Особенности экзаменационных материалов для участников государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Отношение человека к человеку: сочинение о важном Изложение мысли и его специфика

При подборе команды проекта могут представлять интерес различные психологические тесты, которые зачастую помогают менеджерам проектов при работе с персоналом. На наш взгляд, наиболее практичным из такого роста тестов является тест Мередит Белбин, эффективность которого была не раз отмечена при работе с проектными командами.

Методика тестирования

Мередит Белбин - американский психолог, которая свыше десяти лет посвятила изучению условий, необходимых для успешной деятельности управленческих команд. Предположение Белбин состоит в том, что каждый член рабочей группы играет двойную роль. Первая роль, функциональная, связана с формальной спецификой деятельности группы. Вторая, которую Белбин назвала "командной ролью", гораздо менее очевидна, однако именно она важна для успешной деятельности группы.

Белбин удалось создать модель, подтвержденную необычайно большим массивом экспериментальных данных. В результате масштабных и тщательно спланированных экспериментов с рабочими группами она выделила и описала восемь командных ролей, которыми характеризуется все ролевое разнообразие группы. Эти восемь ролей условно были названы так: "исполнитель" (И), "председатель" (П), "формирователь" (Ф), "мыслитель" (М), "исследователь ресурсов" (ИР), "оценивающий" (О), "коллективист" (К) и "доводящий до конца" (Д).

При подборе команды следует включать в нее людей, личностные характеристики которых охватывают диапазон качеств, необходимых для того, чтобы все восемь ролей могли быть реализованы. Это не означает, что группа должна состоять непременно из восьми человек, кто-то из работников может совмещать психологические роли, главное - чтобы все функции выполнялись. Полная ролевая структура создает предпосылки для эффективного партнерского взаимодействия, обеспечивающего результаты трудовой деятельности, соответствующие интересам команды проекта. В случае если группа работает неэффективно, полезно проанализировать ее состав в свете рассматриваемых восьми ролей. Возможно, что в коллективе не хватает сотрудника, который мог бы играть какую-либо из важных ролей. Тогда необходимо подобрать такого человека или попытаться обучить других членов группы выполнять соответствующие функции.

Тест Белбин

Тест Белбин состоит из семи разделов. В каждом из разделов нужно распределить 10 баллов между возможными ответами согласно вашему представлению об их соответствии вашему собственному поведению. Эти десять баллов могут быть распределены между несколькими утверждениями или, возможно, все приписаны одному-единственному ответу.

  1. Что, по моему мнению, я могу внести в работу команды:
    • (a) я полагаю, что могу сразу увидеть новые возможности и извлечь из них пользу;
    • (b) я могу хорошо сработаться с самыми разными людьми;
    • (c) генерирование идей является одним из моих природных качеств;
    • (d) у меня есть способность привлекать людей, которые могут внести ценный вклад в работу группы;
    • (e) моя личная эффективность во многом основана на способности доводить начатое до конца;
    • (f) я готов(а) смириться с временной непопулярностью, если это приведет к значительным результатам в дальнейшем;
    • (g) обычно я быстро "схватываю", что будет "работать" на практике в известных мне ситуациях;
    • (h) я могу предложить нечто разумное для альтернативного курса действий без проявления пристрастия или предвзятости.
  2. Мои возможные недостатки при работе в команде могут проявляться следующим образом:
    • (a) я ощущаю беспокойство, если собрания команды недостаточно структурированы, их ход плохо контролируется и они проводятся в недостаточно организованной манере;
    • (b) в противовес команде я склонен(а) поддерживать людей, чья обоснованная точка зрения не получила должной оценки;
    • (c) я склонен(а) много говорить в моменты, когда группа переходит к предложению новых идей;
    • (d) мой объективизм затрудняет нахождение компромисса с коллегами;
    • (e) когда возникает необходимость дать ход какому-либо делу, окружающие порой воспринимают меня как человека, склонного к авторитарным методам;
    • (f) мне трудно принимать руководящие решения, потому что я слишком чуток(а) к атмосфере в группе;
    • (g) я склонен(а) увлекаться идеями, которые приходят мне в голову, и таким образом терять "нить" происходящего вокруг;
    • (h) мои коллеги нередко считают меня человеком, излишне беспокоящимся о деталях и преувеличивающим возможность неблагоприятного исхода событий.
  3. Когда я участвую в работе над каким-либо проектом с другими людьми:
    • (a) я обладаю способностью влиять на людей, не оказывая давления на них;
    • (b) моя внимательность позволяет избегать многих ошибок и оплошностей;
    • (c) я готов(а) настаивать на немедленных действиях для того, чтобы участники не тратили времени впустую и не теряли из виду основной цели;
    • (d) я способен(а) внести оригинальный вклад в работу группы;
    • (e) я всегда готов(а) поддержать разумное предложение, отвечающее общим интересам;
    • (f) я всегда веду поиск новейших идей и разработок;
    • (g) я полагаю, что окружающие ценят мою способность к беспристрастным суждениям;
    • (h) на меня можно положиться в том, что все основные виды работ будут организованы.
  4. Характерный для меня подход к групповой работе состоит в следующем:
    • (a) я искренне заинтересован(а) в том, чтобы лучше узнать коллег;
    • (b) если я с чем-то не согласен(а), я достаточно легко бросаю вызов мнению окружающих или поддерживаю точку зрения меньшинства;
    • (c) обычно я умею находить аргументы для опровержения необоснованных предложений;
    • (d) я думаю, у меня есть талант к организации работы надлежащим образом, когда необходимо воплотить на практике намеченный план;
    • (e) я склонен(а) избегать банальностей и выступать с неожиданными предложениями;
    • (f) я обычно стремлюсь достичь совершенства в любой деятельности;
    • (g) я умею извлекать выгоду для группы, используя внешние контакты;
    • (h) я выслушиваю разные точки зрения, но при принятии окончательного решения руководствуюсь собственным мнением.
  5. Я получаю удовлетворение от работы, потому что:
    • (a) мне нравиться анализировать ситуации и взвешивать возможные альтернативы;
    • (b) мне интересно заниматься практическим решением проблем;
    • (c) мне нравится осознавать, что я способствую хорошим рабочим отношениям;
    • (d) я могу лоббировать принятие необходимого решения;
    • (e) я умею сходиться с людьми, которые могут предложить новые идеи;
    • (f) я умею добиваться согласия людей действовать необходимым образом;
    • (g) я чувствую себя комфортно, когда могу полностью сосредоточиться на выполнении задачи;
    • (h) мне нравится находить область деятельности, где нужно напрягать свое воображение.
  6. Если бы мне вдруг поручили решение трудной задачи, ограничив время и предоставив в мое распоряжение незнакомых людей:
    • (a) я, скорее всего, уединился(ась) бы для того, чтобы найти выход из создавшегося положения перед тем, как разрабатывать единую линию поведения;
    • (b) я был бы готов(а) поддержать того, чей подход к решению задачи окажется самым позитивным, каким бы сложным он ни был;
    • (c) я бы нашел(а) способ сократить время решения задачи, установив, какой наилучший вклад могли бы внести различные люди;
    • (d) моя склонность к безотлагательному решению задачи помогла бы мне обеспечить выполнение графика;
    • (e) я полагаю, что сохранил(а) бы хладнокровие и способность мыслить объективно;
    • (f) я был(а) бы готов(а) добиваться цели, несмотря на любое давление;
    • (g) я был(а) бы готов(а) взять на себя роль лидера, если бы сознавал(а), что группа не продвигается вперед;
    • (h) я прибег(ла) бы к групповым обсуждениям для того, чтобы стимулировать поиск новых идей и сдвинуть дело с "мертвой точки".
  7. Работая в группе и думая об имеющихся у меня проблемах:
    • (a) я склонен(а) высказывать свое недовольство тем, кто препятствует прогрессу в работе;
    • (b) я готов(а) признать, что окружающие могут критиковать меня за то, что я слишком аналитичен(а) и недостаточно полагаюсь на интуицию;
    • (c) я готов(а) признать, что мое стремление к тому, чтобы все выполнялось надлежащим образом, может задерживать продвижение работы;
    • (d) я склонен(а) быть требовательным к работе других и полагаться на одного или двух членов команды, к которым я испытываю расположение;
    • (e) мне сложно начать что-либо делать, если не ясны цели;
    • (f) иногда я не в состоянии объяснить сложные идеи, которые приходят мне в голову;
    • (g) я сознаю, что хочу от других того, чего не могу сделать сам;
    • (h) я не решаюсь изложить мои возражения, когда сталкиваюсь с реальной оппозицией.

