Презентация на тему ткани живых организмов. Растительные и животные ткани. Обобщение. Клетки прилегают плотно

Урок на тему: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Ткани живых организмов».

Сенькина Н.Н., учитель биологии МБОУ «Сош№14»

Задачи урока:

Образовательные : выявить у учащихся знание факти­ческого материала, уровень его осмысления; коррекция знаний учащихся.

Развивающие: продолжить развитие умений по ана­лизу и синтезу учебного материала;

Умение применять знание на практике, творчески подходить к решениям учебных задач.

Воспитательные: воспитание взаимоуважения, фор­мирование чувства ответственности и объективизма.

Тип урока: коррекция и контроль знаний.

Форма урока: индивидуальная, групповая работа.

Ход урока

    Организационный момент.

Мы познакомились с вами с разнообразием растительных и животных тканей. Вы узнали о их строении, о том какие функции выполняют эти ткани, их местонахождении в организмах растений и животных.

Наша задача на этом уроке :

1.Систематизировать знания о многообразии тканей.

2.Научиться различать ткани на рисунках.

3.Доказать взаимосвязь - «строение – функция» (слайд 2)

    Основная часть урока.

1 задание. Наведем порядок в терминах.

А) фронтальный опрос : Учащимся на каждую парту выдается ЛОС с пробелами,

они, заполняя пробелы, дают определения терминам или понятиям

Б) индивидуальная работа у доски:

1 ученик Задание: Собрать ткани, которые характерны для растений

2 ученик Задание: Собрать ткани характерные для животных.

Открываем слайд, на котором в беспорядке написаны основные понятия и термины по теме «Ткани живых организмов». С каждого ряда ученик выходит к интерактивной доске и вносит свои термины в таблицу.

Демонстрируем слайд 4.

    Ткани растений

Ткани животных

    Покровные (эпидерма - кожица, перидерма - пробка)

    Проводящие (ксилема - сосуды, флоэма - ситовидные трубки)

    Механические (колленхима, склеренхима - луб)

    Основные (паренхима, фотосинтезирующая, запасающая)

    Образовательные (апикальная меристема, камбий)

    Эпителиальные (виды эпителия: кубический многослойный, мерцательный и т.д.)

    Соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь)

    Мышечные (поперечно-полосатая, гладкая, сердечная)

    Нервная (нейрон)

2 задание. Узнай ткань по ее фотографии. (слайды 5-11)

На предыдущих уроках вы выполняли лабораторные работы, рассматривали ткани растений и животных под микроскопом. Сможете ли вы узнать ткани на фотографиях и рисунках? Учащиеся называют вид ткани, объясняя, почему они так считают, т.е. называют основные особенности строения ткани, их местоположение.

На доске демонстрируются фотографии разных тканей:

    Эпителиальные ткани животных

    Покровные ткани растений;

3)Соединительные ткани животных

4) Проводящие ткани растений;

    Для растения или животного характерны эти виды тканей?

    Можно ли по рисунку предположить функцию этих тканей?

    Дайте названия этим тканям, назовите особенности их строения.

5) Мышечная ткань,

    А эти виды тканей характерны для растения или животного?

    Какие виды мышечной ткани имеются в организме?

    Какими свойствами обладает мышечная ткань?

    Какая особенность животных связана с наличием у них мышечной ткани?

    С какой другой тканью тесно связана функция этих ткани?

6)Фотосинтезирующая ткань,

7) Нервная ткань.

Рассмотрев строение разных тканей – растений и животных, можно сделать следующий

Вывод:

1. По строению клеток и особенности их жизнедеятельности можно определить, к какому типу тканей они относятся и какую функцию выполняют.

3 задание. Сравни и сделай вывод . (слайды 12 – 17)

У многоклеточных животных и растений имеются ткани сходные по строению и функциям

(Необходимо под­вести рассуждения детей к тому, что строение и функ­ции тканей взаимосвязаны.)

Определим ткани, выполняющие сходные функции у растений и животных.

Демонстрация слайдов (слайды 13 – 20), на которых изображены ткани растений и животных в сравнении.

