Узнавание фигур н а бернштейн. Тестируем логику детей с помощью методики А.Н. Бернштейна “Последовательность событий”. Проведение теста среди дошкольников и младших школьников

Этот метод может использоваться с целью раннего выявления эзофагитов у детей в условиях поликлиники. Следует указать, что этот тест носит ориентировочный характер при выявлении патологии пищевода и а настоящее время практически не используется. В основе теста лежит оценка субъективных ощущений ребенка при искусственном закислении нижней трети пищевода 0,1Н раствором соляной кислоты. Известно, что водородные ионы относительно легко диффундируют в слизистую оболочку пищевода, вызывая ощущение боли или изжоги. Воспроизводя искусственно ту клиническую ситуацию, которая возникает при гастроээофагеальном рефлюксе, врач имеет возможность заподозрить патологию пищевода при появлении у обследуемого загрудинных болевых или иных ощущений

Для проведения теста используется перфузионный аппарат, который состоит из двух сосудов, укрепленных & штативе, и соединенных через тройник с зондом. Первый сосуд заполнен физиологическим раствором, второй - 0,1Н раствором соляной кислоты. Температура обоих растворов около 37°С. Для регулирования лодачи жидкости из флаконов предусмотрено два зажима Обследуемому натощак вводится в пищевод дуоденальный зонд с таким расчетом, чтобы оливг была выше пищеводного клапана на 5 см. Перфузия начинается с введения в пищевод физиологического раствора со скоростью 30 каламин (поэтому в системе следует предусмотреть капельницу). Раствор вводится в течение 3-4 мин. Затем незаметно для обследуемого производят переключение на перфузию раствора соляной кислоты, вводится примерно 100 капель раствора за 3 мин.

Тест оценивается как положительный , если при перфузии раствора соляной кислоты в первые 3 мин исследования у возникла боль за грудиной или изжога; слабоположительный - если введение соляной кислоты вызывает ощущение холода за грудиной; и отрицательный - если перфузия соляной кислоты не вызывает никаких ощущений.

Ниточковая проба

Для диагностики гастроэзофагеального рефлюкса может помочь так называемая "ниточковая" проба, предложенная А В. Можейко (1991) и С В. Царелородцевым (1986)

Исследование проводится утром натощак. Перфорированный через каждый сантиметр тонкий зонд с протянутой внутри нитью» окрашенной конго красным, вводит ся через носовой ход до нижней трети пищевода (длина, равная расстоянию от под бородка до мечевидною отростка). Спустя 30-60 мин зонд с нитью извлекается.

В зависимости от кислотности пищевода цвет нити, удаленной из зонда, меняется от красно-фиолетового (рН 4,0-5,0) до синего (рН 3,0-4,0) и черного (ph < 2.0). Проба позволяет оценить высоту заброса желудочного содержимого в пищевод от нижней трети пищевода до ротоглотки.

Ниточковая проба также носит ориентировочный характер , но она является очень надежной и может использоваться в непрофильных медицинских учрежде; ниях для диагностики гастроэзофагеального рефлюкса.

Методики исследования психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста.

(дополнительный материал).

Тесты, определяющие уровень произвольной регуляции деятельности детей

В способности произвольной регуляции детей входят их умение подчинять свою учебную деятельность и поведение заданным правилам, требованиям; умение сдерживать свои эмоциональные порывы, если того требует ситуация (не говорить вслух на уроке, не вскакивать с места, не кидаться в драку, не заливаться слезами по малейшему поводу и т.п.); умение планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков; способность длительно выполнять неинтересную работу, если это необходимо, подчинять свои минутные интересы и желания будущим, более важным целям и многое другое. От того, насколько у вашего ребенка развиты эти способности, будет во многом зависеть его успеваемость в школе и его социальное благополучие, благоприятный статус внутри классного коллектива.

"Найди такой же предмет" (тест Кагана) (определение степени импульсивности-рефлективности в психической регуляции детей).

Ребенку предлагают картинку с изображением какого-нибудь предмета (самолет, цветок, кошка...) и еще карту с изображением 6-ти самолетов, цветов и т.п., среди которых только один - точная копия образца, а другие 5 имеют малозаметные отличия.

