Болонская система образования в современной россии. Что такое Болонская система образования? Болонский процесс и образование

Предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.

С 2003 года, когда в России была принята Болонская система образования , в нашем обществе не утихает дискуссия: насколько эффективным Болонский процесс может быть в условиях российской действительности и нужен ли он вообще? Тем более, что все прекрасно понимают, действующая у нас система образования не отвечает современным требованиям, а потому нуждается в реформах. Только вот мало кто понимает, как эти реформы должны выглядеть и подходит ли нам опыт европейских стран и, в частности, Болонская система.

Чтобы прояснить этот вопрос, предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.

Что такое Болонский процесс?


Болонский процесс - организация единого образовательного пространства с целью создания конкурентоспособного образования по отношению к образовательным системам Австралии, Северной Америки, Юго-Восточной Азии и других регионов, куда происходит отток учащихся их европейских стран. Основные принципы этой системы:

1. Дипломы, признаваемые во всех странах, участниках Болонской системы.

2. Система высшего образования, состоящая из трех уровней:

2.1. бакалавриат,

2.2. магистратура,

3. Система перевода и накопления учебных часов (например, можно поступить в ВУЗ Санкт-Петербурга, прослушать определенное количество часов, затем съездить в Польшу, и там прослушать некоторое количество часов, которые будут учтены по основному месту обучения. В общем, можно не просто учиться, но при этом и путешествовать, если у вас, конечно же, есть деньги).

При этом, Болонская система ориентируется на получение молодым человеком определенного набора компетенций, востребованных в современных реалиях (то есть, ориентированных на реальный рынок труда). Американскими психологами было выяснено, что ни опыт работы, ни диплом выпускника престижного ВУЗа не гарантируют качества выполняемой работы. Определить это могут только компетенции человека. Подчеркнем, что не стоит путать компетенции с компетентностью.

  • компетентность - это способность достигать определенных результатов работы
  • компетенция это - необходимые знания, навыки и стандарты поведения, позволяющие достигать высоких результатов в работе.

На сегодняшний день существуют разные варианты описания понятия "компетенция":

  • американский подход – описание поведения сотрудника
  • европейский подход – описание рабочих задач или результатов работы
  • Россия (и СНГ) – индивидуальные способности, личностные качества и профессиональные навыки, необходимые для выполнения какой-либо работы.

Отметим, что такие сложные исследования компетенций были выполнены для того, чтобы добиться высочайшего качества образования и наибольшей прибыльности для различного рода коммерческих компаний: рекламных, производственных, торгующих БАДами и т.д.


Вот такая занимательная штука эти компетенции. А самое главное: компетенции и сами по себе превращаются в товар и их можно продавать. Например, до недавнего времени были востребованы экономисты и юристы, а сегодня их востребованность упала, и у молодых людей возникла необходимость в приобретении других компетенций. Хочешь получить новые компетенции? Не вопрос, плати и приобретай новые знания и навыки!

Важно понимать, что бакалавриат не дает широкого кругозора. Он дает лишь определенный набор компетенций, позволяющих выполнять какую-либо одну функцию. Таким образом, если полученная на бакалавриате компетенция перестает быть востребованной, то и функционер тоже уже не пригодится. Более широкий объем знаний, благодаря которому можно охватить больше направлений в рамках одной сферы деятельности, предлагают получить на магистратуре. Докторантура призвана подготовить специалиста, ориентированного на фундаментальность и творчество, способного реализовать себя в научной деятельности. К сожалению, до докторантуры мы, похоже, еще не доросли. Поэтому эта форма подготовки не пользуется популярностью у молодых людей.

Результаты внедрения Болонской системы в России

Что дала Болонская система России ? Первые результаты, увы, не радуют. И в школах, и в высших учебных заведениях специалисты отмечают снижение качества образования. Во многом это объясняется тем, что Болонский процесс был создан исключительно для стран Европейского союза в качестве инструмента усиления евроинтеграции. А поскольку Россия пока еще не является членом ЕС, на территории нашей страны она малоэффективна.

В частности, болонское соглашение предполагает сокращение обучения в ВУЗах с пяти до четырех лет. А если учесть, что в школах у нас учатся 11 лет, вместо европейских 12-ти, наши студенты теряют, как минимум, 1 год образовательного процесса, что в рамках образования является практически невосполнимой потерей.

