Внимание сообщение по биологии. Внимание и обучение. Биология внимания Основная функция внимания – обеспечивать выживание и поддерживать комфортное состояние человека – это психологическая. Основные термины и понятия

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание , наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины тесно связаны друг с другом.

В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Они тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но, чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью.

Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным. Представьте себе человека, который решает трудную задачу. Первоначально она может его совсем не увлекать. Он берется за нее только потому, что ее нужно сделать. Задача трудная и сначала никак не решается, человек все время отвлекается: он, то посмотрит в окно, то прислушается к шуму в коридоре, то бесцельно водит пером по бумаге. Ему приходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями. Но вот решение начато; правильный ход намечается все более и более отчетливо, задача становится все более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но возможной для решения. Человек все больше и больше увлекается ею, она все больше и больше захватывает его. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.

Распределение внимания характеризуется возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий). Переключение определяется скоростью произвольного переноса внимания с одного объекта на другой. Концентрация внимания выражается в степени его сосредоточения на объекте, а устойчивость определяется длительностью концентрации внимания на объекте.

Устойчивость внимания

Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.

Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, в частности по Н.Ланге, равны обычно 2-3 с, доходя максимум до 12с. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур - в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект, например, дает изображение усеченной пирамиды: если присмотреться к ней в течение некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой.

Однако исследователи внимания считают, что традиционная трактовка устойчивости внимания требует некоторых разъяснений, ибо в действительности такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью. В одних случаях внимание характеризуется частыми периодическими колебаниями, в других - значительно большей устойчивостью.

Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективная умственная работа была невозможна. Оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К их числу относятся особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, понятности, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.

Концентрация внимания

Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, другими словами - тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.

А. А.Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Распределение внимания

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако, как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще В.Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях, один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Переключение внимания

Многие авторы считают, что распределение внимания, по существу, является обратной стороной егопереключаемости . Переключаемость или переключение внимания определяются скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий (это, прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Объем внимания

Следующее свойство внимания - это его объем. Объем внимания - особый вопрос. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т. п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющей предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания.

Введение

Внимание в системе психологических феноменов занимает осо­бое положение. Оно включено во все остальные психологические про­цессы, занимает как их необходимый момент и отделить его от них, выделить и изучить в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различ­ных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаем­ся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального со­держания психических феноменов, она как бы исчезает.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познава­тельной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемы­ми и концентрируют на себе психические и физические силы чело­века в течение определенного периода времени.

Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей че­рез органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно вклю­чено в другие психические процессы: ощущения и восприятия, представления, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, проявления воли. Внимание включено и в практические, в частно­сти, двигательные действия людей, в их поведенческие акты - по­ступки. Это обеспечивает ясность и отчетливость отражения дей­ствительности, что является одним из необходимых условий успеш­ности любой деятельности.

Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамерен­ное) и послепроизвольное.

Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние дей­ствия и поступки.

Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма.

Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важ­ную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.

Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различ­ной направленностью сознания, то внимание произвольное, непро­извольное и послепроизвольное различается по признаку соотно­шения с целью деятельности.

При произвольней, внимании сосредоточенность сознания оп­ределяется целью деятельности и конкретными задачами, вытека­ющими из ее требований и изменяющихся условий.

Непроизвольное внимание возникает без предварительной по­становки цели - как реакция на сильный звук, яркий свет, новиз­ну предмета.

Предметом непроизвольного внимания становится любой нео­жиданный раздражитель. При всех неожиданностях внимание со­средотачивается на короткий срок. Но произвольное внимание мо­жет удерживаться и длительно в тех случаях, когда восприятие предмета, даже мысль о нем вызывает живой интерес, окрашива­ется положительными эмоциями удовольствия, удивления, восхи­щения и др. Так может приковать внимание учащихся преподава­тель, интересно, эмоционально, с выдумкой проводящий урок. Это говорит о том, что непроизвольное внимание может быть вызвано специально, с целью достижения положительного результата дея­тельности, в данном случае урока.

