Миклухо маклай путешествия и открытия. Великий путешественник николай николаевич миклухо-маклай. Жизнь в Германии

Ровно 130 лет назад – 14 апреля 1888 года ушел из жизни знаменитый русский этнограф, биолог, антрополог и путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай, большую часть своей жизни посвятивший изучению коренного населения Австралии, Океании и Юго-Восточной Азии, в том числе папуасов северо-восточного побережья Новой Гвинеи, называемого сегодня Берегом Маклая.

Портрет Миклухо-Маклая, выполненный К. Маковским. Хранится в Кунсткамере.

Его исследования были высоко оценены еще при жизни. Учитывая его заслуги, день рождения Миклухо-Маклая 17 июля неофициально отмечается в России как профессиональный праздник – День этнографа.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился 17 июля 1846 года (5 июля по старому стилю) в селе Рождественском (сегодня это Языково-Рождественское Окуловского муниципального района Новгородской области) в семье инженера. Его отец Николай Ильич Миклуха был железнодорожником. Мать будущего этнографа звали Екатерина Семёновна Беккер, она была дочерью героя Отечественной войны 1812 года. Вопреки достаточно распространенному заблуждению, Миклухо-Маклай не имел каких-то существенных иностранных корней. Распространенная легенда о шотландском наемнике Микаэле Маклае, который, прижившись в России, стал основателем рода, была лишь легендой. Сам путешественник происходил из незнатного казачьего рода Миклух. Если же говорить о второй части фамилии, то впервые он использовал ее в 1868 году, подписав так первую научную публикацию на немецком языке «Рудимент плавательного пузыря у селахий». При этом историки так и не смогли прийти к единому мнению о том, по какой причине возникла эта двойная фамилия Миклухо-Маклай. Рассуждая о своей национальности, в предсмертной автобиографии этнограф указывал на то, что он представляет собой смесь элементов: русского, германского и польского.

Фотография Николая Миклухи - студента (до 1866 года).

Удивительно, но в школе будущий этнограф учился достаточно плохо, часто пропуская занятия. Как он признавался спустя 20 лет, в гимназии он пропускал уроки не только по нездоровью, но и просто от нежелания учиться. В 4-м классе Второй Петербургской гимназии он провел два года, причем в 1860/61 учебном году посещал занятия очень редко, пропустив в общей сложности 414 уроков. Единственная оценка «хорошо» была у Миклухи по французскому языку, по немецкому языку у него стояло «удовлетворительно», по остальным предметам – «худо» и «посредственно». Еще будучи гимназистом Миклухо-Маклай оказался заключенным в Петропавловскую крепость, его отправили туда вместе с братом за участие в студенческой манифестации, которая была вызвана общественно-политическим подъемом 1861 года и была связана с отменой в стране Крепостного права.

Эрнст Геккель и Миклухо-Маклай.

В советское время в биографии этнографа указывалось, что из гимназии, а затем и из университета Миклухо-Маклая отчислили за участие в политической деятельности. Но это неправда. Гимназию будущий знаменитый путешественник покинул по собственному желанию, а из университета его просто не могли отчислить, так как он находился в нем на правах вольнослушателя. Он не закончил учебу в Санкт-Петербурге, уехав в Германию. В 1864 году будущий этнограф учился на философском факультете Гейдельбергского университета, в 1865 году – на медицинском факультете Лейпцигского университета. А 1866 году перебрался в Йену (университетский город в Германии), где на медицинском факультете занимался изучением сравнительной анатомии животных. В качестве ассистента немецкого естествоиспытателя Эрнста Геккеля он посетил Марокко и Канарские острова. В 1868 году Миклухо-Маклай закончил обучение в Йенском университете. Во время первой экспедиции на Канарские острова будущий исследователь изучал морские губки, обнаружив в результате новый вид известковой губки, назвав ее Guancha blanca в честь коренных обитателей данных островов. Любопытно, что с 1864 по 1869, с 1870 по 1882 и с 1883 по 1886 годы Миклухо-Маклай проживает за пределами России, никогда не оставаясь на своей родине больше чем на один год.

В 1869 году он совершил путешествие на побережье Красного моря, целью путешествия было исследование здешней морской фауны. В том же году он вернулся назад в Россию. Первые научные исследования этнографа были посвящены сравнительной анатомии морских губок, мозга акул, а также иным вопросам зоологии.

Рисунки и записи Миклухо-Маклая.

Но во время своих путешествий Миклухо-Маклай проводил и ценные географические наблюдения. Николай склонялся к версии о том, что культурные и расовые признаки народов мира формируются под влиянием социальной и природной среды. Для того чтобы обосновать данную теорию, Миклухо-Маклай решил предпринять дальнее путешествие на острова Тихого океана, здесь он собирался изучить «папуасскую расу».

Корвет «Витязь» под парусами.

В конце октября 1870 года при содействии со стороны Русского географического общества путешественник получил возможность выехать в Новую Гвинею. Сюда он отправился на борту военного судна «Витязь». Его экспедиция была рассчитана на несколько лет.

Миклухо-Маклай с папуасом Ахматом. Малакка, 1874 или 1875 год.

20 сентября 1871 года «Витязь» высадил Маклая на северо-восточном побережье Новой Гвинеи. В будущем данный район побережья назовут Берегом Маклая. Вопреки ошибочным представлениям, он путешествовал не в одиночку, а в сопровождении двух слуг – юноши с острова Ниуэ по кличке Бой и шведского матроса Ольсена.

Рисунок Миклухо-Маклая.

При этом при помощи членов экипажа «Витязя» была сооружена хижина, ставшая для Миклухо-Маклая не только жильем, но и подходящей лабораторией. Среди местных папуасов он прожил 15 месяцев в 1871-1872 годах, своим тактичным поведением и дружелюбием он сумел завоевать их любовь и доверие.

Иллюстрация к дневнику Миклухо-Маклая.

Но первоначально Миклухо-Маклай считался среди папуасов не богом, как принято считать, а совсем наоборот, злым духом. Причиной такого отношения к нему стал эпизод в первый день знакомства. Увидев корабль и белых людей, островитяне подумали, что это вернулся Ротей – их великий предок. Большое количество папуасов отправились на своих лодках к кораблю, для того чтобы преподнести прибывшему подарки. На борту «Викинга» их также хорошо приняли и одарили, однако уже на обратном пути с борта корабля вдруг раздался пушечный выстрел, так экипаж салютовал в честь своего прибытия. Однако островитяне со страха буквально повыпрыгивали из собственных лодок, бросили подарки и вплавь устремились к берегу, решив, что к ним явился не Ротей, а злой дух Бука.

Туй из деревни Горенду. Рисунок Миклухо-Маклая.

Переменить ситуацию в дальнейшем помог папуас по имени Туй, который был смелее остальных островитян и сумел подружиться с путешественником. Когда Миклухо-Маклаю удалось вылечить Туя от тяжелого ранения, папуасы приняли его в свое общество, как равного себе, включив в местный социум. Туй же длительное время оставался переводчиком и посредником этнографа в его отношениях с другими папуасами.

