Возвратность глагола постоянный или непостоянный признак. Постоянные и непостоянные признаки глагола. Постоянные морфологические признаки

Глагол - самостоятельная спрягаемая (изменяемая по числам и лицам) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Глаголы бывают:

  • несовершенного вида — отвечают на вопрос что делать? (строить, плыть, взбираться);
    совершенного вида — отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершённость действия или результат (построить, переплыть, взобраться);
  • переходные - сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога (читать газеты, строить дом);
    непереходные - сочетаться не могут (ходить по дороге, купаться в море);
  • 1-го спряжения - глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать, -оть, -уть и другие кроме -ить (худеть, колоть);
    2-го спряжения - глаголы, оканчивающиеся на -ить (крутить, строить);
  • возвратными - с суффиксом -ся и -сь (встречаться, умываться, учиться);
    невозвратными (встречать, умывать, учить).

Некоторые глаголы не употребляются без суффикса -ся, то есть являются только возвратными: надеяться, кланяться, трудиться, смеяться, становиться, гордиться, оставаться и др.

Если глаголы обозначают действия, которые происходят сами по себе без действующего лица (предмета), то они называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, светает. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека.

Глаголы изменяются:

  • по трём наклонениям:
    • изъявительное наклонение (бегу, смотрел, пойду) - глаголы, отражающие действие, состояние объекта;
    • условное наклонение (бежал бы, посмотреть бы, пойти бы) - глагол + частица «б» или «бы», выражающие действие при выполнении какого-либо условия;
    • повелительное наклонение (беги, смотри, иди) - глаголы с выражением просьбы, приказа.
  • по трём временам:
    • прошедшее время - отражает действие, состояние объекта в прошлом (рисовал, смотрел, учился);
    • настоящее время - действие, состояние, которые происходят в настоящем (рисую, смотрю, учусь);
    • будущее время - действие, состояние, которое ещё не произошли, но произойдут в будущем (нарисую, посмотрю, буду учиться);
  • по лицам и числам в настоящем и будущем времени (бегу, бежит, побегут);
    по числам и родам (в единственном числе) в прошедшем времени (читал, читала, читали).

Постоянные морфологические признаки глаголов: спряжение, вид, переходность. Непостоянные: наклонение, число, время, род. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по временам. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (я пишу, он пишет, она напишет/будет писать, они напишут/будут писать), в прошедшем времени - по числам и родам (я писал, она писала, они писали).

Неопределённая форма

Начальная форма глагола - неопределённая форма (инфинитив), которая не отражает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Примеры: видеть - увидеть, сеять - посеять, смотреть - рассмотреть, везти, пройти, найти и др. Глаголы в форме инфинитива имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.

Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -ь. Приведём примеры глаголов парами - с вопросами что делать? (несовершенный вид) и что сделать? (совершенный вид).

Спряжения глаголов

Глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. К первому спряжению относятся глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ть и др. (вертеть, копать, колоть, дуть, ныть). Ко второму спряжению относятся глаголы на -ить (носить, пилить, ходить). Существует 11 глаголов-исключений (7 глаголов на -еть и 4 глагола на -ать), которые относятся ко второму спряжению, и 2 глагола-исключения на -ить, которые относятся к первому спряжению.

Глаголы-исключения

I спряжение:
брить, стелить
(2 глагола)

II спряжение:
-еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;
-ать: гнать, держать, слышать, дышать
(11 глаголов)

При изменении глаголов по лицам и числам окончания образуются в соответствии со спряжением, к которому глагол относится. Обобщим случаи таблицей.

Лицо I спряжение II спряжение
Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
1-е -у/-ю -ем -у/-ю -им
2-е -ешь -ете -ишь -ите
3-е -ет -ут/-ют -ит -ат/-ят

Приведённые окончания называют личными окончаниями глагола. Чтобы определить спряжение, нужно поставить глагол в неопределённую форму такого же вида, что и личная форма: выполняешь - выполнять (несов. вид), выполним - выполнить (сов. вид).