Следовательно, внимание является не только фактором, огра­ничивающим психическую деятельность, но и само может регули­роваться извне, в частности, в педагогическом процессе.

После произвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на ка­ком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых во­левых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.

Все три вида внимания - это динамичные процессы, связан­ные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.

Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся объем, концентрация, устойчивость, переключе­ние и распределение внимания

Объем внимания характеризуются количеством запоминаемого и производимого материала. Объём внимания можно увеличить: путем упражнения или устанавливая смысловые связи между вос­принимаемыми предметами (например: объединяя буквы в слова).

Концентрация внимания свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека.

При наличии такой сосредоточенности человек становится высоко помехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыс­лей, в которые он погружен.

Устойчивость внимания - способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса дея­тельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего мес­та, навыков.

Переключение внимания выражается в произвольном, сознатель­ном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром пере­ходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.

Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточеннос­ти сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности со­средоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания.

Истинное отвлечение является следствием многих причин. Ими могут быть невыработанная устойчивость внимания, снижение ин­тереса к работе, утомление (особенно при ее монотонном характе­ре) и другое. Противодействовать отвлечению могут краткие пере­рывы в работе.

Распределение внимания - свойство, благодаря которому воз­можно выполнение двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привыч­ны для человека и осуществляются хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизировано.

В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания (индивидуально-типологи­ческие особенности внимания, обусловленные также и типом не­рвной системы), на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Памятью называется запоминание, сохранение и воспроизве­дение того, что человек воспринимал, думал, переживал или делал когда-то, т. е. отражение прошлого опыта, обстоятельств жизни и деятельности личности.

Память служит основой непрерывности психической деятель­ности, связывая прошлое, настоящее и будущее.

Основные процессы памяти - запоминание, сохранение, вос­произведение.

Запоминание - процесс запечатления в сознании поступающей информации в виде образов, мыслей (понятий), переживаний и дей­ствий. Различают непроизвольное (непреднамеренное) и произволь­ное (преднамеренное) запоминание.

Непроизвольное запоминание осуществляется как бы само со­бой, без преднамеренного желания что-то запомнить. Оно опреде­ляется не установками или целями, а особенностями объектов и от­ношением человека к ним. Так обычно запоминается то, что произ­вело яркое впечатление, вызвало сильные и глубокие пережива­ния.

Непроизвольное запоминание может быть эффективным, если оно включено в активную умственную деятельность. Например, ар­тист в ряде случаев не заучивает специально текст роли, а запоми­нает его в ходе репетиций, главная цель которых заключается не в том, чтобы усвоить слова, а в том, чтобы вжиться в образ. Ведущим для человека является произвольное запоминание. Оно возникает и развивается в процессе общения людей и трудовой деятельности.

Произвольное запоминание - запоминание целенаправленное (что запомнить, зачем, на какой срок, как использовать и пр.), что придает ему планомерность и организованность.

Особая форма произвольного запоминания - заучивание. Оно
используется тогда, когда необходимо что-то запечатлеть в памяти
очень точно и очень прочно.

Сохранение - удержание в памяти в течение более или менее длительного времени и переработка того, что было запечатлено, что запомнилось. Сохраняется в памяти материал значимый, много­кратно повторяемый, постоянно использующийся в деятельности, хорошо понятный или запечатлевшийся с установкой «запомнить надолго».

Главным условием сохранения является использование запом­нившегося на практике, в деятельности. Это относится не только к знаниям, но и к навыкам и умениям.

Забывание - не всегда желательный, но неизбежный процесс, противоположный сохранению. Он протекает почти всегда непро­извольно. Благодаря забыванию в памяти не остается мелких, не­нужных, незначимых деталей, запоминание обобщается. Частично забытое бывает трудно воспроизвести, но легко узнать. Быстро за­бывается то, что редко включается в деятельность человека, что ста­новится незначимым для него, систематически не подкрепляется восприятием и повторением. В этом положительная сторона забы­вания. Забывание особенно интенсивно в первые 48 часов после за­учивания или восприятия и зависит от содержания материала, его осознанности и объема.