В 1873 году Миклухо-Маклай посетил Филиппины и Индонезию, а уже в следующем году побывал на юго-западном берегу Новой Гвинеи. В 1874-1875 годах он вновь дважды путешествовал по полуострову Малакка, изучая местные племена сакаев и семангов. В 1876 году совершил путешествие в Западную Микронезию (острова Океании), а также Северную Меланезию (посетив, различные островные группы в Тихом океане). 1876 и 1877 годах он снова побывал на Берегу Маклая. Отсюда он хотел вернуться назад в Россию, однако из-за тяжелой болезни путешественник вынужден был поселиться в австралийском Сиднее, где проживал до 1882 года. Недалеко от Сиднея Николай основал первую в Австралии биологическую станцию. В этот же период своей жизни он совершил поездку по островам Меланезии (1879), а также осмотрел южный берег Новой Гвинеи (1880), а спустя год – в 1881 он второй раз побывал на южном побережье Новой Гвинеи.

Рисунок Миклухо-Маклая.

Любопытным представляется тот факт, что Миклухо-Маклай занимался подготовкой российского протектората над папуасами. Он несколько раз осуществлял экспедицию в Новую Гвинею, составив так называемый «проект развития Берега Маклая». Его проект предусматривал сохранение уклада жизни папуасов, но одновременно с этим декларировал достижение более высокой ступени самоуправления на основе уже имеющихся местных обычаев. При этом Берег Маклая, по его планам, должен был получить протекторат Российской империи, став также одним из пунктов базирования российского флота. Но его проект оказался неосуществимым. К моменту третьего путешествия в Новую Гвинею большинство его друзей среди папуасов, включая Туя, уже умерли, одновременно с этим жители деревень погрязли в междоусобных конфликтах, а офицеры русского флота, которые изучили местные условия, сделали заключение о том, что местное побережье не подходит для размещения военных кораблей. А уже в 1885 году Новую Гвинею разделили между собой Великобритания и Германия. Таким образом, вопрос о возможности реализации российского протектората над этой территорией был закрыт окончательно.

Миклухо-Маклай вернулся на родину после длительного отсутствия в 1882 году. После возвращения в Россию он прочел некоторое количество публичных докладов о своих путешествиях перед членами Географического общества. За его исследования общество любителей естествознания, антропологии и этнографии присудило Николаю золотую медаль. Посетив затем европейские столицы – Берлин, Лондон и Париж, он знакомил публику с результатами своих поездок и проведенных исследований. Затем он вновь отправился в Австралию, побывав по пути уже в третий раз на Берегу Маклая, это произошло в 1883 году.

С 1884 по 1886 годы путешественник жил в Сиднее, а в 1886 году снова вернулся на родину. Все это время он тяжело болел, но при этом продолжал заниматься подготовкой к публикации своих научных материалов и дневников. В том же 1886 году он передал Академии наук в Петербурге все собранные им с 1870 по 1885 год этнографические коллекции. Сегодня эти коллекции можно увидеть в Музее антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге.

Вернувшийся в Петербург путешественник сильно изменился. Как отмечали знающие его люди, 40-летний еще молодой ученый резко одряхлел, ослаб, его волосы стали седыми. Вновь проявили себя боли в челюсти, которые усилились в феврале 1887 году, появилась опухоль. Врачи не могли поставить ему диагноз и не могли определить причину болезни. Лишь во второй половине XX века медики сумели снять завесу тайны с этого вопроса. Этнографа погубил рак с локализацией в области правого нижнечелюстного канала. Ровно 130 лет назад 14 апреля 1888 года (2 апреля по старому стилю) Николай Николаевич Миклухо-Маклай скончался, ему был всего 41 год. Похоронен путешественник был на Волковском кладбище в Петербурге.

Рисунок Миклухо-Маклая.

Самой главной научной заслугой ученого стало то, что он поставил вопрос о видовом единстве и родстве существующих человеческих рас. Также именно он впервые дал подробное описание меланезийского антропологического типа и доказал, что он очень широко распространен на островах Юго-Восточной Азии и в Западной Океании. Для этнографии огромное значение представляют его описания материальной культуры, хозяйства и быта папуасов и других народов, населяющих многочисленные острова Океании и Юго-Восточной Азии. Многие наблюдения путешественника, отличающиеся большим уровнем точности, и в настоящее время остаются практически единственными материалами по этнографии некоторых островов Океании.

Могила Н. Н. Миклухо-Маклая (Санкт-Петербург).

При жизни Николая Николаевича было опубликовано более 100 его научных работ по антропологии, этнографии, географии, зоологии и иным наукам, всего же он написал более 160 таких работ. В то же время при жизни ученого не было опубликовано ни одной его крупной работы, все они появились лишь после его смерти. Так в 1923 году впервые вышли Дневники путешествий Миклухо-Маклая, а еще позднее – в 1950-1954 годах собрание сочинений в пяти томах.

Папуа - Новая Гвинея.

Память исследователя и этнографа широко сохранена не только в России, но и по всему миру. Его бюст можно сегодня встретить и в Сиднее, а в Новой Гвинее в его честь названы гора и река, без учета участка северо-восточного побережья, который носит название Берег Маклая. В 1947 году имя Миклухо-Маклая было присвоено институту этнографии АН СССР (РАН). А сравнительно недавно в 2014 году Российским географическим обществом была учреждена специальная Золотая медаль имени Николая Николаевича Миклухо-Маклая, как высшая награда общества за этнографические исследования и путешествия. О мировом признании данного исследователя говорит и тот факт, что в честь его 150-летия 1996 год был провозглашен ЮНЕСКО годом Миклухо-Маклая, тогда же он был назван Гражданином мира.

Вопреки распространённому заблуждению, Николай Миклухо-Маклай не имел иностранных корней. Легенда о шотландском наёмнике Микаэле Макалае , прижившемся в России и ставшем основателем рода, являлась семейным преданием.

На самом деле путешественник происходил из незнатного казачьего рода Миклух. Что касается второй части фамилии, то историки так и не смогли достоверно установить причину её появления. Известно лишь, что в 1868 году учёный так подписал свою первую научную публикацию на немецком языке.

Второгодник и смутьян

В школе будущий путешественник учился плохо — отчасти из-за слабого здоровья, отчасти просто из-за нежелания учиться. Николай Миклухо-Маклай дважды оставался на второй год и ещё гимназистом оказался заключён в Петропавловскую крепость за участие в студенческой манифестации.

В советское время биографы писали, что и из гимназии, и из университета Миклухо-Маклай был отчислен за участие в политической деятельности. На самом деле это не так — гимназию он покинул по собственному желанию, а из университета не мог быть отчислен, поскольку находился на правах вольнослушателя.

Эрнст Геккель (слева) и Миклухо-Маклай на Канарских островах. Декабрь 1866 года. Источник: Public Domain

В первой экспедиции Миклухо-Маклай изучал морских губок

В свою первую научную экспедицию Николай Миклухо-Маклай отправился в 1866 году, во время обучения за границей. Немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель пригласил русского студента на Канарские острова для изучения местной фауны. Миклухо-Маклай изучал морские губки и в результате обнаружил новый вид известковой губки, назвав её Guancha blanca в честь коренных обитателей островов.

Интересно, что местные жители, приняв учёных за колдунов, обращались к ним с просьбами об исцелении и предсказании будущего.

В Новой Гвинее русский учёный высадился вместе со шведским матросом

В 1869 году Николай Миклухо-Маклай представил в Русское географическое общество план экспедиции на острова Тихого океана, рассчитанной на несколько лет. 20 сентября 1871 года русский корабль «Витязь» высадил путешественника на северо-восточном побережье Новой Гвинеи. Впоследствии этот район получил название Берег Маклая.

Вопреки ошибочному представлению, высадку Миклухо-Маклай осуществлял не в одиночку, а в сопровождении двух слуг — шведского матроса Ольсена и юноши с острова Ниуэ по кличке Бой . При помощи моряков с «Витязя» была построена хижина, ставшая и жильём, и научной лабораторией Миклухо-Маклая.

