Сообщение о декабристах по литературе кратко. Казненные декабристы. Сколько всего было декабристов

Декабристами называют участников восстания, которое произошло 14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади.

В основном декабристами были передовые, образованные дворяне, многие из них были военными. Эти люди хотели отменить в России крепостное право, ввести конституцию, ограничить или совсем отменить царскую власть. Свою организацию будущие декабристы стали создавать после Отечественной войны 1812 года. В 1816 году они образовали первое тайное общество — «Союз спасения», а в 1818 — «Союз благоденствия», в который вошло около 200 членов. В январе 1821 года «Союз благоденствия» разделился на две части: «Северное общество» (в Петербурге) и «Южное общество» (на Украине). В составе этих организаций преобладало офицерство. Оба «Общества» занялись подготовкой революционного восстания. Оставалось только ждать удобного случая для выступления.

И такой случай представился, когда 19 ноября 1825 года неожиданно умер лечившийся в Таганроге российский император Александр I. Детей у него не было, но остались братья: Константин и Николай. По закону о престолонаследии царем должен был стать старший из братьев — Константин, который в то время был царским наместником в Польше. Однако он отрекся от престола еще задолго до смерти Александра I.

Отречение было сделано почему-то втайне, и о нем почти никто не знал. Поэтому столица, а за ней и вся Россия присягнули «императору Константину Павловичу». Он же отказался приехать в Петербург и уже официально, в письме, подтвердил свое нежелание быть царем. На 14 декабря 1825 года была назначена присяга следующему брату — Николаю. Сама собой возникла обстановка междуцарствия, и воспользоваться ею решили декабристы.

14 декабря декабристы вышли на Сенатскую площадь в Петербурге и отказались присягать царю Николаю. Им не составило бы никакого труда захватить Зимний дворец и арестовать всю царскую семью, но декабристы проявили нерешительность. Пока они стояли на площади, новый император не терял времени даром. Ему удалось быстро собрать верные правительству войска, которые окружили восставших. Сила была за царем, и декабристы сдались. 29 декабря началось запоздалое выступление частей «Южного общества», но и оно было быстро подавлено. Начались массовые аресты участников восстания.

Состоялся суд. Большинство декабристов было лишено дворянских титулов и прав, осуждено на бессрочные каторжные работы и сослано на поселение в Сибирь. Рядовых солдат прогнали через строй. Пятеро руководителей восстания: П.Пестель, С.Муравьев-Апостол, К.Рылеев, М.Бестужев-Рюмин и Каховский — были повешены 13 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости.

Некоторые из жен сосланных участников восстания проявили самоотверженность и добровольно последовали за мужьями в Сибирь. Лишь немногие декабристы дожили до 1856 года, когда вступивший на престол император Александр II объявил амнистию.

Введение


Первые русские революционеры - декабристы - были бор­цами против крепостного права и самодержавия.
Во имя этой цели они выступили с оружием в руках 14 декабря 1825 г.- в Петербурге, тогдашней столице Российской империи, на Сенатской площади, где высится памятник Петру I. По месяцу восстания - декабрю - они и называются декабри­стами.
Многое удивительно и своеобразно в этом революцион­ном движении. Молодые дворяне - декабристы - сами принадлежали к привилегированному дворянскому сосло­вию, опоре царизма. Они сами имели право владеть кре­постными крестьянами, жить в своих дворянских имениях, ничего не делая, на доходы от дарового крестьянского труда, от барщины и оброка. Но они поднялись на борь­бу с крепостным правом, считая его постыдным. Дворяне были опорой царизма - они занимали все руководящие места в царской администрации и в армии, могли рас­считывать на высшие должности. Но они хотели уничто­жить царизм, самодержавие и свои привилегии.
Смена феодального строя буржуазным явилась важ­ным этапом в истории человечества. Революционное разрушение отжившего феодального строя и установление новой системы буржуазно-демокра­тических отношений были повсюду в то время основными задачами революционных движений. В России также на­зрела необходимость ликвидации старого, отжившего фео­дально-крепостного строя. Движение декабристов ибылопервым проявлением этой назревшей борьбы.
Таким образом, восстание декабристов не стоит особ­няком в мировом историческом процессе - оно имеет в нем свое определенное место. Выступление декабристов является одним из слагаемых во всемирно-историческом процессе революционной борьбы против обветшалого феодально-крепостного строя.


Декабристы.

1.Тайные общества.


