Социализация. Важность игры в социализации дошкольников. презентация на тему. Презентация «Игра как средство социализации в воспитании и



ВЫСТУПЛЕНИЕ Формирование сюжетно-ролевой игры как средство социализации учащихся классов «Особый ребенок» В наши дни растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание и образование таких детей требует особого подхода со стороны педагогов, врачей, дефектологов, логопедов В работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет ее практическая направленность. Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит педагогу. Дети с ОВЗ инертны, мало эмоциональны, поэтому взрослым необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели служит игра. Она является основным видом деятельности детей с ОВЗ. Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования отношений в детском коллективе, формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, формирования стереотипов поведения. Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности. У детей с ОВЗ необходимо развивать наглядные формы мышления, используя для этого специальные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения и практические проблемные ситуации. Развитие игры проходит несколько этапов: - первый этап заключается в совместной игре с взрослым; - на втором этапе дети учатся действовать самостоятельно и могут переносить полученные знания на другие предметы; - на третьем этапе появляется изобразительная игра, ребенок копирует действия с предметами, которые он видит в обычной жизни. Педагог играют важную роль в развитии таких детей. При обучении игре детей с ОВЗ необходимо применять личностный, дифференцированный подход к каждому ребенку. Большое значение для развития детей с ОВЗ имеет формирование четкого представления о предметах ближайшего окружения, нужно сформировать правильное представление о предметах, их значении в жизни человека. Для того чтобы научить ребенка пользоваться предметами и закрепить его знания о них, очень хорошо использовать сюжетно-ролевые игры, в процессе которых у ребенка формируется практический опыт. Обучить ребенка с ОВЗ сюжетно-ролевой игре можно, но это очень сложный, кропотливый процесс. Взяв на себя роль в игре, взрослый может управлять игрой, направляя действия ребенка в нужном направлении. Для начала это должны быть несложные, короткие игровые моменты (покормить куклу, помыть посуду и т.д.). Взрослый должен постоянно комментировать все действия, показывать их наглядно, не сильно загружая разнообразием действий.


Сюжетно-ролевые игры – это наиболее важный инструмент, помогающий ребенку адаптироваться в этом мире, научиться вести себя в различных местах и ситуациях. Существует огромное количество и разнообразие сюжетно-ролевых игр, да и взрослый вместе с ребенком всегда может придумать новую, интересную и актуальную в данный момент. В сюжетно-ролевые игры ребенок может играть с ребятами или один, направляемый педагогами, которые должны помочь задать тематику игры, продемонстрировать нужные действия, показать, что нужно делать. Взрослый должен направлять действия детей речью, показать как правильно, исправлять ошибки, а иногда и совершать действия вместе с ребенком (управляя его руками). Эмоциональные проявления, которые возникают в конкретной игровой ситуации, способны укрепляться и обобщаться. Очень важно, чтобы во время игры у ребенка возникали положительные эмоции (восторг, интерес, удивление). Нужно чаще хвалить, когда он делает успехи. Отрицательные же эмоции могут отбить желание играть в дальнейшем. Отрицательные эмоции возникают чаще тогда, когда дети не могут организовать игру. Вот тут как раз и должна последовать помощь взрослого При положительных эмоциях об игровых ситуациях, дети будут все чаще возвращаться к ним, тем самым закрепляя новые знания, умения, навыки. Научить ребенка быть открытым этому миру, общаться, познакомить его с различными жизненными ситуациями помогут сюжетно-ролевые игры, в процессе которых он сможет побыть героем тех жизненных ситуаций, которые ожидают его в будущем. Выполнение определенной роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Ребенок встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра - дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, то есть формируется сознательное подчинение им. Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: одежда, предметы, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.


Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет - та сфера деятельности, которая моделируется детьми в игре, а, следовательно, выбор сюжета всегда опирается на определенные знания. Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление. Постепенно дети начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок и кинофильмов. В играх переплетаются реальные и сказочные сюжеты. К бытовым сюжетам присоединяются профессиональные, а затем и социальные. Богатство и разнообразие сюжета тесно связано с богатством детского воображения. Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. При непосредственном руководстве педагога в играх формируются навыки коллективной жизни: умение действовать сообща, оказывать помощь друг другу. Если ребёнок увлечён своим замыслом, своей ролью, игровые взаимоотношения побеждают. Если же он равнодушен к игре, наблюдается другая картина: роль мало влияет на его поведение, его взаимоотношения с товарищами. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, но она их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи занятия. Анализируя всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что: - в сюжетно-ролевой игре активно обогащается и развивается словарь детей с ОВЗ; - формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира; - систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности; - игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, формировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности; - сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. - только та игра, которая захватывает ребёнка с ОВЗ, развивает его мыслительные операции и волевые качества, пробуждает сильные чувства. Список используемой литературы: 1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология С Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. – М., Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, С Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб. : Речь, Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение г.


Выполнила: Т.Н. Смирнова учитель-дефектолог I квалификационной категории МБСКОУ СКОШ 3 г. Березники 2014 г. г. Березники 2014 г.


Игра является основным видом деятельности детей с ОВЗ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Социализация. Важность ИГРЫ в социализации дошкольников Подготовила: педагог – психолог МДОУ «Светлячок» с. Рыбушка С.А.Рудь

Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни, в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Понятие СОЦИАЛИЗАЦИИ

Первая ступень – дошкольный период, в котором преобладает игровая деятельность; Вторая ступень – период активного познания ребёнком окружающей жизни, её законов и требований; Третья ступень – этап завершения её формирования, - это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования. Процесс социализации личности по С. И. Гессену:

Социализация детей дошкольного возраста – фундамент их успешного вхождения в дальнейшую жизнь. Недостаточность социализации влечет за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ранний возраст Дети до 1,5 лет усваивают основную информацию об окружающем их мире, о возможности взаимоотношений; В промежутке от года-полутора и примерно до трех лет возникает потребность в общении со сверстниками, закладываются первые навыки существования в коллективе. Основные этапы процесса социализации детей дошкольного возраста

Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, усваивает понятия о социальных и гендерных ролях. Средний и старший дошкольный возраст

Жизнь семьи, взаимоотношения внутри нее; отношение взрослых к детям; отношение к посторонним, демонстрируемое старшими – из этого и складывается понятие ребенка о нормах поведения и правильных отношениях. Роль семьи в социализации дошкольника

Родителям не стоит пытаться полностью изолировать ребенка от стихийной социализации, но - необходимо держать это под контролем и корректировать влияние таких факторов во избежание негативных последствий.

Задача детских дошкольных учреждений- компенсация недостаточной интенсивности социализации детей и придание ей большей гармоничности. Решением является - ненавязчиво и убедительно помочь ребенку выбрать, как именно он будет производить впечатление на окружающих: склонностью к конфликтам, дерзкими выходками или конструктивными поступками, помощью, дружелюбием, инициативностью и т.д. Роль детского сада в процессе социализации ребенка.

Решением этой задачи является - ненавязчиво и убедительно помочь ребенку выбрать, как именно он будет производить впечатление на окружающих: склонностью к конфликтам, дерзкими выходками или конструктивными поступками, помощью, дружелюбием, инициативностью и т.д.

Умения: - войти в детское общество; - действовать совместно с другими; - следовать и уступать общественным нормам; - контролировать свои желания и др. социально-личностные качества дошкольников: - интерес ребенка к себе; - интерес к сверстникам; - отношение ребенка к группе детского сада и др. Показатели успешного социального развития дошкольника в детском саду:

. « Игра-это первая школа общественного воспитания ребёнка, арифметика социальных отношений ». Л. С. Выготский

ИГРА – средство развития личности; ИГРА – средство общения; ИГРА – форма организации детского общества; ИГРА – способ обучения и самообучения; ИГРА – средство коррекции развития ребёнка; ИГРА – диагностическое средство; ИГРА – психотерапевтическое средство. Значимость игры в социализации дошкольников

Общая характеристика игры дошкольника: ИГРА самоценная деятельность для дошкольника; деятельность не обязательная, не связанная с достижением в ыгодных для ребенка целей; деятельность, доставляющая удовольствие.