Русский корабль «Витязь». Источник: Public Domain

Салют превратил Миклухо-Маклая в злого духа

Николай Миклухо-Маклай сначала считался среди папуасов не богом, как принято считать, а наоборот, злым духом. Причиной этого стал инцидент в первый день знакомства. Островитяне, увидев белых людей, посчитали, что вернулся Ротей — их великий предок. Многие мужчины направились в лодках к кораблю, чтобы поднести ему подарки. На корабле их хорошо приняли и тоже одарили. Но на обратном пути к берегу вдруг раздался пушечный выстрел — команда корабля отсалютовала в честь своего прибытия. Со страха люди выпрыгнули из лодок, бросили свои подарки и вплавь пустились к берегу. Поджидавшим их возвращения они заявили, что прибыл не Ротей, а злой дух Бука .

Изменить ситуацию помог папуас по имени Туй , который оказался смелее остальных и подружился с исследователем. Когда Миклухо-Маклаю удалось вылечить Туя от тяжёлого ранения, папуасы приняли его как равного, включив в местный социум. Туй же оставался посредником и переводчиком в отношениях путешественника с другими папуасами.

Миклухо-Маклай с папуасом Ахматом. Малакка, 1874 или 1875 год. Источник: Public Domain

Миклухо-Маклай готовил русский протекторат над папуасами

Николай Миклухо-Маклай трижды осуществлял экспедиции в Новую Гвинею и выдвинул «проект развития Берега Маклая», который предусматривал сохранение уклада жизни папуасов с достижением более высокой ступени самоуправления на основе уже существующих местных обычаев. При этом Берег Маклая должен был оказаться под российским протекторатом и стать одним из пунктов базирования ВМФ Российской империи.

Проект этот, однако, оказался неосуществимым — ко времени третьего путешествия Миклухо-Маклая большинство его друзей среди папуасов, включая Туя, уже умерли, а жители деревень погрязли в междоусобных конфликтах. Офицеры русского флота, изучив местные условия, пришли к выводу, что они не подходят для российских военных кораблей.

В 1885 году Новая Гвинея была разделена между Германией и Великобританией, что окончательно закрыло вопрос о возможности реализации проектов русского путешественника.

Карта Новой Гвинеи 1884 года с зонами аннексии. На германской территории обозначен и Берег Маклая.

- Николай Николаевич, ваша профессия не связана с путешествиями, почему Вы решили инициировать такой проект?

На остров я мечтал отправиться с детства... Да, я не этнолог и не антрополог, но и у Николая Николаевича-старшего тоже ведь не было специального образования. Но, поехав на Папуа-Новую Гвинею, он вернулся известным ученым. Ему посчастливилось изучить места, еще не затронутые западной цивилизацией и собрать уникальный материал, который изложен в дневниках и научных статьях. Он сумел изучить жизнь острова в разных проявлениях, начиная с природы и заканчивая бытом людей, их культурой, прекрасно всё это описал и зарисовал так, что эти данные широко используются в научном мире и сегодня.

- Как идет подготовка к экспедиции?

Мы готовимся уже год. Организатор экспедиции - «Фонд сохранения этнокультурного наследия им. Миклухо-Маклая», а научную и экспертную поддержку проекту оказывают Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН, Русское географическое общество, музей антропологии и этнографии РАН («Кунсткамера»), МГУ им. М.В. Ломоносова и музей этнографии России. В команду из пяти человек, помимо меня, входят сотрудник отдела этнографии Австралии, Океании и Индонезии «Кунсткамеры», кандидат исторических наук Арина Лебедева, доцент кафедры этнологии МГУ им. М. В. Ломоносова Андрей Туторский, сотрудник Института этнологии им. Миклухо-Маклая Игорь Чининов, фотограф-путешественник Влад Смирнов. Первым этапом станут полевые исследования на «Берегу Маклая»в Папуа-Новой Гвинее, где мы планируем провести 16 дней. Второй этап - Сидней, где Николай Николаевич жил в последние годы. В этом городе есть музей Маклая и много других памятных мест. Он был женат на австралийке, дочери генерал-губернатора Южного Уэльса Маргарет. После смерти мужа она увезла сыновей - Владимира и Александра - в Австралию. Так пошла австралийская линия потомков, с которой мы поддерживаем контакты.

- Кем вы приходитесь великому ученому?

Внучатым племянником. Родственная связь с ним у нас идет от Сергея, старшего брата Николая Николаевича. Вообще происхождение нашей двойной фамилии – целая история. Наш предок, шотландский барон Маклай, воевавший в русско-польских войнах на стороне поляков и попавший в плен в России, оказался в доме у казака по фамилии Миклуха, а тот его в последующем не только приютил, но и позволил жениться на своей дочери. Все потомки этого шотландско-русского семейства продолжали именоваться «Миклухами», пока первым двойную фамилию не стал носить Николай Николаевич - в зарубежных путешествиях ему оказалось удобнее пользоваться более легко произносимым для иностранцев именем «Маклай». К сожалению, в России носителей фамилии Миклухо-Маклай осталось уже немного, а полных тёзок ему до меня вообще не было.

- Жители острова знают, что едет экспедиция?

Да! В Папуа-Новой Гвинее не только очень ценят Россию, но и ждут от нее помощи. Еще Николай Николаевич сумел убедить жителей острова: если что, защитить их сможет именно Россия. Не так давно представитель Западной Папуа в ООН Джон Анари прямо из эфира НТВ обратился к российскому президенту: «Мы очень ценим и любим Миклухо-Маклая, который открыл наш остров всему миру. Сегодня нашим странам нужно развивать сотрудничество. У нас есть минералы, уран, нефть, газ, рыба, и нам нужна поддержка такой большой страны, как Россия», сказал он. Папуа- Новая Гвинея богата залежами золота и многими другими природными запасами.

В целом страна очень интересна, разнопланова. Есть немало курортов для серфингистов. Пересечь остров вдоль и поперек на автомобиле невозможно - горы, непроходимые джунгли. Помогает планировать путешествия единственная местная авиакомпания AirNiu-Gini. В России это направление считается пока достаточно опасным из-за малярии. Тем не менее, надеюсь, это преодолимо, и после нашей поездки мы постараемся открыть там этнопарк: поможем воссоздать на «Берегу Маклая» хижину, в которой он жил, построить несколько новых, с тем, чтобы туристы могли ощутить себя в настоящих джунглях. Ведь одно дело – побывать на фестивале в городе, другое - пожить в глубине острова, в реальных папуасских деревнях.

В каких еще сферах актуально сотрудничество России и Папуа - Новой Гвинеи? Может ли ваша экспедиция содействовать восстановлению дипломатических отношений между нашими странами?

Я считаю, что самим фактом подготовки экспедиции мы уже вносим вклад в формирование более важных, человеческих взаимоотношений с жителями острова. Мы готовим ее в контакте с бывшим министром здравоохранения страны, сэром Питером Бартером. Он более полувека живет на острове, входит в Совет города Маданга, тесно общается с нашими дипломатами и способствует взаимодействию с Россией. Вложил средства в сохранение мыса Гарагаси и деревень, где жил Николай Николаевич, его мемориала. Это человек, который подтверждает, что отношение, которое продемонстрировал по отношению к папуасам Николай Николаевич, запомнилось людям на века, и его не выкорчевать ничем. Так что Маклай – не только наш, российский, но и «их» герой, и наш приезд – значимое событие не только для нас.

