Нина Черепанова
Консультация для молодых специалистов дошкольного учреждения по ФЭМП
для выступления на методическом объединении для педагогов Завьяловского района по направлению «Познавательное развитие»
Н. Л. Черепанова Ст. воспитатель МАДОУ «Црр – Октябрьский д/с»
Теоретические основы формирования и развития математических представлений у дошкольников
Слайд 3 Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
Слайд Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.
Это вызвано целым радом причин : обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Преследуется главная цель : вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Слайд Формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей
Слайд Какие же общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП ?
Слайд В основе методики обучения математическим знаниям лежат обще-дидактические принципы : систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход, научность, доступность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала.
Слайд С точки зрения Л. С. Выготского, понятие «математическое развитие дошкольников » является довольно сложным, комплексным и многоаспектным и состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Слайд Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?
Работа педагога должна обеспечивать усвоение детьми обобщенных, систематизированных знаний по всем разделам в объеме программы :
1 Количество и счет, 2 Величина, 3 Форма, 4 Ориентировка в пространстве, 5 Ориентировка во времени.
Слайд (Экспериментирование) Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных с ними логических операций.
В математической подготовке предусмотренной программой, большое внимание уделяется операциям с наглядным материалом, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема жидких и сыпучих тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.
Слайд При организации детского экспериментирования стоит новая задача : показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например микроскопа.
Требуется довольно много материалов для детского экспериментирования, поэтому, если позволяют условия, желательно в детском саду для старших дошкольников выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств
Слайд На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности.
Слайд Перечислите методы и приемы используемые на занятиях по ФЭМП
На занятиях по математике воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, практический, игровой) и
приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).
Современные требования к отбору содержания, средств, методов и приемов, стимулирующих активность и направленных на развитие детской самостоятельности им инициативности.
Слайд Большое место в работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств
Слайд Если педагоги сами подбирают наглядный материал, им при этом следует строго соблюдать требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей. Эти требования следующие :
Достаточное количество предметов, используемых на занятии;
Разнообразие предметов по размерам (большие и маленькие) ;
Обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени, с тем, чтобы на занятии их привлекала только математическая сторона, а не игровая (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);
Динамичность ребята действуют с предложенном им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки;
Художественное оформление.
Наглядный материал должен привлекать детей эстетически. Красивые пособия вызывают у ребят желание заниматься с ними, способствуют организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала.
Слайд Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.
Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников .
Воспитатель показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые сложные и интересные вопросы. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольника
Слайд Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий.
Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями
Слайд Математические способности относятся к познавательным (32) и тесно взаимосвязаны с познавательными процессами : сенсорными и интеллектуальными.
Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира.
Интеллектуальные - обусловливают его осмысление.
Слайд Фото В основе сенсорных познавательных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интеллектуальных познавательных способностей – мышление.
При этом остальные познавательные процессы (внимание, память, воображение) выступают в этой иерархии как условия активной и успешной реализации как первых, так и вторых.
Слайд Формы организации детской деятельности по развитию математических представлений
Коллективные формы :
Математический утренник,
Праздники, развлечения,
Викторина
Встречи с интересными людьми,
Экскурсии;
Индивидуальные формы :
Гувернёрство,
Репетиторство;
Индивидуально-групповые :
Кружковая работа,
Дифференцированное обучение,
Сюжетно-ролевые игры
Оформление выставок и т. д.
Слайд В ходе совместной математической деятельности педагога с детьми
оказывается помощь и педагогическая поддержка детям, плохо усваивающим математический материал, а также детям, проявляющим повышенный интерес к математике;
используются дидактические игры, компьютерные игры, коллекционирование, сюжетно-дидактические игры, экспериментирование и проектная деятельность.
В ходе самостоятельной деятельности дети занимаются в интеллектуально-математической среде, созданной в группе;
педагог наполняет среду играми и игровыми материалами в соответствии с запросами детей;
педагог создает условия для самостоятельного экспериментирования и развития познавательно- исследовательской деятельности детей.
Слайд Заключение
Мастерство воспитателя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы ребенка в процессе его развития состоит из умения сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности - разнообразными, творческими, продуктивными.
Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают , складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть.
Использованные информационные ресурсы
Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики : Курс лекций для студ. дошк . факультетов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.