Не стоит забывать, что Болонский процесс построен на основе системы накопления баллов. Каждый ВУЗ имеет основную базу, за которую обучающиеся получают баллы (или оценки). Недостающие баллы студенты могут набрать, основываясь на своих предпочтениях и желаниях. И чтобы получить необходимое количество баллов для допуска к зачету или экзамену, российские студенты предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, выбирая максимально легкие (и подчас совершенно не нужные с профессиональной точки зрения) дисциплины.

А как вообще оценивается эффективность образования?


Со школой все ясно – эффективность обучения оценивается по результатам ЕГЭ, хотя сам уровень ЕГЭ является предметом больших споров и в средней, и в высшей школе.

Что касается высшего образования, то тут не все так однозначно. На сегодняшний день существует несколько способов оценки эффективности высшего образования.

При этом под оценкой качества понимается:

  • оценка качества образовательной программы по отдельному предмету
  • оценка учебной программы в целом
  • качество работы ВУЗа, работа преподавателей, исследовательская работа
  • качество или практика какой-либо образовательной программы, например, консультации студентов.

Стоит обратить внимание на оценку профессиональными экспертами, которая наиболее активно используется в Америке. Выглядит это следующим образом: ассоциации например, юристов или медиков (общественные организации), оценивают программы профильных ВУЗов. Делают это они весьма строгo, так как кровно заинтересованы в повышении престижа своей профессии.

Для справки, в настоящее время на рынке образования лидируют учебные заведения США. Это определяется двумя достаточно важными факторами:

  • высокая доля расходов на образование (7% от ВВП, приближается к 1 трлн. долларов, в России – порядка 3,5% от ВВП, в денежном выражении – 34 млрд. рублей)
  • объединение науки и образования, высшие учебные заведения являются главным сектором проведения фундаментальных исследований. В России и Европе центры образования и научных исследований разделены.

Это то, что мы должны обязательно взять на вооружение

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в СССР была создана самая лучшая система образования. Конечно, ее никто не включал ни в какие рейтинговые списки Америки или Европы, но и без этого выпускников советских ВУЗов "с руками отрывали" в зарубежных компаниях. Даже сейчас, благодаря наследию образовательной системы СССР, российские ВУЗы и школы остаются еще на достаточно высоком уровне. И сегодня выпускники ведущих ВУЗов России востребованы за рубежом. А все потому, что их отличает широкий кругозор, а не определенный набор компетенций, а также умение применять полученные знания на практике и нести ответственность за социальные последствия любых инженерных решений.

По хорошему счету, нашей стране нужно было бы не копировать чуждую для российского менталитета систему образования, а дополнить хорошо зарекомендовавшую себя образовательную систему СССР подходящими для российской действительности компонентами Болонского процесса. Например, российской системе образования явно не хватает:

  • ориентации на реальный рынок труда;
  • мобильности обучающихся;
  • использования инновационных методов обучения.

А вот в дальнейшем можно было бы постепенно внедрять и другие положения европейской системы образования .

В последнее время много споров вызывает переход российской системы высшего образования к Болонской системе, принятой во многих странах Европы.

По признанию преподавателей вузов, Болонская система образования при всех ее плюсах и минусах задает важный вектор развития высшего образования: вектор на сотрудничество и развитие.

Нет никаких сомнений в том, что советская система имела ряд преимуществ по сравнению с западными образцами. Это признают практически все - от профессоров вузов до обычных граждан. В числе несомненных плюсов было то, что обучение в советской школе было призвано не только научить детей базовым навыкам, чтению и письму, основам наук, но и сформировать их личность, воспитать.

Образование стирает границы - девиз Болонской системы обучения, введенной в России для сотрудничества с европейскими вузами. Фото: РИА Новости / Алекс Аминев

Не зря же новый министр образования Ольга Васильева анонсировала возврат к лучшим практикам советского образования. «Сначала - воспитание, а потом - образование», - отметила она на II Всероссийском съезде учителей сельских школ. Она добавила, что намерена добиться ликвидации «допущенного в последние годы крена».

В том числе благодаря такому подходу у детей появлялись высокая мотивированность к образованию, уважение общества к этому процессу и собственно к личности учителя. В Советском Союзе тщательно поддерживался престиж образования, в том числе благодаря достаточно высоким стипендиям, что давало возможность молодым людям учиться, учебники были полностью доступны и бесплатны. При этом каждый выпускник вуза был гарантированно трудоустроен.