Что касается взаимоотношений наших стран, пока, к сожалению, они находятся почти на нуле. Было бы замечательно, если б наш проект привлек внимание российского правительства, и Россия начала бы с островом культурное взаимодействие.

- А на какие средства организуется экспедиция?

Пока все делается на мои личные средства и благодаря помощи тех, кто изъявил желание участвовать в проекте в частном порядке. Вместе с тем, мы очень ждем поддержки от меценатов, ведь научная экспедиция должна быть экипирована максимально качественно, чтобы стать результативной. Обращение к государственным органам за поддержкой, к сожалению, слишком долгий процесс. В планах также сделать художественный фильм с участием Министерства культуры к 2021 году, к 175-летию Миклухо-Маклая. Компания SONY предоставила нам самое современное оборудование для съемок жизни племен. Со сценарием и монтажом фильма поддержку готов оказать руководитель Малого театра России Юрий Соломин, режиссер и исполнитель главной роли многосерийного художественного фильма «Берег его жизни». Эта лента, посвященная истории Миклухо-Маклая, увидела свет еще в 1985 году.

- Вы наверняка не раз читали его дневники. Какие моменты вам наиболее запомнились?

Невозможно не восхищаться его изобретательностью и сюжетами, например, о том, как Миклухо-Маклай чуть не «зажег» море. Несмотря на дружелюбность к папуасам, в первое время для обеспечения уважительного отношения к себе он все же старался держать с ними некую дистанцию. Однажды он продемонстрировал свою «силу» тем, что налил стакан воды, выпил ее, а потом в тот же стакан налил спирт и поджег, предупредив туземцев, что в случае агрессивного отношения к белым людям в следующий раз «подожжет и море». В другой раз при попытке некоторых туземцев атаковать его он взорвал одну из заложенных матросами вокруг его хижины мин, заявив, что в случае чего вызовет «землетрясение». Надо ли говорить о том, что папуасы поверили в его необычайную силу и очень просили не «сжигать море» и не «трясти землю» - во всяком случае, поняли, что с таким «всемогущим» конфликтов лучше не иметь.

- В чем Вы видите истоки характера и жизненной мудрости вашего знаменитого предка?

Упорство и мужество он перенял, скорее всего, у своего отца Николая Ильича. Читал, что в юности его исключили из гимназии за то, что в лицо указал учителю на его неправоту. Все это формировало характер. О человеке ведь можно судить по целям, которые он ставит перед собой. На мой взгляд, важно было и воспитание в семье, и то, что он умел ставить перед собой хорошие, большие цели и не боялся браться за сверхзадачи. У семьи Миклуха был семейный девиз – «Tengounapalabra», или «Держу слово». Николай Николаевич всегда придерживался его, в том числе и в общении с папуасами.

В один из самых первых дней своего пребывания на острове, поняв, что без знания языка ему будет трудно показать свои добрые намерения, Николай Николаевич, окруженный папуасами с направленными на него копьями, просто … снял ботинки и заснул. Когда проснулся, агрессивные туземцы уже убрали оружие и были готовы спокойно беседовать. Он дорожил их доверием. Никогда не брал с собой пистолет, а когда на него наставляли копья, не убегал и не прятался. Это презрение к опасности помогло ему заслужить славу божества. Благодаря этому его не убили, хотя нападений на белых было очень много. Он не наблюдал за туземцами, когда они этого не хотели. Подходя к незнакомой деревне, специальным свистком предупреждал их жителей о своем приближении так, что папуасы успевали прятать своих женщин – в традиции туземцев при появлении любого чужака высылать всех женщин и детей в лес, а самим приготовиться к обороне.

- Путешествия и у вас в крови?

Думаю, да. Я объехал всю Европу, США. В Индии жил полгода, в том числе в уголках, где за мной бежали люди и трогали меня: впервые видели белого человека. Но путешествия – совсем не то же самое, что экспедиция. Цель последней – не просто набраться впечатлений, а собрать ценный материал.

-Какую научную информацию вы рассчитываете привезти из экспедиции?

- Наша миссия –отразить культурную динамику на острове спустя 150 лет после пребывания Миклухо-Маклая, рассказать, что было и как стало. Представить «как было» нам помогут не только дневники, но и многочисленные рисунки Николая Николаевича, имеющие огромную ценность для научного мира. Он очень точно прорисовывал детали, был великолепным рисовальщиком, единственным путешественником-исследователем, который рисовал сам, тогда как Семенов-Тян-Шанский и Пржевальский, например, возили с собой рисовальщиков.

Вообще Папуа - Новая Гвинея - очень важный регион мира с точки зрения этнографии и антропологии, поэтому антропологи изучали и изучают ее довольно много. Богатый материал, собранный прапрадедом, хранится в «Кунсткамере» Санкт-Петербурга, а, кроме того, активно обсуждается и актуализируется на «Маклаевских чтениях», которые наш Фонд ежегодно проводит в День этнографа, 17 июля, в селе Языково-Рождественское Новгородской области, близ Окуловки, родного села Николая Николаевича. Хранятся записи в Русском географическом обществе и «Кунсткамере», но доступны и в интернете на сайте нашего фонда http://expedition2017.mikluho-maclay.ru .

Говорят известные и знаменитые

Народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра России, режиссер и исполнитель главной роли в фильме «Берег его жизни» Юрий Соломин:

Еще в детстве, после войны, когда я посмотрел самый первый фильм о Миклухо-Маклае, у меня в душе возникло чувство недосказанности. Позже, роясь в библиотеке, случайно наткнулся на книгу «Человек с Луны» о его путешествиях. Долго «болел» этой темой, пока, наконец, в 1980-м году не удалось договориться с руководителем Гостелерадио Сергеем Лапиным о съемках нового фильма о нем. Невероятно, но нам в порядке исключения дали возможность снять один из первых многосерийных фильмов в СССР, целых девять частей, потому как кратко рассказать о великом Маклае не получалось! Недавно этот фильм «Берег его жизни» показывали по телевидению уже в наше время, но поздно ночью. Я же считаю, что нужно транслировать его в прайм-тайм, чтобы фильм мог посмотреть каждый. Это же наш национальный герой, это то, чем мы должны гордиться, и очень хорошо, что сейчас есть возможность благодаря предстоящей экспедиции оживить интерес к его жизни и достижениям.

Член президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН им. Миклухо-Маклая Владимир Зорин:

Экспедиция имеет два важных аспекта. Во-первых, научный. Прошло 40 лет, два поколения после последней экспедиции к «Берегу Маклая», а это уже достаточно серьезный период для новых научных этнологических и антропологических изысканий, изучения тенденций. Во-вторых, у экспедиции огромный общественный смысл. Миклухо-Маклай продемонстрировал новую модель взаимоотношения людей в мире. Сегодня, когда современный мир сталкивается с новыми коллизиями во взаимоотношениях разных рас и народов, традиции гуманизма, сотрудничества народов, взаимной поддержки, обмена культурой, заложенные российским ученым, имеют очень большое значение. Он доказал, что человек – это самая большая ценность в этом мире, независимо от социального положения, пола, возраста, цвета кожи, вероисповедания. И это актуально как никогда.

Напомним, что именем Миклухо-Маклая сегодня названы научный институт, залив, улицы в разных городах и странах. И даже астероид. В1996 году Н.Н. Миклухо-Маклай был удостоен от ЮНЕСКО звания «Гражданина мира».

Первым европейцем, отправившимся в Океанию специально для антропологических и этнографических исследований, был русский ученый Н. Н. Миклухо-Маклай (1870).