Убедитесь, что сумма баллов за все вопросы каждого раздела равна 10 и итог для всех семи разделов равен 70. В таблице представлено распределение утверждений по всем семи разделам для восьми основных ролей в команде, описанных Белбин (в шапке таблицы указаны первые буквы названия ролей). Для подсчета очков по каждой роли впишите в таблицу баллы по каждому из утверждения. Например, для первого раздела 10 баллов могли быть распределены следующим образом:

a = 3; b = l; c = 4; d = 0; e = 1; f = 0; g = 0; h = 1.

Эти баллы необходимо вписать в соответствующие столбцы первой строки таблицы. То же самое необходимо сделать по всем остальным разделам вопросника, а затем просуммировать баллы для каждого из восьми столбцов.

Раздел "И" "П" "Ф" "М" "ИР" "О" "К" "Д"
1 g d f c a h b e
2 a b e g c d f h
3 h a c d f g e b
4 d h b e g c a f
5 b f d h e a c g
6 f c g a h e b d
7 e g a f d b h c
Итого

Типы командных ролей

"Коллективист" . Представители этой роли оказывают "сглаживающее" воздействие на команду: их присутствие улучшает моральный климат и повышает степень сотрудничества между членами команды. Нередко команды вынуждены включать в свой состав сложных в общении людей, чье участие в работе чревато конфликтами. В таких случаях особенно важна роль "коллективистов", способных оказать мягкое воздействие на ситуацию и предотвратить потенциальные конфликты, тем самым оказав неоценимую помощь формальному лидеру команды в выполнении поставленной задачи. Такое воздействие "коллективистов" на обстановку в команде объясняется тем, что они ставят интересы команды превыше собственных, умеют слушать других, находить общий язык со сложными людьми и выстраивать доверительные отношения с окружающими. По сути, они берут на себя роль внутренних фасилитаторов команды.

Согласно результатам тестирования, "коллективистам" присущи общительность, характерная для экстравертов, но без склонности к доминированию, большой интерес к людям и особенно к человеческим взаимоотношениям. Они хорошо чувствуют состояние и настроение людей и доверяют им. Представители этого типа нередко встречаются среди высшего руководства организаций. И это не случайно. Руководство, в котором доминируют менеджеры типа "формирователей", порой создает в организации климат, в котором отзывчивость и дипломатические навыки "коллективистов" становятся постоянно востребованными, особенно там, где авторитарный стиль руководства, подавляющий любые конфликты, заводит ситуацию в тупик. При этом "коллективисты" не рассматриваются коллегами в качестве возможной угрозы их статусу и планам, а пользуются уважением за приверженность групповым интересам и воспринимаются как люди, призванные служить под чьим-либо началом. Для них характерны консультативный стиль руководства и склонность к неформальному общению с коллегами и подчиненными. Из них получаются отличные наставники молодых менеджеров.

"Оценивающий" . Представители этой роли ярко не проявляют себя в команде до тех пор, пока не приходит время принятия важных решений. При этом члены команды, предлагающие идеи ("мыслитель" и "исследователь ресурсов"), редко являются теми людьми, которые способны оценить выгоду от своих идей и их последствия. Здесь на передний план и выходит "оценивающий".