Примеры:
читаю → читать → I спряжение
построят → построить → II спряжение

При определении спряжения глагола учитывайте, что:

  1. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать - сделать, работать - поработать, учить - выучить, гнать - обогнать;
  2. Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: умываться - умывать, советоваться - советовать, учиться - учить, извиниться - извинить;
  3. Имеет место быть чередование согласных в настоящем времени: пеку - печёшь, берегу - беречь, хожу - ходишь, прошу - просишь, отвечу - ответишь и др.

От глаголов победить, пылесосить не образуется 1-е лицо единственного числа. От глагола быть не образуется 1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени, для 3-го лица единственного числа иногда вместо быть используется есть. Глаголы хотеть и бежать изменяются по первому и частично по второму спряжению - разноспрягаемые глаголы. Глаголы есть (кушать) и дать спрягаются особым образом.

Примеры глаголов

Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.

Род есть только в единственном числе прошедшего времени:
Мужского рода (что делал?): плыл, висел.
Женского рода (что делала?): плыла, висела.
Среднего рода (что делало?): плыло, висело.

Синтаксическая роль

В предложении глагол в начальной форме (инфинитив) может играть разную синтаксическую роль. Глагол личной формы в предложении является сказуемым.

Стану сказывать я сказки (М. Лермонтов). (Составное сказуемое.)
Учиться - всегда пригодится (пословица). (Подлежащее.)
Прошу вас подождать . (Дополнение.)
Нетерпение доехать до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов). (Определение.)
Ребята побежали прятаться . (Обстоятельство.)

Непостоянный признак глагола - это что такое? Ответ на заданный вопрос вы найдете в материалах представленной статьи. Кроме этого, мы поведаем вам о том, какие формы имеет данная часть речи, как она склоняется и пр.

Общие сведения

Прежде чем понять, какие постоянные и непостоянные признаки глагола существуют, следует сказать о том, что вообще представляет собой данная часть речи.

Глаголом называют часть речи, обозначающую состояние или же действие какого-либо предмета и отвечающую на вопросы «что сделать?» и «что делать?».

Формы глагола

Каждый глагол имеет следующие формы:

  • Начальная. Иногда ее называют инфинитивом или неопределенной формой. Такие глаголы оканчиваются на -ти, -ть или -чь, то есть на формообразующие суффиксы (например: стеречь, цвести, купать и пр.). Неопределенная называет только состояние или действие и не указывает на число, время и лицо. Это так называемая неизменяемая форма. Она обладает лишь постоянными признаками.
  • Спрягаемые формы, то есть не являющиеся инфинитивом. Как правило, они имеют постоянные и непостоянные признаки глагола.
  • Деепричастие.
  • Причастие.

Итак, чтобы правильно составить текст письма, следует знать, что представленная часть речи имеет:

  • непостоянные;
  • постоянные признаки глагола.

Рассмотрим их более подробно.

Непостоянные признаки глагола

К непостоянным формам относятся:

  • число;
  • наклонение;
  • лицо;
  • время.

Следует особо отметить, что каждый из этих признаков имеет свои особенности.

Наклонение

Все глаголы имеют 3 формы наклонений. Данный признак показывает, как говорящий человек оценивает действие. Другими словами, при помощи такой формы можно узнать, считает ли он его желательным, возможным или реальным при каком-либо определенном условии.


Время

Термин «непостоянные признаки глагола» говорит сам за себя. То есть данная часть речи изменяется по временам. Однако это относится лишь к глаголам в

Итак, рассмотрим более подробно, как изменяется такая часть речи по временам:

