Признаки однокоренных слов общий корень близки по значению корень это. Урок "Признаки однокоренных слов" (2 класс)

Конспект урока.
Подготовила
Каменщикова Ольга Ивановна
учитель начальных классов
МОБУ Молчановская СОШ
Класс: 2 класс
УМК ` Школа России`
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа
Тема урока: признаки однокоренных слов.
Тип учебного занятия: урок формирования знаний
Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.

Метапредметная тема: - развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
Образовательные: учить детей находить корень в словах, распознавать однокоренные слова по двум признакам и подбирать однокоренные слова.
Развивающие: развивать наблюдательность, умения вести учебный диалог, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять схемы; обогащать словарный запас детей. - развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

Воспитательные: развивать умение работать совместно в парах, группах.
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
Оборудование
- Инструкционные карты, информационные листы, листы самооценки, заготовки для эмоциональной оценки;
- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;
Ход урока
1.Организационный момент.
Мягкая посадка (дети читают слова, объясняют орфограмму и при правильном ответе садятся на место)
Сн.га, з.ма, с.сна, к.за, тр.ва, .кно, д.ма, ст.на, сл.ны, п.ля.
-Что мы должны помнить при написании слов с безударным гласным в слове?
-Как проверить слова с безударным гласным в слове?
2.Мотивация учебной деятельности
Эмоциональный настрой
Я спросила все готовы
Отвечайте (все готовы)
Мои детки все здоровы
Отвечайте. (все здоровы)
Будет солнышко опять
На уроке нам сиять
Лучики пошлёт для всех
Обеспечен вам успех
-Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету прошепчу: Будет интересно!
-Открываем тетради, пишем число, классная работа.
-Какие орфограммы вспоминаем, выполняя данное задание?
3.Минутка чистописания
-Вам загадку загадаю, я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!
Он всю зиму в доме спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной(медведь)
-Скажите, какой первый звук в слове медведь?
-Какой буквой, обозначается этот звук?
-Дайте полную характеристику звука.
-Какую букву будем писать сегодня на уроке?
Мм ма ам мам ама
-Что начинаем писать с большой буквы?
-Как мы их называем?
4.Словарно-орфографическая работа
- Запишите под диктовку слова.
Ветер, ворона, воробей, девочка, заяц, корова, медведь, лисица, петух, собака.
-Можно ли проверить написание этих слов? (Написание нужно запомнить.)
-Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю)
-Кто не стал проверять по словарю и уверен, что все слова написаны правильно?
-Как называются эти слова?
-Каким одним словом можно их все назвать? (а)имена существительные, б)нарицательные, в)одушевлённые)
-Посмотрите о каком звере говорилось в загадке?
- О чём будем помнить при написании слова медведь? (Парные согласные)
- Как проверить парные согласные на конце слова?
-Наш медведь сладкоежка, он очень любит малину. Если вы хотите его побаловать, помогите выполнить задание. В начале урока вспомнили правило.Примените его.

4.Проверка Д.З.
-Прочитайте, какие родственные слова придумали к слову сад.
-Какой корень вы выделили в словах?
-Покажите карточку, которая показывает обозначение корня.
-Кто составил предложение?
-Кому захотелось составить рассказ?

Послушайте стихотворение
Назовите однокоренные слова.
Как-то много лет назад
Посадили дивный сад
Не был этот сад фруктовым
Был он только словом.
Это слово, слово корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло
Стало много новым слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод
Иль садовник к нам идёт.
Очень очень интересно
Погулять в саду словесном!

Почему вы так считаете?
К какой части речи относится каждое слово?
Выделите корень в словах.
Что заметили?
От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.
- Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах пишутся одинаково)
5. Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.
-Что нового узнали о словах на предыдущем уроке?
-Ребята, кто помнит, как называются слова, которые имеют общее значение?
-Как иначе называются родственные слова?
- Как называется эта общая часть родственных слов?

