Предупреждение дисграфии у дошкольников. Профилактика акустической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушением речи Предупреждение дисграфии у дошкольников

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Ошибки чтения и дисграфические ошибки носят стойкий характер, их возникновение не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного обучения. Эти ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.

Дисграфия и дислексия не являются нарушениями, изолированными друг от друга, обычно встречаются в сочетании, так как имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи.

Актуальность и социальная значимость данной работы подтверждается значительным ростом количества учащихся-дисграфиков. Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия является не только серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением, но и влечёт за собой изменения в характере ребёнка (вторичные аффективные наслоения). Таким детям нужна своевременная, квалифицированная помощь. Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе.

Существует мнение, что если письмо и чтение дошкольника сопровождается ошибками, сходными с дисграфическими, то это закономерные, «физиологические» ошибки роста. Конечно, ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно писать и читать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но довольно часто, работая в дошкольном образовательном учреждении, мы замечали, что ряд ошибок, из детсадовской тетради по грамоте перекочевывают в школьную тетрадь.

Коррекция недостатков письма, чтения требует постоянных, систематических занятий, отнимает у детей много сил и времени. Не выявленные своевременно механизмы затруднений в учебной деятельности, недостаток понимания и помощи со стороны родителей влекут за собой изменения в характере ребёнка, связанные с более или менее болезненными переживаниями этих явлений. Ребёнок обнаруживает агрессивность, нередко отказывается от выполнения учебных заданий или работает только под страхом наказания. Эти аффективные реакции маскируют чувство глубокой внутренней тревоги ребёнка, ощущения собственной неполноценности. Такие вторичные наслоения могут принять необратимый характер. Вот почему, еще в раннем дошкольном возрасте, надо вводить ребёнка в звуковую систему языка. Младшие дошкольники проявляют особую чувствительность к звуковой форме речи, обладают, как писал К. И. Чуковский, «языковой одарённостью».

Кроме того, отдельные направления в программе начального школьного обучения не помогают в преодолении дисграфии и дислексии, а усугубляют ошибки чтения и письма.

Например, излишняя вербализация обучения грамоте, при относительно коротких добукварном и букварном периодах. Добукварный период существует для развития готовности к обучению грамоте. А он занимает всего 2-3 недели, что не позволяет решить всего круга задач:

  • приучить детей к слушанию как особому виду речевой деятельности;
  • укрепить внимание, связи между слухоречевой и речедвигательной сторонами единого речевого акта;
  • научить звуковому анализу и синтезу слов.

Отсюда большая группа ошибок, в основе которых лежат затруднения в анализе речевого потока. Ведь последовательный и систематически проводимый звукослоговой анализ является одним из условий успешного овладения грамотой.

Ещё одно неправомерное методическое требование – «безотрывное» написание слов с первых недель обучения в первом классе. Стадия поэлементарного написания букв практически отсутствует. Написав первый элемент буквы, ребёнок не всегда может дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передал количество однородных элементов (л-м), либо ошибочно выбрал последующий элемент (у-и). Умение вносить предварительные поправки по ходу письма (до совершения ошибки) может быть выработано лишь при четкой разработке системы графических упражнений в букварном периоде.

Или установка на скорочтение в младших классах. Убыстрение темпа не даёт возможность четко ощутить каждую артикулему. А если ребенок не имеет четкого образа звука, смешивает звук с другими и по слуху и по артикуляции, нельзя говорить об успешном овладении грамотой. Всё это доказательства того, что в дошкольном возрасте значительно легче предупреждать нарушения письма и чтения, чем их преодолевать во время обучения в школе.

Одно из необходимых условий предупредительного воздействия — раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. Учет механизмов нарушения чтения и письма предполагает патогенетический принцип коррекционной работы.

  • Важно не позднее 3-4 лет проверить у ребенка состояние слуховой дифференциации звуков речи. Если она затруднена, то необходимо приступить к её развитию. Эта работа обязательно должна быть закончена до начала обучения грамоте.
  • Надо преодолевать звуковые замены в речи, сформировать кинестетические образы звуков, чтобы при внутреннем проговаривании происходила опора на правильную артикуляцию звуков.
  • Коррекция нарушений слоговой структуры — это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников.
  • Проведение в детском саду более углубленной работы по анализу речевого потока.
  • Формирование у детей прочных грамматических стереотипов. Которые являются отправной точкой в деле постепенного овладения ребёнком грамматическими нормами языка.
  • Развитие зрительно-пространственных представлений.
  • Проведение анализа сформированности психологической базы речи.

Планирование работы по профилактике дисграфии и дислексии

При планировании работы по профилактике дисграфии и дислексии помимо патогенетического принципа опираемся на принцип учёта «зоны ближайшего развития ребёнка», по концепции психолога Льва Семёновича Выготского. В зону ближайшего развития входят те психические свойства, которые ещё только могут быть реализованы ребёнком под руководством взрослого, в сотрудничестве с педагогом. Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы, принцип опоры на сохранное звено нарушенной психической функции.

Также мы учитываем принцип системности, онтогенетический принцип, принцип поэтапного формирования психических функций, принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушения чтения и письма, принцип учёта психологической структуры процесса чтения и письма.

Расскажем, как мы представляем работу по предупреждению дисграфических и дислексических ошибок. Профилактику обеспечивает пропедевтическая работа в системе от чётких артикуляционных кинестезий в сочетании с пальцевыми, от слуховых и зрительных ощущений к правильному восприятию:

звук — буква — слог — слово — предложение.

