Быть личностью презентация к уроку по обществознанию (8 класс) на тему. Быть личностью - презентация Скачать презентацию как стать личностью

Урок 1.

Тема: Быть личностью.

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение; этапы процесса социализации.

Основные понятия: индивид, индивидуальность, личность, социализация, мировоззрение.

План урока.

  1. Объяснение нового материала (30 минут).
  1. Человек, индивид, личность.
  2. Этапы становления личности.
  3. Работа с текстом.
  1. Домашнее задание (5 минут).

ХОД УРОКА.

Организационная часть занятия (10 минут).

Знакомство с классом, заполнение журнала, ознакомление учащихся с учебником и методическими пособиями по предмету, характеристика требований предъявляемых на уроках.

Объяснение нового материала (30минут).

  1. Человек, индивид, личность.

Человек как известно одновременно и биологическое (природное) и социальное (общественное) существо. При этом, если человек попытается ответить на вопрос «Кто я?» у него получится длинный список, характеризующий ряд признаков человека.

Есть признаки которые могут быть выделены у всех людей: цвет глаз, рост, речь, разум, способность использовать орудия труда. Эти признаки принято называть - индивидными. Индивид (individuum - отдельный человек) - это человек, как один из многих себе подобных представителей человеческого рода. Индивид - наиболее общая характеристика человека. Индивидом человек является от природы, его признаки определены наследственностью, генетически. (Это свойство присуще мне, как и другим людям, благодаря ему обо мне можно сказать, что я принадлежу к биологическому виду - человек)

Есть признаки, которые свойственны одному единственному человеку: тембр голоса, отпечаток пальцев, свето- и цветоощущение, слух. Эти признаки характеризуют человека, как уникального, отличающегося от других себе подобных. Эти признаки мы называем индивидуальными. Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств. По этим качествам, человека отличают от других, следовательно, индивидуальность - это характеристика человека в обществе. (Это свойство отличает меня от других людей, по этому признаку меня можно отличить от других людей)

Есть и еще одна характеристика человека - личность. Личность содержит определенные социально значимые качества. Личность формируется только в обществе. Быть личностью не только обладать определенными качествами, но и проявлять их в совей повседневной жизни. Личность - это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества. (Эти свойства определяют мое отношение к окружающему миру и людям, общество признает их значимыми, важными, необходимыми).

Во время объяснения учителя учащиеся записывают определения: индивид, индивидуальность, личность.

После объяснения материала учитель предлагает выполнить задание в рабочей тетради (№ 1 Тема 1 стр. 4) В случае если рабочих тетрадей нет задание представляется с помощью презентации

Задание 1.

Известный древнегреческий баснописец Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане. Вернувшись, Эзоп сказал, что в бане один человек. Ксанф пришел в баню и усидел, что там много народа.

Почему ты обманул меня? - закричал он на Эзопа.

Взгляни на этот камень, - ответил Эзоп. - Он лежал у порога, все спотыкались ругались, но никто не убрал его. Нашелся лишь один, который, споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он единственный человек в этой бане.

1) Заполните пропуски в тексте.

Можно сказать, что Ксанф употреблял понятие «человек» в значении__________________, а Эзоп - в значении ________________________ .

2) Какие особенности личности Эзопа проявились в этой ситуации?

  1. Этапы становления личности.

Вопрос изучается в форме комментирования схем. В процессе объяснения учащиеся записывают в тетрадь понятие социализация.

Процесс становления личности называют - социализацией. Он включает три фазы.

Личность, как мы уже знаем формируется только в обществе, по этому надо ответить на вопрос, кто помогает человеку пройти этот непростой путь социализации? Ученые называют их агентами социализации. По сути, это те люди или организации, с которыми сталкивается человек в процессе своей жизни.

После объяснения в классе разбирается ситуация из учебника стр. 12. После обсуждения предлагается выполнить задание № 5 из рабочей тетради. В случае отсутствия тетрадей задание демонстрируется в презентации.