Отечественная война и следовавшая за ней война за освобождение Европы создали в русском обществе и в русской армии высокий патриотический подъем, а долговременное пребывание за границей ознакомило интеллигентные круги русского офи­церства с идейными течениями, социальными отношени­ями и политическими учреждениями разных европейских стран. В тогдашней Европе существовало два типа организаций, ставивших себе освободительные цели немец­кое национально-патриотическое общество, подготовлявшее восстание против Наполеона в Гер­мании, и политические конспиративные организации (типа итальянских «карбонариев»), подготовлявшие политические перевороты с целью введения либеральных конституций. Оба эти типа организаций нашли потом свое отражение в кругах будущих русских декабристов.
В передовых кругах офицерства, вернувшегося после войны за освобождение Европы в страну «аракчеевщины» и крепостного права, в 1816-1817 гг образовалось обще­ство под названием Союз спасения, или верных и истинных сынов отечества. Среди членов Союза возникли споры по вопросам о характере организации, и в 1818 г. Союз спа­сения был переименован в Союз благоденствия, который ставил своей целью «распространение между соотечест­венниками истинных правил нравственности и просвеще­ния, споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она своим Творцом предназначена». Союз охватывал довольно ши­рокий круг петербургского офицерства (число его членов доходило до 200 человек); члены Союза стремились, с одной стороны, к политическим и социальным реформам, с другой, занимались просветительной и благотворитель­ной деятельностью и отличались гуманным обращением с подчиненными солдатами. Союз существовал почти от­крыто, но после событий 1820 года он был объявлен закрытым (1821 г.). Вместо Союза благоденствия в 1821-1822 гг образовались два тайных союза или об­щества, носившие уже прямо революционный характер.
Во главе Северного общества в Петербурге стояли братья Муравьевы, князь С. П. Трубецкой, Н. И. Турге­нев, князь Е. П. Оболенский, поэт Рылеев. Южное обще­ство образовалось в Тульчине, где была главная квартира второй армии, расположенной в Киевской и Подольской губерниях; отделения его были в Каменке и в Василькове. Во главе Южного общества стоял наиболее выдающийся среди членов организации, талантливый, образованный, энергичный и честолюбивый полковник Пестель, защи­щавший крайнюю революционную тактику, вплоть до ца­реубийства и даже истребления всей императорской фамилии; наиболее активными членами Южного общества были генерал князь С. Г. Волконский, Юшновский, С. Му­равьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин.
Кроме Южного и Северного обществ, в это время возникло еще Общество соединенных славян, ставившее своей целью установить федеративную республику всех славянских народов. Политической программой Северного общества была конституционная монархия, с федератив­ным устройством наподобие Северо-Американских Соеди­ненных Штатов.
Политическая программа Пестеля носила название «Русская Правда», или «Наказ Временному Верховному Правлению». Пестель был республиканцем и, по его сло­вам, «ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правле­нии». Однако в своей программе он начисто отвергает федеративный принцип: его республика носит якобинский характер - его план предполагает сильную центральную власть и совершенно однородное устройство всех частей государства, которые должны быть нивелированы не толь­ко в административно-политическом, но даже в культур­ном отношении. Крепостное рабство как состояние, «про­тивное человечеству, противное законам естественным, противное святой вере христианской», должно быть не­медленно уничтожено «Временным Верховным Правлени­ем». Земли в каждой волости должны быть разделены на две половины, из коих одну надлежит «отдать под назва­нием общественной земли в собственность волостному об­ществу», а другая половина остается в собственности казны или частных лиц.
В конце 1825 г. членам тайных обществ, неожиданно дляних самих, представился случай для попытки совершения государственного переворота, когда после смерти Александра I в России наступило короткое междуцарствие. Александр умер 19 ноября 1825 г. в Таганроге. Наслед­ником престола был его брат Константин, но последний еще в 1822 г. отказался от наследования престола, уступив его следующему брату, Николаю. В 1823 г. Александр изготовил манифест об отречении Константина и назначил Николая наследником, но не обнародовал его. Известие о смерти Александра было получено в Петербурге 27 ноября. Николай не нашел возможным воспользоваться неопубли­кованным манифестом; он присягнул сам и привел войска к присяге императору Константину, о чем и послал по­следнему донесение в Варшаву; Константин дважды под­твердил свое отречение, и в этих переговорах прошло около двух недель.
Офицеры-заговорщики решили использовать создав­шееся положение для агитации среди солдат против во­царения, Николая. Присяга Николаю была назначена на (4 декабря; большинство петербургского гарнизона при­сягнуло безропотно, но некоторые части отказались от присяги и вышли с оружием на Сенатскую площадь. Заговорщики имели в виду принудить Сенат опубликовать манифест к народу об «уничтожении бывшего правления» и о введении ряда важнейших реформ, как: отмена крепостного права, «уравнение прав всех сословий», сво­бода печати («свободное тиснение и потому уничтожение цензуры»), «свободное отправление богослужения всем ве­рам», гласный суд с участием присяжных, учреждение выборных «волостных, уездных, губернских и областных правлений», уничтожение военных поселений, сокращение срока военной службы, и, наконец, созыв Великого собора (т. е. учредительного собрания) для решения вопроса о форме правления. «Диктатором» революционных сил был избран князь Трубецкой, но он потерял веру в успех восстания и 14 декабря не явился на Сенатскую площадь, чем сразу внес растерянность и замешательство в ряды восставших. Николай, со своей стороны, долго не решался приступить к военным действиям против мятежников; со­брав присягнувшие ему войска, он посылал к восставшим с увещаниями покориться одного за другим - петербур­гского военного генерал-губернатора Милорадовича (од­ного из героев 1812 года), митрополита Серафима, вели­кого князя Михаила Павловича; все увещания остались безуспешными, а генерал Милорадович был убит выстре­лом одного из заговорщиков; тогда Николай послал в атаку конную гвардию, но атака была отбита; наконец, Николай приказал выдвинуть пушки и открыть огонь картечью, и восставшие быстро рассеялись, понеся большие потери. Члены Южного общества (в Киевской губернии) подняли на восстание Черниговский пехотный полк, но оно было скоро подавлено (в начале января 1826 г.).
В течение б месяцев производилось следствие о «де­кабристах», в котором Николай сам принимал ближайшее участие.
Суду было передано 120 человек - большинство гвар­дейских офицеров; из них было приговорено к смертной казни 36 человек, но царь утвердил смертный приговор только в отношении пяти главных заговорщиков: Пестель, Рылеев, Каховский, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин; осталь­ные офицеры, участники мятежа, были сосланы в Сибирь, в каторжные работы или на поселение, солдаты отправ­лены в действующую Кавказскую армию.