1. Слайд 14. Назовите ткани, которые выполняют у растений и животных защитную функцию. Какую еще функцию могут выполнять эти покровные ткани?

2. Слайд 15. Назовите ткани, которые осуществляют связь между разными органами, участвуют в проведении различных веществ? Что общего и в чем различия этих тканей растений и животных?

3. слайд 16. У животных и растений есть ткани, которые поддерживают их форму, т.е. являются опорой. В чем сходство и различия этих тканей?

(Клетки костной ткани состоят из минеральных веществ; клетки механической ткани имеют утолщенные оболочки).

4. Слайд 17. Какие ткани в основном образуют всю массу тела у растения и у животного?

Почему эти ткани настолько различны?

Итак, клетки ткани многоклеточных организмов специализируются на выполнении определенной функции. Эта специализация повышает эффективность работы всего организма. Но при этом все ткани также должны работать согласованно. Как решается эта проблема?

У растений действует особая система регуляции биологически активными веществами, которые распространяются по организму в растворенном виде.

У животных эта проблема была решена с появлением нервной ткани

5. Слайд 18. Какой способностью обладают животные в отличие от растений?

Активный образ жизни животных определяется работой мышечной и нервной тканей, которые отличаются способностью быстро реагировать на раздражение, переходя в возбужденное состояние.

Учащиеся проставляют в пустые клетки ЛОС соответствующие функции тканей.

4 задание. Подумай – биологические задачи: (слайды 18-20)

Каково практическое значение знаний о тканях организмов?

Изучение строения и функций тканей стало возможно благодаря световой микроскопии с использованием различных приемов фиксации и окрашивания материалов.

Современные методы позволяют выращивать отдельные ткани вне организма. Этот способ сохранения жизнеспособности клеток получил название культуры тканей.

1. Какое практическое значение может иметь этот метод?

Рассказ ученика «Клетки и ткани растений растут в пробирке».

2. Из маленького кусочка растительной ткани ученым удается вырастить несколько тысяч взрослых растений. Как вы думаете, какую ткань растения берут для этих опытов? Почему не удаются подобные опыты на животных?

3. Почему ростом растений управлять значительно проще, чем ростом животных?

4. Возможно ли существование животного, у которого отсутствует какой-нибудь из типов животных ткани?

    Подведем итог нашего урока:

Заполните пропуски в ЛОС к теме «Ткани живых организмов». Обсуждение ЛОС. (слайд 21)

Выводы. (слайд 22)

    Тело большинства многоклеточных растений и животных состоит из тканей

    Ткани состоят из клеток и межклеточного вещества. Все клетки тканей взаимосвязаны.

    Ткани бывают разных видов. Каждый вид тканей выполняет определенную функцию.

    Наличие тканей и их согласованная работа позволяет многоклеточным организмам успешно осуществлять жизненно важные процессы и приспосабливаться к различным условиям окружающей среды.

IV . Ученики заканчивают работу с ЛОС, сдают на проверку учителю.

Домашнее задание

V . Контроль знаний.

Тест.

Вариант 1.

1. Эпителиальная ткань животных расположена:

А)только снаружи тела, б) внутри полых органов; в) снаружи и во внутренних органах.

2. Полностью состоит из образовательной ткани:

а) верхняя часть побега; б)нижняя часть корня; в)молодой лист; г) зародыш семени.

3. Проводящая ткань растений:

А) ткань, в которой накапливаются органические вещества

Б) образована клетками с очень прочными оболочками

В) осуществляет передвижение растворенных питательных веществ по растению.

4. Ткань, придающая телу растения упругость:

А) механическая, б) покровная, в) образовательная.

5. Дополните фразу: « В крови содержится жидкое межклеточное вещество - _

Вариант 2.

    Ткань, клетки которой способны делится в течение всей жизни, называется:

А)механическая, б) проводящая, в)образовательная.

2. К покровной ткани растений относится:

А)кора; б) лубяные волокна; в) древесина; г)сердцевина.

3. Главные проводящие элементы древесины – это:

А)сосуды; б)ситовидные трубки; в) клетки-спутницы; г)волокна.

