Профильное обучение в старшей школе. Химико-биологическое направление Из Концепции профильного обучения. Возможные направления профилизации и структуры профилей

Профильное обучение, о необходимости которого так долго говорили на всех уровнях, все же настигло общеобразовательную школу вместе с принятием нового Федерального базисного учебного плана 2004 г. Хотя во многих регионах эта форма обучения использовалась давно, может быть, не так структурированно и не под таким названием. Эта статья – «мысли вслух» об опыте работы по данному направлению заместителя директора по учебно-воспитательной работе, который в течение 6 лет курировал химико-биологическое направление в школе и одновременно вел уроки биологии в классах углублен-ного изучения предмета и в профильных классах.

Из Концепции профильного обучения. Возможные направления профилизации и структуры профилей

«Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старше-классников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования: введение Единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и др.»

Определение структуры и направлений профилизации

Одним из основных моментов при организации профильного обучения является наличие социального заказа общества. Поэтому необходимо на стадии подготовки к переходу на профильное обучение провести опрос родителей и учащихся по вопросу направления профилизации школы. Это можно сделать на родительских и классных собраниях, предложив заполнить анкету. Но предварительно на этих собраниях должны выступить представители администрации с подробным и в то же время доступным изложением Концепции профильного обучения.

Сложность заключается в том, что к моменту окончания основной школы вопрос выбора дальнейшей профессии еще не решен в большинстве семей. Поэтому естественной является опора на уже существующие классы углубленного изучения предмета, если таковые в школе были и если их функционирование осуществлялось достаточно эффективно (обеспечение выполнения стандарта и качества образования, наличие победителей городских и региональных олимпиад, поступление выпускников в вузы по профилю и пр.).

Например, в нашей школе, с 1993 г. в 5-м классе комплектуются классы углубленного изучения английского языка (на основе плана комплектования, куда входят такие пункты как работа с родителями, пропедевтическая работа с учащимися, определение кадрового состава учителей-предметников, проведение входного лингвистического тестирования и пр.). Поскольку классов углубленного изучения других предметов на этом уровне родителям и учащимся не предлагается, естественным является то, что наиболее успешные учащиеся начальной школы (отличники и хорошисты) выражают желание обучаться в этом классе (понятно, что в этом возрасте решение за них в большинстве случаев принимают родители). В результате в класс попадают как будущие гуманитарии, так и «технари».

В 8-м классе, с началом изучения химии, открывается класс углубленного изучения этого предмета. Соответственно, во втором полугодии предыдущего учебного года в параллели 7-х классов читается пропедевтический курс химии с целью выявления учащихся, желающих обучаться в этом классе. Часть учащихся (будущих естественников) переходят из класса углубленного изучения английского языка в класс углубленного изучения химии (6 ч в неделю в лучшие времена) и биологии (3 ч в неделю). К сожалению, выбор оказывается однозначным не для всех детей. Попадают и «случайные» учащиеся, те, у кого не сложились отношения в классном коллективе, «нелингвисты», понявшие, что изучение английского языка в объеме 5–6 ч в неделю им не нужно или трудно. Но поскольку в дальнейшем на базе этого класса комплектуется класс химико-биологического профиля, который целенаправленно в течение ряда лет (см. ниже) успешно готовит выпускников к поступлению в медицинские университеты и другие вузы по профилю, дети идут. Сильное влияние на этом этапе оказывают и родители, очень часто имеющие родственные профессии, – врачи, медсестры и т.п.

В 10-м классе определение профиля оказывается окончательным. Открываются классы гуманитарного профиля (на базе класса углубленного изучения английского языка), информационно-технологического профиля (куда из «англичан» и «ботаников» переходят «технари»), химико-биологического профиля (на базе класса углубленного изучения химии) и универсальные классы (раньше они назывались базисные).

Из Концепции профильного обучения. Предпрофильная подготовка (на второй ступени общего образования). Курсы по выбору

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.