Задание 5.

В стране К. совершеннолетние граждане отвечали на вопрос: «Какой фактор Вы считаете основным в формировании личности?» Результаты опроса приведены в диаграмме. Рассмотрите диаграмму и ответьте на вопросы.

  1. Какой ответ выбрали большинство опрошенных?
  2. Какой фактор опрошенные сочли наименее важным?
  3. Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к ближайшему окружению человека?
  4. Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к опосредованному окружению человека?
  5. Сделайте вывод о том, какую группу факторов социализации опрошенные считают наиболее важной в формировании личности, ответ аргументируйте.
  1. Мировоззрение и жизненные ценности.

У каждого человека есть то, чем он дорожит более всего, то что он ценит или то к чему стремится. Эти ценности принято называть жизненными ценностями, т.к. они универсальны и для большинства людей являются непререкаемыми. Жизненные ценности одновременно являются и ориентирами для человека. В трудную минуту они помогают принять важные решения, а в минуты радости полнее ощутить движение жизни. Какие же жизненные ценности есть у человека?

Учитель предлагает ученикам самостоятельно назвать жизненные ценности, а потом сравнивает со перечнем предложенным в учебнике:

  1. Я-сам (внешний вид, поведение, способности, перспективы);
  2. Поиск смысла жизни;
  3. Счастье;
  4. Профессиональный выбор;
  5. Семья.

Учитель ставит вопрос: почему именно эти ценности принято считать базовыми? В ходе обсуждения учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Что позволяет сделать сравнение себя с другими?
  2. О чем свидетельствует сам факт постановки вопроса о смысле жизни?
  3. Можно ли смысл жизни отождествлять с чем либо свершившимся?
  4. Могут ли быть счастливы все люди?
  5. Как связаны смысл жизни и счастье?
  6. Как не ошибиться в выборе профессии? (учитель комментирует ответы, на этом вопросе останавливается более подробно, рассказывая о факторах выбора профессии)
  7. Какое место в жизни человека занимает семья?

Представление об окружающем мире, о ценностях и ориентирах постепенно складываются в устойчивую картину мира - мировоззрение.

Учащиеся записывают определение мировоззрения.

Мировоззрение - это система взглядов на мир, на место человека в нем и на смысл его жизни и деятельности.

Учащиеся читают учебник стр. 10 о различных системах мировоззрения. Учитель обобщает материал и делает вывод о том, что систем мировоззрения множество, всегда есть различия, несовпадение, но разнообразие взглядов на мир делает общество богаче. Нельзя сказать. Что та или иная система более правильная, человек волен сам выбирать мировоззренческую систему. В любой из этих систем он может стать самодостаточной, гармоничной личностью.

  1. Работа с текстом.

В зависимости от количества оставшегося времени выполняется задание № 3 или задание № 6 в рабочей тетради. Задания выполняются устно.

Домашнее задание (5 минут)

Учить параграф 1, подготовить ответы на вопросы после параграфа, определения. Принести рабочие тетради.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:


Человек Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения. (от лат. individuum – отдельный человек) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Индивид (от лат. individuum – отдельный человек) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами)




Индивидные признаки – признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных. Индивидом он является от природы, поскольку его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью. Индивидные признаки – признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных. Индивидом он является от природы, поскольку его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью.


Индивидуальные признаки – признаки, свойственные одному конкретному человеку(отпечатки пальцев, тембр голоса и т.д.). О человеке, который неповторим, самобытен, говорят: «Это яркая индивидуальность». Этой характеристикой особенно дорожат люди творческого труда.






Мировоззрение Мировоззрение направленность личности Мировоззрение – система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации. Мировоззрение Убеждение – устойчивый взгляд на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.


Обыденное Обыденное – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей Научное Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания. Религиозное Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа – религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.).


Социализация Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.