По результатам тестирования представители этой роли в команде обладают высоким интеллектуальным уровнем, критичным мышлением, особенно это касается их способности выдвигать контраргументы. Им присущи реалистичность и здравость суждений, которая "не замутняется" доводами, основанными на эмоциях или предубеждениях. Их отличают серьезность, благоразумие и "врожденный" иммунитет против энтузиазма. Это второй после "мыслителя" интеллектуал в команде, способный на равных (в интеллектуальном смысле) беседовать с последним. Причем он может убедить "мыслителя" изменить свою точку зрения и сохранить при этом его уважение к себе.

Основное достоинство "оценивающего" - это способность трезво оценивать различные варианты решений, принимая во внимание все факторы. "Оценивающие" практически никогда не ошибаются, однако не могут похвастаться оригинальностью мышления или воображением. Им свойственны низкая ориентация на достижения и несклонность увлекаться чем-либо. Отсутствие энтузиазма и увлеченности для команды оборачивается важным достоинством "оценивающего", поскольку истинная беспристрастность возможна лишь при отсутствии приверженности чему-либо. В идеале именно "оценивающий", а не "председатель" должен выступать в роли арбитра при принятии решений в команде. При этом чем больше звучит предложений в команде и чем сложнее процесс принятия решений, тем важнее роль "оценивающего" как человека, способного восстановить консенсус.

"Оценивающие" достаточно медлительны в своих рассуждениях и всегда предпочитают все тщательно продумывать. Окружающими они могут восприниматься как сухие, несколько занудные и порой чересчур критичные люди. Многие удивляются, как представители этой категории вообще становятся менеджерами. Тем не менее "оценивающие" нередко занимают высокие стратегические посты в организациях, особенно в штаб-квартирах крупных компаний. В отдельных видах деятельности успех или неудача зависят от относительно небольшого числа крупных и ответственных решений, а это идеальная территория для "оценивающего" - человека, который учитывает все "за" и "против". "Оценивающие" не склонны принимать множество решений в единицу времени, но принимаемые ими решения почти всегда оптимальны с точки зрения риска и последующих результатов. Медленность продвижения команды к окончательным решениям дает им возможность проявить свои сильные стороны. Несмотря на то что личностные характеристики "оценивающих" не соответствуют образу типичного "человека команды", они тем не менее часто органично вписываются в команду и чувствуют себя комфортно, участвуя в ее работе, особенно, если их роль ясна им самим и окружающим.

"Исполнитель" . Основным качеством "исполнителей", отражающим их установки и характер, является дисциплинированность, другие же природные способности или интеллект почти всегда вторичны. Будучи дисциплинированными по сути, они упорядочение подходят к любой поручаемой им работе. Среди их отличительных качеств также следует назвать: организованность, сознательность, приверженность обязательствам, серьезное отношение к любому делу, надежность, практичность, терпимость к окружающим и консервативность (в смысле уважительного отношения к устоявшимся правилам и взглядам). Результаты тестирования помимо этого свидетельствуют об их внутренней стабильности и низком уровне беспокойства. К их слабым сторонам следует отнести недостаточную гибкость.

"Исполнители", как правило, принимают существующие ограничения и, не задавая вопросов, делают то, что требуется. Еще одно название этой роли - "человек компании". Это не просто человек, который делает или организует что-либо, это человек, который действительно работает на компанию и в меньшей мере преследует личные интересы. Такие люди принимают поставленные перед ними цели, которые становятся частью их морального кодекса, и придерживаются их при выполнении работы. У них никогда не возникает вопросов в связи с тем, что работа не может быть выполнена потому, что она им не нравится или не вызывает интереса. Характеристика, данная одному исполнительному директору его коллегами как "менеджеру, берущемуся за работу, за которую больше никто не возьмется", отражает особенности "исполнителей" и их назначение в команде. Им присущ практичный и реалистичный подход к выполнению работы. "Исполнители" - эффективные организаторы и администраторы.

В крупных, хорошо структурированных организациях карьера таких людей обычно складывается успешно. При этом хотя и считается, что качества "исполнителя" имеют лишь ограниченное отношение к образу менеджера, тем не менее представителей этой категории в среде высшего управленческого эшелона организаций не меньше, чем других. Успех и признание приходят к "исполнителям" со временем в результате того, что они систематически делают ту работу, которую необходимо делать, даже если она не отвечает их внутренним интересам или не приносит удовольствия.


"Исследователь ресурсов" . Это член команды, как и "мыслитель", ориентированный на предложение новых идей. Однако способ генерации идей "исследователями ресурсов" и сам характер предлагаемых ими идей отличны от аналогичных у "мыслителей". Они склонны не столько сами предлагать оригинальные идеи, сколько "подбирать" фрагменты идей окружающих и развивать их. Исследователи ресурсов искусны в изучении ресурсов за пределами команды. Умение устанавливать контакты и выстраивать отношения дает им возможность возвращаться в команду с новыми предложениями, которые часто оказываются ценными для ее дальнейшей работы. Их подход - поиск и развитие идей через сеть личных контактов и знакомств. "Исследователи ресурсов" обычно не препятствуют своему желанию что-либо узнать, и их общение с людьми умело направляется на поиск интересующих их ответов. Они ходят, наблюдают, встречаются с людьми и задают им хорошо продуманные вопросы.

Это тип руководителя, которого трудно застать в своем кабинете. При этом их предложения, как правило, не слишком оригинальны и не отличаются особым интеллектуальным блеском, к их достоинствам можно скорее отнести гибкость и многосторонность. "Исследователям ресурсов" свойственны средние показатели интеллектуального уровня и креативности, а также экстравертность, общительность, любознательность и социальная ориентация. Благодаря этим качествам и умению использовать ресурсы "исследователи ресурсов" легче, чем "мыслители", интегрируются в команду. Их подход к инновациям больше соответствует устоявшимся и преобладающим управленческим аксиомам. "Исследователи ресурсов", как правило, успешно ведут различные переговоры и добиваются высоких результатов как при организации нового дела, так и в управлении уже устоявшимся бизнесом. При умелом руководстве лидера команды "мыслитель" и "исследователь ресурсов" могут успешно сосуществовать вместе, внося каждый свой вклад в предложение новых идей.