4. Выберите ткань, характерную только для животных:

А)образовательная Б) покровная В)нервная, Г)запасающая.

5. К функциям жировой ткани не относится:

А)запасание веществ, б)сохранение тепла, в) обеспечение гибкости тела, г) защита от повреждений.

VI. Самоконтроль – на доске – правильные ответы.

Домашнее задание : повторить главу 3, выполнить тест в тетради на страницах 22 – 24.

Фамилия ученика________________________________________

Логическая опорная схема по теме «Ткани живых организмов»

Клетки +

(наука - ___________________)

Межклеточное вещество

Ткань

(наука - ____________________)

? ________

Растительные ткани


Животные ткани

1. Покровные:

Клетки прилегают плотно

1. Эпителиальные

(кожица -________________,

_____________- перидерма)

2. Основные:

Клетки расположены _________:

2. Соединительные

(паренхима: запасающая,

________________________)

развито_____________ вещество

(костная, хрящевая, жировая, _______________)

3. Проводящие :

3 . Мышечные

(_____________ - ксилема,

ситовидные трубки - _________)

4. Механические:

4. Нервная ткань

(колленхима, склеренхима)

Функции:

(___________________)

    Защитная; 2. Опорная;

5. Образовательные:

3. Запасающая;

4. Фотосинтезирующая;

(меристема –_______________

5. Проведение растворов веществ;

___________– вторичный рост)

6. Постоянное деление – рост.

7.Восприятие раздражений

8. Составляют основную массу тела


Вывод:

1. Тело большинства _____________________________растений и животных состоит из _______________________________.

    Ткани специализируются на выполнении определенной ____________________, это можно определить по _______________ их клеток.

    Наличие тканей и их согласованная работа повышает эффективность работы всего организма, и обеспечивает ____________________

к различным средам обитания.

Слайд 1

Ткани и органы

Слайд 2

Ткань
это совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенных общим строением, функцией и происхождением.

Слайд 3

Эпителиальные ткани их строение и функции

Эпителий
однослойный
многослойный
железистый

Слайд 4

Эпителий его характерные черты строения
Покрывает тело, выстилает полости, образует железы Клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества нет Лишена кровеносных сосудов Клетки расположены на базальной мембране Высокая способность к регенерации

Слайд 5

Однослойный эпителий
ПЛОСКИЙ
КУБИЧЕСКИЙ

Слайд 6

Многослойный эпителий
Клетки располагаются в несколько слоёв.

Слайд 7

Железистый эпителий
Железистые клетки вырабатывают секрет

Слайд 8

Эпителиальные ткани их функции
Эпителий отделяет организм (внутреннюю среду) от внешней среды, но одновременно служит посредником при взаимодействии организма с окружающей средой (кожа).
Эпителиальная ткань участвует в секреции (железы внешней и внутренней секреции), всасывании (кишечный эпителий), газообмене (эпителий легких).

Слайд 9

Соединительные ткани их строение и функции
костная
хрящевая
волокнистая
жировая
кровь и лимфа

Слайд 10

Соединительная ткань ее характерные черты строения
Состоит из клеток, межклеточного вещества и соединительнотканных волокон. Из нее состоят кости, хрящи, сухожилия, связки, кровь, жир, она есть во всех органах (рыхлая соединительная ткань) в виде так называемой стромы (каркаса) органов. Межклеточное вещество очень хорошо выражено.

Слайд 11

Костная соединительная ткань
ОБРАЗУЕТ: кости скелета ФУНКЦИИ: Опорная, двигательная, защитная СТРОЕНИЕ: Живые клетки с длинными отростками, соединенные между собой, межклеточное вещество – неорганические соли и белок оссеин.

Слайд 12


СТРОЕНИЕ: Группы волокнистых, плотно лежащих клеток без межклеточного вещества ОБРАЗУЕТ: Собственно кожу, сухожилия, связки ФУНКЦИИ: Покровная, защитная, двигательная
Плотная волокнистая
Рыхлая волокнистая
СТРОЕНИЕ: Рыхло расположенные волокнистые клетки, переплетающиеся м/у собой. ОБРАЗУЕТ: Подкожную жировую клетчатку. ФУНКЦИИ: Заполняет промежутки между органами. Осуществляет терморегуляцию тела.