И все же главным достижением советской школы была массовость: впервые в истории России была достигнута практически всеобщая грамотность. Как результат - система образования удовлетворяла спрос государства на квалифицированные кадры и научные достижения. Так, в СССР существовало качественное техническое образование: физика, математика, прикладные технические дисциплины достигли высочайшего мирового уровня и сохраняют такие позиции до сих пор.

К числу плюсов относят и систему контроля знаний: если с тестом можно поиграть в «угадайку», то советский контроль знаний как на уроках, так и во время экзаменов был понятным и прозрачным. Советское образование было фундаментальным и давало возможность поступить в вуз без репетитора.

Достижения неоспоримые. Однако за прошедшие десятилетия стало очевидно, что и минусов у советского образования было достаточно. В первую очередь это политизированность, существование цензуры и ряда ограничений, зажимавших учащихся в рамках советской идеологии. Это влекло за собой негативное влияние на отдельные научные дисциплины, в частности существовали ограничения на ознакомление с иностранной научной литературой, международное общение между учеными. Да и в целом обучение иностранным языкам хоть и велось, но было крайне оторванным от реальности, откровенно слабым.

Таким образом, само время требовало от советской системы образования изменения и развития с учетом предыдущих достижений.

ЕВРОПЕЙСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

С распадом Советского Союза становилось все более очевидно, что при всех очевидных плюсах отечественного образования этой системе требуются изменения - особенно с учетом сближения современной России с западными странами на всех уровнях. Стоит признать также, что это во многом было обусловлено своеобразной модой - отказом от старого и демократизацией всех сторон жизни граждан.

С открытием «пути на Запад» властями было принято решение о реформировании старой школы с учетом необходимости интегрирования в мировую систему образования, в первую очередь высшего. В качестве ориентира была выбрана Болонская система образования, введенная в Европе.

Болонским называется единое учебное пространство для европейских стран. Основана данная система в 1998году, а инициаторами ее стали немецкий, итальянский, французский и британский министры образования. В 1999 году в эту систему вошло 29 государств, подписавшихся под Болонской декларацией. Позже к процессу стали присоединяться другие страны. Сегодня Болонский процесс объединил уже студентов из 45 стран, и присоединение к нему продолжается.

Абсолютно логично, что в условиях запроса нашего общества на открытие границ для общения, прежде недоступного, миграции и просто осознания свободы была выбрана именно европейская система, ориентированная на непрерывное развитие мобильности населения с реальной возможностью трудоустройства по окончании вуза в различных странах ЕС. Для России встраивание в данный образовательный процесс стало возможностью глобализации и перехода на мировые стандарты обучения.

В России переход на новую систему начался в 2003 году.

Сама система состоит из трех уровней: бакалавриат, магистратура и докторантура. При этом первый уровень, бакалавриат, не дает обучающемуся широкого круга компетенций. Он предоставляет определенный набор компетенций, позволяющих выполнять какую-либо функцию. Более широкий объем знаний, благодаря которому можно охватить больше направлений в рамках одной сферы деятельности, предлагают получить на магистратуре. Докторантура призвана подготовить специалиста, ориентированного на фундаментальность и творчество, способного реализовать себя в научной деятельности.

Важным новшеством, которое стало возможным благодаря применению Болонской образовательной системы в России, стало введение стандарта учебного процесса.

Введение Болонской системы было обусловлено стремлением к унификации стандартов образования, напоминает председатель общественного совета при департаменте образования Москвы Татьяна Минеева . И с этой точки зрения такой процесс можно только приветствовать. Россия так или иначе становится участницей глобальных процессов. И вот в образовательной интеграции мы как раз отстали. «Лично я минусов никаких в этом процессе не вижу, - говорит она. - Точнее сказать, в идее процесса. Мы же хотим, чтобы наши выпускники были конкурентоспособны на мировом рынке труда? Качество образования, на мой взгляд, зависит от высоких образовательных стандартов, оснащения вузов и уровня профессорско-преподавательского состава. Другой вопрос, что сам процесс внедрения этой системы может идти не идеально, хотя это вопрос времени и менеджмента чиновников от образования».

СЕРЬЕЗНЫЕ ШАГИ

Самым спорным вопросом на сегодняшний день остается внедрение Болонской системы на собственно российскую почву. Мнений огромное количество: от необходимости развивать ее дальше до полного отказа. В последнее время стало модным критиковать Болонскую систему в российском высшем образовании. Но, по мнению доктора социологических наук, профессора кафедры социологии Волгоградского государственного университета, Университета Эссекса Михаила Анипкина , в реальности в России никакого перехода на эту систему не произошло. Все сходство с настоящей Болонской системой заканчивается на создании трехуровневого образования. Не сделано самое главное - фигуру преподавателя, доцента, профессора не поставили в центр аргумента.