Воспроизведение - избирательное оживление хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека, конкрет­ными обстоятельствами и задачами в деятельности.

Разновидностью воспроизведения является узнавание, прояв­ляющееся при вторичном восприятии объекта. Обычно возникаю­щее при этом чувство знакомости объекта сопровождается мыслью: «Да, я это видел где-то». Мысль отождествляет отражаемое в на­стоящий момент с тем, что воспринималось раньше.

Воспроизведение, подобно запоминанию, может быть произ­вольным и непроизвольным.

Непроизвольное воспроизведение происходит хотя и без всякого намерения, обычно не само собой. Толчком к непроизвольному вос­произведению обычно служат какие-то причины, вызывающие со­ответствующие ассоциации.

Произвольным называется воспроизведение, которое организу­ется посредством волевых усилий и сознательно поставленной це­лью. Главной особенностью такого воспроизведения является на­личие осознаваемого мотива. Разновидностью произвольного вос­произведения является припоминание. Это сознательное, целенап­равленное воспроизведение, требующее специфического напряжения для преодоления внутренних затруднений.

Существует несколько оснований для выделения видов памяти:

1) степень сознательной активности при запоминании и воспро­изведении.

2) психологическое содержание запоминаемого;

3) продолжительность сохранения.

По степени сознательной активности различают память непроизвольную и произвольную. Произвольная, в свою очередь, может быть механической и логической. При механической памяти запоминание и воспроизведение совершаются на основе пространственной или вре­менной близости и последовательности предметов, явлений и собы­тий; при логической - на основе установления тех или иных смысло­вых связей между ними, независимо от расположения в пространстве или следования во времени.

По продуктивности запоминания логическая память, как пра­вило, превосходит механическую: продолжительность сохранения материала, запечатленного логически, значительно больше. Вмес­те с тем для человека важен и тот и другой вид памяти. Логическая память необходима для понимания и запоминания смысла изучае­мого материала и включения в его систему уже накопленных зна­ний, механическая - для точного, полного запечатления и сохра­нения запоминаемого.

По психологическому содержанию запоминаемого выделяется память образная, словесно-логическая, эмоциональная и двигатель­ная. Эти четыре вида памяти присущи всем людям. Однако разви­ты они неравномерно: какой-то (или какие-то) являются преобла­дающими. Преобладание того или иного вида памяти влияет на ус­пешность овладения теми или иными учебными предметами, рав­но как и различными видами деятельности.

В образной памяти выделяют зрительную и слуховую (а также обонятельную, вкусовую, осязательную). Если человек хорошо запо­минает, узнает и воспроизводит зрительные образы, если он лучше запоминает материал при чтении «про себя», у него хорошая зри­тельная память; если же человек хорошо запоминает мелодии и вос­производит их, если он лучше запоминает прочитанное ему вслух или когда ему читают или говорят, у него хорошая слуховая память. Словесно-логическая память - подлинно человеческий вид па­мяти. Это память на мысли, выраженные в понятиях. Именно бла­годаря словесно-логической памяти знания становятся достояни­ем человека, тем, что им не просто заучено, а глубоко продумано, принято.

Эмоциональная память - память на чувства. Это запоминание человеком своих переживаний и переживаний других людей. Эмо­циональная память может быть основой мотивов, побуждающих человека к каким-то действиям или удерживающих его от совер­шения того или иного поступка. Она же является основой сопереживаний.

Двигательная память - память на движения. Она составляет основу овладения двигательными действиями в любом виде дея­тельности.

По продолжительности сохранения память делится на долго­временную, кратковременную и оперативную. Долговременная па­мять характеризуется значительной длительностью сохранения материала после его восприятия и закрепления. Кратковременная память - это непродолжительное сохранение информации после одно-двухкратного его восприятия. Оперативная память сохраня­ет информацию лишь на то время, которое необходимо для совер­шения действий (например, набрать только что названный номер телефона, записать пришедшую в голову или услышанную мысль, исполнить только что воспринятый приказ).