2.Место и роль декабристов в истории России.


В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение было пред­ставлено почти исключительно дворянами.
Декабристы не только выдвинули лозунги борьбы с самодержа­вием и крепостным строем, но впервые в истории рево­люционного движения в России организовали открытое выступление во имя этих требований.
Таким образом, восстание декабристов имело большое значение в истории революционного движения в России. Это было первое открытое выступление против самодер­жавия с оружием в руках. До этого времени в России происходили лишь стихийные крестьянские волнения.
Между стихийными крестьянскими восстаниями Рази­на и Пугачева и выступлением декабристов легла целая полоса мировой истории: ее новый этап был открыт побе­дой революции во Франции конца XVIII в., вопрос ликвидации феодально-абсолютистского строя и утверждения нового - капиталистического - встал во весь рост перед Европой. Декабристы принадлежат к этому новому вре­мени, и в этом существенная сторона их исторического значения. Их восстание было политически сознательным, ставило себе задачу ликвидации феодально-абсолютистского строя, было освещено передовыми идеями эпохи. В первые в истории России мы можем говорить о революционной программе, о сознательной революционной тактике, анализировать конституционные проекты.
Лозунги борьбы против крепостного права и самодер­жавия, выдвинутые декабристами, не были лозунгами слу­чайного и преходящего значения: они имели большой ис­торический смысл и остались на долгие годы действен­ными и актуальными в революционном движении.
Своим горьким опытом декабристы показали следую­щим поколениям, что протест ничтожной горсточки рево­люционеров бессилен без поддержки народа. Неудачей своего движения, всем своим, по словам Пушкина, «скорб­ным трудом» декабристы как бы завещали последующим революционерам строить свои планы в расчете на актив­ное участие народных масс. Тема народа как главной си­лы революционной борьбы прочно вошла с тех пор в со­знание деятелей революционного движения. «Декабри­стам на Исаакиевской площади не хватало народа»,- сказал преемник декабристов Герцен,- и эта мысль уже была результатом усвоения опыта декабристов.
Это точка зрения советской исторической школы.
Вместе с тем имеет место и другие подходы и оценки.
Неглубокое усвоение революционных учений Запада и попытка применить их в России, по мнению Соловьева, составляли основное содержание движения декабристов. Таким образом, вся революционная традиция конца
18 и первой четверти 19 века преподносилась как привнесенное явление, чуждое органическому развитию России. Устраняя из обще­ственной мысли ее революционное ядро, Соловьев пытался предста­вить историю как борьбу двух начал - русофильско-патриотического и западническо-космополитического.
Специальных работ, посвященных декабристам, Соловьев не оста­вил. Но целый ряд высказываний достаточно определенно харак­теризует его взгляды. Декабристская идеология представлялась ему отголоском революционного брожения на Западе, с одной стороны, и реакцией на просчеты правительственной политики - с другой (антинациональный Тильзитский мир, безучастное отношение к судь­бам восставших греков, издержки александровской системы союзов). Впрочем, указывая на объективно-исторические корни декабристского восстания, Соловьев был далек от его оправдания. Сами идеалы и цели движения казались ему мертворожденным плодом кабинетных заня­тий. "Мыслящим русским людям, - писал он в "Записках", - Россия представлялась tabula rasa*, на которой можно было начертать все, что угодно, начертать обдуманное или даже еще не обдуманное в кабинете, в кружке, после обеда или ужина». Деятелей декабризма он обвинял в наклонности к опасному политическому авантюризму. Эта оценка прилагалась к обещанию П. И. Пестеля восстановить независимую Польшу в границах 1772 года, данному в переговорах с поляками. Он допускал даже, что столь безрассудно широкий жест мог озадачить трезвых и расчетливых политиков - поляков. Незре­лость декабристской мысли, по его словам, выразилась и в том, что "Бестужев, например, предлагал введение в России и Польше амери­канской формы правления".
Но в то же время его убеждениям претило и официальное ошельмование декабристского движения в годы николаевской реакции. В из­вращении уроков декабристского выступления Соловьев видел еще одно подтверждение оторванности правящего слоя от народа. Досад­нее всего было то, что этот порок во всей своей неприглядной сущности проявлялся именно тогда, когда, по его представлениям, от правитель­ства требовалась особенная чуткость к общественному мнению. Воз­мужавшее в XIX веке гражданское общество требовало от государственной власти более гибкого и деликатного обращения. В этом убежде­нии Соловьев не был одинок. О том же толковали и другие историки буржуазно-либерального направления, добиваясь от правительства благосклонности к новым самодеятельным общественным формирова­ниям (в лице так называемых "частных союзов" в концепции Соловье­ва и В. О. Ключевского, бессословной интеллигенции - в концепции А. А. Корнилова, "мыслящего общества" - А. А. Кизсветтера). Зани­маясь с великими князьями, Сергей Михайлович старался, чтобы те затвердили правило: "Надобно поддерживать коллегиальные учреж­дения, выборное начало, не стеснять, но в то же время зорко следить, чтобы союзы неокрепшие не позволили себе неряшества и злоупотреб­лений".
Именно сопоставление точек зрения позволяют видеть всю картину событий и извлекать уроки.

Заключение.