Профессорско-преподавательский состав вместо науки и подготовки и переработки лекций и семинаров пишет никому не нужные учебно-методические комплексы, готовит горы бесполезных отчетов. Вся деятельность вузовского преподавателя сегодня сводится к производству тонн макулатуры, не имеющей никакого отношения ни к науке, ни к преподавательской деятельности. Это не Болонская система, а абсолютно непонятный мутант, не похожий ни на старую советскую, ни на западные системы. И вот этот перекос требуется исправить.

Во введении в России Болонской системы образования есть как плюсы, так и минусы, рассказывает советник проректора РАНХиГС , руководитель проектных работ образовательных программ кандидат исторических наук Наталья Булычева . Болонская система по своей сути основывается на внедрении компетентностного подхода, при котором непосредственное оценивание студентов происходит по определенным баллам. Учащийся получает компетенции, которые на текущий момент ему важны, но по окончании обучения может статься, что для работы требуются совсем другие навыки и надо учиться заново. То есть необходимо опять вкладывать средства и учиться.

Самый большой плюс этой системы- попытка унификации и стандартизации системы образования. Однако Россия всегда идет своим путем и, сломав одну систему образования, не способна оперативно заменить ее новой, полагает эксперт. А это влечет за собой проблемы с содержанием учебного процесса, принятием новых государственных стандартов и повышением квалификации профессорско-преподавательского состава.

«Я думаю, - говорит Наталья Булычева, - что сейчас важнее развивать сред-нетехническое и профессиональное образование, повышать статус и престиж рабочих профессий... Мы должны не бездумно копировать все западное, а лишь учитывать их опыт в некоторых областях, не забывая своей ментальности, которая кардинально отличается от европейской».

О плюсах и минусах присоединения России к Болонскому процессу спорят уже не один год, но однозначного ответа все еще нет, говорит аспирант философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Анна Алешина . И пока давать какую-то оценку сложно - слишком мало выпускников, учившихся по новой системе, вышли на рынок и слишком мало времени они там провели. Много говорят и пишут о кардинальной смене учебных планов, о том, что двухступенчатая система высшего образования дает больше возможностей и на выходе получаются более качественные специалисты.

Но сейчас происходят постоянные попытки преподавателей сжать учебные планы, рассчитанные на пять лет, в рамках четырех лет.

«Введение Болонской системы в России я, несомненно, оцениваю как прогресс отечественного образования,- возражает ректор РГС У Наталья Починок . - Ее цель - это создание единого учебного пространства, что позволяет нашей стране включиться в общеевропейский образовательный процесс, повысить студенческую мобильность и обмен опытом между ведущими учеными. Это делает наш рынок образования более привлекательным для обучающихся из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Сегодня мы можем говорить, что студенческие обмены со странами Европы выросли в разы с начала 2000-х годов. По сути, это значит, что тысячи, если не десятки тысяч, российских студентов получили возможность повысить свой уровень овладения профессиональными компетенциями и уровень владения иностранными языками в Европе и тысячи молодых европейцев побывали в России, прониклись нашей историей, культурой, подружились с российскими сверстниками. Мне кажется, это большой успех».

По признанию Натальи Починок, в последние годы для российского образования многое изменилось в лучшую сторону. «Именно с включением России в Болонский процесс связано увеличение финансирования университетов, введение программ поддержки высшего образования и научных исследований. Некачественные образовательные организации лишились государственной аккредитации», - рассказывает ректор.

Сама по себе Болонская система не несет в себе существенных рисков и не влечет потерь, добавляет она. Некоторые специалисты, конечно, говорят, что разделение высшего образования на двухуровневую систему погубит достижения советской школы, но это не так. Болонская система отлично вписывается в российские реалии и ни в коем случае не создает конфликта между классической системой образования, так называемой советской и новыми стандартами.

Высшее образование, уверена Наталья Починок, будет стараться «перестроиться» в современном мире, где университет больше не является основным источником знания для человека. Это уже происходит на Западе и начинает происходить в России. Вероятно, будут меняться образовательные программы в сторону большего применения дистанционных образовательных технологий. Болонская система при всех ее обсуждаемых плюсах и минусах задает важный вектор развития высшего образования - вектор на сотрудничество вузов.