Существуют индивидуальные различия между людьми по объе­му, точности памяти, быстроте запоминания, длительности сохра­нения, готовности памяти.

Объем памяти - это количество материала, которое может быть правильно воспроизведено непосредственно после однократ­ного его восприятия. В среднем объем памяти равен 6-8 объектам. Индивидуально он колеблется от 0 до 12.

Точность памяти определяется идентичностью воспроизводи­мого и запоминаемого. Отсутствие пропусков, искажений в воспро­изведении, детальное воспроизведение - конкретные проявления точности памяти.

Быстрота запоминания. - это время (или число повторений), необходимое для полного и правильного запоминания материала.

Длительность сохранения - время удержания в памяти ма­териала. Выражение «короткая память» относится именно к этому ее качеству.

Готовность памяти - это способность быстро извлекать из памяти то, что необходимо человеку в данный конкретный момент. Отсутствие этого качества приводит к тому, что даже при наличии знаний человек не может ими пользоваться. Нередко учащиеся, получив неудовлетворительную оценку на экзамене и выйдя за дверь аудитории, вдруг начинают рассказывать товарищам то, чего две минуты назад не могли рассказать преподавателю. Готовность памяти определяет прикладность знаний. В сочетании с мышлени­ем она определяет сообразительность и находчивость.

Сочетание перечисленных качеств позволяет по индивидуаль­ным различиям памяти разделить людей на четыре группы:

а) быстро и прочно запоминающих, медленно забывающих;

б) быстро запоминающих, но скоро забывающих;

в) медленно запоминающих, но долго помнящих;

г) медленно запоминающих и быстро забывающих.

1. Введение.

2. Методика №1. Устойчивость внимания.

3. Методика №2. Распределение внимания.

4. Методика №3. Переключение внимания.

5. Методика №4. Тип памяти.

6. Методика №5. Объем памяти.

7. Заключение.

8. Список использованной литературы.

Заключение

Главным результатом данной работы, как мне видится, является приобретение навыка профессионального общения с окружающими. Интерес представляется в реакции «испытуемых» на просьбы участия в тестировании. Если говорить по возрастной категории, то чем выше планка, тем менее охотно идут на «контакт», что можно объяснить простым стеснением. Более молодые, как ни странно, выполняют задания серьезно и ответственно. К общему выводу можно отнести то, что нет видимого изменения ко мне в бытовом общении, знакомых и близких мне людей, в связи с избранием мною специфической профессии, и начале практикума. Это можно объяснить «привыканием» социума, особенно молодых, к существующей профессии психолога, понимания необходимости участия профессионально подготовленных людей в решении каких-либо проблем. И в настоящее время можно говорить о постепенном исчезновении «специфичности».

Список использованной литературы

1. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. «Психодиагностические методы изучения личности», М., 2000

2. Смирнов А.Г. «Практикум по общей психологии», М., 2002

3. Немов Р.С. «Психология» т.3, М., 2003

4. Рубенштейн С.Л. «Основы общей психологии», М., 1989

Внимание человека подразделяется на два вида. Это непроизвольное и произвольное внимание . Первое возникает само по себе. То есть мы идём по улице, а мимо бежит собака. Нам до неё нет никакого дела, но почему-то замечаем этого пса. То же самое можно сказать о других многочисленных факторах, попадающих в поле зрение. Они привлекают нас помимо воли, то есть непроизвольно.

Произвольным же вниманием мы управляем сами. Нам необходимо что-то посмотреть, что-то послушать, что-то не пропустить. Это определённые установки, результатом которых является осознанная деятельность. Она требует определённого умственного напряжения, но зато гораздо эффективнее перового вида, который идёт сам по себе и никак не связан с усилиями мозга.

Оба вида внимания характеризуются определёнными свойствами. Их насчитывается четыре. Это устойчивость , объём , распределяемость и переключаемость .

Объём является врождённой особенностью. Но его можно значительно увеличить путём тренировок. Распределяемость характеризуется тем количеством действий, которые человек может осуществлять одновременно. Однако каждая деятельность требует сосредоточенности, а в коре головного мозга может существовать лишь один очаг оптимальной возбудимости. Поэтому теоретически выполнять одновременно несколько действий - невозможно.