"Мыслитель" . Основное назначение "мыслителя" в команде - привнесение новых и оригинальных идей. Как правило, "мыслители" действуют в одиночку , сидя в своем углу и обдумывая различные варианты. Им свойствен самоуглубленный, аналитический подход к решению проблем. Результаты тестирования свидетельствуют о высоком интеллектуальном уровне "мыслителей", высоких показателях креативности и явной интровертности. Их мышление характеризуется высокой критичностью, и они создают большое количество негативных конструкций, т.е. пунктов для отвержения различных предложений. Их предложения отличаются оригинальностью и "интеллектуальностью". "Мыслители" - это интеллектуалы-одиночки, и они часто воспринимаются другими членами команды как не слишком коммуникабельные. Им свойственны прямота и честность в общении.

Чем успешнее "мыслители" выполняют свою роль в команде, тем меньше их поведение похоже на привычную модель поведения менеджера. Их менеджерская карьера редко складывается успешно. Как правило, они очень способны и имеют необходимые навыки работы, что приводит к тому, что они становятся в большинстве случаев техническими специалистами, а не занимают высокие управленческие посты. В давно существующих, устойчивых организациях редко можно встретить "мыслителей" среди высшего руководства, кроме тех случаев, когда непредвиденные обстоятельства поставили организацию в сложное положение, угрожающее ее выживанию. Тупики в развитии компании и угроза ее выживанию могут привести "мыслителей" в высшие эшелоны подобных организаций, что при иных обстоятельствах немыслимо. "Мыслители" чаше встречаются в новых, только формирующихся компаниях, поскольку по своему складу они скорее предприниматели, чем менеджеры.

"Формирователь" . В группе "формирователи" выступают как побудители к действию, и если команда склонна к бездействию или самодовольству, присутствие "формирователя" выведет ее из этого состояния. Он меняет "точку равновесия" в команде, нарушает покой и делает команду способной выйти из привычной колеи. Это более индивидуалистичный, чем "председатель", тип лидера, который, подталкивая команду к действиям и увлекая ее членов за собой, столь же часто приводит команду как к неудаче, так и к успеху. С другой стороны, "формирователи" - это обычно разрушительная сила в хорошо сбалансированной команде, особенно руководимой человеком с типичными качествами "председателя", способная разладить работу команды. Как правило, "формирователь" и "председатель" не могут комфортно действовать в одной команде, если только один из них не будет идти на компромисс или не переключится на другую роль. Команды нуждаются в обоих типах лидеров, но в разное время и при разных обстоятельствах.

Представители этой роли по многим параметрам являются антиподами "коллективистов": они бросают вызов команде, спорят, не соглашаются. Они нетерпеливы и легко впадают в фрустрацию. Их склонность к достаточно агрессивному поведению может приводить к ответной реакции других членов команды, на что они, как правило, отвечают с большим воодушевлением и юмором, поскольку обожают всевозможные баталии. Когда они принимают участие в деловых играх, предмет их устремлений - выигрыш, при этом сам процесс обучения является для них вторичным. Их поведение нередко может быть описано принципом "цель оправдывает средства". Они динамичны, активны и ориентированы на победу любой ценой. Согласно результатам тестирования "формирователи" характеризуются высокой самооценкой, склонностью к фрустрации, общительностью и подозрительным отношением к людям. Это экстраверты, побуждаемые к действиям требованиями внешней среды.

"Формирователи" - эмоциональные, непокладистые люди, с которыми достаточно сложно иметь дело, склонные чрезмерно реагировать на поражения и застой, но при этом бесстрашные и непреклонные. Как менеджеры они успешны в ситуациях, характеризующихся "политической сложностью", сдерживающей движение вперед. Это ситуации, в которых проблемы требуют согласованных действий на разных уровнях, а правила, процедуры и интересы отдельных людей противоречат друг другу, что в конце концов неизбежно приводит к инерции и застою. И именно "формирователи" - люди, способные разрубить такие "гордиевы узлы". Они могут вывести систему из застоя, ускорить ее развитие или даже изменить способ ее функционирования. Если проведенный ими предварительный анализ ситуации будет тщательным и достоверным, то это, безусловно, приведет к положительным результатам. К их сильным сторонам можно также отнести настойчивость и напористость при ведении переговоров. Как лидеры они востребованы для сплоченной команды, которая в своей работе столкнулась со сложным внешним либо внутренним препятствием.

"Председатель" . Основной залог успеха "председателя" - его личностные качества. Прежде всего, по своей натуре он склонен доверять людям и принимать их такими, какие они есть, без проявлений ревности или подозрительности. В противовес этому качеству он должен уметь доминировать в группе и быть приверженным целям и задачам группы, что усиливает и морально обосновывает его доминирующую позицию. Успешный "председатель" должен быть спокоен, уравновешен и невозмутим перед лицом споров и разногласий в группе. Его кредо - практический реализм.

По своей природе "председатель" - энтузиаст с присущей экстравертам способностью воодушевлять и мотивировать окружающих. Но поскольку его экстравертность носит, как правило, весьма умеренный характер, он склонен к определенной обособленности и дистанцированности в социальных отношениях. Успешный "председатель" - это человек, думающий преимущественно в позитивных категориях. Он использует словесные конструкции, демонстрирующие одобрение членов группы, которые признают и поддерживают цели группы и стремятся внести вклад в ее работу. Он ориентирован на эффективное использование потенциала группы и поэтому признает и поощряет таланты и возможности людей, которые способствуют достижению ее целей. Он интегрирует и координирует усилия команды, назначая каждому ее участнику соответствующую роль для достижения общей цели.