Родственные слова.
Однокоренные слова.

Общая часть общее значение
корень
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
- Чему хотели бы научиться?
Работа по алгоритму
1. Определить значение слова.
2. Подобрать родственные слова.
3. Найти общую часть корень
-Мы найдем слова родные-однокоренные
6 Игра Пригласи в гости
7.Групповая работа
- Ребята, назовите два признака однокоренных слов и уберите лишнее слово
Добрейший, добрый, доброта, добраться.
Лось, лосиха, лоскут, лосенок.
Порт, портовый, портрет, портовик
День, деньги, денёк, денёчек.
Вода, водяной, водитель, водичка.
8.Работа в парах

Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Горные, горка, городок.
Пес, песочный и песок.
Моряки, морской, моржи.
Корень, корневой, коржи.

9.Индивидуальная работа
Упражнение 297 взаимопроверка
-12. Домашнее задание
Повторить правило
Упр.296
13 Рефлексия Самооценка
Подведение итога работы
- доволен собой
- не совсем доволен
- не доволен
Оцените результаты своей работы
14.Итог урока

Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам.
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились

Литература
1.Учебник: Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа;
2.Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс: к учебнику Т.Г.Рамзаевой Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа;, И.В.Иванова. 2-е изд.,М. Издательство Экзамен 2012.-495с.(Серия Учебно-методический комплект)
3.Веселая грамматика, В. Волина, М.: Просвещение, 2004
4. Учимся играя, В. Волина, М.: Просвещение, 2004
5.Электронные источники информации.

краткое содержание других презентаций

«Тренажёр Безударные гласные» - 1. Зегебард Г.М. «Учение без мучения. Ссылки: Вставь нужную букву ошибка. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» город Глазов Удмуртская Республика. ТРЕНАЖЁР БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ для коррекции и профилактики дизорфографии у учащихся с ОНР 3 - 4 классов часть 2 Ившина Татьяна Николаевна учитель – логопед, II категория.

«Предложения для 3 класса» - Организационный момент. Урок по русскому языку по программе «Гармония» 3 класс. Что ты знаешь о предложении? Повествовательные. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Наша семья очень дружная. Вывод. Проверили? Всё ль на месте, всё ль в порядке! Побудительные. Садитесь! С усердием трудитесь! Снег лежать много зима. Вопросительные. Там очень опасно.

«Безударная гласная в приставке» - Мы ____шли на прогулку в парк. Сделаем вывод. Мороз. Подпись, отбросить, заехать, подлить, отпуск, пролететь, засветлело, пропуск. Подготовила Михайлова Надежда Юрьевна. Спишите предложение. Выпишите слова в 2 столбика: с ударными и безударными приставками. Назовите части слова. Как пишутся приставки в сильной и слабой позициях? Вывод: Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Поставьте ударение.

«Урок Окончания прилагательных» - Оборудование: Родовые окончания имён прилагательных. Учитель начальных классов: Кондратенко Т.А. Проект урока. Определите род имён существительных. ИКТ, аудиозапись. Физминутка. Сформулируйте вывод-отчёт. Ин_й кр_сивый сн_гирь. Карточка для формулирования вывода-отчёта (для каждой группы). Отлично. Цель:

«Части слова» - Часть основы. Ёж. Часть слова, которая стоит перед корнем. 4. Какие части слова вы уже знаете? Часть слова без окончания. А может состоять из приставки и корня. 5. Молодцы! 11. 13. Какая часть слова обозначается значком? 9. 6. 10. Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Основа слова может состоять из корня. После корня.

«Однокоренные слова 3 класс» - Кто вы такие? А ты кто? «Звук заблудился». Ус хорошо, а два лучше. Как – то много лет назад Посадили дивный сад. Родня ли гусеница гусю? М м М ма М мл М мя М мв М мб Мама мыла Милу мылом. Выполни по образцу. А я ваша тетка – гусеница. Мама мыло уронила. Урок 33. «Однокоренные слова. Выпишите однокоренные слова.