В этих целях необходимо:

    увеличить часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования;

    при организации обязательных занятий по выбору ввести деления класса на необходимое число групп;

    образовательным учреждениям использовать часы вариативного компонента, прежде всего на организацию предпрофильной подготовки.

Итак, приступая к организации профильного обучения в школе, кроме социального заказа, необходимо учесть следующие факторы.

1. Наличие в школе классов углубленного изучения предмета (например, химии и биологии, английского языка и пр.). Функционирование классов углубленного изучения предмета в основной школе, бесспорно, значительно увеличит эффективность профильного обучения в старшей школе. Во всяком случае, анализ эффективности их работы может быть в дальнейшем использован при выборе профиля (профилей).

2. Наличие необходимых педагогических кадров. Наличие квалифицированных педагогических кадров является пунктом № 1 в профильном обучении, которое предполагает изучение отдель-ных предметов на углубленном уровне. Однако к работе в таких классах могут быть привлечены и молодые учителя. Здесь важным критерием отбора является желание учителя работать по углубленной программе и его профессиональный потенциал.

3. Программно-методическоеобеспечение. В связи с переходом на новый Федеральный базисный учебный план 2004 г. выпущены сборники нормативных документов по каждому учебному предмету, в том числе и по биологии. В этом сборнике есть и «Программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)» из расчета 1 ч в неделю и «Программа по биологии среднего (полного) общего образования (профильный уровень)» – 3 ч в неделю.

Автор провел апробацию программы для профильного уровня в прошлом учебном году в 10-м классе и может отметить, что в целом программа неплохая, хотя, по моему мнению, излишнее количество часов отведено на тему: «Происхождение жизни на Земле». Можно было бы эти часы перебросить на генетику, чтобы лучше закрепить навыки решения генетических задач.

4. Наличие соответствующей материально-технической базы. Много об этом писать не стоит – и так ясно, что, например, между понятиями «химико-биологический профиль» и «полностью укомплектованный кабинет химии и биологии» должен стоять знак равенства.

5. Наличие связи с вузом по профилю (сейчас или в перспективе). Значительным фактором, определяющим успешность функционирования профильных классов, является наличие тандема «школа–вуз». Это сотрудничество может предполагать:

– ведение ряда профильных предметов преподавателями вузов;
– функционирование подготовительных курсов в данный вуз на базе школы (причем к работе на них могут и, в идеале, должны быть привлечены учителя школы, что, как вы понимаете, является дополнительным материальным подспорьем последним);
– поступление учащихся в вуз на базе школы по результатам выпускных экзаменов или прием вступительных экзаменов в вуз на базе школы и др.

Наиболее успешным периодом функционирования химико-биологических классов были 1997–2001 гг., когда наша школа сотрудничала с Тюменской медицинской академией (ТМА). На базе школы велись занятия подготовительных курсов в данное учебное заведение, которые посещали учащиеся не только химико-биологического класса, но и других классов школы, а также других школ города. В каникулы для чтения лекций приезжали преподаватели из Тюмени. В конце учебного года, сразу по-сле итоговой аттестации, на базе школы проводились вступительные экзамены в ТМА. Это было очень удобно для выпускников далекого северного городка.

К сожалению, в дальнейшем, в связи со сменой администрации, сотрудничество с вузом было по-степенно сведено на нет. А следом «заглох» и химико-биологический профиль, несмотря на то, что от 50% до 80% выпускников этих классов выбирали вуз по профилю обучения, успешно продолжили учебу в вузе и сейчас уже многие из них работают врачами, учителями как у нас в городе, так и в Тюмени, Ижевске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и пр.

Следует сразу же разграничить понятия предпрофильной и профильной подготовки. На первом этапе основная масса учащихся (и их родители) еще не выбрали свою дальнейшую судьбу и колеблются. Основная задача администрации и учителей на этом этапе – правильно организовать этот выбор. Даже если ребенок уже обучается в классе углубленного изучения какого-либо предмета (скомплектованного в 5, 7, 8-м классе – везде по-разному), это совершенно не значит, что именно этот профиль он выберет в 10-м классе.