Слайд 13

Волокнистая соединительная ткань

Слайд 14

Жировая соединительная ткань
Клетки крупные, наполнены жиром. Жировая ткань выполняет питательную, формообразующую и терморегулирующую функции. Жировая ткань делится на два типа: белую и бурую.

Слайд 15

Хрящевая соединительная ткань
СТРОЕНИЕ: Живые круглые или овальные клетки, лежащие в капсулах, межклеточное вещество плотное, упругое, прозрачное
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: Межпозвоночные диски, хрящи гортани, трахей, ушная раковина, поверхность суставов
ФУНКЦИИ: Сглаживание трущихся поверхностей костей. Защита от деформации дыхательных путей

Слайд 16

Жидкая соединительная ткань
Жидкая соединительная ткань, состоит из форменных элементов (клеток) и плазмы (жидкость с растворенными в ней органическими и минеральными веществами – сыворотка и белок фибриноген)

Слайд 17

Жидкая соединительная ткань
Разносит О2 и питательные вещества по всему организму. Собирает СО2 и продукты диссимиляции. Обеспечивает постоянство внутренней среды, химический и газовый состав организма. Защитная (иммунитет). Регуляторная (гуморальная)
ФУНКЦИИ

Слайд 18

Мышечные ткани классификация
скелетная
Гладкая
сердечная
Мышечные ткани
Поперечно –полосатая

Слайд 19

Свойства мышечной ткани
Возбудимость Проводимость Сократимость

Слайд 20


Состоит из миоцитов, имеющих большую длину (до нескольких см) и диаметр 50-100 мкм; Клетки многоядерные, до 100 ядер;

Слайд 21

Свойствами этой мышечной ткани является высокая скорость сокращения и расслабления. Ее деятельность управляется по воле человека. Входит в состав скелетных мышц, а также стенки глотки, верхней части пищевода, ею образован язык, глазодвигательные мышцы.
Поперечно- полосатая скелетная
В световом микроскопе цитоплазма выглядит как чередование темных и светлых полосок.

Слайд 22


Состоит из многоядерных кардиомиоцитов, имеющих поперечную исчерченность цитоплазмы. Кардиомиоциты разветвлены и образуют между собой соединения - вставочные диски, в которых объединяется их цитоплазма. Этот вид мышечной ткани образует миокард сердца.

Слайд 23

Поперечно- полосатая сердечная
Особым свойством этой ткани является автоматия - способность ритмично сокращаться и расслабляться под действием возбуждения, возникающего в самих клетках. Эта ткань является непроизвольной.

Слайд 24

Гладкая мышечная ткань
Состоит из одноядерных клеток - миоцитов веретеновидной формы длиной 20 - 500 мкм. Эта ткань обладает особыми свойствами: она медленно сокращается и расслабляется, обладает автоматией, является непроизвольной. Входит в состав стенок внутренних органов: кровеносных и лимфатических сосудов, мочевыводящих путей, пищеварительного тракта.

Слайд 25

Их цитоплазма в световом микроскопе выглядит однородно, без поперечной исчерченности.
Гладкая мышечная ткань

Слайд 26

Нервная ткань
Нервная ткань состоит из нейронов и нейроглии.
Обеспечивает взаимодействие тканей, органов и систем организма и их регуляцию.

Тема: Ткани живых организмов

Название урока: По дороге с облаками

Цель : создание условий для усвоения учащимися знаний о разнообразии тканей живых организмов, об отличительных особенностях тканей растений и животных.

Задачи:

    Создать условия для приобретения знаний об особенностях строения тканей растений и животных;

    Содействовать формированию навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности;

    Способствовать развитию универсальных учебных действий через изучения понятий, клетки, ткани, органы, организм.

Результаты

Личностные: формирование способности учащихся к самообучению на основе мотивации к учению и познанию; формирование интеллектуальных умений анализа полученной информации о строении клетки и тканей, сравнения тканей растений и животных, умение делать выводы из полученной информации.