В принципе идеальный "председатель" - хороший менеджер, т.е. человек, знающий, как использовать ресурсы, исключительно адаптивный при общении с людьми, но в то же время никогда не теряющий контроля над ситуацией и способности принимать самостоятельные решения, основанные на собственной оценке того, что необходимо на практике. Это человек, терпимый настолько, чтобы всегда выслушивать других, но достаточно сильный для того, чтобы отвергнуть их советы. "Председатель" не склонен к постоянной опеке членов команды, и его вмешательство в работу команды происходит, как правило, в критические моменты. Он никогда не пускает на самотек командных совещаний и при любых разногласиях выдерживает направление, отвечающее основной цели совещания.

По данным психометрических тестов интеллектуальный уровень успешного "председателя", как правило, не превышает значительно среднего уровня команды. Он должен быть на одной "интеллектуальной волне" с командой, иначе либо он не будет понимать членов команды, либо они его. Если интеллектуальный уровень "председателя" ниже уровня команды, то он не сможет установить с ней достаточный контакт. Его поведение будет восприниматься как нерешительность и неспособность контролировать ситуацию, в результате чего команда потеряет направление и увлечется неразрешимыми спорами. Если же интеллектуальный уровень "председателя" превышает средней уровень команды, то он склонен проталкивать преимущественно собственные идеи и превращать команду в средство для реализации личной стратегии. В обоих случаях это приводит к разрушению двухстороннего общения, которое является залогом успешного лидерства "председателя". Как правило, "председатель" - это лидер хорошо сбалансированной команды, перед которой стоят сложные и многогранные проблемы, требующие эффективного распределения ролей в коллективе.

"Доводящий до конца" . Об успехе команды, как правило, судят по окончательным результатам ее работы. При этом многие люди почти патологически не могут довести начатое ими до конца, и умение завершать начатое является достаточно редким качеством. "Доводящие до конца" - это люди, обладающие этим качеством в полной мере. Они завершают все, что начинают, и неохотно предпринимают что-либо, если есть сомнения по поводу того, что удастся довести дело до завершения. Они заботятся о завершении намеченного и настаивают на этом, когда энтузиазм всех остальных членов команды уже исчерпан. Их присутствие не дает команде тратить время впустую на проекты, которые не могут быть доведены до конца. Таких людей отличают внимание к деталям, поскольку маленькая ошибка может привести к большим неприятностям, а также умение держать в голове запланированное, ничего не упуская и доводя до завершения все детали плана. Они предпочитают постоянные усилия, согласованность и последовательность действий "кавалерийским атакам".

"Доводящие до конца" ориентированы на выполнение обязательств, а не на эффектный и громкий успех. Склонность к достижению совершенства во всем, за что они берутся, и непреклонность в достижении намеченного - их непременные качества. Результаты тестирования свидетельствуют об их склонности к беспокойству, но одновременно и о высоком самоконтроле и дисциплине. Коллегам редко удается увидеть их потерявшими самообладание, и даже когда приходится полностью менять направление действий, они остаются спокойными и невозмутимыми. По своему складу "доводящие до конца" скорее интроверты, чем экстраверты. К их слабым сторонам следует отнести недостаточную гибкость, в результате чего они порой прилагают значительные усилия для достижения намеченных целей, которые при изменившихся обстоятельствах оказываются недостижимыми. Их стиль управления близок стилю "исполнителя" и "коллективиста" и часто недооценивается, поскольку есть предубеждение по поводу его нетипичности для успешных менеджеров. Но вопреки образу, тиражируемому в средствах массовой информации, успешные менеджеры отличаются от привычного стереотипа крупного бизнесмена, и их успех во многом основан на самодисциплине, позволяющей им много и упорно работать, доводя все начатое до конца.

Юрий Попов,
кандидат экономических наук, Институт экономики и финансов
"Синергия", Европейский фонд развития менеджмента (EFMD)
Статья предоставлена сайтом

Сочинение на тему «Сострадание, любовь к ближнему А.И. Солженицын «Матрёнин двор»» 4.67 /5 (93.33%) 3 votes

Тема: Сострадание, любовь к ближнему
А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

Сердце, в котором жила любовь

О любви к ближнему написаны тысячи книг. Вернее, каждая из них призывает людей
к этому, каждая прославляет добро и побуждает к состраданию. Но, увы. Сколько не
повторяй слово халва, а во рту слаще не станет. Что-то должно измениться в человеке,
чтобы боль и потребности другого он чувствовал как свои, а еще лучше, чтобы не
причинял боль другому.

Федор Михайлович давно вывел формулу бесполезности пустых слов о
всеобщей любви и равенстве, он утверждает, что любить все человечество – это значит
ненавидеть ближнего. И это так. Нет смысла, и лукавство одно в лелейных речах о
жалости, любви и уважению, если тот, кто говорит, не замечает людей, которые его
окружают, и делит всех на друзей и врагов.

А вот что бы было в мире, если бы все относились к жизни как Матрена Васильевна
из рассказа Александра Солженицына «Матренин двор»? Не умеет она говорить
красиво, неученая совсем, доля выпала ей горькая, а сердце имела огромное, в котором
жила только любовь. Такое ощущение, что автор не рассказ писал, а житие святой
праведницы на бумагу перекладывал, недаром и название у произведения должно было
быть другим: «Не стоит село без праведника». Наверное, пока есть хоть один вот такой
бескорыстный праведник на земле, будет жить и Россия. Праведность Матрены не в
проповедях, а в жизни, отданной людям.

Матрена совсем одинока: в доме у нее живут тараканы, мыши да больная кошка, которую
хозяйка приютила из жалости, а на дворе старая коза. А еще отличалась героиня рассказа
небывалой любовью к труду: вставала всегда затемно, топила печь, готовила еду,
обихаживала козу, а потом всегда находилась для нее бесплатная работа у соседей. Всю
жизнь проработала она в колхозе за «палочки», но, даже когда состарилась, в страду
всегда звали ее на помощь, но опять же денег не платили.

Не могла Матрена никому отказать, но не из-за слабости характера, а по зову души: если в
ней нуждаются, то как не помочь? В труде получала она радость и новые силы для жизни.