Термины Адаптация (от лат. adaptatio). На этой фазе человек усваивает образцы жизненной деятельности этой группы, становится, как все. Суть индивидуализации состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. Интеграция (от лат. integratio). На этой фазе человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам.




В сфере деятельности Расширение ее видов. Ориентировка в системе каждого вида деятельности. В сфере общения Обогащение круга общения, углубление его содержания. Развитие навыков общения. В сфере самосознания Формирование образа собственного « Я » как активного субъекта деятельности. Осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли и др. Расширение и углубление социализации происходит:




Использованная литература munication/forming/ munication/forming/ problema-razvitiya-psixiki/16-lichnost-ne- tolko-celeustremlennaya-no-i.html problema-razvitiya-psixiki/16-lichnost-ne- tolko-celeustremlennaya-no-i.html sformirovavshuyusya-lichnost/ sformirovavshuyusya-lichnost/

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок 1. Тема: Быть личностью. Индивидуальность –это неповторимый набор красок для шедевра по названию «Личность», но еще вовсе не сам шедевр. В.Гаврилов

План урока. Человек, индивид, личность. Этапы становления личности. Мировоззрение и жизненные ценности. Природное социальное

1. Индивид, индивидуальность, личность. человек природное социальное

Индивид (individuum - отдельный человек) - это человек, как один из многих себе подобных представителей человеческого рода. Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств. Личность - это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества. 1. Индивид, индивидуальность, личность.

Известный древнегреческий баснописец Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане. Вернувшись, Эзоп сказал, что в бане один человек. Ксанф пришел в баню и усидел, что там много народа. - Почему ты обманул меня? - закричал он на Эзопа. - Взгляни на этот камень, - ответил Эзоп. - Он лежал у порога, все спотыкались ругались, но никто не убрал его. Нашелся лишь один, который, споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он единственный человек в этой бане. 1) Заполните пропуски в тексте. Можно сказать, что Ксанф употреблял понятие «человек» в значении__________________, а Эзоп - в значении ________________________ . 2) Какие особенности личности Эзопа проявились в этой ситуации? Эзоп (древнегреческий баснописец)

Социализация – процесс становления личности. 2. Этапы становления личности.

Кто помогает человеку пройти путь социализации?

Задание. Прочитайте ситуацию изложенную в учебнике на стр. 12

Задание В стране К. совершеннолетние граждане отвечали на вопрос: «Какой фактор Вы считаете основным в формировании личности?» Результаты опроса приведены в диаграмме. Рассмотрите диаграмму и ответьте на вопросы. Какой ответ выбрали большинство опрошенных? Какой фактор опрошенные сочли наименее важным? Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к ближайшему окружению человека? Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к опосредованному окружению человека? Сделайте вывод о том, какую группу факторов социализации опрошенные считают наиболее важной в формировании личности, ответ аргументируйте.


Человек Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения. (от лат. individuum – отдельный человек) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Индивид (от лат. individuum – отдельный человек) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами)




Индивидные признаки – признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных. Индивидом он является от природы, поскольку его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью. Индивидные признаки – признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных. Индивидом он является от природы, поскольку его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью.


Индивидуальные признаки – признаки, свойственные одному конкретному человеку(отпечатки пальцев, тембр голоса и т.д.). О человеке, который неповторим, самобытен, говорят: «Это яркая индивидуальность». Этой характеристикой особенно дорожат люди творческого труда.






Мировоззрение Мировоззрение направленность личности Мировоззрение – система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации. Мировоззрение Убеждение – устойчивый взгляд на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.


Обыденное Обыденное – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей Научное Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания. Религиозное Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа – религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.).


Социализация Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.




Термины Адаптация (от лат. adaptatio). На этой фазе человек усваивает образцы жизненной деятельности этой группы, становится, как все. Суть индивидуализации состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. Интеграция (от лат. integratio). На этой фазе человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам.