Конспект урока русского языка во 2-м классе

Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов»

Учитель ГБОУ СОШ№86 им М.Е.Катукова

Толкачева И.А.

Цели: - познакомить с понятием «однокоренные слова»;

    развивать умение распознавать однокоренные слова по двум признакам;

    формировать умение подбирать однокоренные слова;

    воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

I Орг. момент.

II Чистописание

III Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Мы подошли к главному моменту нашего урока: нам предстоит провести исследование и ответить на вопросы:

    Какие слова называются однокоренными. Каковы признаки однокоренных слов.

А начнём мы со сказки.

Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

    Как вы думаете, дети, какие слова могли вырасти на этом дереве? (садик, садовник, посадил, посадка, садовый, приусадебный и т.д.)

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым

Был он только словом.

    Хотите сами стать такими садовниками? Посадим слово-корень -лес -, закончив цепочку однокоренными словами. (Учащиеся работают в тетрадях)

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов. Каких?

Лесник, лесной, .

    Выделите корень. Прочитайте только корень. Вы поняли, что означает это слово?

    Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? Какой вывод сделаем?

В корне заключён смысл слова.

Это главная часть слова. От него «растут» другие слова.

Появляется сказочный герой «корень куста».

    Постойте, ребята, погодите. Это что же получается? Я – корень. Я в земле живу. От меня берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А вы моим именем что-то другое назвали.

    Мы говорим о корнях слов, от них вырастают тоже целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня..

    Ребята, посмотрите: слово одно, а значений несколько. Как называются такие слова? (Многозначные)

    Какие значения имеет слово корень? (Подземная часть растения; общая часть родственных слов)

    Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно. Мы подошли ещё к одному очень важно открытию:

как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов есть общая часть, от которой все они произошли.

Физкультурная минутка.

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем, как зайки!

Сразу станем все бодрей.

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

    Очень интересно наблюдать за словами, правда, ребята? У меня для вас ещё одна история припасена: «Чужак» называется.

    Скажите, дети, кого называют чужаком? (Чужого, незнакомого человека)

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

    Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель. Слово имеет другое значение)

    Почему гости не сразу заметили чужака?

    Помогите найти ему своих родственников. (Водит, проводить, заводной, обводить)

    На какую мысль наводит вас наше рассуждение? Какой ещё признак есть ещё у родственных слов? (Общее значение)

    Какие слова называются родственными? (Слова, которые имеют общую часть и общее значение)

    Если у этих слов одинаковый корень как ещё их можно назвать? (Однокоренные)

IV Работа с учебником

    Давайте прочитаем, как об этом говорится в учебнике? (стр 43)

    Какие открытия мы сделали сегодня?

Физкультурная минутка

Обернитесь, посмотрите, не прицепилась ли сзади лень? А под партой неудача не притаилась?

Невнимательность к вам не прилипла?

V Самостоятельная работа

А теперь внимание,

Самостоятельное задание. Как настоящие исследователи вы должны подтвердить полученные выводы на практике.

    Поучимся распознавать родственные слова. (упр 295)

    Докажите, что эти слова родственные.

упр. 297

    По каким признакам можно выделить однокоренные слова.

VI Итог

Ребята, вернёмся на стр.43. Прочтите ещё раз правило. Сформулируйте вопросы, на которые мы сегодня искали ответы.

Что такое корень слова?

Как иначе называются родственные слова?

Назовите два признака родственных слов.

Вы молодцы, подводя итог, мне хотелось бы знать, кого из одноклассников вам было интереснее всего слушать?

    Какие ваши качества помогли нам на уроке сделать открытия?

    Что в проделанной работе вызывает гордость?

Сейчас услышим мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Дома вы должны «посадить корень» слова и подумать, какие слова от этого корня вырастут. Думаю, что завтра мы увидим целую аллею таких деревьев и определим чьё дерево разрослось лучше.