А жизнь била ее нещадно. Началось все с того, что жених Матрены сгинул на
первой мировой войне, и она решилась выйти за его брата, трех месяцев не прожили
молодожены, как вернулся в деревню Фаддей. Вот и считала Матрена себя виновницей
всех остальных бед: все шестеро детей умерли еще в младенчестве, муж не вернулся с
войны (никакой весточки не было), а потом много лет жила без пенсии.

Но не завидовала Матрена Васильевна никому, не озлобилась и не закрылась в себе, так
и жила с открытой душой. Даже и счастье ей выпало: выпросила она на воспитание дочку
Фаддея, племянницу Киру, вырастила ее и в жизнь отправила.

Для Солженицына Матрена – идеал русской женщины, так как именно она является
носительницей русской духовности. Ее святость не понимают люди, она им кажется
плохой хозяйкой, потому что не копит имущества, потому что денег за работу не берет,
потому что хитрить не умеет да приспосабливаться, потому что жалеет всех и прощает
всем.

И смерть свою Матрена принимает, помогая другим. Отдала она Фаддею горницу свою:
и разбирать помогала, и перевозить со всеми увязалась, а на переезде сани застряли перед
приближающимся поездом. Погибла Матрена вместе с племянником и своей горницей.
За зря – сказали люди. И не поняли они, что Матрену забрал Господь, освободив от
дальнейших страданий и мучений, а им всем урок оставил: не в накоплениях жизнь
человеческая и не в суете за нарядами, потому как никто не знает, когда и в какой момент
вот налетит огромный локомотив, подомнет под себя, размечет по сторонам все добро, а
потом придется держать ответ за все.

Матрена-то ответит, а вот чем Фаддей, погубивший сына и Мартену ради бревен,
оправдываться будет?

Одной из самых распространенных и обсуждаемых тем является отношение человека к человеку. Сочинение об этом пишут даже школьники. Хотя эту тему включают в программу старших классов. И это правильно, поскольку говорить об отношениях до подросткового возраста (то есть до того времени, пока у детей не сформируется хоть какое-то сознание) - практически бессмысленно.

Главное - понять суть

Итак, что же это такое - отношение человека к человеку? Сочинение на эту тему написать не очень просто, если хочется изложить свои мысли так, чтобы они были поняты и, что самое главное, прочувствованы другими.

Издавна суть человеческих отношенияй интересовала мыслителей. Они старались найти как можно больше способов, чтобы достичь баланса и гармонии друг с другом. Но эта тема никогда не потеряет своей актуальности. Какие бы советы не давал Фрейд, Достоевский, Сократ или Соломон - отношения всегда будут даваться с трудом. Иногда, в особенности в начале, так не кажется, однако практика показывает обратное - трудности есть у всех.

Что ж, для написания действительно интересного эссе со смыслом, стоит задуматься над самой сутью темы. Выявить для себя её проблему, проанализировать жизненные случаи и ситуации, попробовать изложить их на бумаге в черновом варианте, а затем сделать из этого определенные выводы, желательно даже с советом.

Оформление

Соблюдать традиционную структуру сочинения нужно, однако будет оригинально, если основную часть составить из нескольких мини-эссе. Чтобы было понятнее, можно привести пример. Итак, введение написано, теперь нужно приступить к главному.

Чуть выше говорилось, что для лучшего изложения своих мыслей стоит описать конкретные жизненные ситуации. Можно вкратце рассказать о чём-нибудь, например, о том, что порой даже самые крепкие отношения, проверенные не одним десятком лет, рушатся из-за того, что один из пары перестал слушать другого. Сказать, как важно прислушиваться к мнению близкого человека, идти на компромиссы, иначе из-за собственного эгоизма можно всё разрушить.

Вот и пример. К написанию эссе на такую животрепещущую тему нужно подойти не с точки зрения отработки слога или грамотности. Здесь нужен психологический подход. Необходимо думать, вспоминать, анализировать и ставить себя в те или иные ситуации, рассматривая их под разными углами. Тогда сочинение "Отношение к людям" станет не только интересным, но и, возможно, поучительным.

Тонкости психологии

Подавляющее большинство, услышав слово "отношения", сразу думают о парах "мужчина+женщина". Это логично, поскольку эта тема волнует практически всех. Но стоит заметить, что данным словом обозначаются ещё и многие другие межличностные контакты.

В психологии существует масса терминов. Виды отношений к человеку многочисленны - тождественные, дуальные, тонизирующие, расслабляющие, побуждающие, параллельные, противоположные, зеркальные - и это только малый список терминов, под которыми скрывается подробная и разноплановая характеристика. Но для сочинения это всё не нужно. Даже если школьник знает терминологию и сможет объяснить суть каждого понятия - то эссе получится чересчур объемным. И не каждый сможет его понять. Так что для сочинения вполне подойдёт тема любви, приятельства, семьи, товарищества, дружбы, работы. Всё это соответствует такой теме, как "отношение человека к человеку". Сочинение, конечно, пишут чаще всего о своих друзьях или родителях, реже - о возлюбленных, в силу возраста. Однако можно написать и рассуждение о том, в чем ещё нет личного опыта, но зато имеются кое-какие мысли по этому поводу.

Изложение мысли и его специфика

"Отношение человека к человеку" - сочинение, которое должно заставить задуматься. Очень уж тема подходит для размышлений. Не стоит впадать в отчаяние, если на первый взгляд покажется, что никаких мыслей нет. Они есть, так как материала для написания много, даже чересчур. Он вокруг нас.

Мы ежедневно наблюдаем со стороны отношение людей друг к другу, сами принимает непосредственное участие в межличностном контакте. Для того чтобы написать об этом, необходимо только приложить некоторые усилия и вспомнить то, что впечатлило. Это может быть хорошая ситуация, в которой проявилась доброта и человеколюбие, или то, что задело душу в плохом смысле слова - это тоже нужно освещать.

К слову, эссе на подобные морально-этические темы запоминаются лучше, если в них было прокомментировано что-то аморальное, нечеловеческое. Такие тексты заставляют задуматься, а иногда и пересмотреть своё отношение к чему-либо. А ведь это - главная награда для автора.