В истории всякой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые и новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное миро­воззрение, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории, без которых немыслимо национальное само­сознание Декабрь 1825 года-явление такого порядка, «Сенат­ская площадь» и «Черниговский полк» давно стали историке куль­турными символами. Первое сознательное выступление за свободу - первое трагическое пора­жение
Свои записки С.П. Трубецкой завершает следующими мыслями:
«Отчет напечатанный правительством по окончании следствия, произведенного составленным на то Тайным комитетом представил тогдашнее действие общества как какое то безрассудное злоумышление людей пороч­ных и развратных сумасбродно желавших только произ­вести в Отечестве смуты и не имевших никакой благородной цели кроме ниспровержения существовавших властей и водворения в Отечестве безначалия.
К несчастью общественное устройство России еще и до сих пор таково, что военная сила одна, без содействия народа, может не только располагать престолом, но и изменить образ правления Достаточно заговора нескольких полковых командиров чтоб возобновить явления, подобные тем которые возвели на престол большую часть царствовавших в прошлом веке особ Благодаря промыслу, ныне просвещение распространило понятие, что подобные дворцовые перевороты не ведут ни к чему доброму Что лицо, сосредоточившее в себе в часть, не сильно устроить благоденствие народа в теперешнем его быту, но что только усовершенствованный образ госу­дарственного устройства может со временем покарать злоупотребления и притеснения, неразлучные с самодержавием, лицо им облеченное, какой бы оно ни горело любовью к Отечеству не в состоянии поселить этого чувства в людях, которым оно по необходимости должно уделять часть своей власти Нынешнее государственное устройство не может всегда существовать и горе если оно изменится через восстание народное Обстоятельства сопровождавшие восшествие на престол ныне царствующего государя, были самые благоприятные для введения нового порядка в государственном устройстве и безопасного участия народного но высшие государственного сановники или не постигли того или не желали его введения Сопротивление,которое можно было ожидать по духу, овладевшему гвардейским войском должно было ожидать, не имея благо дательного направления должно было разрешиться беспорядочным бунтом Тайное общество взяло на себя обратить его к лучшей цели»

Список литературы


1. Мемуары декабристов.- М.: Правда, 1988.- 576 с.
2. М. В. Нечкина. Декабристы.- М.: Наука, 1982.- 182 с.
3. С. Г. Пушкарев Обзор русской истории.- Ставрополь, 1993.- 415 с.
4. С. М. Соловьев Общедоступные чтения о русской истории.- М. :Республика, 1992.- 350 с.
5. Хрестоматия по истории России (19 век)/ Под ред. П.П. Епифанова, и др.- М.: Просвещение, 1993 – 287 с.

Компанией молодых дворян, мечтавших изменить положение дел в России. На ранних этапах в декабристских тайных обществах участвовало довольно много людей, и позже следствию приходилось думать, кого считать заговор-щиком, а кого — нет. Все потому, что деятельность этих обществ ограничивалась исключительно разговорами. Были ли готовы члены Союза благоден-ствия и Союза спасения перейти к каким-либо активным действиям — вопрос спорный.

В общества входили люди разной степени знатности, достатка и положения, однако есть несколько вещей, которые их объединяли.

Декабристы на мельнице в Чите. Рисунок Николая Репина. 1830-е годы Декабрист Николай Репин был приговорен к каторжным работам на 8 лет, затем срок сократили до 5 лет. Наказание он отбывал в Читинском остроге и в Петровском Заводе. Wikimedia Commons

Все они были дворяне

Бедные или зажиточные, родовитые или не очень, но все они относились к дворянству, то есть к элите, что предполагает некоторый уровень жизни, образование и статус. Это, в частности, означало, что многое в их поведении определял кодекс дворянской чести. Впоследствии это поставило их перед сложной моральной дилеммой: кодекс дворянина и кодекс заговорщика очевидно противоречат друг другу. Дворянин, будучи пойманным на неудачном восстании, должен явиться к государю и повиниться, заговорщик должен молчать и никого не выдавать. Дворянин не может и не должен лгать, заговорщик — делает все, что требуется для достижения его целей. Представить себе декабриста живущим на нелегальном положении по подложным документам — то есть обычной жизнью подпольщика второй половины XIX века — невозможно.

Подавляющее большинство было офицерами

Декабристы — это люди армии, профессиональные военные с соответствую-щим образованием; многие прошли через сражения и были героями войн, имели боевые награды.

Они не были революционерами в классическом смысле

Все они искренне полагали главной своей целью службу на благо отечества и, сложись обстоятельства по-другому, почли бы за честь служить государю в качестве государственных сановников. Свержение государя вовсе не было главной идеей декабристов, они пришли к ней, глядя на текущее положение вещей и логически изучая опыт революций в Европе (и далеко не всем им эта идея была по душе).

Сколько всего было декабристов?


Камера Николая Панова в тюрьме Петровского Завода. Рисунок Николая Бестужева. 1830-е годы Николай Бестужев был осужден в каторжную работу навечно, содержался в Чите и в Петровском Заводе, затем в Селенгинске Иркутской губернии.

Всего после восстания 14 декабря 1825 года было арестовано более 300 человек, из них осуждено 125, остальных оправдали. Точное количество участников декабристских и преддекабристских обществ установить сложно — именно в силу того, что вся их деятельность сводилась к более или менее абстрактным разговорам в дружеском кругу молодых людей, не связанных четким планом или строгой формальной организацией.

Стоит заметить, что люди, участвовавшие в декабристских тайных обществах и непосредственно в восстании, — это два не слишком пересекающихся множества. Многие из тех, кто участвовал в заседаниях ранних декабристских обществ, впоследствии полностью потеряли к ним интерес и стали, например, ревностными чиновниками-охранителями; за девять лет (с 1816 по 1825 год) через тайные общества прошло довольно много людей. В свою очередь, в восстании участвовали и те, кто вообще в тайные общества не входил или был принят за пару дней до мятежа.