Надо создать условия, чтобы ребёнок мог услышать, подметить усвоить, истинное звучание звука и выделение его в слове. Необходимое условие профилактики дисграфии — правильность и четкость артикулем. С первых занятий привлекаем внимание детей к работе речевого аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучаем оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков.

При отработке гласных звуков особое внимание уделяем сравнению артикуляции а-о, о-у, ы-и, так как многие ошибки письменной речи связаны с нарушением артикуляции этих звуков. Например, а-о, если верхняя губа «не держится», звук получается смазанный между а–о. Такой ребёнок будет писать ударный звук неверно.

Важно, чтобы ребёнок при становлении речи и обучении грамоте осознавал кинестезии, то есть натяжение или расслабление мышц речевого аппарата. Правильности и четкости артикулем способствует . Если движения сочетать с упражнениями для развития мелкой моторики, можно одновременно помогать становлению речедвигательных и рукодвигательных кинестезий.

В структуру занятия мы включаем упражнения для одновременного развития мелкой моторики и движения языка.

Например, имитация ходьбы пальчиков — указательного и среднего — сопровождается движениями языка: вверх-вниз. Для детей это трудно. Из 12 человек лишь 2-3 могут после нескольких занятий воспроизвести точно эти движения. Детям трудно одновременно контролировать движения пальцев рук и языка. Упражнения проводим в определенной последовательности: сначала по словесной инструкции с показом, потом только по словесной инструкции. Для развития кинестетических ощущений детям предлагаем выполнить эти упражнения с закрытыми глазами.

Развитие ручной моторики у дошкольников имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки детей к овладению письмом. Для развития пальцевой моторики используем: альбомы для раскрашивания, для снятия напряжения пальцев, во время печатания, проводим пальчиковую разминку, применяем опыт тамбовского логопеда Коробовой Н.Ф. Это самомассаж с ручкой, когда ручку катают между ладонями и пальчиковые упражнения с ручкой.

Вот одно из них: ручка просунута под указательным пальцем и мизинцем, безымянный и средний ходят по столу. При обучении грамоте используем игровой прием «Пальчики в гостях у букв». Сначала дети чертят схему слова разноцветными карандашами. Проговаривая вслух каждый звук, касаются поочередно каждым пальцем соответствующего окошка схемы. Пальцы двигаются, как по клавишам пианино, по схеме. Движения пальцев начинаются с левого мизинца. Это сопряженная гимнастика языка и рук, когда пальцы и рот стимулируют друг друга. Все перечисленные упражнения не только способствуют совершенствованию статической и динамической координации движения кисти и пальцев рук, но и активизируют речевую моторику, подготавливают детей к овладению грамотой и помогают в предупреждении специфических нарушений письма и чтения.

Для профилактики дисграфии необходима более углубленная работа в детском саду по анализу речевого потока. Обучение грамоте осуществляется по так называемому аналитико-синтетическому методу, предложенному в 1847 году как способ Бёме. Поэтому овладевающий грамотой ребёнок ещё до начала записи предложения должен уметь выделить в нём отдельные слова, уловив границы между ними, и определив звуко-слоговой состав каждого слова.

Работу, подготавливающую ребенка к звуковому анализу слова, начинаем в раннем дошкольном возрасте. Интерес к отдельным звукам появляется у детей в период от 3-4 лет.

Звуковые игры

Итак, звуковые игры. Какие они?

Предложите соревнование: кто придумает больше слов на «К». На следующее утро поменяйте звук.

Дети любят играть в города. Предварительно, чтобы накопить запас названий городов, можно «попутешествовать по карте». То есть мы должны сами создавать предпосылки для того, чтобы дети проявили интерес к звукам речи.

Следующий шаг — знакомство со сказочным городом, где «родились все буквы». «Есть на речке на Чернильной город маленький не пыльный. С незапамятных времен Буквоградом звался он». Заселяем город по мере знакомства с буквами.

Выбор последовательности изучения звуков и букв является принципиальным моментом в вопросе обучения ребенка с речевыми нарушениями, так как нельзя изучать букву, обозначающую ещё отсутствующий в речи ребёнка звук. Мы придерживаемся последовательности изучения звуков и букв, предложенной Галиной Амосовной Каше.

С первых занятий пытаемся довести до сознания детей разницу между гласными и согласными звуками. В этом помогает прием из «Школы клоунов» Э.Н.Успенского. Мы поем «разницу между гласными и согласными»: «В лесу родилась А-А-А. В лесу она У-У-У и т. д.» Согласные петь не удобно.

Итак, правильное обучение начинается со звукового анализа. Как показал Д.Б.Эльконин, для звукового анализа слова необходим определённый способ действия со словом: интонационное подчеркивание (интонирование). Первоначально образец такого произнесения демонстрирует логопед. Подобранные для этой цели слова состоят из гласных, длительных согласных и соноров.

Чтобы дети приняли и поняли этот прием, хорошо ввести игру построенную на звукоподражании.

– Давайте поговорим на пчелином языке. Как будто мы пчелки. Вот так: «Давайте дружжжить! Ты где жжживешь?»

Потом дети сами придумывают слова на «пчелином языке», проговаривая слова с длительным протяжением каждого звука, ребенок соотносит количество звуков с графической схемой слова и заполняет её условными значками — фишками. Более эффективно овладеть звуковым анализом помогает слоговой анализ. Деление на слоги способствует выделению гласных. Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавление, так как при опоре на внутреннее или шепотное проговаривание дети легче воспринимают согласные, которые кинестетически являются более четкими. Гласные воспринимаются как оттенки согласных звуков.

В начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают разницу в начертании оптически сходных букв. Что приводит к их замене на письме или к неправильному написанию некоторых букв. К сожалению, у некоторых детей такие ошибки имеют очень устойчивый характер и не исчезают без специальной работы над ними.