Следует фиксировать время обдумывания ребенком задачи, от момента предъявления общей таблицы и число ошибок.

Оценка результатов:

(1) Высокая импульсивность - скорость ответа 10 сек и менее.

(2) Выраженная рефлексивность - скорость ответа более 30 сек.

Безошибочность ответов при их высокой скорости говорит о быстроте, гибкости и точности мышления и не является поводом для беспокойства родителей по поводу будущей успешности их ребенка в обучении.

Большая неточность ответов, при их высокой скорости, свидетельствует об общей склонности ребенка действовать необдуманно, подчиняясь своему эмоциональному порыву. Безусловно, выраженная импульсивность негативно отражается на успеваемости детей в школе, однако, это качество познавательной активности личности поддается коррекции. Поощрение обдумывания своих действий, специальные тренировки действий в сдержанном стиле поиска ответов, выработка приемов организации внимания - способны дать положительные результаты. За помощью в этом вопросе родители всегда могут обратиться к специалистам- психологам.

Чрезмерная рефлективность детей так же должна озаботить родителей, так как такие дети испытывают в обучении трудности другого рода: они менее спонтанны и непосредственны в выражении своих мыслей и чувств, чувствуют себя менее свободно в классе на уроке, в общении со взрослыми и сверстниками, и очень озабочены результатами любой своей работы; такие дети менее решительны и уверены в себе, испытывают большее интеллектуальное и эмоциональное напряжение при необходимости принять решение. Рекомендации по коррекции этих качеств личности ребенка также можно получить у квалифицированных специалистов: конкретные в каждом конкретном случае.


"Палочки и крестики"

(определение уровня саморегуляции и стиля учебной деятельности) Ребенку предлагают тетрадный лист в клетку с полями, на первой строчке сверху написан образец задания: 1+1+1-1+1+1-1+ 1 и т.д.

Испытуемому необходимо в таком же порядке писать палочки и штрихи в течение 5 мин., соблюдая следующие правила:

(1) - пиши палочки и крестики точно в такой же последовательности.

(2)-переходи на другую строчку после знака "-".

(3) - не пиши на полях.

(4) - пиши каждый знак в одной клеточке.

(5) - соблюдай расстояние между строчками в 2 клеточки. Все правила можно сначала разъяснить и показать ребенку.

Оценка результатов:

(5) баллов - Ребенок точно следует инструкции на протяжении всего задания, не отвлекается, сам находит и исправляет ошибки, старается делать аккуратно, не спешит сдать работу по окончании и пытается еще раз проверить написанное.

(4) балла - делает больше ошибок, но не замечает их и не старается исправить, не очень заботится о качестве выполнения работы, но стремится к успеху.

(3) балла - безразличен к результату работы, не стремится исправлять ошибки, не соблюдает все правила инструкции.

(2) балла - следует лишь некоторым правилам, но забывает быстро и их, выполняет работу хаотично.

Диагностика памяти.

"Узнавание фигур" (тест Бернштёйна). Ребенку предлагают табл. 1 с 9 геометрическими фигурами, время экспозиции 10 сек. Ему необходимо запомнить фигуры.

Сразу после показа ему предъявляют табл.2, где фигуры-эталоны разбросаны среди других 25 фигур. Ребенок должен опознать среди них увиденные.

Оценка результатов:

Очень высокий - 9 фигур узнаны верно. Норма - 7-8 фигур (для 7 лет). Низкая норма- 6 фигур (для 7 лет, для 6 лет - норма). Низкий результат - меньше 6 фигур.

"25 Картинок" (методика Истоминой). Ребенку показывают поочередно 25 картинок с изображениями каких-либо знакомых предметов, животных, растений, игрушек. Время экспозиции каждой картинки З сек (можно использовать картинки любого игрового лото и др.). Потом ребенку предлагают вспомнить, что он видел.

Норма для 7 лет - 7-8 картинок.

Норма для 6 лет - 6 картинок.

"9 геометрических фигур" .

Ребенку предъявляют табл. с простыми геометрическими фигурами, всего 9 фигур. В течение 18 сек. ребенок должен запомнить фигуры, а затем в отсутствие образца воспроизвести их на бланке ответов.