Как становились декабристами?

«Русская правда» Павла Пестеля. 1824 год Программный документ Южного общества декабристов. Полное название — Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного верховного правления, обладающего диктаторскими полномочиями.

Чтобы оказаться причисленным к кругу декабристов, иногда доста-точно было ответить на вопрос не вполне трезвого приятеля: «Есть общество людей, желающих блага, процветания, счастья и свободы России. Ты с нами?» — причем оба про этот разговор впоследствии могли забыть. Стоит заметить, что разговоры про политику в дворянском обществе того времени совершенно не поощря-лись, так что те, кто был к таким разговорам склонен, волей-неволей образовывали замкнутые кружки по интересам. В известном смысле можно считать декабристские тайные общества способом социализации тогдашнего поколения молодых людей; способом уйти от пустоты и скуки офицерского общества, найти более возвышенный и осмысленный способ существования.

Так, Южное общество возникло в крохотном украинском местечке Тульчине, где был расквартирован штаб Второй армии. Образованные молодые офицеры, чьи интересы не сводятся к картам и водке, собираются в своем кругу, чтобы поговорить о политике — и это единственное их развлечение; эти собрания они назовут, по тогдашней моде, тайным обществом, что, по сути, было просто свойственным эпохе способом обозначить себя и свои интересы.

Сходным образом Союз спасения был просто компанией боевых товарищей лейб-гвардии Семеновского полка; многие были родственниками. Вернувшись с войны в 1816 году, они организовывают свой быт в Петербурге, где жизнь была довольно дорогая, по знакомому солдатам артельному принципу: снимают вскладчину квартиру, скидываются на пропитание и прописывают в уставе детали общего быта. Эта небольшая дружеская компания впослед-ствии и станет тайным обществом с громким названием Союз спасения, или Общество истинных и верных сынов отечества. На деле это совсем небольшой — пара десятков человек — дружеский кружок, участникам которого хотелось, помимо прочего, поговорить про политику и пути развития России.

К 1818 году круг участников станет расширяться, и Союз спасения реформируется в Союз благоденствия, в котором было уже около 200 человек из Москвы и Санкт-Петербурга, причем все вместе они никогда не собирались и два члена союза могли быть уже и не знакомы лично. Это неконтролируемое расширение круга и побудило лидеров движения объявить о роспуске Союза благоденствия: избавиться от лишних людей, а также дать возможность тем, кто хотел всерьез продолжать дело и готовить уже настоящий заговор, делать это без лишних глаз и ушей.

Чем они отличались от других революционеров?

Первая страница конституционного проекта Никиты Муравьева. 1826 год Конституция Никиты Михайловича Муравьева — программный документ Северного общества. Официально обществом не была принята, однако была широко известна и отражала настроения большинства его членов. Составлена в 1822-1825 годах. Проект «100 главных документов российской истории»

По сути, декабристы были первой политической оппозицией в истории России, созданной по идейным осно-ваниям (а не, например, в порядке борьбы придворных группировок за доступ к власти). Советские исто-рики привычно начинали ими цепочку революционеров, которая продолжалась Герценом, петрашев-цами, народниками, народовольцами и, наконец, большевиками. Однако декабристов от них отличало прежде всего то, что они не были одержимы идеей революции как таковой, не заяв-ляли, что любые преобразования бессмысленны, пока не свергнут старый порядок вещей и не провоз-глашено какое-то утопическое идеальное будущее. Они не противо-поставляли себя государству, а слу-жили ему и к тому же были важной частью российской элиты. Они не были профессиональными революционе-рами, живущими в рамках очень специ-фической и во многом марги-нальной субкультуры — как все, кто позднее пришел им на смену. Они мыслили себя возможными помощни-ками Александра I в деле проведения реформ, и если бы император продолжил ту линию, которую он на их глазах так смело начал, даровав конституцию Польше в 1815-м, то они были бы счастливы помочь ему в этом.

Что вдохновило декабристов?


Сражение за Москву у Бородина 7 сентября 1812 года. Картина Альбрехта Адама. 1815 год Wikimedia Commons

Более всего — опыт Отечественной войны 1812 года, характеризовавшейся огромным патриотическим подъемом, и Заграничного похода русской армии 1813-1814 годов, когда множество молодых и горячих людей впервые увидело вблизи другую жизнь и этим опытом оказалось совершенно опьянено. Им казалось несправедливым, что Россия живет не так, как Европа, и еще более несправедливым и даже диким — что солдаты, с которыми они бок о бок выиграли эту войну, сплошь из крепостных и помещики обращаются с ними как с вещью. Именно эти темы — реформы для достижения большей справедливости в России и отмена крепостного права — и были главными в разговорах декабристов. Не менее важным был и политический контекст того времени: преобразования и революции после Наполеоновских войн произошли во многих странах, и казалось, что вместе с Европой может и должна поменяться и Россия. Самой возможностью всерьез обсуждать перспективы смены строя и революции в стране декабристы обязаны политическому климату.

Чего хотели декабристы?