Направления работы по профилактике нарушений письма

Для профилактики данных нарушений письма надо вести работу в следующих направлениях:

  • Уточняем представления детей о форме, цвете, величине.
  • Уточняем и расширяем зрительную память. Даются задания типа «Что исчезло? Нарисуй по памяти».
  • Формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Сюда входит работа над пространственными предлогами. Усвоение ребенком смыслового значения предлогов и понятий: вверху-внизу, справа-слева помогает пособие «Буквоград».

Кто живет в правой половине дома певцов?

Какая буква поселилась под буквой «П»?

  • Параллельно с формированием пространственных отношений проводится работа по развитию зрительного анализа.

Заслуживает внимания приём какографии — «умышленного ошибочного письма». Проводится коллективный зрительный анализ пространственного расположения элементов букв, вносятся мелом другого цвета исправления.

В этой работе нам хотелось показать необходимость проведения в дошкольном учреждении профилактической работы по предупреждению дисграфии и дислексии. Несомненно, эта работа должна вестись длительно, систематизировано, последовательно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей, с применением наглядности.

В заключение, хочется вспомнить слова К.Д. Ушинского, так как в них на наш взгляд, отражены многие направления профилактической работы по предупреждению чтения и письма. Он писал: «… метода, предлагамая мною, в сущности, очень проста. Вот она в главных чертах.

Что же такое дисграфия? Дисграфия -это частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Дисграфические ошибки всегда носят стойкий характер. Они не связаны с нарушением интеллекта ребенка или нерегулярностью посещения учебного учреждения. Дисграфические ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

На сегодняшний день выделяют пять видов дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия.

  1. Ребенок, опираясь на свое неправильное произношение, пишет слова так, как их произносит. Поскольку причина этой формы дисграфии связана с дефектным произношением ребенка, необходимо срочно начать работу с логопедом по исправлению звукопроизношения. При этой форме дисграфии нельзя опираться на проговаривание слов, пока не исправлены дефектные звуки. Как только дефектный звук будет поставлен, сразу же нужно начинать работу по дифференциации поставленного звука со звуком, которым раньше ребенок его заменял.

Игры и игровые упражнения

1).«Топни - хлопни» - логопед предлагает ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит,например, звук Р и топнуть ногой, если услышит звук Л. Задания даются сначала на уровне звуков, затем слогов, слов и предложений.»2.

2).«Покажи символ». Взрослый произносит вразбивку сначала звуки, затем слоги и слова с отрабатываемой парой звуков. Ребенок должен поднять нужный символ.(Например, звук Р — собачка, Звук Л - самолетик). Сначала взрослый произносит слова в медленном темпе, затем темп увеличивается.

3).«Повтори за мной». Взрослый произносит цепочку звуков, затем слогов и слов. Например, С, С, Ш; С,Ш,С;Ш,Ш,С; СА-ША; СА-ША-СА; СА-ША-СА-ША;СА-СА-ША-СА; СОК-ШОК; СОК-ШОК-СОК-СОК и др. Ребенок должен правильно повторить цепочку за взрослым.

4).«Найди лишний звук» (слог, слово). Например, С,С,Ш (звук Ш); СО- СО-ШО-СО (слог ШО),СОК, ШУМ, СУМКА, СЛОН (слово ШУМ) Задание выполняется с увеличением темпа. 5) «Скажи наоборот» (Логопед произносит слог СА, а ребенок слог ША, логопед — СУ, ребенок — ШУ и т.д.) Слоги подбираются в зависимости от того, какой звук был дефектным.

2.Акустическая дисграфия.

  1. Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, фонетически сходных звуков (звонкие- глухие, свистящие- шипящие, аффрикаты и их компоненты, входящие в их состав (Ч-ТЬ,Ч-Щ,Ц-Т,Ц-СЬ и т.д.), а также в неправильном обозначении мягкости на письме (ЛУБИТ-ЛЮБИТ, КРУЧОК-КРЮЧОК, ПЕН-ПЕНЬ).Работа по развитию фонематического восприятия должна строится на основе дифференциации пар звуков, сходных по признакам, указанным выше. На начальном этапе обязательно проводится работа по различению звуков и букв. Различение звуков отрабатывается в парах. (Например, звуки Т-Д. Сначала каждый из звуков отрабатывается отдельно (сначала Т, затем Д), в последствии даются упражнения для различения этих двух звуков в слогах, словах и предложениях (звуки Т и Д присутствуют в одном слове одновременно). При таком виде дисграфии дает хороший результат задание на поиск в тексте газеты или книги дифференцируемых букв. Например, в первом обзаце нужно найти и подчеркнуть букву Т, а во втором обзаце — букву Д. Затем задание усложняется. Детям предлагается букву Т обвести в кружок, а букву Д подчеркнуть. По мере усвоения и поддержания интереса у детей, в последствии, это задание можно предложить выполнять на скорость.

3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Этот вид дисграфии проявляется в пропусках и перестановках букв и слогов, недописывании конца слов, написании лишних слов в предложении и слогов в словах, повторении букв или слогов в словах, в написании в одном слове слогов разных слов, в слитном написании предлогов, в отдельном написании приставок. Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей с нарушением письменной речи. Коррекция этой формы дисграфии включает в себя три направления:

а) звуковой анализ и синтез,

б) слоговой анализ и синтез,

в) анализ и синтез на уровне предложений.

Игры и игровые упражнения

1) «Придумай слово на заданный звук». Это упражнение нужно постоянно применять по мере знакомства со звуками и буквами в определенной последовательности.