Шестилетний опыт комплектования профильных классов на третьей ступени обучения позволяет сказать, что, например, из класса углубленного изучения английского языка, скомплектованного в 5-м классе (см. выше), в 10-й класс данного профиля идут 60–70% учащихся. Остальные к тому времени уже определились с дальнейшей специальностью и выбирают классы другого профиля.

Организация предпрофильной подготовки (в дальнейшем ППП) – совместная деятельность всего педагогического коллектива:

– администрации, которая разрабатывает План предпрофильной подготовки, который затем рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается директором; программы элективных курсов, расписания занятий элективных курсов и пр.;
– классных руководителей, которые организуют проведение классных и родительских собраний, анкетирование учащихся и родителей и пр.;
– учителей-предметников, которые проводят презентацию своих элективных курсов с целью привлечения как можно большего числа учащихся;
– педагогов-психологов, которые проводят психологический мониторинг с целью определения личностных склонностей уча-щихся.

Организационные моменты

В любом деле самое главное – организация. Предположим, что элективные курсы, которые будут читаться в этом учебном году, уже определены (как правило, они определяются в апреле-мае предыдущего учебного года, рецензируются и утверждаются на методическом совете школы, если курсы авторские), включены в учебный план, расписание элективных курсов составлено, все вроде бы готово.

Внимание! Самое главное, чтобы дети обо всем этом знали. Оптимальный вариант – в начале года провести презентацию всех элективных курсов, на которую пригласить учащихся параллели 9-х классов. Четко и ясно сказать, зачем все это надо, что обязаны делать дети и чем всё должно закончиться. Например:

– каждый девятиклассник должен посетить не менее 2 (3) элективных курсов в течение учебного года;
– все его посещения фиксируются в журнале элективных курсов (каковые обязательно должны быть заведены, поскольку все это дело включено в учебный план и оплачивается);
– каждый курс заканчивается зачетом (презентацией, защитой проекта, театрализацией и пр.);
– в журнале элективных курсов напротив фамилии каждого учащегося в последний день занятий ставится «зачтено» или «не зачтено» (в зависимости от результата);
– в конце учебного года это может повлиять на комплектование профильного класса – брать или не брать.

Концепция не оговаривает обязательность посещения элективных курсов, но если уж организовывать предпрофильную подготовку, то все надо делать очень серьезно и пунктуально.

Если кто-то, прочитав эти строки, подумал, что это излишние строгости и дети у нас сознательные, то совершенно напрасно. Когда мы в нашей школе проводили предпрофильную подготовку первый год, то тоже были наивными. Вроде бы мы всё делали правильно: и элективные курсы из разных образовательных областей подобрали (были химия, биология, английский язык, русский язык, технология, математика и пр.), и расписание составили, вывесили его на всеобщее обозрение рядом с расписанием уроков. А когда пошли проверять, как они функционируют, – ахнули – детей-то нет! А потому что сказали: «По желанию». А какие желания у наших «середнячков», сами знаете, – компьютер и диван. Конечно, «англичане» ходили на английский, «ботаники» на химию с биологией, а все остальные никуда не ходили. На следующий год стали умнее – два курса в год обязательно! Но было и исключение из правила, об этом ниже.

Успех функционирования элективного курса зависит от многих факторов. Важным здесь являются и личность учителя, и содержание курса. Но все-таки на первом месте все равно стоит организация занятий. В нашей школе из-за того, что элективный курс «Ценности и смыслы профессиональной карьеры» был включен в общее расписание, завершался экскурсиями в профессиональное училище, колледжи, техникум, количество учащихся, продолживших свое обучение в этих профессиональных учебных заведениях, резко увеличилось за последние два года.