В сфере деятельности Расширение ее видов. Ориентировка в системе каждого вида деятельности. В сфере общения Обогащение круга общения, углубление его содержания. Развитие навыков общения. В сфере самосознания Формирование образа собственного « Я » как активного субъекта деятельности. Осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли и др. Расширение и углубление социализации происходит:




Использованная литература munication/forming/ munication/forming/ problema-razvitiya-psixiki/16-lichnost-ne- tolko-celeustremlennaya-no-i.html problema-razvitiya-psixiki/16-lichnost-ne- tolko-celeustremlennaya-no-i.html sformirovavshuyusya-lichnost/ sformirovavshuyusya-lichnost/

Тема: «Быть личностью»

Урок № 1 в разделе "Личность и общество"

Тип урока: объяснение нового материала

Цели:

    Образовательная: познакомить учащихся с понятиями индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение; этапы процесса социализации

    Развивающая: способствовать развитию умений приводить примеры к теоретическим положениям

    Воспитательная: способствовать формированию стремления стать личностью, подумать над смыслом жизни

Основные понятия: индивид, индивидуальность, личность, социализация, мировоззрение.

Оборудование:

презентация,

список понятий – словарь урока,

рабочий лист для учащихся (подготовлен на основе литературы, используется при изучении новой темы и выполнении домашнего задания)

Список используемой литературы:

    Боголюбов Л.Н.Обществознание. 8 класс: Учеб общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

    О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.

    Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 8 класс. – М.: ВАКО, 2013

Ход урока.

    Организационный момент (2 мин.)

А) дисциплинарный

Б) тематический

    Объявление новой темы, мотивация (3 мин.)

Ответь письменно на вопрос «Кто ты» столько раз, сколько сумеешь за минуту. Проанализируйте признаки, которые ты выделяешь, каким отдаешь предпочтение, ставя их на первое место, какие менее важны для тебя. Эти признаки можно разделить на три группы: индивидные, индивидуальные, личностные (презентация, слайд 1-4).

Постановка целей урока - совместно с учителем.

    Работа над новой темой (30 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Человек как известно одновременно и биологическое (природное) и социальное (общественное) существо. При этом, если человек попытается ответить на вопрос «Кто я?» у него получится длинный список, характеризующий ряд признаков человека.

Есть признаки которые могут быть выделены у всех людей: цвет глаз, рост, речь, разум, способность использовать орудия труда. Эти признаки принято называть - индивидными. Индивид (individuum - отдельный человек) - это человек, как один из многих себе подобных представителей человеческого рода. Индивид - наиболее общая характеристика человека. Индивидом человек является от природы, его признаки определены наследственностью, генетически. (Это свойство присуще мне, как и другим людям, благодаря ему обо мне можно сказать, что я принадлежу к биологическому виду - человек)

Есть признаки, которые свойственны одному единственному человеку: тембр голоса, отпечаток пальцев, свето- и цветоощущение, слух. Эти признаки характеризуют человека, как уникального, отличающегося от других себе подобных. Эти признаки мы называем индивидуальными. Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств. По этим качествам, человека отличают от других, следовательно, индивидуальность - это характеристика человека в обществе. (Это свойство отличает меня от других людей, по этому признаку меня можно отличить от других людей) Все признаки, являющиеся уникальными и отличающие нас от остальных, называются индивидуальными признаками . Однако физиологическая часть индивидуальности – это только внешнее проявление тех признаков, которых нет у других людей. Помимо всего прочего, человек выделяет себя от остальных еще и социально. Он может по-своему одеваться, выработав свой индивидуальный стиль; может слушать определенную музыку, читать определенные книги, принадлежать к определенной культуре.

Так в совокупности биологические и социальные признаки создают индивидуальность личности. Может показаться, что между понятиями «личность» и «индивидуальность» нет разницы: индивидуальность – это внешнее проявление своей особенности, своего отличия, своей уникальности, что, по сути, и есть личностными качествами. Однако понятие личности часто воспринимается как исключительно общественное явление или как индивидуальность, вовлеченная в общественные процессы. Не стоит забывать, что личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. (презентация, слайд 6-8)

    Социализация. Этапы становления личности.