Щербакова Е. Н. Теория и методика математического развития дошкольников . – М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК» , - 2005.-392с.
В. Ф. ПЕТРОВА Методика математического образования детей дошкольного возраста
http://rudocs.exdat.com/docs/index-9473.html?page=2
http://madan.org.il/node/5476 h
ttp://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%
Семинар «Формы и методы работы учреждений культуры клубного типа: инновации и традиции» Основные вопросы семинара:
- Формы как способ реализации содержания деятельности учреждений культуры клубного типа.
- Классификация основных, традиционных, форм клубной деятельности.
- Инновационные формы культурно-досуговой деятельности.
- Средства и методы - структурная основа формы мероприятия.
- Обучение основным формам и методам деятельности учреждений культуры клубного типа.
- Повышение квалификации специалистов культурно-досуговых учреждений.
- I . Формы как способ реализации содержания
- II . Классификация основных форм клубной деятельности .
- Беседы: в обыденном смысле - литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми; - в философском и научных смыслах - специфическая форма и организация общения, коммуникации.
- Адресное обслуживание. Культурно-досуговая форма для определенной категории людей, ограниченных в возможностях передвижения. Относится к новым формам работы учреждений культуры.
- Консультации: объяснение, разъяснение каких-либо понятий. Ответы на вопросы. В полной мере относится к методическо-образовательным формам работы. Применимо к деятельности учреждений культуры может использоваться как составная часть какой-либо клубной формы (мастер-класс, адресное обслуживание, вечер-встреча и т.п.)
- Вечер-встреча. Это могут быть встречи с интересными людьми, с ветеранами, с поэтами села и т.п.
- Вечер воспоминание. Может быть как отдельным мероприятием, но в большинстве случаев используется как составная часть других форм(например гостинная, вечер-встреча и др.)
- Вечер отдыха. Это мероприятие развлекательного характера, с использованием разнообразного музыкального оформления, игр, конкурсов, танцев. Как разновидность вечера отдыха считается вечер-кафе – вечер отдыха за столиками, с использованием напитков и других продуктов питания.
- Дискотеки. Танцевальные программы с минимальным использованием других средств и методов организации досуга.
- Камерные формы организации досуга салон и гостиная - мероприятия для узкого круга лиц, связанных общностью интересов. Особенная чета - проведение их в небольшом, ограниченном пространстве, приближенном к домашней уютной обстановке с относительно небольшом количестве участников, где исполнители находятся в непосредственной близости от зрителей. В искусстве понятие «камерный» часто несет значение «сокращенный».
- Игровые программы: основной метод организации досуга в этих мероприятиях – игровые элементы. В зависимости от других используемых методов игровые программы могут быть:
- Конкурсно-игровыми;
- Театрализовано-игровыми;
- Сюжетно-игровыми (например, по сюжету телеигр).
- Выставка (экскурсия) - это показ, каково бы ни было его наименование, путём представления средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности. Различают выставки периодические (временные) и постоянные. Для УККТ выставки, как правило, проводятся на протяжении небольшого промежутка времени, т.е. временные. Могут быть как отдельным мероприятием, так и составной частью другого мероприятия.
- Круглый стол - собрание в рамках более крупного мероприятия В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса.
- Тематическая программа. Ее содержание, методы и приемы несут строгую тематическую направленность. Могут быть использованы элементы других различных форм мероприятий для достижения оптимального результата в донесении информации выбранной тематики до аудитории. Направленность может быть разной (патриотической, музыкальной, игровой, профилактической, экологической, литературной и др).
- Агитбригады – пропагандистская форма мероприятий. В настоящее время относится к устаревшим формам культурно-досуговой деятельности.
- 5. Лекции: устное систематическое и последовательное изложение материала по какой - либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
- Кружок – творческое объединение людей, имеющих общие интересы в сфере творчества, основной деятельностью которых является овладение определенными навыками творческой деятельности различных жанров (вокального, хореографического и др). Кружки – основа деятельности коллективов художественной самодеятельности.
- Концерт - публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.
- Спектакль - произведение сценического искусства. В основе спектакля в драматическом театре лежит литературное произведение - пьеса или сценарий, требующий импровизации, в музыкальном театре - сочинение музыкально-драматическое.