В общем — реформ, изменений в России к лучшему, введения конституции и отмены крепостного права, справедливых судов, равенства людей всех сословий перед законом. В деталях же они расходились, зачастую кардинально. Справедливым будет сказать, что никакого единого и четкого плана реформ или революционных изменений у декабристов не было. Невозможно представить себе, что было бы, если бы восстание декабристов увенчалось успехом, потому что сами они не успели и не смогли договориться о том, что делать дальше. Как вводить конституцию и устраивать всеобщие выборы в стране с поголовно неграмотным крестьянским населением? Ответа на этот и на многие другие вопросы у них не было. Споры декабристов между собой знаменовали лишь зарождение культуры политической дискуссии в стране, и многие вопросы ставились впервые, а ответов на них и вовсе ни у кого не было.

Впрочем, если у них и не было единства по поводу целей, то по поводу средств они были единодушны: своего декабристы хотели добиться путем военного переворота; того, что сейчас мы бы назвали путчем (с той поправкой, что если бы реформы исходили от трона, декабристы бы их приветствовали). Идея народного восстания была им абсолютно чужда: они были твердо уверены, что народ вовлекать в эту историю крайне опасно. Восставшим народом невозможно управлять, а войска, как им казалось, останутся у них под контролем (ведь у большинства участников был опыт командования). Главное здесь — что они очень боялись кровопролития, междоусобия и полагали, что военный переворот дает возможность этого избежать.

В частности, поэтому декабристы, выводя полки на площадь, совершенно не собирались объяснять им свои резоны, то есть вести пропаганду среди собственных солдат они считали делом ненужным. Они рассчитывали только на личную преданность солдат, которым старались быть заботливыми командирами, а также на то, что солдаты просто будут выполнять приказы.

Как прошло восстание?


Сенатская площадь 14 декабря 1825 года. Картина Карла Кольмана. 1830-е годы Bridgeman Images / Fotodom

Неудачно. Нельзя сказать, что у заговорщиков не было плана, но выполнить его не удалось с самого начала. Им удалось вывести на Сенатскую площадь войска, однако планировалось, что на Сенатскую они придут к заседанию Государственного совета и Сената, которые должны были присягать новому государю, и потребуют введения конституции. Но когда декабристы пришли на площадь, выяснилось, что заседание уже закончилось, сановники разош-лись, все решения приняты, а требования предъявлять попросту некому.

Ситуация зашла в тупик: офицеры не знали, что делать дальше, и продол-жали держать войска на площади. Восставших окружили правительственные войска, произошла перестрелка. Восставшие просто стояли на Сенатской, даже не пытаясь совершить какое-либо действие — например, отправиться на штурм дворца. Несколько выстрелов картечью со стороны правительственных войск рассеяли собравшихся и обратили их в бегство.

Почему восстание провалилось?

Для удачи любого восстания нужна несомненная готовность в какой-то момент пролить кровь. Этой готовности у декабристов не было, они не хотели кровопролития. А представить себе удачный мятеж, лидеры которого прилагают все усилия, чтобы никого не убить, историку сложно.

Кровь все равно пролилась, но жертв было сравнительно немного: обе стороны стреляли с заметной неохотой, по возможности поверх голов. Правительственные войска ставили задачу просто рассеять мятежников, а те отстреливались. Современные подсчеты историков показывают, что во время событий на Сенатской с обеих сторон погибло около 80 человек. Разговоры о том, что жертв было до 1500 человек, и о куче трупов, которые полиция ночью скидывала в Неву, ничем не подтверждаются.

Кто и как судил декабристов?


Допрос декабриста Следственным комитетом в 1826 году. Рисунок Владимира Адлерберга Wikimedia Commons

Для расследования дела был создан специальный орган — «высочайше учреж-денный Тайный комитет для изыскания соучастников злоумышленного общества, открывшегося 14 декабря 1825 года», куда Николай I назначил в основном генералов. Для вынесения приговора специально учредили Верховный уголовный суд, в который назначили сенаторов, членов Государственного совета, Синода.

Проблема заключалась в том, что императору очень хотелось осудить мятеж-ников справедливо и по закону. Но подходящих законов, как выяснилось, не было. Не существовало никакого цельного кодекса с указанием относитель-ной тяжести разных преступлений и мер наказаний за них (вроде современного Уголовного кодекса). То есть можно было воспользоваться, скажем, Судеб-ником Ивана Грозного — его никто не отменял — и всех, например, сварить в кипящей смоле или колесовать. Но было понимание, что это уже никак не соответствует просвещенному XIX веку. К тому же подсудимых много — и вина их очевидным образом различается.

Поэтому Николай I поручил Михаилу Сперанскому — сановнику, тогда известному своим либерализмом, — разработать какую-то систему. Сперанский разбил обвинение на 11 разрядов по степени вины, про каждый разряд прописал, какой состав преступления ему соответствует. А потом обвиняемых расписали по этим разрядам, и по каждому судьи, выслушав записку о силе его вины (то есть итог следствия, нечто вроде обвинительного заключения) голосовали, соответствует ли он этому разряду и какую меру наказания назначить каждому разряду. Вне разрядов шли пятеро, пригово-ренных к смертной казни. Впрочем, приговоры делали «с запасом», чтобы государь мог проявить милосердие и смягчить наказание.

Процедура была такая, что сами декабристы на суде не присутствовали и не могли оправдываться, судьи рассматривали только подготовленные Следственным комитетом бумаги. Декабристам лишь огласили готовый приговор. За это они потом упрекали власть: в более цивилизованной стране у них были бы адвокаты и возможность защищаться.

Как декабристы жили в ссылке?