ИГРА – эта центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов; ИГРА – служит средством реализации стремлений детей участвовать в жизни взрослых; ИГРА – отражение конкретной эпохи и конкретного периода развития общества; ИГРА - часть общечеловеческой культуры (обогащает опыт, развивает, обучает, воспитывает, социализирует); ИГРА - специфический фактор всего, что окружает людей в мире. ДЕТСТВО – ПЕРИОД ИГРЫ

Изучение психологических основ игровой деятельности в нашей стране в 20-е годы начал Л. С. Выготский. Его последователи: А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин. Проблемам изучения игры большое внимание уделяли К. Д. Ушинский и А. С. Макаренко. В настоящее время изучением игры, занимаются многие ученые – А. В. Запорожец, Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, С. Л. Новоселова, М. А. Васильева, А. А. Люблинская и многие другие. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ

ОСНОВНОЙ ПРЕДМЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – СЮЖЕТНО-ОБРАЗНЫЕ ИГРУШКИ УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ детей в совместных играх ОСНОВНОЙ МОМЕНТ ОРГАНИЗУЮЩЕГО ИГРОВОГО ВЗВАИМОДЕЙСТВИЯ – ПРАВИЛА РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – СОГЛАСОВАННОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЮЖЕТА ИГРЫ

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ: ИЗ-ЗА ИГРУШЕК ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ в игровой деятельности СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ: ЧАЩЕ ИЗ-ЗА РОЛЕЙ СТАРШИЙ ВОЗРАСТ: ОСНОВНЫЕ КОНФЛИКТЫ ПО ПОВОДУ ТОГО «БЫВАЕТ ТАК ИЛИ НЕ БЫВАЕТ»

Младшая группа: Высокий – 30% Средний – 50% Низкий – 20% Средняя группа: Высокий – 37% Средний – 58% Низкий – 5% Старшая, подготовительная: Высокий – 33% Средний – 61% Низкий – 6% Уровень развития игровых умений воспитанников МДОУ «Светлячок»

« Игра с ребенком в жизни вашей семьи» Играете ли вы со своим ребенком? (да, нет) 2. Напишите, пожалуйста, игры, в которые вы играете вместе с детьми? 3 . Какие любимые игры и игрушки Вашего ребенка? С желанием ли играет с другими детьми? ___ Делится ли своими игрушками? ___ Чем вы руководствуетесь, покупая игрушки ребенку? 7. Есть ли у ребенка специальный уголок для хранения игрушек? (да, нет) Занимаетесь ли вы изготовлением игрушек-самоделок? Спасибо за сотрудничество! Анкетирование родителей МДОУ «Светлячок»

Дайте детству состояться! Дайте детству наиграться!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Предварительный просмотр:

1 слайд

Уважаемые коллеги, сегодня, в рамках темы нашего педсовета предлагаю вам поближе ознакомиться с проблемой Социализации дошкольников, и важностью игры в социализации.

Все мы работаем по Новому Федеральному Государственному стандарту, вступившему в силу 1 сентября 2013 года, и он утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности : двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. И именно важную роль игры в социализации наших воспитанников мы с вами рассмотрим поподробнее.

2 слайд

Что же такое социализация?
Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а так же в процессе воспитания (семейного, религиозного, социального). Ее сущность состоит в том, что она формирует человека, как члена того общества, к которому он принадлежит.

3 слайд
Рассмотрим процесс социализации личности по теории Сергея Иосифовича Гессена, отечественного педагога:

Как Вы видите, он рассматривал его как три ступени.

Рассмотрим, что происходит на первой ступени :

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка. Именно в игре он развивается и самореализуется, усваивая и воспроизводя культуру общества, социальные нормы и ценности того общества, к которому он принадлежит.

Во второй период активного познания ребенком мира, по мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения , учатся общению.

На третей ступени происходит формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности

4 слайд

Что же представляет собой процесс социализации дошкольников – это одна из главных составляющих успешности ребенка в дальнейшей жизни. Именно в этом возрасте закладываются ценнейшие навыки общения и основы понимания собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают нормы и мотивы поведения, понятия ценностей, соответствующие социуму, в котором они растут. Налаживается связь между основными сферами существования детей и их психикой, влияющая и на развитие психики.

Недостаточность социализации сказывается не только на недостаточной информированности детей по поводу правильности поведения, но и грозит неверной ориентацией развития личности, проблемами в эмоциональной сфере.