  1. 2) «Какого звука не хватает?» (лу. (к) - лук, су.(п) - суп, (ш).уба - шуба, ра.(м)а - рама) и др.

3) «Выбери картинки, в названиях которых есть заданный звук»

  1. 4) «Назови все звуки в слове по порядку» (н, о, с = нос; р, у, б, а, ш, к, а = рубашка)

5) «Назови в слове только гласные звуки» (музыка — у, ы,а)

6) «Назови в слове только согласные звуки (сумка -с, м, к)

7) «Слова» - детям предлагается придумать новое слово на последний звук предыдущего слова (нос-сок-кот-танки-игры и т.д.)

8) «Словесные цепочки» - придумывание нового слова на последний слог предыдущего (палка-кабан-банка-Катя и т.д.)

9) «Телеграф» -деление слов на слоги с проговариванием каждого слога и отбиванием на каждый слог по столу рукой. (ма-ши-на, у-лит-ка, ра-ки, дом) и др.

  1. 10) «Составь слово из звуков» (д,о,м=дом, м,а,м,а=мама и др.)

11) «Составь слово из слогов» (у-ли-ца=улица, ма-ли-на=малина) и др.

12) «Собери слово из звуков» (с,н,о=нос, х,у,м,а=муха) и др.

13) «Собери слово из слогов» (ги,кни=книги, са,Ла,ри=Лариса и др.)

14) «Придумай предложение» (слово «лодка» - Рыбак сидит в лодке.) По мере усвоения материала задание можно усложнить: составить предложение только из двух(трех, четырех слов); назвать все слова в предложении по порядку, затем вразбивку; назвать позицию слова по отношению его к другим словам, используя предлоги: ЗА,ПЕРЕД,МЕЖДУ; назвать «соседей» нужного слова.

15) «У кого длиннее предложение»- увеличение количества слов в предложении с последующим анализом. (Мама купила овощи.- Моя мама купила овощи.-Моя мама купила вкусные овощи. - Моя мама купила вкусные свежие овощи.и т.д.)

16) «Найди самое длинное и самое короткое слово в предложении»

(деление слов на слоги и выделение предлога - На машине везут песок. НА-предлог (короткое слово), ма-ши-не самое длинное слово в предложении - три слога).

17) «Собери предложение из слов» (на, мальчик, велосипед, едет = Мальчик едет на велосипеде.)

4.Аграмматическая дисграфия.

Этот вид дисграфии связан с недоразвитием грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме встречаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Аграмматическая дисграфия проявляется в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовывать слова между собой, страдает словообразование, словоизменение, возникают трудности в синтаксическом строе речи, что проявляется в ошибках при создании конструкций сложных предложений: пропусков членов предложений,нарушением последовательности слов в предложениях.

Игры и игровые упражнения

  1. 1) «Один-много»-образование форм единственного и множественного числа существительных (стол-столы, кукла- куклы, окно-окна и др.

2) «Он-они»-образование глаголов настоящего времени множественного числа (строит-строят, играет-играют и др.)

3) «Доскажи словечко» - образование глаголов прошедшего времени мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа(Мальчик в дом.(зашел). Девочка в класс.(зашла). Солнце за лес.(зашло).

  1. 4) «Назови ласково», «Большой-маленький», «Назови детеныша» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лиса-лисичка, заяц-зайчик; шкаф-шкафчик, кровать-кроватка; кошка-котенок-котята, волк-волчонок-волчата и др.) 5) «Чей предмет?», «Чей хвост?»- образование притяжательных прилагательных (платье мамы - мамино платье, книга дедушки - дедушкина книга; хвост зайца - заячий хвост, хвост медведя - медвежий хвост и др.)

6) «Из чего сделано?» - образование относительных прилагательных (дом из дерева-деревянный дом, компот из вишни - вишневый компот, гвоздь из железа - железный гвоздь и

7) «Бусы»-согласование прилагательных с существительными в роде, числе. Чем больше слов, тем длиннее бусы. (снег(какой?) - белый, пушистый, холодный, мягкий, мокрый, липкий и др., снежинки (какие?) - белые, легкие, резные, красивые и др.; окно (какое?) - большое, светлое, чистое и др.)

8) «Один-два-пять» - согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже (один дом - два дома - пять домов; одна дверь - две двери - пять дверей, одно окно-два окна-пять окон и др.)

9) «Кто больше?» - распространение предложений однородными членами (У Маши красное яблоко. У Маши красное, вкусное, спелое, большое яблоко.) Выигрывает ребенок, который

придумает самое длинное предложение.

10) «Большущее» - образование имен существительных с увеличительными суффиксами (рука-ручища, волк-волчище, дом-домище и др.)

11) «Отгадай слово- действие, которое задумал твой товарищ» - образование возвратных глаголов (у-шел, у-летел, у-плыл и др.; при-шел, при-нес,при-гнал и др.) Один ребенок называет приставку (начальную часть слова) и совершает показ действия, другой ребенок должен отгадать, какое слово загадал его товарищ.

12) «Закончи предложение» - составление предложений с противопоставлением (Мы хотели посмотреть мультфильмы, но у нас сломался телевизор.) и сложноподчиненных предложений с придаточным времени (Мы посмотрели мультфильмы, когда починили телевизор.) 13) «Скажи наоборот» - образование антонимов (добро - зло, радость-горе, большой-маленький, толстый-тонкий, кричит-молчит и др.) 14) «Придумай предложение по картинке»-употребление предложно-падежных конструкций с предлогами В,НА,ПЕРЕД,ОКОЛО,ЗА,НАД,ПОД (Птичка сидит в клетке. Птичка летает за клеткой. Птичка сидит на клетке. Птичка летает под клеткой. Птичка летает над клеткой. И т. д.)