  • Настоящее время. Формально оно выражается такими как -у, -ю, -ешь, -ет, -ут, -ете и пр. (Например: гуляю, думаю, делаю, мечтаешь, несете и т. д.). Следует особо отметить, что настоящее время обозначает процесс, который протекает в данный момент. При этом он сам может и не быть в настоящем, а находиться в прошлом или будущем. Приведем пример: Она бежит впереди меня. Она думала, что бежит впереди меня. Она снова убежит вперед .
  • Будущее время. Как известно, оно обозначает процесс, который очень скоро произойдет. Например: я вечером пойду гулять . Следует также отметить, что будущее время имеется и у глаголов вида совершенного и несовершенного. Хотя в данных случаях оно выражается различно (буду читать - прочитаю, буду петь - спою, буду гулять - погуляю и пр.).
  • Прошедшее время. Такое время обозначает уже прошедшее действие (например: гулял, делал, думал ). Данная форма образуется при помощи добавления суффикса -л-.

Число

Непостоянные признаки глагола - это те признаки, которые при необходимости могут изменять слово в нужное время, лицо и пр. Число также является непостоянным признаком. Оно может быть:

  • Единственным: делаю, ожидаю, шел, пошел, пойду и пр.
  • Множественным: делаем, ожидаем, шли, пошли, пойдем и пр.

Лицо

В формах будущего и настоящего времени все глаголы изменяются по следующим лицам:

  • 1-ое лицо указывает на то, что процесс осуществляет говорящий: я пою, мы поем ;
  • 2-ое лицо указывает на то, что действие производит слушающий: ты молчишь, вы молчите ;
  • 3-е лицо указывает на то, что действие осуществляется лицом, не участвующим в диалоге: оно, он, она идет, они идут .

Следует также отметить, что некоторые глаголы называют какое-либо действие или состояние, которое происходит без участия определенного лица, как бы само по себе. Подобные глаголы называют безличными. Приведем пример: Знобит. Светает. Темнеет .

Род

Какие еще непостоянные признаки глагола существуют? Разумеется, к ним относится и род. Однако данная форма присуща лишь глаголам в единственном числе, условном наклонении и :


Теперь вам известно, какие непостоянные морфологические признаки глагола существуют и как изменяется данная часть речи в соответствии с ними. Однако следует отметить, что, помимо непостоянных, имеются и постоянные формы. Рассмотрим их более подробно.

Признаки глагола постоянные

Если к вам обратятся и попросят: «Назовите непостоянные признаки глагола», то наверняка вы сделаете это не колеблясь. Но что же вы скажете, если от вас захотят услышать перечень и различия постоянных признаков глагола?

Итак, к таким формам относят:

  • переходность;
  • возвратность;
  • спряжение.

Вид

Абсолютно все глаголы являются несовершенного или совершенного вида. Данный признак показывает, как именно протекает действие. Как известно, все глаголы вида совершенного отвечают на следующий вопрос: «что сделать?». Кроме того, они указывают на результат действия, его завершенность, начало или конец (например, что сделать? - встать ).

Могут изменяться в прошедшем (что сделали? - встали ) и будущем простом времени (что сделают? - встанут) . Формы настоящего времени у такого признака нет.

Несовершенного отвечают на следующий вопрос: «что делать?». Кроме того, при обозначении какого-либо действия они не указывают на его результат, завершенность, начало или конец: вставать . Такие глаголы имеют прошедшее (что делали? - вставали ), настоящее (что делают? - встают ) и будущее сложное время (что будешь делать? - буду вставать ). Также у несовершенного вида существует и неопределенная форма глагола (что будет делать? - будет вставать, будет танцевать и пр.).

Следует особо отметить, что в русском языке присуствует небольшое количество двувидовых глаголов. Такие слова, в зависимости от контекста, могут становиться то совершенного вида, то несовершенного (велеть, жениться, исследовать, казнить, арестовать, женить, атаковать, обследовать и пр.).

Приведем пример:

  • По городу распространились слухи, что король сам казнит своих врагов. В этом случае глагол «казнит» отвечает на вопрос «что делает?» и имеет несовершенный вид.
  • По городу распространились слухи, что король сам казнит нескольких мятежников. В этом случае глагол «казнит» отвечает на вопрос «что сделает?» и имеет совершенный вид.