Метапредметные: формирование навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности; умение работать с различными источниками биологической информации (учебник, ИКТ).

Предметные: формирование первичных систематизированных представлений о строении клеткок; формирование представлений о естественнонаучной картине мира на основе знаний о клеточном строении организмов и сходстве строения клеток различных организмов.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями! Здравствуйте, я рада видеть вас на нашем уроке. Вы готовы к уроку? проверили все ли у вас есть? Тогда начнем.

Учащиеся проверяют готовность к уроку

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Посмотрите, наша знакомая коробочка и в ней что-то есть! А вот и записка «Здесь находится творение рук человеческих. По мнению ученых, это появилось 5 тысяч лет до н.э. Изготавливают это, переплетая нити на станке. Это находится на каждом из нас. Из этого шьют одежду для различных сезонов. Что в шкатулке?» Ткань? Вы знаете зачем она здесь? Ваши предположения. Объясните, почему на уроке биологии мы заговорили о тканях.

Все многоклеточные организмы состоят из тканей. Ткани есть и у растений и у животных.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Подумайте и продолжите предложение

Я знаю что - ...

Я хочу узнать - …

Сформулируем и запишем тему урока.

Учащиеся выдвигают гипотезы.

Запись темы урока

Диалог учителя с учащимися

Актуализация знаний

Чтоб что - то узнать, необходимо вспомнить то, что мы уже знаем и нам это может пригодится.

В течение всего урока вы будете оценивать себя сами. За каждое выполненное задание вы должны будете выставить себе на листочек либо «+» либо «-». «+» если задание выполнено верно, «-» если неверно. В конце урока мы узнаем какую оценку вы сегодня заработали.

Внимание у вас на столах ребусы, разгадайте их, назовите что это? (на слайде ребусы, после их отгадывания открываются фото клеток ). Время 4 мин. Если у вас все ребусы решены правильно ставим «+», если есть ошибки «-»

Что такое клетка? Какие клетки бывают? Чем они отличаются? Найдите животную и растительную клетку .

Что объединяет клетки с темой нашего урока?

Ткани они одинаковы и для растений и для животных, или нет? Почему?

Давайте посмотрим. (на слайде, открываются картинки тканей растений и животных) Как вы думаете, что это? Это ткани. Вы можете сейчас сказать где растительные, где животные ткани? Что нам необходимо сделать, чтобы узнать? Как мы будем узнавать? Откуда мы можем узнать?

Решение ребусов

самопроверка

Работа с вопросами, у доски

Работа в парах

Ответы у доски

Изучение нового материала

Первичное усвоение новых знаний.

Для начала выясним что такое ткань?

Физ.минутка

Давайте познакомимся с растительными тканями. На столах листочки. Прочитайте вопросы на которые вы должны будете ответить после просмотра фрагмента. (фрагмент).

Какие ткани вы увидели?

Назовите ткань, которая защищает органы растения от повреждений.(покровная )

Назовите ткань в которой клетки делятся, обеспечивая рост растения. (образовательная )

Проводит воду и органические вещества (проводящая )

Придает опору растению и его органам (механическая)

Образует и накапливает питательные вещества (основная) Не забываем оценивать себя.

Познакомимся поближе с животными тканями (фрагмент )

Ткань выстилает внутренние полости и полость рта, защищает от воздействия окружающей среды (эпителиальные )

Ткани с большим количеством межклеточного вещества, к ней можно отнести кровь, хрящевую, костную ткань. (соединительная )

Клетки этой ткани имеют отростки различной длины (нервная )

Ткань обеспечивает движение организма (мышечная )

Предположения, работа с учебником с.

запись определения в тетрадь

Смотрят фрагмент,

работа по вопросам

самопроверка

Работа с учебником, определением

Первичная проверка понимания

Что же такое ткань биологическая? Чем она отличается от нашей?

Мы познакомились с тканями, теперь давайте составим кластер на тему урока. Открыли учебник п. 5. стр. 22-23 Молодцы!

Работа с учебником по составлению кластера

самопроверка

Первичное закрепление.

Вернемся к нашим тканям. Назовите какая это ткань растительная или животная?

Работа с картинками на узнавание ткани.

Домашнее задание

п. 5 пересказ. Проект «Ткани»

Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Выскажи свое мнение о работе на уроке:

Я раньше не знал, что….

Мне было интересно…

Для меня было сложно понять….

Я научился (лась)...

Я хочу пожелать всем вам и нашим гостям (слайд)

Учащиеся делятся впечатлениями от урока.

самоанализ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ткани растений и животных Н.И. Сони н Биология Живой организм 6 класс Урок1. Ткани растений. Урок 2.Ткани животных. Эпителиальная и соединительная ткани. Урок 3. Ткани животных. Нервная и мышечная ткани.

Организмы Одноклеточные Многоклеточные

Ткань и межклеточное вещество Ткань- группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям. Межклеточное вещество- особое вещество, соединяющее клетки одной ткани между собой.

Ткани растений Ткани растений Образовательная Покровная Механическая Проводящая Основная

Таблица. Сравнительная характеристика тканей растений. Название ткани Место расположения Строение Функции Образовательная Покровная Механическая Проводящая Основная

Образовательная ткань Место расположения: кончик корня побега, зародыш. Особенности строения: клетки мелкие с крупными ядрами, совсем нет вакуолей. Функции: постоянное деление, обеспечение роста растения.

Покровная ткань Место расположения: кожица листа, пробковые слои деревьев. Особенности строения: клетки могут быть живые и мертвые. Оболочки толстые, прочные. Плотно соединены друг с другом. Функции: защита от повреждений, неблагоприятных воздействий. Связывает растение с внешней средой.

Механическая ткань Место расположения: скорлупа ореха, косточка абрикоса, волокна стебля. Особенности строения: клетки с утолщенными, одревесневшими оболочками. Живое содержимое часто отсутствует. Особые каменистые клетки. Функции: опорная и защитная.

Проводящая ткань Место расположения: корень, стебель, лист. Особенности строения: клетки могут быть как живые(ситовидные трубки),так и мертвы е (сосуды), вытянутые в длину. Функции: проведение воды с растворенными в ней минеральными и органическими веществами.

Основная ткань Место расположения: мякоть листа и плодов, сердцевина стебля и корня, мягкие части цветка, главная масса коры. Особенности строения: в клетках мякоти листа содержится хлорофилл. Функции: Фотосинтез, запас питательных веществ.

Таблица. Сравнительная характеристика тканей растений 1.Фотосинтез 2.Запас питательных веществ В клетках мякоти листа содержится хлорофилл Мякоть листа и плодов, сердцевина стебля и корня, мягкие части цветка, главная масса коры 5.Основная Проведение воды с растворенными в ней минеральными и органическими веществами Клетки могут как живыми (ситовидные трубки), так и мертвыми (сосуды), вытянутые в длину Корень, стебель, лист 4.Проводящая 1.Опорная функция 2.Защитная функция Клетки с утолщенными, одревесневшими оболочками. Живое содержимое часто отсутствует. Особые каменистые клетки. Волокна Скорлупа грецкого ореха, косточка абрикоса и др., волокна стебля 3.Механическая 1.Защита от повреждений, неблагоприятных воздействий.2.Связывает растение с внешней средой. Клетки могут быть живые и мертвые. Оболочки толстые, прочные. Плотно соединены друг с другом Кожица листа, пробковые слои стволов деревьев 2.Покровная Постоянное деление, обеспечение роста растения Клетки мелкие с крупными ядрами, совсем нет вакуолей Кончик корня побега, зародыш 1.Образовательная Выполняемые функции Особенности строения Место расположения Название ткани

Закрепление Верные и неверные утверждения Тест

Домашнее задание Стр.30-31 пересказ, вопросы с 8-12 устно. Составить синквейн.

Урок закончен. Успехов в учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.

Учитель знакомит детей со способом пересадки растения, называемым - перевалка. При данном способе пересадки не нарушается корневая структура пересаживаемого растения и не повреждается земляной ком....