Но все мы слышали, что Юлий Цезарь мог одновременно писать, слушать, читать и размышлять о каких-то важных делах. Очевидно, в данном случае разговор идёт о быстрой переключаемости с одного действия на другое. Можно также предположить, что пока одно действие в «центре» сознания, второе у его «границы». Такое вполне возможно, если второе действие довести до автоматизма. Тот же водитель в одно и то же время следит за дорогой, переключает передачу, слушает музыку и поворачивает руль.

Внимание человека может быть развито хорошо, а может быть развито слабо. Но в любом случае необходимо заниматься тренировкой этого важнейшего свойства нашей мозговой деятельности. Для этого можно использовать обыкновенные картинки-задания, которые печатаются во многих изданиях.

Ниже, для примера, приведены два рисунка. Определите, что изменилось на втором рисунке после того, как ворона улетела. И сколько времени она провела на столе.

Подобные тренировки ума очень полезны. Посмотрите ещё на один рисунок. На нём в беспорядке размещены числа от 1 до 30. Человеку с нормально развитым вниманием не составит труда найти их все за 4 минуты.

На картинке, расположенной ниже, находятся цифры от 1 до 90. На их поиск отводится 8-9 минут. Проверьте себя. Если вы уложитесь в это время, то значит внимание у вас хорошее.

Лучший возраст для развития внимания - детство. Но никогда не поздно начать. Необходимо регулярно тренировать свой мозг. При этом следует учитывать особенности своей психики. Кто-то хорошо воспринимает всё на слух. Другому нужно записывать. У третьего хорошо развито зрительное восприятие.

В идеале, конечно, все органы должны быть на высоте. Но не нужно себя насиловать. В первую очередь следует развивать именно сильные стороны, а уж потом браться за другие. В этом случае результаты будут очень хорошими, а жизнь станет более интересной и насыщенной.

С.Л. Сивцова,

учитель биологии МБОУ СШ № 10

Подготовку к экзамену по биологии следует начинать с анализа кодификатора проверяемых элементов содержания. В определении уровня вашей подготовки может помочь выполнение заданий демонстрационного варианта КИМ. В процессе подготовки сначала повторите соответствующую тему, ответьте на вопросы учебника, выполните тематические задания. Помните, что задания по разделу «Общая биология» составляют 70% экзаменационной работы. Поэтому даже в условиях дефицита времени постарайтесь полноценно отработать этот раздел. Рекомендуем также обратить особое внимание на овладение приемами решения задач по цитологии и генетике, так как они представлены во всех частях работы. Параллельно в режиме систематического повторения целесообразно проработать раздел «Человек и его здоровье». Особое внимание советуем обратить на строение нервной системы и анализаторов, их функции, нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности организма.

Также нельзя забывать о повторении разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные»: задания по данной тематике широко представлены в экзаменационной работе. Пользуйтесь открытым банком ЕГЭ, который содержит разнообразные задания по всем проверяемым на экзамене темам. Проанализируйте свои ошибки, выявите материал, который необходимо еще раз повторить.

Возросло число заданий, требующих анализа изображений биологических объектов. При работе с учебником следует внимательно изучать предложенные иллюстрации внутреннего строения биологических организмов, схемы протекания важнейших биологических процессов. Важно научиться «читать» биологический рисунок, определять строение и функции биологических объектов.

Рекомендуем пользоваться открытым банком заданий ЕГЭ, который содержит разнообразные материалы по всем проверяемым темам (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege). Готовиться необходимо заранее по разделам биологии: «Ботаника», «Зоология», «Анатомия», «Общая биология».

Начинать подготовку рекомендуем с легкого материала, а затем постепенно переходить к изучению трудного материала. Лучше запоминается осознанный и понятый материал. Учить рекомендуем с перерывами, лучше понемногу, чем сразу несколько разделов.

Необходимо соблюдать режим дня: помимо подготовки к экзаменам, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, спать не менее 8 часов в день.