Плюсы: из школы ушли дети, присутствие которых в десятом классе было для школы не совсем желательно (из-за низкой учебной мотивации и дисциплины).

Минусы: сократилось количество десятых классов-комплектов в параллели (и соответственно учебная нагрузка, а значит и заработная плата учителей). В этом учебном году вместо обычных 5–6 десятых классов мы еле-еле набрали 4.

Мораль: палка всегда о двух концах.

Заканчивая этот раздел, хочу напомнить последний абзац п. 2.1. Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Выпускники IX класса общеобразовательного учреждения, желающие продолжить обучение в профильных классах III ступени общего образования, сдают два экзамена по предметам, соответствующим данному профилю обучения».

Другими словами, учащиеся, выбравшие себе профиль в конце 9-го класса, на государственной итоговой аттестации за курс основной школы обязаны сдавать экзамены по будущему профилю обучения (например, химию и биологию, если профиль химико-биологический).

Заключение (обращение к учителям биологии)

Дорогие коллеги!

Несмотря на то, что новый Базисный учебный план кастрировал (надеюсь, этот биологизм здесь уместен) наш предмет в 6–7-х классах и в 10–11-х во всех профилях, кроме химико-биологического, – это реальность, которую надо принять. Но если вы хороший учитель, у вас прекрасно оборудованный кабинет биологии, ваши ученики регулярно поступают в медицинские вузы, на биологические и экологические факультеты университетов и в другие вузы по профилю обучения и (это уже программа-максимум!) есть возможность сотрудничества с каким-либо «биологическим» вузом – боритесь за наш профиль! ЮНЕСКО объявил XXI век веком биологии, и этого не знают только в нашей стране. Бесспорно, гуманизация образования – вещь нужная и хорошая, но жизнь имела и будет иметь клеточное строение, и биология всегда будет миллионнолетним базисом социальной надстройке человечества.

Публикация статьи произведена при поддержке крупнейшей в Москве сети школ английского языка English Lingua Centre. Обучение производится в стандартных и мини группах, парах и индивидуально. Занятия возможны как с российскими преподавателями, так и с носителями языка. Классические курсы английского языка в Москве по методике New Headway Университета Оксфорда, интенсивы, подготовка к ЕГЭ или корпоративное обучение, бесплатные ознакомительные уроки, широкая сеть филиалов и удобный график занятий – все это ELC.

Все новости по теме: Школа 171

В 1974 году при поддержке декана Химического факультета МГУ были открыты химические классы, а в 2007 году – биологические классы при Биологическом факультете МГУ. Более 120 выпускников этих классов защитили кандидатские диссертации, более 20 – докторские. Многие из выпускников работают в МГУ и академических институтах, часть – в зарубежных университетах и научных центрах.

Задача обучения в профильных классах:

Создание и реализация условий, обеспечивающих подготовку инженерно-технологического и научного потенциала страны, воспитание патриотов России, развитие коммуникативных качеств школьников; позволяющих осуществлять экспериментальную и научно-практическую деятельность.

В лицейских химических классах на профильном уровне преподаются предметы: неорганическая и органическая химия, аналитическая химия, физическая химия, математика, физика.

В лицейских биологических классах: цитология, генетика, эмбриология, ботаника, зоология, анатомия, неорганическая и органическая химия.

Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель - самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование - это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе? Их несколько:

  • Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.
  • Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности.
  • Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.
  • Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.
  • Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.
  • Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Организация системы профильного обучения обычно такова: предпрофильные девятые классы и профильные старшие классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная - "научить учиться", профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах - заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения.

Жизнь убеждает, что наиболее успешны те люди, которые занимаются профессиональной деятельностью, в наибольшей степени соответствующей их природным задаткам, склонностям, способностям и характеру. Это реально возможно осуществлять через профильное обучение.

Профильное обучение в школе делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным, во-первых, благодаря углубленному изучению школьных предметов, составляющих ядро интересующей или выбранной профессиональной сферы деятельности; во-вторых, благодаря возможности Базисного учебного плана, используемого для реализации обучающимися активной пробы сил.