- Литературно-музыкальная композиция – разновидность спектакля, отличием которой является комбинированное использование произведений нескольких авторов (поэтов, писателей, музыкантов)
- Ярмарка - регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определённом месте, сопровождаемый театрализованной концертной и игровой программой.
- Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь, весёлое препровождение свободного времени; день какого-либо радостного события. Как форма организации досуга, праздник – это массовые развлекательные мероприятие, включающее в себя набор культурно-досуговых средств и методов, с использованием различных культурно-досуговых форм работы и имеющий относительно длительное продолжение во времени – не менее двух часов. Праздники могут быть:
- Календарными (Новый год, День пожилого человека и т.п.);
- Государственными (День Победы, День конституции и т.п.);
- Фольклорными (Масленица, Спас, Троица и т.п.);
- Семейными (день рождение, юбилей, свадьба и т.п.);
- Профессиональные (день учителя, день строителя и т.п.).
- Бал - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке. Бал-маскарад отличается от бала наличием карнавальных масок или костюмов на присутствующих. В настоящее время в практике культурно-досуговых учреждений используются редко.
- 6. Конкурс. В культурно-досуговой деятельности – показательное соревнование. Мероприятие рассчитанное на широкий круг зрителей с заранее подготовленными участниками, с состязательными элементами, с конечной целью – выявление победителя.
- Фестиваль - массовое празднество, показ достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или другого вида искусства без выявления победителя или определения рейтинга среди участников.
- Митинг – торжественное мероприятие, посвященное важному событию или дате.
- Парад – торжественное прохождение перед зрителями, публикой, войск, различных коллективов, организаций, движений или партий и т.д.
- Акция - это ограниченное во времени воздействие на целевую группу населения с целью популяризации и пропаганды. Публичные общественно-политические действия, ставящие целью привлечь внимание. Зачастую акции не имеют чёткой долгосрочной цели и не связаны с другими мероприятиями, в которые вовлечены их участники. Результат достигается с помощью ярких внешних атрибутов;
- Корпоратив –точного определения этой форме пока нет, но можно определить как «праздник в коллективе, организации, компании, предприятии»
- Шоу - мероприятие развлекательного характера. Как правило, проводится перед публикой. Имеет постановочный характер. Нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект Может быть: авиационное, автомобильное, телевизионное, ледовое, световое лазерное, цирковое, политическое и др. Как форма клубной работы пока не сформировалась. Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах - местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.
- Флэшмоб - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.
- Тимбилдинг – это корпоративная ролевая игра направленная на сплочение коллектива. Можно к этой форме отнести любой корпоративный досуг;
- Батл – это вид конкурса, поединок между группами или отдельными участниками с элементами экспромтной борьбы, демонстрации.
- IV . Средства и методы - структурная основа формы мероприятия.
- Художественно - выразительные средства : живое слово, музыка.
- Хореография , пение, драматургия.
- Изобразительные средства : оформление клубного пространства (сцены зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение)
- Технические средства : световая, аудио и видеоаппаратура.
- Материальные средства : оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.)
- Финансовые средства - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежные средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюджет.
- Основное место занимают средства массовой информации , которые делятся на печатные и электронные. Они являются основным источником информации о событиях в мире политике, экономики, социальной сферы, науки, культуры, образования, спорта, шоу - бизнесы, используемой в культурно - досуговой деятельности.
- Гагин В.П. Выразительные средства клубной работы. Гагин В.П.: «Эксмо», 2005 г.
- Гагин В.П. Интересно ли в вашем клубе. Гагин В.П.: «Политиздат», 2000 г.
- Генкин Д.М. Организация и методика художественно - массовой работы Генкин Д.М.: «Просвещение», 2006 г.
- Гончаров И.П. Социально культурная - деятельность, учреждений культуры, клубного типа Гончаров И.П.: бизнес центр «Каретный двор», 2004 г.
- Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность. Жарков А.Д. Чижиков В.И.: под научной редакцией академии РАЕН, 2002 г.
- Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. Жарков А.Д. Жаркова Л.С.: научное пособие «Феникс», 2002 г.
- Жарков А.Д. Организация культурно - просветительной работы\ Жарков А.Д.: «Просвещеие», 2003 г.
- Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды\ Конович А.А.: «Москва», 2006 г.
- Красильников Ю.Д. Основы СКД/ Красильников Ю.Д. Киселёв Т.Г.: «Юрайт», 2006 г.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка\ Ожегов С.И Шведова Н.Ю.: «Москва», 2003 г.
- Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. Стрельцов Ю.А.: «Эксмо», 2004 г.
- Тригодин В.Е. Педагогика воспитательной работы в клубе. Тригодин В.Е.: «Дрофа», 2002 г.
- Тригодин В.Е. Клуб и свободное время\ Тригодин В.Е.: «Аст», 2003 г.
- Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно - досуговой деятельности\ Чижиков В.М.: МГИК, 2009 г.
- http://ru.wikipedia.org
- http://biblios.newgoo.net/t5404 - topic
- http://revolution./culture/00213325_0.html
- http://www.uspu.ru/specialnosti/107 - institut - psihologii/467 - socialnokulturnaja - dejatelnost
Администрация Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ
Фактически утратил силу в связи
с истечением срока действия
______________________________________________________
В целях обобщения и распространения опыта ведущих руководителей и специалистов учреждений культуры клубного типа, развития и пропаганды деятельности культурно-досуговых учреждений, совершенствования их инфраструктуры, форм и методов работы
приказываю:
1. Утвердить Положение о смотре-конкурсе на лучшего специалиста года по культурно-досуговой деятельности согласно приложению N 1.
2. Утвердить состав организационного комитета согласно приложению N 2.
3. Утвердить форму анкеты-заявки согласно приложению N 3.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возлагаю на первого заместителя председателя Комитета по культуре Н.С.Батенина.
Председатель Комитета
Е.Е.Колчин
Приложение 1 к распоряжению. Положение о смотре-конкурсе на лучшего специалиста года по культурно-досуговой деятельности, 2001 год
Приложение N 1
к приказу Комитета
по культуре Администрации
Санкт-Петербурга
от 06.10.2000 N 219
1. Цели и задачи смотра-конкурса
Смотр-конкурс проводится в целях обобщения и распространения опыта ведущих руководителей и специалистов учреждений культуры клубного типа, развития и пропаганды деятельности культурно-досуговых учреждений, совершенствования их инфраструктуры, форм и методов работы, создания необходимых условий для разработки и внедрения инновационных комплексных программ по сохранению и развитию народного творчества, организации разнообразного и полноценного досуга всех слоев населения.
Основными задачами смотра-конкурса являются выявление и поддержка высоко профессиональных творческих кадров, воспитание на их примере молодых специалистов и формирование общественного мнения о престижности работы в культурно-досуговой сфере.
2. Организаторы смотра-конкурса
Смотр-конкурс организуется Комитетом по культуре Администрации Санкт-Петербурга совместно с межрегиональным отделением "Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" и Петербургским отделением Российского творческого союза работников культуры, которые формируют состав Оргкомитета, осуществляющего координацию деятельности всех заинтересованных учреждений и организаций.
3. Руководство смотром-конкурсом
Для подготовки и проведения смотра-конкурса создается Оргкомитет.
Оргкомитет:
- готовит и распространяет документацию о проведении смотра-конкурса;
- анализирует заявки и другие материалы, поданные на смотр его участниками;
- организует выезды в учреждения культуры для знакомства с деятельностью номинантов на местах;
- обеспечивает выпуск необходимой полиграфической продукции;
- определяет победителей смотра-конкурса;
- готовит мероприятия по награждению победителей смотра-конкурса;
- осуществляет связь со средствами массовой информации;
- ведет работу по привлечению спонсоров и других заинтересованных организаций.
Примечание: в Оргкомитет не могут входить участники смотра-конкурса.
4. Сроки проведения смотра-конкурса
Смотр-конкурс проводится в период с октября 2000 г. по май 2001 г.
Прием конкурсных заявок-анкет, выполненных в установленной форме, - с 1 октября 2000 г. по 25 января 2001 г.
Выезд членов Оргкомитета в культурно-досуговые учреждения для знакомства с работой участников смотра-конкурса на местах - с 25 января по 30 апреля 2001 г. (по мере необходимости).
Подведение итогов и торжественное награждение победителей смотра-конкурса проводится в мае 2001 г.
5. Участники смотра-конкурса
В смотре-конкурсе принимают участие руководители и специалисты клубной работы культурно-досуговых учреждений города всех форм собственности.