К тому.времени о населении Микронезии и Полинезии уже имелись кое-какие сведения, хотя и не всегда достоверные и далеко не для всех групп островов. Но о населении Меланезии почти ничего не было известно. Отсутствие точных сведений, основанных на серьезном научном наблюдении, порождало всякие легенды и слухи. Вот почему Миклухо-Маклай избрал Меланезию главным объектом своих исследований. В первую очередь он обратил внимание на Новую Гвинею.

Миклухо-Маклай провел в общей сложности 2 1 / 2 года на северо-восточном берегу, в районе залива Астролябия (1871-1872, 1876-1877, 1883), а также посетил западный (1874) и южный (1880 и 1881) берега Новой Гвинеи. Можно сказать, что если Менезес открыл остров, то Миклухо-Маклай открыл людей на этом острове. Он дал первые научные сведения об антропологическом типе, культуре и быте папуасов.

Помимо этого, Миклухо-Маклай обследовал во время своих поездок, хотя и более бегло, многие другие острова Меланезии, особенно архипелаг Адмиралтейства. Он побывал проездом и на островах Полинезии, дал хорошее описание островов западной Микронезии - Яп и Палау.

Научное наследство Миклухо-Маклая имеет огромное значение. Не говоря уже о том, что этот ученый серьезно изучил те районы Меланез г главным образом Новую Гвинею,куда до него не ступала нога европейца,- его материалы представляют исключительную ценность по своей достоверности, по тому методу, при помощи которого они собирались. Миклухо- Маклай был необычайно добросовестным ученым. Он писал вообще мал!о и никогда не позволял себе писать и тем более печатать что-либо о вещах, которых он сам не наблюдал. Все то, что содержится в научных статьях или в дневниках Маклая,- это точно установленные факты. На обобщения Маклай был скуп и всегда проверял помногу раз свои наблюдения. Чрезвычайно ценны антропологические исследования " Миклухо-Маклая. Убежденный антирасист, всю жизнь боровшийся против «теорий» неравноценности человеческих рас, Миклухо-Маклай собрал огромный и разнообразный материал среди папуасов и других народов изученных им стран, показывающий ложность мнений о якобы «обезьяноподобных» чертах в физическом типе жителей этой страны. Но не менее ценны и чисто этнографические наблюдения Миклухо-Маклая. Они важны тем, что Миклухо- Маклай имел возможность в течение долгого времени наблюдать местных жителей в их повседневном быту. Он описывает будничную жизнь папуасов, рисует живые картинки их семейного и общественного быта, дает яркие портреты отдельных лиц, своих друзей. Он впервые описал жителей Меланезии как полноценных представителей* человечества. Миклухо- Маклай видел в папуасах живых людей, а не только объект наблюдений, как многие зарубежные ученые. Чрезвычайно точны и обстоятельны описания предметов материальной культуры, сопровожденные многочисленными рисунками самого Миклухо-Маклая. Он привез в Россию много вещественных коллекции, ныне хранящихся в Музее антропологии и этнографии Академии наук в Ленинграде.

Колониальный раздел

Годы путешествий Миклухо-Маклая - это одновременно годы, когда Англия, Франция, Германия и США завершали дележ Океании.

Но «ничьих» земель было еще много, и возможности колониального" захвата были достаточно велики.

В 1874 г. Англия объявила о-ва Фиджи своей колонией. В 1884 г. Германия аннексировала северо-восточную часть Новой Гвинеи, а Англия - юго-восточную. В 1885 г. Германия прибрала к рукам Новую Британию и Новую Ирландию. В 1886-1893 гг. Англия захватила южные Соломоновы острова, Германия - северные острова той же группы, а также Маршалловы острова. Протесты Миклухо-Маклая против захватов остались гласом вопиющего в пустыне. В 1888 г. Германия захватила о-в Науру, Англия о-ва Кука, Манихики, Крисмас, Фаннинг, Чили заняла о-в Пасхи. В 1898 г. США окончательно установили свое господство на Гавайских островах. Англия в 1898 г. присоединила о-ва Санта-Крус. В 1899 г. Германия заняла Марианские острова (кроме о-ва Гуам), Каролинские и Маршалловы, США-о-в Гуам. В этом же году США и Германия поделили между собой о-ва Самоа. Англия в 1900 г. установила «протекторат» над архипелагом Тонга, а в 1906 г. Англия и Франция установили «совместное управление» («кондоминиум») на Новых Гебридах. На этом раздел Океании был завершен.

Захват Океании сопровождался падением численности ее коренного населения. Численность полинезийцев в целом от 1100 тыс. до колонизации упала к 1890 г. до 180 тыс., численность микронезийцев от 200 тыс.- до 83 тыс.

В XX в. дважды состоялся передел Океании между империалистическими державами. После первой мировой войны германские владения в Меланезии отошли к Австралии, Западное Самоа - к Новой Зеландии, германские колонии в Микронезии - к Японии. После второй мировой войны японские владения в Микронезии были оккупированы Соединенными Штатами Америки.

Изучение Меланезии и Микронезии в конце XIX и начале XX в.

Колониальный раздел и передел островов Океании требовал более обстоятельного их изучения. Так как Полинезия была к концу XIX в. уже довольно хорошо изучена, внимание исследователей направилось теперь преимущественно на Меланезию - частью и на Микронезию.

К последним десятилетиям XIX в. относятся долголетние наблюдения над бытом островитян Меланезии миссионера Роберта Кодрингтона и служащего германской торговой компании Р. Паркинсона. Оба 1 они принадлежали к числу первых исследователей Меланезии, в то время очень слабо еще известной. Кодрингтон провел в качестве миссионера около- 25 лет на разных островах Меланезии, близко общаясь с островитянами изучил их языки. Труд Кодрингтона «Меланезийцы» (Оксфорд, 1891), обобщивший собранные им материалы, считается классическим. В частности, Кодрингтон первый познакомил ученый мир с обнаруженной им у меланезийцев своеобразной формой верований - с верой в сверхъестественную силу мана. Сообщение это вызвало большой интерес и даже повлияло на возникновение новой «преанимистической» теории происхождения религии. Помимо чисто этнографических материалов, Кодрингтон дал одно из первых серьезных описаний меланезийских языков («The Melanesian languages», 1885). Паркинсон провел значительную часть своей жизни на архипелагеБисмарка и других островах Меланезии и впоследствии опубликовал свои богатые наблюдения в книге «Тридцать лет в Океании». Несмотря на далекий от подлинного гуманизма дух обоих исследователей, материалы их, достаточно добросовестно собранные, представляют большую научную ценность.

Немало этнографических сведений содержится и в работе Джорджа Брауна «Меланезийцы и полинезийцы» (1910). Браун жил в качестве миссионера в Океании 48 лет, сначала на Самоа (1860-1874), а затем на разных островах Меланезии и хорошо изучил несколько местных диалектов.

Помимо стационарных наблюдений, с конца XIX в. получили особое значение экспедиционные исследования, направлявшиеся в наименее изученные области Океании.