Питание должно быть 4-5-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляйте в пищу орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад.

Для того чтобы повысить работоспособность, рекомендуем чередовать умственный и физический труд. Необходимо беречь глаза, делать перерыв каждые 30 минут (полезно смотреть вдаль).

Многие ученики дают прекрасные ответы, но не на поставленные вопросы. Четко определите, что от вас требуется!

САМОЕ ГЛАВНОЕ - БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ во время выполнения экзаменационной работы!

Желаем успехов!

Структура ОГЭ по биологии 9 класс

Экзаменационная работа включает в себя 32 задания и состоит из двух частей.

Часть 1

Содержит 28 заданий с кратким ответом:

22 задания базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа; 6 заданий повышенного уровня сложности, из которых 2 с выбором и записью трех верных ответов из шести, 3 на установление соответствия элементов двух информационных рядов (в том числе задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий, на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму), 1 на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

Часть 2

содержит 4 задания с развернутым ответом, из них:

1 задание повышенного уровня сложности на работу с текстом, предполагающее использование информации из текста контекстных знаний для ответа на поставленные вопросы; остальные высокого уровня сложности:

1 задание на анализ статистических данных, представленных в табличной форме;

2 задания на применение биологических знаний для решения практических задач.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы:

За верное выполнение каждого из заданий 1-22 выставляется 1 балл. В другом случае - 0 баллов.

За верное выполнение каждого из заданий 23-27 выставляется 2 балла. За ответы на задания 23 и 24 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно). За ответ на задание 25 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибок. За ответы на задания 26 и 27 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. За полное верное выполнение задания 28 выставляется 3 балла; 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа; выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Задания 29-32 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

Изменения в ЕГЭ по биологии в 2017 году

В ЕГЭ исключены задания с выбором одного правильного ответа.

Количество заданий с 40 сокращено до 28

Продолжительность экзаменационной работы увеличена с 180 до 210 минут.

В часть 1 включены новые типы заданий, которые существенно различаются по видам учебных действий: заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы, нахождение правильно указанных обозначений в рисунке, анализ и синтез информации, в том числе представленной в форме графиков, диаграмм и таблиц со статистическими данными.

Таким образом, каждый вариант КИМ экзаменационной работы теперь содержит всего 28 заданий и состоит из 2 частей, различающихся по форме и уровню сложности.

Часть 1 содержит 21 задание: Больше всего заданий (7 заданий), как и прежде, с выбором из готовых ответов. Это то, что ранее входило в часть А. Только теперь учащимся предлагается выбрать не 1 верный ответ из 4-х предложенных, а 2-3 ответа из 5-7 предложенных.

Тестовых же заданий, относящихся ранее к части В, стало даже больше:

6 заданий — на установление соответствия; 3 задания - на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов, систематических таксонов; 2 задания - на решение биологических задач по цитологии и генетике; 1 задание - на дополнение недостающей информации в схеме; 1 задание - на дополнение недостающей информации в таблице; 1 задание - на анализ информации, представленной в графической или табличной форме (эти три последних типа заданий — совсем новые для ЕГЭ, поэтому на способы ответа на них учащимся следует обратить особое внимание).

Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.

этих заданиях, как и прежде, ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление биологических знаний выпускников, имеющих очень высокий уровень биологической подготовки. таблице ниже показано, как распределены задания из различных блоков Кодификатора в экзаменационной работе в Части 1 и Части 2. все разделы биологии в Части 1 и в Части 2 любого варианта экзаменационной работы должны быть распределены одинаково. Рекомендуем внимательно изучить Демоверсию КИМ ЕГЭ 2017 года.