Возвратность

К постоянным признакам относится и такая форма, как возвратность. Таким образом, глаголы, имеющие постфикс -ся или же -сь, именуются возвратными. Например: биться, ругаться и пр. Остальные же являются невозвратными. Например: бить, ругать, думать и пр.

Переходность

Все глаголы делятся на непереходные и переходные. Последние обозначают какой-либо процесс, который переходит на другой предмет. Его название может быть выражено:


Все остальные глаголы считаются непереходными (играть в лесу, верить в справедливость и пр.).

Спряжение

О том, какой непостоянный признак глагола можно использовать для написания красивого стилистического письма, вам известно. Однако для составления грамотного текста этого мало. Ведь очень важно знать, как пишутся глаголы в том или ином спряжении.

Как известно, при такой форме изменяются окончания глаголов. В свою очередь, спряжения зависят от лица и числа того или иного слова.

Итак, для составления грамотного письма необходимо запомнить, что:

  • Глаголы 1-ого спряжения имеют окончания: -ешь (-ёшь), -у (-ю), -ет (-ёт), -ете (-ёте), -ем (-ём) и -ут (-ют). Приведем пример: работаешь, хочешь, воет, поем, бегут и пр.
  • Глаголы 2-ого спряжения имеют окончания: -ишь, -у (-ю), им, -ит, -ат (-ят) или -ите. Приведем пример: растите, кормит, любишь, проходит, погубим и пр.

Урок русского языка в 6-м классе по теме

" А действие стремится к результату» (постоянные и непостоянные признаки глагола) (слайд 1)

С применением отдельных приёмов технологии РКМЧП

При составлении разработки урока по русскому языку и в результате ее практической реализации используется трехступенчатая базовая модель технологии РКМЧП.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:

  1. подготовительный - стадия вызова;
  2. собственно восприятие нового - смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
  3. присвоение информации - стадия рефлексии.

На данном уроке были поставлены и осуществлены следующие цели и задачи:

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

Самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Последующие уроки посвящены не теоретическому материалу, а практической его отработке.

На мой взгляд технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо” является эффективной, имеет хорошие положительные результаты; разработана для ученика, чтобы максимально приблизить его к процессу познания русского языка и чтобы от этого он получил моральное удовлетворение.

Эпиграф: “Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова” - писал Н.Греч (слайд 2)

Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “мозгового штурма”; «инсерт»,составление кластера.

Ход урока

I. Стадия вызова - целеполагание

Слово учителя: “Ребята, сегодня к нам на урок русского языка пришли гости из далекой старославянской школы, которая существовала в России много веков назад. Они расскажут нам очень интересные истории о важнейшей в русском языке части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться.

Ученик: “На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова”. Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.

Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить - говорить”.

Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.

Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении “Пророк”: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол - это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”

Вопрос: Ребята, а как вы понимаете высказывание Николая Греча о русском языке?

Ученица: “Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы - это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.

Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле - примерно 6% глаголов, в научном - около 10%. В художественной речи глагол употребляется гораздо чаще: до 15% всех слов художественного текста - глаголы. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.

Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.”

Вопрос: Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно учиться пользоваться многообразием глагольной лексики?

2. А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?”(слайд 3)

Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..

Сделайте вывод.

3. А сейчас давайте перенесем свой взгляд на изображенные перед вами пиктограммы (на доске прикреплено 9 пиктограмм лиц с четко выраженным настроением радости, грусти, доброты и т. д.), и с помощью глаголов назовем настроение, которое вы видите на этих ярких “ лицах-пиктограммах”. (Радуется, смеётся, хмурится, плачет, улыбается, сердится и т. д.)

Сделайте вывод.

5. Сформулируйте и запишите самостоятельно тему урока.

6. Поставьте перед собой цель и запишите ее.

7. Вспомните все, что вы знали раньше о глаголе и запишите в первую колонку таблицы “Я знал…”.

8. Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Информацию, с которой оба согласны, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.

(Одна - две пары зачитывают информацию, учитель записывает ее на доске.)