Оценка результатов:

Норма - 6-8 фигур. Очень низкий - меньше 4 фигур.

"Сложные фигуры" (шкала памяти Векслера). Ребенку предъявляются поочередно табл. 1, 2, 3, 4. Размер каждой фигуры - 20х30 см. Время показа - 3 сек. Сразу после окончания показа ребенку предлагают зарисовать на бланке ответов увиденную фигуру.

Оценка результатов:

Табл. Наличие двух перекрещенных линий с флажками, независимо от направленности флажков - 1 балл.

Правильно поставленные по отношению друг к другу флажки - 1 балл.

Точность, равные линии, поставленные под правильным углом - 1 балл.

(максимум - 3 балла)

Табл.2. Большой квадрат с двумя диаметрами- 1 балл

Четыре малых квадрата в большом квадрате - 1 балл

Два диаметра со всеми мелкими квадратами - 1 балл

16 точек в малых квадратах - 1 балл

Точность в пропорциях - 1 балл

(максимум - 5 баллов)

Табл.3. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом

краю -1 балл

Центр, правая или левая сторона правильно воспроизведены, фигура верная, за исключением одного угла - 1 балл

Фигура верно воспроизведена, в приблизительно равных пропорциях - 3 балла

(максимум - 3 балла)

Табл.4. Большой прямоугольник с маленьким в нем - 1 балл все вершины внутреннего прямоугольника соединены с углами наружного -1 балл

Маленький прямоугольник точно размещен в большом - 1 балл.

(максимум - 3 балла)

На нашей выборке (64 человека) были получены следующие средние показатели успешности:

в группе умственно отсталых - ни один человек не воспроизвел верно (даже частично) ни одной фигуры (10 человек).

в группе детей с задержками развития (10 человек) - оценки за 4 таблицы в среднем - 2 балла, в группе детей с нормальным интеллектом (38 человек)

Низкая оценка 4-5 баллов.

Средняя оценка - 6-6,5 баллов:

Хорошая оценка - 7-9 баллов.

Очень хороший результат (высокий) 10-12 баллов (2 человека).

"Запоминание цифр". Ребенку предлагают запомнить ряд случайных цифр, начиная с 3-х:

813 3126 52169 631925 645 7482 38471 936472

Если ребенок не повторил предъявленный ряд цифр в том же порядке, то ему прочитывают повторно другой ряд цифр того же количества.

Оценка результатов: максимальное число цифр, которое может запомнить ребенок - норма для 6-7 лет - 5-6 цифр.

Более сложным заданием является повторение цифр в обратном порядке. Начинать с 2-х цифр: например: 73 - ответ ребенка 37, 629 - ответ ребенка 926 ...

норма для 6-7 лет - 3 цифры в обратном порядке и более.

"Пиктограммы" (тест А.Лурии)

Ассоциативное зрительно-словесное запоминание. Предложите ребенку запомнить 16 слов с помощью рисунков. К каждому слову, которое вы будете читать, он должен будет нарисовать что-нибудь такое, что поможет ему лучше запомнить слово. Примерный перечень слов:

СТУЛ ШАПКА РУЧКА БАНКА ЗВЕЗДА ПЕРЕХОД КЛЮЧ КАРТИНКА НОЧЬ ЧАЙ БЕГЕМОТ ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ ФУТ­БОЛ ПЛАТЬЕ УЛЫБКА МИР.

Затем, глядя на свои картинки, ребенок должен вспомнить все слова. Такой прием подключения зрительных ассоциаций к запоминанию значительно улучшает запоминание, но только у тех детей, мыслительные способности которых достаточны, чтобы подобрать точные, адекватные образы к словам и узнаваемо изобразить их на бумаге.

Оценка результатов:

Хороший - ребенок правильно вспоминает все слова; легко находит и изображает образцы-ассоциации ко всем словам.

Средний - затрудняется в подборе ассоциаций к абстрактным словам (мир, сомнение, вражда); вспоминает не все слова.

Низкая - затрудняется подобрать ассоциации в большинстве случаев, и его образцы-изображения неадекватны и малопонятны. Вспоминает меньше 10 слов.