  1. 5.Оптическая дисграфия.

В ее основе лежит несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского языка состоят из элементов: палочек, овалов, полукругов и некоторых других специфических элементов. Эти элементы комбинируются в пространстве и образуют буквы-знаки. Некоторые дети не улавливают тонких различий между буквами, что приводит к неправильному их изображению. При знакомстве с буквами, их печатании и овладении чтением каждый ребенок проходит закономерный этап проб и ошибок. Он длится определенный период: от нескольких дней до полугода. В этот период ребенок может ошибаться. Взрослые не должны ругать его за ошибки, а должны помочь ему справиться с этим новым для него видом деятельности и сделать все, чтобы процесс обучения грамоте вызывал у ребенка только положительные эмоции и удовольствие, радость от познания нового.

Но, если этот процесс затянулся и взрослые замечают, что к моменту поступления в школу, ребенок по-прежнему пишет(печатает) буквы зеркально, путает их друг с другом, необходимо обратиться за помощью логопеда до поступления в первый класс.

Игры и игровые упражнения.

1) Рисовать, обводить, закрашивать, заштриховывать буквы, складывать буквы из счетных палочек, лепить буквы из пластилина, выкладывать буквы из бус, собирать буквы из частей-элементов, составляющих буквы, выкладывать буквы из крупы на пластине, лепить их из пластилина.

2) Заучивать короткие стихи о буквах, в которых описываются элементы букв (Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.)

3) Угадывание буквы по написанию в воздухе, на столе, на ладони ребенка.

4) Проговаривать схему написания буквы: (Например, буква Н -две длинные вертикальные палочки - спинки, перекладинка — матрасик, получается кроватка).

5) Придумывание названий предметов, на которые похожа буква (Ж- на жука, Д на дом, А -на крышу, Л -на шалаш и т.д.)

6) «Допиши букву» (Ребенку предлагается узнать букву без какого-то одного элемента, дописать и назвать ее.)

7) «Наложенные изображения»-(Ребенку предлагается узнать и назвать буквы, изображения которых наложены одно на другое)

8) «Зашумленные изображения букв» (Ребенку предлагается узнать заштрихованные буквы, назвать и записать их).

9) «Найди ошибку и исправь ее» (Ребенку предлагаются правильно и неправильно написанные буквы. Ребенок находит неправильно написанные буквы и исправляет

их написание.)

Одновременно при этом виде дисграфии необходимо развивать внимание ребенка, используя упражнения на зрительно-пространственную координацию.

Игры и игровые упражнения для развития зрительно-пространственной координации

1) Сравнить две картинки и найти отличия, используя при сравнении слова: слева, справа, вверху, внизу, около, за, в левом верхнем углу и т.д.

  1. 2) Пройти по лабиринту.

3) Дорисовать недостающие детали у предметов.

4) Продолжить узор.

  1. 5) Запомнить и назвать предметы, нарисовать их на листе бумаги.

У каждого учителя-логопеда в арсенале есть свои игры, игровые упражнения, игровые задания, которые помогают при работе над профилактикой различных видов дисграфии у дошкольников. Но нужно помнить, что все упражнения должны быть разнообразны, проводиться в игровой форме, чтобы у ребенка не пропадал интерес к занятиям. Нужно использовать много речевых игр и заданий, соревнований, которые очень нравятся детям и внесут в любое занятие интерес, являющийся главным условием успешной коррекции дисграфии.

Профилактика дисграфии у дошкольников

Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков письма.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Хотя такие дети могут хорошо справляться с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.

Причины стойкой неуспеваемости по русскому языку следует искать в дошкольном возрасте.

Причины дисграфии

1. Наследственная предрасположенность. (Наличие у родителей нарушений письменной речи, психические заболевания у родственника)

Дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах.

2. Патологические факторы. (Вредные воздействия), воздействующие на
ребёнка в:

  • пренатальный (дородовой период жизни)
  • натальный (в момент родов)
  • постнатальный (послеродовой) период.

3. Функциональные причины. (Воздействие биологических и социальных
факторов)

  • длительные соматические заболевания
  • неправильная речь окружающих
  • дефицит речевых контактов
  • двуязычие в семье
  • недостаточное внимание к речевому развитию ребёнка со стороны взрослых.

Эти факторы задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.

К функциональным причинам можно также отнести и следующие факторы:

  • не соотнесённое с ограниченной зрелостью время начала обучения грамоте;
  • не соотнесённые с возможностями ребёнка объем и уровень требований в отношении грамотности;

Несоответствующие индивидуальным особенностям ребёнка методы и темпы обучения, (букварь за 2-2,5 месяца - раньше 1 год - читать с 3-х лет (трудно воспринимать тексты) Механизмы для формирования навыков чтения и письма созревают у ребенка к 5-6 годам.

Речевая симптоматика дисграфии

В младших классах:

Упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок;

Не используют заглавные буквы и знаки препинания, путают схожие буквы;

Такие дети часто имеют плохой почерк, пишут медленно.

В средних и старших классах:

Дети используют короткие фразы с ограниченным набором слов;

Допускают грубые ошибки;

Не любят уроки русского языка, пропускают их, не выполняют письменных заданий.

Взрослые с подобным дефектом с трудом сочиняют поздравительные открытки, письма не умеют писать. Стараются найти работу, где не надо ничего писать.