Биология внимания Основная функция внимания – обеспечивать выживание и поддерживать комфортное состояние человека – это психологическая составляющая «Нет ли здесь угрозы?», «Происходит ли здесь что-то интересное?»). Основная функция внимания – обеспечивать выживание и поддерживать комфортное состояние человека – это психологическая составляющая «Нет ли здесь угрозы?», «Происходит ли здесь что-то интересное?»). Важны многократные чередования непривычных и ритуальных действий: новизна привносит радость и снимает напряжение, ритуалы создают ощущение устойчивости и предсказуемости. Важны многократные чередования непривычных и ритуальных действий: новизна привносит радость и снимает напряжение, ритуалы создают ощущение устойчивости и предсказуемости. Нормальное функционирование внимания поддерживает не один, а несколько отделов головного мозга. Например, многие исследования подчеркивают тесную связь между функционированием мозжечка и памятью, пространственным восприятием, речевыми способностями, направлением внимания, эмоциями, невербальными сигналами и решениями. Нормальное функционирование внимания поддерживает не один, а несколько отделов головного мозга. Например, многие исследования подчеркивают тесную связь между функционированием мозжечка и памятью, пространственным восприятием, речевыми способностями, направлением внимания, эмоциями, невербальными сигналами и решениями. Наиболее сильно захватывает наше внимание контраст в движениях, звуках, эмоциях. Наиболее сильно захватывает наше внимание контраст в движениях, звуках, эмоциях. Важную роль в развитии и функционировании внимания играют химические вещества-посредники (медиаторы – кортизон, вазопрессин и эндорфин), их доминирование в данный момент в мозгу. Они изменяют поведение. Важную роль в развитии и функционировании внимания играют химические вещества-посредники (медиаторы – кортизон, вазопрессин и эндорфин), их доминирование в данный момент в мозгу. Они изменяют поведение. Характеристики внимания зависят не только от условий развития и обучения, но и от генотипа. Характеристики внимания зависят не только от условий развития и обучения, но и от генотипа.


Циклы внимания В течение дня концентрация внимания колеблется. В течение дня концентрация внимания колеблется. У каждого человека есть свои циклы, длительность которых от 90 до 110 минут. У каждого человека есть свои циклы, длительность которых от 90 до 110 минут. В конце каждого такого цикла мозг нуждается в кратком отдыхе от 10 до 20 минут чтобы закрепить и переработать полученный опыт и восстановить свою работоспособность. В конце каждого такого цикла мозг нуждается в кратком отдыхе от 10 до 20 минут чтобы закрепить и переработать полученный опыт и восстановить свою работоспособность. Познавательные способности человека очень сильно зависят от того, в какой энергетической точке цикла он находится высшей или низшей. По ходу цикла меняется скорость течения крови, частота дыхания, улучшается или ухудшается вербальный и наглядно-образный интеллект. Познавательные способности человека очень сильно зависят от того, в какой энергетической точке цикла он находится высшей или низшей. По ходу цикла меняется скорость течения крови, частота дыхания, улучшается или ухудшается вербальный и наглядно-образный интеллект. Исследователи предлагают для восстановления полной работоспособности мозга устраивать специальные паузы. Исследователи предлагают для восстановления полной работоспособности мозга устраивать специальные паузы.


Продолжительность включения внимания Возраст Время 5-8 лет 5-7 минут 9-13 лет 8-12 минут лет минут


Причины необходимости введения в процесс обучения пауз и фаз рефлексии Строение головного мозга человека таково, что он не может поддерживать внимание постоянно на высоком уровне. Человек может напряженно фокусировать внимание на внешнем объекте только в течение очень непродолжительного времени меньше 10 минут. Строение головного мозга человека таково, что он не может поддерживать внимание постоянно на высоком уровне. Человек может напряженно фокусировать внимание на внешнем объекте только в течение очень непродолжительного времени меньше 10 минут. Многое в процессе обучения происходит неосознанно и спонтанно. Для осмысления и структурирования результатов обучения требуется специальное время. Многое в процессе обучения происходит неосознанно и спонтанно. Для осмысления и структурирования результатов обучения требуется специальное время. Для того чтобы найти в обучении свои личностные смыслы человеку необходимо время, свободное от поступления новой информации и решения задач. Для того чтобы найти в обучении свои личностные смыслы человеку необходимо время, свободное от поступления новой информации и решения задач. После завершения урока учебный процесс еще долго не заканчивается. Не сознавая этого, мы в течение какого-то времени перерабатываем полученную информацию. На житейском языке это звучит обычно таким образом: «Эта информация должна отлежаться». После завершения урока учебный процесс еще долго не заканчивается. Не сознавая этого, мы в течение какого-то времени перерабатываем полученную информацию. На житейском языке это звучит обычно таким образом: «Эта информация должна отлежаться». Если фаза концентрированного обучения длится от 10 до 15 минут, то время переработки материала займет от 2 до 5 минут. Если фаза концентрированного обучения длится от 10 до 15 минут, то время переработки материала займет от 2 до 5 минут.