Важная характеристика зрелой личности - умение выстраивать логику событий. Формирование этого навыка начинается в раннем возрасте и необходимо для успешного обучения в школе. Определить степень развития у малыша способности воспроизведения правильной последовательности явлений и действий, а также тренировать речь поможет методика сюжетных рисунков А. Н. Бернштейна.

Характеристика методики А. Н. Бернштейна

Основная цель методики «Последовательность событий» - исследование умения строить самостоятельные умозаключения, делать обобщения, выдерживать причинно-следственные связи, а также диагностика уровня сообразительности.

Было бы крайне нелогично руководствоваться в жизни только логикой.

Лешек Кумор, польский киновед и афорист

Автор методики, описанной в 1911 году - отечественный учёный Александр Николаевич Бернштейн, российский психотерапевт, один из основателей и энтузиастов отечественной психоаналитической школы. Будучи убеждённым сторонником идеи о перспективности нового психоаналитического учения, он стал автором программ и методических рекомендаций для исследования интеллектуальной сферы человека.

В современной психологической практике инструкция, рекомендации и этапы практической реализации опыта несколько изменены, модернизированы и усовершенствованы. Обычно метод используется для выяснения степени готовности ребёнка к школе . Востребована методика А. Н. Бернштейна и в клинической психологии как средство выявления олигофрении и умственной отсталости, а также дальнейшей терапии проблемы развития.

Применение методики «Последовательность событий» для дошкольников и младших школьников

Обычно тестирование проводится индивидуально с каждым ребёнком, но может применяться и в небольшой группе. Живой диалог помогает ребёнку активизировать коммуникационные навыки, раскрыться эмоционально. Дополнением может стать письменная работа или рисунок.

Исследователь обращается с такими словами: «Посмотри внимательно, перед тобой несколько картинок, на которых изображено одно и то же событие. Но их кто-то перемешал и спутал. Тебе необходимо разобраться, какую историю хотел рассказать художник. Начни с определения первой картинки, положи её сюда, потом определись со второй и всеми остальными по очереди. После того как ты разберёшься с картинками, составь рассказ».

Задание включает два последовательных этапа:

  1. Расположение карточек с рисунками.
  2. Устное логическое повествование по ним.

Для выполнения теста ребёнку необходимо установить различия отдельных сюжетных фрагментов рисунков и логическую последовательность фабулы в целом, разложив карточки в нужном порядке . Правильно составленная комбинация картинок доказывает, что у ребёнка есть понимание сюжета, а устный рассказ демонстрирует способность выразить смысл своими словами.

После завершения работы с рисунками исследователь фиксирует выбранную комбинацию (например: 4, 5, 1, 3, 2) и затраченное на раскладку время в протокольных записях. Затем просит ребёнка прокомментировать расположение карточек по смыслу. Если тестируемый ошибается, ему задаются наводящие вопросы с целью корректировки допущенных промахов, при этом важно отслеживать его эмоциональную и интеллектуальную реакцию.

Вопросы помогают понять причину ошибочного рассказа. Возможно, ребёнку не хватает уровня эрудиции или словарного запаса, но общий смысл событий прекрасно улавливается.

Иногда причинами неудачи в прохождении испытания могут являться личностные психологические особенности: закомплексованность, страх потерпеть неудачу, дискомфорт новой обстановки. Важен и возраст тестируемого: то, что для шестилетнего ребёнка считается хорошим уровнем, для семилетнего будет уже оцениваться как слабый, например, умение составить рассказ по наводящим вопросам . Вопросы и ответы тоже заносятся в протокол. Навыки грамотной и эффективной формулировки вопросов зависят от уровня квалификации экспериментатора.

Может возникнуть ситуация, когда во время общения ребёнок всё равно не понимает, что необходимо сделать. Тогда ему просто показывают правильный вариант первой картинки и предлагают продолжить попытку самому выстроить дальнейшую последовательность событий. То есть испытуемому предоставляется повторный шанс пройти тест.

Если же усилия остаются безуспешными, то психолог сам объясняет нужный алгоритм решения задачи. Затем, перемешав все карточки, ребёнку вновь предлагают восстановить ход событий. Новую серию картинок для закрепления приобретённого опыта ему предлагают только после того, как он справится с заданием . Таким образом, в протокол записываются все шаги, с помощью которых происходило обнаружение логических ошибок и достижение позитивного результата.