Впереди шли немцы, преследовавшие свои определенные политические цели. В 1874-1876 гг. в водах Тихого океана плавал немецкий корвет «Газель», которому было дано задание обследовать острова архипелага, позднее названного именем Бисмарка. Этнографические наблюдения были возложены на лейтенанта Штрауха, сумевшего собрать и привезти в Берлинский музей богатые вещественные коллекции. В 1884- 1885 гг. совершило аналогичную экспедицию судно «Самоа», на котором плавал известный этнограф Финш. Он, впрочем, занимался научными наблюдениями лишь попутно, ибо главная цель экспедиции заключалась в захвате островов. Сам Финш этого нисколько не скрывал. С 1890-х годов начались исследовательские поездки врача и натуралиста Августина Крэмера (немца, родом из Чили), который занимался больше Полинезией (он служил военным врачом на архипелаге Самоа) и Микронезией, но не оставлял без внимания и Меланезию, особенно Новую Ирландию, где он. описал подробно любопытный культ, связанный с масками малангапе. В дальнейшем Крэмер принимал участие в обширной Немецкой океанийской экспедиции 1908-1910 гг. (организованной Гамбургским научным институтом), которая работала главным образом на островах Микронезии, но частью и в Северной Меланезии. Материалы этой экспедиции, выходив-, шие под общей редакцией Тилениуса, до сих пор полностью не опубликованы.

Англичане, соперничавшие с немцами в расширении своих колониальных владений в Океании, послали в 1898 г. большую экспедицию на острова Торресова пролива. Экспедиция была организована Кембриджским университетом, этнографические исследования вели главным образом Хэддон и Риверс. Они, в частности, установили, что на островах Торресова пролива, расположенных между Австралией и Новой Гвинеей, сочетаются элементы австралийской (преобладающей на западных островах) и папуасской (преобладающей на восточных) культур.

В предвоенные годы интерес этнографов к Меланезии неуклонно возрастал. Туда направлялись видные европейские ученые, ставившие перед собой уже не прежние цели собрать какой придется материал, а вполне конкретные и более или менее узко специальные научные задачи. Так, в 1906-1909 гг. на островах архипелага Бисмарка и северных Соломоновых работал этнограф-социолог Рихард Турнвальд, специально занимавшийся вопросами первобытного обычного права, формами семейно-общественного быта: из-под его пера вышел затем ряд специальных монографий и статей по этим вопросам. В 1908 г. острова Меланезии объехал тот же Риверс, в этот период своей деятельности увлекавшийся изучением форм брака и систем родства. Однако в процессе обработки собранного материала этот исследователь далеко вышел за рамки поставленной себе задачи и попытался нарисовать широкую картину «исторического» развития меланезийского общества в духе входившего тогда в моду диффузио- низма. Результатом была двухтомная «The history of Melanesian society» (1914), оказавшая очень сильное влияние на мировую этнографическую литературу, не совершенно исказившая действительную историю народов Океании (см. гл. 12 «Происхождение народов Океании»).

Из других научных путешествий заслуживает быть отмеченной поездка швейцарца Феликса Шпейзера (1910-1912). Он посетил ряд островов, главным образом, южной Меланезии. В отличие от своих предшественников, Шпейзер старался собрать возможно более полный и разнообразный материал. К этому времени на многих островах самобытная культура уже заметйо пЪдчинилась европейскому влиянию. Тем не менее Шпейзеру удалось, Дополнйв собственные наблюдения исчерпывающим подбором данных из сообщений старых путешественников, составить капитальное опи- сайиё коренного населения южной Меланезии - Новых Гебрид и островов Банке («Ethnographische Materialien aus den Neuen Hebriden und den Banks-Inseln», 1923).

Интересны исследования английского этнографа, поляка по происхождение, Бронислава Малиновского, накануне первой мировой войны посетившего Океанию, прожившего несколько месяцев на о-вах Тробриан. Малиновскому удалось открыть своеобразную систему ритуального обмена пула, связанную с целой цепью обычаев и поверий. Он опубликовал о жителях о-вов Тробриан несколько объемистых книг и статей 1 , которые возбудили в ученом мире немалый интерес. Но Малиновский в значительной мере обесценил материал своих исследований тем, что пытался подтвердить им свой пресловутый метод «функционального» анализа. Согласно этому методу этнограф должен исследовать не историческое происхождение наблюдаемых им явлений (что, по мнению Малиновского и других «функционалистов», вообще недоступно познанию), а лишь их значение, их «функции» в общественной жизни. В советской научной литературе уже не раз отмечалось, что теоретические основы «функционального» метода очень далеки от подлинной науки. Известно также, что этот метод в значительной мере стал служебным средством для британской колониальной администрации: ее служащие, проходящие специальную «антропологическую» подготовку, изучают «функции» местных обычаев, общественных институтов для того, чтобы, опираясь на них, превратить их в средство колониального управления. Все это, однако, не лишает материалы, собранные в книгах Малиновского, большого интереса.

Это же следует сказать и о работах другого сторонника «функционального» метода, американского этнографа Раймонда Фирса. Им исследован, например, небольшой полинезийский островок Тикопия (географически находящийся в Меланезии). Тикопия до сих пор мало затронута колонизацией, и быт островитян до Фирса не был никем изучен. Интерес представляют также книги Фирса об экономике маори Новой Зеландии и об экономике народов Полинезии.

В южной части Меланезии, на Новой Каледонии и на южных островах Новых Гебрид разложение туземной культуры под влиянием европейской колонизации идет быстрыми шагами. Те авторы, по преимуществу французы, которые имели возможность наблюдать быт туземцев в.первые десятилетия после французской оккупации острова (Де-Роша, Ледоир, Глрмон и др.), сообщают много интересного об их общественном строе и культуре. В 1911 г. Фриц Саразин на Новой Каледонии за много месяцев работы смог собрать главным образом антропологический материал и обследовать кое-какие древности, так как старый быт туземцев уже отошел в прошлое. Много фактического материала содержится в работах Мориса Леенгардта, миссионера, прожившего на Новой Каледонии более 25 дет, но и он описал лишь уходящий быт.

На северной окраине Меланезии еще и сейчас остается много совершенно неисследованных мест, где сохранился старый уклад. Новая Ирландия, за исключением южной своей части, до сих пор изучена очень плохо. О-ва Адмиралтейства начал обследовать еще Миклухо-Маклай, но последующие исследователи ограничивались знакомством с прибрежными местностями и мелкими островками. Из новых исследований надо отметить экспедицию американских этнографов Маргариты Мид и Рео Форчуна в 1928-1929 гг.: ими хорошо изучены система родства, религиозные верования, воспитание и умственное развитие детей. Внутренние районы большого острова до сих пор почти не исследованы. В 1914 г. два немецких исследователя впервые пересекли с юга на север этот остров и кратко его описали, но затем почти двадцать лет остров этот никем не посещался. Лишь в 1931 -1932 гг. немец Бюлер произвел несколько более подробное обследование населения внутренней части острова.

Что касается огромной Новой Гвинеи, то, хотя берега ее после Миклухо-Маклая обследовались довольно обстоятельно, но проникновение во внутренние области до сих пор идет черепашьими шагами. Многолюдное и свободолюбивое население Новой Гвинеи не желает подчиняться колонизаторам.

Если Маклай был пионером антропологического и этнографического изучения Новой Гвинеи, то начало лингвистического ее изучения, классификации аборигенов по языковым группам было положено лингвистом Фридрихом Мюллером: в 1876 г. он впервые обосновал деление языков Новой Гвинеи на две группы - папуасские и меланезийские языки. Но больше всех сделал для изучения обеих этих групп языков, в особенности папуасских, английский исследователь Сидней Рей, который неутомимо работал над ними с 1892 г. до самого конца своей жизни (ум. 1 января 1939). С. Рей окончательно установил (1922), что папуасские языкц образуют самостоятельную семью, не связанную родством с меланезийскими языками. Собственно же этнографические исследования Новой Гвинеи проводились, как и в других местах, либо миссионерами (Чалмерс, Холмс и др.), либо правительственными служащими (Вильфред Бивер и др.), либо специалистами-этнографами.