5 слайд

Начало социализации личности происходит в первый год жизни, когда ребенок учится быть частью семьи, получает первые навыки существования в коллективе, навыки общения с близкими, учатся взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми, а не быть уже только объектом заботы старших . Это очень важный возраст для развития коммуникабельности и способности группового взаимодействия .

6 слайд

Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, пользуясь для этого полученнымиранее навыками общения и речью. Получает более серьезные навыки общения с посторонними, малознакомыми взрослыми, осваивает сценарии поведения в различных ситуациях: забота, послушание, дружба и любовь, конфликты и их разрешение, совместная деятельность, творчество и т. д.

7 слайд

Важность роли семьи в этом процессе переоценить очень сложно. Интенсивность взаимодействия старших членов семьи с малышом влияет на развитие адаптационных способностей его психики. Чем больше его привлекают к общению и деятельности в семье, тем больше навыков и понятий откладывается, тем они полнее и многограннее. Разумеется, личные особенности интеллекта и психики ребенка играют немалую роль в развитии его адаптабельности, однако, с одними и теми же исходными возможностями ребенок может оказаться неуверенным в себе, малокоммуникабельным, не умеющим решить простую поведенческую задачу, или общительным, хорошо ориентирующимся, понимающим основные правила поведения и хотя бы самые очевидные мотивы.

8 слайд

Без регулярной умеренной нагрузки на адаптационные возможности самый здоровый и ухоженный ребенок будет отставать от сверстников в способности воспринимать новое, вливаться в коллектив, взаимодействовать с другими детьми, осваивать возможности, предоставляемые школой и обществом.

9 слайд

Задачей детских дошкольных учреждений является компенсация недостаточной интенсивности социализации детей и придание ей большей гармоничности. Задача оказывается не из легких – каждый ребенок приходит в детский сад из семьи с уже сформировавшимися понятиями о том, как следует себя вести, какие отношения допустимы. А ведь каждый из детей наделен нормальным желанием самоутверждения среди сверстников и в глазах взрослых, что ведет к множеству неожиданных поступков, а порой и конфликтных ситуаций. И воспитателю нужно их решать без помех для образовательного и процесса.

10 слайд

Ребенок все больше стремится быть кем – то значимым в глазах окружающих, и важно грамотно направить это стремление в правильное русло.

11 слайд

Какие параметры говорят об успешной адаптации? Это и формирование приемлемых норм поведения и общения со сверстниками и старшими, близкими и малознакомыми людьми, и развитие самосознания, выделение и становление собственной личности ребенка среди других людей. Развитие социальных навыков в обращении с предметным миром. Особенно значимым является формирование самосознания и умения воспринимать себя как личность, познающую мир и взаимодействующую с ним, получающую опыт, извлекающую пользу.

12 слайд

По словам Антона Семеновича Макаренко: «Игра – это первая школа общественного воспитания ребенка, арифметика социальных отношений».

13 слайд
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Очень точно об игре, как о средстве коррекции написал А.Н. Леонтьев «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.

Слайд 14

Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

Слайды 15 – 16 по презентации.

Слайд 17

1.На начальном этапе - действия с определёнными предметами, направленные на партнёра по игре.

Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не наоборот. При ролевых разделениях функций в игре дети выполняют игровые роли автономно, не пытаясь создавать единого игрового сюжета.

Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Логика действий легко нарушается, не вызывая протеста у детей. Правила отсутствуют.

2. Последующий этап - В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.

Роли называются, намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации связанных с нею действий.

Логика действий определяется жизненной последовательностью реальных жизненных событий. Расширяется их репертуар, выходя за пределы какого-либо одного типа действий

Нарушение действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется. Правило ещё не вычленяется, но в случае конфликта оно уже может победить непосредственное желание.

3. Игровые умения на заключительном этапе дошкольного развития - Выполнение роли и вытекающих из неё действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношения к другим участникам игры.

Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры. Появляется «ролевая речь», обращённая к партнёру по игре. Иногда отношения становятся обычными, не игровыми. Ролевые функции детей взаимосвязаны.

Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны, чётко и последовательно воссоздают реальную жизненную ситуацию. Ясно выделены действия, направленные на других участников игры.

Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную ситуацию, но и с указанием на рациональность правил. Правила ясно сформулированы. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое.

18 – 19 слайды по презентации

Слайд 20

Играют 100% РОДИТЕЛЕЙ.

Игры родителей с детьми - Жмурки, прятки, лошадки, куклы, мягкие игрушки – 76% опрошенных.

Дидактические игры, интеллектуальные – всего 24%.

Любимые игры детей – подвижные – 63%

Дидактические, интеллектуальные – 37%

Руководство для покупки игр, игрушек – просто так, поощрение, желание ребенка 83%

Для развития ребенка – всего 17%.


Современная концепция модернизации общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоениеобучающимся определенной суммы знаний, но и на
развитие его личности, его познавательных и созидательных
способностей.
Стратегия модернизации
образования:
конкурентноспособность;
компетентность;
мобильность;
способность нести
ответственность.

Результат для индивида успешность, социальная конкурентоспособность.

Социализация– это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и

личностного
развития.
Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного
взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит
не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать,
владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он
является.

Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя

взаимосвязанными путями.
Во-вторых, овладение
социальным опытом
реализуется как
целенаправленный
процесс: воспитание,
просвещение, обучение.
Во-первых, оно идет
стихийно
В-третьих, социальный
опыт ребенка
складывается и
спонтанно.

Работая с детьми начальных классов, мы вместе с учителями ставим перед собой задачи в социализации личности ребенка:

Адаптировать
Помочь
ребенку
формиро
вать и
использо
вать свой
социальн
ый опыт;
важные, но
сложные
жизненные
явления и дать
детям о них
представления
Оградить
детей от
асоциальных влияний,
сформировать навыки
выживания и духовного
противостояния.
Помочь
Сглаживать
проявления социальной и
материальной стратификации в детской
среде, воспитывать у детей основы
гуманистической личностной позиции в
условиях имущественного неравенства;
ребенку
обращаться к своему
жизненному опыту на
рефлексивном уровне,
сделать его предметом
самопознания,
самоанализа.

Работа по развитию социальной активности поможет ребёнку:

приобрести четкие представления о нормах и
правилах, существующих в обществе;
научиться чувствовать и понимать других
людей;
приобщиться к общечеловеческим
ценностям: добру, красоте, здоровью,
счастью;
увидеть ценность каждого и всего живущего
и растущего на земле;
приобрести уверенность в себе;
научиться принимать решения и достигать
результаты в соответствии с
поставленной целью.

Сначала изучается представление о
самом себе, своём месте в школьном
коллективе. Этому способствуют игры,
тренинги, работа в группах, чтение и
обсуждение книг, ролевые игры,
рисование, работа с пиктограммами.
Игры: «Я – ученик», «Найди пару»,
«Знакомство», «Приветствие»,
«Разговор по телефону».
Рисование на темы: «Моя семья», «Кто
мне дорог», «Красивое и безобразное»,
рисование самого себя

Задачи

Развитие у детей гражданского
самосознания.
Формирование у ребёнка таких
качеств личности как
предприимчивость, активность,
практичность.
Формирование экологического
сознания и ответственности за
жизнь будущих поколений.
Повышение ценности здоровья,
формирование здорового
образа жизни.
Формирование положительной
системы нравственных и
духовных ценностей.
Вовлечение детей в совместную
трудовую деятельность.

Формирования самооценки, осознанию своего «Я».

Беседа на тему «Кто ты? Какой
ты?»
Игра «Волшебный
магазин».
Во что я верю?
Что я знаю? Что умею?
милосердие смелость благородство Какие поступки я совершаю?
Кем я хочу быть?
любовь радость целеустремлённость
Чем я могу помочь близким?
Родине?
удача честность нежность успех
Кто или что помогает тебе
стать лучше?
Что бы вы хотели
Какой поступок ты никогда не
«купить"?
совершишь?
Какие свои недостатки
Чему ты можешь научить
младшего?
или неприятности хотели
Игры «Горячий стул», «День
бы «обменять» на то, что
рождения ».
есть в «магазине»?

Что прекрасное и что безобразное ты видел сегодня по пути в школу?

Как сделать лучше?