Особенности стимульного материала

Экспериментальным материалом служат сюжетные картинки, демонстрируемые испытуемому в заведомо нарушенной последовательности. Задача ребёнка - восстановить логическую комбинацию картинок, сопровождая своё решение устным рассказом. Вербальное описание позволяет определить уровень развития речи будущего первоклассника.

Основные критерии для определения уровня развития речи:

  • логичность;
  • связность;
  • грамотное построение предложений;
  • звуковая чистота произношения;
  • верная интонация;
  • эмоциональная окраска рассказа.

Существуют возрастные и смысловые серии стимульного материала, которые включают по 3–6 картинок, изображающих фабулу. Сюжеты в логике усложнения понима­ния скрытого смысла могут предъявляться детям от 5-7 лет до 9-10-летнего возраста:

  1. «Простой» - предлагает картинки с очевидным развитием событий - по фрагментам легко можно установить причинно-следственные и временные отношения. Например, кот, который пытается вытащить из молочной бутылки оказавшегося там мышонка.
  2. «Сложный» - содержит иллюстрации с подтекстом и скрытым смыслом сюжета, когда требуется привлечь знания о закономерностях явлений природы, окружающей действительности, делать выводы на основании понимания деталей, позы и мимики жестов изображённых персонажей.

Фотогалерея: картинки для проведения тестирования

Простой сюжет «Снеговик» с очевидным развитием событий, для детей 3–3,5 лет Комикс с явной причинно-следственной и временной связью «Ворона» применяется для тестирования детей младшего школьного возраста Для детей 7–8 лет эта последовательность не должна представлять сложности Сюжет «Картина» применяют при работе с детьми 5,5–6 лет Комикс Бидструпа «Клумба» можно использовать как способ тестирования детей 4,5–5 лет Нарисованная история с подтекстом «Садовод» подходит для детей младшего школьного возраста

Интерпретация результатов и выводы

Методом предусмотрена трёхступенчатая градация уровней оценивания итогов тестирования:

  1. Высокий - ребёнок справился с испытанием полностью, самостоятельно нашёл верную комбинацию рисунков и составил связный, грамматически адекватный рассказ.

    Допускается альтернативное, оригинальное восприятие сюжета, но при условии, что ребёнок осознанно аргументирует предложенную им трактовку.

  2. Средний - испытуемый преодолел первый этап правильного размещения изображений, но испытал затруднения в процессе выстраивания логически связного рассказа, который смог составить только при помощи психолога.
  3. Низкий - ребёнку не удалось установить последовательность картинок и составить рассказ.

Причин, по которым испытуемый не справился с заданием, может быть несколько:

  1. Каждая картинка осознаётся как автономная, не связанная с другими. В таком случае выстроить рассказ невозможно.
  2. Предложенная последовательность не соответствует устному описанию.
  3. Отдельные детали на каждом рисунке фиксируются без необходимого уровня обобщения.
  4. В дополнение к найденной им самим последовательности испытуемый предлагает нелогичный рассказ.

Неэластичность, негибкость мышления, проблемы с осмыслением и умственным развитием, как правило, проявляют себя в том, что тестируемый беспрепятственно проходит лёгкую серию и не в состоянии оценить более трудную . Проблемой может стать и количество картинок, которое бывает неподъёмным для ребёнка. Тогда потребуется сокращение объёма стимульного материала до минимального (с 6 до 3). Исследователь может столкнуться с настойчивым повтором одной и той же ошибки в том же месте. Такое «застревание» сигнализирует о серьёзных проблемах мозга испытуемого, вплоть до органических поражений.

Некоторые дети своевольно выдумывают собственные сюжетные линии, абсолютно не замечая содержания предложенных рисунков, не реагируя (или реагируя агрессивно) на аргументацию и наводящие вопросы, критические возражения экспериментатора, ведут себя неадекватно в ответ на предложенную помощь. Таким образом проявляется некритичность мышления - один из возможных симптомов умственной отсталости.

Исследование уровня познавательной деятельности

у детей с нарушением интеллекта

Экспериментальное исследование развития познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта проводилось в коррекционной школе VIII вида п.Каменный. В обследовании участвовала группа детей из 8 человек. Работа проводилась в следующем порядке:

1. Обследование познавательных процессов детей.