(На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах.)

Вопросы: (слайд 4)

1. На какие вопросы может отвечать глагол?

2. Что обозначает глагол как часть речи?

3. Какие морфологические признаки имеет глагол?

4. Как он изменяется?

5. Каким членом предложения обычно бывает?

II. Смысловая стадия

1. Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:

“ ! ” - Я это знал.

“ + ” - Новое для меня.

“ - “ - Вызывает у меня сомнение.

“?” - Вопрос.

2. Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию во второй столбик таблицы.

3. Учащиеся формулируют и записывают вопросы в третий столбик таблицы (только в том случае, если они возникают).

Физкультминутка.

III. Информационный текст

1. Название “Глагол” происходит от старославянского слова “глаголить”, что значит “говорить ”.

2. Глагол - это самостоятельная часть речи , которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.

4. Глаголы имеют общее грамматическое значение “действие”.

5. Глагол имеет следующие морфологические признаки:

1) Постоянные признаки:(слайд 5)

а) вид : совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)

б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);

в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ;

г) спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить , кроме брить, стелить; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть); 4 глагола на – ать (слышать, дышать, держать, гнать).

2) Непостоянные признаки(слайды 6-7)

а) наклонение : изъявительное (глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем), условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса – л – и частицы бы; например, сделал бы, хотел бы…), повелительное (глаголы в повелительном наклонении, которые кто-то приказывает или просит выполнить; например, пиши, читай, учись…).;

б) время (по временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении): настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а,о)?), будущее (что будет (ут) делать? что сделает (ют)?;

в) число: единственное и множественное;

г) лицо : 1-е (Я - МЫ); 2 - е (ТЫ - ВЫ); 3 - е (ОН - ОНА - ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека (лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. (Смеркалось. Уж вечереет.)

д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа)

6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего (“Учиться - всегда пригодится”), входит в грамматическую основу предложения.

7) Частица – НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без “не” не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.

8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит…

9) Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь….

IV. Стадия рефлексии (размышления)(8 слайд)

После ознакомления с текстом учащиеся должны запомнить ту информацию, которая оказалась актуальной для каждого из них; переосмысление собственных знаний; составление кластера (графического образа), чтобы информация отложилась в памяти.

Работа учащихся в парах. (Учащиеся обсуждают новую информацию в парах, опираясь на вопросы, записанные на доске.)

Вопросы:

1.Что из того, что вы прочитали вам было уже знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение? Почему? Докажите свою точку зрения.

2. Составление кластера на доске и в тетради совместно с учителем «Непостоянные и постоянные морфологические признаки глагола».

Зарядка для мозгов “Кто что делает?” Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..

Вопросы: 1. На какие вопросы может отвечать глагол? 2. Что обозначает глагол как часть речи? 3. Какие морфологические признаки имеет глагол? 4. Как он изменяется? 5. Каким членом предложения обычно бывает?

Постоянные признаки глагола а) вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?) б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения); в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ; г) спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть); 4 глагола на – ать (слышать, дышать, держать, гнать).

Непостоянные признаки глагола а) наклонение: изъявительное (глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем), условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса – л – и частицы бы; например, сделал бы, хотел бы…), повелительное (глаголы в повелительном наклонении, которые кто-то приказывает или просит выполнить; например, пиши, читай, учись…).; б) время (по временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении): настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а,о)?), будущее (что будет (ут) делать? что сделает (ют)?;

в) число: единственное и множественное; г) лицо: 1-е (Я - МЫ); 2 - е (ТЫ - ВЫ); 3 - е (ОН - ОНА - ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека (лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. (Смеркалось. Уж вечереет.) д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа)

Вопросы: 1.Что из того, что вы прочитали вам было уже знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение? Почему? Докажите свою точку зрения.


31 июля 2014

Непостоянный признак глагола - это что такое? Ответ на заданный вопрос вы найдете в материалах представленной статьи. Кроме этого, мы поведаем вам о том, какие формы имеет данная часть речи, как она склоняется и пр.