Зачем это нужно? Главный девиз наших совместных дел:
Кто, если не мы,
Для кого?
Когда, если не сейчас,
Кто будет
Наша жизнь в наших руках.
участвовать?
С кем вместе?
Кто нам поможет?
К каким
результатам мы
стремимся?

В ходе работы над заинтересовавшими проблемами ребята научились:

ставить цель, и идти
к её достижению
доступными
средствами,
работать в команде,
привлекать к своим
делам взрослых,
агитировать,
отстаивать свою
точку зрения.

Озеленение и благоустройство школьной территории,
проведение субботников.
Акция «Чистые реки».

Забота о пожилых
Организация товарищеской взаимопомощи

Проведение бесед, конкурсов,

Выпуск тематических буклетов, сборников
для учащихся, публикации в газетах

Работа над проектами
«Посади елочку»
«Костюмерная для школы»

Показатели сформированности надпредметных понятий

уровень сформированности
нравственной культуры;
уровень развития гражданского
самосознания и гражданской
ответственности;
уровень развития патриотических
чувств;
уровень сформированности
толерантности.

Методики

«Оценка уровня
сформированности гражданского
самосознания учащихся»;
«Самоанализ (анализ) личности»;
«Шкала совестливости»;
«Методика для изучение
социализированности личности
учащегося»

Оценка ключевых компетенций учащихся

«Как я оцениваю свое здоровье»;
«Размышляем о жизненном опыте»
(младшие школьники);
«Оценка уровня конфликтности»;
Тест «Оценка коммуникативных
умений»;
Методика изучения типа личности в
общении;
«Оценка уровня общительности»;

«Репка» (сформированность
компетенции с/совершенствования,
с/регулирования, с/развития,
личностной и предметной рефлексии);
Мотивы участия школьников в
деятельности;
«Позиция школьника», «Отношение к
учению» (учебная мотивация).

Оценка социального опыта

«Оценка уровня творческого
потенциала»;
«Направленность личности»;
«Школьная тревожность»;
«Исследование самооценки»;
«Стиль поведения в конфликте»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Компетентностный подход к социализации школьников Царегородцева Ольга Степановна

Социализация 1. Что такое позитивная социализация учащихся? 3. Проблемы позитивной социализации учащихся в образовательной политике России 4. Формирование воспитательной системы школы как условие успешной социализации учащихся 5. Критерии оценки эффективности процесса позитивной социализации учащихся 6. Опыт позитивной социализации учащихся в школах Южного округа г.Москвы «Принятие индивидом в процессе социального взаимодействия определенных норм и ценностей, взглядов и образа действий»; «процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества»; «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности» и т.д.

Что такое позитивная социализация? Позитивная социализация учащихся – важная цель воспитания Социализация - это и адаптация к среде, и интеграция в определенную среду Результат для индивида – успешность, социальная конкурентноспособность. Стратегия модернизации образования: конкурентноспособность; компетентность; мобильность; способность нести ответственность.

Выбрать из списка ключевых компетенций те из них, которые относятся к результатам социализации. Показатели сформированности надпредметных понятий: уровень сформированности нравственной культуры; уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности; уровень развития патриотических чувств; уровень сформированности толерантности.

Государственная политика в сфере воспитания детей и молодежи Национальная образовательная стратегия – инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ СТРАТЕГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И КОНСОЛИДАЦИИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

« НАША НОВАЯ ШКОЛА » Направления Обновление содержания образования. Новое поколение образовательных стандартов Поиск и поддержка талантливых детей Ключевая роль учителя Комфортная для ребенка обстановка в школе Сохранение и укрепление здоровья школьников

Социализация личности как образовательный результат реализации требований стандартов нового поколения

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности - гражданина России является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Концепция определяет: характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Базовые национальные ценности Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Труд и творчество Наука Традиционные российские религии Искусство и литература Природа Человечество

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания: нравственный пример педагога; социально-педагогическое партнерство; индивидуально-личностное развитие; интегративность программ духовно-нравственного воспитания; социальная востребованность воспитания.