6. Порядок проведения смотра-конкурса
Смотр-конкурс проводится по следующим номинациям:
- руководитель культурно-досугового учреждения;
- специалист по развитию народного творчества (заместитель директора, художественный руководитель, заведующий отделом народного творчества, методист и другие);
- специалист по культурно-досуговой работе (заместитель директора, заведующий отделом, методист, режиссер и другие);
- руководитель клубного формирования:
театральное искусство;
хореография;
цирк;
хоровое пение;
оркестровый жанр;
малые вокальные формы;
бальный танец;
кино-, фото-, видеообъединение;
изобразительное искусство;
прикладное творчество;
техническое творчество;
руководитель любительского объединения, клуба по интересам;
- лучший специалист по художественно-постановочному обеспечению (художник по свету, звукорежиссер и другие);
- "Честь и достоинство" (представляются ветераны, проработавшие не менее 40 лет в сфере культуры).
Заявки-анкеты на участие в смотре-конкурсе направляются администрацией учреждения культуры в государственное культурно-досуговое учреждение "Дом народного творчества и досуга", справки по телефонам: 311-17-96, 315-63-08.
Заявки на участие в смотре-конкурсе могут быть также поданы в порядке самовыдвижения.
Кроме заявки, на участника смотра представляется творческая характеристика в произвольной форме, согласованная с отделом культуры территориального управления административного района или гуманитарным отделом Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Дополнительно могут быть представлены другие документы: авторские методические разработки, сценарии, отзывы о работе участников смотра-конкурса от других организаций и т.д.
Посещение культурно-досуговых учреждений членами Оргкомитета проводится по графику.
Результаты посещений фиксируются протоколами Оргкомитета.
Победители смотра-конкурса награждаются памятными дипломами и призами.
Примечание: руководители культурно-досуговых учреждений для участия в смотре-конкурсе выдвигаются трудовыми коллективами или в порядке самовыдвижения.
7. Критерии оценки деятельности специалистов культурно-досуговой работы
Номинация: "Руководитель культурно-досугового учреждения"
Оценивается:
деятельность директора в вопросах хозяйственного содержания учреждения (внешний вид здания, внутренние интерьеры (оформление театрального, концертного и других залов), наличие оргтехники, планов реконструкции и ремонта здания клуба, оснащенность техническими средствами для проведения мероприятий на современном уровне, новации в вопросах совершенствования организационно-творческой, экономической и административно-хозяйственной деятельности);
финансовая работа (уровень самофинансирования и хозрасчетной деятельности, какую часть в бюджете КДУ занимают платные услуги, наличие социально-творческих заказов и договоров по объемам культурно-досуговой деятельности среди населения, в трудовых коллективах предприятий и организаций);
участие в городских и районных и иных семинарах, смотрах, совещаниях, связанных с организацией досуга населения, хозяйственно-правовым регулированием деятельности учреждения культуры, программами развития инфраструктуры района, микрорайона и т.д.
Номинация "Специалист по развитию народного творчества"
Оценивается:
количество и результаты деятельности коллективов по жанрам, любительских объединений, клубов по интересам и других клубных образований в динамике за 1998-2001 гг.;
наличие "Народных коллективов любительского художественного творчества" и "Образцовых детских коллективов художественного творчества". Участие коллективов народного творчества в районных, городских и других смотрах, фестивалях, конкурсах;
количество коллективов, работающих на бюджетной и самоокупаемой основе (в их числе: бесплатные, платные и коллективы, работающие с частичной оплатой для населения); указать их процентное соотношение по годам за период 1998-2001 гг. Формы и методы работы с населением (концерты, встречи, отчеты и др.), организация учебно-творческого и воспитательного процесса.
Номинация "Специалист по культурно-досуговой работе"
Оценивается:
разнообразие форм культурно-досуговой работы с социально-демографическими группами населения;
организация и внедрение как традиционных, так и нетрадиционных форм работы, накопление и обобщение собственного опыта проведения мероприятий, участие в культурно-досуговых акциях различных уровней;
умение специалиста работать с полиграфической продукцией (своевременность и эффективность ее издания и распространения, современные разработки дизайна, оригинальность содержания и другие показатели), использование современных технических средств и достижений;
работа со зрительской аудиторией, наполняемость мероприятий, их актуальность и востребованность населением, работа с социально незащищенными категориями населения;
наличие постоянных партнеров в работе, спонсорская поддержка, связь с общественными организациями и движениями, средствами массовой информации.