Так или иначе, но министр образования и науки России Ольга Васильева уже заявила, что российские вузы в последнее время сделали серьезные шаги к лидирующим позициям в мировых рейтингах. «Отечественная высшая школа демонстрирует высокий уровень предметной подготовки, что отчетливо показывают результаты последнего рейтинга QS, где российские вузы сделали серьезные шаги к лидирующим позициям, заняв свыше 140 позиций в 38 предметах и отраслях. Традиционно наши вузы оказались сильны в физике и астрономии, что подтверждают результаты МФТИ и НГУ », - отметила министр.

  • Дмитрий Ливанов предлагает расширить список вузов с господдержкой

    ​Министр образования и науки Дмитрий Ливанов считает, что не менее 15 российских вузов должны войти в топ-250 международных рейтингов к 2020 году. Минобрнауки готово расширить программу повышения конкурентоспособности вузов 5:100, которая предусматривает, что не менее 5 вузов к 2020 году должны войти в сотню ведущих в мировых рейтингах.

  • К чему ведет нескончаемая оптимизация образования: когда стандарты и гранты важнее всего

    Одной из составляющих оптимизации образования в России является внедрение государственных стандартов. Если в какой-то иной отрасли стандарты в течение определенного времени создаются, затем обсуждаются и утверждаются, а дальше уже начинается работа по принятым требованиям, то в современном российском образовании это нечто иное.

  • Проект 5-100: в ожидании «перезагрузки»

    ​С 24 по 26 октября в Москве обсуждали ход реализации проекта по повышению конкурентоспособности российских университетов (проект 5-100). Итоги рассмотрения отчётов университетов таковы: в 2020 году поддержка участников проекта будет продолжена, а с 2021 года проект ждёт «перезагрузка».

  • Математическое образование: есть ли поводы для оптимизма?

    ​О том, как государство пытается возродить некогда лучшее в мире математическое образование, каких успехов удалось достичь и какие задачи предстоит решить. Зачем нужна математика? С наступлением XXI века, распространением больших данных, всеобщей автоматизацией и проникновением интернета во все сферы нашей жизни математические методы и алгоритмы начинают использоваться абсолютно везде.

  • О болонской системе образования, в последнее время, ведется очень много споров и разговоров: кто-то поощряет новшества, связанные с ее внедрением и видит приличное число плюсов от ее влияния на студентов, а кто-то, напротив, настроен очень скептически.

    Но есть и те и, надо сказать, таких немало, кто и вовсе не знает, что это такое, зачем оно надо и стоит ли вообще думать об этом странном процессе. Конечно, в первую очередь эти вопросы затрагивают будущих студентов – отправляясь в ВУЗы за новыми профессиональными знаниями, они зачастую и вовсе не знают, что и по какой схеме там работает. Давайте разбираться.

    С приходом нового тысячелетия в мир образования ворвалось новое, на тот момент еще толком никому неизвестное, понятие – болонская система, которая должна была сильно модернизировать и, в некоторых местах, в корне изменить систему высшего образования в Европе, а также в некоторый странах постсоветского пространства.

    Официальной датой начала всех реформаций считается 1999 год, когда 29 стран-участниц подписали Болонскую декларацию. С тех пор к процессу присоединилось еще 19 стран, включая Россию, Украину и Белоруссию, которая подписала соглашение последней – в 2015 году.

    С тех пор высшее образование в странах участницах стало приводиться к единым стандартам, что позволило трансформировать его в общее европейское пространство.

    Зачем это было нужно?

    Сразу напрашивается вопрос, что побудило всю европейскую общественность так активно модернизировать и унифицировать уже существующую систему высшего образования? Ведь, как считалось долгое время, российская и европейская системы считались одними из самых сильных в этом плане, что изменилось? А причины таковы:

    • Весь мир подвержен прогрессу, развитию, глобализации и расширению культурных и экономических связей, было бы странно, если высшее образование оставалось неизменным. В результате, оно также было включено в процессы глобализации.
    • Со временем европейская система стала сильно уступать американской и, чтобы не утратить свои позиции и потенциальных студентов (что чревато утечкой ценных кадров), было принято решение о ее преобразовании.

    Что же оно такое?

    Каковы особенности болонской системы образования, что же она собой представляет и как отражается на учебном процессе? В общих чертах это выглядит примерно так: согласно ей, весь учебный процесс разделен на два основных цикла образования.

