, память, мышление, мотивацию.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед : Сегодня на уроке мы с тобой поговорим о буквах В-Ф.

2. Комплекс массажа твердого и мягкого неба.

Логопед проводит массаж мягкого и твердого неба учащегося.

2. Формирование ритмической организации речи

Проводится игра «Барабанщик» . (логопед выстукивает ритм карандашом, ученик должен повторить комбинацию за логопедом; большой круг обозначает более громкий звук.)

3. Развитие артикуляционной моторики.

Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Логопед показывает упражнение, учащийся повторяет упражнение за логопедом, контролируя выполнение упражнения, наблюдая за движениями в зеркало.

Работа по нормализации моторики нижней челюсти :

двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание, открывать рот с сопротивлением.

Для губ и щек :

поднять верхнюю/нижнюю губу, обнажая верхние зубы; имитировать полоскание зубов (надуть губы) ; надувать верхнюю, затем нижнюю губу; производить фыркающие движения губ (фырканье лошади) .

Артикуляционная гимнастика для языка :

выполнить упражнения «Часики» , «Качели» , «Почистим зубки» , покусывать язычок.

Гимнастика для мышц мягкого неба и задней стенки глотки :

покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на твердой атаке.

4. Упражнения на дыхание.

Дыхательная гимнастика (формирование - диафрагмального дыхания, силы ротового выдоха, дифференциации ротового и носового дыхания).

Логопед даёт учащемуся инструкцию по выполнению дыхательного упражнения, ребенок выполняет упражение. Сила выдоха контролируется с помощью ватного шарика.

1. Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через неплотно сомкнутые губы (Ф__)

2. Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф) .

5. Работа по презентации.

1. Акустические образы звуков в-ф.

Логопед : Отгадай загадки.

Дружбу водит лишь с лисой, этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк, очень страшный серый … волк

Нет ушей, не видно ножек. Шар в колючках- это … ёжик

Логопед : Скажи, почему к нам на занятие пришли волк и ёж ?

Ученик : Потому что мы сегодня будем говорить о буквах В и Ф.

2. Характеристика звуков в-ф.

Логопед «в» ?

Ученик : Звук «в» согласный , твердый, звонкий

Логопед :Вспомни и расскажи, что ты знаешь о звуке «ф» ?

Ученик : Звук «ф» согласный , твёрдый, глухой. Эти звуки парные .

Согласные , звонкая- глухая, твердые, парные .

3. Связь звуков с буквами Вэ –эФ.

Логопед :

Звук «В» обозначается буквой Вэ.

Давай с помощью рук создадим букву Вэ.

Посмотри как записать письменную букву В.

Логопед :

Звук «Ф» обозначается буквой эФ.

Давай с помощью рук создадим букву эФ.

Посмотри как записать письменную букву Ф.

Физминутка.

Упражнение с су-джок шариком.

Цель массажа : воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

Логопед : Сейчас мы с тобой выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» .

(данный массаж выполняется специальным массажным шариком)

Логопед : Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а ты повторяй за мной.

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

Спасибо, молодец, у тебя хорошо получилось.

Практический блок :

1. Звуковой анализ слов со звуками в-ф.

Логопед : Что это за птицы?

Ученик : Это воробей.

Логопед

Логопед : Что это за птицы?

Ученик : Это свиристель.

Логопед : Какой звук есть в этом слове? Где он стоит в начале, в середине, в конце?

Логопед : Что это за птицы?

Ученик : Это дрофа.

Логопед : Какой звук есть в этом слове? Где он стоит в начале, в середине, в конце?

2. Дифференциация звуков в-ф в слогах .

Логопед : Прочитай слоги с буквой Вэ. Найди похожие слоги с буквой эФ. Прочитай их.

Какие слоги выбрал бы ёжик? Почему?

Ученик : читает слоги. Ёжик выбрал слоги с буквой Ф, потому что это его буква. Когда он пыхтит, он произносит звук «ф-ф-ф» .

3. Дифференциация звуков в-ф в словах .

Логопед : Подбери нужную букву к слову. Если ты верно подберёшь букву, ты увидишь изображение.

Ученик : Сова, фламинго, ворона.

Логопед : Как назвать этих животных одним словом?

Ученик : Это птицы.

3. Дифференциация звуков в-ф в предложениях.

Логопед : Перед тобой рассыпавшееся предложение.

Посмотри внимательно и собери предложение.

Какое слово будет первым? Вторым? …

Прочти предложение, которое получилось.

В каких словах встретились буквы занятия ?

Ученик : У совы большой клюв. Жираф живёт в Африке. Буквы занятия встретились в словах «совы» , «клюв» , «жираф» , «Африке» .

6. Итог урока.