Особенности экзаменационных материалов для участников государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов (ОВЗ) РУССКИЙ ЯЗЫК Зинина Елена Андреевна, ученый секретарь ФГБНУ «ФИПИ» Вебинар 25 апреля 2016 года Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)


Категории обучающихся с ОВЗ, в первую очередь нуждающиеся в создании особых условий при проведении ГИА 1. Глухие обучающиеся 2. Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся 3. Слепые обучающиеся 4. Слабовидящие и поздноослепшие обучающиеся 5. Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи. 6. Обучающиеся с нарушениями опорно- двигательного аппарата 7. Обучающиеся с задержкой психического развития 8. Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра


Нормативные документы Приказ Минобрнауки России 1394 от «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» Новые изменения на Приказ Минобрнауки России от, регистрация в Минюсте России от). Разъяснения даны в письме Рособрнадзора от Приказ Минобрнауки России 1400 от «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (с изменениями)


Методические материалы, определяющие особенности ЭМ ГВЭ Методические рекомендации (приложения к письму Рособрнадзора от /10-01) МР по проведению ГВЭ-11 (письменная форма) МР по проведению ГВЭ-11 (устная форма) МР по проведению ГВЭ-9 (письменная форма) МР по проведению ГВЭ-9 (устная форма) комментируются подходы к отбору содержания экзаменационных материалов описываются экзаменационные модели и типы заданий формулируются требования по организации и проведению экзамена даются рекомендации по оцениванию экзаменационных работ участников экзамена приводятся образцы заданий


Маркировка экзаменационных материалов (ЭМ) ГВЭ по русскому языку (письменная форма) Номер ЭМ маркирован буквами «К» - ЭМ для глухих участников, для участников с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи (в текстах слуховые образы сведены к минимуму) экзаменационный материал имеет ряд особенностей: допускается написание не только сжатого, но и подробного изложения (по выбору выпускника); требования к минимальному объему развернутых ответов сокращены; тексты сюжетны и адаптированы с учетом категории экзаменуемых; формулировки заданий упрощены; предусмотрены особые критерии оценивания и инструкции к заданиям, отражающие специфику той или иной категории участников с ОВЗ). «С» - ЭМ для слепых участников (визуальные образы сведены к минимуму) «Д» - ЭМ в форме диктанта (пишут только участники с расстройствами аутистического спектра (те, кто не могут писать сочинения и изложения) «А» - ЭМ предназначен для всех остальных категорий участников ГВЭ (с ОВЗ и без ОВЗ)


ГВЭ-9 по русскому языку (письменная форма) в 2016 году Альтернатива форм (выбор обучающимся в день экзамена): сочинение (выбор из 4 тем: 3 свободных, 1 литературная) или изложение с творческим заданием Для участников с расстройствами аутистического спектра - диктант Использование орфографических и толковых словарей. Минимально необходимый объем сочинения «А»: от 250 слов (менее 200 слов – 0 баллов); «К» от 100 слов (менее 70 – 0 баллов) изложение с творческим заданием: сжатое изложение «А» - от 70 слов (менее 50 слов – 0 баллов); «К» от 40 слов (менее 30 – 0 баллов) творческое задание «А» - от 200 слов (менее 150 слов – 0 баллов.); «К» от 70 слов (менее 50 – 0 баллов.) Оценка: используется комплекс критериев оценивания, соответствующий определенному типу заданий: общими для всех видов работ являются Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого. Третья проверка назначается, если два эксперта разошлись на 8 или более баллов (при несущественном расхождении окончательные баллы определяется как среднее арифметическое баллов двух экспертов) Рекомендуется шкала перевода в пятибалльную отметку «2» 0 – 4 «3» 5–10 «4» 11–14 «5» 15–17


Отличия ГВЭ-11 от ГВЭ-9 по русскому языку (письменная форма: ИЗЛОЖЕНИЕ С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ) Другая формулировка творческого задания к изложению ГВЭ-9 проблема сформулирована ГВЭ-11 проблему должен сформулировать сам участник (задание нацеливает на комментарий одного из утверждений автора и аргументацию собственной позиции). Требования к объему повышены в комплекте «К» ГВЭ-9 сжатое изложение «К» от 40 слов (менее 30 – 0 баллов) творческое задание «К» от 70 слов (менее 50 –0 баллов) ГВЭ-11 сжатое изложение «К» от 50 слов (менее 40 – 0 баллов) творческое задание «К» от 100 слов (менее 70 –0 баллов)


Отличия ГВЭ-11 от ГВЭ-9 по русскому языку (письменная форма: СОЧИНЕНИЕ) Требования к объему повышены ГВЭ-9 сочинения «А»: от 250 слов (менее 200 слов – 0 баллов); «К» от 100 слов (менее 70 – 0 баллов) ГВЭ-11 сочинения «А»: от 300 слов (менее 250 слов – 0 баллов); «К» от 150 слов (менее 100 – 0 баллов) Другая комплектация тем сочинений. ГВЭ – свободные (философская или этико-нравственная проблематика). 4 - литературные (произведения, изученные в рамках курса «Литература»). ГВЭ-11 Включены не 4, а 5 тем: литературные (произведения, изученные в рамках курса «Литература»). 3-5 – свободные (философская или этико-нравственная проблематика).