2. Разработка наглядных пособий.

3. Повторное обследование и подведение итогов.

С целью выявления особенностей познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта было проведено тестирование.

Методика № 1 «Узнавание фигур».

Тест Бернштейна, для оценки зрительной памяти.

Детям предлагаем таблицу размером 50х50 см с 9 геометрическими фигурами, время экспозиции - 15 секунд. Им необходимо запомнить фигуры. Сразу после показа им надо в ответном бланке вычеркнуть увиденные на таблице 9 фигур, находящихся среди других 24 фигур (10x10 см).

При оценке используем новую классификацию уровней кратковременной зрительной памяти .

Отмечаем и подсчитываем число правильно и неправильно узнанных фигур. Для того чтобы охарактеризовать уровень узнавания, подсчитываем коэффициент узнавания Е :

Е = (М: 9) + N

Где М - число правильно узнанных фигур;

N - число неправильно узнанных фигур.

Наиболее оптимальный коэффициент узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты конкретного испытуемого к единице, тем лучше функционируют у него процессы узнавания наглядного материала.

Оценка результатов

Нормативы

Высокий уровень – узнаны 7-9 фигур верно

Средний уровень - 6 фигур

Низкий уровень - меньше 6 фигур

Результаты занесены в таблицу 1.

Таблица 1

Уровень зрительной памяти

Ф.И.

Результат

Уровень

Коэффициент

1. Вадим

Низкий

4,55

2. Валя

Низкий

4,55

3. Игорь

Средний

3,66

4. Ира

Высокий

1,88

5. Дима

Средний

3,66

6. Рома

Средний

3,66

7. Вова

Низкий

4,55

8. Света

Низкий

5,44

Тестирование показало, что из всей группы детей лишь 1 имеет коэффициент 1 или ближе к единице, то есть уровень зрительной памяти довольно высок. Трое ребят выполнили задание на уровне нормы или низкой нормы, то есть они узнавали 6 и меньше фигур. Трое обследованных детей с нарушением интеллекта показали низкий уровень (коэффициент узнавания Е > 4 ).

Одна девочка (Даун) показала совсем низкий результат (коэффициент узнавания Е > 5 ).

Рис. 1. Результаты обследования развития памяти (%)

Таким образом, полученные в ходе проведения методики данные свидетельствуют, что большинство детей с нарушением интеллекта находятся на низком и среднем уровне развития зрительной памяти. Их память характеризуется замедленным запоминанием, быстрым забыванием. При этом запомненные моменты воспроизводятся отрывочно, неточно.

Следующим шагом было проведение диагностики внимания.

Методика №2 «Домик» (Н.И. Гуткиной)

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 7 лет (в норме). В данном случае она была использована для выявления особенностей внимания умственно отсталых учащихся 6 класса.

Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с «Домиком») Не торопись, будь внимательным, постарайся, так чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки.

Ошибками считаются:

а) отсутствие каких-либо деталей рисунка;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка;

в) неправильное изображение элементов рисунка;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

ж) залезание линий одна на другую.

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

Более 3 баллов - удовлетворительно, более 7 баллов - неудовлетворительно.

Методика «Домик» выполнена без ошибок двумя детьми, Ирой и Вадимом, их рисунки можно охарактеризовать как хорошее выполнение задания - 0 баллов. Все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Все элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без разрывов. Отсутствуют линий одна на другую.

У других детей присутствуют многочисленные ошибки. В основном дети с нарушением интеллекта показали результаты в пределах 1-7 баллов, что говорит о низком и среднем уровне развития внимания. Эти дети не воспринимают большинство мелких деталей, часто просто не до конца выполняют задание, отвлекаются, что говорит о быстрой истощаемости.

На рисунке 2 наглядно представлены результаты исследования. Два ребенка показали хорошие результаты, пять – удовлетворительные, эти данные свидетельствуют о недостаточном уровне развития внимания.

Рис. 2. Результаты обследования развития внимания (%)

Методика № 3 «Цыплята»

Методика дает представление о сформированности абстрактно-логического мышления. Она является модификацией известных тестов Г. Айзенка. Необходимо в пустом квадрате, опираясь на 8 нарисованных фигур, найти закономерности и дорисовать недостающую фигуру.