Тема: Признаки однокоренных слов. 2 класс

Цели: 1. Познакомить детей с двумя признаками однокоренных слов;

2. Развивать мышление, память;

3. Воспитывать интерес к русскому языку и аккуратность при письме

Оборудование: компьютер, проектор , мультимедийная презентация

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

  1. Минутка чистописания.

- Сейчас мы будем учиться красиво писать, а какую букву, вы определите сами.

Чистоговорка

Са-са-са в лесу бегает лиса

Ос-ос-ос на поляне много ос

Береги, лисица, нос.

- Какие звуки обозначает буква с?
- Дайте характеристику звукам.
- Из каких элементов состоит с?

  1. Словарная работа.

Чтобы узнать, о чём будем говорить на уроке, разгадаем кроссворд.

Сто одежек и все без застежек.

У какого дерева осенью краснеют листья?

Дерево-символ России.

Ягода, похожая на клубнику.

Эту ягоду очень любит медведь.

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Дети записывают название растений, изображённых на картинках, объясняя орфограммы. Общее слово КОРЕНЬ.

2. Сравнение слов.

Что объединяет все слова?

слова : существительные, нарицательные, ед. число, неодушевлённые

понятие : растения, у этих растений есть корень

Кроме растений, у чего ещё бывает корень? корень зуба, корень растений

3. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с признаками однокоренных слов. Научимся по этим признакам находить однокоренные слова.

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство с признаками однокоренных слов.

Загадка .

«В воде она живёт, нет клюва, а она клюёт». РЫБА

Заменим словосочетания и предложения одним словом.

  1. Маленькая рыба. РЫБКА, РЫБЁШКА .
  2. Процесс, когда ловят рыбу. РЫБАЛКА.
  3. Человек, который ловит рыбу. РЫБАК .
  4. Как сказать по-другому «ловить рыбу»? РЫБАЧИТЬ.

Что общего во всех слова? (выделить общую часть)

Что можно сказать о значении этих слов?

Однокоренные слова имеют: 1. одинаковый корень

2. одинаковое значение.

2. Распознавание однокоренных слов .

Из корня «ЛЁТ» выросло чудо-дерево с однокоренными словами.
ЛЁТ: отлёт, лётчик, перелёт, полёт, самолёт, вылет, лётный.

- Посмотрите, тут ещё одно слово спряталось - ЛЕТО.

Чем оно похоже на данные слова?

Будет ли это слово родственным? Почему?

- Лето - время года, летать - передвигаться по воздуху.

3. Чтение правила.

Как по-другому называются родственные слова? Почему?

IY. Физкультминутка

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать

V. Закрепление.

1. Самостоятельная работа

- А вы хотите вырастить своё дерево?
- Подберите однокоренные слова к слову СНЕГ (снежок, снежный, снеговик, снежинка, снегурочка, снегирь, подснежник
).
- Какое слово связано с весной? (подснежник)
- Придумайте предложение со словом подснежник. Найдите главные члены предложения.
- Проверяем.

2. Упражнение в нахождении корня .

Сейчас мы будем учиться находить корень в родственных словах.

1 ряд заморозки, морозец, морозный, мороз, заморозить

2 ряд лесной, лес, лесник, лесок, перелесок

3 ряд холодно, холод, холодный, холодок, холодильник

3. Упражнение в распознавании родственных слов

- Поучимся распознавать родственные слова. Где слова родные, однокоренные?
лист, лисица, лисёнок
лось, лоскут, лосёнок
моряки, морской, моржи

вода, водитель, водяной

Докажите, что они однокоренные. Какого признака не хватает “лишнему” слову?

Какой «секрет» у однокоренных слов? (общая часть и близкие по значению)


4. Упражнение в распознавании родственных слов (выборочный диктант).