Требования к формулировкам тем сочинений и комплектации Темы сочинений должны быть стимулом для написания сочинения-рассуждения нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке) соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.) быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам Комплект тем сочинений с пометой «К» отличается не по структуре комплекта, а по более простым формулировкам тем сочинений


Образец комплекта тем сочинений ГВЭ-9 «А» Комплект тем сочинений А9-1 1.«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих». (Ф.М. Достоевский) 2.«Назначение человека именно то, чтобы делать добро». (В.И. Даль) 3. В чём, с Вашей точки зрения, может проявляться гражданская позиция человека? 4. Какие жизненные принципы избрал для себя Хлестаков? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор») Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме от 250 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. В случае выбора одной из первых трёх тем сочинения Вы можете аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.). В случае выбора четвёртой темы сочинения опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


Образец комплекта тем сочинений ГВЭ-9 «К» Комплект тем сочинений К9-1 1.«Природа… будит в нас потребность любви». (И.С. Тургенев) 2. Размышление о важности взаимопонимания между людьми. 3. В чём разрушительность эгоизма для личности? 4. Какие человеческие пороки высмеивает Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль»? Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме от 100 слов. Если в сочинении менее 70 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. В случае выбора одной из первых трёх тем сочинения Вы можете аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.). В случае выбора четвёртой темы сочинения опирайтесь на художественное произведение и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


Образец комплекта тем сочинений ГВЭ-11 «А» Комплект тем сочинений А Как образы помещиков соотносятся с названием поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»? 2. Драма любви в пьесе А.Н. Островского «Гроза». 3. «Кто истинно свободен? Тот, кто не раболепствует собственным страстям и чужим прихотям» (Ф.Н. Глинка) 4. Размышление о важности внимания к ближнему. 5. Как следует относиться к собственному таланту? Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме от 300 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. В случае выбора первой или второй темы сочинения опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения. В случае выбора третьей, или четвёртой, или пятой темы сочинения Вы можете аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.). Продумайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


Образец комплекта тем сочинений ГВЭ-11 «К» Комплект тем сочинений К Какие стихотворения Ф.И. Тютчева Вам интересны и почему? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) 2. Какими чертами характера обладает главный герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»? 3. Какую роль в духовном воспитании человека играет книга? 4. Какие жизненные цели Вам представляются наиболее важными? 5. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «подвиг»? Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме от 150 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. В случае выбора первой или второй темы сочинения опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения. В случае выбора третьей, или четвёртой, или пятой темы сочинения Вы можете аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.). Продумайте композицию сочинения.


Общие требования к текстам для диктантов и изложений Текст для изложения (диктанта) выбирается из произведений отечественных авторов и представляет собой адаптированный под задачу фрагмент литературного произведения с социальной, нравственной проблематикой) Текст должен обладать смысловой завершенностью быть понятным и соответствовать возрастным особенностям выпускников не включать развернутые диалоги (допускается несколько предложений с прямой речью) обладать позитивным воспитательным потенциалом; быть корректным и адекватным ситуации контроля, не содержать психологически травмирующие подробности (не должен быть излишне трагичным, содержать жестокие, натуралистические подробности) не дискриминировать обучающихся с ОВЗ иметь примерный объем 280–400 слов (для диктанта не более 350 слов) иметь проставленные Ё и не содержать опечаток


Требования к текстам для изложений и творческому заданию Текст для изложения должен быть стимулом для написания сочинения-рассуждения позволять сделать сжатый пересказ быть повествовательным, сюжетным (ни описание, ни рассуждение не должно доминировать) быть понятным для обучающихся с ограниченными возможностями (привычный стиль отсутствие внутренней ироничности, несложный синтаксис, минимум слов с переносным значением) соответствовать возрастным особенностям выпускников (текст не должен быть ни слишком сложным, ни слишком примитивным, тексты не должны строиться на сказочных или фантастических сюжетах) Текст для изложений с пометой «К» должен обладать ясным содержанием, четким изложением последовательности событий, не содержать сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. не включать сложные синтаксические конструкции, обилие изобразительных средств и тропов, диалектной, архаичной лексики Творческое задание должно быть связано с одной из проблем текста корректно сформулировано посильно для участников ГВЭ


Критерии оценивания Используется комплекс критериев оценивания, соответствующий определенному типу заданий: сочинение на литературную тему сочинение на свободную тему изложение с творческим заданием диктант Для каждого из этих типов заданий разработаны специальные критерии, общими для всех видов работ являются критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица 6.1, для глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи – таблица 6.2).


Разные письменные формы ГВЭ-11 по русскому языку и аспекты оценивания экзаменационной работы. Форма Аспекты оценивания БаллыМакс. балл Сочинение Содержание Грамотность Изложение с творческим заданием Изложение Творческое задание Смысловая цельность изложения и выполнения творческого задания Грамотность Диктант Грамотность Точность записи текста


ГВЭ-9 и ГВЭ-11 по русскому языку (устная форма) в 2016 году Сдают обучающиеся с ОВЗ (любые категории) 15 билетов: каждый билет включает текст и три задания, которые проверяют умения: понимать смысл прочитанного текста проводить анализ текста (определять тему, основную мысль) проводить разные виды языкового анализа создавать высказывание на лингвистическую тему, используя в качестве иллюстрации примеры из текста Ответ экзаменуемого оценивается по специальным критериям. критерии оценки выполнения задания 1 – 2 балла критерии оценки выполнения задания 2 и 3 – по 6 баллов критерии оценки речевого оформления ответа – 3 балла Рекомендуется шкала перевода в пятибалльную отметку «2» 0 – 4 «3» 5–9 «4» 10–14 «5» 15–17


Тренировочные сборники экзаменационных заданий для подготовки к ГИА обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов Разработаны группы сборников (опубликованы на сайте и доступны по ссылке 28 сборников тренировочных материалов для подготовки к ГИА-9 и ГИА-11 по 14 учебным предметам обучающихся с ОВЗ; 28 сборников тренировочных материалов для подготовки к ГИА-9 и ГИА-11 слепых и поздноослепших обучающихся по 14 учебным предметам. Сборники включают в себя набор заданий, аналогичных экзаменационным, критерии оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом, шкалы перевода суммы первичных баллов за работу в пятибалльную систему оценивания. По ряду предметов тренировочные сборники для слепых участников ГИА представлены в формате, совместимом с программами экранного доступа для слепых пользователей. Тренировочные сборники не дают полного представления об экзаменационной модели, поскольку отдельные задания сгруппированы по типам.


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Тел/факс +7 (495)