Перечень профилей, утверждённый Министерством образования:

  • Физико-математический: информатика , математика , физика .
  • Физико-химический: физика, математика, химия.
  • Химико-биологический: математика, химия, биология .
  • Биолого-географический: математика, география , биология.
  • Социально-экономический: математика, география, обществознание , экономика . (иногда право)
  • Социально-гуманитарный: обществознание, история , русский язык , литература , право.
  • Филологический: литература, русский язык, иностранный язык , второй иностранный язык.
  • Информационно-технологический: математика, информатика (иногда физика)
  • Агротехнологический: биология, животноводство , агрономия , сельскохозяйственная техника .
  • Индустриально-технологический: физика,

Специалисты утверждают, что оптимальный путь выбора профессии базируется, на трех китах: “Хочу”, “Могу” и “Надо”

Хочу – это профессиональные склонности и интересы. Могу – способности человека. Надо – требования рынка труда, спрос на подобную профессию и специфика этого спроса.

№ Тип професс ии Примеры профессий с высшим образованием Примеры профессий со средним профессиональным образованием 1 человек — природа Ветеринар, генетик, агроном, биолог, микробиолог, почвовед, антрополог, ихтиолог, зоопсихолог, эколог, селекционер и др. Фермер, почвовед, животновод, растениевод, ветеринар, кинолог, егерь, лесничий, цветовод-декоратор и др. 2 человек — техника Биотехнолог, материаловед 3 человек — человек Преподаватель, врач, психолог, сотрудник МЧС, Медицинская сестра 4 человек — знак Химик, биолог, биоинженер Метеоролог 5 человек — художест венный образ Технолог художественной обработки металлов (ювелир), ландшафтный дизайнер, визажист Визажист, флорист

Технологии материалов: технолог-материаловед, технолог резины, технолог стекла, технолог топливно-энергетической промышленности, технолог в пищевой промышленности, технолог художественной обработки металлов (ювелир), нано технолог

Безопасность специалист по химической защите, по биологическо й защите, по радиационной безопасности, офицеры-кри миналисты.

В сельском хозяйстве: агроном, животновод, ветеринар, селекционер, специалист по защите растений, эколог, агротехник, ландшафтный дизайнер.

Медицина — врачи, врачи-лаборанты, фельдшеры, генетики, медсёстры, врачи МЧС.

Специальность – это наименование конкретного вида профессиональной подготовки, которая завершается присвоением квалификации (например, бакалавра, специалиста илимагистра).

Валеолог - специалист по вопросам сохранения здоровья человека и профилактике заболеваний, дающий рекомендации по формированию здорового образа жизни с целью улучшения качества жизни, социальной адаптации, повышения работоспособности и активного долголетия людей.

Анестезиолог-реаниматолог – это врач, обеспечивающий безболезненность хирургических вмешательств, а также безопасность пациента во время и после операции.

Мануальный терапевт – врач, занимающийся лечением позвоночника, мышц и суставов, воздействуя на них руками.

Фониатр — врач, специалист по проблемам с голосом.

Провизор — это фармацевт высшей квалификации, имеющий право на самостоятельную фармацевтическую работу (изготовление лекарств) и на управление аптекой.

Гематолог — выявляет заболевания крови и осуществляет их лечение. .