Неречевая симптоматика

У детей - дисграфиков отмечается не сформированность многих психических функций:

Зрительного анализа и синтеза;

Пространственных представлений;

Слухопроизносительной дифференциации звуков речи;

Фонематического, слогового анализа и синтеза;

Лексико-грамматического строя речи;

Расстройства памяти, внимание, эмоционально-волевой сферы.

Формы дисграфии .

I. Артикуляторно-акустическая дисграфия

  • Ребёнок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на своё неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.

Например:

У ребёнка отсутствует в произнесении звук «Р», тогда он может написать слово «раковина» так: «аковина»

Если звук «Р» - заменяет на «В» - то его письмо выглядит так: «ваковина».

II. Акустическая форма

Эта форма проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Например:

Смешиваются на письме буквы, обозначающие звонкие и глухие звуки вместо башмак - пашмак, волк - фолк;

свистящие и шипящие звуки: санки - шанки, зайка - жайка;

Аффрикаты и звуки, входящие в их состав: чай - щай, чайка - тяйка, цирк - тирк, яйцо - яйсо.

Не правильное мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит».

III. Аграмматическая дисграфия

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетании, предложении и текста. Пропуски членов предложения: «Я... шерстяной шарф». Например:

«красивый сумка» (не согласует в роде и числе)

«я видел лиса» (не изменяет слова по падежам, родам и числам)

IV. Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Ошибки:

Пропуски букв, слогов

Перестановки букв и слогов

Недописывание слов

Написание лишних букв в слове

Повторение букв или слогов

Контоминации - в одном слове слоги разных слов: «красивая сумка -«красика»

Слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.

V. Оптическая дисграфия

Связана с недоразвитием зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

На письме:

Замены графически сходных букв ()

Искажения в написании букв ()

Зеркальное написание букв ()

Дизорфография - стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на письме (несмотря на знание соответствующих правил)

Профилактика

Широкомасштабная профилактика дисграфии проводится логопедами пока лишь в условиях дошкольных логопедических групп для детей с ОНР, ФФНР.

Работа с такими детьми направлена всестороннее развитие психики ребёнка, его внимание, памяти, интеллекта, эмоционально-волевой сфере, т.е. тех функций и качеств, без которых невозможна полноценная речемыслительная деятельность такая, как письмо (письменная речь).

При работе с такими детьми необходимо так же уделять внимание развитию у детей двигательных функций рук и графомоторных навыков.

Как показывает практика, большинству дошкольников не помешало бы взаимодействие с логопедом независимо от того, есть ли у ребёнка дефект речи.

Профилактика дисграфии у детей, посещающих массовые группы детского сада заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности и нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребёнка в подготовительную группу. Чтобы дать возможность ребёнку получить коррекционно-развивающую помощь от специалиста до поступления в школу.

Воспитатель массовой группы наблюдает за детьми на занятиях, в свободной деятельности. Отмечает трудности ребёнка в произношении звуков и слов, следит за правильностью построения фраз, умению составлять рассказы о предмете и его картинке, владением пересказом текстов (т.е. речь).

Воспитателю необходимо обращать внимание, есть ли у ребёнка трудности в узнавании цифр, букв, в выполнении рисунков, копировании, в воспроизведении фигур и букв из палочек, кубиков, справляется ли ребёнок с составлением различных картинок (по возрасту: 2-4 - младший возраст, 4-6 -средний возраст, 6-8 - старший возраст, 8-10 - подготовительный возраст).

Очень важно продиагнозировать умение ребёнка ориентироваться:

В пространстве (лево - право, вверх - вниз, впереди - сзади);

На листе бумаги (правый верхний угол, нижний левый угол...)

Ориентировка в схеме собственного тела

Расположение предметов относительно себя (т.е. зрительно-пространственное представление);

Воспитатель отмечает способности запоминания и воспроизведения действий, символов, умение сравнивать и обобщать предметы (т.е. мышление, память, внимание), а также различение музыкальны инструментов, воспроизведение ритма (т.е. слуховое воспроизведение).


























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

План

I. Актуальность

1. Оптическая дисграфия

а) Выявление предпосылок оптической дисграфии
б) Устранение предпосылок оптической дисграфии

2. Игры на предупреждение оптической дисграфии в дошкольном возрасте

II. Заключение

III. Литература

I. Актуальность

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия профилактических мер.

Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.

Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и, особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Однако у многих детей к началу школьного обучения эти функции остаются не вполне сформированными, что приводит к появлению оптической дисграфии.

1. Оптическая дисграфия

Обследования детей подготовительных групп показало, что предпосылки оптической дисграфии имеют примерно 44,5% детей (из них 26,7% связано трудностями латерализации).
Оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем её развития. В основе этого вида дисграфии лежит совершенно иное «слабое звено»: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению к друг другу) и зрительного анализа и синтеза. Именно эту несформированность и следует рассматривать как явную предпосылку оптической дисграфии.

В школе оптическая дисграфия проявляется, как трудность усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему похожими

– замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Щ, П и Т, А и М), или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т);
– не дописывание элементов буквы;
– «зеркальное» изображение букв.

а) Выявление предпосылок оптической дисграфии

Одним из наиболее простых способов выявления сформированности у ребёнка зрительно – пространственных представлений является проверка понимания им значения предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Сделать это можно следующим образом:

Задание 1. Попросить показать ребёнка, где карандаш лежит на книгах, где под книгами, а где в книге. Или предложить ему самому положить под книгу, на книгу и в книгу.

Задание 2. Теперь можно поменять характер вопросов. Попросить ребёнка взять карандаш с книги, из-под книги, из книги.
Затруднения в выполнении этих двух заданий будут свидетельствовать о недостаточной сформированности у ребёнка зрительно-пространственных представлений, выражающейся в непонимании расположения предметов в пространстве по отношению к друг другу.