Наиболее ценны исследования отдельных племен, производившиеся специалистами-учеными. Около 1910 г. были впервые открыты во внутренней части западной половины острова пигмейские (малорослые) и весьма отсталые по культуре племена: одно из них обитает на южных склонах горы Голиаф, другое - на горе Тапиро. Последних открыл Раулинг и подробно описал Волластон. Позже на Новой Гвинее были открыты и другие малорослые племена. В 1910 г. Роберт Виллиамсон, юрист по специальности, подробно обследовал горное папуасское племя мафулу и обстоятельно его описал 2 . Племена группы киваи в области дельты р. Флаи исследовал Гуннар Ландтман, проведший там два года (1910-1912). Интересно описание племени банаро Рихарда Туривальда 2 ; уже не новичок в Меланезии, он провел у этого племени почти три года (1913-1915) и обнаружил совершенно своеобразную форму раннего родового строя, с оригинальным делением каждого рода на две половины, с характерными посвятительными обрядами и сложными родственными отношениями.

В западной части Новой Гвинеи этнограф Пауль Вирц подробнейшим образом описал большое племя маринд-аним, одно из самых примитивных на всем острове. Он нашел здесь ряд поразительных аналогий с общественным строем и культурой центральноавстралийских племен. Открытия эти позволяют наметить исторические связи между Новой Гвинеей и Австралией.

Большие неожиданности до сих пор хранит, очевидно, малоисследованная внутренняя часть острова. Сюда делаются только беглые разведочные рейсы. В 1921 г. Франк Гёрли проник на гидроплане в область верховьев р. Флай, куда почти не ступала нога европейца, но ограничился кратким и поверхностным сообщением. В 1926 г. открыты некоторые йлемена верховьев р. Раму. В 1932 г. в долине р. Вага (район горы Хаген) открыты неизвестные племена численностью около 200 тыс. Только в 1935 г. исследовано малорослое племя тапиро (район Мимика, Западный Ириан). В 1936-1937 гг. двое англичан-случайные для этнографии люди - пробрались в мало доступную область водораздела рек Флай и Сепик и дали очень интересное, вполне грамотное для неспециалистов, хотя и краткое, описание быта населения, указали названия и расселение племен. Все это свидетельствует о том, что во внутренних областях Новой Гвинеи науку до сих пор ожидают заманчивые, може1 быть, совсем неожиданные открытия. Там есть, несомненно, племена, еще не видавшие людей европейской культуры. Мы до сих пор даже не знаем, вся ли внутренняя часть острова заселена. Еще Миклухо-Маклай предполагал, что горы вдали от побережья, где он жил, не населены. Напротив, немецкий офицер Герман Детцнер, который, в годы первой мировой войны, скрываясь от англичан, скитался по горам Новой Гвинеи, нашел, что считавшиеся «необитаемыми» области на самом деле довольно густо заселены. Новейшие исследования показывают, что необитаемые районы действительно имеются (например, все нижнее течение р. Флай сразу же за береговой полосой), но они чередуются с местностями, достаточно и даже плотно заселенными.

Местные исследователи

Особого упоминания заслуживают местные исследователи. Как ни задавлено коренное население Океании колониальным гнетом, но в более развитых ее областях - на островах Полинезии - уже появилась своя немногочисленная интеллигенция. Из среды ее вышли и отдельные исследователи. Мировоззрение большинства из них находится под влиянием буржуазной идеологии. Они любят свой народ, но не видят для него выхода из тяжелого положения, в которое он поставлен колонизаторами, да и не понимают настоящих причин этого положения. Взоры их устремлены в далекое прошлое, которое они видят в романтически-идеализированных образах. Отсюда интерес к древностям, преданиям, мифам, старым верованиям.

В этом же направлении действуют и некоторые местные исследователи европейского или смешанного происхождения.

Еще в 1890-х годах новозеландский исследователь Перси Смит положил начало систематическому собиранию и изучению полинезийских генеалогий. Известно, что полинезийцы помнят свою генеалогию на десятки поколений назад. Некоторые полинезийские генеалогии, например на Маркизских островах, сохраняются на 115 поколений. Смит в 1898 г. выпустил книгу под названием «Гаваики - первоначальная родина маори», в которой выдвинул новую теорию и новые методы исчисления времени появления полинезийцев в Океании. Смит основал «Полинезийское общество» (1892), которое руководит сейчас всей этнографической работой в Полинезии и издает «Журнал Полинезийского общества» - важнейшее

периодическое издание по этнографии Океании. К 1955 г. вышло 63 тома этого журнала. Почти одновременно (1889) был основан в Гонолулу Музей Бишопа; его создал некто Чарлз Бишоп, который почти полвека прожил на Гавайях и основал этот музей в память своей жены, га- вайянки, принцессы Пауахи (по мужу Бишоп), последней представительницы королевского рода Камеамеа. Музей назван ее именем («Bernice Pauahi Bishop Museum»). Музей Бишопа организует систематические комплексные экспедиции по отдельным архипелагам Океании, изучая их этнографию, антропологию и археологию.

О маори Новой Зеландии с начала XX в. появилось несколько солидных монографий местных исследователей. Такова книга Треджира «Маорийская раса». Ему же принадлежит целый ряд новозеландских словарей и словари различных полинезийских диалектов. Из них особенной известностью пользуется «Маорийско-полинезийский сравнительный словарь» (1891). Еще более многочисленны и не менее ценны работы новозеландца Эльсдона Беста: из них самая крупная - сводный фундаментальный труд «Маори» (1924) в двух томах, где автор подытоживает все сведения по этнографии этого народа.

Наконец, самым выдающимся из современных исследователей Полинезии является, бесспорно, Питер Бак, сын маорийки и ирландца. Его маорийское имя - Те Ранги Хироа. Питер Бак получил университетское образование, служил медицинским инспектором, представлял маори в новозеландском парламенте, участвовал в первой мировой войне, много ездил по островам Полинезии и до своей недавней смерти (1950) был директором музея Бишопа в Гонолулу. Исследования Бака идут по двум путям: он собирал фольклор и предания (изучение облегчалось ему тем, что он с детства знал маорийские предания, которые рассказывала ему его бабка) и в то же время уделял особое внимание материальной культуре и археологии океанийских островов.

Те Ранги Хироа принадлежит несколько ценных монографий по отдельным архипелагам Полинезии (о-ва Кука, Самоа) и по некоторым частным вопросам. Результаты своих исследований он обобщил в книге, написанной в художественно-яркой и увлекательной форме. Несмотря на свою популярность, это подлинно научная сводка. Книга называется «Мореплаватели солнечного восхода» 1 . В ней он развивает мысль, что полинезийцы - лучшие мореплаватели мира, что они превзошли в этом отношении все остальные народы, и подробно, интересно и во многом убедительно прослеживает пути и направления их переселений.

Современное изучение народов Океании

После окончания второй мировой войны стало сказываться еще одно новое направление в этнографическом изучении островитян Океании: изучение их современного состояния и тех изменений, какие принесла с собой европейская колонизация и капиталистическая экономика. Это направление принято теперь в американской литературе называть «изучением аккультурации». Из работ об «аккультурации» наибольший интерес представляют: по Меланезии - книги Кирилла Белыпау; по Полинезии - работы супругов Биглхол, Хаусорна, Сё- зерленда, Кисинга, Бенгта Даниельсона. Содержательны также обобщающие труды У. Стэннера, JI. А. Мандера и др.