Улица в Чите. Акварель Николая Бестужева. 1829-1830 годы Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Те, кто получил приговор в каторжные работы, были отправлены в Сибирь. По приговору они также были лишены чинов, дворянского достоинства и даже боевых наград. Более мягкие приговоры последним разрядам осужденных — это ссылка на поселение или в отдаленные гарнизоны, где они продолжали службу; не все лишались чинов и дворянства.

Осужденных в каторжные работы начали отправлять в Сибирь постепенно, небольшими партиями — везли на лошадях, с фельдъегерями. Первой партии, из восьми человек (из самых известных туда входили Волконский, Трубецкой, Оболенский), не повезло особенно: их отправили на настоящие рудники, на горные заводы, и там они провели первую, действительно тяжелую зиму. Но тут, по счастью для декабристов, в Петербурге спохватились: ведь если распределить государственных преступников с опасными идеями по сибир-ским рудникам, это же означает собственными руками рассеять мятежные идеи по всей каторге! Николай I принял решение, во избежание распростра-нения идей, собрать всех декабристов в одном месте. Тюрьмы такого размера нигде в Сибири не имелось. Приспособили острог в Чите, туда перевезли тех восьмерых, кто уже страдал на Благодатском руднике, и остальных везли уже сразу туда. Там было тесно, все узники содержались в двух больших помеще-ниях. И так уж получилось, что там совершенно не было никакого объекта каторжных работ, никакого рудника. Последнее, впрочем, не очень тревожило петербургские власти. Взамен каторжных работ декабристов водили засыпать овраг на дороге или молоть зерно на мельнице.

К лету 1830 года для декабристов построили новую тюрьму в Петровском Заводе, попросторнее и с отдельными персональными камерами. Там тоже никакого рудника не было. Из Читы их вели пешком, и этот переход им запомнился как своего рода путешествие по незнакомой и интересной Сибири: некоторые по дороге набрасывали рисунки местности, собирали гербарии. Декабристам повезло еще и в том, что Николай назначил комендантом генерала Станислава Лепарского, человека честного и добродушного.

Лепарский исполнял свой долг, но не притеснял узников и, в чем мог, облегчал их положение. В общем, понемногу идея каторжных работ испарилась, осталось тюремное заключение в отдаленных районах Сибири. Если бы не приезд жен, декабристы, как и хотел царь, были бы полностью отрезаны от прошлой жизни: им была строго воспрещена переписка. Но женам запретить переписку было бы скандально и неприлично, так что и с изоляцией не очень получилось. Тут еще был тот немаловажный момент, что у многих оставались влиятельные родственники, в том числе в Петербурге. Николай не хотел раздражать этот слой дворянства, поэтому им удавалось добиваться разных мелких и не очень мелких послаблений.


Внутренний вид одного из дворов каземата Петровского Завода. Акварель Николая Бестужева. 1830 год Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

В Сибири сложилась любопытная социальная коллизия: хоть и лишенные дворянства, названные государственными преступниками, для местных жителей декабристы все же были аристократами — по манерам, воспитанию, образованию. В Сибирь настоящих аристократов редко заносило, декабристы стали своего рода местной диковинкой, их звали «наши князья», а к декаб-ристкам относились с большим почтением. Таким образом, того жестокого, страшного контакта с уголовным каторжным миром, который случался у ссыльных интеллигентов позднее, в случае декабристов тоже не произошло.

У современного человека, уже знающего про ужасы ГУЛАГа и концлагерей, есть соблазн относиться к ссылке декабристов как к несерьезному наказанию. Но ведь все важно в своем историческом контексте. Для них ссылка была связана с большими лишениями, особенно по сравнению с прежним образом жизни. И, как ни крути, это было заключение, тюрьма: первые годы они все постоянно, днем и ночью, были закованы в ручные и ножные кандалы. И в немалой мере то, что теперь, издали, их заключение выглядит не таким ужасным, — это их собственная заслуга: они сумели не опуститься, не переругаться, сохраняли собственное достоинство и внушали окружающим настоящее уважение. 

Сообщение о декабристах кратко расскажет Вам кто такие декабристы и в каком году было восстание декабристов.

Доклад о декабристах

Декабристы – это участники восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, в Петербурге.

Как правило, декабристами были образованные, передовые дворяне и военные люди. Они боролись за отмену крепостного права в России, за введение конституции, ограничение или полную отмену царской власти.

После великой Отечественной войны 1812 года будущие декабристы принялись создавать свою организацию. В 1816 году было образовано тайное общество под названием «Союз спасения», а спустя 2 года еще одно — «Союз благоденствия». В их состав вошло 200 человек.

«Союз благоденствия» в январе 1821 года разделился на 2 части. В Петербурге стало действовать «Северное общество», а в Украине «Южное общество». Основную часть составляли офицеры. Обе части обществ занимались тщательной подготовкой революционного восстания. Дело осталось за малым: выждать для выступления удобного случая.

1 ноября 1825 года умер в Таганроге лечившийся российский император Александр I. Он не оставил после себя детей, поэтому на трон претендовали его братья: Николай и Константин. Согласно законам унаследования престола трон должен был занять старший Константин. Однако он уже был царским наместником в Польше, поэтому от престола отрекся еще до кончины Александра I. Сделал Константин это почему-то тайно, и вся Россия присягнула «императору Константину Павловичу». Тот приехать в Петербург отказался и в официальном письме подтвердил свой отказ от царства. Тогда 14 декабря 1825 года назначили присягу для Николая. Таким образом, в России возник период междуцарствия, которым решили воспользоваться декабристы.