Задание 3. Это задание позволяет выявить правильность ориентировки ребёнка в правой и левой сторонах пространства.
а) Положить карандаш справа от книги и попросить ребёнка сделать то же самое с его карандашом. Вполне возможно, что он положит свой карандаш слева, то есть воспроизведёт расположение в пространстве этих двух предметов «зеркально».

б) Сложите два карандаша в виде печатной буквы «Г» и попросить ребёнка сделать то же самое с его карандашами, а затем так же букву «И» сложить. Зеркальность выполнения этих заданий будет свидетельствовать о затруднении в дифференциации левой и правой сторон пространства.

Задание 4.

а) Попросить ребёнка сказать, чем (какими деталями) отличаются друг от друга две похожие вазы. Для нахождения всех этих довольно мелких различий ребёнок должен обладать достаточно развитым зрительным анализом.

б) Предложить ребёнку сложить из детских кубиков по образцу какой-либо предмет. Для выполнения этого задания ребёнок должен уметь синтезировать отдельные части в целый предмет.

Трудности выполнения ребёнком старшего дошкольного возраста хотя бы нескольких из приведённых выше заданий будет свидетельствовать о несформированности у него зрительно- пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, а значит и о наличии явных предпосылок оптической дисграфии. Эти предпосылки обязательно должны быть устранены до начала школьного обучения.

Практика убеждает нас в том, что если в дошкольном возрасте проводить профилактическую работу по оптической дисграфии и дислексии, то в школьном возрасте детям не нужна логопедическая помощь. Значит, нужно сделать всё возможное для того, чтобы «убрать» предпосылки оптической дисграфии и дислексии до начала обучения в школе.

б) Устранение предпосылок оптической дисграфии

Профилактика оптической дисграфии, заключается в устранении выявленных её предпосылок, и должна быть направлена на преодоление отставания в развитии у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Развитие представлений о форме и величине предметов

1. Упражнение. Указав на квадрат (или треугольник, овал и пр.) расположенных в верхнем ряду, попросить найти такую же фигуру в нижнем ряду.Продолжать выполнять эту работу до тех пор, пока ребёнок не усвоит все геометрические формы и их названия.

2. Упражнение. Попросить показать большое, маленькое и среднее яблоко, а так же два одинаковых по величине яблока. Затем показывая поочерёдно на каждое из яблок, попросить назвать их величину (большое, среднее, маленькое, среднее). Показав в заключении на два одинаковых по размеру яблока, постараться получить от ребёнка соответствующее словесное обозначение («одинаковые»).

3. Упражнение. Аналогично сравниваем предметы по высоте, толщине, длине, ширине и закрепляем соответствующее словесные обозначения «толстый – тонкий», «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкая – узкая».

(11-27 СЛАЙДЫ)

2. Игры на развитие у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза

Работа над пространственными предлогами

Особый раздел составляет работа над пространственными предлогами. При помощи которых выражается расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Прежде всего нужно в доступной форме (на реальных предметах и на картинках) объяснить смысловое значение основных предлогов.

(29-32 СЛАЙДЫ)

Игры на закрепление умений правильно употреблять предлоги

Ориентировка в правой и левой сторонах пространства

Очень важным показателем сформированности или несформированности у ребёнка пространственных представлений является его умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства. В этом плане необходимо добиваться того, чтобы до начала школьного обучения ребёнок мог без затруднений выполнять следующие упражнения.

1. Упражнение

Попросить ребёнка поднять вверх правую руку. При правильном выполнении им этого задания попросить его показать правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо, левой рукой левую ногу. В случае затруднений при выполнении этих заданий необходимо добиться чёткой ориентировки ребёнка в правой и левой сторонах своего тела.

2. Упражнение

Поработайте над тем, чтобы ребёнок научился ориентироваться в правой и левойсторонах окружающего пространства по отношению к нему самому (умение, определять справа или слева от него находятся расположенные в комнате различные предметы.

3. Упражнение

Встать напротив ребёнка и попросить его показать сначала его правую руку, а затем вашу, его левый глаз, а затем ваш и т.д.. После этого дать ребёнку игрушку и попросить показать правую илевую руку у петрушки. Это задание являетвя самым сложным, и нередкооно становится доступным лишь детям младшего школьного. И тем не менее нужно постепенно добиваться правильного его выполнения.

Успешное выполнение упражнений №1 – 3 даст ребёнку возможность избежать «зеркальности» в изображении букв и цифр. Однако для окончательного достижения этой цели необходимо ещё и чисто практически приучать его правильно ориентироваться на листе бумаги – начинать писать буквы или цифры с левого верхнего угла и заполнять строчку в направлении слева направо. Кроме того, элементы знакомых ребёнку печатных букв обязательно должны писаться сверху вниз, а не наоборот, и каждый элемент к любой конкретной букве должен приписываться только справа (например, букву Ю нельзя начинать писать с овала).

(35-37 СЛАЙДЫ)

Игры на ориентирование правой и левой сторон пространства

(38-40 СЛАЙДЫ)

Узнавание букв в усложнённых условиях

Если ребёнок дошкольного возраста уже знаком с печатными буквами, то очень полезно поупражнять его в выполнении следующих заданий: Назвать буквы сходные по начертанию, заштрихованные, недописанные, наложенные друг на друга, необычно расположенные и т.д.

Все эти задания проводятся в виде игры, они помогут ребёнку создать в своём воображении устойчивые образы букв, не смотря ни на какие «помехи». Это и будет наилучший способ профилактики оптической дисграфии.