Стресс, страх и обучение В состоянии стресса происходит выброс кортизона. Постоянно повышенный уровень кортизона убивает клетки мозга в гиппокампусе, который играет важную роль в функционировании долговременной памяти. Наряду с долговременной памятью страдает и кратковременная. В состоянии стресса происходит выброс кортизона. Постоянно повышенный уровень кортизона убивает клетки мозга в гиппокампусе, который играет важную роль в функционировании долговременной памяти. Наряду с долговременной памятью страдает и кратковременная. Вслед за этим следует ряд определенных физиологических реакций: иммунная система отчасти отключается, кровяное давление повышается, большая сердечная мышца сокращается, дыхание становится более поверхностным. В учебной группе стрессовые реакции становятся проблемой. Учебный стресс, кроме всего прочего, приводит к ухудшению зрения. Это тоже не способствует лучшему обучению. И конечно, постоянный стресс ослабляет иммунитет и делает детей более восприимчивыми к болезням. Вслед за этим следует ряд определенных физиологических реакций: иммунная система отчасти отключается, кровяное давление повышается, большая сердечная мышца сокращается, дыхание становится более поверхностным. В учебной группе стрессовые реакции становятся проблемой. Учебный стресс, кроме всего прочего, приводит к ухудшению зрения. Это тоже не способствует лучшему обучению. И конечно, постоянный стресс ослабляет иммунитет и делает детей более восприимчивыми к болезням. Стресс также содействует тому, что в организме уменьшается количество серотонина. Когда возникает нехватка этого важного медиатора, управляющего эмоциями, люди становятся более импульсивными и агрессивными. Стресс также содействует тому, что в организме уменьшается количество серотонина. Когда возникает нехватка этого важного медиатора, управляющего эмоциями, люди становятся более импульсивными и агрессивными. Тревоги активизируют защитные механизмы, необходимые для практического выживания, но разрушительны для способности к обучению. Тревоги активизируют защитные механизмы, необходимые для практического выживания, но разрушительны для способности к обучению.


Приёмы преодоления учебного стресса Избегать стрессогенных ситуаций (давления и угроз по отношению к детям), создание доброжелательной атмосферы приятия. Избегать стрессогенных ситуаций (давления и угроз по отношению к детям), создание доброжелательной атмосферы приятия. Избегать жёсткого закрепления ролей лидеров и аутсайдеров (работа в группах с меняющимся составом, выполнение в группе разных функций). Избегать жёсткого закрепления ролей лидеров и аутсайдеров (работа в группах с меняющимся составом, выполнение в группе разных функций). Ввести чёткие правила поведения в классе и отслеживать их соблюдение. Ввести чёткие правила поведения в классе и отслеживать их соблюдение. Вырабатывать у учащихся умение разумно распределять своё время. Вырабатывать у учащихся умение разумно распределять своё время. Введение в урок ритуалов начала, переключения с одного вида деятельности на другой, окончания. Введение в урок ритуалов начала, переключения с одного вида деятельности на другой, окончания. Учить приёмам расслабления, правильного дыхания, организации пауз отдыха. Учить приёмам расслабления, правильного дыхания, организации пауз отдыха. Двигательные паузы и фазы рефлексии. Двигательные паузы и фазы рефлексии. Системная алгоритмическая подача учебного материала. Системная алгоритмическая подача учебного материала. Развитие навыков критического мышления. Развитие навыков критического мышления.