Прочитайте. Распределите слова на две группы (списать, если останется время).

Сад , лес, лесной, садовый , садик , лесок, садовник , лесник.

Назовите группу родственных слов. Докажите, что они родственные слова?

VI. Итог урока. Оценка учащихся.

Назовите два признака однокоренных слов (общая часть слова и общее значение)

VII. Домашнее задание.

Составить текст, используя слова с корнем САД.
- Выделить однокоренные слова в своем тексте.


Тема: « Признаки однокоренных слов».
Цели: 1. Развивать умения распознавать однокоренные слова по двум признакам. Формировать умение подбирать однокоренные слова.
Развивать интеллектуальные способности учащихся: мышление, память, внимание, устную и письменную речь учащихся.
Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: таблица « Признаки однокоренных слов», картина по развитию речи с изображением сказочных героев, демонстрационные картинки с игровым материалом: школа, дорожка с препятствиями, замок Ведьмы,Ведьма, Принцесса., карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организация класса.

Злая Ведьма заколдовала прекрасную Принцессу, лишив ее красоты. И теперь, девушка сидит одна, заточенная в высокую башню, в замке Ведьмы. А найти дорогу к этому замку и расколдовать Принцессу, сможете только вы, если соберете по пути волшебные слова, необходимые для заклинания и правильно выполните все задания, которые приготовила для нас Ведьма по теме: « Признаки однокоренных слов».
II. Выявление теоретических знаний по теме урока.
Для того чтобы победить Ведьму, нам понадобятся хорошие знания. Давайте вспомним все, что мы знаем о родственных словах.
Какие два признака родственных слов мы знаем?
(однокоренные слова имеют общую часть и общее значение)
Как называется общая часть родственных слов?
(общая часть называется корнем)
Как иначе назвать родственные слова?
(однокоренные)

Учитель вешает на доске плакат
Признаки однокоренных слов.
Имеют общее значение
Имеют общую часть море- моря гора- горный
-Необходимые знания у нас есть, можно отправляться в путь. Ох, нелегкую работу нам
предстоит проделать, чтобы спасти Принцессу. Но, как же найти дорогу, ведущую к замку
Ведьмы? Для этого нужно догадаться, какую букву мы будем писать на чистописании.
III Чистописание.
работа, рабочий, работать.
Прочитайте слова, записанные на доске.
Узнав, что общего у всех этих слов, вы догадаетесь, какую букву мы будем писать на
минутке чистописания.
(все слова начинаются с буквы «р» и являются родственными, значит надо писать букву «р»)
Графическая минутка.
Из каких элементов состоит строчная буква «р»?
(из наклонной прямой линии, опущенной в межстрочное пространств и наклонной линии
с закруглением вверху влево и внизу вправо)
Напишите всю строчку строчную букву «р».