Номинация "Руководитель клубного формирования"
Оценивается:
участие коллектива в концертах, смотрах, фестивалях различных уровней;
проведение творческих отчетов перед населением, участие в культурно-досуговых мероприятиях учреждения, района, города и других;
уровень учебно-творческих планов деятельности коллектива, перспективы его развития, наличие авторских программ, сценариев, других разработок;
выбор репертуара, его соответствие творческому потенциалу участников, наполняемость коллектива;
участие руководителя в творческих мастерских, мастер-классах и других творческих семинарах и программах.
Номинация "Лучший специалист по художественно-постановочному обеспечению" (художник по свету, звукорежиссер и другие)
Оценивается:
умение творчески и максимально точно обеспечивать техническое сопровождение культурно-досуговых мероприятий как крупных, так и малых форм;
умение работать с технической документацией на аппаратуре любых модификаций, владение новыми современными технологиями по своему направлению деятельности, знакомство с периодическими изданиями и другой литературой по профессиональным вопросам.
Номинация "Честь и достоинство"
Оценивается:
высокопрофессиональная, многолетняя и добросовестная работа специалиста, имеющего общий стаж трудовой деятельности в учреждениях культуры не менее 40 лет;
участие в общественно-культурной деятельности на уровне района (микрорайона) города, конкретного учреждения культуры;
наличие авторских программ, методических работ и публикаций по культурно-досуговой деятельности.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель председателя
межрегионального объединения
"Федерация профсоюзов
Санкт-Петербурга и Ленинградской
области"
Т.Н.Елисеева
2000 г.
Председатель Петербургского
отделения Российского
творческого союза
работников культуры
В.Е.Триодин
2000 г.
Приложение 2 к приказу. Состав организационного комитета смотра-конкурса на лучшего специалиста года по культурно-досуговой деятельности, 2001 год
Приложение N 2
к приказу Комитета
по культуре Администрации
Санкт-Петербурга
от 06.10.2000 N 219
Председатель оргкомитета | Колчин Е.Е., |
Члены оргкомитета: | Батенин Никита Сергеевич, |
Ответственный секретарь оргкомитета | Ванчакова Татьяна Павловна, |
Приложение 3 к приказу. Анкета-заявка на участие в смотре-конкурсе на лучшего специалиста года по культурно-досуговой деятельности
Приложение N 3
к приказу Комитета
по культуре Администрации
Санкт-Петербурга
от 06.10.2000 N 219
1. Фамилия, имя, отчество ___________________________________________________________________________________ 2. Год рождения ___________________________________________________________________________________________ 3. Номинация _____________________________________________________________________________________________ 4. Название культурно-досугового учреждения __________________________________________________________________ 5. Должность _____________________________________________________________________________________________ 6. Образование ___________________________________________________________________________________________ 7. Стаж работы в данной отрасли ____________________________________________________________________________ 8. Стаж работы в выдвигаемой номинации _____________________________________________________________________ 9. Представленные материалы _______________________________________________________________________________ |
Директор (руководитель)
учреждения культуры
"___"_____________ 2000 г.
Текст документа сверен по:
официальная рассылка
Контроль культурно-досуговой деятельности механизмами федерального уровня, новые задачи перед руководителями клубных учреждений
На сегодняшний день в законодательстве практически не существует нормативно-правовых документов, которые бы регламентировали культурно-досуговую деятельность учреждений культуры клубного типа. В связи с этим возникают некоторые трудности при определении миссии данных организаций, действующих во многих населенных пунктах РФ.
Проблемы регулирования культурно-досуговой деятельности
Как известно, культурно-досуговая деятельность не входит в список полномочий федерального уровня. На текущее время это является преимущественным правом региональных и муниципальных органов. Поэтому все федеральные законодательные акты имеют только рекомендательный характер.
↯ Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,
Поэтому собрать и проанализировать информацию, касающуюся культурно-досуговой деятельности клубов, достаточно проблематично. В результате централизованные данные статистики практически полностью отсутствуют.
Если говорить о регулировании деятельности клубов на региональном уровне, то в этом случае также существует масса недоработок.
- Ведь до сих пор региональными органами не утверждено Положение о культурно-досуговой деятельности, благодаря которому, можно было бы урегулировать любые вопросы, связанные с деятельностью подобных организаций.
- Среди множества проблем клубных организаций стоит выделить проблему, которая касается работы кружков и студий. Сегодня и те, и другие действуют вне системы , то есть существуют как бы в отдельном вакууме. У многих из них со временем значительно снижается уровень мастерства.
Но вместе с тем стоит отметить активность некоторых руководителей творческих коллективов, которые являются настоящими энтузиастами и мастерами своего дела. На протяжении многих лет они работают над развитием потенциала и привлечением новых участников творческого коллектива.
- В результате получается, что как для энтузиастов, так и отстающих созданы одинаковые условия, в которых для одних не существует возможностей для развития, а для других возможностей закрытия практически недействующего коллектива. Объяснить это можно отсутствием законодательных актов, которые бы регулировали не только программы, но и использование площадей.
Участие общественности, а также осуществление контроля за являются теми механизмам, которые вводятся на федеральном уровне и выдвигают перед руководителями клубных учреждений новые задачи. Для этого, конечно же, необходимо будет проделать большую работу.
- Однако решение данных вопросов будет проблематичным. И главная проблема состоит в отсутствии стандартов качества в отношении культурно-досуговой деятельности.
- Также большим препятствием является отсутствие конкретных целей деятельности и задач для их достижения при организации досуга .
Выводы по проблематике культурно-досуговой деятельности
Разновидности учреждений клубного типа
К учреждениям культурно-досугового типа относятся:
- дворцы культуры;
- дворцы молодежи;
- культурно-спортивные комплексы;
- центры ремесел;
- дома народного творчества;
- социально культурные центры;
- информационно-методические центры и другие.
Преимущества культурно-досуговых учреждений
Но, несмотря на это, данные учреждения имеют некоторые преимущества по сравнению с музеями, библиотеками и театрами:
- Они не отягощены обязательствами, связанными с сохранением музейных ценностей;
- Для них не существует обязательных рамок постановки спектаклей;
- Их деятельность не ограничена определенными форматами.
- Они действуют не только в крупных и средний городах, но и в небольших поселениях городского и сельского типа.
Многофункциональный культурный центр
Благодаря выполнению огромного количества функций, клубное учреждение сможет приобрести новый статус – статус многофункционального культурного центра. Ведь именно эта форма институционной деятельности сегодня занимает передовые позиции в глобальном масштабе.
Сегодня клубные учреждения остаются единственными организациями культурно-досуговой деятельности многих населенных пунктов. Поэтому они имеют реальную перспективу выступать в качестве многофункциональных культурных центров, способствующих привлечению населения к культурной жизни.
Сегодня стоит уделить огромное внимание тщательной проработке стандартов деятельности домов культуры. Это позволит каждому пользователю понять их значение, ознакомиться с их деятельностью, статьее активным участником.
Современные дома культуры значительно отличаются друг от друга. Некоторые из них представляют собой внушительных размеров комплексы с огромными концертными залами. Другие же располагаются всего на нескольких десятках квадратных метров и имеют ограниченные возможности для развития.
Несмотря на разный масштаб и разные условия деятельности, у всех клубных организаций наблюдаются общие подходы к предоставлению наиболее актуальных услуг.
Организация гостевой зоны клубного учреждения
Главной задачей любой досуговой организации является привлечение и удержание посетителя. Дома культуры, выступающие в качестве междисциплинарных площадок, проводят разные мероприятия и занятия для пользователей различных возрастных категорий. Поэтому необходимо организовывать свою деятельность таким образом, чтобы посетителю хотелось не просто прийти, но и стать активным участником мероприятий.
Пользователю, впервые посетившему учреждение социально-культурной досуговой деятельности, иногда очень сложно сориентироваться в многообразии услуг, которые предоставляет центр. Представленные объявления часто отличаются хаотичностью и разнонаправленностью, а проконсультироваться иногда просто не у кого.
Поэтому взрослые посетители часто остаются в стороне от полезных и не менее интересных «взрослых» событий, а молодежь стесняется или лениться искать дополнительную информацию о работе учреждения. При этом для большинства потребителей остается в тайне и ценовая политика. Выходом из такой ситуации является организация «гостевой» зоны.