Общие сведения

Прежде чем понять, какие постоянные и непостоянные признаки глагола существуют, следует сказать о том, что вообще представляет собой данная часть речи.

Глаголом называют часть речи, обозначающую состояние или же действие какого-либо предмета и отвечающую на вопросы «что сделать?» и «что делать?».

Формы глагола

Каждый глагол имеет следующие формы:

  • Начальная. Иногда ее называют инфинитивом или неопределенной формой. Такие глаголы оканчиваются на -ти, -ть или -чь, то есть на формообразующие суффиксы (например: стеречь, цвести, купать и пр.). Неопределенная форма глагола называет только состояние или действие и не указывает на число, время и лицо. Это так называемая неизменяемая форма. Она обладает лишь постоянными признаками.
  • Спрягаемые формы, то есть не являющиеся инфинитивом. Как правило, они имеют постоянные и непостоянные признаки глагола.
  • Деепричастие.
  • Причастие.

Итак, чтобы правильно составить текст письма, следует знать, что представленная часть речи имеет:

  • непостоянные;
  • постоянные признаки глагола.

Рассмотрим их более подробно.

Непостоянные признаки глагола

К непостоянным формам относятся:

  • число;
  • наклонение;
  • лицо;
  • время.

Следует особо отметить, что каждый из этих признаков имеет свои особенности.

Наклонение

Все глаголы имеют 3 формы наклонений. Данный признак показывает, как говорящий человек оценивает действие. Другими словами, при помощи такой формы можно узнать, считает ли он его желательным, возможным или реальным при каком-либо определенном условии.


Время

Термин «непостоянные признаки глагола» говорит сам за себя. То есть данная часть речи изменяется по временам. Однако это относится лишь к глаголам в изъявительном наклонении.

Итак, рассмотрим более подробно, как изменяется такая часть речи по временам:

  • Настоящее время. Формально оно выражается такими личными окончаниями, как -у, -ю, -ешь, -ет, -ут, -ете и пр. (Например: гуляю, думаю, делаю, мечтаешь, несете и т. д.). Следует особо отметить, что настоящее время обозначает процесс, который протекает в данный момент. При этом он сам может и не быть в настоящем, а находиться в прошлом или будущем. Приведем пример: Она бежит впереди меня. Она думала, что бежит впереди меня. Она снова убежит вперед .
  • Будущее время. Как известно, оно обозначает процесс, который очень скоро произойдет. Например: я вечером пойду гулять . Следует также отметить, что будущее время имеется и у глаголов вида совершенного и несовершенного. Хотя в данных случаях оно выражается различно (буду читать - прочитаю, буду петь - спою, буду гулять - погуляю и пр.).
  • Прошедшее время. Такое время обозначает уже прошедшее действие (например: гулял, делал, думал ). Данная форма образуется при помощи добавления суффикса -л-.

Число

Непостоянные признаки глагола - это те признаки, которые при необходимости могут изменять слово в нужное время, лицо и пр. Число также является непостоянным признаком. Оно может быть:

  • Единственным: делаю, ожидаю, шел, пошел, пойду и пр.
  • Множественным: делаем, ожидаем, шли, пошли, пойдем и пр.

Лицо

В формах будущего и настоящего времени все глаголы изменяются по следующим лицам:

  • 1-ое лицо указывает на то, что процесс осуществляет говорящий: я пою, мы поем ;
  • 2-ое лицо указывает на то, что действие производит слушающий: ты молчишь, вы молчите ;
  • 3-е лицо указывает на то, что действие осуществляется лицом, не участвующим в диалоге: оно, он, она идет, они идут .

Следует также отметить, что некоторые глаголы называют какое-либо действие или состояние, которое происходит без участия определенного лица, как бы само по себе. Подобные глаголы называют безличными. Приведем пример: Знобит. Светает. Темнеет .