2. Фонетическая минутка.
--Какие звуки на письме обозначаются буквой «р» ?
(Буква «р» обозначает звуки р и р,)
--В словах работа, рабочий, работать, какой звук обозначен буквой «р» ?
--Дайте характеристику звуку р
(p- согласный, твердый» не парный)
Дайте характеристику звуку р,
(р, согласный, мягкий, звонкий, непарный)
В каком из данных слов букв больше, чем звуков? Почему?
(в слове работать звуков меньше, чем букв, так как не имеет звука)
3. Орфографическая минутка.
Какие орфограммы встретились в словах, записанных на доске.
(слова работа и рабочий являются словарными. В первом слоге надо запомнить безударную гласную а.Слово работать является родственным, в нем так же следует писать а в первом слоге)
4.Морфологическая минутка.
Какими частями речи являются эти слова?
(работа -это имя существительное, так как обозначает предмет и отвечает на вопрос что?рабочий- имя прилагательное, т к обозначает признак предмет и отвечает на вопрос какой, работать -глагол т к обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?)
Запишите эти слова в тетрадь.
Молодцы, мы справились с первым заданием Ведьмы. Теперь мы видим дорожку по которой должны двигаться, чтобы отыскать замок Ведьмы и освободить Принцессу. А вот и первое волшебное слово: красота
IV.Словарно-орфографическая работа.
Но что это? На дороге лежит бревно.Обойти его нельзя, поднять тоже. Это происки Ведьмы. Только выполнив следующее задание мы сможем расчистить дорогу и продолжить путь.
На доске:
Собака, молоко, город, мороз, собачий, молочный, загородный, морозить.
Прочитайте слова с доски.
--Сформулируйте задание в соответствии с темой урока.
(Найти однокоренные слова, и распределить слова по группам. Выделить орфограммы и ударение. Выделить корень)
Как таблица поможет нам выполнить задание?
(Таблица будет напоминать о признаках однокоренных слов.)
(Собака, собачий- эти слова являются однокоренными, т. к. имеют общую часть и общее значение Ударение падает на второй слог, запоминаем безударную гласную «о» в первом слоге, и т. д.) Задание учащиеся выполняют по цепочке.
--И с этим заданием мы справились. Бревно исчезло с дорожки. А вот еще одно волшебное слово: краса. Продолжим путь. А чтобы в пути нам было не скучно, запишем предложение.
V. Работа над предложением.
Что случилось с предложением, которое я записала на доске?
Смотрите, записка!
По дороге не пройти,
Все разрушены пути.
Я слова заколдовала,
Предложения не стало.
Опять злая Ведьма нам мешает. Давайте предложение восстановим и запишем его в тетради.
путники, чащи, лесной, из, замку, вышли, чудесном, к.