Они вышли 14 декабря на Сенатскую площадь и отказались принимать присягу царю Николаю. Декабристы могли с легкостью захватить Зимний дворец, но их нерешительность стояла им жизни. Николай быстро собрал войска, верные правительству, и окружил восставших. Восстание было подавлено.

Декабристов судили: их лишили прав и дворянских титулов, осудили на каторжные бессрочные работы и сослали в Сибирь на поселение. Руководителей восстания — П.Пестеля, С.Муравьева-Апостола,

Декабристами назвали первых дворянских революционеров, открыто выступивших против царизма в декабре 1825 года. Целью декабристов было уничтожение самодержавия, отмена крепостного права, ведение конституций, провозглашение основных гражданских свобод и равенства всех граждан перед законом.

Восстание имело огромное историческое значение. Отпор декабристов против насилия крепостников, вылившийся в конечном итоге в вооруженное восстание 14 декабря 1825 года, потерпел поражение. Пятеро руководителей восстания были повешены. Многие – осуждены. Некоторые – отправлены в Сибирь. Небольшая группа людей – ссыльных декабристов – поехала в далёкую Якутию, считавшуюся тогда гиблым местом.

Появление первых декабристов в Якутской области относится к 16 сентября 1826 года, всего в Якутии в разное время побывало 14 декабристов. В том числе и штаб-с – капитан А. А. Бестужев – Марлинский, который жил в Якутске.

Литературное творчество Бестужева – Марлинского. Баллада «Саатырь» 1797 – 1837

Александр Александрович Бестужев – писатель-декабрист. Он был в близких дружеских отношениях с А. С. Пушкиным и К. Ф. Рылеевым и разделил их трагическую участь, став жертвой николаевского режима. После разгрома восстания декабристов Бестужев был заключен в крепость. А в конце октября 1827 года отправлен в город Якутск на поселение. До Якутска он добрался 31 декабря 1827 года и пробыл в нем до 3 июня 1829 года.

Литературное наследие Марлинского, связанное с Якутией, сравнительно невелико. Оно состоит из трех очерков: «Отрывки из рассказов о Сибири», «Сибирские нравы. «Ысыах», «Письмо к доктору Эрману» и 26 стихотворений. Однако, оно является весьма ценным вкладом в русскую литературу о Якутии.

Интересы автора к различным сторонам жизни Якутии многогранна, но больше всего Марлинского интересует жизнь людей. Он говорит о возможностях улучшения жизни народов Якутии, указывает на необходимость введения пароходного сообщения на реке Лене, пишет о покорении Ледовитого океана, мечтает о просвещении края.

Она написана на сюжет легенды о «воскресшей женщине», которая бытовала в народе в нескольких вариантах. Трагедия якутской женщины отображена в романтическом духе, стремившейся к личной свободе в замкнутом мире нравов, представлений и суеверий патриархального общества.

В балладе замужняя женщина влюбляется в молодого князя Буйдукана и, чтобы избавиться от нелюбимого мужа, притворяется больной и якобы умирает. После похорон ночью приходит Буйдукан и раскапывает могилу своей любимой, чтобы освободить её. Необычайный и смелый поступок влюблённых, нарушивших патриархальные обычаи, вызывает жестокую кару духов местных шаманов. Влюблённые погибают.

Рассматривая произведение Бестужева – Марлинского «Саатырь» можно выявить, что художественные особенности баллады определены общей традицией романтической поэзии начала 19 века. В ней необыкновенный сюжет сочетается с реальными бытовыми деталями и приподнятым стилем языка.

Изобразительно – выразительные средства в балладе

В тексте можно выделить 3 микротемы, связанные между собой тематической лексикой, последовательным описанием картин наступающего конфликта:

  • Притворная кончина.
  • Воскресшая женщина.
  • Жестокая кара духов и шаманов.

В 1-ой говорится о том, как замужняя женщина влюбляется в князя Буйдукана и, чтобы избавится от нелюбимого мужа, притворяется больной и якобы умирает.

Во 2-ой говорится о том, что после похорон ночью приходит Буйдукан и раскапывает могилу своей любимой, чтобы освободить её.

И, наконец, в 3 -ей говорится о том, что необычный и смелый поступок влюблённых, нарушивших патриархальные обычаи, вызывает жестокую кару духов и местных шаманов. Влюблённые погибают.

Автор не просто наблюдает эти картины: они пробуждают в нём целую гамму чувств, поэтому описание среды дополняется описанием состояния человека. Это придаёт тексту тонкий психологизм, проникновенное лексическое звучание.

Что мы можем сказать о героине? Трагедия якутской женщины отображена в романтическом духе, стремившейся к личной свободе в замкнутом мире нравов, представлений и суеверий патриархального общества.

Текст представляет собой художественное описание, так как автор ставит задачу нарисовать картину семейной драмы, выразить душевное состояние героев и вызвать ответное чувство у читателей.

Персонажам баллады свойственны сильные страсти и желания. Ими владеют такие чувства, как ужас, отчаяние, страдание, горе. Их переживания чаще всего выражаются в действии, в поступках, в речи персонажей, в монологах и диалогах. Это нередко имеет своеобразную форму.

Для текста характерны такие стилевые черты, как конкретность, образность, эмоциональность. Эти черты проявляют себя не только в структуре текста, но и в отборе языковых средств.

Удивительно просто и буднично авто раскрывает картину трагедии замужних женщин, влюбленной в молодого князя. Но дух захватывает, покоряет, очаровывает происходящее. Чем же объясняется такое воздействие?

Поэт для выражения восхищения широко использует самые разнообразные средства: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, элементы сказок и мифологические.