Род

Какие еще непостоянные признаки глагола существуют? Разумеется, к ним относится и род. Однако данная форма присуща лишь глаголам в единственном числе, условном наклонении и прошедшем времени:


Теперь вам известно, какие непостоянные морфологические признаки глагола существуют и как изменяется данная часть речи в соответствии с ними. Однако следует отметить, что, помимо непостоянных, имеются и постоянные формы. Рассмотрим их более подробно.

Признаки глагола постоянные

Если к вам обратятся и попросят: «Назовите непостоянные признаки глагола», то наверняка вы сделаете это не колеблясь. Но что же вы скажете, если от вас захотят услышать перечень и различия постоянных признаков глагола?

Итак, к таким формам относят:

  • переходность;
  • возвратность;
  • спряжение.

Вид

Абсолютно все глаголы являются несовершенного или совершенного вида. Данный признак показывает, как именно протекает действие. Как известно, все глаголы вида совершенного отвечают на следующий вопрос: «что сделать?». Кроме того, они указывают на результат действия, его завершенность, начало или конец (например, что сделать? - встать ).

Глаголы вида совершенного могут изменяться в прошедшем (что сделали? - встали ) и будущем простом времени (что сделают? - встанут) . Формы настоящего времени у такого признака нет.

Глаголы вида несовершенного отвечают на следующий вопрос: «что делать?». Кроме того, при обозначении какого-либо действия они не указывают на его результат, завершенность, начало или конец: вставать . Такие глаголы имеют прошедшее (что делали? - вставали ), настоящее (что делают? - встают ) и будущее сложное время (что будешь делать? - буду вставать ). Также у несовершенного вида существует и неопределенная форма глагола (что будет делать? - будет вставать, будет танцевать и пр.).

Следует особо отметить, что в русском языке присуствует небольшое количество двувидовых глаголов. Такие слова, в зависимости от контекста, могут становиться то совершенного вида, то несовершенного (велеть, жениться, исследовать, казнить, арестовать, женить, атаковать, обследовать и пр.).

Приведем пример:

  • По городу распространились слухи, что король сам казнит своих врагов. В этом случае глагол «казнит» отвечает на вопрос «что делает?» и имеет несовершенный вид.
  • По городу распространились слухи, что король сам казнит нескольких мятежников. В этом случае глагол «казнит» отвечает на вопрос «что сделает?» и имеет совершенный вид.

Возвратность

К постоянным признакам относится и такая форма, как возвратность. Таким образом, глаголы, имеющие постфикс -ся или же -сь, именуются возвратными. Например: биться, ругаться и пр. Остальные же являются невозвратными. Например: бить, ругать, думать и пр.

Переходность

Все глаголы делятся на непереходные и переходные. Последние обозначают какой-либо процесс, который переходит на другой предмет. Его название может быть выражено:


Все остальные глаголы считаются непереходными (играть в лесу, верить в справедливость и пр.).

Спряжение

О том, какой непостоянный признак глагола можно использовать для написания красивого стилистического письма, вам известно. Однако для составления грамотного текста этого мало. Ведь очень важно знать, как пишутся глаголы в том или ином спряжении.

Как известно, при такой форме изменяются окончания глаголов. В свою очередь, спряжения зависят от лица и числа того или иного слова.

Итак, для составления грамотного письма необходимо запомнить, что:

  • Глаголы 1-ого спряжения имеют окончания: -ешь (-ёшь), -у (-ю), -ет (-ёт), -ете (-ёте), -ем (-ём) и -ут (-ют). Приведем пример: работаешь, хочешь, воет, поем, бегут и пр.
  • Глаголы 2-ого спряжения имеют окончания: -ишь, -у (-ю), им, -ит, -ат (-ят) или -ите. Приведем пример: растите, кормит, любишь, проходит, погубим и пр.

Признаки глагола – это грамматические категории глагольных форм, которые присущи глаголу как части речи. В русском языке выделяют постоянные и непостоянные признаки глагола.