Андролог Венеролог Вирусолог Врач скорой помощи Гинеколог Дерматолог Зубной техник Иммунолог Инфекционист Кардиолог Кардиохирург Косметолог Логопед Невролог Невропатолог Нейрохирург Нефролог Окулист Онколог Ортопед Оториноларинголог Педиатр Проктолог Сексолог Спортивный врач Стоматолог Терапевт Токсиколог Травматолог Уролог Фармацевт Фельдшер Хирург

Область информационны х технологий - одна из самых перспективных. Их распространение и влияние на жизнедеятельно сть человека уже сейчас огромно, а в будущем будет лишь увеличиваться. IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения

Профессия инженера уже сейчас становится все более востребованной. В России возникла острая нехватка профессиональны х специалистов на производстве. Важный момент: особенно будет цениться инженеры с сочетанием технического и гуманитарного образования. Инженеры

Биотехнолог занимается разработками в области молекулярной медицины, биологии, биофармацевти ческого производства и в других отраслях. Специалисты по электронике и биотехнологиям

Существует прогноз, что примерно через 10 на российском рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение. Для их сбыта потребуются специально обученные люди - маркетологи. Они будут заниматься практически тем же, чем и сейчас - стратегией, руководством, налаживанием взаимодействия и т. д. - но на более широком уровне. Маркетологи

Если уровень роста доходов населения нашей страны не уменьшится (а по прогнозам он увеличится), то значительно возрастет численность среднего класса и общий уровень жизни. Это означает, что увеличится потребность в качественном сервисе и, следовательно, - в профессиях сферы обслуживания. Специалисты, связанные с сервисом

Они организуют поставку и транспортировку товара, его хранение, решают транспортные вопросы, организуют связь между производством, складом, таможней, заказчиком. Это непростая профессия потребует хорошей профессиональной подготовки и качественного образования. Логисты

Проблемы загрязнения окружающей среды, изменения климата и нехватки ресурсов становятся наиболее актуальными на сегодняшний день. Экологи призваны заниматься этими проблемами и искать новые и современные пути их решения. Экологи

Медиков ждет широчайшее поле деятельности: от выращивания искусственных органов, до использования нанотехнологий. Профессия медика, вероятно, никогда не потеряет своей актуальности и востребованности. Медицина как наука становится все более сложной, а врачам требуется все больше знаний и все более обширное и глубокое образование. Медики

В первую очередь, химики будут задействованы в области энергетики, в частности, в развитии альтернативных источников энергии. Химики

Сайты по выбору учебного заведения Портал https: //www. ucheba. ru/ раздел «Старшекласснику и абитуриенту» («вузы») – поиск вуза, в котором обучают Вашей профессии. Полный список специальностей, которые представлены в вузах Москвы Вы найдёте на сайте http: //www. provuz. ru/. При нажатии на номер специальности получаем список вузов Москвы, обучающих данной специальности.

Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление в вуз на соответствующие специальности. Кроме того, курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, поэтому он будет полезен многим учащимся. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развить аналитические способности.


Положение о классе химико-биологического профиля обучения

I. Общие положения

1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Концепцией профильного обучения на старшей ступени образования.

2. Класс с химико-биологическим профилем обучения в МБОУ «СОШ №22» открывается при наличии высококвалифицированных педагогических кадров, необходимых методических, материальных условий в соответствии с социальным запросом.

3. Класс с химико-биологическим профилем обучения организуется на старшей ступени средней (полной) школы.

4. Профилем обучения обеспечивается непрерывность среднего и высшего образования, дает повышенную подготовку по профильным дисциплинам, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает условия для развития и наращивания творческого потенциала, способствует овладению навыками самостоятельной и научной работы.

II. Содержание и организация образовательного процесса

2. Образовательные программы для классов с профильным обучением предусматривают: подготовку выпускников к осознанному выбору профессии, создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации обучающихся; формирование и развитие навыков самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности; обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

Учебный план класса химико-биологического профиля включает в себя:

Базовые учебные предметы русский язык 2 ч.

литература 6 ч.

иностранный язык 6 ч.

история 4 ч.

обществознание 4 ч.

география 2 ч.

физика 4 ч.

физическая культура 4 ч.
Профильные учебные предметы математика 12 ч.

химия 6 ч.

биология 6 ч.
Элективные учебные предметы учебные предметы, предлагаемые ОУ,
учебные практики, проекты, исследовательская деятельность
16 ч.