Критерии оценки эффективности позитивной социализации учащихся: компетентностный подход Компетенция (от лат. « c ompeteo » - добиваюсь, соответствую, подхожу) - это знание, опыт, умение по кругу вопросов в которых кто-либо хорошо осведомлен) Компетентность - это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Таким образом, компетентность проявляется в деятельности

Методики « Оценка уровня сформированности гражданского самосознания учащихся»; «Самоанализ (анализ) личности»; «Шкала совестливости»; «Методика для изучения социализированности личности учащегося» « Диагностик а состояния духовно - нравственных качеств личности учащихся » Н. С. Маляковой « Изучение уровня эмпатии » И. М. Юсупова

Оценка ключевых компетенций учащихся «Как я оцениваю свое здоровье»; «Размышляем о жизненном опыте» (младшие школьники); «Оценка уровня конфликтности»; Тест «Оценка коммуникативных умений»; Методика изучения типа личности в общении; «Оценка уровня общительности »; «Репка» (сформированность компетенции с/совершенствования, с/регулирования, с/развития, личностной и предметной рефлексии); Мотивы участия школьников в деятельности; «Позиция школьника», «Отношение к учению» (учебная мотивация).

Оценка социального опыта «Оценка уровня творческого потенциала»; «Направленность личности»; «Школьная тревожность»; «Исследование самооценки»; «Стиль поведения в конфликте»


как средство социализации

учеников предшколы

Воспитатель класса предшкольной подготовки

Феденева С.В.


"Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..."

А.С.Макаренко


« Игра - это наиболее эффективная форма социализации ребёнка, в которой закладываются основы будущей личности»

Н.Смирнова


  • обучающая;
  • развлекательная;
  • коммуникативная;
  • воспитательная;
  • развивающая;
  • релаксационная;
  • психологическая.

Структурные компоненты:

Совокупность социальных знаний; способность к передаче социальной информации.

информационный

Интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме; самооценка.

мотивационный

Интенсивность участия в игровой деятельности; социально-адекватная нормативность поведения; творческая актуализация собственного опыта

деятельностный


Особенности:

разнообразие предметного содержания игр, представляющего широкий спектр знаний об окружающем мире;

эмоциональная привлекательность, обеспечивающая мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом;

практическая направленность на творчество, дающая возможность самореализации, опыт индивидуального проживания уникальных социальных ролей, навыки социально адекватного поведения.


  • В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
  • Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо".
  • В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
  • Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
  • В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Цели предшколы для социализации шестилеток

Создать условия для полноценного социального развития детей;

Продумать виды и формы педагогической деятельности, в том числе игровые действия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т.п.

Определить уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, интерес к сверстникам, к классу и др.).

СВОДНАЯ МАТРИЦА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Ф.И. ученика

1 четв

Антонова Александра

2 четв

Алсуфьева Виктория

Букина Елизавета

3 четв

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками

4 четв

Виллип Сергей

1 четв

Давыдов Иван

2 четв

Кайратова Адель

Кононов Илья

3 четв

4 четв

Комова Ева

Кузнецов Радомир

1 четв

Курмамбаева Карина

2 четв

Латышев Андрей

3 четв

Ларина Татьяна

4 четв

Мамонов Александр

Неверовский Роман

Приголовкина Полина

Попов Иван

Семенов Матвей

Сухорукова Арина

Сысоева Влада

Сауткин Роман

Устинов Устин

Шахматов Данил


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

1 ЧЕТВЕРТЬ

2 ЧЕТВЕРТЬ

ВЫШЕ НИЗКОГО

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

Вывод: продолжать работу над привитием культуры поведения через все виды игровой деятельности


  • Взаимодействие со взрослыми и сверстниками

1 ЧЕТВЕРТЬ

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

ВЫШЕ НИЗКОГО

2 ЧЕТВЕРТЬ

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

Вывод: продолжать работу над развитием взаимодействия шестилеток со взрослыми и сверстниками через игровую деятельность и повседневную жизнь


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

1 ЧЕТВЕРТЬ

2 ЧЕТВЕРТЬ

ВЫШЕ НИЗКОГО

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

Вывод: продолжать работу над развитием нравственных норм через игровую деятельность и повседневную жизнь


Все сказанное позволяет сделать вывод, что одним из основных средств социализации дошкольников является игровая деятельность.

Не зря С.Т. Шацкий говорил:

«Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».