Современный этап изучения народов Океании характеризуется повышенным интересом к этой области со стороны американцев, что особенно проявилось во время второй мировой войны и в послевоенные годы. В США вышло и продолжает выходить большое количество книг, как специальных, так и популярных, посвященных Океании, ее экономике, быту и культуре населения. Их авторы ставят вопрос об отношении коренного населения Океании к европейско-американской «цивилизации», их «вестернизации» (т е. вовлечении в «западную» культуру перспективах будущего развития. Научные учреждения и капиталистические группы Америки охотно дают деньги на организацию научных экспедиций и исследований архипелагов Океании. Так как Полинезия в основном уже изучена, то на очередь поставлено исследование Микронезии, только что попавшей под американский контроль.

Мореплаватель Миклухо-Маклай

Николай Миклухо-Маклай был этнографом, исследовал жизнь племен, населявших тропические острова. Проявив огромное мужество и бесстрашие, он сумел подружиться с папуасами Новой Гвинеи и до сего времени, по прошествии почти полутора столетий, память о нем там священна.

Успех ученого может объясняться тем, что он считал туземцев такими же людьми, как он сам, относился к ним с уважением, без того чувства превосходства, какое было свойственно некоторым путешественникам. Своими работами он доказал ненаучность расизма.

Миклухо-Маклай учился в Петербургском университете, в университетах Германии, где изучал философию и медицину. Жил впроголодь, но работал необыкновенно много. Первая его научная поездка - на Канарские острова в 1866 году. Два года он работал там с великим зоологом Эрнестом Геккелем, потом - на острове Сицилия и на почти совсем неизученном Красном море.

Он был уже опытным зоологом, когда главным его интересом стала антропология - наука о человеке, а затем и этнография. Эта наука сделала его мореплавателем.

В свое первое плавание он отправился в 24 года - к берегам Новой Гвинеи на корвете «Витязь». Во время захода судна в Англию он сумел получить несколько приборов и провел исследования в Атлантическом и Тихом океанах: измерял глубины, температуру воды и соленость на разных уровнях. Также первыми были и его метеорологические наблюдения на берегу Новой Гвинеи, который теперь на карте мира обозначен как Берег Маклая. С 1871 по 1883 годы Маклай совершил более 15 плаваний, и провел в океане в общей сложности около трех лет, посетив девять морей и только в тропиках преодолев около 175 тысяч километров. Если же к этому добавить переходы из Петербурга в южные моря и обратно, то путь достиг бы трехсот тысяч километров. Это почти расстояние от Земли до Луны. И на каких только судах не приходилось ему плавать: - и на русских военных кораблях, и на пассажирских пароходах разных стран, и на совсем небольших промысловых шхунах, и на туземных лодках.

Н. Н. Миклухо-Маклай

Для папуасов Мак лай был, как мы сейчас сказали бы, инопланетянином, да и они для него были тоже людьми другой цивилизации. И проблема была та же, что при встрече обитателей разных планет: найти контакт, обнаружить что-то общее, связующее. Ведь те, кто уничтожал негров и индейцев, обращал их в рабство, не считали их за людей, во всяком случае, за полноценных людей.

Вот как описал он свою первую встречу с папуасом, когда его оставили одного на берегу Залива Астролябии: «Послышался шорох... Я увидел в нескольких шагах, как будто выросшего из земли человека, который поглядел в мою сторону и кинулся в кусты. Почти бегом пустился за ним по тропинке, размахивая красной тряпкой... Он оглянулся и, видя, что я один, без всякого оружия и знаками прошу его подойти, остановился. Я медленно приблизился... и молча подал ему красную тряпку. Он принял ее с видимым удовольствием и повязал себе на голову...»

Когда Маклай был приглашен в туземную деревню, то долго колебался: брать ли с собой револьвер, ведь он не знал, как к нему отнесутся островитяне, и в то же время понимал, что оружие может разрушить все надежды на установление контакта. Ему стало ясно, что «...сила должна заключаться в спокойствии и терпении». И он оставил револьвер в хижине.

Папуасы Новой Гвинеи (с рисунков Миклухо-Маклая)

Папуасы все же напали на него, вокруг засвистели стрелы, острие копья остановилось у самого лица, Маклай подумал: «Хорошо, что оставил оружие дома...» Он нашел единственно верное решение: расшнуровал ботинки, расстегнул пояс, улегся на циновку, закрыл глаза и... заснул. Проспал два часа, а когда открыл глаза, то увидел, что туземцы мирно сидят вокруг и смотрят на него. Он победил агрессию доверием и беззащитностью...

Пятнадцать месяцев прожил Миклухо-Маклай среди папуасов Новой Гвинеи. А потом вернулся, когда потребовалось защитить их от колонизаторов. Он пытался образовать государство - независимый Папуасский Союз, но это было совершенно невозможно.

Только через 12 лет, в 1882 году, вернулся Миклухо-Маклай в Россию - больной и весь в долгах. Расплатиться с ними, хотя бы частично, помогла объявленная в газетах общественная подписка; в ней приняли участие основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков, писатель Иван Тургенев и многие другие. Лев Толстой писал ему:

«Ваш опыт общения с людьми составит эпоху... в науке о том, как жить людям друг с другом...»

Прожил Миклухо-Маклай всего сорок два года, и похоронен в Санкт-Петербурге.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги 100 великих географических открытий автора

ОТКРЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛОВЕКЕ (подвиг Миклухо-Маклая) Говорят, однажды Диоген днем со свечой стал что-то искать. Его спросили, что он делает? «Ищу человека!» - ответил философ.Странным образом с давних пор, совершая географические открытия, люди были озабочены поисками

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭН) автора БСЭ

Фёдоров Иван (мореплаватель) Фёдоров Иван (г. рождения неизвестен – умер 1733), русский мореплаватель. Весной 1731 в составе экспедиции на судне «Св. Гавриил» перешёл из Болынерецка в Нижнекамчатск. В 1732 принял командование судном. Ф. и его спутники, среди которых находился

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Из книги 100 великих путешественников автора Муромов Игорь

Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-1888 гг.) ученый, путешественник Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой

Из книги 100 великих мореплавателей автора Авадяева Елена Николаевна

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Генрих Мореплаватель В начале XV века Португалия не играла заметной роли в международной жизни. Она была одним из мелких государств, занимавших Пиренейский полуостров.Уже с середины XIII века определились те границы Португалии, которые существуют до сих пор. Ей удалось

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Н. Н. Миклухо-Маклай С давних пор, совершая географические открытия, люди искали драгоценные камни и металлы, лес и пушнину, пряности и благовония, - но только не ЧЕЛОВЕКА. Лишь после эпохи Великих географических открытий учёные стали обращать внимание на разнообразие не

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

За что португальский принц Генрих Мореплаватель получил свое прозвище? Генрих Мореплаватель (1394–1460), четвертый сын португальского короля Жуана I, прославился как организатор морских экспедиций к островам центральной части Атлантического океана и западным берегам

Из книги 100 великих путешественников [с иллюстрациями] автора Муромов Игорь

И И академик, и герой, и мореплаватель, и плотник Из стихотворения «Стансы» (1826) А. С. Пушкина (1799-1837). Так поэт говорит о разносторонней деятельности Петра Первого: Самодержавною рукой, Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье. То

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846–1888) Русский этнограф. Изучал коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870–1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи (ныне Берег Миклухо-Маклая). Выступал против расизма.Миклухо-Маклай