«Дружная семья цыплят отправилась гулять, но один самый любопытный задержался, разглядывая червячка, и заблудился. Помогите найти ему своих братишек и сестричек, нарисуйте его в центральном квадратике. Смотрите внимательно: все цыплята чем-то похожи, ведь они - браться и сестры, поэтому потерявшийся цыпленок будет чем-то похож на других».

За каждую правильно найденную закономерность начисляется 1 балл.

Максимальная оценка за выполнение задания - 3 балла.

Соответственно 0 баллов - низкий уровень, 1-2 средний, и 3 высокий.

Результаты проведенной методики занесены в таблицу 2.

Таблица 2

Уровень мышления

Уровни развития мышления

высокий

средний

низкий

Группа 8 человек

100%

12,5%

62,5%

Рис. 3. Результаты обследования развития мышления (%)

Проведенное обследование мышления показало, что как и другие познавательные процессы мышление у детей с нарушением интеллекта находится на среднем уровне. Высокий уровень показал один ребенок (12,5%). Около 62,5% детей получили 1-2 балла (средний уровень). Остальные школьники (25%) показали низкий уровень развития абстрактно-логического мышления. Таким образом, можно говорить почти о полном отсутствии абстрактно-логического мышления у данной группы умственно-отсталых школьников. Лишь 6 человек показали, что их мышление в целом находится на достаточном для обучения в школе уровне, хотя и их мышление слишком конкретно, они не могут абстрагироваться и точно выполнить задание.

Анализ пищевода или тест Бернштейна проводят для проверки мускульного движения и сжатия, силы и координации пищевода. Тест Бернштейна включает следующие исследования:

  • Анализ на кислотность пищевода или pH-мониторинг – они необходимы для того, чтобы измерить содержание pH в пищеводе. Низкий уровень предполагает рефлюкс кислоты.
  • Манометрия пищевода измеряет характер и силу сокращений мышц пищевода.

Причины проведения теста Бернштейна

Существует несколько причин для проведения данного анализа:

  • Он помогает выяснить, ощущается ли боль в груди в следствии ЖПР (желудочно-пищеводного рефлюкса)
  • Может установить причины, предшествующие симптомам ЖПР
  • Проверяет насколько эффективно лечение ЖПР
  • Устанавливает природу спазмов пищевода и боли в груди
  • Ведет наблюдение за тем, соответствует ли норме работа пищевода

Подготовка

  • За день до теста откажитесь от приема антацидов, средств для снижения кислоты.
  • Врач также скажет, какие другие медикаменты стоит избегать перед тестом.
  • За день до теста исключите алкоголь.
  • За 17 часов до проведения исследования необходимо прекратить прием пищи.
  • Необходимо сообщит врачу о других проблемах со здоровьем, таких как, болезни сердца, сердечная недостаточность и варикозное расширение вен пищевода.

Процедура

Во время процедуры ваши нос и глотка будут под анестезией. В ваш нос будет вставлена узкая трубка, которая будет проходить через глотку в желудок. Это может вызвать у вас рвотный рефлекс. Чтобы преодолеть данное ощущение, рекомендуется медленно дышать и сконцентрироваться на дыхании. Во время процедуры ваше кровяное давление и пульс будут отображаться на мониторе.

PH-мониторинг

Зонд, проходящий через нос/рот в нижний пищевод, используется для слежения за уровнем pH.
За дальнейшими деталями о проведении теста обратитесь к вашему врачу.

Ощущения после теста

  • Когда зонд поместят в пищевод, вы почувствуете рвотные позывы, а смазка может показаться отвратительной на вкус.
  • Если будет добавлено большее количество кислоты в желудок, у вас может начаться изжога.
  • Горло может быть воспалено, но эти ощущения пройдут через несколько дней.

Возможные риски

Риски могут быть следующие:

  • Вы можете ощущать нерегулярное сердцебиение.
  • Трубка может случайно попасть вместо пищевода в дыхательное горло.
  • Трубка может сделать отверстие в пищеводе.

Результаты

Обычно через несколько часов результаты исследования вы можете узнать у своего врача.