Гостевая зона учреждения клубного типа
Следуя советам специалистов, в зону приема гостей стоит включить следующие компоненты:
Место дежурного администратора |
Необходимо установить стол, за которым дежурный сотрудник учреждения сможет проконсультировать посетителя по поводу интересующих вопросов. В обязанности администратора входит:
Также администратор должен хорошо знать стоимость всех предоставляемых учреждением услуг и обладать информацией по поводу количества бесплатных мест в кружках и секциях. |
Касса |
Оптимальным вариантом является расположение в гостевой зоне кассы, которая работает в то же время, что и сам дом культуры. Ведь большинство пользователей не желают идти в банк, чтобы внести плату за ту или иную услугу. Положительный момент в данном случае – возможность оплаты с помощью банковской карты. Особенно, если это учреждение расположено в населенном пункте городского типа. Отсутствие таких возможностей, как правило, вызывает негодование посетителей, особенно тех, которые являются платежеспособными. |
Навигация |
В зоне приема гостей нужно установить навигацию:
Все навигационные элементы должны быть выполнены в одинаковом стиле. Это способствует формированию единого эстетического пространства учреждения культурно-досуговой деятельности. |
Место для отдыха и ожидания |
К примеру, в клубе действует хореографический кружок и родителям часто приходится ждать своих детей. При отсутствии места ожидания они толпятся на улице, что достаточно неудобно, особенно в холодное время. Поэтому оборудование такого уголка просто необходимо. Некоторые учреждения клубного типа устанавливают в зоне отдыха:
|
Дополнительные услуги |
К примеру, в зонах отдыха можно разместить:
В комнате гигиены можно установить:
Поскольку современные потребители уже привыкли к тому, что практически во всех заведениях, будь то аэропорт, торговый центр или школа, предоставляются такие бытовые услуги, как:
Поэтому отсутствие подобных услуг в клубных учреждениях часто вызывает негодование и составляет о нем не совсем положительное мнение. |
Многие учреждения культурно-досуговой деятельности имели возможность на практике убедиться в том, что наличие комфортной зоны повышает интерес со стороны посетителей. Именно родители, а не бабушки и дедушки, стали чаще приводить детей на занятия. Свое время ожидания они проводят за приятной беседой, чашечкой кофе, просмотром выставки или чтением книги.
Реализация новых программ в домах культуры
Сегодня крупные дома культуры выступают в качестве центров творческих инициатив населения. Поэтому с целью активизации своей деятельности они могут предоставлять свои площадки для реализации различных проектов.
- Стоит отметить, что в настоящее время в учреждениях клубного типа начала возобновляться незаслуженно забытая работа кружков научно-технического творчества. Это имеет большой плюс, поскольку привлекает к участию подростковую и мальчиковую аудиторию, которая не всегда изъявляет желание заниматься пением, музыкой или хореографией.
Пользователи старшего поколения с большим интересом относятся к деятельности подобных учреждений. Поэтому являются наиболее многочисленной и постоянной целевой аудиторией. Чаще всего они являются участниками фольклорных и хоровых студий. С большим удовольствием принимают участие в бесплатных мероприятиях.
Нынешние перемены требуют воплощения в деятельность домов культуры новых инициатив. А поскольку старшее поколение – это основная аудитория, то необходимо включать его в эти инициативы.
- Достаточно востребованным направлением сегодняшнего дня является организация работы курсов компьютерной грамотности. Хотя данное направление активно ведется библиотеками, клубным учреждениям не стоит оставаться в стороне.
Отличным решением, которое вызывает особый интерес со стороны посетителей старшей возрастной категории является:
- постановка документальных спектаклей, в основе которых лежат воспоминания людей преклонного возраста;
- организация выставок архивных материалов;
- проведение встреч поколений и так далее.
Очень важным моментов в данном случае выступает разработка программ для старшего поколения, которые должны быть тщательно продуманы и не менее тщательно подготовлены к реализации.
Перспективы развития клубных учреждений
Тем учреждениям клубного типа, которые претендуют на статус современного культурного центра, придется решать огромное количество различных проблем. Ведь, как известно, на сегодняшний день требует доработки нормативная база, практически отсутствуют стандарты, нет ориентиров для будущего развития данных учреждений.
В настоящее время одним из основных ресурсов городов и других территорий является творческий капитал. И именно деятельность культурно-досуговых учреждений позволит населению, независимо от возраста и рода занятий, реализовать свой потенциал.
Междисциплинарные возможности культурных центров позволяют комплексно и системно решать задачи, связанные с развитием городов и других территорий.
Материал проверен экспертами Актион Культура