(41-54 СЛАЙДЫ)

Игры на предупреждение оптической дисграфии

II. Заключение

Предложенные упражнения и игры способствуют развитию зрительного гнозиса, формированию пространственных представлений. Одной из приоритетных задач логопедов и педагогов является своевременное выявление, профилактики и коррекции оптической дисграфии, что не позволит допустить перехода ошибок в начальное звено школы.

III. Литература

1. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – С.Петербург, «Союз» 2001. 2. Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998.
3. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей (Из опыта работы)
4. Ярёменко Б.Р., Ярёменко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункцииголовного мозга у детей. – СПб.: Салит-Деан, 1999. 4. festival.1september.ru, 2013.

При обучении дошкольников чтению и письму родителям следует избегать распространенных ошибок , которые могут привести к нарушениям чтения и письма у дошколят, к дисграфии и дислексии.

Какие же упражнения необходимо делать с ребенком, чтобы предупредить возникновение дисграфии?

Грамотное предупреждение дисграфии у дошкольников должно осуществляться по нескольким направлениям:

  1. Важно перед школой и в момент обучения чтению тренировать навыки звукового анализа и синтеза. Недоработка в этом вопросе чревата ошибками на письме и чтении.

Важно, чтобы ребенок перед школой хорошо овладел понятиями «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный», «слог», «ударение», «слово», «предложение».

Дошкольник должен понимать различия между:

  • буквой и звуком;
  • гласным и согласным;
  • словом, слогом и звуком;
  • твердыми и мягкими согласными;
  • звонкими и глухими согласными;

Будущий школьник должен хорошо уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог, выделять позицию заданного звука (или слога) в слове.

Упражнения на тренировку звукового анализа (фонематического анализа) нужно делать со всеми дошкольниками, чтобы предупредить возникновения дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза:

  • Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [О] и топни ножкой, когда услышишь звук [У].
  • Разложи картинки две стопки – на синее и зеленое поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зеленом поле, с твердых – на синем.
  • Я назову звонкий звук, а ты – парный глухой (Б – П, Д – Т и т.п).
  • Я назову твердый, а ты – парный мягкий (С – СЬ, М – МЬ и т.п).
  • Звонкий или глухой? Картинки, названия которых начинаются с глухого звука [П] положи в домик без звоночка, а картинки, названия которых начинаются на звонкий звук [Б] клади в домик со звоночком.
  • У кого больше? Побеждает тот, на чьей карточке в слове бОльшее количество слогов.
  • Найди слова с одинаковым первым звуком в слове.
  • Найди слова с одинаковым слогом в конце слова.

Различение звуков, которые ребенок неправильно произносил, путал и менял друг на друга, должно быть хорошо отработано в разнообразных упражнениях по профилактике :

  • Если услышишь звук [Ш] подними его символ (картинка, символизирующая звук, например, шарик, из которого выходи воздух), а если прозвучит звук [С] – покажи его символ (например, насос).
  • Повтори за мной звуки, не перепутай: [Ш] [С] [С], [C] [С] [Ш], [Ш] [С] [Ш] и т.д.
  • Подними символ звука [Ш], если услышишь слово с этим звуком. Если же в слове будет звук [С] – подними символ звука звук [С].
  • Посели слова со звуками [Ш] и [С] в разные домики.

3. При знакомстве с буквами необходимо учить называть букву ее звуковым аналогом: [В] а не [ВЭ], [Щ] а не [ЩА] или [ЩЕ], [Л] а не [ЭЛ] или [ЛЭ]. Сразу же учите ребенка читать каждую букву только одним звуком, который ее обозначает . Иначе на письме появятся ошибки, связанные с неправильным, искаженным звуковым образом буквы, ребенок будет писать вместо «ваза» — «вэаза», вместо «щука» — «щаука», вместо «лапа» — «лэапэа» (это примеры ошибок дошкольников из моей практики), потому что ребенок произносит название буквы как 2 звука. Возникнет путаница в восприятии букв и звуков нашей речи.

Если такая ошибка была допущена родителями или педагогом (бывает и такое), выполняйте упражнения по профилактике дисграфии:

  • Звуковой диктант. Взрослый называет букву (произнося их как один звук), ребенок пишет.
  • Зрительный диктант. Взрослый рисует букву на доске или листе бумаги, ребенок пишет её и произносит (только один звук, обозначающий букву): буква [Ш], буква [Т] и т.д.
  • Определи, какая буква первая в словах и назови ее. Взрослый предлагает набор из 2-3 картинок, названия которых начинаются с одного звука. Например: рыба, руль, рысь – все слова начинаются с буквы Р (буквы [Р]). Ребенок называет букву ее звуковым аналогом.

Проводите с дошкольником упражнения по профилактике оптической дисграфии:

  • Обведи букву;
  • Слепи букву из пластилина, выложи из счетных палочек или веревки;
  • Дорисуй недостающие детали;
  • Зачеркни неправильно написанные буквы;
  • Выучи стихотворение про букву.
  • Какая буква получится, если добавить детали?
  • Какая буква получится, если убрать детали?
  • Нарисуй букву в воздухе.
  • Сравни 2 буквы, чем они похожи и чем отличаются?

Не жалейте времени на занятия с ребенком перед школой. Учите дошкольника . Большой выбор пособий и игр поможет Вам сделать занятия интересными и насыщенными. Дисграфию легче предупредить, нежели мучиться с устранением дисграфии в школе. А Ваши труды будут вознаграждены хорошими оценками и успехами первоклассника! Желаю Вам успехов в занятиях!