    Первый цикл – предварительный, который может длиться 3-4 года и заканчивается получением степени и диплома бакалавра. Эта ступень уже считается законченным высшим образованием и человек, получивший документы, подтверждающие наличие степени бакалавра, уже вполне имеет право устраиваться на работу как полноправный специалист.

    Второй цикл – это еще год или два обучения, которые заканчиваются получением степени магистра, которая, в большей мере, предполагает продолжение обучения, а также развитие собственной научной деятельности. Как видно, сроки обучения в разных странах и даже ВУЗах одной страны могут существенно варьироваться, что объясняется не полной унификацией европейской системы образования.

    Также некоторые престижные ВУЗы сохранили за собой определенного рода традиции, которые предполагают определенные различия в системах обучения.

    Следующий момент болонской системы – это особая система оценивания, именуемая системой кредитов или ECTS. Здесь под кредитом поднимается особая единица измерения, которая характеризует объем академической работы, выполненной студентом в различных формах: самостоятельное обучение, практики, лекции и так далее.

    За семестр студент должен получить определенное число кредитов, что характеризует количество им пройденного материала. Если кредиты – это количественная оценка, то есть и качественная, которая помогает определить уровень знаний студента. Она разделена по принципу 7-бальной шкалы.

    Все эти общепризнанные системы оценивания позволяют студенту, обучающемуся в ВУЗе, участвующем в болонском процессе, начинать свое образование в одном университете, а продолжить в другом.

    Плюсы и минусы

    Вопросы болонской системы образования имеют множество сторон, ее преимущества и недостатки активно обсуждаются населением различным стран, в том числе, в России, мнения которых резко разнятся. Давайте попробуем разобраться.

    Итак, плюсы

    • С глобальной точки зрения болонский процесс способствует укреплению экономических, культурных и политических связей европейских стран.
    • Два цикла образования позволяют студенту делать выбор: раньше пойти работать или же продолжить свою профессиональную подготовку в стенах ВУЗа. Кроме того, система кредитов – это реальный шанс начать образование в одной стране, а продолжить – за рубежом, где, например, можно существенно улучшить профессиональные навыки выбранной специальности. Кроме того, это открывает перспективы для поиска работы в разных странах.
    • Формирование конкурентоспособного рынка подготовленных специалистов.

    Недостатки системы

    • Система, в большей мере, ориентирована на развитые страны Европы, а отличия в развитии экономики разных стран процесса просто не учитываются. Мобильность студентов, которые учатся по данной системе, очень привлекательна для лучших кадров: естественно, что учащиеся с высшими оценками стремятся переехать в наиболее развитые страны с высшей оплатой труда, а менее благополучные районы так и остаются без «светлых умов».
    • Считается, что дипломы, полученные в ВУЗах, работающих по болонской системе, уравниваются: можно получить диплом, к примеру, в Украине, а отправиться работать в Европу. Но на практике, почему-то, дела обстоят иначе. К примеру, дипломы полученные на территории РФ, чаще всего, не котируются в Европе, ровно, как и наоборот, что создает немалые трудности для молодых специалистов.
    • Сокращение срока обучения до 4-х лет сильно сказывается на качестве подготовки выпускников.

    Наша страна стала участником Болонского процесса. Это потребовало существенных структурных изменений в системе отечественного образования и, естественно, – изменений в содержании образования и способах его преподавания.

    Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

    Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.

    Болонская система образования по своей сути основывается на компетентностном подходе, когда непосредственное оценивание происходит по определенным кредитам или иначе – баллам. Двенадцатилетнее школьное образование. Три ступени высшего образования: бакалавриат (4 года), магистратура (2 года), докторантура (3 года). Однако Болонский процесс строится на добровольных началах, поэтому не следует ожидать перехода всех без исключений специальностей на такую систему.

    Полноценное вхождение в Болонский процесс потребовало от нашей страны (как и от ранее присоединившихся стран) реформирования системы обучения в целом и высшего профессионального образования в частности. Реформа предусматривает, прежде всего, разработку образовательных программ, совместимых с европейскими, а для их реализации – соответствующую трансформацию вузовских структур, нормативной базы и, наконец, практики преподавания.

    Болонский процесс позволит увеличить мобильность студентов и преподавателей, предоставляя возможность во время обучения менять страну и университет для пополнения своих знаний. Российская высшая школа выгодно отличается фундаментальным характером образовательных программ. Для того, чтобы использовать это преимущество и привлекать студентов из других стран, необходимо участвовать в построении общеевропейской системы.

    Основными целями Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу даёт новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран.