Монтессори-школы, семейная школа, начальная школаальтернативное образование в россии. Монтессори школы в россии Русская монтессори школа анны дурмановой

Первые Монтессори-школы в России стали появляться еще в середине 90-х годов. В Томске, Москве, Снежинске, Санкт-Петербурге… Вырастали дети в группах 3-6 и многие родители хотели продолжения. Мы знакомились с зарубежным опытом, зарубежные педагоги читали нам школьный курс (большое спасибо Йоахиму Даттке), начался выпуск школьного Монтессори-материала.

Камнем преткновения для развития школьного Монтессори-образования в России была и остается трудность с легализацией альтернативного подхода к образованию и дороговизна помещений. Монтессори-школы сегодня существуют как экспериментальные площадки (как когда-то первая в Москве школа в Выхино - государство посчитало эксперимент законченным, прекратило финансирование и в 2000 году детей просто выкинули на улицу), как частные школы, которые лицензируются по обычной программе, а де-факто используют метод Монтессори, или как семейные школы - дети прикрепляются к какой-нибудь государственной школе и переводятся на семейную форму образования.

Но это всё о форме. По сути же Монтессори школа для детей 6-10 лет является логическим продолжением групп 3-6. Многие материалы из зон математики, языка, космоса переезжают в класс и продолжают использоваться детьми. Но есть и существенные отличия. Необходимость соответствовать ФГОС частично определяет ритм и содержание учебных занятий. Кроме свободной работы появляется и обязательная.

Среда Монтессори школы в Москве состоит из следующих разделов:

  1. Космос (окружающий мир, естествознание - основы ботаники, зоологии, астрономии, анатомии, географии, физики), в т.ч. лаборатория.
  2. Русский язык (подготовка к письму, письмо, грамматика)
  3. Литература (собственная библиотека библиотека школы)
  4. Математика (счет до 10, десятичная система, последовательный счет до 1000, табличное сложение, вычитание, умножение, деление, умножение и деление многозначных чисел, дроби обыкновенные и десятичные, уравнения и т.д.)
  5. Геометрия (свойства и площади фигур и тел, первые теоремы)
  6. Английский язык.
    7. Компьютер
    8. Музыка
    9. Творческая мастерская

Дети в Монтессори-школе учатся планировать свой образовательный путь, каждый работает в своем индивидуальном ритме, ориентируясь на личные штрих-карты, в которых отражено все содержание начальной школы. В своей работе дети используют как Монтессори-материал, так и учебники, энциклопедии, словари, тетради, тренажеры, компьютер. Все школьники участвуют в общих исследовательских и творческих проектах.

Режим работы: В школе установлена пятидневная учебная неделя, с понедельника по пятницу. Автобус выезжает в школу в 8 утра и возвращается в 19 часов.

Что может быть естественнее, чем желание ответственных родителей вырастить творческого, самостоятельного, любознательного ребенка?
«Русская монтессори-школа» - ваш надежный союзник и помощник в реализации этого желания, ведь наша главная цель - гармоничное развитие ребенка.
Достигнуть этой цели нам позволяет достичь приложение усилий в трех важнейших направлениях:
развитие способностей детей,
любовь к детям,
сотрудничество с родителями.

В соответствии с основными идеями педагогики Марии Монтессори, на наших занятиях каждый ребенок самостоятельно выбирает путь своего развития, а помогают ему в этом наши опытные и талантливые педагоги и уникальные монтессори-технологии обучения.
В результате нашей работы у детей эффективно развиваются все важнейшие навыки:
Учебные - Мы создаем у ребенка внутреннюю мотивацию к обучению. Благодаря этому его не надо заставлять учиться, он умеет и любит учиться самостоятельно.
Интеллектуальные - С помощью уникальной методики и учебных пособий ребенок приучается осваивать учебный материал любой сложности.
Творческие - Мы не ограничиваем детей шаблонами и жесткими правилами, а мягко направляем их творческую активность в области ближайшего развития. Дети обретают свободу фантазии и учатся смелости эксперимента.
Физические - С детьми работают лучшие педагоги по хореографии, фитнесу и ритмическому воспитанию. Дети растут здоровыми и физически развитыми.