Логопед : Чему ты научился сегодня на уроке? Что тебе понравилось?

Публикации по теме:

Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ЗПР 4–5 лет Цели: 1. Развитие мышления. 2. Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти. 3. Исследование внимания. Задачи: 1. Познавательные:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Лошадка» Конспект индивидуального логопедического занятия. «Лошадка». Цель: усвоение и расширение словаря по теме. Задачи: Образовательные: расширять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке» Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке»Тема: Звук «Ш» Этап: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях Цели: автоматизировать.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]» Цель: Воспитание навыки правильного произношения звука Р в речи. Задачи: Выработка полноценных движений и определенных положений органов.

Островская Ольга Валериевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 150
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе
Тема: Тема: "Дифференциация парных согласных д – т".
Дата публикации: 10.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект группового логопедического занятия в подготовительной

группе

Тема:
«Дифференциация парных согласных
д

т
».
Цели:
1. Закрепить знания детей о звуках [т], [д]. 2. Учить различать эти звуки в словах и предложениях. 3. Развивать навыки звукового анализа. 4. Закреплять звуко-буквенные связи. 5. Развивать слуховое внимание. 6. Формировать усидчивость.
Оборудование:
предметные картинки (петух, радуга, дым, стол), сигнальные карточки, картинки с изображением колокольчика, перечеркнутого колокольчика.
Ход занятия.

I. Оргмомент.
- Покажите правую руку, сожмите ее в кулак, покажите два пальца. Назовите первый звук в слове «два». Покажите три пальца. Назовите первый звук в слове «три».
II. Подведение к теме
- Скажите, о каких звуках мы будем говорить сегодня? Верно. Тема нашего занятия – различение звуков [т] и [д] в словах и предложениях.
III. Работа по теме.
Задание 1. Характеристика звуков. Вопросы логопеда: - Звуки [т], [д] – согласные или гласные? Как вы определили, что это согласные звуки? Это мягкие или твердые звуки? Приложите руку к горлышку. Дрожит ли горлышко при произнесении звука [д]? С голосом или без голоса произносится этот звук? Какой это звук? На доске выставляется картинка с изображением колокольчика. Участвует ли голос в произнесении звука [т]? Какой это звук? На доске выставляется картинка с изображением перечеркнутого колокольчика. Задание 2. Выделение звуков из слов. - Будьте внимательны! Сейчас я буду произносить слова. Если слово будет произнесено неправильно, то поднимите красную карточку и назовите правильно. Речевой материал: таракан, дыква, тырка, домино, дапки, тым, ведро, лопада, ракеда, бесета.
Задание 3. Дифференциация звуков в словах. - Я загадаю вам загадки. Если в отгадке вы услышите звук [т], покажите три пальца, звук [д] – два пальца. (Когда дети отгадывают загадку, на доску выставляется картинка с отгадкой). Загадки: - Что за будильник: Живой, с гребешком, Крыльями машет, А ходит пешком? (петух) - Мост воздушный без перил Дождик с солнцем сотворил. И никто, хоть рядом был, По нему не походил. (радуга) - Чем морознее, тем выше Поднимается над крышей. (дым) - Держат крышу четыре ноги, А на крыше – чай, пироги…(стол) Задание 4. Соотнесение звука и буквы. - Какими буквами мы обозначает звуки [т], [д]? Напишите подушечкой указательного пальца правой руки на ладони левой руки букву д, т. Сейчас я буду называть слова, если услышите в них звуки [д] – [т], напишите соответствующие буквы на левой ладони. Речевой материал: дуга, кино, туман, пловец, потушил, добрый, приду, Таня. Физкультминутка. - Давайте немного отдохнем. Ноги на ширине плеч, руки опущены. Слушайте внимательно и повторяйте. Чтоб головка не болела, Ей вращаем вправо – влево. А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим, Повороты вправо – влево Плавно производим. Наклоняемся легко, Достаем руками пол. Распрямили плечи, спинки. А теперь конец разминки! Задание 5. Сравнение слов по смыслу. - Давайте посмотрим, как может измениться смысл слова если заменить один звук. Я буду называть слово со звуком [т] или [д], а вы будете менять его на противоположный и объяснять смысл слов. Речевой материал: дочка – точка, трава – дрова, душ – тушь, кадушка – катушка, удочка – уточка. Задание 6. Графический диктант. - Я буду диктовать слова. Если услышите звуки [т], [д] – пишите буквы т, д. (Дается образец для тренировки). Речевой материал: дом, туча, вата, вода, газета, дует; торт, стыдно.
IV. Подведение итогов.
Вопросы логопеда: - Напомните мне, чем мы сегодня занимались? Какие звуки сравнивали? Чем они похожи? Чем различаются? Зачем их надо различать?