Постоянные признаки глагола

Постоянные признаки глагола – это грамматические категории, присущие всем глагольным формам. Данные признаки не изменяются в зависимости от контекста, в котором употребляется глагол.

    Вид – признак, определяющий, как именно происходит действие.
      Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос “что сделать?” ; Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос “что делать?” .
      Возвратные глаголы; Невозвратные глаголы.

    Переходность – признак, определяющий процесс или действие, переходящее на объект.

      Переходные глаголы; Непереходные глаголы.

    Особенности спряжения глаголов по числам и лицам.

      I спряжение; II спряжение; Разноспрягаемые.

Непостоянные признаки глагола

Непостоянные признаки глагола – это грамматические категории, свойственные спрягаемым глаголам и причастиям. Данные категории изменяются в зависимости от контекста, в котором используется слово.

    Наклонение – категория, выражающее отношение действия либо процесса к реальности. Признак свойственен спрягаемым формам глаголов.
      Изъявительное; Повелительное; Условное.
      Множественное; Единственное.
      Будущее; Настоящее; Прошлое.
      1-е лицо; 2-е лицо; 3-е лицо.
      Мужской; Женский; Средний.

(No Ratings Yet)



  1. Морфологические признаки представляют собой ряд грамматических категорий, присущих определенной части речи. Морфологические признаки глагола в русском языке бывают Постоянными и Изменяемыми. Постоянные морфологические признаки глаголов...
  2. МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. Ф. КАТАНОВА ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА специальность 021700 – “Филология” Абакан, 2001 ВВЕДЕНИЕ...
  3. Что такое постоянные и непостоянные признаки существительных? Признаки имен существительных – это грамматические категории, присущие словам данной части речи. Выделяют постоянные и непостоянные признаки существительного...
  4. Переходные и непереходные глаголы. Так же как и в русском языке, глаголы в английском языке делятся на переходные и непереходные в зависимости от того, переходит...
  5. Что такое глагол в русском языке В русском языке глагол является самостоятельной частью речи, обозначающей Процесс, отношение, действие или состояние лица, предмета либо явления. Грамматическое...
  6. Грамматическая категория – совокупность двух или более однородных грамматических значений, имеющих в языке обязательное формальное выражение. Грамматические значения, составляющие категорию, четко структурируются, образуя противопоставления. Например,...
  7. Что такое лицо глагола в русском языке? Лицо глагола в русском языке – это словоизменительная грамматическая категория глаголов, выражающая соотнесенность называемого глаголом действия к участникам...
  8. Как разобрать прилагательное как часть речи? Что такое морфологический разбор прилагательного? Морфологический разбор прилагательного как части речи – Это полная грамматическая и лексико-синтаксическая характеристика слова....
  9. Что такое морфологические признаки существительного? Морфологические признаки существительного – это ряд грамматических категорий, которые присущи словам данной части речи и указывают на их значение в...
  10. Глагол – часть речи, которая обозначает действие или состояние и выражает эти значения в формах вида, времени, залога, лица, числа, наклонения и в предложении выполняет...
  11. Что такое категория наклонения глаголов? Наклонение глаголов в русском языке – это словоизменительный грамматический признак спрягаемых глаголов. Категория наклонения обозначает отношение называемого глаголом процесса к...
  12. Что такое непостоянные признаки прилагательных? Непостоянные морфологические признаки прилагательных – ряд изменяемых грамматических категорий. Их значение зависит от грамматических признаков существительного, с которым прилагательное согласуется....
  13. Что такое постоянные признаки прилагательного? Постоянные морфологические признаки прилагательного – это неизменяемые грамматические категории. Они присущи прилагательным не зависимо от того, с какими существительными они...
  14. Что такое вид глаголов в русском языке? Вид в русском языке – это грамматический признак глаголов. Он указывает на то, как определенное глаголом действие протекает...
  15. Что такое морфологический разбор имени существительного? Морфологически разбор имени существительного – это полная грамматическая характеристика словоформы существительного. При морфологическом разборе определяются постоянные и изменяемые признаки...