Социальные - Разновозрастные группы и внимательное отношение педагогов обеспечивают наиболее спокойную и быструю адаптацию ребенка к детскому и взрослому коллективу, а впоследствии - постоянное совершенствование навыков коммуникации и сотрудничества.

Мы любим, уважаем детей и дружим с ними; относимся к ним, как к равным, везде, где только можно; все сложные ситуации разрешаем с помощью диалогов и компромиссов; никогда не прибегаем к насильственному, административному или дисциплинарному принуждению; учим самих детей относиться к окружающим с любовью и уважением.
Мы сотрудничаем с родителями

Согласно принципам Монтессори, для образования и воспитания ребенка необходимы совместные усилия трех сторон - учителей, ребенка и родителей.

Разделяя этот принцип, мы очень открыты и всегда рады общению с родителями, часто проводим родительские собрания, приглашаем родителей на бесплатные семинары и индивидуальные консультации, стараемся соответствовать запросам родителей и вести с ними активный диалог.

В школе установлена пятидневная учебная неделя, с понедельника по пятницу. Автобус выезжает в школу в 8 утра и возвращается в 19 часов.

Что может быть естественнее, чем желание ответственных родителей вырастить творческого, самостоятельного, любознательного ребенка?
«Русская монтессори-школа» - ваш надежный союзник и помощник в реализации этого желания, ведь наша главная цель - гармоничное развитие ребенка.
Достигнуть этой цели нам позволяет достичь приложение усилий в трех важнейших направлениях:
развитие способностей детей,
любовь к детям,
сотрудничество с родителями.

В соответствии с основными идеями педагогики Марии Монтессори, на наших занятиях каждый ребенок самостоятельно выбирает путь своего развития, а помогают ему в этом наши опытные и талантливые педагоги и уникальные монтессори-технологии обучения.
В результате нашей работы у детей эффективно развиваются все важнейшие навыки:
Учебные - Мы создаем у ребенка внутреннюю мотивацию к обучению. Благодаря этому его не надо заставлять учиться, он умеет и любит учиться самостоятельно.
Интеллектуальные - С помощью уникальной методики и учебных пособий ребенок приучается осваивать учебный материал любой сложности.
Творческие - Мы не ограничиваем детей шаблонами и жесткими правилами, а мягко направляем их творческую активность в области ближайшего развития. Дети обретают свободу фантазии и учатся смелости эксперимента.
Физические - С детьми работают лучшие педагоги по хореографии, фитнесу и ритмическому воспитанию. Дети растут здоровыми и физически развитыми.

Социальные - Разновозрастные группы и внимательное отношение педагогов обеспечивают наиболее спокойную и быструю адаптацию ребенка к детскому и взрослому коллективу, а впоследствии - постоянное совершенствование навыков коммуникации и сотрудничества.

Мы любим, уважаем детей и дружим с ними; относимся к ним, как к равным, везде, где только можно; все сложные ситуации разрешаем с помощью диалогов и компромиссов; никогда не прибегаем к насильственному, административному или дисциплинарному принуждению; учим самих детей относиться к окружающим с любовью и уважением.
Мы сотрудничаем с родителями

Согласно принципам Монтессори, для образования и воспитания ребенка необходимы совместные усилия трех сторон - учителей, ребенка и родителей.

Разделяя этот принцип, мы очень открыты и всегда рады общению с родителями, часто проводим родительские собрания, приглашаем родителей на бесплатные семинары и индивидуальные консультации, стараемся соответствовать запросам родителей и вести с ними активный диалог.