Процесс становления личности называют - социализацией. Он включает три фазы.

Личность, как мы уже знаем, формируется только в обществе, по этому надо ответить на вопрос, кто помогает человеку пройти этот непростой путь социализации? Ученые называют их агентами социализации. По сути, это те люди или организации, с которыми сталкивается человек в процессе своей жизни.

У каждого человека есть то, чем он дорожит более всего, то что он ценит или то к чему стремится. Эти ценности принято называть жизненными ценностями, т.к. они универсальны и для большинства людей являются непререкаемыми. Жизненные ценности одновременно являются и ориентирами для человека. В трудную минуту они помогают принять важные решения, а в минуты радости полнее ощутить движение жизни. Какие же жизненные ценности есть у человека?

Подробнее поговорим о профессии. О ее выборе. От чего он зависит?

Все эти вопросы отчасти связаны и с такими понятиями как счастье и смысл жизни. Поиск смысла жизни, поиск счастья, удачи и вообще поиск понимания этих смыслов – это также часть человеческой сущности. Самое сложное – это осознать, когда и от чего мы счастливы.

На все эти вопросы каждый человек отвечает по-своему. У каждого есть свои возможности, свои желания, и поэтому каждый человек в состоянии реализовать эти возможности и добиться этих желаний. Нет таких людей, которые уже от рождения получают полный набор знаний. Вне зависимости от материального положения и социального статуса каждый человек находится в состоянии поиска.

Анализируют новые понятия, записывают их в тетрадь. Приводят примеры по иллюстрациям.

Индивид (individuum - отдельный человек) - это человек, как один из многих себе подобных представителей человеческого рода. Индивид - наиболее общая характеристика человека.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств.

личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. (Рабочий лист)

Задание 1. (Рабочий лист)

Известный древнегреческий баснописец Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане. Вернувшись, Эзоп сказал, что в бане один человек. Ксанф пришел в баню и усидел, что там много народа.

Почему ты обманул меня? - закричал он на Эзопа.

Взгляни на этот камень, - ответил Эзоп. - Он лежал у порога, все спотыкались ругались, но никто не убрал его. Нашелся лишь один, который, споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он единственный человек в этой бане.

1) Заполните пропуски в тексте.

Можно сказать, что Ксанф употреблял понятие «человек» в значении__________________, а Эзоп - в значении ________________________ .

2) Какие особенности личности Эзопа проявились в этой ситуации?

Задание 2 (Рабочий лист)

Распределите ваши качества из списка (1 мин.) в соответствии с понятиями

Работа над понятием (учебник, словарь, рабочий лист – что общего)

Задание (презентация, слайд 10)

Что из списка способствует социализации?

Есть ли лишнее в списке, что можно добавить?

Задание

Поработайте с текстом учебника на стр. 11 и заполните таблицу (задание 4, рабочий лист):

Этапы становления личности

Примеры, иллюстрирующие процесс

Адаптация

Индивидуализация

Интеграция

Ребенок, познавая мир, осваивает его, приспосабливается к нему.

Подросток переосмысливает полученные знания и опыт, формирует свои принципы и убеждения.

Человек находит своих единомышленников по взглядам, увлечениям, объединяется с ними.

Задание 5 (рабочий лист)

    Закрепление: (5 мин.)

Презентация, слайд 12.

Определение смысла высказывания, аргументация на основании изученной темы.

    Итоги (3 мин.)

Предлагается подвести учащимся, что уже было известно, что нового узнали.

    Домашнее задание (2 мин.)

Учебник §1, понятия.

Самостоятельно изучить пункт «Жизненные ценности и ориентиры» и сравнить предложенный в учебнике список ценностей со своими ценностями.

Рабочий лист – задания 3,6,7.

Желающим – подготовить сообщение о сильной личности (кратко)