(Из лесной чащи путники вышли к чудесному замку)
Какие орфограммы встретились в словах этого предложения?
Найдите главные члены предложения и укажите части речи, которыми они выражены.
Какое это предложение по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию
главных членов?
Не смогла Ведьма своим колдовством остановить нас. Мы продолжим свой путь дальше.
И новое волшебное слово: красивый
VI. Творческая работа.
·А чтобы Ведьма больше не путала слова в предложениях, напишите два предложения о
любви к сказкам, употребив в них родственные слова: добрый, добро.
А поможет вас составить предложения иллюстрация со сказочными героями..
Проверка.
Какой корень у слов добрые добро?
VII.Физминуткa.
Молодцы, но вы устали, как я погляжу. Давайте немного отдохнем.
(выполняется под музыку)
Если я прочитаю пару родственных слов, вы наклоняете корпус вперед и хлопаете в
ладоши перед собой.Если я назову пару слов не являющихся родственными, вы ставите
руки на пояс и вращаете корпусом влево в право.
лес- лесник сад- садовый смелый- смелость
река-плот дом- домашний рис- рисовать
стена-гвоздь обед-стол лето- летать
кот-котик поле-полюшко дружить- дружба
VIII.3акрепление изученного.
Снова препятствие на нашем пути. Густой непроходимый лес преградил нам дорогу.
Коварная Ведьма не пускает нас дальше. Только если мы сможем подобрать как можно
больше слов с корнем лес, мы сможем отправиться дальше.
(лес, лесной, лесистый, лесок, пролесок, лесовик, лесник)
Молодцы, составили достаточное количество слов. Лес исчез, и новое волшебное слово:
прекрасный.
Чувствую мы уже близко. Но Ведьма не отступает. На этот раз широкая река преградила
нам путь. Только если вы сможете вместо вопросительного знака поставить нужную
букву, или цифру мы сможем отправиться дальше
вода-2
водица-3
подводный-?
Прочитайте слова. Что это за слова?
(Родственные слова)
Назовите корень
Что по вашему означают цифры напротив слов?
(вода-2 слога, водичка-3)
Какую цифру нужно поставить напротив слова подводные?
(В слове подводные 4 слога, значит надо вставить цифру 4.)
река-с
речушка-с
речной-?
Прочитайте следующую группу слов.
Какими являются эти слова?
(однородными)
Назовите корень
Что по вашему означает буква с, напротив слов река и речушка?
(это имена существительные)
Какую букву следует поставить напротив слова речной?
(Надо поставить букву «п»- это имя прилагательное.)
-Спишите, выделите корень, поставьте нужную цифру и букву.
-Молодцы, через речку появился устойчивый мост. По нему мы сможем перебраться на
другую сторону реки и продолжить путь. А вот и новое слово: красить
Наконец-то мы добрались до замка Ведьмы. Но кА же нам найти Принцессу?
Чтобы освободить принцессу и разрушить стены замка нужно выучить стихотворение и записать его по памяти.
Откройте учебники на стр. 159 Упр. 289.
Прочитайте текст стихотворения.
-Встретились ли вам непонятные слова?
Что такое проталинки?
(места где снег уже растаял)
Подберитбе однокоренные словак слову проталинки?
(таять)
Назовите изученные орфограммы.
Запомните это стихотворение.
чтение про себя.
чтение в слух хором
письмо по памяти 4)самопроверка
Стены замка разрушены. Вот и Принцесса. Пора вернуть девушке красоту.
Ведь она так давно этого ждет. Вот и последнее слово для нашего заклинания: красавица,
Прочитайте все волшебные слова, которые мы собрали по дороге.
(Красота, краса, красивый, прекрасный, красавица, красить).
Выделите корень всех слов.
Если вы правильно ответите на вопрос: Все ли слова в этом ряду являются однокоренными,
то мы сможем произнести заклинание и вернуть красоту Принцессе.
Что вам поможет выполнить это задание.(таблица)
(слово красить является лишним, т к не является однокоренным с данными словами.)
-Почему слово красить является лишним, ведь его корень тоже крас!
(т. к. значение слов разное)
Правильно, значение этого слова является отличным от слов этого ряда, но одинаковым по значению.
Словно по мановению волшебной палочки слова выстроились в заклинание. Прочитаем его.
Если душой ты прекрасен, То не мечтай о красе. Вопрос о красавицах ясен. .Краса совсем не в косе. .Красота всем подря не дается,Красивым лишь добрый зовется!
Посмотрите на нашу Принцессу! Как же она преобразилась. Да она действительно настоящая красавица! Но злые чары еще не разрушены, а это значит, что Принцесса снова может превратиться в белый лист бумаги. Чтобы закрепить действие заклинания каждый из вас должен выполнить индивидуальное задание.
1Х.Индивидуальная работа.
Вы должны поставитт крестик в окошке напротив той группы слов, которые являются родственными. И минус если слова в этом ряду не являются однокоренными.

Сад, садовник, садовые

Зима, зимний, зимуют

Слеза, слезинка, слезать

Борьба, бороться, воевать

Соль, солонка, солить

Вода, водитель, водица

Х.Самостоятельная работа. стр.159 Упр 299
Самостоятельно запишите в тетрадь однокоренные пары слов. Выделите корень.Что вам будет помогать в выполнении задания? (таблица)
(Пока учащиеся выполняют задание, учитель проверяет тест)
Прочитайте пары однокоренных слов, которые записали в тетрадь.
Назовите корень слов.
С заданием справились, колдовские чары разрушены. Теперь наша Принцесса останется прекрасной и очаровательной на всю свою жизнь.
-А вот и сама Ведьма показалась наконец. Но теперь она не собирается нам вредить. Своими знаниями мы покорили ее, она стала добрее и хочет учиться в нашем классе, чтобы стать такой же умной как и вы.

Х1.Итог урока.
Давайте подведем итог.
--Чему мы научились на уроке
. Какие два признака однокоренных слов мы знаем?
Что называется корнем?
Приведите примеры однокоренных слов.
XII. Домашнее задание. стр 158 Упр 297
ХШ.Оценка