Так вышло, что Судьба привела меня в Монтессори-педагогику. Когда я вплотную познакомилась с ней, то поняла, что моим детям очень подходит такой метод. Они оба способны долго заниматься интересным делом и сами могут выбрать время и место для занятия, не любят когда их прерывают или указывают слишком назойливо что и как надо делать. Да и кому такое понравится? Младший уже ходит в Монтессори-группу для малышей, а вот старший учится в гимназии по обычной программе, причем почти всё, что они изучают в школе, он уже знал из детского садика или наших с ним занятий. Мне очень хотелось бы поддержать его интерес к знаниям, к школе, и поэтому я стала искать Монтессори-школу. Оказалось, что их не так много, несколько школ на весь город. На сайте одной из школ приглашали на лекции для родителей, причем можно было приехать с детьми, и не просить никого с ними сидеть дома, пока я просвещаюсь. На лекцию я правда так и не попала, зато разговорившись с Анной Борисовной Дурмановой, директором школы, узнала, что в Русскую монтессори-школу можно приехать на день и прожить его в ритме школы. Это даст возможность понять, подходит ли нам такая система обучения. Приятно удивило то, что когда я спросила, можно ли приехать с младшим ребёнком, мне не только не отказали, но и сообщили, что есть игровая комната, и малыша будет чем занять. К слову, не в первый раз слышу фразу: "Не волнуйтесь мы Монтессори-педагоги, мы для детей". И вот мы с детьми (7 и 2.8 лет) приехали к метро Крылатское рано утром. У школы есть автобус, который забирает детей от метро и везет в посёлок Рублёво.

Школа придерживается обязательной программы, но для ее усвоения использует свои методы. Так мы увидели, что в школе, как и в обычной, день делится на уроки. Длятся они около часа, в перерыве можно поесть или побегать. После еды ребята сами убирают со стола. Если что-то просыпали, то и подметут сами. Завтрак и обед - это ритуал. За стол садятся все: и взрослые, и дети. Это великолепная возможность для детей поучиться правилам этикета и вежливому общению за столом.

Первым уроком был английский язык. Мой ребенок изучал его в садике, посему решили что он тоже будет участвовать. В игровой форме повторили части тела, погодные явления, спели песенку про алфавит, поиграли в подвижную игру, где надо было понимать, что говорит педагог и выполнять действия. Мальчишкам было весело, мой сначала несколько оробел, но потом освоился и тоже включился в занятие.

Потом был урок литературы. Дети выбрали себе книги и сели читать, а потом каждый пересказал прочитанное. Все как в обычной школе, кроме того, что текст и вообще книгу ребенок выбрал САМ и имел возможность читать в своем темпе, никто не торопил. Мой сын не очень любит читать, а здесь он на моих глазах прочитал довольно длинную сказку "Зимовье зверей" и пересказал её. Потом книги были убраны и педагог предложил выбрать задание по русскому языку из среды Монтессори. Мой сын выбрал упражнение на правило переноса. Правило он понял сразу, легко делил слова на слоги, а вот письмо давалось ему с трудом. Но он закончил свою работу, ему хватило сил исправить ошибки. Это было легко сделать, так как работы в первом классе выполняются карандашом и у ребят есть «волшебный ластик». Мне понравилось, что в голове у ребенка остается ощущение, что не надо бояться ошибок, а нужно просто уметь их исправить, это один из принципов организации среды Марии Монтессори, по аналогии с тем, что если ребенок в садике просыпал или пролил что-то - у него есть возможность спокойно подмести или протереть, никто не ругает. И еще понравилось, что ребенок думал, что он просто знакомится с правилом, а на самом деле ещё и потренировался писать.

Потом следовал урок химии. Его проводила учительница химии. Дети проделали опыт с фильтрацией и дальнейшим выпариваением раствора соли, потом посмотрели короткий учебный фильм (к слову, для восьмого класса). Тогда я подумала, что первоклассникам проводить этот опыт гораздо интересней, чем в восьмом классе, когда они уже предвидели бы точный результат. Мой ребенок сейчас увлечен зельями, после прочтения "Гарри Поттера", поэтому был в восторге. В ходе опыта все пробирки, инструменты и части спиртовки назывались так, как они называются по науке.

Затем дети занимались математикой. Они выбрали материал «Большое деление». С помощью него поделили семизначное число на четыре, записали ход решения в тетради. После этого радостно побежали обедать и играть в настольные игры. Учебный день был закончен. Во второй половине дня дети играют, рисуют, поют или занимаются оригами.

Уехали из Русской Монтессори-школы мы довольные и вдохновленные, ожидая скорейшего туда возвращения.